Курсовая работа
на тему: «Тема любви в лирике А.С. Пушкина и ее автобиографическая основа»
ВВЕДЕНИЕ
Тема любви - одна из важнейших тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Данная тема необычайно интересна для изучения, поскольку именно любовь вдохновляет человека к новым свершениям, побуждает двигаться вперед, творить и развиваться. Нам представилась уникальная возможность взглянуть на прекрасное чувство - Любовь - глазами великого поэта и, в какой - то мере, проникнуться его переживаниями и эмоциями. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была, как и для любого мужчины, только сама потребность любить, растворяться в этом чувстве, отдыхая в нем от мирских забот и терзаний. Любовь в творчестве А.С. Пушкина - великое чувство, которое облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-рыцарски. В стихотворении «Я Вас любил» любовь предстает как самоотверженное чувство: лирический герой искренне желает счастья любимой женщине, пусть даже не с ним, а с другим человеком:
Я Вас любил, так искренно, так нежно,
Как дай Вам Бог любимой быть другим. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность. Актуальность представленной темы, на наш взгляд, состоит в неисчерпаемости и многогранности творчества великого поэта, в непознанной и по сей день глубине его великого таланта. Изучая представленную тему, мы ставили перед собой следующие задачи:
Раскрыть тему любовной лирики как одну из основных тем творчества поэта;
Рассмотреть автобиографичность любовной лирики А.С Пушкина;
Рассмотреть романтический образ талисмана как символа любви и верности.
Любовную лирику А.С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение А.С. Пушкина, изучение и анализ любовной лирики А.С. Пушкина.
1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА
1.1 Тема любви в творчестве А.С. Пушкина
Удивительна и неповторима Любовь. Жадная, подобная лесному пожару - поглощающая рассудок, чувство меры и приличия. Нежная, как мотылек, вселяющая уверенность и силу, надежду на лучшее. Губительная, способная растоптать человека и повергнуть его на дно самой глубокой бездны.
Проникновенно и страстно писал о любви А.С. Пушкин во всех ее аспектах и проявлениях.
Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение "Я помню чудное мгновенье...", посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Петровной Керн. Пушкин передал ей это стихотворение, когда Анна Петровна собиралась уезжать в Ригу. Каждая строчка этого трогательного произведения наполнена искренностью и мыслями поэта о том, что любовь для него - не просто наслаждение и радость, но и живительный источник вдохновения - творческой и жизненной энергии. Когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение "Я вас любил...". Впервые в русской литературе любящий поэт готов отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной.
Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:
Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, - "Талисман", "Храни меня, мой талисман", "Сожженное письмо" - посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин посвятил стихотворение "Талисман". Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
В стихотворении "Храни меня, мой талисман" более серьезно относится к талисману:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной - это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении "Сожженное письмо" (1825 г.):
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит...
О провиденье! Свершилось!
Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют...Грудь моя стеснилась.
В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворенным. Об этом свидетельствует стихотворение "Мадонна" (1830 г.), посвященное жене поэта - Наталье Гончаровой. Однажды в антикварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Жена для него - "чистейшей прелести чистейший образец".
Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно оставалось неизменным - его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь - как концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни.
Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.
Часто говорят о "тургеневских девушках". Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но нам кажется, что идеалом женского очарования являются именно "пушкинские девушки". Маша Троекурова из "Дубровского", Маша Миронова из "Капитанской дочки", Марья Гавриловна из "Метели". Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает "милый идеал" великого русского поэта А.С. Пушкина.
2. АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА
2.1 Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина
В жизни каждого мужчины есть женщина, которая меняет его, делает его чище, направляет порывы его сердца, оставляя в душе неизгладимый след. Не был исключением и А.С. Пушкин.
В его жизни было множество женщин, муз, возлюбленных, которым он посвящал свои, полные нежных чувств, строки.
Первой юношеской любовью Пушкина была Екатерина Павловна Бакунина, к ней поэт обращался во многих своих произведениях, датированных 1815-1817 годами.
Летом девушка подолгу жила в Царском Селе. Поэт со всей своей юношеской непосредственностью и страстью юного сердца искал с ней встреч.
Пушкин был увлечен Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд произведений, которые носят печать глубокой меланхолии, и среди них - стихотворение «Желание»:
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
И я молчу; не слышен ропот мой,
Моя душа, объятая тоской,
В ней горькое находит наслажденье.
О жизни сон! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье,
Пускай умру, но пусть умру любя!
Лирический герой тоскует, душа его томится от горечи неразделенной любви, ему тяжело. Однако слезы поэта - это слезы любви, и они - его утешение. Ему плохо, но все же он говорит:
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!
Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание.
Никаких определенных выводов об отношениях, существовавших между поэтом и любимой девушкой, нельзя сделать на основании этих стихов. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлекли за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке. С нежностью вспоминал о Бакуниной поэт и многие годы спустя.
Первая серьезная влюбленность настигла поэта в Петербурге, Александр Сергеевич питал нежные чувства питал к хозяйке одного из литературных салонов - Евдокии Ивановне Голицыной (1780-1850).
Евдокия Ивановна, вероятно, покорила поэта своим блистательным умом. Для женщины того времени она была прекрасно образована, живо интересовалась политической жизнью и дружила со многими выдающимися людьми.
В кулуарах Голицына завоевала титул «ночной княгини», поскольку приемы, которые она созывала проводились ночью и длились до самого рассвета. Пушкин был частым гостем княгини. По свидетельствам современников «поэт был очарован и заворожен «ночной княгиней», «он целовал ее тонкие пальцы и тихо шептал что - то по-французски, Евдокия Ивановна позволяла себе лишь снисходительно улыбаться».
Известны стихотворения Александра Сергеевича, обращенные к княгине Голицыной, такие как: «Краёв чужих неопытный любитель…», «Простой воспитанник природы».
Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?… слабый человек!…
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
Не обошел своим вниманием Александр Сергеевич и знаменитую балерину Евдокию Ильиничну Истомину (1799-1848), воспев ее искусство танца в романе «Евгений Онегин». Эта была великолепная женщина с дикой красотой. Черные как смоль волосы, темные глаза и тонкий стан. Она сводила с ума мужчин, знала и гордилась этим.
Пушкин был в числе поклонников Истоминой, не пропускал спектаклей с её участием, громко выражал свое восхищение. В 1823 году, когда Пушкин уже был в изгнании, знаменитый балетмейстер Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты».
Роль черкешенки исполняла Истомина. Через две недели после премьеры, 30 января 1823 года, Пушкин писал брату из Кишинева с просьбой рассказать о премьере балета, о «черкешенке Истоминой», с легкой иронией вспоминая о своей прошедшей увлеченности балериной.
Вот какой предстает Истомина перед нами в I главе романа «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Еще одной серьезной влюбленностью поэта среди вереницы увлечений стала Мария Николаевна Раевская (1805-1863) - дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н. Раевского, жена декабриста С.Г. Волконского, одна из замечательных женщин своего времени. Пушкин был дружен с семьей Раевских и знал Марию Николаевну еще совсем юной девочкой, когда он вместе с Раевскими путешествовал по Кавказу и Крыму. Заризма и яркая индивидуальность девушки пленили поэтическое воображение Пушкина. Его чувство было глубоким и сокровенным. Образ Марии Раевской, ее внешний облик мы узнаем в героине «Полтавы»; именно ей Пушкин посвятил свое лирическое отступление в I главе романа «Евгений Онегин»:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Оно свидетельствует о том, что поэт помнил о своем путешествии с Раевскими и о своей влюбленности в Марию.
Осенью 1824 года Пушкину стало известно о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Счастье молодой женщины было недолгим: в январе 1826 года, через год после свадьбы, С. Г. Волконский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Пушкин был восхищен решением Марии Николаевны оставить привычный уклад жизни, маленького сына и следовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторги,
В последний раз поэт видел Марию Николаевну 26 декабря 1826 года в Москве, на прощальном вечере, устроенном в её честь З. А. Волконской. Позже, в своих «Записках» Мария Николаевна расскажет: «Пушкин, наш великий поэт, тоже был здесь; я знала его давно.… Во время добровольного изгнания нас, жён сосланных в Сибирь, он был полон самого искреннего восхищения: он хотел передать мне своё «Послание к узникам» для вручения им, но я уехала в ту же ночь, и он передал его Александрине Муравьевой».
Именно образом этой самоотверженной женщины навеяны строки стихотворения «Редеет облаков летучая гряда»:
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
Когда Пушкин служил в канцелярии Новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова в Одессе, поэта настигло страстное и сильное, но преступное по своей сути чувство - поэт влюбился в жену генерал - губернатора, Елизавету Ксаверьевну Воронцову (1792-1880) - женщину тонкую, умную и необыкновенно обольстительную.
Пушкин познакомился с Воронцовой в 1823 году в Одессе и страстно увлекся ею. Зимой 1823-1824 годов он был постоянным посетителем ее салона. Елизавета Ксаверьевна всячески поощряла заинтересованность поэта собой.
Она просто обаяла Пушкина, вызвав ответное чувство в его сердце, которое оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой стихах: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Талисман», «Все в жертву памяти твоей». На черновиках рукописи второй главы романа "Евгений Онегин", писавшейся в Одессе, много раз появлялся беглый набросок ее профиля. Уезжая из Одессы в ссылку, Пушкин получил от Воронцовой перстень-талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался. В ответ на этот подарок, поэт написал великолепное, всем известное стихотворение «Талисман».
В Михайловском Пушкин много работает, но мысли о возлюбленной по-прежнему не покидают его, и он пишет стихотворение «Желание славы», посвященное той, о ком он не в состоянии был забыть.
Здесь же поэт пишет замечательное стихотворение «Сожженное письмо»:
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!…
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!… вспыхнули… пылают… легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Оно также посвящено теме любви. «Письмо любви» должно быть со-жжено, так велела женщина, чьей рукой оно было написано, но у героя долго не хватает духу сжечь весточку от возлюбленной. Но вот трудное решение принято. Постепенно пламя поглотило милые сердцу листы, но остался пепел, и эти останки любовного письма дороги герою, он готов хранить хотя бы их. Письмо сгорело, но любви не страшен ни огонь, ни какие - либо жизненные испытания.
В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин уже навсегда прощается с Воронцовой:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Воронцова до конца своей долгой жизни сохранила о Пушкине теплые воспоминания и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем подвело ее, она приказывала читать себе вслух. Когда все тома его произведений были прочитаны, она приказывала начинать чтение с I тома. Воронцова не могла забыть очарования бесед с Пушкиным.
Долгое время поэт был увлечен Анной Петровной Керн - живой, красивой и обаятельной женщиной, которая была дружна с такими знаменитыми людьми своего времени, как А. А. Дельвиг, Д. В. Веневитинов, М. И. Глинка.
Впервые, мимолетная встреча Пушкина и Анны Петровны состоялась в 1819 году в Петербурге, в доме А. Н Оленина. Поэт надолго сохранит воспоминания об этой мимолетной встрече.
В течение шести лет они не виделись, хотя их интерес друг к другу не ослабевал.
В июне 1825 года Анна Петровна приехала к своей тетке Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское. Пушкин бывал там часто, поскольку Тригорское находилось недалеко от Михайловского, где поэт находился в ссылке. Керн произвела на него неизгладимое впечатление. После этой знаменательной встречи и появилось на свет стихотворение «Я помню чудное мгновенье.
В этом стихотворении поэт воспевает нереальный, ангельский образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение желанной им женщиной. Это своего рода поэтическая биография: душа пробудилась после духовного кризиса, и явилась любовь - неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество ссылки, казалось, убили надежды и мечты о счастливом будущем, уничтожили любовь, но она снова пришла, принесла с собой еще более сильные чувства, чем прежние. Взамен подавленности и грусти к поэту приходит упоение силой любви, полнотой жизни. Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет ссылки. Это настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли сама человеческая суть поэта. Для Пушкина любить - значит жить и творить, любовь - великий источник вдохновения.
Из воспоминаний Анны Петровны: «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы «Евгения Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье…». Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю». Анна Петровна Керн оставила воспоминания о Пушкине, отличающиеся искренностью, безыскусственностью, бережным и проникновенным отношением к поэту.
Не обошел своим вниманием Пушкин и «красавицу писаную», «звезду первой величины петербургского большого света» - Елену Михайловну Завадовскую (1807-1874). Завадовская на балах «всегда убивала всех своею царственной, холодной красотой».
Пушкин посвятил Завадовской стихотворение «Красавица», написав собственноручно его в альбом этой женщины:
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Чувство глубокой привязанности испытывал поэт и к Екатерине Николаевне Ушаковой - старшей дочери в семье Ушаковых, преданному другу поэта и большой почитательнице его таланта.
Ушаковы жили в Москве, на Пресне, где частенько собирались музыканты, певцы, писатели. В 1827-1829 гг. там постоянно бывал и Пушкин. Поэт не скупился на стихи и рисунки, заполняя ими альбомы сестер, Екатерины и Елизаветы. Пушкин собирался связать свою судьбу с Ушаковой, но неожиданно вспыхнувшее чувство к Анне Алексеевне Олениной, а потом и знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому. Однако Ушакова сохранила привязанность к Пушкину и, лишь просьбам жениха, уничтожила свои девичьи альбомы, наполненные рисунками и записями поэта. Перед своей смертью Екатерина Николаевна сожгла все письма, адресованные ей поэтом. «Мы любили друг друга горячо, - сказала она, - это была наша сердечная тайна; пусть она и умрет с нами». Ей поэт посвятил такие строки:
Когда, бывало, в старину
Являлся дух иль привиденье,
То прогоняло сатану
Простое это изреченье:
«Аминь, аминь, рассыпься!» В наши дни
Гораздо менее бесов и привидений;
Бог ведает, куда девалися они.
Но ты, мой злой иль добрый гений,
Когда я вижу пред собой
Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,
Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые -
Я очарован, я горю
И содрогаюсь пред тобою,
И сердцу, полному мечтою,
«Аминь, аминь, рассыпься!» - говорю.
Известно, что Пушкин мечтал о женитьбе на Анне Алексеевне Олениной. Это была живая и остроумная девушка. Благодаря отцу, знавшему десять языков, она была прекрасно образована. С семьей Олениных Пушкин был близок еще с 1819 года; по возвращении из ссылки старое знакомство было возобновлено. Летом 1828 года Пушкин часто бывал на оленинской даче в Приютине, недалеко от Петербурга, где собирался тесный кружок литераторов и художников - Крылов, Жуковский, Вяземский, Брюллов, Кипренский. Но главной причиной частых посещений Пушкина была младшая дочь Олениных - Анна. Внимание знаменитого поэта не нашло серьезного отклика в душе красавицы. Пушкин же был настроен очень романтично, мечтал о женитьбе, писал взволнованные и чуть печальные стихи: «Её глаза», «Ты и вы», «Предчувствие». На основании исторических данных и воспоминаниях современников, можно с уверенностью говорить о том, что Пушкин сватался к Анне Алексеевне и получил отказ: родители не считали поднадзорного поэта подходящей партией для своей дочери. Одно из лучших стихотворений поэта, посвященных Олениной, - «Её глаза»:
Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звёздами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!…
Потупит их с улыбкой Леля -
В них скромных граций торжество;
Поднимет - ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
По-настоящему глубокое чувство вызвала в душе поэта Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863). Впервые Пушкин увидел ее зимой 1828-1829 года на одном из московских балов. Ослепленный красотой Натальи Николаевны, Пушкин спешно просит благословения на брак у матери Натальи Гончаровой. Однако определенного ответа влюбленный поэт не получил. Почти сразу Пушкин спешно отбывает в армию. Позднее, он не может объяснить свои действия. Скорее, они были продиктованы чрезвычайным сердечным волнением, грустью.
Весной 1830 года Пушкин вновь сделал предложение Наталье Николаевне; оно было принято, и 6 мая состоялась помолвка. Осень 1830 года Пушкин провел в Болдине - знаменитая Болдинская осень! - где испытал высокий взлет вдохновения, где, по собственному его выражению, «писал, как давно уже не писал». Но тревога и неуверенность все же не покидали его.
февраля 1831 года в Москве Пушкин венчался с Натальей Николаевной, а вскоре после свадьбы писал другу о своем счастье, удовлетворенности и надеждах на счастливое будущее. Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Именно Наталье Николаевне адресованы наполненные нежностью, любовью и затаенной гордостью влюбленного мужчины, слова: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица». К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, сокровенное и горькое признание: «Пора, мой друг, пора…». Именно образ жены поэт воспевает в стихотворении «Мадонна»:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные картины работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и мнение строгих критиков. Дороже всего лирическому герою образ Мадонны. И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Александр Сергеевич свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал собственную жизнь.
пушкин лирика воронцова гончарова
2.2 Романтический образ талисмана в стихотворении А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман», 1825 г.
Стихотворение «Храни меня, мой талисман...» имеет под собой реальную основу. У поэта действительно было кольцо, подаренное ему одной из его возлюбленных. Образ талисмана можно понимать двояким образом: буквально, то есть подразумевая под талисманом некую вещь, либо символически - и тогда в виде талисмана предстает сама любовь, чувство, которое умирает и вновь возрождается и одновременно живет вечно: в воспоминаниях и в стихах. По форме стихотворение «Храни меня, мой талисман...» напоминает молитву или заклинание:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненъя,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Особая магия этого стихотворения усиливается благодаря многочисленным повторам одной и той же фразы: «Храни меня, мой талисман». В первых трех четверостишиях ни слова не говорится о любви, и лишь в четвертом появляется некий намек, пока еще довольно туманный:
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Анализируя стих при прочтении можно догадаться, что здесь говорится о разлуке, об охлаждении чувств. Но воспоминания поэта остаются светлыми и чистыми. Ни словом не упоминается в этом стихотворении ни о том, что произошло между влюбленными, ни о самой возлюбленной; лишь ощущение уходящего чувства незримо витает в воздухе:
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Другим примером гениального описания чувств, владеющих человеком, пережившим разлуку, является стихотворение «Сожженное письмо». Образы пушкинской поэзии глубоко символичны: образ огня, поглощающего письмо, - это образ невосполнимой утраты, но одновременно стихия огня и очищает душу, подготавливая ее к возрождению. Былое становится пеплом, прахом, но человеческая душа, а тем более душа поэта, обновляется в огне чувств:
Готов я: ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!., вспыхнули... пылают... легкий дым,
Виясъ, теряется с молением моим.
И, как и в стихотворении «Храни меня, мой талисман...», автор ничего не рассказывает о своей любимой. В самом начале он лишь упоминает, что сжигает ее письмо по ее собственной просьбе: «Прощай, письмо любви! Она велела...» Поэт признается, что долго не хотел расстаться с дорогим ему письмом, но воля любимой для него священна. Письмо сожжено; но воспоминания о минувшем счастье навек остаются с тем, кто любил:
...Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
Для любовной лирики Пушкина характерно то, что, о чем бы он ни писал - о прошедшей любви или о просыпающемся чувстве, - в его стихотворениях всегда ощущается светлое, возвышенное настроение. Наверное, в этом заключается определенная мудрость: быть благодарным судьбе за все, что она дает и давала, независимо от того, ушло ли счастье или осталось. Главное, что оно было, значит, навсегда сохранится в памяти человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема любви в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. необычайно интересна для изучения, поскольку именно любовь вдохновляет человека к новым свершениям, побуждает двигаться вперед, творить и развиваться.
Актуальность представленной темы, на наш взгляд, состоит в неисчерпаемости и многогранности творчества великого поэта, в непознанной и по сей день глубине его великого таланта.
Изучая представленную тему, мы ставили перед собой следующие задачи:
. Раскрыть тему любовной лирики как одну из основных тем творчества поэта;
. Рассмотреть автобиографичность любовной лирики А.С Пушкина;
. Рассмотреть романтический образ талисмана как символа любви и верности.
Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период - это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую страсть.
И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
В системе ценностей Пушкина любовь стоит выше желания славы и стремления к свободе, потому что, за исключением "поэтической неволи", единственные оковы, которых не стыдится влюбленный, - оковы любви: "свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю". Любовь - награда и результат трудной и горестной жизни: "И может быть, - на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной".
В неумирающей любви поэт видит залог бессмертия: "Во мне бессмертна память милой, что без нее суть человеческая моя?" Сила любви открывает рубеж в запредельный мир. Об этом пишется в стихотворениях "Придет ужасный час...", "Заклинание", "Для берегов отчизны дальной...". В противостоянии смерти любовь оказывается победительницей.
В определенный период своего творчества, А.С.Пушкин наделяет это сложное чувство еще и некой магической силой.
Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано именно в такой период. Образ талисмана можно понимать двояким образом: буквально, то есть подразумевая под талисманом некую вещь, либо символически - и тогда в виде талисмана предстает сама любовь, чувство, которое умирает и вновь возрождается и одновременно живет вечно: в воспоминаниях и в стихах. По форме стихотворение «Храни меня, мой талисман...» напоминает молитву или заклинание:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненъя,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан….
Вершины любовной лирики Пушкина не только показывают пример высокого отношения к женщине, но и содержат "эталон" простоты выражения сложных душевных движений, когда почти не украшенная поэтическими приемами обыденная речь свидетельствует о чистоте и непринужденности чувства. Таковы стихотворения "Я вас любил...", "На холмах Грузии...", "Прощание".
На протяжении всей жизни Пушкина любовь питала его поэтическое вдохновение. Любовная лирика поэта пробуждает "чувства добрые", имеет общечеловеческую гуманистическую ценность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вересаев В. В. «Загадочный Пушкин» / Сост. и коммент. Ю. Фохт-Бабушкина. - М.: Республика, 1996. ISBN 5-250-02616-8
2.Лахотский К.П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся./К.П. Лахотский. - М. - Ленинград: Просвещение,1964.
.Лотман Ю.М. Пушкин А.С./ Ю.М. Лотман. - Спб.: «Искусство - Спб», 1995.
.Мусатьев В. История русской литературы первой половины XX века/ В. Мусатьев. - М.:2001.
.Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т.2,/А.С. Пушкин - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.© Электронная публикация - РВБ, 2000-2014.Пушкин А.С.
.Полное собрание сочинений./А.С. Пушкин. - М.: Библиотека "Огонек", "Правда". - 1954.
.Петров С.М. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества./С.М. Петров. - М.: «Просвещение», 1973.
.Томашевский В.В. Пушкин. Работы разных лет./В.В. Томашевский. - М.: 1990.