Общая характеристика Сбербанка Российской Федерации

Введение


Сберегательный банк Российской Федерации - старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Сегодня по многим показателям банк является признанным лидером отечественной банковской системы, во многом обеспечивая ее стабильность и надежность. Сберегательный банк среди лидирующей группы банков занимает особое место. Клиентами Сбербанка исторически являются физические и юридические лица.

Банк стремится оказывать все виды банковских и небанковских операций, поскольку совершаемые им операции - это доходообразующие факторы в его деятельности. Для более подробного изучения деятельности банка я проходил производственную практику в отделении Сбербанка №83/098 в городе Абдулино Оренбургской области.

Целью прохождения производственной практики является адаптация теоретических знаний к практической действительности, и исследование в области организации и осуществления деятельности ОАО "Сбербанк России". В связи с этим были поставлены следующие задачи:

закрепление и углубление знаний, полученных в ходе теоретического обучения, применение их к практическому решению финансовых проблем организаций;

знакомство с организацией и постановкой производственной, экономической, финансовой, информационно-аналитической и управленческой работы организации;

знать основные законодательные и нормативные документы и материалы, регулирующие и определяющие деятельность организации;

иметь опыт практической работы на должностях финансово-экономических служб различных организации, в целях развития навыков самостоятельной работы;

иметь представления и приобрести навык работы по сбору, обработке и анализу экономической информации.

сбербанк экономический финансовый управленческий


1. Общая характеристика Сбербанка РФ


1.1 История развития Сбербанка России


Человек потребляет и производит в процессе своей жизнедеятельности различные блага. Но он не в состоянии израсходовать большинство ресурсов сверх определенной меры, а выработать переизбыток вполне может. То, что получено, но не употреблено, называется сбережением.

Однако не все продукты (природного или производственного происхождения) обладают способностью сохранять свои полезные свойства долгое время, поэтому целесообразно перевести их в более устойчивую к различным разрушающим воздействиям форму, обладающую при этом способностью обмениваться на всевозможные блага - деньги. Сбережения, преобразованные в деньги, можно хранить сколь угодно долго и, когда будет необходимо, обменять на нужный предмет или услугу. Для увеличения сбережений и предотвращения обесценивания, деньги необходимо использовать как ресурс для создания новых благ, приносящих еще большие накопления (инвестировать).

Сберегательные банки возникли в Европе еще в XVIII веке, хотя существуют записи, согласно которым идея таких финансовых структур появилась ещё в Англии примерно в 1697 году.

Первые сберегательные банки возникли во Франции. В 1765 году на территории современной коммуны под названием Brumath в районе Страсбурга был создан первый сберегательный банк. Также к тому времени возникли сберегательные банки в немецком Гамбурге и швейцарском Берне в 1778 и 1787 годах соответственно. В Англии первый сберегательный банк открыли только в 1799 году, здесь же в 1861 году было положено начало развитию системы почтовых сберегательных банков - наиболее распространенного типа банков за рубежом. В 1816 году в США был открыт первый чартерный банк, а с 1819 года действует первый сберегательный банк.

Основная задача сберегательного банка - это депозитное обслуживание клиентов, преимущественно физических лиц. Клиентами таких банков могут являться люди с невысоким достатком. Банки могут также выполнять другие функции, например, кредитование, но основной задачей является именно хранение денег. Сберегательные банки могли создаваться по инициативе как государства (как, например, в России), так и по инициативе деловых кругов (как в США).

Первой задумалась над проектом организации сберегательного дела в России Екатерина II.

В 1841 году Николай I подписал проект учреждения сберегательных касс для обеспечения сохранности денег бедных слоев населения.

В 1888 году сберкассы получили полномочия работать не только с физическими лицами, но и с юридическими (церквями и штрафными капиталами предприятий). Расширилась сфера услуг сберкасс: стали принимать вклады на имена детей и выдавать родственникам сбережения умерших клиентов, переводить денежные средства из кассы в кассу. Повысился до четырех процент накопления.

При Александре III кассы стали учреждать при всех больших торгово-промышленных центрах страны, казначействах и банках. Государство начало использовать средства, накопленные сберегательными кассами, для облегчения конверсии внутренних государственных займов и реализации железнодорожных займов. Сберкассы стали воплощать сберегательную политику государства не только привлекая средства вкладчиков, но и осуществляя инвестиции, выдавая ссуды.

В 1895 году за сберкассами закрепилась функция финансовой поддержки правительства. Кассы получили статус государственных, что гарантировало сохранность сбережений, обязывало хранить тайну вклада, облегчало открытие новых филиалов. [20]

К 1914 году сберкассы превратились в кредитные учреждения.

В 1917 - 1922 годах по понятным причинам произошел кризис сберегательной системы.

В 1923 году была открыта первая советская сберкасса, призванная аккумулировать средства населения с целью дальнейшего направления их на развитие народного хозяйства. В этом же году появились посреднические кассы, создаваемые при каждом предприятии и учреждении. Теперь функции сберегательных касс состояли не столько в сбережении средств населения, сколько в выполнении, за счет приобретенных средств, активных банковских операций в пределах разумного риска, в том числе и кредитно - инвестиционных.

С 1923 года до 1987 года сберегательное дело было полностью монополизировано государством.

С 1990 года Центробанку РФ (государству) принадлежит 51% акций Сбербанка, который преобразован в коммерческий банк. Сохранность средств вкладчиков гарантирована государством. [2]


.2 Сберегательный банк России: структура и хозяйственно-финансовая деятельность


Учредитель и основной акционер Банка - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2013 г., ему принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности. Президентом и председателем правления Сбербанка в настоящее время является Герман Греф. [17]

Сберегательный банк России создан с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и предприятий и их эффективного размещения на условиях возвратности, платности, срочности в интересах вкладчиков банка и развития хозяйства. Банк занимается кредитно-расчетным обслуживанием хозяйственных структур, осуществляет валютные операции по расчетам клиентов с иностранными партнерами.

С переходом к рыночным отношениям Сберегательный банк РФ способствует инвестированию сбережений населения в экономику через участие в рынке ценных бумаг, либо напрямую путем приобретения средств производства и самостоятельной предпринимательской деятельности.

Банк сосредоточивает значительный объем депозитов и выполняемых операций, имеет широкую сеть учреждений, филиалов, значительную численность персонала.

Основным структурным элементом системы Сберегательного Банка России выступают отделения.

Они могут иметь операционные отделы, филиалы, обслуживающие клиентов, а также создавать агентства по согласованию с другими организациями. Кроме того, Сберегательный банк России вправе создавать дочерние учреждения с правом юридического лица, собственным капиталом и контрольным пакетом акций, принадлежащих банку как на территории Российской Федерации, других государств СНГ, так и за границей.

Основное направление в деятельности Сберегательного банка России состоит в оказании населению разнообразных услуг. Сбербанк осуществляет: прием и выдачу вкладов; кредитно-расчетное обслуживание клиентов; новые виды услуг, выдачу поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме; покупку и продажу организациям и населению иностранной валюты и др.

Банк стремится максимально соблюдать интересы вкладчиков и заботится об удовлетворении собственных интересов, добиваясь получения наибольшей прибыли от кредитной и прочей деятельности.

Сберегательный банк работает на принципах полного хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и полную независимость от вышестоящих структур в определении порядка кредитно-расчетного обслуживания клиентов, в первую очередь акционеров.

Основными доходами Сбербанка являются:

доходы от Центрального банка РФ за предоставленные кредитные ресурсы;

сумма комиссионных вознаграждений за банковские услуги;

проценты, уплаченные за пользование кредитом;

курсовая разница по государственным облигациям;

сумма доходов от ценных бумаг и прочих доходов;

доходы от валютных операций.

К основным расходам Сбербанка относятся:

проценты, выплачиваемые по вкладам и счетам клиентов;

выплата заработной платы работникам банка;

административно-хозяйственные и операционные расходы;

расходы на инкассацию;

амортизационные отчисления;

расходы на техническое обслуживание вычислительной техники;

оплата услуг по информационно-вычислительному обслуживанию;

расходы на капитальный ремонт;

прочие расходы.

Главным показателем деятельности и основным источником собственных средств банка является прибыль. Она определяется по итогам работы за год исходя из фактической суммы доходов и расходов банка (из общей суммы доходов вычитаются операционные расходы, материальные и приравненные к ним затраты и расходы на оплату труда).

За счет прибыли банка формируются фонды: основных средств, производственного и социального развития, заработной платы и др. Фонд основных средств состоит из принадлежащих банку зданий, сооружений и другого имущества. Фонд производственного и социального развития формируется по установленному нормативу от прибыли, остающейся в распоряжении банка, и направляется на финансирование мероприятий по развитию и укреплению материальной базы; строительство служебных зданий и жилых домов; оснащение банка современными средствами вычислительной техники; другие производственные и социальные нужды. Фонд заработной платы образуется и расходуется в установленном порядке на оплату труда.

К основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности банка можно отнести: соотношение собственных и заемных средств; рентабельность (общая рентабельность, рентабельность собственного капитала и др.). Назначение этих показателей - обеспечить оперативное управление коммерческой деятельностью Сбербанка и оценку его финансового состояния.[4]


.3 Организационно-экономическая характеристика ОАО Сбербанк России


Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества, открыто типа в соответствии с законом РСФСР " О банках и банковской деятельности в РСФСР ". Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банка РФ (ЦБ РФ), который обладает более 60% акций уставного капитала банка. Его акционерами являются также 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 года в ЦБ РФ. Банк является юридическим лицом и со своими филиалами и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России. Основной целью деятельности банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных операции и иных банковских операции и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли. [17]


Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности банка

Показатели2011 г.2012г.2013г.2013г. к 2011г., %Валюта баланса159966073061953819588725512012290159,5-в том числе собственный капитал104988715413006424391651496148157,3Доходы85232472301041941916313581754219159,3Расходы7473360076911877672411930258071159,6Чистая прибыль746269550872060664969172892129,9Чистая ссудная задолженность 571430072176588709429772750284171,0Объем просроченной задолженности:96758761037027312599945130,2Число филиалов (дополнительных офисов)19420192491858895,7

Как видно из таблицы 1, в период 2011-2013 гг. ОАО "Сбербанк России" увеличило валюту баланса в 2013 г. на 9515404984 тыс. руб. по сравнению с 2011 г. за счет увеличения собственного капитала.

В 2011 году доходы Банка составили 8523247230 тыс. руб., а в 2013 году они выросли на 5058506989 тыс. руб.

В 2011 году расходы составили 743360076 тыс. руб., а в 2013 году они увеличились на 4456897995 тыс. руб. В результате мы получаем, доходы превышают расходы, это значит, что Банк имеет прибыль. Показатель прибыли является важнейшим показателем эффективности, качества работы деятельности ОАО "Сбербанк России", повышение производительности труда.

Чистая прибыль в 2013 году по сравнению с 2011 году выросла на 29,9%.

Ссудная задолженность ОАО "Сбербанк России" включает в себя задолженность населению и юридическим лицам. Она составила в 2013 году 171 % по сравнению с 2011 годом, так как увеличилась ссудная задолженность населения и юридических лиц. Из-за увеличения ссудной задолженности населению и юридическим лицам, повысился объем просроченной задолженности в 2013 году на 2924069 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом (130,2%).


Таблица 2 - Динамика состава и структуры доходов банка


Как видно из таблицы наибольший процент в доходах ОАО "Сбербанк России" составляют доходы, полученные в виде процентов, около 80,6 % в 2013 году от общего количества доходов. В эту статью входят проценты от размещения средств в кредитных организациях, от ссуд, предоставленных клиентам, не являющимся кредитными организациями , от оказания услуг по финансовой аренде (лизингу) , от вложения в ценные бумаги. В 2013 году по отношению к 2011 сумма доходов, полученных в виде процентов, незначительно увеличилась, на 3,6 %.

Вторую по величине составляет статья комиссия полученная, на ее долю приходиться около 12,3 % доходов банка. В течение рассматриваемого периода эта статья уменьшилась, но не значительно. В 2011 году показатель составляет 12,3%, а в 2013 году 11,4 % от общего количества.


Таблица 3 - Динамика состава и структуры расходов банка


По данным таблицы 3 в первую очередь следует отметить те статьи расходов, которые составляют наибольшую долю в общей сумме расходов банка. Во всех трех рассматриваемых периодах наиболее существенную часть расходов составили проценты, уплаченные за привлеченные кредиты - их доля в 2013 году достигла 77%, а в 2011 году их доля составляла 72,7%. Так же большую часть расходов составили расходы на содержание аппарата, их доля составила 17,6% в 2011 году, и снизилась до 10,2% в 2013 году. Так же снизились другие расходы , в 2011 году они составляли 5,6%, а в 2013 году они составили 1,6%. Всего же, по таблице 3, можно сказать, что расходы банка за исследуемый период значительно возросли в 2013 году по сравнению с 2011 годом, и выросла в 2 раза.


Таблица 4 - Динамика состава активов банка, млрд. руб.

2011201220132013г. к 2011г., %Наименование статейСумма%, от суммыСумма%, от суммыСумма%, от суммыКредиты юридическим лицам7284,831,37953,630,28707,129,8119,5Кредиты физическим лицам2348,910,12875,910,93195,510,9136,0Кредиты банкам, корреспондентские счета и депозиты, овернайт в банках426,91,8550,22,1801,52,7187,7Долговые ценные бумаги1588,96,81871,37,11913,66,5120,4Работающие активы, итого*11649,550,013058,549,614 617,7050,0125,5Итого активов23299,0100,026309,5100,029235,4100125,5

Активы группы по МФСО увеличились в 2013 году на 25,5% составили и 29235,4 млрд.руб. В абсолютном выражении выросли кредиты юридическим и физическим лицам. Портфель долговых ценных бумаг вырос на 20,4 % 1913,6 млрд. руб., а доля ценных бумаг в активах группы составила 6,5% на конец 2013 года. Работающие активы группы в 2013 году выросли 14617,7млрд.руб. ( на 25,5% по сравнению с 2011 годом).


Таблица 5 - Динамика состава пассивов банка, тыс. руб.


Обязательства группы увеличились на 27,9 % и составили 14038,6 млрд.руб. Рост обязательств обусловлен прежде всего увеличением средств физических лиц на 19,7 % - до 7474 млрд.руб. Объем прочих заемных средств значительно увеличился в 2013 году( на 73,9 %), за счет новых привлечении в рамках среднесрочной программы заимствований ( MTN-программа) и привлечения синдицированного кредита от консорциума иностранных банков. Также в 2013 году отмечался рост корпоративных клиентов ( на 20,9 %), средств других банков ( на 39,4%) и собственных ценных бумаг ( на 68,7 %). Существенное увеличение источников финансирования Группы в 2013 году, а также высокий уровень достаточности капитала обеспечили необходимые условия для частичного досрочного погашения Группой субординированного кредита, полученного от Банка России, в сумме 100 млрд руб.


.4 Деятельность ОАО " Сбербанк России"


В сегодняшнем Сбербанке почти ничего не напоминает о сберегательных кассах, функции которых он выполнял на протяжении значительного периода своей истории. Но удивительно другое: Сбербанк уже мало похож даже на самого себя всего лишь десятилетней давности!

Способность к переменам и движению вперед - признак отличной "спортивной" формы, в которой находится сегодня Сбербанк. Титул старейшего и крупнейшего банка России не мешает ему открыто и добросовестно конкурировать на банковском рынке и держать руку на пульсе финансовых и технологических перемен. Сбербанк не только шагает в ногу с современными тенденциями рынка, но и опережает их, уверенно ориентируясь в стремительно меняющихся технологиях и предпочтениях клиентов. [14]

Сбербанк - это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150-й российской семье.

На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,6% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 ноября 2013 года).

Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю в конце 2013 г. приходится 43,3% вкладов населения, 32,7% кредитов физическим лицам и 32,1% кредитов юридическим лицам.

Сбербанк - это 16 территориальных банков и более 19 тысяч отделений по всей стране, во всех 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Только в России у Сбербанка более 106 миллионов клиентов - больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек (по состоянию на конец 2013 г.)

Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.

Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии "Кредитная фабрика", созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля.

Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, Сбербанк с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:

онлайн-банкинг "Сбербанк Онлайн" (более 7 млн активных пользователей);

мобильные приложения "Сбербанк Онлайн" для смартфонов (более 1 млн активных пользователей)

SMS-сервис "Мобильный банк" (более 13 млн активных пользователей).

одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 83 тыс. устройств). [13]

Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию "ответственного кредитования".

Среди клиентов Сбербанка - более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 20% корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть - это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.

Сбербанк - это команда, в которую входят более 250 тыс. квалифицированных сотрудников, работающих над превращением банка в лучшую сервисную компанию с продуктами и услугами мирового уровня. Сбербанк - это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший VBI) и в Турции (DenizBank).

Сделка по покупке DenizBank была завершена в сентябре 2012 года и стала крупнейшим приобретением за более чем 170-летнюю историю Банка. Сбербанк России также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, управляет Sberbank Switzerland AG. В 2013 году состоялся официальный запуск бренда Сбербанка в Европе.

Сбербанк сегодня - единственный российский банк, входящий в топ-50 крупнейших банков мира. В рейтинге топ-1000 крупнейших банков мира по капиталу (Top 1000 World Banks), опубликованном журналом The Banker, Сбербанк занял 34 место, поднявшись на 15 позиций по сравнению с предыдущим годом. Немаловажно, что Сбербанку принадлежит в этом рейтинге 1 место в мире по рентабельности активов (ROA), 1 место по рентабельности собственного капитала (ROE) и 5 место в мире по соотношению "капитал к активам".

В 2013 году Сбербанк занял 63 место в рейтинге самых дорогих мировых брендов, опубликованном консалтинговой компанией Brand Finance. Стоимость бренда Сбербанка оценена в $14,16 млрд: за год она выросла почти на $3,4 млрд. Тем самым Сбербанк признан самым дорогим брендом России.

Основным акционером и учредителем Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, который владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы.

Обыкновенные и привилегированные акции банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США.


2. Политика банка в области кредитования юридических лиц и пути совершенствования


.1 Характеристика Абдулинского отделения №83/098 ОАО "Сбербанк России"


Наименование: Доп. офис №83/098 - 05486230136

Категория: обслуживание физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Кредиты физ. Лицам: ДА

Кредиты юр. Лицам: ДА

Наличие доступа инвалидам: ДА

Руководитель отдела: Гончаров Василий Николаевич

Полный адрес: 461744 Оренбургская область Абдулино ул. Коммунистическая 286

Телефоны: (35355)25794

Режим работы: Пн.,Вт.,Ср.,Чт.,Пт.

Время работы: 08:30 18:50

Абдулинское отделение № 83/098 является структурным подразделением Сберегательного банка России, то есть входит в единую организационную структуру Сбербанка России и является его филиалом, осуществляющим функции Сбербанка РФ на территории Оренбургской области.

В своей деятельности Абдулинское отделение № 83/098 руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации, носящими обязательный характер, Уставом Банка, а также Положением о территориальном банке (филиале) "Сбербанка России".

Абдулинское отделение № 83/098 не является юридическим лицом. Он вступает в хозяйственные, договорные, кредитно-расчетные отношения от имени Сбербанка России.

Абдулинсоке отделение № 83/098 имеет отдельный баланс, являющийся неотъемлемой частью баланса Сбербанка России. В соответствии с правилами, установленными ЦБ РФ, филиал в составе сводного баланса Сбербанка России обеспечивает:

соблюдение экономических нормативов и показателей ликвидности;

депонирование части привлеченных средств в фонде обязательных резервов, предусмотренных действующим в РФ законодательством о банках;

создание внутри банковских резервов и страховых фондов.

Ответственность по обязательствам территориального банка несет Сбербанк России.

Деятельность отделения строится на основе бизнес-плана в соответствии со стратегическими планами, предусмотренными Концепцией развития Сбербанка России до 2006 года, которая включает следующие основные пункты:

Обеспечение качественно нового уровня обслуживания граждан и юридических лиц;

Защита интересов клиентов банка путем размещения привлекаемых средств в наименее рискованные вложения;

Использование современных банковских технологий;

Последовательное наращивание капитала банка, обеспечение финансовой устойчивости, поддержание ликвидности и платежеспособности банка.

В Абдулинском отделении №83/098 Сбербанка России функционируют следующие отделы, которые контролируют все сферы деятельности банка.

Юридический отдел, в функции которого входит: защита имущественных и неимущественных прав и интересов отделения, обеспечение строгого соблюдения законности в его деятельности; Правовое обеспечение деятельности Головного отделения, его структурных подразделений, а также отделений Сбербанка России, расположенных (функционирующих) на территории Оренбургской области, в том числе обеспечение новых форм банковской деятельности.

Отдел банковских карт, основной задачей которого является: увеличение масштабов деятельности по всем направлениям карточного бизнеса, наращивание темпов эмиссии карт международных платежных систем и АС СБЕРКАРТ, развитие инфраструктуры и повышение качества обслуживания клиентов; организация работы:

по развитию безналичных расчетов на основе банковских карт международных и российских платежных систем;

по доведению информации по банковским картам, совместно с сектором общественных связей, до потребителей.

по обработки информации по операциям, совершаемым с применением банковских карт в учреждениях Сбербанка России, расположенных на территории Оренбургской области;

по эксплуатации комплекса программно- технических средств, используемых в процессе обработки операций при работе с банковскими картами;

по обеспечению конфиденциальности, сохранности и защиты информационных баз данных (совместно со службой безопасности отделения);

по подготовке и сертификации персонала банка по тематике банковских карт международных и российских платежных систем.

Отдел вкладов населения, задачами которого являются : осуществление на территории Оренбургской области единой политики привлечения средств населения в рублях и иностранной валюте в пассивы отделения; организация работы по :

продвижению имеющихся и внедрению новых услуг банка на региональном финансовом рынке;

обеспечению высокого качества и культуры обслуживания клиентов;

повышению профессионального уровня операционно-кассовых работников Банка;

привлечению средств населения в рублях и иностранной валюте;

развитию безналичных поступлений и расчетов.

Отдел организации РКО юридических лиц и бюджетов.

Задачами отдела являются: осуществление привлечения средств юридических лиц в валюте Российской Федерации в пассивы отделения; организация работы:

по привлечению и комплексному обслуживанию юридических лиц в структурных подразделениях, расположенных на территории области;

по привлечению корпоративных клиентов на обслуживание в отделениях области;

по обслуживанию бюджетов и внебюджетных фондов в отделениях области.

Отдел кредитования, задачами которого являются:

осуществление финансирования, кредитования и предоставление банковских гарантий в рублях и иностранной валюте для реализации коммерческих программ, проектов Головного отделения и его клиентов, направленных на наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей предприятий, организаций и граждан в продукции (работах и услугах);

организации проведения операций долгосрочного и краткосрочного кредитования юридических и физических лиц.

Отдел безопасности и защиты информации, задачами которого является:

обеспечение экономической безопасности Абдулинского отделения № 83/098.

обеспечение защиты информационных технологий отделения.

охрана отделений и филиалов.

Отдел по работе с персоналом. Задачами отдела являются:

совершенствование системы управления персоналом, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития отделения;

повышение эффективности системы подбора, подготовки и расстановки кадров в целях обеспечения количественного и качественного соответствия человеческих ресурсов, занятых в Отделении, основным направлениям его функционирования.

Административный отдел, задачами которого являются обеспечение хозяйственного и социально-бытового обслуживания аппарата отделения.

Отдел кассовых операций. Задачами отдела являются:

осуществление кассовых операций в отделении, их координация и контроль;

бесперебойное кассовое обслуживание юридических лиц, являющихся клиентами отделения, а также отделений и дополнительных офисов, закрепленных за кладовой Банка;

обеспечение учета и сохранности ценностей, поступивших в кладовую Банка;

обеспечение платежного оборота денежной наличности.

Отдел кассовой работы и инкассации. Задачами отдела являются: перевозка денежной наличности, ценностей, а также оказание клиентам и учреждениям Банка услуг по сбору и доставке ценностей.

Отдел ценных бумаг. Задачами отдела являются:

организация работы отдела и отделений области по валютным операциям, связанным с осуществлением внешнеэкономической и иной деятельности, предполагающей проведение валютных операций клиентов - юридических лиц;

организация проведения международных расчетов в форме документарных операций (аккредитивов, инкассо, гарантий) отдела и отделений;

осуществление операционного обслуживания юридических лиц- клиентов (резидентов нерезидентов) в иностранной валюте и в рублях;

- организация работы отдела и отделений по осуществлению функций валютного контроля за операциями клиентов в иностранной валюте, по формированию и предоставлению органам валютного контроля требуемой отчетности и другой информации и документации;

организация работы отдела по осуществлению денежных переводов в иностранной валюте, не связанных с экспортом/ импортом товаров, работ и услуг;

организация работы отдела и отделений по валютно-обменным операциям и операциям с платежными документами в иностранной валюте;

организация работы отдела и отделений по проведению операций с драгоценными металлами и памятными монетами, содержащими драгоценные металлы.

Отдел ресурсов. Задачами отдела являются:

управление с целью поддержания текущей и долгосрочной ликвидности отделения;

обеспечение наиболее полного и эффективного использования временно свободных денежных средств отделения;

координация действий подразделений Отделения в части ведения активно-пассивных операций;

организация работы по контролю над открытой валютной позицией.

Контроль - ревизионный отдел. Задачами отдела являются:

обеспечение контроля за соблюдением Оренбургским отделением №83/098 и его сотрудниками требований законодательства РФ, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику Банка, должностных инструкций;

осуществление контроля за соблюдением Оренбургским отделением №83/098 правил ведения бухгалтерского учета, достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности.

Операционный отдел. Задачами отдела являются: обеспечение универсального обслуживания юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) всеми видами банковских операций и услуг.


.2 Кредитование юридических лиц


Сбербанк предоставляет кредиты юридическим лицам, а также осуществляет долгосрочное финансирование, предоставляя средства для реализации инвестиционных проектов компании. Сбербанк готов предоставить кредиты на условиях, учитывающих специфику деятельности компании: среди прочих кредиты предоставляются операторам торговых сетей, предприятиям серебро- и золотодобывающей отрасли, сельскохозяйственным производителям. В линейке наших продуктов - овердрафтное кредитование, кредитование операций с аккредитивной формой расчетов, кредиты под залог объектов коммерческой недвижимости.

Все виды кредитов выдаются банком в валюте, устраивающей клиента. Сроки кредитования определяются потребностями организации. Но на сегодняшний день чаще всего банк предлагает краткосрочные (до 1 года) или среднесрочные (от 1 до 2-х лет) кредиты.

Одно из условий предоставления кредитов юридическим лицам является необходимость предоставления залога. Безусловно, это уменьшает возможные риски банка, но одновременно увеличивает расходы клиента на оценку и страховку предмета залога. А при оформлении кредитов в больших размерах, банк, требуют предоставить обеспечение в виде ликвидного залога, либо оформить поручительство собственников бизнеса.

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде;

подготовка и заключение кредитного соглашения;

контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк.

Эти документы - необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

Прогноз финансирования, поступления денежных средств необходим для оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежных средствах, капиталовложениях и т.д.

Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и отчет о прибылях и убытках на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежных средств по неделям, месяцам, кварталам. Важный источник дополнительной информации для банка - налоговые декларации. В них содержатся сведения, не включенные в другие документы и отражающие налоговые выплаты заемщика. [6]

Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предоставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций, доходности и окупаемости. Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы.

После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Изучение кредитоспособности и оценка риска. Эксперты отдела кредитоспособности, прежде всего, обращаются к архивам своего банка. [4]

Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях. Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т.д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала. [7]

Отдел кредитоспособности может также обратиться к специализированным кредитным агентствам и получить у них отчет о финансовом положении предприятия. Отчет содержит сведения об истории компании, ее операциях, рынках продукции, филиалах, регулярности оплаты счетов, размерах задолженности и т.д. Наибольшей популярностью среди внешних источников информации пользуются запросы у других банков, обслуживающих данного клиента, и у его торговых партнеров. Эти сведения особенно ценны, так как они основаны на прошлом опыте прямого общения с данной компанией. При изучении заявки на кредит кредитный инспектор может произвести инспекцию фирмы на месте и побеседовать с ключевыми должностными лицами. Очень важно выяснить уровень компетенции людей, возглавляющих финансовые, операционные и маркетинговые службы, административный аппарат. Во время посещения фирмы можно выяснить многие технические вопросы, которые не были затронуты во время предварительного интервью, а также составить представление о состоянии имущества, зданий и оборудования компании, о привычках и поведении сотрудников и т.д.

В случае благоприятного заключения банк приступает к разработке условий кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды. В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды: вид кредита, сумму, срок, способ погашения, обеспечение, цену кредита, прочие условия.

Структурирование может оказать серьезное влияние на успех кредитной сделки. Если банк определил в договоре слишком напряженные сроки погашения ссуды, то заемщик может остаться без капитала, необходимого для нормального функционирования. В результате выпуск продукции не будет расти согласно первоначальным наметкам. Напротив, если банк предоставит слишком либеральные условия выплаты долга, то заемщик будет длительное время бесконтрольно использовать полученный кредит. Неправильное определение суммы кредита тоже может вызвать серьезные проблемы.

Первый шаг, который должен сделать кредитный инспектор, разрабатывая условия будущей ссуды - определить вид кредита. Это зависит от цели кредита, характера операций, для финансирования которых берется ссуда, возможности и источников погашения кредита.[8]

Коммерческие ссуды могут быть использованы для финансирования оборотного капитала и для финансирования основных фондов компании. Средства для погашения ссуды в этих двух случаях аккумулируются по-разному. Если ссуда берется для финансирования запасов или дебиторской задолженности, то средства, необходимые для ее погашения, образуются после продажи этих запасов или оплаты счетов покупателями продукции. Во втором случае ссуда применяется для покупки оборудования, зданий и т.п., и средства для погашения кредита будут получены в процессе длительной эксплуатации этих элементов основного капитала.

Банк предлагает клиенту тот вид кредита и те условия погашения, которые в наибольшей степени отвечают характеру сделки, лежащей в основании займа. В первом случае это может быть сезонная ссуда, возобновляемая кредитная линия, перманентная ссуда для пополнения оборотного капитала, во втором - срочная ссуда, лизинговое соглашение, ссуда под закладную и т.д.

Когда работа по структурированию ссуды окончена, кредитный инспектор должен принять принципиальное решение: перейти ли к окончательным переговорам о заключении кредитного соглашения или отказать в выдаче ссуды.

Закончив структурирование ссуды, кредитный инспектор должен еще раз оценить всю имеющуюся информацию (архивы, материалы, интервью с заемщиком, отчеты о кредитоспособности, балансовые коэффициенты и т.д.) и принять окончательное решение о целесообразности ссуды. Если заключение положительно, то работа переходит в стадию переговоров об окончательных условиях кредитного соглашения, после чего проект договора должен быть представлен ссудному комитету банка для утверждения.

Кредитное соглашение представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды.

Соглашение подписывают представители банка и компании, а если нужно - гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка. Потом в это досье подшиваются все отчеты компании, переписка, записи телефонных переговоров и т.д. После подписания соглашения банк переводит кредитные средства на расчетный счет заемщика. [5]


2.3 Оценка кредитного портфеля


Один из основных приоритетов Сбербанка помимо ускорения роста кредитного портфеля и наращивания доли на рынке кредитования - поддержание качества портфеля кредитов юридическим лицам, которое в 2012 году оставалось высоким: доля неработающих розничных кредитов (90+ NPL) в Сбербанке была более чем вдвое меньше среднего значения по банковской системе. [17]

В 2012 году Сбербанк сумел снизить долю неработающих кредитов, а также улучшить общее качество кредитного портфеля. На основании наших моделей, учитывающих исторические потери, а также внешние факторы, мы наблюдали снижение доли ожидаемых потерь от общего объема кредитного портфеля. Снижение ожидаемых потерь при устойчивом росте доли необеспеченных продуктов (потребительских и карточных кредитов) в кредитном портфеле показывает, насколько серьезное внимание Банк уделяет качеству кредитного портфеля при управлении рисками.

С момента запуска "Кредитной фабрики" в октябре 2008 года мы постоянно улучшали и расширяли механизмы оценки кредитоспособности заемщиков и одобрения заявок на кредиты. Внедрение и реализация новой технологии идет по трем основным направлениям:

разработка новых моделей оценки кредитоспособности и их практическая реализация;

внедрение новых источников данных в процесс принятия решений и автоматизация процесса информационного обмена;

разработка новых технологий оценки кредитоспособности.

Среди основных достижений 2012 года можно выделить следующие:

были разработаны и внедрены модели оценки кредитоспособности розничных заемщиков, учитывающие региональную специфику. Клиентские профили рисков в различных регионах существенно отличаются. Более того, наиболее значимые факторы, влияющие на оценку кредитоспособности, также варьируются от региона к региону. С учетом этого мы объединили регионы с одинаковыми профилями риска в группы, для каждой из которых разработали собственную модель оценки кредитоспособности. В результате уровень отклоненных заявок в различных регионах стал гораздо лучше отражать их индивидуальные особенности, а общий уровень риска кредитного портфеля снизился;

в марте 2012 года внедрен механизм определения стоимости заимствований с учетом риска для потребительских кредитов. Это позволило увеличить доходность наиболее рискованных портфелей и привлечь новых качественных заемщиков, предложив им кредиты по более низким ставкам;

внедрение новых моделей оценки кредитоспособности для ипотечных кредитов позволило повысить уровень одобрения кредитных заявок на 0,5 п.п. и уменьшить кредитный риск по новым портфелям;

наши данные были интегрированы с платформой Equifax Interbank Fraud Prevention Service (межбанковская система противодействия мошенничеству). Ее цель - выявление несоответствий в клиентских данных и предупреждение мошеннических действий со стороны заемщиков;

в рамках создания механизма оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков была внедрена система автоматизированной оценки надежности заемщиков на основе данных Пенсионного фонда РФ. Новый источник данных позволяет оценивать и проверять стабильность доходов и занятости потенциального заемщика, получать косвенные сведения о правильности предоставленной информации об опыте работы. Система была запущена в Москве в 2012 году, и мы планируем внедрить ее по всей России;

начато тестирование технологии автоматизированной обработки и проверки фотографий. Мера направлена на выявление случаев хищения персональных данных на этапе проверки заемщика. Запуск системы намечен на 2013 год. [19]


Заключение


Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности Сбербанка Росси показал, что на сегодняшний день Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации, занимает лидирующие позиции в основных сегментах финансового рынка России.

По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость Банка особенно явственно проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках. За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:

значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;

масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей (доступные размер и дюрация операций, доступ к ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);

бренд и репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;

коллектив Банка и значительный накопленный опыт. Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.

Сбербанк Росси стремится сохранить и упрочнить свое положение на российском рынке финансовых услуг, с этой целью банк планирует построить более эффективную работу с клиентами, выход на новые сегменты финансового рынка, создание новых продуктов финансовых услуг.


Список использованных источников


1.Эффективность деятельности Сбербанка России / Под. ред. Быстряков А.Я., Савчина О.В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012.

. Интервью президента председателя правления Сбербанка России Греф Г.О ; ред. журнала Деньги и Кредит - 2013-№11- с.38

. Жарковская Е.П. Банковское дело / Жарковская Е.П. Учебное пособие. - М., - 2011.

. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов / под ред. Жукова Е.Ф. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.

. "Банковское дело" Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д., Юнити 2012 г.

6. Банковская система и сбербанк России: новые вызовы и импульсы роста / Казьмин А.И. Деньги и кредит. 2013

7. Банковское дело. / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М: Финансы и статистика, 2011 г.

. Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:КНОРУС, 2013.

. Деньги, кредит, банки : учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. - 11-е изд., перераб и доп. - М. : КНОРУС, 2013. - 448с.

. Деньги. Кредит. Банки: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп./ под. ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М.: Проспект, 2010.

. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012.

. Банки и банковские операции. Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд Околобанковское рыночное пространство: Учебник для вузов.-М., 2011.

. Новости Сбербанка / Прямые инвестиции 2012. №10

."Хроника основных событий" Деньги и кредит № 1, 2012 г.

15."Хроника основных событий" Деньги и кредит № 10, 2012г.

. www.bankir.ru

. www.cbr.ru

. www.exocur.ru/sbrf/

. www.sberbank.ru

20. www.sberbank-history.ru


Теги: Общая характеристика Сбербанка Российской Федерации  Отчет по практике  Банковское дело
Просмотров: 13037
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Общая характеристика Сбербанка Российской Федерации
Назад