Сущность и инструменты денежно-кредитной политики

Объект исследования - инструменты денежно-кредитной политики государства.

Предмет исследования - денежно - кредитная политика как деятельность по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики.

Цель работы: комплексное изучение инструментов денежно-кредитной политики, а также оценка эффективности реализации монетарной политики в Республике Беларусь на современном этапе. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

  • определить основной инструментарий органов, ответственных за реализацию кредитно-денежной политики в стране;
  • выделить преимущества и недостатки монетарной политики, т.е. оценить степень эффективности ее применения в качестве механизма регулирования экономики;
  • проанализировать действия Национального банка Республики Беларусь в области проведения кредитно-денежной политики, а также дать оценку их эффективности.
  • Методы исследования: изучение научной литературы, анализ и обобщение отечественной практики, графический метод, экономико-математические методы, статистический метод.
  • Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
  • Содержание
  • Введение
  • 1. Сущность и инструменты денежно-кредитной политики
  • 1.1 Теоретические аспекты кредитно-денежной политики
  • 1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
  • 2. Характеристика денежно-кредитной политики Беларуси
  • 3. Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Республики Беларусь
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Введение
  • Денежно-кредитная политика центрального банка в настоящее время является важным элементом государственного регулирования экономики как в развитых странах, так и в государствах с переходной экономикой, к числу которых относится Республика Беларусь.
  • Вопрос выбора наиболее эффективной денежно-кредитной политики, особенно для стран с переходной экономикой, традиционно является одной из наиболее обсуждаемых проблем как среди ученых, так и среди практиков, работающих в сфере монетарного регулирования. В ходе решения этой проблемы, как правило, обосновываются преимущества и недостатки каждого из известных режимов, а в качестве практических рекомендаций чаще всего рассматриваются меры в различных областях экономики, реализация которых является желательной либо необходимой для эволюционного перехода к более совершенному монетарному механизму. При этом сами экономические меры могут иметь достаточно радикальный характер вплоть до существенных изменений элементов модели социально-экономического развития, используемой в соответствующей стране.
  • Существующий мировой опыт представлен сегодня тремя базовыми полноценными режимами монетарной политики, хотя существующая классификация является относительно условной, а сама практика монетарного управления представлена многочисленными смешанными формами и подходами к регулированию денежно-кредитной сферы. Это свидетельствует о постоянном процессе совершенствования монетарного управления и пересмотре ранее существовавших теоретических и практических подходов. Эволюция целей и задач, стоящих перед центральными банками, объясняется во многом развитием и качественными изменениями самого финансового сектора, денежно-кредитных, экономических отношений и взаимосвязей.
  • Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивое и, в значительной мере, негативное воздействие последствий мирового финансового кризиса 2008 года на развитие белорусской экономики ставит на повестку дня вопрос о пересмотре инструментов и методов проведения денежно-кредитной политики. денежный кредитный монетарный беларусь
  • Целью данной работы является комплексное изучение инструментов и денежно-кредитной политики, а также оценка эффективности реализации монетарной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
  • Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
  • определить основной инструментарий органов, ответственных за реализацию кредитно-денежной политики в стране;
  • проанализировать действия Национального банка Республики Беларусь в области проведения кредитно-денежной политики, а также дать оценку их эффективности.

Предметом исследования данной работы является денежно - кредитная политика.

Объектом исследования - её инструменты денежно-кредитной политики.

Практическая значимость исследования продиктована тем, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.


1. Сущность и инструменты денежно-кредитной политики


1.1 Теоретические аспекты кредитно-денежной политики


Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетарная политика является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики. Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на экономику, прежде всего в краткосрочном периоде [12; c.374].

В Республике Беларусь, как и во многих других странах функции осуществления денежно-кредитной политики делегированы частично независимому учреждению, называемому центральным банком. Центральным банком Республики Беларусь является Национальный Банк Республики Беларусь (НБРБ). Стоит отметить, что в мире существуют и такие страны, где функции денежного агента выполняют министерства финансов и казначейства, например, в Малайзии [11; c.310].

Денежно-кредитная политика влияет на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса, т.е. имеющееся на данный момент времени в экономике количество денег. В экономике использующей товарные деньги, предложение денег определяете запасом соответствующего товара. В экономике, использующей бумажные деньги, такой как современная белорусская экономика, предложение денег регулируется государством: в соответствии с законодательством, государство обладает монополией на выпуск денежных банкнот.

Денежно-кредитная политика - это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Основополагающая цель кредитно-денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствии инфляции [16; c.325]. Кроме этого выделяют конечные и промежуточные цели монетарной политики. Конечными целями кредитно-денежной политики являются:

·Стабильный рост совокупного выпуска в экономике (ВВП);

·Полная занятость ресурсов;

·Стабильный уровень цен. Считается, что в подавляющем большинстве случаев инфляция порождается излишним количеством денег в обращении, и поэтому для любого Центрального банка контроль над инфляцией должен быть приоритетной задачей.

·Равновесие платежного баланса.

Список целей можно было бы продолжить, и каждая из названных целей достойна того, чтобы стать искомым результатом политики. Проблема состоит, прежде всего, в том, что не все цели согласуются друг с другом. Рост выпуска и снижение уровня безработицы могут сопровождаться повышением процентных ставок. Если для стабилизации финансовой системы центральный банк попытается предотвратить рост ставки процента путем покупки бумаг открытого рынка, повышая их цену и противодействуя росту процентных ставок, такие операции увеличат денежную базу и предложение денег, стимулируя инфляцию. Но если центральный банк приостановит рост денежной массы, чтобы предотвратить инфляцию, то в краткосрочном периоде ставка процента и уровень безработицы могут повыситься. Конфликт целей ставит центральный банк перед необходимостью выбора приоритетов политики и его концептуального обоснования. Это довольно сложная задача, поскольку точки зрения экономистов на роль денег в экономике не во всем совпадают. Практически во всех теориях денежная масса является основным фактором, определяющим уровень цен и инфляции. Однако по вопросу о роли денежной массы в определении уровня реального производства и занятости подходы не столь однозначны. Проблема осложняется еще и тем, что, выбрав конечную цель и применяя инструменты денежно-кредитной политики, центральный банк не может немедленно и непосредственно контролировать целевые параметры. Центральный банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такими показателями называются промежуточные цели денежно-кредитной политики [6; c.527]. К промежуточным целям относят: денежную массу; ставку процента; обменный курс. Эти цели непосредственно относятся к деятельности центрального банка и реализуются в рыночной экономике посредством косвенных инструментов.

Выбор промежуточной цели основан на следующих критериях: 1) быстрота измерения и доступность информации о целевом параметре; 2) возможность контроля и управления с помощью инструментов центрального банка; 3) согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели. Однако инструменты центрального банка не позволяют напрямую добиться даже этих промежуточных целей.

Поэтому подбирается набор переменных, которые называются тактическими целями или операционными процедурами, т.е. такие параметры денежно-кредитной сферы, на которые центральный банк может воздействовать непосредственно.

Это могут быть банковские резервы, денежная база, ставки межбанковского рынка и т.п. Определив промежуточную и тактическую цели, центральный банк выбирает значение соответствующего целевого параметра и поддерживает его на заданном уровне с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Такие действия центрального банка называются таргетированием.

Конечные, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи более высокого порядка.


1.2 Инструменты денежно-кредитной политики


Цели денежного регулирования достигаются посредством определенных инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики - набор средств в распоряжении ЦБ, позволяющие ему осуществлять контроль над уровнем и структурой ликвидности в экономике [19; c.57] Они подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят:

лимиты кредитования;

прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят:

изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

изменение нормы обязательных резервов;

интервенция на валютный рынок;

операции на открытом рынке [2; c.169].

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. В большинстве экономически развитых стран в основу денежно-кредитной политике положен косвенный контроль над денежной массой.

Административные (прямые) методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. В основном используются лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии. Общие кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. При этом для всех коммерческих банков определяются одинаковые пределы для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях кредит ограничивается только для определенных секторов экономики. Такой выборочный кредитный контроль называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно также отнести установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль над ипотечным кредитом и т.д. [20; c.142]

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает, в основном, косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами, и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

В большинстве экономически развитых стран в основу денежно-кредитной политике положен косвенный контроль над денежной массой. На деле регулирование осуществляется посредством изменения либо денежной базы, либо нормы резервирования депозитов. При этом чаще всего используются три инструмента - операции на открытом рынке, установление нормы обязательных резервов и учетная ставка процента, подробному анализу которых будут посвящены следующие подразделы.

Стоит отметить, что при выборе конкретных инструментов в соответствии с текущими целями денежно-кредитной политики возникает ряд практических трудностей, обусловленных тем, что отдельные инструменты используются по другим важным направлениям регулирования. Например, кредиты рефинансирования, обеспечивая расширение денежного предложения, одновременно ведут к увеличению свободных резервов коммерческих банков, что не всегда желательно. Валютные интервенции параллельно с воздействием на предложение денег воздействуют и на валютный курс. Кроме того, возможности практического применения некоторых инструментов определяются развитием финансовых рынков (прежде всего это относится к операциям на открытом рынке) и правовым обеспечением.

Изменение учетной ставки

В политике рефинансирования важное место занимает регулирование ставок процента, по которым центральный банк проводит данные операции. Регулирование ставок процента часто называют процентной политикой центрального банка, а основную ставку, по которой осуществляется рефинансирование, - его официальной ставкой. Повышение последней снижает возможности коммерческих банков в получении кредитов у центрального банка, что ведет к сокращению кредитов, предоставляемых рыночной клиентуре банками, следовательно, уменьшает денежную массу и увеличивает величину рыночных ставок процента. Повышая последние, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т. е. кредитной рестрикции, снижая, - кредитной экспансии Центральный банк обычно устанавливает ставки по операциям - дисконтную, ломбардную, для операций на открытом рынке и др. Регулируя их уровень, он воздействует на уровень ставок процента по кредитам и другим операциям коммерческих банков.

Пик использования ставок центрального банка для регулирования денежно-кредитной сферы пришелся на 1950 - 1960-е гг. Большое значение придавалось им и в 1970-е гг., когда имело место расширение международного движения капиталов. В современных условиях общая ориентация на контроль уровня ставок сохраняется, но значение этого инструмента регулирования постепенно уменьшается. Однако полностью отказаться от него нельзя в силу макроэкономического, в том числе антиинфляционного, воздействия на экономику, а также на курс национальной валюты.

В большинстве развитых стран к числу официальных ставок, с помощью которых осуществляется регулирование денежного и кредитного рынков, относится учетная ставка. Политика воздействия на денежную массу путем регулирования этих ставок получила название учетной (или дисконтной) политики [5; c.244].

Официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков краткосрочных государственных облигаций и переучете коммерческих векселей. Учет векселей - это покупка банком векселя до наступления срока платежа по нему. Банк при этом авансирует клиенту деньги и при наступлении срока платежа сам предъявляет вексель к оплате. К учету принимаются векселя, основанные на товарных и коммерческих сделках, Банк учитывает вексель, выплачивая его бывшему владельцу не всю сумму, указанную в нем, а за вычетом, так называемого, дисконта (учетной суммы) [3; c.330].

Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками на основе переучетных операций. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов. Когда центральный банк повышает учетную ставку, он тем самым удорожает кредиты рефинансирования, уменьшая кредитные возможности банков и, наоборот, когда он понижает ее, то удешевляет кредиты и увеличивает возможности банков предоставлять кредиты своим клиентам. По сложившейся в 1950 - 1960 гг. практике центральный банк фиксировал свою учетную ставку, по которой выдавал кредиты в соответствии со спросом на них, а рынок регулировал количество денег в обращении. Типичным был низкий уровень ставок центрального банка, что стимулировало обращение остальных банков к его кредитам. Поскольку все банки обращались за кредитными ресурсами к центральному, то влияние ставок последнего распространялось на всю экономику, что и служило подтверждением регулирующего воздействия учетных ставок центрального банка на общую динамику ставок процента.

В последние годы кредитование коммерческих банков по официальной учетной ставке повсеместно сокращается, например, федеральные резервные банки осуществляют эти операции выборочно и в минимальных размерах, действуя как кредиторы в последней инстанции. Учетная ставка в современных условиях служит публичным индикатором перемен политики центрального банка. Ее изменения показывают направления политики последнего, что заставляет экономические субъекты менять собственную стратегию.

В некоторых странах Центральный Банк устанавливает квоты рефинансирования для банков, а выгодные условия кредитования стимулируют к использованию этих квот [13; c.167].

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у центрального банка и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы, изменение которой может быть подсчитано по формуле:



где ?М - изменение денежной массы;

К - кредитные возможности коммерческих банков (сумма, которую они могут выдавать в кредит);

multбанк - банковский мультипликатор;- норма обязательных резервов.

Изменение учетной ставки процента влияет только на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величину банковского мультипликатора.

Изменение учетной ставки не является гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, как упоминалось выше, с тем, что в развитых странах объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у центрального банка, относительно невелик, например, в США не превышает 2-3% общей величины банковских резервов, так как центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Кроме того, кредиты, полученные у центрального банка, коммерческие банки не имеют права выдавать своим клиентам [12; c.378].

Ставка процента, выступая ценой денег, формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги D) и предложения денег S) (рисунок 1.1).

Когда центральный банк повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от М1 до М2), а рыночная ставка процента растет (от R1, до R2 (рисунок 1,а)).


Рисунок 1.1. -Воздействие изменения предложения денег на ставку процента


Кривая предложения денег вертикальна, поскольку денежную массу контролирует Центральный банк и предложение денег не зависит от ставки процента. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон, так как величина спроса на деньги находится в обратной зависимости от ставки процента - чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредиты, тем меньший спрос на них предъявляют экономические агенты. Равновесная ставка процента - это ставка, при которой спрос на деньги равен предложению денег. Графически ее величина определяется в точке пересечения кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.Поэтому, даже если Центральный банк только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, - экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по своим кредитам, деньги (кредиты) становятся "дорогими", и денежная масса сокращается.

Основным объектом, на который воздействует процентная политика Центрального банка, во всех развитых странах являются краткосрочные ставки. Стратегии регулирования ставок процента достаточно разнообразны. В настоящее время в большинстве стран наиболее значимой становится стабилизация максимально краткосрочных ставок денежного рынка. Однако посредством регулирования учетной ставки центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь влияет на уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. В этих условиях более привлекательными становятся депозиты или прямое финансирование. Понижение учетной ставки, наоборот, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, поднимая их рыночную стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Что касается ставки рефинансирования, применимой в Республике Беларусь и некоторых других странах, то она носит в основном индикативный характер и напрямую не связана с кредитными ставками, следовательно, не может действенно влиять на реальный сектор экономики.

Пересмотр резервных требований

Повсеместно распространенным методом денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке.

Широкое распространение этого метода регулирования связано, во-первых, с удобством применения и контроля (простой пересмотр параметров в схеме регулирования позволяет влиять на объем и динамику банковских резервов); во-вторых, с универсальностью воздействия - изменение норм резервирования может затрагивать сразу все кредитные учреждения. Повышение нормы резерва на 1 - 2 % является действенным средством ограничения кредитной экспансии и приостановления развития инфляционных процессов. Если складывается ситуация, когда банк не имеет возможности поддерживать требуемое повышенное соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Снижение норм резервов в периоды экономического спада стимулирует развитие деловой активности. В этом случае сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превысит сумму требуемых обязательных резервов, в результате банки смогут предоставлять новые ссуды и приобретать ценные бумаги [13; c.237].

В то же время следует учитывать, что варьирование уровнем резервов затрагивает основы банковской системы и может оказать сильнейшее воздействие на функционирование финансовых рынков страны, вызвать изменения в объемах депозитов и величине банковских кредитов. Повышение уровня обязательных резервов в периоды экономического подъема опасно тем, что банковская система может в этих условиях не выдержать возрастающего спроса на краткосрочную ликвидность со стороны рыночных субъектов.

Воздействие резервных требований на денежную сферу отличается от воздействия других инструментов денежно-кредитной политики. Изменение резервных требований не изменяет банковские резервы и денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственно денежную массу. Повышение нормы резервов снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу. В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики [6; c.524].

Величина обязательных резервов (Rобяз) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rrобяз), которая устанавливается центральным банком в виде процента от общей суммы депозитов коммерческого банка (D):



где, Rобяз - величина обязательных резервов;

rrобяз - норма обязательных резервов;- депозитов коммерческого банка.

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные возможности коммерческих банков - сумма, которую они могут выдать в кредит, поскольку при росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет нрава использовать на цели кредитования, увеличивается.

во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора. Рост нормы обязательных резервов сокращает величину банковского мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

§через изменение резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков;

§через изменение величины банковского мультипликатора.

Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент редко используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (например, в США этот инструмент последний раз использовался в период кризиса 1974-1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому данный инструмент перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой [12; c.377].

Операции на открытом рынке

В настоящее время операции на открытом рынке являются наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования. Эти операции используются центральными банками всех развитых стран, но в разных масштабах из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и недостаточности средств для их проведения. Сущность этого метода заключается в том, что центральный банк покупает или продает ценные бумаги на открытом рынке. Объект этих операций - рыночные ценные бумаги, к которым преимущественно относятся государственные обязательства, ценные бумаги промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком. Если последний продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на величину купленных бумаг. Вследствие этого уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении. И, наоборот, при покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета, и у коммерческих банков появляется возможность расширить свои операции по выдаче ссуд.

Чаще всего для целей денежно-кредитного регулирования центральный банк использует ценные бумаги, выпущенные государством. В промышленно развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развитии экономики в целом.

С помощью выпуска государственных долговых инструментов осуществляется:

финансирование текущего дефицита бюджета;

рефинансирование долга;

финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды;

обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги.

Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента [8; c.29].

Центральный банк покупает и продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам (банковскому сектору), а также населению - домохозяйствам и фирмам (небанковскому сектору). Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к увеличению предложения денег.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму его резервов, что повышает кредитные возможности банка и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм) и если продавец вкладывает полученную у центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся и предложение денег возрастет на ту же величину, как в случае, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческого банка.

Таким образом, операции на открытом рынке, как и изменение учетной ставки процента, влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков. Изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика "перегрета", то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы, и оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность[13; c.241].

Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Вывод: Денежно-кредитная политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетарная политика является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики.

Высшими целями денежно-кредитного механизма государственного регулирования являются стабильный рост совокупного выпуска в экономике, полная занятость ресурсов, стабильный уровень цен и равновесие платежного баланса. Эти цели достигаются с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые оказывают влияние на реальный сектор экономики с относительно большим временным лагом. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше задачи. Для достижения поставленной целей органы кредитно-денежного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссий, процентных ставок и валютного курса.

Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами кредитно-денежного регулирования будет пользоваться Центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач.


2. Характеристика денежно-кредитной политики Беларуси


Республике Беларусь развивается в том же направлении, что и другие государства с переходной экономикой, поэтому основные характеристики ее денежно-кредитной политики и стоящие в настоящее время задачи имеют значительное сходство с направленностью денежно-кредитной политики в других странах, находящихся на том или ином этапе периода трансформации. Однако экономика Республики Беларусь имеет ряд особенностей, в том числе социально-экономическую направленность своего развития, которые обусловливают специфику функционирования трансмиссионного механизма и некоторых аспектов проведения денежно-кредитной политики.

Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь (Центральный Банк). Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать денежно-кредитную политику РБ, рассмотрим эволюцию денежно-кредитной политики Беларуси с 1992 года по сегодняшний день. В последние годы ее основными тенденциями стали последовательное совершенствование системы целей и ориентиров, увеличение эффективности используемых инструментов денежно-кредитного регулирования, повышение прозрачности.

Функционирование денежно-кредитной сферы в 2011 г. характеризовалось следующими основными процессами: в I квартале 2011 г. отмечались негативные тенденции в динамике показателей платежного баланса и конъюнктуры внутреннего валютного рынка; в качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, Национальный банк осуществил в мае 2011 г. пересмотр параметров реализации курсовой политики посредством увеличения диапазона изменений стоимости корзины и изменения ее центрального значения. C 20 октября 2011 г. были отменены границы колебаний стоимости корзины валют, установленные на 2011 г. и осуществлен переход к режиму управляемого плавания курса белорусского рубля в целях усиления рыночных механизмов в области курсообразования; в результате реализации мер по ужесточению экономической политики с сентября на валютном рынке наблюдается чистая продажа иностранной валюты населением; в целях ограничения инфляционных процессов процентная политика Национального банка, была направлена на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях и снижение спроса на иностранную валюту. Процентные ставки на кредитном и депозитном рынках в течение года постепенно увеличивались, что привело к возобновлению роста срочных рублевых и валютных депозитов населения во втором полугодии 2011 г.; сохранялись значительные объемы кредитования экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства Республики Беларусь. При этом с июня 2011 г. Национальный банк прекратил предоставлять ресурсы для кредитования банками государственных программ; платежной системой обеспечено своевременное и безопасное проведение межбанковских расчетов.

За 2011 год объем операций на внутреннем валютном рынке сложился на уровне 109,3 млрд. долларов США, что в целом соответствует уровню 2010 года.

В течение 2011 года, в результате введения с марта ограничительных мер на валютном рынке и сохранения до октября множественности обменных курсов, наметилось отставание динамики операций на внутреннем валютном рынке относительно увеличения внешнеторгового оборота, который за январь - ноябрь 2011 г. вырос по сравнению с 2010 годом на 44 процента.

После проведенной в сентябре 2011 г. либерализации порядка совершения операций покупки-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке и выхода на единый обменный курс белорусского рубля восстановилась активность участников внутреннего валютного рынка. Так, к концу 2011 г. (в декабре 2011 г.) объем сделок на внутреннем валютном рынке приблизился к уровню января 2011 г. и составил 10 млрд.долларов США.

На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка.

В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках от инфляции, в 2011 году ставка рефинансирования поэтапно повышалась с 10,5 процента годовых до 45 процентов годовых.

Одновременно с изменением ставки рефинансирования в 2011 году уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (по кредиту овернайт и сделкам СВОП овернайт) был увеличен с 16 до 70 процентов годовых. Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности (по депозитам овернайт) возросли с 7 до 30 процентов годовых. Процентные ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности были приближены к верхней границе процентного коридора. Наряду с этим, процентные ставки по двусторонним сделкам СВОП были установлены на уровне ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности, что увеличило их значение с 11 до 70 процентов годовых.

Фактическое выравнивание ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности с аукционными операциями поддержки ликвидности наряду с переходом с 1 июня 2011 г. к рефинансированию банков только с помощью стандартных инструментов и на рыночных условиях (а со 2 сентября 2011 г. - на срок не более 7 дней) способствовало ужесточению денежно-кредитной политики. В результате принимаемых мер среднее значение процентной ставки на однодневном межбанковском рынке в 2011 г. составило 62,6 процента годовых, увеличившись относительно уровня декабря 2010 г. на 52,1 процентного пункта.

Ситуация на денежных рынках в 2011 г. имела неоднородный характер: в январе-мае 2011 г. прослеживались существенные колебания ликвидности, а с конца мая 2011 года в банковской системе наблюдался дефицит ликвидности, при котором, в целях обеспечения нормального платежного процесса, недопущения неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов,

Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы в 2011 г. составил 2 096,1 млрд. рублей.

В 2012 году на фоне проведения жесткой денежно-кредитной политики наблюдались следующие основные тенденции: замедление роста цен по сравнению с 2011 годом при значимом увеличении вклада административно регулируемых цен; формирование положительного сальдо внешней торговли по итогам января-ноября 2012 г. при его постепенном уменьшении с августа 2012 г.; превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее в целом на внутреннем валютном рынке, в то время как по итогам года населением куплено валюты больше, чем продано; снижение процентных ставок на кредитном и депозитном рынках вследствие постепенного уменьшения ставки рефинансирования и процентных ставок на рынке межбанковских кредитов; приток денежных средств населения в банки; сохранение существенного спроса экономики на кредитные ресурсы банков, преимущественно в иностранной валюте.

По итогам 2012 года на внутреннем валютном рынке в целом сформировалось превышение предложения иностранной валюты над спросом. За 2012 год субъекты хозяйствования продали иностранной валюты на сумму 23,5 млрд. долларов США, что превышало уровень 2011 года на 37,5 процента, или на 6,4 млрд. долларов США, купили - 21,8 млрд. долларов США, что выше уровня 2011 года на 20,4 процента, или на 3,7 млрд. долларов США.

В июле 2013 г. наблюдались следующие основные тенденции, характеризующие состояние денежно-кредитной сферы: ускорение инфляционных процессов и увеличение инфляционных ожиданий; ухудшение сальдо внешней торговли товарами и услугами по итогам января-июня 2013 г. при сохранении его положительного значения; превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением со стороны населения в первой половине июля, при его уменьшении к концу месяца; рост процентных ставок на депозитном рынке в результате принятых Национальным банком мер; отток рублевых вкладов и переоформление их в валютные депозиты в первой половине июля, восстановление роста депозитов в национальной валюте в связи с повышением процентных ставок в конце июля; возникновение дефицита ликвидности в банковской системе после длительного периода сохранения избыточной ликвидности; интенсивный рост требований банковской системы и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" к экономике.

По предварительным данным, объем золотовалютных резервов Республики Беларусь в определении ССРД МВФ на 1 августа 2013 г. составил 7 926,9 млн. долларов США, уменьшившись за июль на 90,6 млн. долларов США. С начала 2013 ода международные резервные активы снизились на 168,1 млн. долларов США.

В июле 2013 г. на мировых валютных рынках курс евро вырос как к доллару США (с 1,31 до 1,33 доллара США за 1 евро), так и к российскому рублю (с 42,7 до 43,8 российского рубля за 1 евро). Доллар США по отношению к российскому рублю незначительно укрепился (с 32,7 до 32,9 российского рубля за 1 доллар США).

На этом фоне в июле 2013 г. белорусский рубль на внутреннем валютном рынке снизился по отношению к доллару США на 1 процент (до 8 880 рублей за 1 доллар США), евро на 2,9 процента (до 11 780 рублей за 1 евро). Курс белорусского рубля за июль 2013 г. уменьшился к российскому рублю на 0,9 процента (до 270 рублей за 1 российский рубль).

Рублевая денежная база на 1 августа 2013 г. сложилась в объеме 34,4 трлн. рублей, увеличившись с начала 2013 года на 4,5 трлн. рублей при снижении за июль на 0,9 трлн. рублей.

Вывод: В общем, можно сказать, что используемый в республике режим денежно-кредитной политики, по сути, основан на таргетировании обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США. С учетом значительной роли валютного курса в открытой экономики регулирования уровня импортируемой инфляции, ценовой конкурентоспособности внешней торговли и ожиданий экономических субъектов использование этого показателя в качестве монетарного ориентира хорошо зарекомендовало себя в экономике Республики Беларусь и явилось одним из основных факторов финансовой стабилизации.

Так, в условиях Республики Беларусь использование в качестве монетарного ориентира валютного курса белорусского рубля именно к доллару США связано со значительным преобладанием доли этой иностранной валюты во внешнеэкономических расчетах, на внутреннем валютном рынке и в валютных сбережениях населения. Следовательно, поддержание стабильного курса белорусского рубля к доллару содействует как ограничению роста цен на импортные товары в рублевом эквиваленте, так и снижению инфляционно-девальвационных ожиданий субъектов экономики, а долгосрочный тренд снижения доллара США по отношению к валютам основных торговых партнеров Беларуси позволяет несколько улучшать ценовую конкурентоспособность отечественных товаров и услуг.

В то же время с учетом изменения роли доллара США на мировых рынках неизбежным является увеличение доли других иностранных валют, прежде всего - евро и российского рубля, в обслуживании внешнеэкономической и валютной сфер республики. Следовательно, вопрос о выборе другого, вероятно, более сложного курсового ориентира, такого, как корзина валют, уже не является долгосрочной перспективой.

Кроме того, по мере длительного поддержания стабильного валютного курса его значимость в качестве одного из факторов, влияющих на инфляцию, уменьшается, а значит, и постепенно снижается эффективность сдерживающего влияния стабильного курса на инфляцию. В то же время возможность существенного внешнего укрепления рубля объективно ограничивается состоянием текущего счета платежного баланса страны.


3. Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики Республики Беларусь


В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности.

Стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных "шоков". Стремительный рост безработицы, "революционная ломка" производственных структур, сложившихся в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий, не должны повториться в Беларуси.

Несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях "дешевизны" сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры требует времени и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соотношения, резкое изменение которых неизбежно приведет к шоковым потрясениям в экономике. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с системой перекрестного субсидирования, поддержания низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и рядом других отраслей. И с этой точки зрения "завышенный" уровень официального валютного курса является "составным элементом" сложившейся структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая это, денежно-кредитная и валютная политика, а также необходимые меры по перестройке системы социальной защиты населения, ценообразования и налогово-бюджетная политика должны осуществляться в комплексе и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

Экономика Беларуси в целом отвечает критериям "малой открытой экономики" (МОЭ). МОЭ тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. Она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики. В условиях МОЭ для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.

Что касается политики Национального банка, то денежно-кредитная политика должна обеспечивать формирование необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности (т.е. приемлемых темпов роста цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уровень денежного предложения, который определяется политикой Нацбанка, должен возрастать умеренными темпами, а процентные ставки по операциям в национальной валюте - обеспечивать нормальный уровень "цены денег"; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.

Следует обеспечить надежность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствами предприятий и граждан и должны обеспечивать их эффективное и безопасное размещение. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки. Кроме того, для Беларуси, как и для большинства других европейских стран с переходной экономикой, характерен определенный разрыв между уровнем индустриализации и концентрации производственного комплекса и размером финансового потенциала банковской системы. Некоторые страны "решают" эту проблему путем "деиндустриализации" экономики. Еще одним "простым" способом ее решения является эмиссионная "накачка" банковской системы деньгами.

Такие варианты сегодня не приемлемы для Беларуси, поэтому необходимо посредством применения системы регулирующих нормативов и требований сформировать структуру баланса и распределения различных операций банка, обеспечивающих платежеспособность, ликвидность и ограничение рисков, что является важнейшим условием для наращивания банками своего финансового потенциала. В обратном случае банк может стать неплатежеспособным, даже несмотря не возможные показатели высокой рентабельности, а быстрый рост финансового потенциала - вызвать "перенапряжение баланса". Все это чревато утратой активов сотен и тысяч клиентов.

Следует обеспечить нормальный ход платежного процесса. Ежедневные обороты платежей, проходящих через банковскую систему, сопоставимы с объемом ВВП за месяц. И кратковременный сбой в платежной системе может привести к тому, что сработает "принцип домино" и совокупные убытки банковской системы, предприятий-клиентов и граждан-получателей или отправителей платежей вследствие нарушения нормального платежного процесса будут огромными.

Неприемлем также и вариант "полностью свободного" курсообразования под влиянием только рыночных сил. Такой режим в чистом виде если и применялся в каких-либо странах, то в течение очень непродолжительного времени, так как после перехода к нему выяснялось, что валютный курс не стабилен и слабо предсказуем, а его "свободные" колебания отнюдь не всегда способствуют созданию благоприятных условий для достижения благоприятного состояния экономики .

Особое внимание уделялось варианту политики "валютного управления", который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:

·жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют;

·осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе.

·полный отказ от финансирования бюджетного дефицита, как через предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки ценных бумаг Правительства по "фиксированной" процентной ставке;

·резкое сокращение возможностей Национального банка по поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).

Данный вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.

Вместе с тем, переход к политике "валютного управления" (ПВУ) может иметь в краткосрочном плане (1-2 месяца) негативные последствия, которые будут носить "шоковый" характер и выразятся в резком росте рублевых процентных ставок, снижении ликвидности банковской системы. При этом Национальный банк сможет поддерживать ликвидность конкретных банков только путем покупки у них иностранной валюты.

Негативные долгосрочные последствия могут проявиться, прежде всего, в ухудшении внешнеторгового баланса, которое может быть смягчено в том случае, если будут созданы необходимые условия для притока иностранных инвестиций. При этом обеспечение на практике единого валютного курса создаст благоприятные условия для деятельности всех предприятий, в том числе экспортоориентированных.

В результате проделанного анализа пришли к выводу о том, что применявшиеся в зарубежной практике системы валютного регулирования в "чистом виде" не могут быть реализованы в конкретных социально-экономических условиях Беларуси, так как будут иметь довольно существенные негативные последствия. Поэтому разработчики Концепции предложили оригинальную систему "скользящей фиксации" валютного курса, которая сочетает положительные стороны политики "валютного управления" и обеспечивает минимизацию ее негативных аспектов, а также наметили комплекс мероприятий общеэкономического характера с целью достижения системности предлагаемой программы, включающих меры в области приватизации, социальной, ценовой, налогово-бюджетной и структурной политики. ПСФ по своей "идеологии" во многом аналогична политике "валютного управления". Обе системы предполагают создание гарантий беспрепятственной конвертации национальной валюты в СКВ за счет доведения размеров золотовалютных резервов до уровня, полностью покрывающего сумму денежной базы. Это позволяет добиться стабильности и высокой степени конвертируемости национальной денежной единицы. К сравнительным преимуществам ПСФ, по сравнению с ПВУ, относится то, что, во-первых, Национальный банк может осуществлять некоторую кредитную эмиссию, что должно обеспечить определенную "защиту" экономики от шоковых потрясений, неизбежных при переходе к очень жесткой, полностью безэмиссионной денежной политике. Во-вторых, обменный курс национальной валюты - не "застывший", а плавно понижается. Это позволяет стимулировать конкурентоспособность экспортеров, что в условиях Беларуси является важнейшим фактором поддержания положительных темпов роста ВВП. В-третьих, темп девальвации при переходе к ПСФ задается на уровне постоянной величины. График девальвации может быть даже объявлен заранее. То есть в том, что касается предсказуемости валютного курса (а это важнейшее преимущество ПВУ), ПСФ практически не уступает. Наконец, в-четвертых, возможность продолжения Национальным банком самостоятельной процентной политики, активных операций на финансовом рынке также является преимуществом как в плане оперативного и гибкого регулирования банковской системы, предупреждения сбоев в работе платежной системы, так и с макроэкономической точки зрения, поскольку, как подчеркивалось выше, уровень процентных ставок в условиях "малой открытой экономики" - важнейший регулятор общеэкономической стабильности.

Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики Беларуси и деятельности Национального банка Республики Беларусь являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам;

·развитие и укрепление банковской системы;

·осуществление эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Достигнутое, фактическое обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса создает необходимую основу для инициирования процедуры присоединения к статье VIII Статей соглашения МВФ, что предусматривает недопущение каких-либо ограничений конвертируемости национальной валюты по текущему счету. Введение любого ограничения по этим операциям влечет за собой снижение репутации страны.

Среди основных каналов наращивания денежного предложения на долгосрочный период выделяются: покупка иностранной валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах, а в качестве главного средства регулирования текущей ликвидности банков предполагается проведение операций с ценными бумагами правительства и с иностранной валютой. Валютные резервы правительства Беларуси будут формироваться также на основе использования рыночных инструментов: за счет увеличения валютных депозитов правительства в центральном банке, получения внешних займов, направления валютных доходов от приватизации государственной собственности.

В 2013 году денежно-кредитная политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).

Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год

Прирост международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, млрд. долларов США 0,3 - 0,7.

Ставка рефинансирования на конец года, в процентах 13 - 15.

Прирост требований банков к экономике, в процентах 17 - 20.

Цель денежно-кредитной политики в 2013 году - снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 - 0,7 млрд. долларов США.

Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13 - 15 процентов годовых.

Аукционные операции Национального банка направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования.

Национальный банк обеспечит сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке).

Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Вывод: В заключение можно отметить, что, при реализации намеченного комплекса мероприятий денежно-кредитной и валютной политики, Национальному банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики. Однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

В целом более совершенным представляется режим инфляционного таргетирования. В то же время для эффективного перехода к этому режиму в условиях Республики Беларусь необходим целый ряд существенных преобразований, затрагивающих важные элементы экономической политики. Это относится к действующей системе предоставления льготных кредитов в некоторых отраслях экономики, развитию финансового рынка, в том числе на основе приватизации, и целому ряду других направлений, затрагивающих действующую систему социальных и экономических приоритетов. Очевидно, что развитие в этих сферах должно происходить эволюционно, в рамках стратегии всего социально-экономического развития государства. Следовательно, и вести речь о переходе к более совершенному режиму монетарной политики можно будет только после создания всего комплекса необходимых условий в экономике.


Заключение


Денежно-кредитная политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетарная политика является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики. Денежно-кредитная политика рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

Высшими целями денежно-кредитного механизма государственного регулирования являются стабильный рост совокупного выпуска в экономике, полная занятость ресурсов, стабильный уровень цен и равновесие платежного баланса. Эти цели достигаются с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые оказывают влияние на реальный сектор экономики с относительно большим временным лагом. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше задачи. Для достижения поставленной целей органы кредитно-денежного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссий, процентных ставок и валютного курса.

К основным инструментам монетарной политики относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

В общем, можно сказать, что используемый в республике режим денежно-кредитной политики, по сути, основан на таргетировании обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США. С учетом значительной роли валютного курса в открытой экономики регулирования уровня импортируемой инфляции, ценовой конкурентоспособности внешней торговли и ожиданий экономических субъектов использование этого показателя в качестве монетарного ориентира хорошо зарекомендовало себя в экономике Республики Беларусь и явилось одним из основных факторов финансовой стабилизации.

Так, в условиях Республики Беларусь использование в качестве монетарного ориентира валютного курса белорусского рубля именно к доллару США связано со значительным преобладанием доли этой иностранной валюты во внешнеэкономических расчетах, на внутреннем валютном рынке и в валютных сбережениях населения. Следовательно, поддержание стабильного курса белорусского рубля к доллару содействует как ограничению роста цен на импортные товары в рублевом эквиваленте, так и снижению инфляционно-девальвационных ожиданий субъектов экономики, а долгосрочный тренд снижения доллара США по отношению к валютам основных торговых партнеров Беларуси позволяет несколько улучшать ценовую конкурентоспособность отечественных товаров и услуг.

В целом более совершенным для денежно-кредитной политики Республики Беларусь представляется режим инфляционного таргетирования. В то же время для эффективного перехода к этому режиму в условиях Республики Беларусь необходим целый ряд существенных преобразований, затрагивающих важные элементы экономической политики. Это относится к действующей системе предоставления льготных кредитов в некоторых отраслях экономики, развитию финансового рынка, в том числе на основе приватизации, и целому ряду других направлений, затрагивающих действующую систему социальных и экономических приоритетов. Очевидно, что развитие в этих сферах должно происходить эволюционно, в рамках стратегии всего социально-экономического развития государства. Следовательно, и вести речь о переходе к более совершенному режиму монетарной политики можно будет только после создания всего комплекса необходимых условий в экономике. В настоящее время с учетом действующих условий, включающих, в том числе, длительное воздействие фактора повышения внешних цен на энергетические товары, используемый в республике режим является полностью адекватным, а его совершенствование в ближайшей перспективе может сводиться к повышению эффективности работы отдельных каналов трансмиссионного механизма.


Список использованных источников


.Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Под общ. ред. В. Лукашевича.- М., 2006-448c.

2.Вечканов Г. С, Вечканова Г. Р. Макроэкономика. - СПб: Питер, 2008. - 240с.

3.Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В. И. Финансы и кредит: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 408c.

.Политика процентной ставки в переходной экономике / [И. В. Новикова и др.; под общей редакцией М. Л. Зеленкевич]; - Минск : ГИУСТ, 2006. - 215 с.

.Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. - М.: Высшее образование, 2009. - 392 с.

.Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 624 с.

.Базелер У., Сабов 3., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. - СПб: Издательство "Питер" 2005. - 800с.

.Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е.Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2009. - 567 с.

9.Дорнбуш Г., Фишер С. Макроэкономика/ Пер. с англ - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2005. - 784с.

.Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Макроэкономика: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2004. - 190 с.

11.Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. под общ. ред. д.э.н. проф. Кушлина В. И. - М. РАГС, 2005г. - 829с.

.Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т. Ю. Матвеева - 5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511 с.

.Макроэкономика: Учебник/ Под обшей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2004. - 448 с.

.Экономико-инвестиционный обзор. Республика Беларусь - 2009: Справочное издание ISBN 978-985-6802-32-7 Министерство экономики Республики Беларусь, 2009 - 35с.

15.Мэнкью Н.Г Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 2004.- 736с.

.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 972 с.

.Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 1995.- 864 с.

18.Проблемы выбора эффективной денежно-кредитной политики в условиях переходной экономики: Сборник докладов II Международной научно-практической конференции Минск, 19-20 мая 2оо8 г. - Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2оо8. - зоо с.

.Киреев А. П. Прикладная макроэкономика/ Международные Отношения - 2006г. - 456с.

.Макроэкономика: учеб. пособие / А.В, Бондарь [и др.]. - 2-е издание - Мн: БГЭУ, 2009 - 415с.

.Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год: Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2012 г № 591 //[Электронное издание] - Минск, 2012 - 8с.

.Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 15 января 2007 г. № 27// [Электронное издание] Минск, 2006 - 60с.

.Отчет Национального банка за 2012 год: Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2013 г. № 274//[Электронное издание] Минск, 2013 - 185с.

.Финансовая стабильность в Республике Беларусь(2012): Национальный банк Республики Беларусь, [Электронное издание] МИНСК, 2013 - 94с.

.Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь за 2012г.: Аналитическое обозрение, Национальный банк Республики Беларусь, [Электронное издание] Мн, 2013 - 131с.

.Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь за январь-июль 2013г.: Аналитическое обозрение, Национальный банк Республики Беларусь, [Электронное издание] Мн, 2013- 62с.


Теги: Сущность и инструменты денежно-кредитной политики  Курсовая работа (теория)  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 33618
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Сущность и инструменты денежно-кредитной политики
Назад