Таможенно-тарифная система Республики Беларусь

Введение


Республика Беларусь как суверенное государство активно вырабатывает и осуществляет свою внешнеэкономическую политику, вступает в мировое экономическое сообщество. В результате экономических реформ предприятия, учреждения и организации любой формы собственности получили право выхода на внешний рынок.

Мировой опыт свидетельствует, что для эффективного осуществления ВЭД и в то же время обеспечения экономической безопасности страны существует объективная необходимость в ее государственном регулировании. Поэтому первостепенное значение для Республики Беларусь приобрела задача создания эффективного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, равно как и составной его части - таможенного регулирования, совместимого со сложившейся мировой практикой и особенностями развития национальной экономики.

Для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо производить унификацию методов государственного регулирования ВЭД. А это означает, что рано или поздно необходимо будет либерализовать внешнеторговый режим, что в свою очередь может повлечь ухудшение финансового состояния отечественной промышленности, торговли и сферы услуг и даже вытеснения низкорентабельных предприятий из важных секторов экономики, а также скачкообразный рост безработицы [24].

Введение режима свободной конкуренции товаров и услуг может привести и к ухудшению структуры экспортно-импортных потоков, снижению эффективности экспорта, ухудшению показателя внешнеторгового баланса.

Объектом исследования работы является структура и механизмы таможенно-тарифной системы в Республике Беларусь.

Предмет исследования - таможенные пошлины как система принципов, методов и инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Целью данной работы является определение сущности, характеристик и инструментов таможенно-тарифной системы Республики Беларусь, особенностей, правовых основ и методов таможенного регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.Определить сущность таможенного регулирования ВЭД, его роль в системе методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

.Провести анализ системы таможенного регулирования в Республике Беларусь.

.Проанализировать процесс трансформации системы таможенного регулирования ВЭД Республики Беларусь.

.Проанализировать изменения таможенной системы, вносимые созданием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

При написании работы изучены основные нормативно-правовые акты в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, методическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме, использовались источники глобальной компьютерной сети Интернет.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах-участницах Всемирной торговой организации составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь Всемирной торговой организации. Деятельность Всемирной торговой организации направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Методологической основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем.


1. Таможенно-тарифная система как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности


1.1 Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования


В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь регулирует все формы внешнеэкономических связей и определяет режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает систему мер, устанавливаемых государством в целях осуществления политики, основанной на использовании экономических и административных методов.

Эти меры определяют ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической безопасности страны: квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, обложения товаров таможенными пошлинами, налогами, сборами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь [26].

Система регулирования внешнеэкономической деятельности условно включает тарифные, нетарифные методы; валютное, таможенное, налоговое регулирование, а также поддержку отечественного товаропроизводителя [1, с. 36].Тарифное регулирование в различных государствах базируется на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международных торговых отношений. Это стало результатом деятельности международных организаций: Всемирной Таможенной Организации, Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), Европейской Экономической Комиссии ООН, Конференции ООН по торговле и развитию, а также ряда международных соглашений[14].

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Тарифное регулирование - это порядок формирования и применения таможенного тарифа, правила обложения товаров таможенными пошлинами (налогами, сборами) при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.

Основой тарифного регулирования является Закон «О таможенном тарифе», который определяет такие понятия, как таможенный тариф, пошлина, ставка.

В основе мер тарифного регулирования ВЭД лежит таможенный тариф как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком. При этом, помимо функций регулирования внешнеторгового оборота (рационализация товарной структуры, поддержание оптимального соотношения валютных доходов и расходов государства), таможенный тариф тесно связан с налоговой системой как инструмент формирования доходов государства (фискальная функция) [9, c. 12].

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь [23]. Под таможенной границей понимается граница таможенной территории, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины [3, c. 29].

Классическими функциями таможенного тарифа являются протекционизм (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение госбюджета). С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Кроме того, функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

Таможенные тарифы могут быть:

1)импортные;

)экспортные;

)простые;

)сложные.

Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и параллельно с внутренней налоговой системой оказывают влияние, прежде всего на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры импорта, обеспечивают экономическую безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранной конкуренции. Процесс построения импортного тарифа требует не только определения позиции номенклатуры товара в таможенном тарифе, по отношению к которой установлена ставка, но и тесно увязан с такими методами, как определение таможенной стоимости или страны происхождения ввозимых товаров, порядком введения, изменения, отмены и взимания пошлин. Активной частью импортного таможенного тарифа служат ставки таможенных пошлин.

Экспортный таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами природного сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках [18, c. 57].

В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспортной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Однако попытки регламентирования с помощью экспортных тарифов объема и структуры экспорта чреваты подрывом экспортного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и т.д. [1, c. 46]

Развитие таможенных тарифов у большинства стран осуществляется двумя способами:

)увеличением номенклатуры товаров;

)установлением нескольких видов ставок по одним и тем же товарам.

Первый способ известен как простой таможенный тариф, который предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхождения.

Второй называют сложным таможенным тарифом. Он предполагает установление двух или более ставок по каждому товару, в зависимости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной, предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договора и соглашения.

Более низкая - конвенционная или минимальная ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее - РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установленные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран-членов ВТО, а также из стран, подписавших ЕС соглашение о данном режиме. Их размер составляет 25-70% от автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.

В системе таможенно-тарифного регулирования существует такой элемент, как тарифные преференции: сложные таможенные тарифы предусматривают наличие особо льготных (преференциальных) пошлин для конкретных стран, обычно при формировании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также в отношении развивающихся стран.

Преференциальные ставки пошлин имеют по существу нулевое значение, т.е. означают беспошлинный ввоз.

В частности, в странах ЕС имеют место шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (далее - ОСП), предоставляемых развивающимся странам.

Сложные таможенные тарифы предусматривают также возможность введения дополнительных антидемпинговых и компенсационных пошлин, уровень которых может значительно превышать уровень максимальных ставок тарифа. Наиболее сложные тарифы в Конго, Венесуэле, Мали (от 5 до 17 колонок).

Во внешнеторговом регулировании ЕС применяется интегрированный тариф, содержащий одиннадцать колонок. В нем приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других средствах внешнеторгового регламентирования. Например, в седьмой колонке этого тарифа представлены используемые ставки пошлин, которые фактически имеют место в процессе таможенного оформления: ставки РНБ или автономные, размер импортных сборов в совокупности с таможенной ввозной пошлиной или вместо нее. Кроме того, здесь указаны ставки пошлин к товарам, ввозимым в пределах тарифных квот.

Тарифная квота означает количество товара, в пределах которого он может быть вывезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины. Товар, который ввозится сверх квоты, облагается при этом в полном размере величины пошлины.

Важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, во многом определяют их экономическую эффективность.

Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Она представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т.е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров, и, прежде всего таких его характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого он изготовлен, значимость в системе мировой торговли. ГС отвечает потребностям таможенных и статистических органов и предпринимательской деятельности, что позволяет одинаково успешно использовать ее в классификационных целях в международной торговле, таможенном деле, в процессах производства, транспортно-экспедиторских операциях, в национальной и международной статистике.

Принцип построения ГС базируется на цифровых кодах и описании товаров в составе групп, подгрупп и других детализированных позиций.

Объектом классификации в ГС являются товары, обращающиеся в международной торговле, которые сгруппированы в составе шести подразделений: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций.

Конвенция ГС содержит обязательства развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей. Развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную систему четырехзначным уровнем, т.е. группой и товарной позицией. Система ГС допускает также возможность дальнейшей товарной классификации в пределах субпозиций в случае, если это требуется в интересах национальной практики [4, c. 135].

Таким образом, описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Однако международная практика свидетельствует, что ГС значительно ускорила время на таможенное оформление, позволила не только использовать компьютерные системы в таможенном контроле и обработке данных, повышая их достоверность и оперативность информации об экспортно-импортных потоках в системе международной торговли, но и обеспечила также возможность обработки систем дифференцированных технологий в международной реализации продукции и услуг в зависимости от категории товара, меры принадлежности перемещающим его лицам (поставщикам, декларантам) и уровня унификации процедур таможенного оформления и технической обработки в рамках отдельных стран.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме.

Чаще всего таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций [7, c. 256].

Таможенный тариф является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка Республики Беларусь при его взаимодействии с мировым рынком.

С практической точки зрения таможенный тариф определяет закономерность экономического развития государства. Чем выше уровень экономического развития, тем ниже ставки импортных пошлин в таможенном тарифе, поскольку стране, имеющей конкурентоспособную промышленность, не требуется дополнительной защиты с помощью пошлин. Так, например, средневзвешенная ставка таможенного тарифа в Европейском Союзе составляет менее 4%.

В современном тарифном регулировании происходит постепенное сокращение номенклатуры товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и уменьшение уровня ставок таких пошлин[14].

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вторых, - по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходящих из разных стран.

Группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой сложную торгово-политическую задачу. Выделяя определенные товары в отдельные товарные позиции, таможенные органы могут более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. Иными словами, чем более дробной является структура таможенного тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях. Из торгово-политической практики известно много случаев, когда изменение структуры таможенных тарифов резко повышало уровень таможенной защиты тех или иных отраслей. Это свидетельствует о том, что создание товарной номенклатуры таможенного тарифа является задачей скорее торгово-политической, чем технической [2, с. 66].

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

)рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

)поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

)защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

)создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

)пополнение доходов государства;

)обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран [10, c. 93].

В современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

  1. Обеспечение формирования доходной части государственного бюджета за счет таможенных платежей.
  2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.
  3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.
  4. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности [19, c. 34].

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается, прежде всего, в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.


1.2 Принципы построения таможенных тарифов


Важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, во многом определяют их экономическую эффективность.

Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС), разработанная в рамках СТС в период 1950-1981 гг., вступившая в действие с 1 января 1988 г. и используемая в практике более 100 государств. Она представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т.е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров, и, прежде всего таких его характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого он изготовлен, значимость в системе мировой торговли. ГС отвечает потребностям таможенных и статистических органов и предпринимательской деятельности, что позволяет одинаково успешно использовать ее в классификационных целях в международной торговле, таможенном деле, в процессах производства, транспортно-экспедиторских операциях, в национальной и международной статистике.

Принцип построения ГС базируется на цифровых кодах и описании товаров в составе групп, подгрупп и других детализированных позиций.

Объектом классификации в ГС являются товары, обращающиеся в международной торговле, которые сгруппированы в составе шести подразделений: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций. Наиболее крупными из них выступают разделы 21, выполняющие вспомогательную классификационную функцию. Разделы служат для удобства пользования системой, их цифровые обозначения не входят в рабочий цифровой код ГС. Ее главными рабочими подразделениями являются группы 94; подгруппы 33, также не имеющие цифрового обозначения; позиции 1241; подпозиции 3553, как и подгруппы без цифрового кода, и субпозиции 5019.

Классификационная схема имеет сквозное цифровое кодирование, где первые две цифры обозначают группу товаров, а каждые последующие пары цифр соответственно: место товара внутри группы, затем внутри товарной позиции. Например: шестизначный код 56.05.07 будет означать группу 56 -сталь и изделия из нее, товарную позицию 56.05 - стальную проволоку, субпозицию 56.05.07 - стальную проволоку диаметром сечения 7 мм.

Конвенция ГС содержит обязательства развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей. Развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную систему четырехзначным уровнем, т.е. группой и товарной позицией. Система ГС допускает также возможность дальнейшей товарной классификации в пределах субпозиций в случае, если это требуется в интересах национальной практики [12, c. 59].

Таким образом, описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Однако международная практика свидетельствует, что ГС значительно ускорила время на таможенное оформление, позволила не только использовать компьютерные системы в таможенном контроле и обработке данных, повышая их достоверность и оперативность информации об экспортно-импортных потоках в системе международной торговли, но и обеспечила также возможность обработки систем дифференцированных технологий в международной реализации продукции и услуг в зависимости от категории товара, меры принадлежности перемещающим его лицам (поставщикам, декларантам) и уровня унификации процедур таможенного оформления и технической обработки в рамках отдельных стран. Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.


2. Виды таможенных пошлин


С позиций общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.

Таможенная пошлина ? обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

а)фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых [8, c. 45].

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б)специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в)комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ? сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

в) транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны [11, c. 291].

По характеру:

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в)компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем [5, c. 67].

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта [16, c. 196].

По типам ставок:

а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы ? довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

б) эффективные ? реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров [6, c. 109].

В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Основные черты таможенной пошлины.

Во-первых, таможенная пошлина -обязательный взнос в республиканский бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.

Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу государства и является средством достижения этой цели.

В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.

В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).

В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства [15, c. 51].

Обязанность уплаты налога обусловлена интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории республики. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п.

Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.


2.1 Таможенная стоимость товара

таможенный тарифный государственный внешнеэкономический

Начисление и уплата таможенных пошлин предполагает определение таможенной стоимости ввозимого товара, то есть реальной базы для таможенных платежей и возможных штрафных санкций. Таможенная стоимость товара определяется декларантом и заявляется при ввозе на таможенную территорию, предполагая предоставление подтверждающих ее документов.

В качестве основного документа, подтверждающего декларируемую стоимость товара, принимается счет-фактура, где указывается цена сделки, включая некоторые дополнительные расходы (транспортные, комиссионные, по упаковке и т.п.). Однако если таможенные органы считают, что указанная в документе сумма не отражает действительной стоимости товара, что она завышена с целью уклонения от высокой пошлины и налогов, они могут для ее определения воспользоваться рядом других методов [17, c. 65].

Согласно Закону РБ «О таможенном тарифе», таможенная стоимость может быть определена одним из шести установленных методов, каждый из которых применяется последовательно, если исключено использование предыдущего:

Методы определения таможенной стоимости товаров:

)по цене сделки с ввозимыми товарами (обязательный);

)по цене сделки с идентичными товарами;

)по цене сделки с однородными товарами;

)на основе вычитания стоимости;

)на основе сложения стоимости;

)резервный метод [21].

По первому методу, таможенной стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РБ.

При определении таможенной стоимости товара в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:

а) стоимость транспортировки;

б) расходы по погрузке, перегрузке, перевалке товаров;

в) страховая сумма;

г) расходы, понесенные покупателем (комиссионные и брокерские вознаграждения; стоимость контейнеров и другой тары; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.);

д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

е) соответствующую часть прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж.

По второму методу в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. При этом под идентичными, понимаются товары, одинаковые, во всех отношениях, с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам: физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.

Таможенная стоимость товара, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов.

По третьему методу в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. При этом под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнить те же функции, что и оцениваемые товары и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель [13, c. 79].

По четвертому методу определение таможенной стоимости товара производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РБ без изменения своего первоначального состояния. При использовании этого метода в качестве основы принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются небольшой партией на территории РБ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:

·расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в РБ ввозимых товаров того же класса и вида;

·суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РБ;

·обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузо-разгрузочные работы.

По пятому методу в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:

а) стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

б) общих затрат, характерных для продажи в РБ из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузо-разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РБ;

г) прибыли, обычно получаемой экспортером от продажи товара.

В случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена вышеупомянутыми методами, применяется резервный метод. При этом таможенный комитет предоставляет декларанту ценовую информацию, которая и используется фактуре, а, следовательно, служить базовой основой для начисления таможенных платежей

При этом не могут быть использованы:

а) цена товара на внутреннем рынке РБ;

б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

в) цены на внутреннем рынке РБ на товары отечественного происхождения;

г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара [27].

В случае, если в отношении отдельных видов товаров или какого-либо государства особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию, особо не оговариваются, то применяется основной критерий достаточной переработки, а именно изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров.

Основным документом, подтверждающим страну происхождения, является сертификат происхождения. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу Республику Беларусь. В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенные органы Республики Беларусь вправе требовать предоставление сертификата о происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом, данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования [22].

Таким образом система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые (вывозимые) на таможенную территорию Республики Беларусь.


3. Таможенно-тарифная система регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь


Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.

В основе государственного регулирования - использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил.

Внешнеэкономическая деятельность рассматривается как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основная правовая форма сотрудничества - многосторонние договоры, двусторонние договоры. Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора.

Развитие внешнеэкономических связей и разнообразие форм внешнеэкономической деятельности ставит вопрос о мерах их регулирования.

К началу XXI в. достаточно прочное место заняли концепции, рассматривающие национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной на мировой рынок. Но и в наши дни торговая политика колеблется между либеральными и протекционистскими мерами. Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют как тарифные, так и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей [25].

Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство.

Государственное управление внешнеэкономической деятельностью охватывает меры контрольно-регулирующего, финансового и стимулирующего характера. В основе таможенно-тарифного метода лежит механизм применения таможенной пошлины.

Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической политики тесно взаимосвязаны и направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с конкретными экономическими и политическими условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства в ВЭД [29].

Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ТС/ЕЭП) и основано на унификации международных договоров, важнейшими из которых являются:

1.Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) ВТО <#"justify">Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

)таможенный тариф;

2)таможенное декларирование товаров <#"justify">В связи с началом функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 января 2010 года на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяются единые меры таможенно-тарифного регулирования.

Полномочия по принятию решений в сфере таможенно-тарифного регулирования в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии <#"justify">В Республике Беларусь таможенно-тарифное регулирование осуществляется на основании соответствующей нормативно-правовой базы Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Тарифное регулирование при ввозе товаров осуществляется в соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 года, которым предусмотрено установление единого таможенного тарифа (далее - ЕТТ) и применение его странами Таможенного союза.

ЕТТ - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Порядок применения ставок ЕТТ в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза определяется законодательством стран Таможенного Союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании и решениями КТС [30].

Суммы уплаченных ввозных таможенных пошлин распределяются согласно нормативам, утвержденным Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года:

·Республика Беларусь - 4,70 %;

·Республика Казахстан - 7,33 %;

·Российская Федерация - 87,97 %.

Так, с 1 января 2010 года в рамках Таможенного союза применяются -единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза <#"justify">·рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств - членов ТС/ЕЭП;

·поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов ТС/ЕЭП;

·создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;

·защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

·обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

В государствах - членах ТС/ЕЭП, как и в большинстве других стран мира, ЕТТ ТС строится в соответствии с принципами эскалации тарифа и эффективной тарифной защиты. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких - на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки [26].

Таким образом, создаются стимулы для ввоза в Беларусь, Россию и Казахстан в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри государств - членов ТС/ЕЭП.

В ЕТТ ТС применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

·адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости ввозимых товаров;

·специфические, начисляемые за единицу ввозимых товаров;

·комбинированные, сочетающие оба указанных вида.

Ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию государств-членов ТС/ЕЭП и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также случаев применения режима свободной торговли [28].

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов ТС/ЕЭП при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

Полномочия по принятию решений в сфере таможенно-тарифного регулирования переданы Евразийской экономической комиссии.

Комиссия принимает решения и рекомендации по таможенно-тарифному регулированию консенсусом или квалифицированным большинством в две трети голосов. В отношении чувствительных товаров <#"justify">·товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза;

·товары, являющиеся вкладом учредителя (как иностранного, так и отечественного) в уставный фонд;

·технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства-члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства-члена Таможенного союза [22].

Также в рамках ТС/ЕЭП действует система тарифных преференций в отношении развивающихся <#"justify">·проект решения Комиссии по предлагаемому вопросу;

·проект обоснования с изложением сути вопроса <#"justify">Таким образом, Республика Беларусь, как и любая другая Сторона Таможенного союза, не может самостоятельно изменять ставки ввозных таможенных пошлин. Решение по изменению ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС принимается наднациональным органом ТС - Евразийской экономической комиссией и оформляется соответствующим решением Коллегии и Совета ЕЭК.

Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране.

За годы развития экономики Беларуси в целом завершено формирование на государственном уровне системы стимулирования и поддержки экспорта, основанной на эффективной международной практике. Эта система постоянно развивается и совершенствуется, создаются условия для введения новых эффективных механизмов.

Внешняя торговля Республики Беларусь подверглась определенной структурной трансформации в посткризисный период развития мировой торговли. Сегодня взят курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации поставок на новые рынки.

Республика Беларусь традиционно реализует многовекторную внешнеэкономическую политику, поддерживает внешнеторговые контакты с большинством зарубежных стран, активно участвует в международных интеграционных процессах.

Важнейшими событиями, которые существенно влияют на условия осуществления экспортной деятельности, являются фундаментальные изменения во внешней торговле, связанные с участием Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном, формированием общего единого экономического пространства, предстоящим вступлением в ВТО.

Структура белорусской экономики является экспортоориентированной. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) традиционно составляет более 50 процентов [30].

Стоимостной объем экспорта Беларуси вырос с 7 млрд. долларов США в 1998 году до 40 млрд. долларов в 2011 году (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А,Б).

Экспортная продукция Беларуси разнообразна и насчитывает свыше 1 000 наименований. Среди крупнейших экспортируемых товаров - нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат и металлокорд, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники и морозильники, химические волокна и нити, капролактам, шины, древесина и изделия из нее, мебель, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.

В стране выпускается широкая гамма сложно-технической продукции, имеющей устойчивый спрос на внешних рынках: сельскохозяйственная техника, троллейбусы и трамваи, дорожно-строительная техника, технологическое и электротехническое оборудование, газовые плиты, стиральные машины, продукция микроэлектроники и оптические приборы.

Устойчиво растет доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Беларуси, как по объему, так и по товарной номенклатуре. Экспорт молочной продукции в 2011 году составил 1,7 млрд. долларов.

В Республике Беларусь созданы необходимая законодательная база и институциональная основа функционирования системы поддержки экспорта. Работают аналоги зарубежных институтов поддержки экспортеров: ОАО «Белэксимгарант» <#"justify">·предоставление экспортных кредитов в белорусских рублях;

·отмена необходимости получения разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции на период ожидания и выплаты страхового возмещения по договору страхования экспортных рисков с поддержкой государства;

·расширение направлений использования экспортного страхования на операции факторинга и др.

Указом № 126 также предусмотрена отмена необходимости принятия отдельных решений Правительства при размере компенсации потерь банкам от предоставления экспортных кредитов, не превышающей 500 тыс. долларов США. Механизм предоставления таких кредитов предполагает принятие соответствующего решения Министерства финансов Республики Беларусь.

В рамках Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» <#"justify">·проведено 64 мероприятия по установлению контактов и обмену информацией по внешнеэкономической деятельности с представителями стран СНГ, Европы, Азии и Америки;

·заключено 15 соглашений с зарубежными партнерами в сфере обмена торгово-экономической информацией;

·осуществлялась работа по сбору, систематизации и доведению до заинтересованных информации о проводимых за рубежом тендерах (за 2012 год размещена информация о 264 451 тендере, в том числе 232 060 - по странам СНГ, 32 391 - по странам дальнего зарубежья);

·проведены 14 международных семинаров с участием представителей иностранного бизнеса, специализирующихся в сфере маркетинга, логистики, ВЭД и нормативно-правового обеспечения финансово-хозяйственной деятельности на экономическом пространстве Западной Европы и СНГ (общее количество участников составило 382 человека);

·организован международный семинар «Нормативные документы и требования, предъявляемые к участникам тендерных закупок по линии ООН».

Работа по стимулированию экспорта будет продолжена в рамках системных мер, предусмотренных в Программе социально-экономического развития до 2015 года, Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы <#"justify">Экспорт продукции представлен широкой номенклатурой. К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар.

Основу импорта составляют, энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.

Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира.

Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 28% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция.

Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье - Казахстан.

Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке - Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе - Китаем, Индией, Вьетнамом.

Более 55% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь.

К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги.

Основными торговыми партнёрами Беларуси в сфере услуг являются ЕС (около половины от объема экспорта) и Россия (четверть экспорта).

В отношении регулирования экспортных тарифов, до принятия соответствующего соглашения в рамках Таможенного союза, каждая из Сторон Таможенного союза имеет право принимать такие решения в соответствии с национальным законодательством [24].

В соответствии с п.6 ст. 84 Таможенного Кодекса Таможенного союза порядок уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется отдельным международным договором государства-членов Таможенного союза (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).

На сегодняшний день такой международный договор между тремя государствами пока на подписан, однако в отношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией действует Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти от 09.12.2010 года. В соответствии с данным соглашением Республика Беларусь и Российская Федерация не применяют во взаимной торговле нефтью сырой и нефтепродуктами вывозные таможенные пошлины. Вывозные таможенные пошлины в отношении данных товаров при их вывозе за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь уплачиваются по ставкам, равным действующим в Российской Федерации на день регистрации декларации на вывозимые товары таможенным органом Республики Беларусь. Данное соглашение действует до вступления в силу трехстороннего соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин.

Также, в Республике Беларусь экспортные тарифы на некоторые виды товаров регулируются следующими нормативными правовыми актами:

·Указ Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2009 года № 525 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения»;

·Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2010 года № 522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы»;

·Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2011 года № 40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье»;

·Указ Президента Республики Беларусь от 31декабря 2010 года № 716 «О ставках вывозных таможенных пошлин»;

·Указ Президента Республики Беларусь от 21мая 2010 года № 272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса» [20, c. 44].

Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения. Объективная оценка последствий предполагаемого изменения тарифов требует комплексного системного подхода к данной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД, отечественного производства и потребителей продукции, а также государственного бюджета.


Заключение


В данной работе были изучены и проанализированы основные методы таможенного регулирования внешней торговли Республики Беларусь, исследованы цели, функции и экономическое значение таможенного тарифа, виды таможенных тарифов в зависимости от характера происхождения, направлений, количества ставок, метода исчисления, времени действия. В работе также исследована система межгосударственного регулирования внешней торговли в соответствии с правилами ВТО, которыми сегодня регулируется примерно 95% мировой торговли. Раскрыты основные изменения в таможенной сфере связанные с созданием Таможенного союза.

Основными целями совершенствования модернизации системы таможенно-тарифного регулирования Беларуси являются: стимулирование интеграции белорусской экономики в систему мировых хозяйственных связей; содействие структурной перестройке экономики Беларуси и обеспечение эффективной реализации фискальной функции таможенных пошлин; поэтапная унификация и снижение ставок таможенных пошлин; ликвидация таможенных и налоговых льгот и т.п.

Реализация указанных целей подразумевает собой переход на качественно новый уровень таможенного регулирования внешнеторговых отношений, в том числе: создания условий для успешной работы в Республике Беларусь зарубежных инвесторов; координация и регулирование внешнеторговой деятельности участников ВЭД; совершенствование импортного таможенного тарифа; информационная поддержка государства при интеграции белорусских товаров на международный рынок; формирование прогрессивной структуры экспорта.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

·определение страны происхождения товара;

·определение таможенной стоимости товара;

·определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам Республики Беларусь, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Таможенно-тарифная система призвана всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

Основными целями совершенствования модернизации системы таможенно-тарифного регулирования Беларуси являются: стимулирование интеграции белорусской экономики в систему мировых хозяйственных связей; содействие структурной перестройке экономики Беларуси и обеспечение эффективной реализации фискальной функции таможенных пошлин; поэтапная унификация и снижение ставок таможенных пошлин; ликвидация таможенных и налоговых льгот и т.п.

Реализация указанных целей подразумевает собой переход на качественно новый уровень таможенного регулирования внешнеторговых отношений, в том числе: создания условий для успешной работы в Республике Беларусь зарубежных инвесторов; координация и регулирование внешнеторговой деятельности участников ВЭД; совершенствование импортного таможенного тарифа; информационная поддержка государства при интеграции белорусских товаров на международный рынок; формирование прогрессивной структуры экспорта.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.


Список использованных источников


1Алехнович А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: практ. пособие / А.В. Алехнович. - Минск: Амалфея, 2010. - 416с.

Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики / М.: Экономика, 1997. - 365с.

Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 544с.

Вабищевич С.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: правовые перспективы: Монография / С.С.Вабищевич. - Минск: Молодежное научное общество, 2009. - 231 с.

Внешнеторговая деятельность: Бухгалтерский и налоговый учет / Е.В. Командирова, Ю.В. Гатальская. - Мн.: Изд-во Гревцова, 2013. - 248с.

Войтихов А.Д. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Войтихов. - Минск: ОДО «Равноденствие», 2010. - 176 с.

Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие / под ред. проф. Е.П.Пузаковой. - М.: Экономистъ, 2012. - 495 с.

Егиазарова В. Правовое регулирование таможенных режимов // Налоговый вестник. - 2011. - №1. - С. 49 - 54.

Живенко Н.В. Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Автореф.дисс.к.юр.н. - М., 2012. - 22 с.

Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: учеб.-практ. пособие / А.В.Данильцев. - М.: Деловая литература, 1999. - 293 с.

Международные экономические отношения: учебник / под ред. В.Е.Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 591 с.

Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность Беларуси / А.Е.Дайнеко [и др.]; под научн. ред. А.Е.Дайнеко. - Минск: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2008. - 300с.

Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / М.И.Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М.И.Плотницкого, Г.В.Турбан. - Минск: Современная школа, 2010. - 663 с.

Могучий В.М. некоторые вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс].

Налоговый механизм: теория и практика: Налоги. Таможенно-тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: пособие / С.И. Адаменкова, (и др.); под ред. С.И. Адаменковой. - 4-е изд., доп. И перераб. - Мн.: Элайда, 2012. - 608с.

Основы международного бизнеса: учебное пособин / М.В. Чиненов. - М.: КНОРУС, 2010. - 304с.

Рудый К.В. финансы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие / К.В. Рудый. - Мн.: Выш. шк., 2010. - 348с.

Тарарышкина Л.И. Таможенные платежи - инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности и источник наполнения доходов бюджета // Финансы, учет и аудит. - 2011. - № 5. - С. 54 - 60.

Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - Москва, 2008г. - 127с.

Шестакова М. О таможенный режимах // Право и экономика. - 2010. - №9 - 10. - С. 39 - 46.

Таможенный кодекс Республики Беларусь //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 17, 2/1301.

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 20.02.2014.

О таможенном тарифе: Закон Республики Беларусь, 03 февр. 1993г., № 2151-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008г., № 449-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. - Дата доступа: 27.02.2014.

О порядке определения таможенной стоимости товаров: Указ Президента Республики Беларусь, 31 июля 2010г., № 474 // Национальный реестр правовых актов республики Беларусь, 2010г., 1/7781.

Положением об особенностях помещения товаров под таможенный режим свободного обращения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2012 г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 29, 1/9391.

О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 июня 2008 г., № 397 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. - Дата доступа: 16.02.2014.

О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 января 2010 г., № 57 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 16.02.2014.

О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 сентября 2008 г., № 1397 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 18.02.2014.

О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 июля 1998 г., № 1091 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 16.02.2014.

О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 сентября 2006 г., № 1267 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 03.03.2014.

Письмо Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.03.1999г. № 08/1691 «О порядке пересчета общей таможенной стоимости» // Бюллетень нормативно-правовой информации. - 1999. - № 8. - С. 54 - 60.


Приложения


Приложение А


Таблица 3.1 - Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь, млн долл. США

20002005201020112012Январь- октябрь 2013Январь-октябрь 2013 в % к январю- октябрю 2012Оборот15 97232 68760 16887 19092 46466 72885,5Экспорт7 32615 97925 28441 41946 06031 34579,3Импорт8 64616 70834 88445 77146 40435 38391,9Сальдо-1 320-729-9 600-4 352-344-4 038

Примечание - Источник: [30].


Приложение Б


Таблица 3.2 - Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь, млн долл. США

20002005201020112012Январь- октябрь 2013Январь-октябрь 2013 в % к январю- октябрю 2012Оборот1 5363 1667 3799 16010 4889 540115,8Экспорт1 0002 0734 5015 8046 6465 943116,7Импорт5361 0932 8783 3563 8423 597114,3Сальдо4659791 6232 4482 8042 345

Примечание - Источник: [30].


Приложение В


Таблица 3.3 - Вывозные таможенные пошлины Республики Беларусь

Код ТН ВЭД ТС (наименование товара)Ставка вывозной таможенной пошлиныРеквизиты нормативного правового акта3104 (калийные удобрения)75 евро за 1000 кгУказ Президента Республики Беларусь от 26 октября 2009 г. № 525 <#"justify">Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти от 9 декабря 2010 года2710 (нефтепродукты)2711 12 - 2711 19 000 0 (пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы)2712 (вазелин нефтяной, воски, за исключением подсубпозиций 2712 90 110 0 и 271290 190 0)2713 (кокс и битум нефтяной, за исключением подсубпозиции 2713 12 000)2902 20 000 0 - 2902 43 000 0 (бензол, толуол, ксилолы)

Примечание - Источник: [22].


Теги: Таможенно-тарифная система Республики Беларусь  Курсовая работа (теория)  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 46388
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Таможенно-тарифная система Республики Беларусь
Назад