Управление денежным оборотом


Управление денежным оборотом


1. Характеристика совокупного денежного оборота

денежный номинальный ликвидный банк

Во всех развитых странах каналы обращения наличной и безналичной форм денег образуют единое целое. Единство форм денег обусловило возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы. Денежная масса является показателем совокупного денежного оборота, под которым понимаются наличные деньги в обращении и денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах физических и юридических лиц.

Регулирование денежной массы в стране является задачей центральных банков. Так, например, в Законе РФ "О Центральном банке (Банке России)" в ред. от 10.07.02 г. (ст. 42) предусмотрено, что "Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы…".

Изменения объёма денежной массы и темпов её прироста влияют на важные экономические показатели, например, на темпы инфляции, процентные ставки, уровень занятости, национальный доход, обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Поэтому оптимальный объём и темпы прироста денежной массы могут также влиять на достижение основных целей развития национальной экономики.

Существуют два основных подхода к измерению денежной массы - трансакционный и ликвидный.

Трансакционный подход к измерению денежной массы базируется на функции денег как средства обращения. Сторонники этого подхода утверждают, что сущностью денег является то, что они и только они используются для оплаты товаров и услуг. Они подчёркивают, что в этом заключается важное различие между деньгами, т.е. активами, служащими средством обращения, и всеми другими активами. Все активы служат средством накопления, но только некоторые из них используются как средство обращения.

Таким образом, трансакционный подход предполагает, что при количественном измерении денежной массы в неё следует включать только активы, служащие средством обращения. Такими активами являются монеты, банковские билеты, казначейские билеты. В них также следует включить депозиты до востребования (расчётные, текущие счета и др.).

Сторонники трансакционного подхода утверждают, что центральному банку достаточно контролировать объём денежной массы, которая используется при совершении сделок купли-продажи, что объём денежной массы, определённой именно таким образом, строго соответствует целям развития национальной экономики.

Домашним хозяйствам и фирмами необходимо иметь деньги, чтобы оплачивать ожидаемые и регулярные расходы ближайшего будущего. Экономисты называют это трансакционным мотивом хранения денег.

Как правило, хранение денег в такой форме не приносит дохода, т.е. связано с определённой упущенной выгодой. Поэтому естественно считать, что сумма денег, хранящаяся в качестве средства обращения, должна быть минимизирована.

Если увеличивается совокупное предложение денег, то расходы общества в целом повышаются. Такое повышение расходов может привести к росту валового национального продукта, уровня занятости населения и уровня цен. Уменьшение объёма денежной массы приведёт к снижению общественных расходов и соответствующему изменению экономических показателей, связанных с достижением целей развития национальной экономики.

Ликвидный подход к измерению денежной массы исходит из того, что сущностью денег является их свойство быть наиболее ликвидным активом. Свойство ликвидности характеризует лёгкость, с которой владелец может продать данный актив в любой момент в будущем по известной номинальной стоимости с кратковременным уведомлением и при минимальных расходах.

Ликвидный подход подчёркивает функцию денег как средства накопления. Данный подход предполагает, что деньги качественно не отличаются от других активов. Все активы можно оценить по степени ликвидности, переходя от денег к финансовым активам (акции, облигации) или к реальным (нефинансовым) активам (здания, автомобили, антикварные изделия). Каждый такой актив служит средством накопления, но они обладают разной степенью ликвидности.

Деньги - наиболее ликвидный из всех активов; владелец денег не должен обменивать их на что-либо другое, прежде чем купит товар или услугу. Более того, поскольку современные денежные единицы являются единицей счёта (в которой выражены цена и стоимость), их номинальная стоимость не может ни повыситься, ни снизиться.

Номинальная (но не реальная) стоимость десятирублевой банкноты всегда равна десяти рублям. Напротив, здания и сооружения не являются ликвидным активом. Цены на недвижимость подвержены колебаниям, продажа может занять длительное время и потребовать дополнительных расходов для превращения актива "здание" в актив "деньги".

Использование ликвидного подхода предполагает более широкое определение денежной массы, чем при трансакционном подходе. Ликвидный подход включает в состав денег любые высоколиквидные активы, которые могут быть превращены в деньги без потери номинальной стоимости и без существенных затрат.

Таким образом, любой актив, номинальная стоимость которого не может увеличиться или уменьшиться, рассматривается как абсолютно ликвидный и поэтому является деньгами. Активы, служащие средством обращения, - монеты, банкноты, счета до востребования - соответствуют этому определению. Высоколиквидные активы, для которых возможно незначительное снижение их номинальной стоимости, экономисты называют "почти деньгами" (квази-деньгами). Поскольку эти активы высоколиквидны, то возможно их включение в состав денег в соответствии с ликвидным подходом.

При измерении денежной массы объединяют трансакционный и ликвидный подходы. В результате существуют различные показатели денежной массы. Показатели, характеризующие объём и структуру денежной массы, называют денежными агрегатами.

В России для расчёта совокупной денежной массы и оценки её структуры применяют агрегаты:

М0 - включает наличные деньги в обращении;

М1 - содержит М0 плюс депозиты до востребования физических и юридических лиц;

М2 - равен М1 плюс срочные депозиты в рублях (квазиденьги-1);

М3 = М2Х - состоит из М2 плюс все депозиты в валюте в рублёвом эквиваленте (квазиденьги-2).

Денежный агрегат М1 рассматривает денежную массу в узком смысле и характеризует её как "деньги". Агрегаты М2 и М3 включает в себя активы, которые называют "почти деньгами" или "квазиденьгами". Это средства, которые не функционируют непосредственно в качестве средства обращения и средства платежа, но могут легко, без потерь превратиться в наличные или средства на счетах.

Денежные агрегаты ранжируются по мере уменьшения ликвидности включённых в них разновидностей денежных средств. Степень ликвидности определяется тем, насколько быстро данное денежное средство можно использовать для покупки товаров и услуг. Наибольшей ликвидностью обладают наличные деньги, или депозиты до востребования. Деньги, лежащие в банке на срочном вкладе, уже имеют в этом отношении ряд ограничений: во-первых, надо дождаться оговорённого срока снятия денег со счёта, во-вторых, банк должен быть надёжным. Присоединяя постепенно к наиболее ликвидным средствам менее ликвидные, получаем набор основных денежных агрегатов М0, М1…,Мn.

Для определения денежной массы каждой конкретной страны используется различное количество агрегатов.

Так, в США в составе денежной массы присутствуют 4 основных денежных агрегата:

М1 - наличные деньги в обращении, депозиты до востребования, другие чековые депозиты, дорожные чеки;

М2 - М1 + сберегательные депозиты, срочные депозиты мелких размеров (до 100 тыс.долл), взаимные фонды денежного рынка, однодневные соглашения REПО и займы в евродолларах;

М3 - М2 + срочные депозиты крупных размеров (свыше 100 тыс. долл.), срочные соглашения RЕПО в коммерческих банках, срочные займы в евродолларах, институциональные денежные фонды (это счета юридических, а не частных лиц во взаимных фондах);- М3 + срочные займы в евродолларах резидентов, не являющихся банками, векселя, акцептованные банком, коммерческие бумаги, ценные бумаги казначейства, сберегательные облигации.

В Японии центральный банк использует 4 денежных агрегата, во Франции - 10, в Великобритании - 5, в Италии - 4, в Швейцарии - 3. Несмотря на различие качественного состава денежных агрегатов и их разное количество, существует тенденция к универсализации финансовых рынков, которая предопределяет постепенное снижение и состава денежных агрегатов.

Каждая страна, являющаяся членом Международного валютного фонда, рассчитывает денежный агрегат М1. Согласно разработанной Фондом методологии - М1 включает наличную денежную массу и все виды чековых вкладов. Наряду с ним рассчитывается более широкий показатель денежной массы - "квазиденьги", т.е. срочные и сберегательные счета банков и наиболее ликвидные инструменты финансового рынка.

В современной экономической литературе сформировалась общепризнанная концепция о необходимости выделения среди разнообразных видов функциональных денег так называемых наиболее сильных денег, под которыми подразумевается сумма обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, отражаемая в его балансе. Как развитие понятия "наиболее сильные деньги" возник термин "денежная база", то есть совокупность тех обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, которые он имеет возможность контролировать

В условиях золотого стандарта денежной базой является размер золотого резерва. В системе неразменных денег золото утрачивает прямую связь с деньгами. Тем не менее денежная база существует, которая представляет собой в основном количество денег, выпущенных государством.

Центральные банки разных стран обычно по-разному трактуют конкретные элементы, которые включаются в понятие "денежная база". Так, денежная база в интерпретации Банка Италии включает в себя банкноты и монеты в обращении небанковского частного сектора, денежную наличность в кассах банков, остатки на счетах коммерческих банков в центральном банке, открытые в центральном банке кредитные линии, которые могут рассматриваться как его потенциальные обязательства. В широкое определение денежной базы также включены почтовые депозиты.

В США денежная база включает наличные деньги в обращении и резервы депозитных учреждений.

По методике Банка России денежная база в широком определении включает наличные деньги в обращении с учётом остатков средств кредитных организаций; корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России; обязательные резервы по привлечённым кредитными организациями средствам на счета в национальной валюте РФ и иностранной валюте; депозиты банков в Банке России; облигации Банка России у кредитных организаций; обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг.

Денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учётом остатков средств кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлечённым кредитными организациями средствами в национальной валюте, депонированной в Банке России.

Поскольку денежная база в основном состоит из денежных обязательств государственных институтов, она является основой фидуциарной денежной системы. Наличные деньги и банковские резервы принимаются при любых платежах. Таким образом, денежная база удовлетворяет минимальным требованиям трансакционного подхода к измерению денежной массы и является самым ликвидным показателем денежной массы.

Контроль за денежной массой в стране и обеспечение её прироста осуществляет центральный банк. Рост денежных агрегатов планируется либо за счёт эффекта мультипликации денежной базы, либо за счёт её увеличения. Функция предложения денег представлена в форме денежного мультипликатора:


ДМ = ДБ m,


где ДМ - денежная масса;

ДБ - денежная база;- мультипликатор.

В США, например, рост денежных агрегатов планируется за счёт эффекта мультипликации денежной базы. В России прирост денежной массы обеспечивается за счёт увеличения источников денежной базы, механизм мультипликации в России практически отсутствует. Если в США мультипликатор находится в пределах 8-12, то в России его значение колеблется от 1,3 до 2. Отмечается необходимость перехода от использования денежной базы для обеспечения прироста денежной массы к увеличению значения мультипликатора.

Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах банков в период их движения от одного банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций.

Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации с позиции субъектов мультипликации. Такой процесс осуществляется банками.

Кредитный мультипликатор указывает на направление процесса мультипликации. Мультипликация может осуществляться в результате кредитования.

Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации. В процессе мультипликации увеличиваются деньги на депозитных счетах.

Существует формула расчёта коэффициента мультипликации: его величина обратно пропорциональна норме обязательных резервов:

= 1 / H p * 100,


где m - коэффициент мультипликации;

Нр - норма обязательных резервов.

Так, например, при норме обязательных резервов в 10%, коэффициент мультипликации составит 10. Уменьшение резервных норм увеличивает величину мультипликатора. Кроме того, происходит увеличение средств на депозитных счетах коммерческих банков, что может усилить эффект мультипликации.

Однако коэффициент мультипликации никогда не достигает максимальной величины, т. к. всегда часть ресурсов коммерческих банков используется для других, некредитных операций.

Процесс мультипликации непрерывен, поэтому коэффициент мультипликации рассчитывается за определённый период времени, например, год. Коэффициент мультипликации показывает, насколько за год или иной расчётный период времени увеличилась денежная масса в обороте.

Только центральный банк имеет законодательно закреплённое право управлять денежным мультипликатором. Таким образом, центральный банк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, управляя механизмом мультипликатора и тем самым расширяя или сужая эмиссионные возможности банков.

Рост денежных агрегатов возможен благодаря приросту денежной базы, полученному за счёт денежного сеньоража. Под сеньоражем в современной экономической науке понимается стоимостной объём наличных денежных средств и платежных инструментов (например, чеков), выпущенных центральным банком.

Превышение номинальной стоимости национальных денег над издержками их выпуска (операционные издержки эмиссии включают в себя себестоимость печати банкнот и чеканки монет, оплату персонала эмиссионного учреждения и т.д.) служит помимо налогообложения и займов альтернативным источником доходов государственного бюджета.

Сеньораж можно определить следующим равенством:

= M,


где MS - денежный сеньораж;

М - денежная база или денежный агрегат М0.

Доходы Банка России от сеньоража используются в следующих целях: а) покрытие затрат, связанных с реализацией денежно-кредитной политики; б) финансирование государственного сектора; в) увеличение капитала центрального банка.

Таким образом для проведения гибкой денежно-кредитной политики центральный банк и правительство используют средства, привлекая механизм сеньоража.

Оптимальный размер денежной массы в обращении во многом зависит от интенсивности использования денег в платёжном обороте или скорости обращения денег. Изменение скорости обращения определяется общеэкономическими и монетарными факторами. К общеэкономическим факторам можно отнести цикличность развития экономики, темпы экономического роста, изменение цен. К монетарным - структуру платёжного оборота, развитие кредитных операций и взаимных расчётов, уровень процентных ставок и др.

Между величиной денежной массы и скоростью обращения денег существует обратно пропорциональная зависимость. Изменение скорости обращения денег равнозначно увеличению или уменьшению количества денег, находящихся в обращении.

При оценке скорости обращения денег учитывается не только динамика совокупного денежного оборота, но и движение наличного и безналичного компонентов, взятых в отдельности.

Скорость обращения наличных денег отражается следующим показателем:



где V - скорость обращения наличных денег;

Т - товарооборот;- услуги, предоставляемые на платной основе;- количество товаров и услуг;

М0 - наличные деньги в обращении.

Этот показатель позволяет проследить зависимость между массой денег в обращении и интенсивностью их расходования. Увеличение данного показателя свидетельствует об обслуживании товарного обращения меньшей массой наличных денег. Для выявления роли ценового фактора в изменении скорости обращения наличных денег даны

Скорость обращения безналичных денег отражается следующим показателем:



где Стб - сумма средств на банковских текущих счетах;

М2 - денежная масса.

Данный показатель позволяет определить степень обслуживания денежного оборота безналичными деньгами. Увеличение данного показателя свидетельствует об обслуживании товарного оборота большей массой безналичных денег:



Наиболее часто используемым показателем, который определяет скорость обращения денег, является отношение ВВП к денежной массе.

Данный показатель также рассчитывается в текущих и постоянных ценах и позволяет оценить взаимосвязь денежных и материальных потоков в хозяйственном обороте.

Показатель скорости обращения денег в различных странах неодинаков. В Японии, Франции, Италии национальная денежная единица за год оборачивается в среднем от 2 до 4 раз, в Германии, Великобритании - 5-6 раз, в США - 1,5 -2 раза, в России - 7 раз. Эти данные отражают не только качественное расхождение по составу денежных агрегатов, используемых при расчёте показателя скорости обращения денежной массы, но и различие форм сбережений, методов управления наличностью, степени развития и использования безналичных расчётов и т.п.


2. Денежно-кредитная политика. Методы денежно-кредитного регулирования


Денежно-кредитная политика - это комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования воспроизводственного процесса. Денежно-кредитная политика вместе с бюджетной политикой составляет основу современного государственного регулирования экономики.

Целью денежно-кредитной политики является регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита.

Выделяют два типа денежно-кредитной политики - экспансионистская и рестрикционная. Мероприятия, проводимые в рамках рестрикционного типа, содержат прямые запреты и ограничения, направленные на сокращение объёма и ужесточение условий проведения операций на денежном рынке. Экспансионистский тип денежно-кредитной политики не содержит прямых запретов и ограничений и направлен на расширение объёма операций на денежном рынке и создание благоприятных условий их проведения.

Денежно-кредитная политика бывает двух видов - тотальная (общая) и селективная. Мероприятия, проводимые в рамках тотальной денежно-кредитной политики, распространяются на все учреждения банковской сферы. Селективная денежно-кредитная политика направлена либо на отдельные банковские учреждения, либо на отдельные виды банковских операций.

Проведение денежно-кредитной политики и достижение её целей осуществляются с помощью различных инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики - это совокупность конкретных мероприятий и методов государственного регулирования экономики, направленных на изменение параметров денежной массы и объёмов кредитных вложений в экономику.

Инструменты денежно-кредитной политики различаются: а) по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги); б) форме (прямые и косвенные); в) характеру параметров (количественные и качественные); г) срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти инструменты используются в единой системе.

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на её ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии преследуются цели подъёма производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции делается попытка предотвратить излишнее перенасыщение экономики деньгами, наблюдаемое в периоды экономических подъёмов.

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и экономические (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленных на ограничение сферы деятельности кредитного института. Под инструментами экономического характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Экономические инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время центральные банки в большинстве случаев используют косвенные инструменты регулирования.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитной политики разделяются на количественные и качественные.

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом.

Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно - стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумевают те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитной политики зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объёмов кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к косвенным методам регулирования, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок.

Основными экономическими (косвенными) инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются следующие: а) регулирование официальной учетной ставки; б) операции на открытом рынке; в) установление минимальных резервных требований.

Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определённые проценты. Учётная ставка - это официальная ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учёту краткосрочных государственных облигаций и переучёту коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг. Другими словами, официальная учётная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учётная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учётную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Изменение учётной ставки относится к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Его широкое использование обосновано простотой применения. Если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учётную ставку, удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учётной ставки.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику. Однако центральному банку не всегда удаётся достичь намеченной цели. Например, повышение учётной ставки не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешёвые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные средства центрального банка.

Механизм предоставления ссуд центральным банком банкам коммерческим определяется термином "дисконтирование". Сроки и условия выдачи ссуд коммерческим банкам характеризуются политикой дисконтного окна.

Таким образом, изменение учётной ставки изменяет величину заёмных средств банков, воздействует на денежную массу, вызывая эффект мультипликации.

Между тем если центральный банк прогнозирует изменение денежной массы в определённом размере, то при этом необходимо менять величину заёмных ресурсов банков. Но вместе с тем остается неизвестным, насколько для этого следует изменить учётную ставку. Такая зависимость между дисконтной (учетной) политикой и ресурсами делает данный инструмент денежно-кредитной политики наименее значимым.

Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком).

Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Так, в случае покупки центральным банком ценных бумаг объём резервов банков увеличивается на эту сумму. Более того, денежная масса увеличится в несколько раз относительно суммы покупки центральным банком. Прирост денежной массы приведёт, в свою очередь, к росту экономической активности. Соответственно, продажа центральным банком ценных бумаг коммерческому банку уменьшает собственные резервы банка, что приведёт к сокращению денежной массы, отразится на стоимости кредита. Это сокращение денежной массы со временем может привести к спаду деловой активности.

Операции центрального банка на открытом рынке предполагают использование различных технических процедур. Они различаются:

в зависимости от условий сделок (прямая купля-продажа или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу);

объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами);

срочности сделок (краткосрочные - до 3 месяцев и долгосрочные - от 1 года и более);

сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг);

- способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком);

источника инициативы в проведении операции (центральный банк или участники денежного рынка).

Различия в технических процедурах проведения операций на открытом рынке обусловлены рядом факторов: а) спецификой кредитно-банковской системы, предполагающей различный состав участников рынка; б) особенностями национального законодательства.

Центральные банки используют два основных вида операций на открытом рынке: а) прямые; б) обратные.

Прямые операции - это операции центрального банка по покупке или продаже ценных бумаг на открытом рынке без всяких обязательств по сделкам. Если центральный банк покупает ценные бумаги, он не обязан выкупить их через определённый срок. Если центральный банк продаёт ценные бумаги, покупатель не обязан продать их центральному банку. Прямые операции проводятся на основе: а) наличноденежной; б) регулярной доставки.

Операции на наличноденежной или кассовой основе предполагают полный расчет в течение дня завершения сделки. Операции на базе регулярной доставки предусматривают проведение полного расчёта и доставки ценных бумаг покупателю на следующий рабочий день.

Покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке приводит к увеличению резервов банков, что даёт им возможность расширять кредитные операции. Продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает их кредитные возможности.

Обратные операции на открытом рынке (операции "репо") - операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи - выкупа по заранее установленному курсу.

В соответствии с соглашением RЕПО центральный банк покупает ценные бумаги у дилера и последний соглашается выкупить эти ценные бумаги в определённый срок и по определённой цене. В сущности такая операция является ссудой центрального банка дилеру; процентная ставка устанавливается путём аукциона среди дилеров. Покупка центральным банком по такому соглашению называется сделкой RЕПО.

Дополнением сделки RЕПО является обратная, или парная, сделка купли-продажи. В такой операции центральный банк продаёт ценные бумаги дилеру и также соглашается выкупить их обратно по заранее установленной цене и в определенный срок. Эта сумма является ссудой, полученной центральным банком от дилера.ЕПО и обратные RЕПО являются краткосрочными контрактами на срок менее 15 дней. Длительность сделок позволяет центральному банку временно изменять резервы банковских учреждений.

Обратные операции характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и потому являются гибким методом регулирования. В настоящее время на данные сделки приходится наибольшая доля в общем объёме операций центрального банка на открытом рынке.

Следует различать активные и защитные операции на открытом рынке. Центральный банк использует активные операции на открытом рынке для изменения уровня резервов кредитных учреждений. Прямые покупки-продажи государственных ценных бумаг носят более или менее постоянный характер. Защитные операции на открытом рынке являются корректировками для сохранения текущего уровня суммарных резервов банковских учреждений. Время от времени в экономической системе возникают предсказуемые и непредвиденные ситуации, которые временно изменяют суммарные резервы и (или) денежную массу. Краткосрочные защитные операции необходимы, чтобы сохранять стабильность в экономике и ожидаемый уровень резервов. Именно для этого предусмотрены сделки RЕПО и обратные сделки RЕПО, вследствие их краткосрочности. Сделки RЕПО предоставляют временные резервы, а обратные сделки RЕПО изымают временные избыточные резервы.

При незначительных объёмах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение. Однако по мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его воздействие на количественные параметры денежного рынка становится более ощутимым.

Важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка, позволяющая оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

Третий инструмент денежно-кредитной политики - это установление минимальных резервных требований. Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших методов регулирования, относящихся к косвенным методам. Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 г. - за полвека до создания Федеральной резервной системы.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой - используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка. В результате изменения норм резервных требований изменяется денежная масса и объём кредитования.

В соответствии с моделью денежного мультипликатора (M = m MВ), изменение обязательных резервов изменяет величину денежного мультипликатора, но при прочих равных условиях не влияет на денежную базу.

Сокращение нормы резервного покрытия увеличивает значение мультипликатора, увеличение этой нормы - соответственно уменьшает.

Снижение требуемой нормы резервного покрытия увеличивает значение мультипликатора, уменьшение обязательных резервов увеличивает денежную массу. Увеличение нормы резервного покрытия уменьшает значение мультипликатора, увеличение обязательных резервов сокращает денежную массу.

Эффект мультипликатора воздействует и на общий объём кредитования. В результате уменьшения резервных требований происходит увеличение кредитного мультипликатора и, следовательно, общего объёма банковского кредитования. Увеличение резервных требований влечёт за собой уменьшение общего кредитного мультипликатора и сокращает общий объём банковского кредитования.

Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном отношении. Как правило, они устанавливаются по отношению к пассивам банка, либо к объёму прироста пассивов за определённый период, либо к отдельным статьям пассива. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов: срочные депозиты и депозиты до востребования, что обусловлено разграничением по степени "денежности" различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени "денежности" необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определённый период. Поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется, то лишь в конце определённого периода можно точно установить среднюю величину вкладов. Как правило, расчётный период выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачёта или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер.

Существует также возможность варьирования расчётного периода и периода хранения. Чем больше временной интервал между расчётным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы и, следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчётного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до 1 дня - способствуют установлению жёсткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчётным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.

Норма обязательных резервов может зависеть: а) от вида обязательств; б) суммы обязательств; в) статуса резидентства коммерческого банка; г) валюты депозита; д) вида кредитного института.

В некоторых странах установление резервных норм может носить штрафной характер.

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент менее гибким и действенным. Изменение норм требует изменения в планировании и управлении деятельностью центрального банка и банковских учреждений. Кроме того, система расчёта обязательных резервов не совсем проста. С другой стороны, частые изменения нормы могут повлечь за собой значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение её в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами.

Поэтому на практике изменение норм резервных требований происходит крайне редко. Федеральная резервная система США практически отказалась от использования инструмента обязательных резервов.

В настоящее время резервные требования - это наименее используемый инструмент денежно-кредитной политики, заметно утративший в последние годы своё значение.


. Денежно-кредитная политика Банка России


В России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики центрального банка являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование кредитных организаций;
  5. валютные интервенции;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения;
  8. эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России регулирует общий объём выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списывать в бесспорном порядке с корреспондентского счёта кредитной организации сумму недовнесённых средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования Банка России.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые в Банке России, перечисляются на счёт ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего и используются в установленном законом порядке.

При реорганизации кредитной организации устанавливается соответствующий порядок переоформления её обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, определённой исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Банк России ежегодно, не позднее 26 августа, представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и, не позднее 1 декабря, - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платёжного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платёжной системы.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой Федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.


Библиографический список


1. Банковское законодательство: учеб. / под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Вузовский учебник, 2007.

. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / М.П. Владимирова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007.

. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы: учеб. / С.В. Галицкая. - М.: Эксмо, 2009.

. Деньги, кредит, банки: учеб. / под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2008.

. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. О.И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.

. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / В.П. Климович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2008.

. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки / А.С. Селищев. - СПб.: Питер, 2007.

. Тютюнник А.В. Банковское дело / А.В. Тютюнник, А.В. Турбанов. - М.: Финансы и статистика, 2006.


Теги: Управление денежным оборотом  Реферат  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 6305
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Управление денежным оборотом
Назад