Сущность и структура финансовой системы государства

ВВЕДЕНИЕ


Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того, чтобы организация финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо создать систему организации финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и социальном развитии. Созданная государством система организации финансов на данном этапе развития общества представляет собой финансовую систему.

Финансовая система является столь мощным инструментом, определяющим все состояние экономической, социальной, а зачастую и политической сферы общества. Финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Решение задач социально-экономического развития Республики Беларусь основывается на фундаментальных научных исследованиях в области финансов, денег, кредита и проводятся в жизнь через создание научно-обоснованных концепций финансовой системы, как методов управления экономикой.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении сущности и структуры финансовой системы государства.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

определить сущность финансовой системы, критерии и принципы финансовых отношений;

показать основные сферы и звенья финансовой системы;

выявить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе.

Объектом исследования является финансовая система; предметом - сущность и структура финансовой системы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных специалистов по теории финансов.


1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА, КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ


Финансовая система государства продолжает развитие и конкретизацию понятия финансы.

Основными категориями данной темы являются: финансовые отношения; финансовая система; финансы.

Финансы более широкое понятие, финансовая система - уже, после нее идут финансовые отношения. В наиболее общем виде финансовая система - это совокупность финансовых отношений.

В различных областях хозяйственной деятельности финансовые отношения, проявляясь в денежном выражении, при всей качественной однородности, различаются между собой, имеют свои особенности. Эти особенности обусловлены несколькими факторами. Рассмотрим основные из них.

Первый - специфические формы и методы мобилизации финансовых ресурсов. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки. Централизованные финансовые ресурсы формируются в основном за счет налогов с предприятий и населения.

Второй - направления использования финансовых ресурсов. Эти централизованные финансовые ресурсы используются в производстве. Централизованные обслуживают потребности государства.

Можно выделить и другие особенности, которые связаны с целями и размерами, структурой финансовых ресурсов т.д.

Финансовые отношения необходимо рассматривать на различных уровнях: государственном; отраслевом; межотраслевом; предприятий; территориальном [9, с. 12-13].

Финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы имеют свои особенности.

В сфере финансов предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы) выделяют следующие финансовые отношения: с другими предприятиями различных форм собственности в процессе формирования и распределения выручки и осуществления вне реализационных операций. Это отношения, связанные с расчетами за продукцию (работы и услуги); по уплате и взысканию штрафных санкций; по выплате арендной платы, по привлечению средств инвесторов; эмиссии ценных бумаг и т.д.; с предприятиями и гражданами при выпуске и реализации ценных бумаг; при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности; с работниками данного предприятия в процессе использования прибыли; при выпуске акций и других ценных бумаг, распространяемых среди членов трудового коллектива выплате дивидендов по этим ценным бумагам, выплате паевых долей, выплате заработной платы, премий, при инвестиционном взносе и выплате процентов по нему; с бюджетом и внебюджетными фондами и налоговой службой при уплате налогов и других платежей; структурными подразделениями данного предприятия, работающими на внутрихозяйственном расчете по кредитным и другим платежам; с дочерними предприятиями и филиалами; с банковской системой при получении и погашении кредитов, залогов имущества, факторинга, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах; со страховыми компаниями по операциям страхования; с негосударственными пенсионными фондами по взносам (вкладам); с органами государственного управления (таможня, Министерство иностранных дел, исполкомы) по различного poда платежам (таможенные сборы, пошлины) при приватизации имущества; с органами местного управления по приватизации, по уплате сборов и взносов; по уплате арендной платы за земельный участок лесного фонда; финансовыми и финансово-кредитными субъектами; с биржами и лизинговыми организациями [3, с. 21].

Финансовые отношения внутри общегосударственных (централизованных финансов) осуществляются: между отдельными звеньями бюджетной системы; между государственным бюджетом и внебюджетными фондами; между бюджетной системой и налогоплательщиками; между государственными страховыми фондами и предприятиями и населением; между государственными органами и заемщиками; между государственными и местными органами; между государственным бюджетом и субъектами финансирования.

В сфере финансов граждан финансовые отношения строятся между: гражданами и бюджетной системой (бюджет и внебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов и финансирования доходной части бюджета (социальные трансферты и заработная плата работников бюджетной сферы); гражданами и различными участниками финансового рынка в связке осуществлением инвестиций в различные виды доходных финансовых инструментов; гражданами и хозяйствующими субъектами по поводу формирования доходов граждан (оплата по труду и другие выплаты, приравненные к ним).

В то же время можно утверждать, что имея отличия, различные особенности финансовых связей финансовые отношения отдельных структурных элементов народнохозяйственного комплекса в целом взаимосвязаны между собой и составляют единое целое - финансовую систему государства.

Финансовая система - это совокупность находящихся между собой в определенной взаимосвязи финансовых звеньев, с помощью которых государство осуществляет распределение валового внутреннего продукта и национального богатства в денежной форме [11, с. 115].

В экономической литературе нет устоявшегося единого определения финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему как совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Такое определение не совсем точно. Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории включают в нее и присутствие финансовых органов.

Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [13, c. 27].

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Зачастую в экономической литературе также встречается понятие финансово-кредитная система. Это более чем обобщенное понятие. С научной точки зрения такой подход не совсем правильный - здесь объединяется обобщенная категория финансовая система и ее структурный элемент - кредитная система.

Однако, необходимо заметить, что в обыденной практике такое определение может использоваться, так как не противоречит его сути. Так, в Конституции Республики Беларусь, принятой в 1996 году, есть специальный раздел, который так и называется «финансово-кредитная система Республики Беларусь».

Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам:

во-первых, - это всегда денежные отношения;

во-вторых, - распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;

в-третьих, - безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной».

в-четвертых, существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. Заметим, что денежные фонды - это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования [10, с. 14].

Вышеперечисленные признаки финансовых отношений (финансов) позволяют отграничивать их от других финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

единство финансовой системы, которая проявляется в следующих аспектах:

· Важнейший источник финансовых ресурсов, формируемых в различных элементах финансовой системы - стоимость ВВП. Это обстоятельство отражает единую материальную базу финансовой системы;

· Управление финансовыми отношениями и финансовыми ресурсами в различных сферах, подсферах и звеньях финансовой системы осуществляется на основе единых законодательных актов;

· Движение финансовых ресурсов в различных структурных элементах отражается в финансовых планах, которые несмотря на разнообразие форм взаимосвязаны друг с другом, являются частью единой системы финансовых планов государства.

функционального назначения отдельных структурных элементов финансовой системы, которая проявляется в том, что каждое звено в рамках единой финансовой системы выполняет свои задачи, имеет конкретные функции и управление финансами в этих звеньях осуществляют определенные органы и организации.

Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные централизованные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как, во-первых, обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, во-вторых, образуют основную массу финансовых ресурсов страны. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д.

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые необходимы ему для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных финансов - внебюджетные фонды. Они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются соответствующими уровню государственного управления органами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений, других источников и используются для финансирования отдельных целевых мероприятий, программ. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

В экономической литературе выделяют множество принципов финансов предприятий, основные из них:

- принцип хозяйственного расчёта;

финансовой самостоятельности;

экономической ответственности;

диверсификации;

целевой направленности;

плановости [9, с. 16].

Согласно принципу хозяйственного расчёта, предприятие должно самостоятельного покрывать свои затраты за счёт прибыли.

Согласно принципу финансовой самостоятельности, предприятие вправе распоряжаться самостоятельно имеющимися в его распоряжении средствами.

Согласно принципу экономической ответственности, предприятие несёт ответственность за результаты своей деятельности.

Согласно принципу диверсификации, предприятие должно так распорядится своими средствами, чтобы обеспечить максимальную прибыль при минимальном риске.

Согласно принципу целенаправленности, средства должны быть использованы на конкретные цели для достижения в результате экономического эффекта - получения прибыли.

Согласно принципу плановости, любые действия с финансовыми ресурсами должны быть спланированы [9, c. 16]

Кроме того, уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. С позиции финансового менеджмента основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизации его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования. Исходя из вышесказанного, можно предложит следующие принципы формирования капитала предприятия:

  1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия. Процесс формирования объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения его хозяйственной деятельности не только на начальном этапе деятельности, но и на продолжении и расширении этой деятельности в будущем. Обеспечение перспективности достигается путем включения всех расчетов, связанных с формированием капитала, в бизнес - план создания нового предприятия.
  2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия. Общая потребность в капитале основывается на потребности в оборотных и внеоборотных активах. Для нового предприятия потребность в капитале при создании включает две составлявшие:

а) Предстартовые расходы представляют собой относительно небольшие суммы финансовых средств, необходимых для разработки бизнес - плана и финансирования связанных с этим исследований. Эти расходы носят разовый характер и в составе общей потребности занимают незначительную часть.

б) Стартовый капитал предназначен для непосредственного формирования активов предприятия [7, с. 82].

Последующее наращение капитала рассматривается, как форма расширения деятельности предприятия и связано с формированием дополнительных финансовых ресурсов.

  1. Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиции эффективного его функционирования. Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых в финансовой деятельности предприятия. Структура капитала оказывает влияние на многие аспекты деятельности предприятия: финансовую, инвестиционную и операционную деятельность, влияет на конечные результаты.

Предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благополучной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Использование заемного капитала поднимает финансовый потенциал развития предприятия и представляет возможность прироста финансовой рентабельности деятельности. Однако, в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

  1. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников. Такая минимизация осуществляется в процессе управления стоимостью капитала, под которой понимается цена, которую предприятие платит за его привлечение из различных источников.
  2. Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе его хозяйственной деятельности. Реализация принципа обеспечивается путем максимизации показателя рентабельности собственного капитала при приемлемом для предприятия уровня финансового риска [7, c. 83].

По своему экономическому содержанию, всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

) между учредителями в момент создания предприятия - связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

) между предприятиями и организациями - связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

) между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) - по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

) между предприятием и его работниками - при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;

) между коммерческими организациями и предприятиями - связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

) между предприятиями и финансовой системой государства - при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

) между предприятиями и банковской системой - в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;

) между предприятиями и страховыми компаниями и организациями - при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

) между предприятиями и инвестиционными институтами - в ходе размещения инвестиций, приватизации и др. [12, c. 38].

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов. Таким образом, под финансовой системой надо понимать совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными. Распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

финансовый бюджетный экономический государство

2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА


Финансовая система Республики Беларусь включает в себя следующие три крупные сферы, которые показаны на рис. 1.


Рисунок 1 - Сферы финансовой системы Республики Беларусь

Примечание - Источник: [3, с. 24].

Согласно рисунку, в структуре финансовой системы можно выделить следующие структурные элементы: финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы); общегосударственные финансы (централизованные финансы); финансы граждан.

Главным объективным критерием классификации финансовых сфер является их роль в общественном производстве.

Внутри каждой из названных сфер выделяются подсферы и звенья, причем группировка их осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов [13, с. 25].

Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.

В экономической литературе, нередко, встречается понятие финансовый аппарат, которое как бы подменяет понятие финансовая система.

Такой подход не совсем правильный. Понятие финансовая система включает в себя финансовые отношения (они относятся к базису общества), а финансовый аппарат это надстроенная структура.

Понятие финансовый аппарат - это часть общегосударственного управленческого аппарата, на который возложено управление финансовой системой Республики Беларусь (надстройка общества) [3, с. 23]. Финансовый аппарат в виде финансовых органов: Министерства финансов республики, отраслевых министерств, ведомств, предприятий и других структур может оказывать существенное влияние на организационные формы построения объективно существующих финансовых отношений, т.е. финансовую систему и тем самым на общественное производство.

Общегосударственные (централизованные) финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств.

В состав общегосударственных финансов входят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства [13, с. 16]. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов.

Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса [3, с. 30].

Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдельных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части.

Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Расходы государства могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности.

Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.

В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов [3, с. 38].

Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими, сельскими и поселковыми бюджетами в зависимости от территориального уровня местных Советов.

Финансовые ресурсы местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов и налогов; отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.

Существенную роль в развитии финансов государств играют различные государственные фонды на государственном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств, для таких фондов, являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы.

Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

Внебюджетные фонды - это своеобразная форма аккумуляции перераспределения денежных средств, используемых для финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РБ и органами самоуправления [8, с. 252].

Государственный кредит - самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит - важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций [8, с. 274].

В то же время государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов. В сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан.

Важнейшей сферой финансовой системы являются корпоративные финансы. Они представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

Финансы предприятия отражают экономические явления, возникающие в процессе формирования, использования и распределения денежных средств. Они являются первостепенным условием создания и бесперебойного функционирования всех низовых звеньев хозяйствования [12, с. 104].

Финансы предприятий Республики Беларусь тесно связаны с другими сферами, так как за счет предприятий формируются последние. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования децентрализованных и централизованных финансовых ресурсов. Поэтому от состояния данной сферы финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом [3, с. 86].

Для того чтобы начать хозяйственную деятельность, предприятие должно располагать финансовыми ресурсами, достаточными для приобретения основных средств, сырья, материалов и покрытия других расходов. Наладив производство, предприятие создает продукцию, а затем реализует ее. В результате на счета предприятия поступают денежные средства. Непрерывное движение денежных ресурсов обеспечивает постоянное функционирование и формирует материальную основу финансов предприятия.

Финансы предприятий отличаются следующими признаками:

всегда выступают в денежной форме; образуются при создании, аккумуляции и использовании денежных средств;

участвуют в обороте капитала и смене его форм и стоимости;

имеют активный характер, поскольку непосредственно связаны с экономическими интересами предприятия, его работников и всего общества;

в условиях рыночной экономики взаимоувязаны с финансовым рынком, где предприятие изыскивает дополнительные источники финансирования своего развития, а также возможность реализации финансовых активов [11, с. 227].

Процесс формирования, распределения и использования денежных средств сопровождается финансовыми отношениями, которые возникают между:

предприятием и государством - по поводу уплаты обязательных платежей (налогов, сборов, отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды) или предоставления финансовой помощи;

предприятием и кредитно-финансовыми организациями - при получении кредитов, лизинговых и других финансовых услуг, а также при их погашении;

предприятием и страховыми организациями - при уплате страховых взносов и получении страховых возмещений;

предприятием и другими хозяйствующими субъектами - при расчетах за приобретение товаров, оказание услуг [12, с. 105].

Внутри предприятия финансовые отношения связаны с выполнением его обязательств перед своими работниками, учредителями, акционерами.

Сущность финансов предприятий проявляется в выполняемых ими функциях, которые аналогичны функциям общегосударственных финансов, отличаясь лишь сферой и методами реализации.

Финансы предприятий действуют на микроуровне, выполняя следующие функции:

аккумуляции финансовых ресурсов;

их распределения;

контроля за их эффективным использованием.

Аккумуляция финансовых ресурсов связана с необходимостью обеспечения предприятия денежными средствами для реализации уставных целей, решения оперативных и стратегических задач. Основными источниками аккумуляции финансовых ресурсов является выручка от реализации продукции и дополнительных услуг. В случае необходимости возможно привлечение заемных средств (кредиты, займы, выпуск ценных бумаг и т.п.). С помощью этой функции предприятия создают финансовую базу для непрерывного функционирования и развития.

Распределительная функция направлена на оптимизацию структуры расходов предприятия с целью создания благоприятных условий для использования имущества, капитала и на этой основе - достижения положительных финансовых результатов. С помощью обоснованного распределения финансовых ресурсов обеспечиваются рациональная структура имущества и капитала, использование прибыли, других собственных источников, а также привлеченных средств.

Контрольная функция заключается в основном в обеспечении постоянного контроля за экономным расходованием финансовых ресурсов и эффективностью осуществления всех намеченных решений. Многообразны формы применения контрольной функции, реализуемые в процессе оперативного контроля за результатами текущей деятельности, своевременным выполнением финансовых обязательств и обеспечением эффективности инвестиционных проектов [3, с. 87].

Рациональная организация финансов предприятий играет стимулирующую роль в укреплении финансовой базы, экономном расходовании средств и достижении высоких финансовых результатов.

Финансы предприятий (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансы предприятий материального производства; финансы учреждений и организаций непроизводственного сектора.

Среди финансов предприятий решающая роль в национальной экономике Республики Беларусь принадлежит финансам предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий.

Именно в этой подсфере создается подавляющая часть финансовых ресурсов, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от объективных факторов, влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Рассмотрим звенья первой подсферы. В зависимости от отраслевой структуры различаются следующие звенья первой подсферы (показаны на рис. 2).


Рисунок 2 - Отраслевая структура финансов предприятий материального производства

Примечание - Источник: [13 с. 87].


Как видно из рисунка 2, финансы материального производства подразделяются на: финансы предприятий промышленности; финансы предприятий сельского хозяйства; финансы предприятий строительства; грузового транспорта (железнодорожного, морского, речного, авиационного и др.); финансы прел приятии связи; финансы предприятий торговли и заготовок; финансы других отраслей [13, с. 87].

В зависимости от форм собственности финансы первой подсферы (финансы предприятий материального производства) делятся на следующие звенья: финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной форме собственности; финансы предприятий, учреждения и организаций, основанных на коллективной собственности; финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности; финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности; финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

На 1 января 2011 г. доля государственной собственности составляла 73,4%, негосударственной собственности - 26,6%. Акционерные предприятия занимали 12%, коллективные - 0,7%, кооперативы - 13,9% [14].

Имеется своя структура и во второй подсфере.

В зависимости от отраслевой структуры во второй подсфере финансовой системы (финансы непроизводственного сектора) различают звенья, которые показаны на рис. 3.


Рисунок 3 - Финансы непроизводственной сферы

Примечание - Источник: [13 с. 87].


Таким образом, при анализе современной финансовой системы в качестве ее основных элементов принято выделять: финансы домашнего хозяйства, финансы субъектов хозяйствования (предприятий), финансы государства (централизованные финансы). Центральным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. Средства госбюджета формируются за счет налогов и неналоговых платежей субъектов хозяйствования, а также населения. Также государственные финансы включают внебюджетные фонды и государственный кредит. Корпоративные финансы отражают экономические явления, возникающие в процессе формирования, использования и распределения денежных средств предприятия.


3. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


По вопросам финансов и их функций написано немало монографий, книг, научных статей, однако многие аспекты остаются до конца невыясненными, и поэтому они широко осуждаются, дискутируются в экономической печати, а также на научных конференциях по финансовым проблемам.

К дискуссионным относится вопрос об определении финансов как экономической категории. Ряд экономистов (В.П. Дьяченко, Э.А. Вознесенский, В.М. Родионова, В.В. Ковалев, А.Ю. Казак, Н.В. Миляков, О.И. Пилипенко, М.Л. Серова и др.) считают, что финансы представляют собой денежные отношения или совокупность денежных отношений. Другая группа экономистов (Д.А. Аллахвердян, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, П.И. Вахрин, А.И. Деева и др.) утверждают, что финансы - это экономические отношения или совокупность экономических отношений [13, c. 20].

Необходимо иметь в виду, что экономические отношения - понятие более широкое, чем денежные отношения, последние - часть экономических отношений, поэтому более правомерно считать (как это делают экономисты первой группы), что финансы - это денежные отношения.

Есть и третья группа экономистов (В.М. Федосов, С.Я. Огородник, Н.Е. Заяц и др.), которые определяют финансы как специфическую форму производственных отношений. Такое определение финансов недостаточно точно и ясно, поскольку в нем не раскрыто, в чем состоит указанная специфическая форма.

В современной экономической литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы:

количества и наименования сфер финансовой системы;

количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы.

Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства [1, с. 70].

Но, тем не менее, выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов [1, с. 70].

Есть и такие экономисты, которые в составе финансовой системы не выделяют крупные сферы, а включают в нее лишь отдельные звенья. Так, в учебнике «Финансы» под редакцией профессора Л.А. Дробозиной в состав финансовой системы включены только звенья (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, фонды различных форм собственности и др.) [10, с. 72].

Такая классификация финансовой системы недостаточно точна, так как в ней не выделены крупные блоки (сферы), включающие ряд мелких звеньев финансовой системы. Кроме того, в указанном выше составе финансовой системы отсутствует финансовый аппарат, являющийся важным звеном финансовой системы, организующим финансовые отношения в обществе.

Что касается отдельных звеньев, включаемых в каждую из сфер финансовой системы, то этот вопрос освещается в экономической литературе по-разному.

Рассмотрим состав звеньев первой сферы - «финансы субъектов хозяйствования». Отдельные экономисты включают в эту сферу три звена: 1) финансы коммерческих предприятий и организаций; 2) финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации, другие финансовые институты); 3) финансы некоммерческих организаций. Некоторые авторы выделяют в составе первой сферы финансовой системы четыре звена: 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность; 3) финансы государственных и муниципальных предприятий; 4) финансы общественных организаций (объединений). Наконец, есть и такие экономисты, которые включают в состав первой сферы финансовой системы всего два звена: 1) финансы коммерческих организаций и 2) финансы некоммерческих организаций. Отдельные экономисты кроме перечисленных выше звеньев включают в указанную сферу и домашние хозяйства [12, с. 107].

Как видно из сказанного, среди экономистов пока нет единого мнения по вопросу состава звеньев сферы субъектов хозяйствования. До недавнего времени не было единого мнения по этому вопросу и среди экономистов Республики Беларусь. С принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь в 1998 г. этот вопрос можно считать разрешенным. В соответствии с указанным кодексом в Республике Беларусь субъекты хозяйствования включают юридические и физические лица. К юридическим лицам относятся: коммерческие организации, а именно хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства; некоммерческие организации, в которые включаются такие юридические лица, как ассоциации (союзы) - объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды. К фонду относится некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Физические лица - это граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели [5, с. 38].

Таким образом, названные выше субъекты хозяйствования (коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели) и являются тремя звеньями первой сферы финансовой системы - «финансы субъектов хозяйствования». Однако до конца не решен вопрос о включении в первую сферу финансовой системы домашних хозяйств. Большинство экономистов не включают домашние хозяйства в состав финансовой системы. Об этом сказано и в энциклопедическом словаре. Однако некоторые экономисты придерживаются другого мнения, они считают, что в составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» в качестве отдельного звена необходимо выделять домашние хозяйства.

Представляется, что выделение домашних хозяйств в качестве одного из звеньев первой сферы финансовой системы (финансы субъектов хозяйствования), имеет серьезные основания, так как в этом сегменте существуют определенные экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег. Домашние хозяйства являются важной экономической ячейкой общества, где осуществляется процесс формирования денежных доходов и их использование как на внутренние нужды (на приобретение продовольственных, промышленных и иных товаров), так и на общественные потребности (путем внесения платежей в республиканский и местные бюджеты и их последующего использования на финансирование плановых мероприятий) [10, с. 73].

Необходимо также иметь в виду, что в состав домашних хозяйств, согласно Системе национальных счетов, входят индивидуальные предприниматели, которые в Республики Беларусь включены в самостоятельное звено финансовой системы (в сфере «финансы субъектов хозяйствования»). Получается, что одна часть домашних хозяйств (индивидуальные предприниматели) включена в финансовую систему, а более значительная часть физических лиц домашних хозяйств, включающая одно лицо или группу лиц, но не занимающихся предпринимательством; не включаются в домашние хозяйства. Чтобы устранить это противоречие необходимо в ближайшее время внести соответствующие коррективы в законодательство Республики Беларусь, т.е. вместо индивидуальных предпринимателей включить в число хозяйствующих субъектов (и, следовательно, в состав сферы «финансы субъектов хозяйствования») домашние хозяйства.

Что касается такого звена, как «финансовые посредники», которое включается некоторыми экономистами в состав первой сферы финансовой системы, исходя из Гражданского кодекса Республики Беларусь, его нельзя включать в первую сферу. Финансовые посредники по характеру своей деятельности относятся к коммерческим организациям и, следовательно, должны включаться в звено «финансы коммерческих организаций» [2, с. 13].

Нет единого мнения у экономистов и по вопросу состава звеньев государственных (централизованных) финансов. Большинство экономистов в сферу государственных финансов включают обычно такие звенья, как «государственный бюджет», «внебюджетные фонды», «государственный кредит», «фонды страхования».

Включение первых трех звеньев у большинства экономистов не вызывает возражений. Что касается страхования, то включение этого звена в состав государственных финансов экономически необоснованно, так как все страховые организации России и Беларуси (в том числе и Белорусское государственное унитарное предприятие «Белгосстрах») функционируют как хозрасчетные предприятия, они получают прибыль от своей деятельности, вносят на общих основания в бюджет соответствующие платежи и т.д. Поэтому правомерно, как уже отмечалось выше, страховые организации включать в звено «коммерческие организации». Дополнительным аргументом о нецелесообразности выделения страхования в самостоятельное звено финансовой системы является тот факт, что в ведущих зарубежных странах страхование не выделяется в качестве самостоятельного звена финансовой системы [13, c. 39].

В последнее время в состав общегосударственных финансов отдельные экономисты включают и такое звено, как финансовый или фондовый рынок, который объединяет такие секторы, как рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. По нашему мнению, все денежные операции, имеющие место в перечисленных выше секторах фондового рынка, выполняют соответствующие финансовые посредники (кредитные организации, биржи и другие финансовые институты), которые, как отмечалось выше, включаются в коммерческие организации. Поэтому выделять дополнительное звено - «фондовый рынок» - в составе государственных финансов нет необходимости [1, с. 71].

Все сказанное выше говорит о том, что вопросы состава и структуры финансовой системы государства остаются дискуссионными и требуют дальнейшего осмысления и обсуждения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда.

Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

) финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);

) государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Внутри первой и второй сфер выделяется ряд звеньев.

При анализе современной финансовой системы в качестве ее основных уровней принято выделять: финансы домашнего хозяйства; финансы субъектов хозяйствования; финансы государства (централизованные финансы). Первые два уровня образуют децентрализованные финансы.

Структуру финансовой системы Республики Беларусь составляют государственные и корпоративные финансы. Государственные финансы включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Каждый элемент финансовой системы, т.е. финансы предприятий, организаций, учреждений, общегосударственные финансы, территориальные финансы выполняют возложенные на них общие и специфические функции. Общей для всех является распределительная и контрольная функция. Применительно к финансам субъектов хозяйствования распределительная функция порождает воспроизводственную, т.е. финансы предприятий обеспечивают простое и расширенное воспроизводство. Территориальные финансы, и отличие от финансов предприятий, выполняют функцию выравнивания социально-экономических условий развития отдельных регионов.

В современной экономической литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы:

количества и наименования сфер финансовой системы;

количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы.

Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства. Но выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований.

Есть и такие экономисты, которые в составе финансовой системы не выделяют крупные сферы, а включают в нее лишь отдельные звенья (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, фонды различных форм собственности и др.).

Некоторые экономисты придерживаются мнения, что в составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» в качестве отдельного звена необходимо выделять домашние хозяйства.

В последнее время в состав общегосударственных финансов отдельные экономисты включают и такое звено, как финансовый или фондовый рынок, который объединяет такие секторы, как рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Бондарь Т.Е. Дискуссионные аспекты сущности финансов // Веснiк БДЭУ. - 2003. - № 5. - С. 69-71.

2.Воробьев, М.К. Теория финансов: Учеб.метод. комплекс. - Мн.: Изд-во МИУ, 2008. - 336 с.

3.Государственные финансы: Учеб.пособ. / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; Под ред. Г.К. Мультана. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 166 с.

4.Клюня В.Л., Семенов А.Ю., Усосский В.Н. Причины нестабильности финансовой системы Республики Беларусь // Причины кризиса и пути оздоровления экономики: Тез.докл. - Мн., 1993. - С. 108-110.

5.Клюня В.Л., Семенов Ю.А., Усосский В.Н. Финансовая система Беларуси: реальность и последствия // Философия социального действия и перспективы демократии: Тез.докл. - Мн., 1994. - С. 38-41.

6.Обухова И., Аврин А. Системный подход к проблеме совершенствования механизма денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь // Вестник Брестского гос. техн. ун-та. - 2007. - № 3. - С. 9-14.

7.Сабанти Б.М. Теория финансов: Учеб.пособ. - М.: Менеджер, 1998. - 290 с.

8.Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб.пособ. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 289 с.

9.Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: Пособ. - Мн.: Акад. упр. при Президенте РБ, 2006. - 95 с.

.Татур И.И. Финансовый рынок: Курс лекций. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 135 с.

.Теория финансов: Учеб.пособ. / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 351 с.

.Финансы и финансовый рынок: Учеб. / О.А. Пузанкевич и др.; Под ред. О.А. Пузанкевич. - Мн.: БГЭУ, 2010. - 313 с.

.Фисенко М.Н. Финансовая система Беларуси: Учеб.пособ. - Мн.: Современная школа, 2008. - 184 с.

14.www.ncpi.gov.by/minfin/Bydget/ Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь


Теги: Сущность и структура финансовой системы государства  Курсовая работа (теория)  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 32238
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Сущность и структура финансовой системы государства
Назад