Финансы и их сущность

1. Эволюция понятия финансы


Термин «финансы» возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.

Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.

В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.

Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.


. Функции финансов их содержание на современном этапе


) Распределительная (перераспределительная). ВВП-фонд возмещения израсходованных средств производства=нац. доход. от туда вытекают фонд потребления и фонд накопления.

Далее возникает необходимость перераспределения нац. дохода внутри фондов т.к. -различается уровень бюджетной обеспеченности территории. -наличие непроизводственной сферы(образование здравоохранение) -необходимость соц. развития.

)Контрольная. Её основу составляет движение финансовых ресурсов а реализация через контроль рублем и контроль фин. органов. Позволяет оценить эффективность распределительной функции.


.Финансовые отношения


Это совокупность денежных отношений возникающих в связи с движением средств денежных фондов. Особенности финотношений: безэквивалентный характер, обособлены от движения товаров, фондовый характер. Виды финансовых отношений:-м.у гос-ом предпр-ями и населением, -м.у бюджетными и внебюджетными фондами, -м.у хозяйств-ми субъектами и гражданами. Денежные отношения возникли раньше фин-х. Ден. Отношения охват весь процесс пр-ва а фин возникают только в процессе распределения.


. Финансовая система страны


Это сов-ть различных фин-х отношений в процессе которых разными методами и формами распр-ся фонды ден-х ср-в хозяйств-х субъектов дома-х хоз-в и гос-ва. ФС РФ=Централизованные(публичные)бюджетн система(федеральный бюджет региональный местный) внебюджетные фонды(пенсионный мед страхования соц страхования) Госуд-й и муницип-й кредит. Децентрализ-е, фин-сы организаций(коммерч-х и некоммерч-х) финансы дом-х хоз-в.


Классическая и неоклассическая теории финансов


первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине; XX века, - классической теория финансов, на смену этой стадии пришла вторая - неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в доминанте государства в финансах; суть второй теории - в доминанте финансов частного сектора (точнее, речь здесь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала). Классич-представл собой свод административ-х и хоз-х знаний по ведению фин-ов гос-ва и публичных союзов..в основе этих знаний систематизация и развитие методов добывания и расходования необходимых ср-в а суть неокласич-состоит в теоретич осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших нац-х и транснац-х корпораций в мународных и нац фин-х отраслях.


. Финансовые ресурсы


Это денеж-е ср-ва формир-е в рез-те экон-й деят-ти, аккумулир-е в финанс-й системе, использ-е для выполнения гос-м своих ф-ций удовл-е потребностей дом-х хоз-в предпр-я и тд. Финансовые рес-сы образ-ся на стадии распр-я и перераспр-я ВВП в процессе расшир-го воспр-ва. Особенности: имеют фондовый хар-р, безэквивалентны, имеют балансовый хар-р представлены и суммой доходов и суммой расходов за период, конечные доходы готовые к потреблению и тд. Финансовые резервы это особая форма финансовых ресурсов обособляемая на случай непредвиденных расходов специфич-х потребностей для ликвидации последствий чрезвыч событий и обст-в.


. Финансовый рынок


Это соц-эк-ая стр-ра где в кач-ве товара выступают фин-е ресурсы. Участники: продавцы финресурсов, покупатели и фин-е посредники. Коммерческие банки страховые компании лизинговые компании интвестиц-е фонды. СИГМЕНТЫ финрынка: валютный рынок(цен бумаги драг камни), рынок золота, рынок денежных ср-в и капиталла, рынок ценных бумаг(акции облигации сертификаты) деривативов например фьючерс., страховой рынок-это часть финрынка где товаром выступают страховые услуги.


. Содержание финансовой политики


ФП-это сов-ть гос-х мероприятий по использ-ю фин-х отношений для выполнения гос-ом своих ф-ий. Содержание ФП охватывает: разработку общей концепции фин-й политики определение её целей и задач, создание адекватного фин-го механизма, управление фин-й деят-ю гос-ва и субъектов эк-ки. Целями ФП мб: Решение фиск-х задач т.е балансирование доходов и расходов гос-ва. Закон Лаффера,,,Регулирование эк-х процессов.


. Финансовый механизм


Это система установленных гос-м форм видов и методов организации фин-х отношений. Элементы: формы финресурсов, методы их формирования, система законодат-х норм и нормативов использ-х для определения доходов и расходов звеньев финсистемы. Виды: Директивный - разраб-ся для ф-х отнош-й в кот-х непосредственно учавствует гос-во. Регулир-й-опред-т основ правила в конкретном сегменте финансов не затрагив-х прямо интересы гос-ва.


. Типы фин политики


.невмешат-во гос-ва в эк-ку свободная конкуренция….сокращение гос расходов….основу налоговой системы сост-т косвеные и имущ-е налоги. 2. Необх-ть гос регулир-я эк-ки…осн инструмент регулирования - гос расходы…в основе нало сист подоходный налог…развитие гос-х заимств-й. 3. Характ для стран с команд администр сист хоз-я. Максимальная концентрация фин-х ресурсов гос-ва сущ-т гос собственность на ср-ва произ-ва….в основе налог сист подоходный налог…местные бюджеты сущ-т за счет поступлений из выше стоящих бюджетов.


. Управление финансами


Это целенаправленное воздействие органов управления на финансы страны регионов с целью достижения сбалансир-ти. Св-ва: в кач объектов могут выступать виды финансовых отношений связанные с движением средств денеж фондов(гос кредитование) В кач-ве субъектов-гос и негос органы службы назыв-е финанс аппарат. Цель: достижение баланса экономических интересов гос-ва и юр и физ лиц….бездеффицитность бюджетов…устойчивость национ валюты. Элементы: планирование и прогнозирование….оперативное управление исполнение планов затем анализ….фин контроль.


. Органы управления центр и децентр


Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.


. Сущность и содержание фин контроля


Это сов-ть мероприятий по организации соблюдения фин-го законодат-ва и фин дисциплины всеми экономическими субъектами а так же оценку эффективности фин-х операций и целесообразности произвед-х расходов. Задачи: Сбалансир-ть му потребностями фин рес-в и размерами денеж фондов…своевременность и полнота выполнения фин обяз-в….выявление резервов повышение эффективности. 2 модели: 1.англосаксонская-состиав только отчеты по деят-ти не могут принять решений о санкциях…2.французкая модель-не все но могут накладвать санкции. Принципы: независимость…объективность и компентентность….принцип гласности.


. Организация фин контроля


Формы: предварительный текущий и последующий контроль. Виды: госконтроль-муниципальный контроль…не госконтроль-аудиторский, внутри субъекта хозяйств-я ведомственный. Методы: проверка, обследование, надзор, мониториннг или наблюдение-пост контроль за финрес-ми. Анализ фин состояния-оценка результатов деят-ти,,,ревизия.


. Органы осущ фин контроль


Президент-формулирует осн направления финполитики, издает указы, подпис законы и тд. Законодат органы-гос дума и совет федер-рассмотрение и принятие законов по финнасам. Высш орган-Прав-во РФ-обеспеч проведение единой финполитики, предст-т законы о бюджетах. Сам главн орган-МИНФИН он вкл: фед налог служба, фед козначейство, фед служб фин-бюдж-го надзора,фед служб по фин мониторингу. Счетная палата созд 1985-осущ-т контроль всех получателей ср-в фед бюджета и гос внебюдж фондов, контроль деят-ти банка РФ. Контроль провод-ся в форме тематич-х проврок и ревизий. имеет право выдавать предписания не может применять меры ответ-ти наруш-м.


. Планирование и прогнозирование


Содержание заключ в: разраб-ке и научном обосновании целей и приоритетов, определение путей достижения поставленных целей-речь о тактике…обеспечение возможностей выполнения планов и прогнозов. Прогнозирование-это определение фин ресурсов на перспективу…инвариантное представление о будущих событиях основанная на допущениях ограничениях. Планирование-это процесс разраб-ки и принятия целевых установок колич-го и качественного хар-ра и определения путей их наиболее эффективного достижения.


. Содержание фин планов


Бюджеты-сост-ся на 3 года 1 из которых исполня.тся а 2й и 3й это плановый период. Перспективные фин планы-сост-ся для координации соц эк-го развития и фин политики. Баланс фин рес-ов-содержит сов-ть всех доходов и расходов РФ субъектов РФ муницип образ-й и хоз суб на опред территории. Баланс денежных доходов и расходов населения-отраж-ся движение фин ресурсов населения в наличной и безналичной формах исп-ся для планирования денеж оборота. Стратегический финплан-долгосрочный. Текущие финпланы- краткосрочные отражают все стороны финанс-хоз-й деят-ти источники фин ресурсов их объемы. Бизнес план-модель реализации опред-й идеи программы и тд. Состоит из разделов не менее 10. Финансовый план осн раздел бизнес плана.(прогнозы выручки рентабельностиинвестиции)


. Методы фин планирования


Это приемы расчета показателей. 1. Нормативный, на основе заранее уст-х норм и технико-эк-х нормативов рассчит-ся потребность хоз-го субъекта в фин-х ресурсах и в их ист-х. Норма и норматив-фин показатели. Норма-индивид значение. Норматив-средневзвешеннная величина (процентная ставка). мб внутр-ми и внеш-ми. Внешние-уст-ся гос-м (ставки налогов) Внутр-уст-ся самим субъектом хоз-я(фирмой)(нормы расхода сырья). 2. Расчетно-аналитический (экстраполяции).Плановые финпоказатели опред-ся на основе их динамики в предидущие периоды, корректир-е на темп изменений в будущем. 3.Балансовый метод-для согласования направлений исп-я фин ресурсов с источниками их формирования. Он+П=Р+Ок-модель по денеж фондам. 4. Метод оптимизации плановых решений, заключ в разраб-ке нескольких вариантов планового показ-ля из котор-х выбир-ся лучший. Критерии оптимизации: макс прибыли, мин затрат, макс рентаб. 5. Экономикоматематич моделирование-позволяет кол-но выразить связь му фин показателем и факторами на него повлиявшими. Могут прим-ся в совокуп-ти.


.финансы коммерческих орг


На организацию фин-в субъектов хоз-я оказ влияние:-организац правовые формы хоз-я -отраслевая принадлежность. Центральными вопросами организации фин-ов по тораслям явл-ся: 1 сезонность пр-ва в связи с природноклимат факторами. 2длительность пр-ва цикла. 3степень риска предпринимат деят-ти. 4форир-е и исп-е фин-х ресурсов хоз субъекта 5разраб-ка и реализация фин политики и ддр. Можно привести такие примеры влияния отраслевых факторов на организац-ю фин-в хоз субъектов: в с\х природно-климат факторы опред-тсезонный хар-р пр-ва и связанный с этим большой удельный вес заемных ср-в для формир-я фин-х ресурсов. В угольной хим и газ пром-ти по причине большого риска проф-го предусмотрены высокие тарифы на соц страхование.


. состав основного и оборотного капитала


К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины. Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда. в состав основного капитала включается также незавершенное строительство и долгосрочные инвестиции - денежные средства, направленные на прирост запаса капитала. Воспроизводство основных фондов - это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта. Оборотные фонды - это те средства производства, которые целиком потребляются в каждом новом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства не сохраняют своей натуральной формы.


. собственный и заемный капитал предприятий


Собственный капитал: уставный, добавочный, резервный капитал. входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии. В составе заемного капитала: долгосрочные займы и кредиты; отложенные налоговые обязательства; прочие долгосрочные обязательства; краткосрочные займы и кредиты; кредиторская задолженность; задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства. Преимущ-ва: 1- простота привлечения, обеспечение финансовой устойчивости 2- широкие возможности привлечения, способность обеспечения роста финансового потенциала корпорации, более низкая стоимость кредитов по сравнению с эмиссией акций. Недостатки:1- ограниченность привлекаемых средств, более высокая стоимость собственного капитала в сравнении с альтернативными заемными источниками 2- высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний на кредитном рынке. сложность процедуры привлечения заемных средств


. формирование финансовых результатов предприятия


Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. Доходы- от обычных видов деятельности: выручка от продаж товаров, продукци. поступления от: предоставления за плату во временное пользование активов и прав организаци, полученные штрафы, пени, неустойки, страховое возмещение; стоимость материальных ценностей,,,, Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств),,, себестоимость произведенных товаров, продукции,, расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов и прав организации;,, уплаченные штрафы, пени, неустойки,, по страховому возмещению, восстановлению разрушенного имущества,


. особенности фин неком опг


являются, прежде всего, источники формирования бюджета, к которым относятся: добровольные взносы участников организации, добровольные пожертвования от физических или юридических лиц, дивиденды, получаемые по имеющимся в распоряжении организации ценным бумагам, доходы от продажи товаров или услуг, а также доходы, которые можно получить от коммерческого использования собственности некоммерческой организации. также планирование финансовой деятельности, которая происходит на основе городских или квартальных доходов или расходов, утверждаемых на общем собрании учредителей организации. Порядок и периодичность финансовых поступлений в бюджет конкретной некоммерческой организации определяется уставными документами данной компании. различные налоговые льготы,


. Соц-эк сущность и функции финансов дом хоз.


Домхоз (семья)-это группа лиц или 1лицо,глав признаком явл совместное ведение хоз-ва, или группа лиц совместно ринимающие эк-е решения. Вып след фин роли: 1.дх выступает покупателями товаров и услуг 2. Дх предоставляют фирмам факторы пр-ва(труд) 3дх сберегают часть национ-го дохода приобретая реальные и фин активы. Финансы ДХ-наука об управлении фин-ми активами и обяз-ми дом хоз-ва. Возникновение финансов ДХ происходит на 2й стадии процесса воспр-ва распределения. ДХ учавсьвуют и в 1чном и 2чном распр нац дохода. Фин ДХ в наим степени регламентированы гос-м. Функции: 1 распределит-я-фин дх это инстр-т стоимостного распред-я 2 контрольная-объектом явл уровень потребления в дом хоз. 3 регулир-я ф-ция-означ согласование эк-х интересов участников дом хоз. 4 инвестиц-я-реализ в оамках того что дом хоз явл поставщиком фин-х ресурсов для эк-ки.


. Доходная часть бюджета домашних хоз-в


Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета. Доходная часть семейного бюджета формируется за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; от операций с личным имуществом; от владения ценными бумагами; денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; доходов в виде льгот и выплат со стороны государства.


. Расходная часть бюджета ДХ


Расходы домашних хозяйств подразделяются на: обязательные платежи; расходы на потребление; денежные сбережения. При этом обязательные платежи с точки зрения функциональной направленности можно разделить на:1. налоги и сборы с физических лиц.2. коммунальные и другие ежемесячные платежи населения.3. прочие обязательные платежи. платежи по кредитам, страховые взносы. Расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.


. экономическая сущность страхования


Это эк-е отношения по защите имущ-х интересов физ и юр лиц РФ субъектов Рф и муницип-х образ-й при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов формир-х страховщ-ми из уплач-х страхователями премий. Функции: рисковая-означает покрытие риска….решение соц задач в общ-ве….обеспечение надежности функц-я предприятия. Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Существует три формы организации страхового фонда:государственный централизованный страховой (резервный) фонд;фонд самострахования; страховой фонд, формируемый страховой организацией.


. Основы организации страхования


. по объектам страхования. 1.1 всеобщая классификация предполагает деление страхования на отрасли подотрасли и виды. Объектами страх-я яв-ся имущ-е интересы связ с: жизнью здоровьем и тп. И с владением пользованием имущ-ва-отрасль имущ-го страхования. Страх сумма не может превышать страх стоимости. Страх обеспечение это соотношение му страх суммой и страх стоимостью. 1. Частичное страх(пропорц)-ущерб орректир-ся на страховое обеспечение для определения размера выплаты. Ваплата=ущерб*страх обеспеч. 2. Система 1го риска-ущерб оплач-ся полностью если не превышает страх суммы. Франшиза-это макс граница только при превышении кот-й происходит возмещение ущерба. 3с приченением вреда третьим лицам - отрасль страхования ответственности. Уст-ся лимит ответ-ти страховщика в пределах которгго осущ-ся выплата. 1.2 Частная классификация охватывает только имущ-е страх-е предполагая его деление по видам рисков:страх от огня попадания воды кражи итд. 2. По формам проведения 2.1 обязат страх. И 2.2 добровольное страхование.


. Соц эк сущность гос бюджета


Бюджет это по экономич сущ-ти денежные отношения возникшие у гос-ва в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюдж кодекс рф-бюджет это форма образ-я и расход-я денеж ср-в предназнач для финансового обеспечения задач и функции гос-ва и местного самоуправл-я 6статья. Бюджет это сов-ть доходов и расходов приведенная в опред систему приуроченная к опред-му периоду времени. Функции: распределительная (регулир и стимулир эк-ки осущ-ся с помощью налогового мех-ма ) контрольная (закллюч в фин обеспечении соц политики (фин-ие здравоохранения).


доходы бюджетов


Это поступ-ие в бюджет денеж ср-ва. Виды гл6 бк рф ст 141. 1налоговые доходы(пеней и штрафов)2не налоговые доходы:1доходы от использ имущ-ва 2доходы от продажи имущ-ва 3доходы от платных услуг оказ-х казенными учреждениями. 3безвозмездные поступления: дотации-ср-ва предост-е бюджету без установления направлений и условий их использ-я. Субсидии-предост-ся бюджету в целях софинансир-я расходных обяз-в данного уровня бюджетнной системы. Субвенции-для фин-го обеспечения расходных обяз-в при выполнении полномочий переданных вышестоящими звеньями бюдж сист. И межбюджет трансферты.


. Расходы бюджетов


Это выплачиваемые из бюджета ср-ва. Расх бюдж осущ в соответ-ии (65 ст БК РФ) с расходныи обяз-ми. Расх обяз-ва-это уст-е законодат-м разграничения полномочий органов власти исполнение которых должно проходить за счет ср-в соотв-х бюдж. Бюдж ассигнования ст69-виды расходов бюджета.-1оказание услуг или выполнение работ 2 соц обеспеч населения. 3бюдж инвестиции юр лицам 4межбюдж трансферты и др. В составе расходов бюджетов могут образ-ся резервные фонды. В фед бюджете резервный фонд президента РФ в размере не более 1% расходов ст82. В субъектах РФ размер рез фонда не уст-н. на муницип-м уровне рез фонд не должен сост больш 3% расходов.


. бюджетный дефицит управление им


Это превышение его расходов над доходами. дефицит фед бюдж не может превышать ненефтегаз дефицит фед бюдж.-это разница му доходами фед бюджета без нефтегаз-х и доходов от управления ср-ми резервного фонда нац благосостояния и объемом расходов. Дефицит бюджета субъектов Рф не должен превышать 15% утвержденного объема доходов без учета безвозмездных поступлений. Деф бюдж местного муницип бюджета не должен превышать 10% утвержд объем дох-ов без учета безвозм-х поступлений. Источники финансир деф бюдж: внутр-выражены в руб 1.гос ценные бумаги (разница му доходами от размещения и расходами на погашение.) 2 бюджетные кредиты 3 кредиты кредитных орг-й 4 международ фин орг-й 5 изменение остатков ср-в и др. Внешн: 1гос займы,2кредиты иностранх гос-в3 кредиты кредитных орг-й в иностр валюте. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета:

Ненефтегазовый дефицит федерального- это разница между расходами бюджета и его доходами (за исключением нефтегазовых). Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.


.Фонд национального благосостояния

финансы управление хозяйство страна

Фонд национального благосостояния формируется за счёт: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;-доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Резервный фонд формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины; доходов от управления средствами Резервного фонда. Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.


. бюджет система РФ


В бюджетную систему РФ входят бюджеты трех уровней:

1 федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;-утвержд в форме фед-х законов.

2 бюджеты субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;

3 - местные бюджеты, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений. Бюджет классифик рф-это группир-ка доходов расходов и источников финансир-я дефицита в бюджетах использ-я для составления исполнения бюджетов и бюджетной отчетности. В состав бюджетной классификации входит 4 разновидности: доходов бюджетов (налог неналог), расходов бюджетов, источников финансир деф-в бюдж (внутр внеш),операций сектора гос упр-я. Принципы: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджета; и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.


. бюджетный процесс


Это сов-ть следующих друг за другом этапов ,формир-е и исполнение бюджета начиная с момента его разраб-ки до утверждения отчета об исполнении. Статья 152. Участники бюджетного процесса 1 группа: Президент Российской Федерации; (подпис указы),Руководитель субъекта рф. 2гр законодательные органы власти 3 гр исполнительные органы власти: Центрбанк рф, органы фин контроля, органы управления внебюдж фондами, распорядители и администраторы, получатели бюдж ср-в. Стадии этапы бюдж процесса: 1-стадия составления проэктов бюджетов. Основ-ся на бюджет посланя президента, прогноз соц-но эк-го развития территории, основные направления бюджетной и налоговой политики. 2-рассмотрение и утверждение бюдж-реализуют законодат органы. 3-стадия исполнения бюджета-это обеспечение своевременного поступления всех доходов выполнения расходных обяз-в и тд. Обслуж фед бюдж осущ фед казначейство исполняются бюддж на основе единства кассы. 4-подготовка рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении бюджета подлежит обязательной внешней проверке - в рф это счетная палата рф. Весь бюдж процесс длится 2,5 года.


. сущность и значение гос кредита


Гос кредит -это сов-ть эк-х отношений складыв-ся му гос-м муниц-м образ-м и юр и физ лицами иностран-ми гос-ми международными фин-ми орган-ми по поводу движ-я денеж-х ср-в на условиях срочности возвратности и платности. Особенности: 1 распред-е отношения по формир-ю и исп-ю централиз-х денеж-х фондов гос-ва. 2.привлечение кредита всегда на временной и возвратной основах. 3привлеч-е и представление ср-в имеет добров-й хар-р. 4 сущ-е кредита ограничено конкретным сроком в соотв с бкрф не более 30 лет. 5 кредит носит разовый хар-р. Функции: 1 распр и перераспр ф-я 2контрольная (формир-е и исп-е) 3регулир-я ф-я. Эк-ая сторонарегул-ей ф-ции прояв-ся в том что кредит позволяет стим-ть разв-е отраслей эк-ки темпы эк-го роста и тд. ,,, Соц сторона регулир-т ф-ии связана с обеспечением воспр-ва трудовых ресурсов, за счет поддержки соц сферы. ,,,кредит это фактор повыш-я доходов в общ-ве.


. Гос долг разновидности


Госдолг-это долговые обяз-ва возникшие в рез-те гос-х заимствований обяз-ва по гос-м гарантиям и возникшие в рез-те принятия законодат-х актов об отнесении на гос долг обяз-в 3их лиц. Ст102 Долговые обяз-ва полностью и без усл-й обеспеч-ся всем наход-ся в собств-ти рф субъектов рф или муницип образ-я имущ-м состовляющим соответ-ю казну. Ст98 Структура гос долга рф предполагает на внеш и внутр. Внеш-в иностр валюте внутр-в валюте рф. ВВИды долговых обяз-в : привлеченные кредиты,гос ценные бумаи, бюдж кредиты из др бюджетов,гос гарантии рф,итд. ДОЛговые обяз-ва мб: краткосроч (до года)среднесрочные(от 1 до5) долгосрочные(от 5 до30).


. управление гос долгом


Задачи управления госдолгом: минимизация стоим-ти для заемщика, эффективное исп-ие,,,своевременный возврат. УПРавление госдолгом явл-ся исключ-й прерогативойправ-ва РФ. Способы упр-я долгом: Рефинансир-е-погашение старой задолж-ти путем выпуска новых займов. Конверсия-изм-е доходности займов. Консалидация-изм-е срока действия уже выпущ-х займов. Унификация займов-объед нескольких займов в один. Отсрочка погашения-прекращ обслуж и погашения на срок. Аннулирование госдолга-полный отказ от обяз-в по выпущ-м займам. Реструктуризация- прекращ долговых обяз-в с их заменой новыми обяз-ми с новыми усл-ми обслуж-я и сроками погашения. ЭФФективность гос кредит операций: Э=П(поступление кредит рес-в)*Р(расходы по погаш и обслуж кредита)/Р *100%. Коэф обслуж внеш долга: К=Пл(платежи по задолж)/Эксп(валютные поступ-я от экспорта товаров и услуг)*100% Безопасный уровень- 15-20%.


. Гос внутр долг в цен бум


Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, за январь-сентябрь 2012г. вырос на 8,04% - до 3 трлн 830,522 млрд рос.руб. по состоянию на 1 октября 2012г., говорится в материалах минфина РФ. На 1 января 2012г. внутренний госдолг РФ составлял 3 трлн 546,4 млрд RUB. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, за 2011г. увеличился на 44% - до 3 трлн 546,4 млрд руб


. динамика гос внешнего и внутр долга


В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов[1], что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора. В 2004-2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года. В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.


. соц эк-ая сущность внебюдж фондов их значение


Внебюдж фонды-сов-ть эк-х отношений по поводу перераспр-я и исп-я фин ресурсов гос-ва для финансир-я соц эк-х потребностей целевого назначения. В соответствии с законом об основах бюдж устр-ва и бюдж процесса ср-ва выделяемые на соц страхование были выведены из гос бюджета. В 1991. Особенности: стабильный и прогнозир источник фин ресурсов. Классификация:-по правовому полож-ю: гос внебюдж фонды, местные внебюдж фонды. -по целевому направ-ю: соц назначения, экономич назнач. -по источникам форм и масштабу исп-я: централиз-е,,децентрализ.


. Пенсионый фонд


Создан 90 году в целях гос управления фин-ми пенсион обеспеч граждан. Задачи: выплаты трудовых военых соц пенсий по инвалидности, выплата пособий по уходу за ребенком от 1,5м лет за выслугу лет, совершенствование пенсион системы с 1996 года действуют индивид-й персон-й учет. Доходы: Неналоговые доходы-страховые взносы, недоимки пени и штрафы по взносам, доходы от размещения ср-в. Безвозмездные поступления-внебюдж конвенции.


. Фонд соц страхования


Создан в 92 году упр-т ср-ми гос соц страх. Задачи: обеспечение пособий по временной нетрудоспособ, пособия по беременности и родам,при рождении ребенка по уходу за реенком до 1,5 лет итд….обеспечение фин-й устойчивости фонда итд. Ст 146: -неналоговые доходы:-страх взносы,страх взносы по страх-ю от несчастных случаев на пр-ве и проф заболеваний….недоимки пени штрафы….санкции в рез-те возмещ-я ущерба. Безвозмездные поступления:-межбюджетные трансферты из ФБ….прочее.


. Фонды обяз мед страх


Фин обяз-го мед страх-я созд для гос политики в обл ОФМС в соотв-ии с законом о мед помощи за счет накопленных ср-в. СИСтема ОМС вкл:1-фед фонд омс 2-территор-е фонды. Функции ОФМС: 1-выравнивание усл-й деят-ти тер-х фондов по финансир-ю программ ОМС. 2-Разраб-ка док-ов. 3-Подготовка кадров. Источники фин рес-в ОМС: неналоговые доходы-страх взносы,,,недоимки пени и штрафы, штрафы и санкции. Безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из фед-го бюджета. прочее.


. бюджеты государственных внебюджетных фондов


Статья 144. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов

. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Доходы н еналоговые доходы: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.


. страховые взносы в гос внебюдж фонды


Плательщики страх взносов: 1ая группа лиц-это лица производ-е выплаты и иные вознагр-я физ лицам.(организации индивид предприниматели физ лица не признавшие ИП. 2 группа: адвокаты нотариусы заним-ся частной практикой. Тарифы страх взносов дифференц-ны по категориям плательщиков опред-ся ст 58.2 выше указ закона. ПФ 11 и 12 года -26 26 % ФСС 2,9% 2,9% ФФОМС 3,1 5,1% Тфомс 2% - ИТОГО 34% Тарифы исчисл-ся по регрессивн шкале. Устан-ся предельная величина базы для начисл-я страх-х взносов кот-е облаг-ся страх=-ми взносами по тсавкам в: ПФ-22% ФСС-2,9% ФФОМ-5,1% Свыше устан-й базы взносы уплач-ся по след тарифам ПС-10% ФСС-0% ФФОМ-0%...с 1 янв 2015 - 500 тыс руб.


. Понятие и стр-ра му народных финансов


Му народ ф-ы-это сов-ть перераспред-х отношений возник-х в связи с формированием и использованием на мировом уровне установленных фондов фин. ресурсов. СТРуктура:1 финанс помощь(межгос гарантии и кредиты) 2.мировые рынки капитала (кредитный рынок страх услуг) 3 золотовалютные резервы (офиц-е, частные).Особенности:-доступ на мир рынки долгосрочного кредитования упрощен. -нужны меньшие расходы на проводку операции. -му народные рынки долговых ценных бумаг превышают за своими объемами международные рынки акционерного капитала.


. международные фин организации


ООН Организация Объединенных Наций-глобальный тип задача в обл финансов разрешение споров в соответствии с международном правом. От туда вытекают му народный валютный фонд,му народ банк реконстр. И развития,,му народ фин кооперативы и европ союз и др. Развитие в мировом хоз-ве получ неправит-е орг-ции (эк и соц совет при оон экосос. Нежелание запада согласиться на полно масштабное членство СССР в дан орг-иях. Затем ослабление недоверия запада. Россия перешла к формированию рыночных отношений многообразие форм собственности 27 апр 92 и в 93 открыло новые горизонты для деят-ти.


. глобализация мировых фин рынков


Это объективный и естественный процесс развития рыночной мировой эк-ки. В рез-те значит роста пр-ва с серед 20 века мир перешел к фазе глобализации. Позитив:-углубление специализации и му народ разделения труда, -экономия на масштабах пр-ва -усиливая конкуренцию стимулирует развитие новых технологий -обострение му народ конкуренции и тд. Негатив: -может заморозить положение менее развитых стран -несправедливое распределение благ -рост внешнего долга у менее развитых стран -несправедливое распределение благ -рост внешнего долга у менее развитых -рост безработицы в развитых странах.


. Особенности построения фин сист унитарных


Финансовые системы Великобритании, Франции и Японии включают в себя следующие элементы: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды; финансы государственных предприятий. Спецификой Великобритании является то, что она не имеет единой бюджетной системы, но при этом существует четкое разграничение местных органов власти, которых всего три, и поступления от местных органов в государственный бюджет четко оговорены. В финансовой системе Великобритании большое внимание уделяется формированию и функционированию специальных правительственных фондов, которые обеспечивают государственный бюджет. В Японии, в отличие от Великобритании и Франции, нет дефицита бюджета на уровне местных органов власти, он покрывается за счет доходов в бюджет и различных займов. Во Франции значительные средства тратятся на военные и социальные нужды. Они являются одними из главных статей расходов государственного бюджета. предприятия Японии. В отличие от Великобритании и Франции, где предприятия занимают такие значимые отрасли как: угольная, газовая, В Японии государственные предприятия занимаются проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи. Великобританию, и Японию объединяет развитость системы специальных фондов, в которых сосредоточенны значительные средства. Каждая страна имеет двухступенчатую систему, состоящую из государственного бюджета и бюджета местных органов власти. Если совместить отдельные части финансовых систем Великобритании, Франции и Японии, то возможно мы получим наиболее идеальную финансовую систему, с развитой банковской системой, прекрасно функционирующими различными специальными фондами, и с четкой бюджетной системой.


Теги: Финансы и их сущность  Вопросы  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 7514
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Финансы и их сущность
Назад