Проблемы и перспективы налогообложения субъектов малого бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РФ

И ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

.1 Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение

.2 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым

.3 Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Проблемы налогообложения малого бизнеса

.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения малого бизнеса

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Развитие предпринимательства является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, ввиду того, что малый бизнес приносит немалые поступления в бюджет РФ.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью:

оценки состояния малого предпринимательства в Российской Федерации;

определения влияния внутренних и внешних факторов на развитие малого бизнеса;

анализа различных режимов налогообложения и оценки эффективности их применения.

Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути её совершенствования.

Предметом данной курсовой работы является - особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ.

Целями данной курсовой работы являются раскрытие сущности налогообложения малого бизнеса в России: выделение основных проблем и путей их решения.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие, развитие и критерии отнесения предприятий к малым; налогообложение малый бизнес

?выявить особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства, значение малого бизнеса в экономике РФ;

?рассмотреть проблемы и основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса.

Научная разработанность курсовой работы обусловлена систематизацией исследований и трудов таких ученых, как А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский и других. Также в качестве исходной информационной базы был использован Налоговый кодекс РФ, интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, практического задания, заключения и списка используемых источников.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РФ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ


.1 Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение


Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Сегодня малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали акцентировать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы, обращаться к истории.

Становление и развитие малого бизнеса в России нельзя рассматривать только как порождение начатых в 1991 году рыночных реформ. Оно имеет достаточно длинную и противоречивую историю. Малыми формами хозяйствования, исторически присущими российской экономике были кустарные промыслы, которые развивались наряду с крестьянскими хозяйствами. Чаще всего промыслы успешно сосуществовали с набиравшим силу фабрично-заводским производством. Многие фабрики расширяли свое производство, привлекая к нему кустарей, возникла своеобразная кооперация.

В конце XIX - начале XX веков начался процесс диверсификации производства - появление крупных предприятий, основанных на использовании наемного труда, который сосуществовал с сохранившимися мелкими промыслами и успешно функционировавшими хозяйственными организациями торговли и сферы услуг.

В модифицированной «административно-командной» форме малый бизнес существовал в СССР, а, следовательно, и в России, в послереволюционные годы. Он базировался на государственной, а до 1960 года и на кооперативной форме собственности, развивался в сфере индивидуально-трудовой деятельности, а также в нелегальном теневом бизнесе. Положение малых форм хозяйствования в дореформенной советской экономике во многом зависело от соотношения отраслевого и территориального подходов к государственной политике.

В истории развития собственно российского малого бизнеса с точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений можно выделить 5 стадий развития:

Стадия I (1987 - 1991 года) - стартовая, зарождение и стихийное развитие российского малого бизнеса.

Стадия II (1992 - 1994 года) - период быстрого роста числа малых предприятий.

Стадия III (1995 - 1997 года) - стабилизация числа малых предприятий.

Стадия IV (1998 - 2001 года) - резкое сокращение числа малых предприятий.

Стадия V (2002 год - по настоящее время) - стагнация малого бизнеса.

Если рассматривать состояние малого бизнеса в РФ в данный момент, то эксперты считают, что несмотря на периоды роста малого предпринимательства, в целом ожидаемое широкомасштабное его развитие в России не состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить административные барьеры - с другой. Рост внутреннего спроса и ускорение темпов роста экономики коренным образом повлияли на ситуацию в инвестиционной сфере, однако инвестиционные расходы концентрируются в сырьевом секторе, предприятия которого получили в 2000-2001 год наибольшую выгоду от использования положительной внешнеторговой конъюнктуры.

Существенной тенденцией последних лет в России стало образование крупных многопрофильных холдингов, монополизация отраслей экономики. Но все еще остро стоит проблема реструктуризации естественных монополий, что означает коренное изменение всей структуры национальной экономики.

Таким образом, анализ стадий развития российского малого предпринимательства показал, что, несмотря на предпринимаемые меры, в стране до сих пор не созданы условия, действительно способствующие эффективному и устойчивому развитию малого предпринимательства.


.2 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым


Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Обычно выделяют два вида критериев - количественные и качественные.

К количественным критериям относятся такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, оборот, активы, капиталы, прибыли и т.п. Причем единственным критерием, который является сопоставимым для большинства стран, является количество работников, занятых на предприятии.

В западных странах предлагаются также свои качественные критерии для определения малого бизнеса, к которым могут быть отнесены: личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и производственными рабочими, клиентурой и поставщиками, невозможность получить доступ к рынкам капитала. Однако на основании такого рода критериев установить различия между малыми и средними предприятиями сложно.

В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками.

В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании.

Общие критерии применяются к тем субъектам малого бизнеса, которые заинтересованы в получении льготных кредитов, но они фактически не затрагивают налоговые льготы. Так, в США Администрация по делам малого бизнеса, созданная в 1953г. для оказания помощи руководителям малых предприятий в повышении их управленческой квалификации и получении ссуд, считает бизнес малым, если предприятие не доминирует в своей области деятельности и вместе с отделениями нанимает не более 500 человек.

Критерии отнесения предприятия к малому должны быть определены нормативно правовыми актами.

Нормативно-правовое регулирование субъектов малого бизнеса в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ФЗ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (указы Президента, постановления Правительства), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К малым предприятиям в РФ относятся коммерческие организации, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых соблюдаются следующие условия:

суммарная доля участия сторонних лиц и организаций в их уставном (складочном) капитале (паевом) фонде не превышает 25 процентов. Это не относится к обществам, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек. При этом в расчете учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам, совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений;

?выручка от реализации товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость - не более 400 миллионов рублей .

Таким образом, в различных странах свои критерии отнесения предприятий к малым. В РФ Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определил следующие критерии отнесения предприятия к малому:

ограничение по доле внешнего участия в капитале;

выручка;

?численность работников.


1.3 Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ


Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана. Возможны пять вариантов:

?общая система налогообложения (ОСН);

?упрощенная система налогообложения (УСН);

?режим уплаты ЕНВД;

?система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

?патентная система налогообложения может применяться только индивидуальными предпринимателями.

Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес платит все налоги, предусмотренные законодательством, если, конечно, организация или индивидуальный предприниматель не освобождены от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:

?налог на добавленную стоимость;

?акцизы;

?налог на прибыль организаций;

?налог на доходы физических лиц;

?сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

?налог на добычу полезных ископаемых;

?водный налог.

На общей системе для малого бизнеса предусмотрены следующие региональные налоги:

?налог на имущество организаций;

?транспортный налог;

?налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам, уплачиваемым на общей системе налогообложения, относятся:

?земельный налог;

?налог на имущество физических лиц.

Налогообложение малого бизнеса на упрощенной системе будет другим. Применяя УСН, организации не перечисляют (п. 2 ст. 346.11 НК РФ):

?налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, которые облагаются по ставкам из пунктов 3 и 4 статьи 284 НК РФ);

?налог на имущество организаций;

?налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также перечисляемого согласно статье 174.1 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):

?НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);

?налога на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

НДС (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели могут выбрать патентную систему налогообложения, которая в общем случае предусматривает освобождение предпринимателя от ряда налогов, является добровольной и может совмещаться с другими режимами налогообложения.

Перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках патентной системы налогообложения, ограничен. В частности, под патентную систему подпадают:

?ветеринарные услуги;

?розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли;

?услуги общественного питания, оказываемые через объекты общественного питания с площадью зала обслуживания не более 50 кв. м;

?парикмахерские и косметические услуги;

?оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

На патентной системе уплата налогов заменяется уплатой стоимости патента. Она рассчитывается по ставке 6% от возможного годового дохода. Порядок уплаты стоимости патента отличается от налогообложения субъектов малого предпринимательства на других режимах. Уплатить нужно лишь стоимость патента.

Индивидуальные предприниматели и организации, применяющие режим уплаты ЕНВД, уплачивают следующие налоги и взносы:

?ЕНВД;

?пенсионные взносы;

?страховые взносы в ФСС на случай травматизма с выплат работникам;

?НДФЛ из заработной платы наемных работников.

С 2013 года на ЕНВД можно перейти добровольно, если:

?режим введен на территории муниципального района (городских округов, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность;

?в нормативном правовом акте о введении ЕНВД упомянут конкретный вид деятельности, осуществляемый индивидуальным предпринимателем.

На ЕНВД переводятся индивидуальные предприниматели, которые осуществляют определенный вид деятельности, среди них, например:

?розничная торговля;

?оказание услуг общественного питания;

?оказание бытовых услуг;

?оказание ветеринарных услуг;

?оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

?оказание услуг по предоставлению мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках.

ЕСХН разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. К ней относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов. Порядок признания сельскохозяйственным товаропроизводителем определен пп. 2, 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса, перечень сельскохозяйственной продукции установлен п. 3 ст. 346.2. Согласно сайту «Налог.ру» для производителей сельскохозяйственной продукции ЕСХН - оптимальный выбор. Ведь при этом режиме платится всего 6% с разницы между доходами и расходами, при этом заменяется уплата нескольких налогов единым.

Таким образом, налогообложение субъектов малого предпринимательства имеет свои особенности. Наряду с такими системами налогообложения, как ОСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН, индивидуальные предприниматели могут применять патентную систему налогообложения.


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА


.1 Проблемы налогообложения малого бизнеса


Недостатки налогообложения малого бизнеса можно свести к следующим проблемам:

неправильный механизм перераспределения налогов;

?непостоянство налоговой политики, постоянное внесение некорректных, ничем не подтвержденных изменений;

нечеткость звучания принятых законов, их разная трактовка;

?большой процент налогов с прибыли и за нанятых сотрудников, неподъемный для новичков;

плохая организация деятельности налоговых ведомств.

Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.

Все более сложной и запутанной становится налоговая отчетность предпринимателей. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.

Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ, которые увеличились в 2014 году в два раза.

Выбор режима налогообложения для малого бизнеса тоже нелегкая задача. Налоговый режим выбирается самостоятельно. По большому счету есть два варианта - общий режим или специальный. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно оценить масштаб будущего бизнеса, его затратность и многое другое.

Все недостатки существующего общего режима налогообложения можно свести к трем:

. Она сложна и запутанна. Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам.

.?Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.

. Нестабильность законодательства.

Специальные налоговые режимы, которые имеет право применять малый бизнес:

упрощенная система налогообложения (УСН);

единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

?патентная система налогообложения (специальный налоговый режим только для индивидуальных предпринимателей, ведущих свою деятельность в том регионе, где законом субъекта Российской Федерации принято решение о введении патентной системы налогообложения)

Согласно сайту «налог.ру» специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекту малого предпринимательства, но и у них есть недостатки.

К недостаткам УСН (самого распространенного из спецрежимов), в частности, относят:

. Вероятность утраты права работать по УСН. Потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала фирмы, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизирующего имущества и т. п. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения.

. Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога;

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения.

. При потере права применять УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения;

. У фирм, применяющих УСН нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности.

Проблемы налогообложения малого бизнеса проявляются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это легко проследить на основе новой патентной системы налогообложения, применение которой в регионах обозначило ряд негативных моментов.

Так, патенты в регионах устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В некоторых регионах же соответствующий закон принимался без широкого обсуждения с самими предпринимателями, для которых эта система налогообложения и создавалась. В связи с этим у представителей малого бизнеса возникает множество вопросов.

Патент должен был стать самой простой и выгодной системой налогообложения для малого бизнеса из-за малых размеров патентных платежей. Целью принятого закона являлось содействие развитию индивидуального предпринимательства путем снижения налоговой нагрузки на данный сектор экономики. Но, например, в таком регионе как Башкортостан, законом установлено относительно высокое увеличение размеров этих платежей. И если в прошлом году предприниматели могли уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов, то в новой патентной системе такой возможности не предусмотрено.

Есть и ограничения для тех, кто только открывает свой бизнес - подать заявление на патент может только зарегистрированный в качестве предпринимателя гражданин.

Произошло и сокращение обязательного перечня видов деятельности с 69 до 47, например, с 1 января 2013 года "Изготовление мебели" было исключено из перечня видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно применять патент.

По мнению аналитиков научно-исследовательского университета Высшей школы экономики проблемными для малого бизнеса являются и то, как осуществляются принципы его налогообложения.

Таким образом, проблемы налогообложения малого бизнеса проявляются и в существующих режимах его налогообложения (специальном или общем), и на разных его уровнях (будь он федеральным или региональным).


.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения малого бизнеса


В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения малого бизнеса, зависит эффективное функционирование экономики страны в целом.

Несмотря на государственные меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается тяжелым.

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства.

Необходимость оптимизации системы налогообложения малого бизнеса признается и законодателями. Так, распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2579-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") на 2013 - 2015 годы "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", который призван упростить деятельность предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования.

Удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию малого бизнеса.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную активность.

Для того чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легальной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов.

В соответствии с этим, основными направлениями совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;

пересмотр налоговых льгот;

объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

?совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;

установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;

четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут определены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).

В контексте необходимости последовательного снижения общего уровня налоговой нагрузки следует рассматривать перспективы снижения ставки налога на добавленную стоимость. Однако значение НДС для бюджета столь велико, что принятие подобного решения, безусловно, должно основываться на самом тщательном анализе последствий, а потому необходимы соответствующие полные и объемные расчеты.

Между тем следует иметь в виду, что проблемы НДС возникли не сегодня и в значительной степени являются результатом игнорирования справедливых требований бизнеса, всех добросовестных налогоплательщиков навести, наконец, порядок в администрировании этого налога. При этом многие меры, предпринятые в отношении НДС в ходе налоговой реформы, не были доведены до конца, а потому в настоящее время недочеты ощущаются особенно остро. Это касается нерешенности проблем с возмещением экспортного НДС, с отсутствием действенных налоговых стимулов инвестиционной и инновационной деятельности. Отсутствие стимулов для технического перевооружения и обновления основных фондов, в свою очередь, создает реальные препятствия для обеспечения высоких темпов экономического роста.

Для решения проблемы плохой организации деятельности налоговых ведомств и излишнего администрирования малого бизнеса необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников органов, имея в виду качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением законодательства (а не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей), правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и платежей. При этом необходимо внедрить механизм материального симулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям.

Таким образом, государственная политика по отношению к совершенствованию системы налогообложения малого бизнеса в РФ отчасти имеет место быть. Но необходимым условием выработки эффективных мер государственной политики является адекватное представление современного состояния малого бизнеса, экономических и социальных аспектов развития малого предпринимательства в современной России.

Подлинная цель выработки основных направлений совершенствования системы налогообложения малого бизнеса - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Ввиду того, что развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.


ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Рассчитываем за квартал:

Налоги и платежи при общем режиме налогообложения

) Налог на добавленную стоимость

а) Выручка : (4720000+5900000+4956000)*18/118=2376 т.р. - извлекли НДС из выручки за квартал;

б) Расходы : 8260000*18/118=1260 т.р. - сумма НДС включенная в стоимость инструментов, подлежащая вычету;

в) 1180000*18/118=180 т.р. - сумма НДС включенная в аренду, подлежащая вычету;

г) 236 000*18/118=360 т.р. - сумма НДС включенная в ОС, подлежащая вычету.

НДС к уплате = 2376000 - (1260000+36000+180000) = 900 т.р.

Транспортный налог

Отчетными периодами для налогоплательщиков в РБ, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Следовательно, рассчитаем сумму авансового платежа за первый квартал :

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25 рублей

*25*1/4=562,5 руб.;

от 100 л.с. до 150 л.с. . (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 35 рублей.

*2*35*1/4=1785 руб.;

Транспортный налог=1785+562,5=2347,5 руб.

Амортизационные отчисления

Для расчета амортизационных отчислений воспользуемся линейным методом.

Согласно ст. 259 НК РФ для каждой группы имущества установлена норма амортизации.

Вторая группа

(имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно)

Норма амортизации 8,8

*18/118=36000

-36000=200 000

000*8,8=17 600

000 -17600=182 400

400*8,8= 16 051,2

400-16 051,2= 166 348,8

Третья группа

(имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)

Норма амортизации 5,6

*5,6%=50 400

000-50 400= 849 600

600*5,6%=47 577,6

600-47 577,6=802 022

022*5,6%=44 913,3

022-44 913,3=757 108,7= 757 109

Пятая группа

(имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно)

Норма амортизации 2,7

000*2,7=32 400

000-32 400=1 167 600

167 600*2,7=31 525,2

167 600- 31 525,2=1 136 074,8=1 136 075

136 075*2,7=30 674

136 075-30674=1 105 400,9=1 105 401

Амортизация =17 600+50 400+47577,6+44 913,3+32 400+31525,2+30 674=

090 руб. (общая сумма амортизационных отчислений за весь период)

) НДФЛ

а) (24*18000+5*28000)*3=1716000 - з/п за квартал всех работников организации

б) з/п = 18 т.р. 7 с детьми, 17 без детей

без детей

*0,13=2340 - сумма НДФЛ за янв.

*0,13 - 2,34 т.р=2,34 т.р. - за фев.

т.р*0,13 - 2,34 - 2,34=2,34 т.р. - за март.

,34*3*17=119,34

с детьми, вычет 1400 р.

(18 - 1,4)*0,13=2,16 т.р.

(36-1,4*2)*0,13-2,16=2,156 т.р.

(54-1,4*3)*0,13-2,16-2,16=2,15 т.р.

(2,16+2,16+2,15)*7=45,32 т.р.

з/п =28 т.р. 3 с детьми, 2 без детей

а) без детей 2 человека

*0,13=3,64 т.р - за янв.

т.р.*0,13-3,64=3,64 т.р. - за фев.

т.р.*0,13-3,64*2=3,64 т.р. - за март.

,64*3*2=21,84 т.р.

б) с детьми 3 человека

(28-1,4)*0,13=3,46 т.р.

(56-1,4*2)*0,13-3,46=3,46 т.р.

(84-1,4*3)*0,13-3,46*2=3,46 т.р.

,46*3=31,22

Всего 217,62 т.р.

) Страховые отчисления

Ставка для страховых взносов ( в пределах 568 000 руб.) = 30%,

(24*18000*3*0,3)+(5*28000*3*03)=514,8 т.р.

) Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость = (2000 тыс. руб.+1900 тыс. руб.+ 2150 тыс. руб.+ 2100 тыс. руб.)/(3+1)= 2037,5 т.р.

Ставка в РБ=2,2%

,5т.р.*2,2%/4=11,2 т.р.

) Налог на прибыль организации

а) 4720+5900+4956=15576 т.р. - выручка за квартал

(4720000+5900000+4956000)*18/118=2376000 (руб.) - извлекли НДС из выручки за квартал

-2376=13200 - выручка без НДС

- [7000(материалы без НДС)+1000(аренда без НДС)+ 242,8(аморт. отч.)+11,2 (налог на имущ-во орг.)+2,3475(трансп. налог)+514,8(страх. отч.)+1716 (оплата труда) - 600 (внереал-е расходы)]= 2112,85- налоговая база

,8525*0,2=422,57 - налог на прибыль

Налоги при упрощенной системе

Объект обложения «доходы»: ставка 6%

а) выручка =15576 т.р. 0,06*15576=934,56 т.р.

б) тариф страх-х взносов 20%

(18*24*3+28*5*3)*0,2=343,2 т.р.

,56*50%=467,28

,28>343.2, значит размер вычета 343,2 т.р.

в) сумма налога к уплате 934,56-343,2=591,36 т.р.

Объект обложения «доходы - расходы»: ставка 15%

а) 15576*1% =155,76 т.р. - минимальный размер налога

б) 15576 - 900 - 7000 - 1000 -1716 -242,8 -514,8 - 2,3475 - 600=4800 т.р.

в) сумма налога к уплате 4800*0,15=720 т.р.

Вывод по данной практической работе, следующий, целесообразнее выбрать общий налоговый режим.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Малый бизнес из-за своей массовости в значительной мере определяет социально-экономический уровень страны.

Анализ стадий развития российского малого предпринимательства показал, что, несмотря на предпринимаемые меры, в стране до сих пор не созданы условия, действительно способствующие эффективному и устойчивому развитию малого предпринимательства, которое так и не стало основой роста, стабилизации отечественной экономики.

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты, касающиеся налогообложения деятельности малых предприятий, и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы предпринимательства.

К малым предприятиям относятся коммерческие организации, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых соблюдаются следующие условия:

?суммарная доля участия сторонних лиц и организаций в их уставном (складочном) капитале (паевом) фонде не превышает 25 процентов;

?средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;

?выручка от реализации товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость - не более 400 миллионов рублей.

Нормативно-правовое регулирование субъектов малого бизнеса в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами (например, ФЗ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (указы Президента, постановления Правительства), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Российский малый бизнес обладает отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий; работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка.

Недостатки налогообложения малого бизнеса можно свести к следующим проблемам: неправильный механизм перераспределения налогов, непостоянство налоговой политики, нечеткость звучания принятых законов и их разная трактовка, плохая организация деятельности налоговых ведомств.

Проблемы налогообложения малого бизнеса проявляются и в существующих режимах его налогообложения и на разных его уровнях.

В России проводится государственная политика по отношению к совершенствованию системы налогообложения малого бизнеса. Это должно привести к оптимизации деятельности субъектов малого предпринимательства, что, в свою очередь создаст эффективную экономику, обеспечивающую высокий уровень и качество жизни населения.

Основные направления совершенствования системы налогообложения малого бизнеса в РФ: пересмотр налоговых льгот, изменение налогового законодательства, объединение налогов с одинаковой налоговой базой, совершенствование регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков норм и правил.

Необходимым условием выработки эффективных мер государственной политики является адекватное представление современного состояния малого бизнеса, экономических и социальных аспектов развития малого предпринимательства в современной России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2008) // «Российская газета». - 2013. - № 7.

.Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 06.12.2011, с изм. от 01.01.2012) // Собрание законодательства. - 1996. - № 23. - Cт. 3823; Российская газета. - 2011. - № 297.

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая ) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) // «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.

.Федеральный закон от 24.07.2007 г. №?209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 401.

. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг). Для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».

. Алексеев М. Ю., Болабанова О. Н. Налоги: учебник для студентов вузов. - М.: Финансы и статистика. - 2012 . - 489 с.

. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М. - 2010. - 381 с.

. Виленский А. В. Этапы развития малого бизнеса // Вопросы экономики. - 2010. - №7. - 30-38 с.

. Донин?Ю.Л. Новое в налогообложении. - М.: Маркет. - 2011. - 128 с.

. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Южелевский В.К.. Государство и экономика: Факторы роста. М.: Наука. - 2011. -129 с.

. Казак А.Ю., Князева Е.Г., Окунева Л.А., Смородина Е.А., Шадурская М.М. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2011 . - 293с.

. Перов А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М. - 2010. - 618с.

. Сарбашева С.М. « Налогообложение и малое предпринимательство» - 2009 г. - 57-58 с.

. Маньков В. С. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса. - 2004. - №2. - 20 - 44 с.

.?Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - Киров: «АСА». - 2009. - 752 с.

. Черник И. П. Малый бизнес в России.- Ростов - н/Д: Феникс. - 2011. -129 с.

. Арестова, О. Н. « Малый бизнес - большая политика» [Электронный ресурс] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Режим доступа: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html. - Загл. с экрана.


Теги: Проблемы и перспективы налогообложения субъектов малого бизнеса  Курсовая работа (теория)  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 13713
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Проблемы и перспективы налогообложения субъектов малого бизнеса
Назад