Сущность электронной системы безналичных расчетов

ВВЕДЕНИЕ


Неотъемлемой частью хозяйственной жизни человеческого общества на определенной ступени исторического развития становятся деньги. Наиболее активную роль они начинают играть в обществе, вступившем в этап рыночных отношений. Деньги в таком обществе необходимы для расчетов за произведенную продукцию, оказываемые услуги. При этом расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Их эволюция от простой, примитивной формы (наличной) к более целесообразной (безналичной) прошла многовековой путь. Первая форма характерна для стран с наиболее отсталой экономикой, вторая - для высокоразвитых в экономическом отношении стран. Но и сегодня есть еще много стран, где действуют обе формы. Как считает большинство учёных, денежные расчеты с использованием безналичных расчетов гораздо более выгодны со всех точек зрения. Они значительно ускоряют процесс оплаты, упрощают его, способствуют снижению издержек обращения. Наиболее ярко это видно на примере, когда покупатель и продавец находятся в удалении друг от друга (в разных городах, странах). Безналичная форма расчетов, бесспорно, более выгодна, чем наличная форма, но для ее внедрения необходим определенный уровень развития техники, образования, культуры и многое другое. Бурное развитие Интернета в 90-х годах прошлого века заставило переосмыслить саму сущность денег, их форму и назначение. "Покупки не отходя от компьютера" требуют простого и удобного способа платить за товары и услуги на расстоянии. Западный мир отчасти решал (и решает) эту проблему использованием пластиковых карт, но такой способ имеет целый ряд недостатков в силу слабой защищенности карточек от мошенников, а также возможности совершать отзыв платежа, что неизбежно создает трудности продавцам. Ситуация требовала какого-то совершенно нового, революционного решения, и оно не заставило себя долго ждать. В 1994 году Дэвид Чаум, которого впоследствии назвали отцом электронной наличности, начал выпуск в рамках системы DigiCash первые электронные деньги. Его идея тогда не увенчалась большим успехом, но дала для многих повод задуматься. Десять лет спустя электронные платежные системы стали для Интернета таким же привычным явлением, как, например, безналичные деньги для реального мира. Во всем мире, в том числе в России, электронные платежные системы в значительной мере уже вытеснили другие способы оплаты. Это совершенно естественно, поскольку удобнее способа не найти - мгновенная оплата и мгновенная доставка. Российский рынок электронных платежных систем достаточно молодой, бурно развивающийся, однако по-прежнему недостаточно насыщенный, это связано с тем, что кредитные карты распространяются среди населения довольно медленно и, это несмотря на то, что число российских компаний, перечисляющих зарплату своим сотрудникам на карточные счета, и количество магазинов, принимающих кредитки, быстро растет. Но все же рынок электронных платежных систем привлекает внимание у населения тем, что через данную систему можно легко и быстро осуществить платежи за кабельное телевидение, телефон, коммунальные услуги, оформлять подписку на периодику, даже заказывать билеты и туристические путевки - и все это не отходя от компьютера. Важно помнить тот факт, что электронные платежные системы работают бесперебойно и беспрерывно, а также не требуют заполнения документов. Данная тема актуальна в настоящее время, так как практически каждый человек сталкивается ежедневно с электронными платежами, но не каждый знает, что они собой представляют и как функционируют.

Поэтому цель работы - выявить, что такое в целом электронные платежные операции, какие основные операции осуществляют с их помощью, чем защищены, а также рассмотреть какие виды электронных платежных систем функционируют на территории Российской Федерации и каковы перспективы их развития.

Актуальность данной темы связана с модернизацией экономики России, что обеспечило определенный интерес ученых-экономистов.

Современное состояние электронных платежных систем хорошо изложены в периодических изданиях. Исследованию теоретических основ электронной платежной системы, места и роли в финансовой системе, ее развитию посвящены труды таких ученых, как Афонина С. В., Бугорский В.П., Генкин А.С., Глушенков А., Грибов А., Логуненков С.Г., Дрыганов В., Морозова М., Дмитрьев С., Захарченко В.,Соколова А., Бузин А. и другие.

При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, монографический, расчётно-конструктивный, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, в соответствии с тематикой периодических изданий, рассмотрены интернет - ресурсы, подведены итоги проделанной работы.


1. Сущность электронной системы безналичных расчетов в РФ


.1 Исторические аспекты возникновения и развития электронных систем в России


С тех пор, как человек начал хоть что-то производить, он изобретает все новые и новые способы взаиморасчетов. Начиналось все с натурального обмена товар на товар. Естественным его развитием было использовать при обмене некий вид товара, который не портится, обладает высокой ликвидностью и имеет небольшие размеры относительно стоимости. Так первыми «деньгами» несколько тысячелетий назад стали драгоценные металлы и камни, позднее появились монеты, которые впоследствии были заменены бумажными деньгами. В середине прошлого столетия в США появились первые кредитные карты, с которых начался век электронных денег. В настоящий момент подавляющее большинство сделок в мире происходит без использования банкнот. Совершенно естественным, таким образом, можно считать появление электронных платежных систем.

Первым этапом в появлении электронных расчетов считается 1880 год.

Именно тогда известный американский ученый Эдвард Беллами в своей книге «Смотря назад» («LookingBackward») предложил использовать предоплаченные карты при расчетах. Однако его перспективная идея не нашла отклика. Через более чем четверть века в 1914 году предпринимаются первые попытки применить кредитные карты, тем не менее, все заканчиваются неудачей. В 1950 году компания DCI (DinersClubInternational) выпустила первую в мире универсальную платежную карту - DinersClub. Вслед за этим, уже на следующий год после инициативы DCI, американский банк FranklinNationalBank выпустил первую кредитную карту. Еще через семь лет вновь американский банк, крупнейший в стране BankofAmerica, выпускает первую универсальную банковскую карточку BankAmericard, которая сейчас известна всему миру под названием Visa. Уже в 1965 году образована первая межбанковская карточная ассоциация - EurocardInternational[5,с.8]

Началом второго этапа считается вторая половина ХХ века, которая запомнилась истории бурным развитием информационных технологий и микроэлектроники в частности. Американские банки, впервые в мире, начинают активно внедрять электронные методы переводов денежных средств. Появляются технологии электронных переводов, такие как EFT (ElectronicFundsTransfer). В 1968 году свет увидела технология электронного обмена данных - ElectronicDataInterchange (EDI), которая была впоследствии положена в основу электронных транзакций. Электронные платежи развиваются все активнее, мир начинает относиться к кредитным карточкам без панического страха. В США формируются две межбанковские карточные ассоциации. Первая из них, NBI, известна сейчас как VisaInternational, вторая -ICA, соответственно MasterCardInternational.

Информационные технологии не стояли на месте, и уже в 1979 году в Америке для безналичных банковских платежей начато применение первых электронных терминалов, которые были названы EFTPOS и заложили основы электронных платежей. Уже в 1984 году предприятия финансового сектора начинают активно применять электронную почту при общении с клиентами. По сути, это был первый шаг на пути к электронному банкингу и интернет-банкингу. Проходит еще три года, и первые банки начинают предоставлять услуги в режиме онлайн [3, с.25].

Приблизительно в это же время в историю электронных денег вступает и СССР. В 1988 году «Внешэкономбанк» СССР выпускает первую в государстве кредитную банковскую карточку - EurocardGold. Впрочем, такую карту могли получить только особо важные персоны: на всю огромную территорию СССР было выпущено около тридцати этих карт. Классическая Visa пришла в РФ намного позже, лишь в 1991 году: спустя почти двадцать лет после появления карт Visa и MasterCard за рубежом российский «Кредо-банк» выпустил первую в стране международную кредитную банковскую карточку системы VisaInternational.

Именно второй этап заложил основы для систем

электронных платежей с помощью кредитных банковских карт[2,с.9].
Третий же этап отличился развитием информационных технологий, в 1981 году создан первый классический персональный компьютер - IBM PC, а развитие микроэлектроники к тому времени начало бурно развиваться. Во второй половине восьмидесятых годов в пластиковую кредитную карточку удалось вмонтировать микропроцессор, что предопределило появление принципиального нового вида денег - цифровой наличности. Однако реально революционным для истории электронных расчетов становится 1993 год, в котором доктор Дэвид Чаум, глава группы криптографии в голландском национальном исследовательском центре CWI, разработал программное решение - технологию eCash для работы с цифровой наличностью. Впоследствии eCash стала фундаментом первой в мире электронной платежной системы DigiCash и прародителем всех существующих сегодня электронных платежных систем. Концепция eCash вводила в обиход понятие электронной валюты для оплаты товаров и услуг через компьютерные сети, которые к тому времени уже получили значительное распространение. Сама валюта хранится на жестком диске персонального компьютера, куда она закачивается с помощью специального клиентского программного обеспечения, которое необходимо предварительно установить. Через год после появления eCash, в 1994 году, в США была осуществлена первая в истории покупка через интернет. В этом же году в России появилась первая отечественная микропроцессорная карта системы «Золотая Корона». В 1996 году ассоциация VisaInternational представила собственный электронный кошелек VisaCash. Начинается разработка единых требований к изготовлению микропроцессорных карт (технологии EMV), участие в этом принимают все крупные участники рынка электронных платежей. К тому времени интернет развился достаточно для того, чтобы породить полноценную электронную коммерцию, и впервые были поставлены вопросы информационной безопасности электронных платежей во всемирной паутине. В результате этого вслед за технологией EMV был разработан специальный протокол для осуществления безопасных транзакций в интернете - SecureElectronicTransaction (SET) [5, с.86]. Россия также старается не отставать от мирового прогресса, в 1998 году возникла платежная система PayCash. Примерно через год появилась наиболее сейчас популярная и надежная платежная система WebMoney. В середине 2002 года было заключено соглашение между платежной системой Paycash и самой крупной поисковой системой российского сегмента Интернет - Яндекс. Это привело к рождению проекта Яндекс.Деньги - универсальной платежной системы. Окончание 2002 года было ознаменовано еще одним важным событием - возникновением российско-украинской платежной системы RUpay. Четвертым этапом является современный мир, в котором активно работает несколько десятков электронных платежных систем, самые известные из них E-Gold, PayPal, PayAce и StormPay. В России зарубежные системы не так развиты, но хорошие позиции занимают отечественные компании WebMoney, Cyberplat, E-Port, «Яндекс.Деньги», «Рапида». Не так давно крупнейший почтовый сервер России Mail.ru запустил совместно с ИК «Финам» свой проект электронный платежной системы - MoneyMail. Большинство современных платежных систем, как зарубежных, так и российских, сегодня может функционировать полностью через web-интерфейс, не требуя установки клиентского программного обеспечения


1.2 Правовое регулирование электронных платежных систем по законодательству Российской Федерации


Идея осуществления электронных расчётов появилась ещё задолго до изобретения интернета. В 40-х годах XIX века крупные американские торговые системы были объединены телеграфной сетью, по которой передавалась информация о ценах на рынках в разных концах страны. Первые примеры электронных платежей уходят корнями в банковские операции и процесс, получивший название «телеграфные переводы». С изобретением телефона стало возможным подавать заявки на покупку и продажу товара, управлять счётом в банке и т. д. С развитием электроники финансовые учреждения получили возможность разработки быстрых, безопасных, дешёвых и надёжных средств расчёта. Современное общество находится на такой ступени развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий и изменение под влиянием этого процесса многих аспектов социально-экономической жизни. Мировая экономика приобретает всё более виртуальный характер - виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи. Доступ к рынкам в режиме реального времени - насущная потребность. Рыночная экономика становится более гибкой, оперативной и вместе с тем глобальной, охватывает всё пространство земного шара. Следовательно, доступ к рынкам в реальном времени должен всё дальше развиваться и расширяться с помощью единого кибернетического пространства для надлежащего обслуживания производства и обращения товаров. Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами, или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В последние годы эти тенденции становятся всё более явными.[1,c.46]

В Российской Федерации имеется ряд факторов, которые настоятельно требуют быстрейшей разработки и принятия нормативно-правовых документов, которые способствовали бы развитию электронной торговли и её нормальному функционированию. Перспективы законотворчества в сфере электронной торговли зависят от результатов сотрудничества предпринимателей и государственной власти не только в пределах Российской Федерации, но и на международном уровне. Основным ориентиром при создании правовой базы электронной торговли является необходимость создания эффективного механизма, сохранение самостоятельной инициативы и уровня защиты прав потребителей, общественного порядка, здоровья и нравственности населения действия в рамках единого рынка.

В настоящее время в России в области информатизации насчитывается всего несколько десятков нормативных актов, в то время как в развитых западных странах их многие сотни. Можно разделить все уже существующие нормативные акты на следующие группы:

Нормативные акты, устанавливающие правовые нормы, которые могут без изменений применяться для правоотношений в сфере электронных расчётов. Конституция Российской Федерации, содержащая в себе основные права и гарантии, среди которых можно выделить ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской Федерации и гарантирующая права и свободы человека и гражданина и их защиту .

Законы, специально посвящённые проблемам электронного документооборота. Одним из основных инструментов, обеспечивающих идентификацию лица и безопасность проведения электронных сделок и других торговых операций, является - электронно-цифровая подпись (далее ЭЦП). Согласно Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе [10]. На смену данному закону в апреле 2011 года пришел Федеральный закон «Об электронной подписи», который во многом расширяет сферу использования и допустимые виды электронной подписи.

Законы, которые обеспечивают либо касаются отдельных аспектов организации и функционирования систем электронного документооборота.

Поскольку электронная торговля относится к дистанционному способу продажи товаров, то защита прав потребителей осуществляется в соответствии со ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая устанавливает, что продавец перед заключением договора должен сообщить следующую информацию: основные потребительские свойства товара, место его изготовления, полное фирменное наименование продавца (изготовителя), цену, условия приобретения и доставки, срок службы и гарантийный, порядок оплаты, срок заключения договора [5]. По закону потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до покупки, а после его приобретения - в течение семи дней без объяснения причин. Эта информация должна быть донесена до покупателя письменно в момент доставки, иначе срок законного возврата увеличивается до трёх месяцев. Такое правило действует лишь при дистанционной торговле, когда покупатель не имеет возможности «вживую» оценить габариты, цвет и запах товара. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования и распространения различной информации влечёт за собой ответственность, предусмотренную ст. 13.11-13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также уголовную ответственность в соответствии с нормами гл. 28 Уголовного кодекса Российской Федерации [ 9].

Законы, которые касаются применения электронного документооборота в отдельных сферах. Федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в целях эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции, регулирует отношения, связанные с размещением заказов, устанавливает единый порядок размещения заказов, а также обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказов. Согласно п. 1 ст. 41.2. Федерального закона № 94-ФЗ все документы и сведения, направляются либо размещаются на официальном сайте в форме электронных документов. Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны ЭЦП соответствующего лица, что согласно п. 5 ст. 42.2 данного федерального закона означает подлинность и достоверность таких документов и сведений [12].

Одновременно с развитием правовой базы регулирующей отношения в сфере электронной торговли, в 1992 году при МВД РФ было сформировано Бюро специальных технических мероприятий (далее - БСТМ) - одним из направлений, деятельности которого является борьба с преступлениями в сфере компьютерных технологий. К сфере компетенции БСТМ относится борьба с незаконным распространением радиоэлектронных и специальных технических средств, мошенничеством в области электронных платежей, детской порнографией в Интернете [2]. В 2000 г. в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации был вынесен проект Федерального закона «Об электронной торговле», однако был отклонен и отправлен на доработку, в связи с тем, что он ещё не в полной мере отвечает потребностям общества и заполняет пробелы действующего законодательства Российской Федерации [10]. Принятие Федерального закона «Об электронной торговле» могло бы способствовать развитию электронной торговли в России и закреплению основных прав и обязанностей участников электронной торговли и их защите, а так же содержал бы нормы позволяющие контролировать порядок и соблюдение основных правил осуществления предпринимательской деятельности в данной области. В России право и юридическая практика последних лет скорее восприняли, нежели отторгли электронный бизнес, становление которого совпало с процессом общей модернизации российской правовой системы. Для успешного развития электронной торговли должны быть разработаны и приняты нормативные акты, которые на основе международного опыта, доктрин и основных начал российского гражданского права устанавливают способ правового регулирования электронного взаимодействия субъектов рынка и основные понятия, определяют круг субъектов и объектов электронной торговли.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд правовых норм, допускающих возможность заключения сделок путем электронного обмена данными, а также дающие возможность с помощью электронной технологии совершать безналичные расчёты в кредитно-банковской сфере [8; 9]. 29 сентября 2011 года ключевым для отрасли стал Федеральный закон № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" от 27 июня 2011 года, где закреплено определение электронных денежных средств (ЭДС), закреплены ключевые требования к переводу ЭДС, а также операторам электронных денег. Если раньше деятельность регулировали множество законов и отдельных статей в различных законах, то закон "О национальной платежной системе" стал единым регулирующим документом для всей отрасли электронных платежей.

платежный рынок электронный расчет


2. Виды электронных платежных систем в РФ


.1 Электронные платёжные средства на базе сетей


Электронные наличные деньги - это цифровая наличность в электронной форме, используемая в сетевых расчетах, представляющая собой электронные купюры в виде совокупности двоичных кодов, существующих на том или ином носителе, перемещаемых в виде цифрового конверта по сети. Технология электронной наличности позволяет оплачивать товары и услуги в виртуальной экономике, передавая информацию от одного компьютера другому. Электронные наличные деньги, подобно реальным наличным деньгам, анонимны и могут использоваться многократно, а номера цифровых банкнот уникальны. Их можно передавать от одного лица другому, минуя банк, но при этом сохраняя в пределах сетевых платежных систем. При оплате товара или услуги цифровые деньги пере да ют продавцу, который либо передает их участвующему в системе банку для зачисления на свой счет, либо расплачивается ими со своими партнерами. В настоящее время в сети Интернет распространены различные сетевые платежные системы.

Яндекс.Деньги. В середине 2002 г. компания Paycash заключила соглашение с самой крупной поисковой системой Рунета Яндекс о запуске проекта Яндекс. Деньги (универсальная платежная система, созданная в 2002 г.). Основные возможности платежной системы Яндекс. Деньги:

электронные переводы между счетами пользователей;

покупать, продавать и обменивать электронные валюты:

оплачивать услуги (доступ в Интернет, сотовая связь, хостинг, квартира и проч.);

принимать платежи на своем сайте более чем 20 способами;

переводить денежные средства на кредитную или дебетовую карту.

Комиссия при осуществлении транзакций составляет 0,5% при каждой операции платежа. При выводе денежных средств на банковский счет или другим способом система Яндекс.Деньги удерживает 3% суммы выводимых средств, кроме того, дополнительный процент взимается непосредственно трансфер-агентом (банк, почта и др.).Transfer - платежная система, появившаяся 25 ноября 1998 г., - наиболее распространенная и надежная российская электронная платежная система для ведения финансовых операций в реальном времени, созданная для пользователей русскоязычной части Всемирной сети. Пользователем системы может стать любой человек. Средством расчета в системе служат титульные знаки под названием WebMoney, или сокращенно WM. Все WM хранятся втак называемых электронных кошельках.

Платежная система WebMoney Transfer позволяет:

осуществлять финансовые операции и оплачивать товары (услуги) в сети Интернет;

оплачивать услуги мобильных операторов, провайдеров Интернета и телевидения, оплачивать подписку на средства массовой информации;

производить обмен титульных знаков WebMoney на другие электронные валюты по выгодному курсу;

производить расчеты по электронной почте, использовать мобильный телефон в качестве кошелька;

владельцам интернет-магазинов принимать оплату за товары на своем сайте.- это глобальная информационная система трансфера имущественных прав, открытая для свободного использования всеми желающими. С помощью WebMoney Transfer можно совершать мгновенные транзакции, связанные с передачей имущественных прав на любые online-товары и услуги, создавать собственные web-сервисы и сетевые предприятия, проводить операции с другими участниками, выпускать и обслуживать собственные инструменты.[13].- платежная система, функционирующая с 7 октября 2002 г., представляет собой интегратор платежных систем, где программно объединены платежные системы и обменные пункты в одну систему.

Основные возможности платежной системы RUpay:

осуществление электронных переводов между счетами пользователей;

покупать, продавать и обменивать электронные валюты с минимальной комиссией;

совершать платежи в другие электронные платежные системы: WebMoney, PayPal, E-gold и др.;

принимать платежи на своем сайте более чем 20 способами;

получать средства со счета системы в ближайшем банкомате;

управлять своим счетом с любого компьютера, подключенного к Интернету.- электронная платежная система. Начала свою работу на российском рынке в начале 1998 г., позиционируется в первую очередь как доступное средство быстрого, эффективного и безопасного проведения наличных платежей в сети Интернет.

Основным достоинством данной платежной системы считается применение собственных уникальных разработок в области финансовой криптографии, высоко оцененных западными экспертами. Платежная система PayCash обладает рядом престижных наград и патентов, среди которых есть «Сертификат особого признания Конгресса США». На данный момент по технологии PayCash работают такие известные платежные системы, как Яндекс. Деньги (Россия), Cyphermint PayCash (США), DramCash (Армения), PayCash (Украина). В основе PayCash лежит технология «цифровой наличности». С точки зрения пользователя (продавца или покупателя), технология PayCash представляет собой множество «электронных кошельков», у каждого из которых имеется свой владелец. Все кошельки соединены с единым процессинговым центром, в котором происходит обработка информации, поступающей от владельцев. Благодаря современным технологиям пользователи могут производить операции со своими деньгами, не отходя от компьютера. Технология позволяет переводить цифровую наличность из одного кошелька в другой, хранить ее в интернет-банке, конвертировать, выводить из системы на традиционные банковские счета или в другие платежные системы[14].- электронная платежная система, одна из самых популярных и надежных среди зарубежных платежных систем. К началу 2006 г. она обслуживала пользователей из 55 стран. Платежная система PayPal основана Питером Тиелом (Peter Thiel) и Максом Лев- чином (Max Levchin) в 1998 г. как частная компания. PayPal предоставляет своим пользователям возможность осуществлять прием и отправление платежей при помощи электронной почты или мобильного телефона с доступом к Интернету, но, кроме того, пользователи платежной системы PayPal имеют возможность:

отправлять платежи (Send Money): переводить любую сумму со своего персонального счета. При этом получателем платежа может выступать как другой пользователь PayPal, так и постороннее лицо;

выполнять запрос на получение платежа (Money Request). Используя этот вид услуг, пользователь может отсылать своим должникам письма, содержащие запрос на проведение платежа (выписать счет на оплату);

размещать на web-сайте специальные инструменты для приема платежей (Web Tools). Эта услуга доступна только владельцам премьер-счетов и бизнес-счетов и рекомендуется для использования владельцам интернет-магазинов. При этом пользователь может разместить на своем сайте кнопку, нажав которую плательщик попадает на сайт платежной системы, где он может выполнить процедуру платежа (можно использовать кредитную карту), после чего вновь возвращается на сайт пользователя;

использовать инструменты аукционной торговли (Auction Tools). Платежная система предлагает два вида услуг: 1) автоматическая рассылка запросов на получение платежа (Automatic Payment Request); 2) победители аукционных торгов могут производить оплату напрямую с web-сайта, на котором проводится аукцион (Instant Purchase for Auctions)[14].

2.2 Электронные платежные средства на базе карт


Пластиковые карты - это рсонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров или услуг, а также получения наличных средств в отделениях банков либо банковских автоматах (банкоматах). К международным платежным системам на основе пластиковых карт принято относить следующие системы: VISA, MasterСard/Eurocard, American Express. Именно эти платежные системы наиболее известны на российском рынке. Кроме международных платежных систем, в России хорошо известны российские платежные системы: "Золотая Корона", СТБ Кард, Юнион Кард. На сегодняшний день российский рынок банковских пластиковых карт поделен примерно следующим образом: Visa International - около 40%, MasterCard/EuroCard - 20%, российская платежная система "Золотая Корона" - 6%, STB-card - 5%, Union Card - 8%, Сберкарт - 9%.

Итак, примерно 2/3 используемых пластиковых карт в России являются международными и лишь 1/3 - российскими. Visa - крупнейшая международная платежная система. Ежегодный оборот по банковским пластиковым картам Visa превышает 3 трл. долларов США. Карты Visa принимаются более чем в 150 странах мира. Visa играет ведущую роль во внедрении новых платежных технологий и продуктов в интересах 21 000 финансовых учреждений, а также в интересах владельцев банковских карт Visa. Visa - безусловный лидер в области Интернет платежей и инициирует создание универсальной коммерции - возможность заниматься коммерцией в в любом месте и в любое время и при помощи различных средств связи. Visa является самой крупной платежной системой в России. На долю пластиковых карт Visa приходится около 40% рынка банковских карт. На сегодняшний день Visa занимает лидирующие позиции среди всех международных платежных систем, представленных в России. Кредитные карты Visa позволяют их владельцам легко, удобно и безопасно совершать покупки, оплачивать услуги и путешествовать по миру. Карты Visa принимаются более чем в 24 миллионах торгово-сервисных предприятий и обслуживаются более чем в 1 миллионе банкоматов по всему миру. Кроме того карты Visa активно используются в сети Интернет. Кредитные карты дают возможность воспользоваться большим количеством дополнительных услуг и отвечают всем необходимым требованиям безопасности.[15]./ Eurocard - консорциум, состоящий из двух компаний - американской MasterCard и европейской Europay (Europay организовалась в результате слияния Eurocard и Eurochek). Вторая на мировом рынке - приблизительно 30%. Внутреннее построение аналогично платежной системе Visa - ассоциация, члены которой являются владельцами (15 000 членов).

Европейский центр находится в Бельгии, Ватерлоо. Там же располагается отдел, отвечающий за Восточную Европу и Россию. Более 200 млн. карточек, более 10 млн. точек обслуживания. Во всем мире в прошлом году более 700 млн. пластиковых карт с логотипами MasterCard были использованы для совершения более 18 млрд. о??раций. Совокупный оборот по банковским картам MasterCard превысил 3 триллиона долларов США. В России количество точек приема кредитных карт MasterCard превышает 130 000[16].

"Золотая Корона" - это наиболее крупная межбанковская платежная система России. В обслуживании данной системы находится 220 банков и более 4 млн. их клиентов во всех регионах России. Инфраструктура обслуживания пластиковых карт "Золотая Корона" постоянно расширяется и развивается. На данный момент насчитывается более 9600 предприятий торговли и услуг, 697 банкоматов и 1850 пунктов выдачи наличных, расположенных в 74 регионах России. Компания "Золотая Корона" предоставляет своим клиентам не только полный перечень традиционных банковских услуг по пластиковым картам, но и успешно реализует такие перспективные направления, как объединение на одной карте ряда приложений - "электронный кошелек", "транспортная карта", "учет льгот и субсидий", различные дисконтные программы, мобильные платежи, интернет-коммерция и пр. Ни одна платежная система не представляет такого спектра услуг в рамках единой технологии. Пластиковые карты "Золотая Корона" удобно использовать для получения наличных и ежедневных платежей, т.к. в платежной системе низка комиссия за обслуживание. Обычно, получение наличных в банкоматах банка, выдавшего карту, бесплатно для клиентов, а в банкоматах других банков комиссия не превышает 1-2% независимо от суммы снимаемых средств. При расчете по карте во многих магазинах предоставляются скидки. Карты "Золотая Корона" использует одну из самых надежных и современных систем защиты информации, разработанную Центром Финансовых Технологий [14].

Платежная система СТБ - это система взаимоотношений и процедур, возникающих между юридическими и физическими лицами, по обработке информации по операциям, совершенным с использованием карт платежной системы СТБ, эмиссии карт платежной системы СТБ и расчетов по операциям, инструментом совершения которы? явились пластиковые карты платежной системы СТБ. На сегодняшний день в платежной системе СТБ участвуют: 82 субъекта Российской Федерации; 960 банкоматов в 124 городах; 874 отделения российских банков в 578 городах и районных центрах; более 3000 торговых предприятий в 52 городах; Среднемесячный оборот системы составляет более 80 миллионов долларов. В сутки обрабатывается около 100 тыс. транзакций. Эмитировано и обслуживается 1 миллион 800 тыс. банковских карт СТБ. На сегодняшний день СТБ является единственной российской платежной системой, полностью от процесса изготовления карт и до тонкостей процессинга - соответствующей самым жестким международным требованиям[14].


3. Особенности развития рынка электронных платежных систем в России


.1 Основные показатели и динамика рынка электронных платежных систем в Российской Федерации


По данным исследования, проведенного специалистами компании «Рестко Холдинг», за 2012 год оборот рынка вырос с 1 460 млрд руб. до 1 811 млрд руб., то есть, на 24%. Четверть интернет-пользователей России когда-либо расплачивалась в сети, почти 30% аудитории онлайн-платежей - жители Московского региона. Половина транзакций совершается с помощью банковской карты, а средняя сумма платежа по стране - 2800 рублей. Об этом рассказал директор по продажам международного процессингового центра PayU (ПэйЮ) Козьяков Петр на выставке ECOM Expo 2013. В своем докладе «Факты и цифры: онлайн-платежи как двигатель электронной коммерции России» Петр Козьяков представил результаты совместного исследования международного процессингового центра PayU и агентства Data Insight. Согласно ему, онлайн-платежи в России становятся все более популярными: 17 млн россиян в возрасте от 18 до 65 лет когда-либо оплачивали товары и услуги в cети. Совершеннолетняя интернет-аудитория в России достигает 68 млн человек, из них 25% - это пользователи онлайн-платежей. Хотя бы раз в месяц платят в интернете 12 млн человек[15].

Как выяснили специалисты PayU и Data Insight, большинство пользователей онлайн-платежей - это молодые люди до 35 лет (61%). Мужчины расплачиваются в сети чаще, чем женщины - 56% и 44% соответственно. В первом случае пик активности приходится примерно на 30 лет, во втором он наступает до 25 лет. Доход тех пользователей, что активно расплачиваются в сети, составляет 15-50 тыс. рублей в месяц. Чем он выше, тем с большей вероятностью человек осуществляет онлайн-платежи. Эта зависимость особенно сильно проявляется в обеих столицах. Практически треть - 29% пользователей онлайн-платежей живет в Московском регионе, 9% приходится на Санкт-Петербург с областью. Крупнейший нестоличный регион по количеству пользователей онлайн-платежей - Поволжье (16%). Если рассматривать данные в разрезе населенных пунктов, то в городах с населением более 300 тыс. человек живет 58% пользователей онлайн-платежей, причем 28% приходится на две столицы. Даже в сельской местности есть те, кто платит в интернете, их более 2 млн человек. С каждым годом число россиян, предпочитающих безналичные расчеты в сети, прирастает все большими цифрами. Например, в 2011 году оно увеличилось на 3,9 млн человек, а в 2012 году - уже на 4,3 млн.

Аудитория онлайн-платежей растет существенно быстрее, чем интернет-аудитория в целом. Тем не менее, резерв роста в индустрии онлайн-платежей все еще огромный - это и неохваченная интернет-аудитория в обеих столицах, а также практически вся территория России, куда пока не успел проникнуть широкополосный интернет. С приходом высоких скоростей и качественного соединения в регионы можно ожидать очередного «бума» онлайн-платежей». Согласно результатам исследования, активными пользователями онлайн-платежей можно назвать 7 млн россиян. Представитель этой категории рассчитывается в сети два раза в неделю. Средняя частота онлайн-платежей - 3,8 платежа в месяц, средний размер онлайн-платежа - 2 800 рублей. При этом половина транзакций не превышают 600 рублей, а 18% составляют суммы менее 200 рублей. На большие платежи (5000 рублей и более) приходится только 15% транзакций, но они обеспечивают 73% от всего объема онлайн-платежей. Банковской картой расплачиваются 63% пользователей, 30-35% используют электронные деньги или интернет-банкинг, а 27% платят в онлайне со счета мобильного телефона. Банковские карты лидируют не только по числу пользователей, но и по количеству транзакций - с их помощью совершаются 52% онлайн-платежей.[[14].

Самая популярная категория платежей - это сотовая связь и другие услуги связи, за ними следуют ЖКХ, налоги и штрафы, билеты и туристические услуги, товары в интернет-магазинах. Самые большие платежи - в сегменте online-travel, самые маленькие - в сегменте платных онлайн-сервисов, а услуги сотовой связи находятся на втором месте с конца. На оплату билетов и туристических услуг приходится всего 7% от общего количества онлайн-платежей, но 40% от объема. По оценкам Json & Partners Consulting (февраль 2013 г), оборот рынка ЭПС в России в 2012 году составил 1 811 млрд рублей, показав рост на 24% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. Оборот дистанционных финансовых сервисов, являющихся частью рынка ЭПС, в 2012 году превысит 890 млрд рублей и составит 49% от предполагаемого оборота рынка ЭПС. Ожидается, что в 2017 году доля оборота дистанционных финансовых сервисов в ЭПС составит 70% .[14]. (Приложение А, рис.1).

По оценкам Json & Partners Consulting, в 2012 году оборот рынка дистанционных финансовых сервисов составил 896 млрд рублей, увеличившись на 48% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. К концу 2017 года рынок превысит 2,6 трлн рублей, при этом среднегодовой темп роста (CAGR) с 2012 по 2017 годы составит 24% (Приложение А, рис.2). В структуре оборота рынка дистанционных финансовых сервисов с 2008 по 2012 годы произошли значительные изменения. Так, выросла доля небанковских сервисов (электронных денег) с 12% до 31% за счет уменьшения доли банковских сервисов. По прогнозам J'son & Partners Consulting, к 2017 году доля небанковских сервисов уменьшится на 5% в пользу банковских и мобильных сервисов.

В ноябре 2013 года аналитическое агентство Markswebb Rank & Report представляет результаты e-Finance User Index 2014 - первой волны исследования пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России. В основе исследования лежит репрезентативный опрос более 3 тысяч респондентов. Ключевые выводы исследования:

,6 млн человек совершают хотя бы одну платежную операцию в интернете каждый месяц.

,4 млн человек пользуются онлайн-, мобильным или SMS- банкингами.

,4 млн человек используют интернет-банк. При этом почти ¾ этих людей пользуются интернет-банком Сбербанк Онлайн.

,7 млн человек совершают платежи через интернет-банк за месяц.

,9 млн человек платят в интернете банковской картой.

млн человек совершают онлайн-платежи с помощью электронных кошельков.

,6 млн человек совершают за месяц хотя бы один онлайн-платеж с мобильного устройства (Приложение А, рис.3)

Электронные платежи - один из самых перспективных сегментов IT-рынка. Однако вряд ли кто сегодня может в точности сказать, как именно он станет развиваться в ближайшее время. Многое зависит от того, когда и в каком виде будет принят закон об электронных деньгах, и какие компании останутся в числе основных игроков. Осенью 2009 года в России была создана создании Ассоциации "Электронные деньги"(АЭД), объединившая ведущих участников российского рынка электронных платежей: WebMoney, "Яндекс.Деньги", QIWI, i-Free, организации НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли) и НАУМИР (Национальное партнерство участников микрофинансового рынка). Основная цель АЭД - развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги. В числе первостепенных задач были названы: разработка нормативных документов по регулированию российского рынка электронных денег, включая обобщение российского и зарубежного опыта, анализ рынка и выработка единой аналитической отчетности для всех его участников. Фактически Ассоциация сама обозначила тот круг проблем, с которым сталкиваются компании на российском рынке.

По подсчетам некоммерческого партнерства Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), в 2012 году электронные кошельки пополнились на 200 млрд рублей (в 2011 году - 156 млрд рублей). Это выше прошлогоднего прогноза АЭД, согласно которому объем пополнения электронных кошельков должен был составить 180 млрд рублей. Чаще всего в 2012 году люди оплачивали электронными деньгами онлайн-игры, развлечения и осуществляли платежи в социальных сетях (38%), а также оплачивали телекоммуникационные услуги - телефон и Интернет (36%).

год - был последним, когда основные игроки рынка электронных платежей могли считать объемы рынка по собственным критериям. С момента вступлением в силу закона о «Национальной платежной системе», который переводит всех операторов в ранг кредитных организаций, рынок электронных платежей начал считаться по методике ЦБ. Согласно опросу Фонда «Общественное мнение», 7 процентов российской интернет-аудитории (2,24 миллиона человек) каждый месяц пользуются электронными деньгами. 54 процента пользователей покупают музыку и видео, 29 процентов ? ПО. Среди пользователей электронных платежей преобладают мужчины - 64 процента. Средний возраст владельцев электронных кошельков - от 18 до 34 лет (72 процента), большая часть пользователей ? с высшим образованием (54 процента). [14].


4. Тенденции развития рынка электронных расчетов в России


В настоящее время в России наблюдается интенсивное развитие рынка электронных расчетов, в то же время имеет место ослабление конкуренции на этом рынке. Эти факторы являются подтверждением благоприятных условий для появления новых участников рынка. Кроме того, сложившаяся ситуация способствует созданию основными участниками рынка совместных проектов. Главной тенденцией на рынке электронных расчетов является стремление платежных систем, в основе которых лежит использование электронных денежных средств (далее - электронные платежные системы/ЭПС) к мультифункциональности. Ранее электронные платежные системы можно было разделить на несколько видов по способу совершения платежей (карточные, цифровой наличности, платежные шлюзы). В 2012 г. ведущие ЭПС стали расширять свой бизнес, осваивая все доступные способы электронных расчетов. В результате электронные платежные системы становятся все более универсальными и позволяют оплачивать товары и услуги с использованием терминальной сети, мобильных приложений, sms-сервисов, посредством расчетов с помощью электронных денег, банковских карт и т.д.

Другой серьезной тенденцией 2012 года стало тотальное взаимодействие всех участников рынка между собой. Электронные платежные системы, банки, социальные сети, онлайн-игры, операторы мобильной связи, Интернет-магазины, ритейловые сети, государственные структуры стали активно сотрудничать друг с другом. При этом виртуальные платежи между участниками рынка совершаются также всеми возможными способами: электронными деньгами, со счета пластиковой или виртуальной банковской карты, с лицевого счета абонента мобильной связи, через терминалы моментальной оплаты и с использованием других платежных средств.

Наиболее интенсивно развивающимся направлением такого взаимодействия стало сотрудничество ЭПС с банковской системой. В 2012-2013 гг. коммерческие банки проявили немалый интерес к альтернативным способам оплаты розничного рынка платежей с помощью активно развивающихся электронных платежных систем, которые на данный момент времени имеют много возможностей, недоступных кредитным организациям. Многие участники рынка, предоставляющие возможность проведения расчетов с использованием электронных кошельков, выступили с предложениями взаимовыгодного сотрудничества, и были поддержаны коммерческими банками. Так, с помощью банков-партнеров электронные платежные системы интегрировали электронные кошельки с Интернет-банкингом и сетями банкоматов, расширили способы пополнения и снятия средств с электронного кошелька, произвели выпуск виртуальных карт. Почти все крупнейшие розничные банки в начале 2013 г. начали принимать переводы на электронные кошельки. С помощью пластиковой карты любого коммерческого банка существует возможность пополнить счет в Кошельке». С использованием карты КБ «Сбербанк» или через систему «Сбербанк Онлайн» стало доступно пополнение кошельков «МеЬМопеу». Впервые в России были реализованы онлайн-сервисы пополнения электронных кошельков и перевода средств на банковские счета.

Одним из нововведений стала возможность доступа к средствам, находящимся на банковских счетах и расчетов посредством банковских карт с использованием ЭПС. Использование Интернета со стороны коммерческих банков является важным каналом продаж банковских услуг. Эксперты отмечают, что обслуживание клиентов через Интернет намного дешевле и удобнее традиционного банковского обслуживания. Дальнейшей тенденцией синергии коммерческих банков и электронных денег является кредитование посредством электронных денег. Поскольку операции кредитования являются прерогативой банковской системы, следовательно, кредитование электронного счета становится возможным исключительно коммерческим банком, либо микрофинансовой организацией.

В рамках услуг ЭПС такая операция не может быть произведена, так как ЭПС на данный момент могут оказывать лишь расчетные услуги, в связи с особенностями законодательства.

Банк выступает в этой ситуации логичным партнером. Для тех пользователей ЭПС, которые живут в удаленных населенных пунктах, такой способ кредитования, на наш взгляд, может быть единственно возможным. Набор услуг банков, представленный в терминалах самообслуживания, также заметно расширился. Кроме зачисления наличных и оплаты товаров, появилась возможность осуществления платежей за различные услуги (ЖКХ, сотовая связь и т.д.), проведения денежных переводов, погашения кредитов, открытия и пополнения депозитов и т.д. Отмеченная тенденция развития терминального сегмента рынка электронных расчетов будет сохраняться в дальнейшем. Растет популярность и виртуальных (предоплаченных) карт для расчетов в сети Интернет. Виртуальная карта «Visa» является достаточно востребованной той частью населения, которая имеет и активно использует обычные (пластиковые) банковские карты, но вполне обоснованно считает платежи в сети Интернет операциями с высокой степенью риска. Кроме того, эта карта позволяет осуществлять платежные операции в сети Интернет тем пользователям, которые не имеют банковских карт, поскольку не достигли возраста, позволяющего самостоятельно совершать банковские операции, однако, испытывающих потребность в небольших, но регулярных платежах. Бурно развивающийся рынок электронных платежных услуг дает возможность удовлетворить потребности данного контингента пользователей (например, виртуальная карта «MasterCard Prepaid Яндекс.Денег», которую принимают крупнейшие магазины и сервисы по всему миру, такие как «Amazon», «PayPal» или «eBay»).[14].

Важной тенденцией 2012 и 2013 гг. стала активность государства в сфере сотрудничества с электронными платежными системами. Это вызвано окончанием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» и реализацией плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Описанное выше сотрудничество существенно расширяет возможности по оплате в адрес госорганов, в частности был запущен Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал), открытый для подключения различных способов оплаты. На сегодняшний день практически все ЭПС начали прием платежей за оказанные клиентам государственные услуги. Кроме того, государственными органами активно создается правовая основа, регулирующая деятельность ЭПС. В частности в июне 2011 г. был принят Федеральный Закон РФ №161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе», ставший первым документом регулирующим деятельность платежных систем в Российской Федерации. До этого момента действовали законодательные акты, относящиеся лишь к некоторым частным случаям электронных расчетов, такие как Федеральный Закон РФ №103-Ф3 от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный Закон РФ №151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В 2010 г. на рынке электронных расчетов появились новые участники - социальные сети. Весной 2010 г. социальная сеть «ВКонтакте» объявила о запуске собственной платежной системы, счета в которой присоединены к персональным аккаунтам пользователей. В конце того же года аналогичное решение было реализовано и в другой крупнейшей российской социальной сети - «Одноклассники».

Тенденция последних двух-трех лет - монетизация социальных сервисов (социальных сетей, онлайн-игр, сайтов знакомств и др.) при помощи электронных денежных средств - усилилась. Особенно это касается социальных сетей. Эксперты полагают, что социальные сети как замкнутые системы, в которых есть весь необходимый для пользователя контент, являются оптимальным местом для развития рынка электронных платежей и использования конкурентных преимуществ ведущих российских ЭПС.

Сотрудничать с социальными сетями стремятся многие участники рынка. Монетизация социальных сетей - мировая тенденция. Подтверждением этого можно считать, например, такой факт, как объединение с мая 2011 г. систем «Facebook» и «PayPal» для оптимизации торговли в социальных сетях. Дальнейшее развитие электронных расчетов посредством использования электронных денежных средств в социальных сетях, онлайн играх и других социальных сервисах является наиболее перспективным. Следующим направлением развития в 2013 г. после социальных сетей является оплата услуг ЖКХ, переводы между клиентами, оплата деятельности на рынке ценных бумаг. Участники рынка электронных расчетов продолжают активно осваивать такой способ оплаты, как мобильный телефон. Развитие сегмента мобильных платежей связано с усложнением техники, увеличением возможностей мобильного телефона и доступности таких устройств для населения. Основным способом осуществления мобильных платежей являются текстовые sms-сообщения. (Приложение А, рис.4).

Одновременно в России активное распространение получают мобильные платежные приложения, которые позволяют использовать телефон в качестве электронного кошелька. На сегодняшний день с помощью мобильного телефона абоненты могут приобрести следующие услуги, представленные на рынке электронных расчетов: перевод денежных средств, приобретение рингтонов, участие в викторинах, онлайн-играх, социальных сетях, оплата штрафов ГИБДД, жилищно-коммунальных услуг, покупка в Интернет-магазинах, в том числе билетов на транспорт, развлекательные мероприятия и т.д. Важную роль в доступности этих услуг посредством мобильных устройств имеет взаимодействие мобильных операторов с коммерческими банками и ЭПС. Также это сотрудничество позволит ЭПС составить конкуренцию наличным деньгам и банковским картам при осуществлении покупок в обычных торговых точках, заведениях общественного питания и т.п. ЭПС планируют расширять сферу деятельности и в других направлениях. Так, платежные системы «QIWI Кошелек» и «WebMoney» уже обсуждают различные возможности сотрудничества с участниками рынка потребительской розницы. ЭПС «QIWI» ведет переговоры об использовании электронных денежных средств для оплаты с целым рядом сетей общепита, аптечными сетями, ритейлерами и т.д. В скором времени появится новый сервис компании «Вымпелком» («Билайн») и КБ «Альфабанк». В рамках проекта будут эмитированы предоплаченные виртуальные и пластиковые банковские карты «Visa», которые позволят абонентам сети «Билайн» использовать средства на балансе мобильного телефона для оплаты товаров и услуг через Интернет и в обычных торговых точках, а также может быть реализована такая возможность, как снятие наличных в банкоматах.

Если сравнивать способность использования различных видов электронных платежных систем для оплаты реальных услуг и товаров, то наиболее перспективными являются уже традиционные оплаты с помощью банковской карты и оплаты с мобильного телефона с внедренным NFS-чипом, который позволяет эмулировать данные банковской карты, либо электронного счета, и дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. Внедрение сервисов на базе технологии NFC в России началось также в 2010 г. Новой тенденцией развития мобильных платежей стала возможность снятия денег с абонентского счета мобильного телефона. При этом денежный перевод клиент может оформить на себя или на другого человека, даже находящегося в другом городе.

Активный интерес к мобильным электронным платежам проявляет государство. Это связано с проектом «Электронное Правительство». Основной идеей проекта является обеспечение возможности оплаты государственных услуг путем перечисления средств с баланса мобильного телефона. Государственным оператором в проекте выступает компания Ростелеком. В настоящее время «Ростелеком» ведет переговоры с мобильными операторами о размещении на sim-картах телефонов электронной подписи гражданина, которая, в том числе, даст возможность получения государственных услуг через Единый портал. Электронная подпись будет соответствовать требованиям законодательства, и приравниваться к собственноручной подписи на бумажном носителе. С помощью этого средства идентификации клиенты смогут, к примеру, подать налоговую декларацию через Единый портал, бесплатно скачать с Единого портала и с помощью мобильного телефона и электронной подписи использовать для оплаты штрафов ГИБДД, задолженностей перед Государством и т.д. В том числе будут доступны мобильные приложения для операционной системы, использующейся в «iPhone», а также для мобильных устройств на базе операционной системы «Android» и собственные решения операторов, присоединившихся к проекту.

В целом можно прогнозировать, что доля мобильных платежей с использованием счета мобильного телефона в будущем будет только возрастать. Мобильный телефон, при этом, станет серьезным конкурентом терминалам самообслуживания и банкоматам. Пользователи давно привыкли перечислять деньги на счета мобильного телефона и хранить там определенные суммы денег, в отличии от электронных кошельков, на которые клиенты перечисляют денежные средства в размере необходимом для совершения конкретной покупки и незадолго до нее. Однако значительным ограничением данного сервиса является слабый уровень защищенности денежных средств на счете абонента и большим объемом мошенничества. Международные платежные системы также высоко оценивают достоинства мобильных платежей. Так «Visa Europe» планирует ежегодно инвестировать 100 млн. евро на развитие карточных платежей в области мобильной и электронной коммерции. В 2011 г. «Visa Europe» состоялся ввод собственной системы мобильных платежей. В дальнейшем должен выйти сервис электронных платежей компании, ориентированный на онлайн-торговлю.

Можно с уверенностью констатировать, что 2012-2013 гг. ознаменовали бурное развитие рынка электронных платежных систем. На рынке произошли значительные изменения, появилось множество новых сервисов по оплате товаров, услуг, денежных переводов, к которым гражданам России предстоит привыкнуть. Кроме того новые решения на российском рынке ЭПС не перестанут появляться. Так, российская платежная система «Webtransfer» стала первой системой, застраховавшей средства на электронных кошельках своих клиентов. Договор страхования ответственности «Webtransfer» перед клиентами выпустила компания «Ингосстрах». Практики подобного сотрудничества до сих пор не существовало. Таким образом, «Webtransfer» стала первой ЭПС в мире, гарантирующей клиентам безопасность средств на электронных счетах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок электронных расчетов продолжит интенсивное развитие на протяжении ближайших нескольких лет. В первую очередь за счет крупных ЭПС, имеющих возможность в кратчайшие сроки реализовывать новые проекты, а также осуществлять всевозможные формы сотрудничества на данном этапе развития рынка электронных расчетов. Необходимо отметить, что важную роль в становлении и усилении ЭПС сыграло государство, регламентировав эту деятельность и установив общие правила.

Однако, участники рынка должны быть готовы к следующему этапу, который наступит после насыщения рынка - этапу жесткой конкуренции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, совершаются с помощью денежных расчетов. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. Мировой опыт свидетельствует, что для сотворения современной экономики нужен переход от «бумажных платежей» и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к более прогрессивным способам электронных расчетов. Одним из таких способов является использование «электронных денег» как средства платежа, которые определенным образом соотносятся с реальными валютами мира. Хотя действующее законодательство Российской Федерации не оперирует понятием, как «электронные деньги», они широко распространены в современном мире и постепенно начинают вытеснять бумажные деньги. Их использование не противоречит Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Еще одними из систем электронных расчетов являются Интернет-банкинг, основными пользователями которого становятся физические лица, а также электронная система межбанковских расчетов, где пользователями являются подразделения Банка России и банки второго уровня. Системы электронных расчетов в своем становлении прошли четыре этапа. Первый связан с возникновением предоплаченные карт, используемых при расчетах, второй этап - с внедрением электронных методов переводов денежных средств и последующим их развитием, третий этап ознаменован появлением технологии eCash для работы с цифровой наличностью, разработанной доктором Дэвидом Чаумом, главой группы криптографии в голландском национальном исследовательском центре CWI. И последним этапом является современный мир, в котором активно работает несколько десятков электронных платежных систем, самые известные из них E-Gold, PayPal,PayAceиStormPay.

Электронные системы расчетов можно классифицировать, основываясь как на специфике электронных расчетов, так и на базе конкретной технологии, лежащей в их основе. В зависимости от вида электронных расчетов можно провести классификацию по составу участников платежа и по виду проводимых операций, в зависимости от используемой технологии на системы с центральным сервером клиент банк, перевод средств, смарт -карты, магнитные карты и виртуальные кредитки, скрэч-карты, файл (кошелек) в виде программы на компьютере пользователя, оплачиваемый телефонный звонок.

Анализ использования электронных систем расчетов в Российской Федерации показал, что объем российского рынка электронных денег составил - 166,7 млрд рублей (рост +34% в 2011, +32% в 2012) По прогнозам Morgan Stanley: объем российского рынка электронной коммерции вырастет с $12 млрд в 2012 году до $36 млрд к 2015 году. По видам платежей, осуществляемых посредством как Интернет-банкинга, так и с помощью электронных денег самой популярной услугой в России является оплата услуг сотовой связи.

Электронные системы расчетов, несмотря на широкий спектр услуг и повсеместность их использования, имеют недостатки. Основными из них являются отсутствие разработанной и устоявшейся законодательной базы на рынке электронных расчетов, угрозы, связанные с хищением денежных средств со счетов пользователей, а также низкий уровень компьютерной и банковской грамотности населения.

Основные проблемы и недостатки, связанные с использованием и развитием российского рынка систем электронных расчетов можно решить, опираясь на зарубежный опыт. Для решения проблем и недостатков электронных систем расчетов в первую очередь необходимо создать законодательную базу, наиболее точно описывающую электронные расчеты ,а именно электронные деньги, так и способы и возможности их обращения. Во-вторых, оборот и эмиссия электронных денег должны отслеживаться и проводиться Центральными банками государств, для предотвращения различных негативных процессов. В-третьих, более детально разработать программное обеспечение, для исключения возможности утраты, порчи, взлома электронных денег пользователей и средств на банковских счетах пользователей системы Интернет - банкинг. В настоящее время возникают благоприятные обстоятельства для развития электронных расчетов, в частности и электронных денег. Всё большое количество людей, которые в большинстве случаев являются активными пользователями сети Интернет, доверяют электронным деньгам. Основные перспективы развития электронной экономки и систем электронных денег и управления ими, в основном связаны, с мобильной коммерцией, локальными микроплатежами, а также всё интенсивной интеграцией с универсальными персональными финансовыми сервисами. Поставленные в рамках курсовой работы цель и задачи успешно решены, рассмотрены теоретические аспекты и выявлена сущность темы курсовой работы «Электронные системы расчетов: проблемы и перспективы развития», рассмотрены основные этапы развития электронные систем расчетов, недостатки и проблемы, связанные с использованием электронных расчетов, а также зарубежный опыт решения проблем электронных систем расчетов в Российской Федерации.


Список литературы


1.Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России / М. П. Березина. - М.: Консалтбанкир, 2012. - 236 с.

.Бугорский В.П., Зинчук Э.А., Колычев А.М. Коммерческое (торговое) право [Текст]: Учебник. / В.П. Бугорский, Э.А. Зинчук, А.М. Колычев // «Норма», М. 2012. с. 736.

.Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: практическое руководство / Ю. Н. Киселев, - СПб: «ДиаСофтЮП», 2011. - 224с.

.Липис А. Н. Электронная система денежных расчетов / Липис А.Н., Маршал Е.Р, - М.: «Церих-пел», 2013. - 143с.

.Логуненков С. Г. Тенденции развития рынка электронных расчетов // Проблемы современной экономики. 2012. №1. С.175-178.

.Соколова А., Геращенко Н. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. -- М.: Открытые системы, 2011, 224 с.

.Тедеев А.А. Электронные банковские услуги / А.А. Тедеев. - М.: ЭКСМО, 2011. - 272 с.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 26 января 1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410;

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1от 31 ноября1994 № ФЗ-51// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;

.Федеральный закон от 10 января 2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» СЗ РФ. 2002. № 2.Ст. 127;

.Федеральный закон от 06 апреля 2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ.2011. № 15. Ст. 2036.


ПРИЛОЖЕНИЕ А




Рис. 3. Использование платёжных сервисов в России



Теги: Сущность электронной системы безналичных расчетов  Курсовая работа (теория)  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 46518
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Сущность электронной системы безналичных расчетов
Назад