Автоматизированные информационные технологии в налоговой службе

Оглавление


Введение

. Сущность автоматизированных информационных технологий

.1 Понятие «информационная технология»

.2 Понятие АИТ

. АИТ в налоговой службе

.1 Преимущества использования информационных технологий в системе налогообложения

.2 Использование АИТ в налоговой службе РФ

Заключение

Список литературы

Введение


Важнейшим фактором повышения эффективности производства является улучшение управления, что немыслимо без наличия своевременной, достоверной, полной информации. Информация - это безотказный механизм управления при условии правильного его использования. Рост объемов информации вызывает необходимость использования информационных технологий в управлении. Возрастает потребность в разработках автоматизированных информационных систем и автоматизированных информационных технологиях в различных областях экономики, в том числе в налоговой сфере. Количественный рост разработок сопровождается качественными изменениями: переход с устаревшего аппаратного обеспечения на современное, использование компьютерных сетей и т.п. Поэтому данная тема контрольной работы является актуальной.

Развитие автоматизированных информационных технологий в нашей стране оказывает непосредственное влияние на экономические аспекты жизнедеятельности общества и, в том числе, на всю систему налогового учета.

Несмотря на сделанные первые шаги по внедрению автоматизированных информационных технологий в налоговую систему РФ, одной из причин недостаточно эффективного использования данных технологий являются частые изменения в налоговом законодательстве, отвлекающие множество сил хозяйствующих субъектов на адаптирование к ним и стимулирующие рост численности административно-управленческого аппарата предприятий (в частности, работников бухгалтерии). Поэтому для исправления сложившейся ситуации важно рассматривать и изучать данную тему работы, активнее внедрять АИТ во все сферы жизни общества, необходимо стабилизировать налоговую систему, развивать систему электронного документооборота, систему электронных платежей и т.п.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение вопроса о АИТ и анализ их использования в сфере налоговой службы.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

изучить, проанализировать и обобщить литературу по теме работы;

раскрыть основные понятия АИТ;

выявить основные преимущества использования информационных технологий в системе налогообложения;

проанализировать основные методы использования АИТ в налоговой службе РФ;

1. Сущность автоматизированных информационных технологий


.1 Понятие «информационная технология»


Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, принятому Юнеско, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

«Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель».

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, налоговые и пр.) экспертные системы и т.д.

Информационные системы и технологии в значительной мере определяют уровень развития современного общества. На западе информационные технологии обеспечивают до 40% роста валового внутреннего продукта и аккумулируют при этом до 20% всех инвестиций.[2, 4, 10]


1.2 Понятие АИТ


Автоматизированная информационная технология (АИТ) - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, поиск, обработку, хранение, распространение и отображение информации на базе применения развитого программного обеспечения (ПО), средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый комплекс, носящий название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникаций, являющихся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания.

В последнее время появились многоуровневые и распределенные системы организационного управления объектами (банками, налоговой службой и т.д.). Для них используются распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней.

При переходе к рынку возрастает потребность в анализе информации с целью принятия обоснованных решений. Эта задача в рамках АИТ решается включением в нее систем поддержки принятия решений (экспертной системы), базирующихся на использовании баз знаний. Под базой знаний понимается сложная, детально моделируемая структура информационных совокупностей, описывающих все особенности предметной области, включая факты, правила (знания условий для принятия решений) и метазнания (правила использования знаний).

Выделяются пять основных тенденций развития АИТ:

Первая связана с превращением информационного продукта в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой пользователю продукта.

АИС будет использовать все в большей мере мультимедийные технологии.

Прогнозируется исчезновение промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю (например, непосредственное взаимодействие автора и читателей через систему телеконференций).

Отмечается тенденция к глобализации ИТ в результате использования INTERNET.

В качестве последней характерной черты развития АИТ рассматривается конвергенция, заключающаяся в стирании различий между материальным и информационным производством, взаимопроникновением различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Внедрение ИТ меняет технологию управления, однако и развитие последней предъявляет все новые требования к ИТ. Они все более превращаются из расчетного инструмента в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки эффективных решений.

АИТ для конечного пользователя выглядит как автоматизированное рабочее место (АРМ).

АРМ - это совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

АРМ обеспечивает обработку информации, а экономист выполняет часть ручных операций, а также операций, требующих творческого подхода. Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание.[1, 4, 9]

2. АИТ в налоговой службе


.1 Преимущества использования информационных технологий в системе налогообложения


Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру. В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. При этом коммуникации развиты слабо, и комплекс технологических операций охватывает только локальные рабочие места. Этот подход сводит к минимуму степень риска от внедрения, т.к. затраты минимизированы и организационная структура не меняется. Происходит слияние функций сбора и обработки информации с функцией принятия решений. Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Характерной чертой этого подхода является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, которые до этого были экономически нецелесообразны. Кроме того, появляется возможность расширения системы в соответствии с потребностями организации и имеющимися ресурсами. При этом рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей информации и достигается эффективность работы каждого управленческого уровня. Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя, тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой. Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных учреждениях.

По результатам исследований налоговых систем в таких развитых странах, как США, Швеция, Франция, Дания, Австралия и Великобритания, проведенными исследовательским центром при МНС РФ, можно говорить о том, что укрепление налоговой дисциплины стимулирует рост налоговых поступлений. Повышение эффективности деятельности налоговых органов в целом приводит к сокращению затрат. Оптимизация методов работы с налогоплательщиками - верный путь к снижению издержек в процессе контроля за соблюдением налогового законодательства, а повышение квалификации сотрудников налоговых органов позволяет сократить персонал и одновременно повысить качество услуг [10, 15].

Проведенное исследование позволило выявить и общие направления, по которым происходит модернизация национальных систем налогового администрирования. Это в обязательном порядке четко сформулированная стратегия деятельности (включая сегментацию плательщиков и отраслевую специализацию налоговых органов), пересмотр технологических процессов (упрощение и типизация, система постановки на учет всех налогоплательщиков, возможность получения полной информации по всем уплачиваемым налогам), изменения организационной структуры (укрупнение мелких налоговых инспекций, организация работы по функциональному принципу, сокращение уровней управления), новые технологии (широкомасштабное обновление, совершенствование инфраструктуры, повсеместное применение технологий электронного ввода данных, применение интегрированных прикладных систем, электронный документооборот, аутсорсинг рутинных процедур) и, наконец, повышение квалификации кадров на всех уровнях.

Ярким примером использования автоматизированных информационных технологий в системе налогообложения являются США. Так, в США имеется достаточно не большое количество налоговых работников относительно общей численности населения (в 2006 г. насчитывалось 377 налоговиков на 1 млн населения). В нашей стране данный показатель в том же году составлял 949 работников налоговых органов на 1 млн чел. [5, с. 52]. При этом налоговый контроль (и его результативность) в США является, пожалуй, одним из самых высоких в мире.

Это обеспечивается, прежде всего, высоким уровнем автоматизации и информатизации как самой налоговой службы, так и практически всех сфер жизнедеятельности общества. Обязательная практически для всех налогоплательщиков (исключая самых мелких) электронная отчетность позволяет вести полностью автоматизированную обработку налоговых деклараций. Если декларация вызывает сомнение, то она подвергается проверке. Количество таких деклараций, как правило, составляет 1 % от общего числа поступивших. Кроме того, каждый год проводятся проверки налоговых деклараций людей, занимающихся определенным видом деятельности, которую налоговая служба решила проверить в этом году. Система электронной отчетности облегчает жизнь и налогоплательщика, значительно экономя его время.

Результативность контроля при снижении трудоемкости данного процесса повышает и весьма развитая система электронных безналичных платежей. Любая операция при безналичном расчете фиксируется электронной системой, и скрыть факт ее совершения практически невозможно. В итоге налоговые работники имеют возможность отслеживать финансовые операции налогоплательщиков, по сути, не выходя из офиса. Налоговая служба получает полные сведения о суммах, которые тратит субъект хозяйствования, и о том, на какие цели они направлены. Обладая такими данными, легко проверить и правильность уплаты налогов.[6, 7, 8]

2.2 Использование АИТ в налоговой службе РФ

налогообложение автоматизированный информационный технология

В настоящее время в Российской Федерации остро стоит вопрос об эффективной налоговой системе.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях - документах. В отчетные периоды документооборот в налоговых инспекциях крупных городов может достигать тысячи документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных передовых технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Техническое обеспечение АИС представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

На протяжении ряда лет при достижении главной цели - обеспечения полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет - государство в меньшей степени обращало внимание на все те трудности, с которыми сталкивались плательщики.

На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась и наряду с выполнением главной задачи перед налоговыми органами стоит ряд качественно новых задач, связанных с упрощением процедур налогового администрирования, созданием максимально комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, реализация которых возможна в том числе посредством развития информационных технологий.

Сегодня, налоговыми органами плательщикам предложены две услуги, позволяющие сократить определенные издержки при исполнении налоговых обязательств, а именно электронное декларирование и уплата налогов через платежные терминалы и банкоматы.

Что же представляет собой электронное налоговое декларирование? Это система, позволяющая плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс представления их в электронном виде в налоговые органы, исключая необходимость посещения для этого инспекций [9, с. 45-46].

Ни для кого не секрет, что система приема налоговых деклараций на бумажном носителе требует значительных затрат рабочего времени и людских ресурсов. Например, плательщик - юридическое лицо ежемесячно представляет в налоговую инспекцию определенное количество налоговых деклараций, затрачивая немало времени на их доставку, передачу, а также прием налоговой декларации в инспекции. В свою очередь на проведение камеральной проверки и внесение показателей налоговых деклараций в информационную систему работник налогового органа тратит около 25-30 минут рабочего времени. А при наличии ошибок и неточностей указанный процесс повторяется. В аналогичной ситуации оказываются и другие категории плательщиков.

Тогда-то и становятся абсолютно очевидными преимущества использования системы электронного декларирования, которые в первую очередь состоят в оперативности налогового администрирования, т.е. сокращении тех самых издержек, затрачиваемых на представление и прием налоговых деклараций на бумажных носителях. Немаловажными достоинствами данной системы являются возможность оперативного контроля правильности заполнения налоговой декларации и, конечно, хранение в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени, а также быстрая организация удобного доступа к ним.

Мировая практика свидетельствует, что в результате перехода к системе представления налоговых деклараций с использованием интернет-технологий значительно уменьшились затраты времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, стало возможным оперативное обновление форматов представления отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и оперативное получение информации о выполнении обязательств перед бюджетом.

Возможность представлять налоговую отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получили в 2002 г. Переход на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно. При ее внедрении в Москве сначала только в Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному административному округу налогоплательщики были освобождены от обязательного представления налоговых деклараций на бумажном носителе, если они направили бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде. Впоследствии перечень таких инспекций постоянно расширялся.

Несмотря на предусмотренную Налоговым кодексом свободу выбора между электронной и бумажной формой декларирования, все чаще налогоплательщики предпочитают предоставлять декларации в электронном виде и все чаще можно услышать, что налоговые службы рекомендуют осуществлять подачу документов в электронном виде. Основным преимуществом, на их взгляд, является экономия временных затрат как налоговых органов, так и плательщика за счет оперативной связи с инспектором, возможности быстро получать нужные справки (например, справка об уплате подоходного налога). Собственно, по этим причинам Министерство по налогам и сборам пропагандирует переход на электронное декларирование, конечно, если для этого перехода существуют необходимые возможности у данного предприятия.

По сравнению с бумажными носителями представление налоговых деклараций в электронном виде имеет для организаций ряд преимуществ:

экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо из офиса организации в любое время суток;

отсутствие дублирования документов. При представлении налоговых деклараций в электронном виде организации нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;

избежание ошибок в отчетности. Налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм отчетности, при этом также проверяется актуальность версии;

получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый орган;

конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты;

возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);

автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм налоговых деклараций;

возможность получения общедоступной информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.;

оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др.

Условиями для подачи отчетности через Интернет являются: подключение к сети, наличие у фирмы-плательщика необходимой программы, посредством которой происходит отправка данных в налоговую инспекцию.

Помимо положительных моментов стоит отметить и негативные стороны использования электронного декларирования:

Работа налоговых органов находится в прямой зависимости от работоспособности технического обеспечения базы, а так же от качества услуг интернет-провайдеров. К сожалению, различного рода неполадки имеют место быть.

На сегодняшний день программы, осуществляющие передачу налоговой информации от плательщика в налоговую инспекцию, не безупречны. И во время проверок иногда обнаруживаются несовпадения принятых данных с отправленными. Учитывая данный факт, многие предприятия налоговые документы сразу в двух видах: бумажном и электронном.

Не сложно предположить, что постепенно разрешая существующие проблемы, переход к электронному декларированию будет продолжаться.

ФНС России приказом от 20.08.2007 № ММ-3-13/495@ утвердила формат файла электронной отчетности (на основе XML) (Версия 4) Часть LXXXIII. Состав и структура обязательных показателей единой (упрощенной) налоговой декларации (Версия 01).Форма заполнения электронной налоговой декларации каждый год обновляется. В комплексных программах Бухсофт Предприятие, Бухсофт Упрощенная система и Бухсофт Предприниматель, а также в программах Зарплата и Бланки можно сформировать файл электронной отчетности единой (упрощенной) декларации в данном формате.

Еще одним важным шагом в развитии электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками в России является возможность уплаты налогов и сборов физическими лицами через банкоматы и платежные терминалы сбербанка России. Через них можно оплатить около 30 видов платежей, контролируемых налоговыми органами, в том числе подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость, НДС, уплачиваемый в фиксированной сумме, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц и др.

Алгоритм уплаты прост: плательщик вводит свой учетный номер плательщика, на дисплее платежного терминала или банкомата появляются данные о плательщике для сверки, затем плательщику предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ оплаты налогов и сборов:

по выставленной сумме;

по введенным данным;

по данным, размещенным в электронных справочниках;

или плательщик может ввести индекс документа, который указан в платежном извещении к уведомлению и оплатить налог.

Теперь оплатить налоги так же легко и удобно, как оплатить услуги оператора телефонной связи или кредит, осуществить коммунальные платежи.

Система таких платежей будет развиваться и далее. В предстоящих планах - реализация возможности оплаты налогов и сборов с помощью услуг SMS банкинг, интернет-банкинг и т.д.

Сегодня работа налоговых органов основывается на необходимости создания комфортных условий путем оказания качественных услуг плательщикам для исполнения ими обязанности по уплате налогов. Время, потраченное на походы в инспекцию, плательщик может использовать на развитие своего бизнеса и тем самым получить дополнительную прибыль. Рациональная организация работы налоговых органов с плательщиками позволит обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджет.[1, 5, 9, 11]

Заключение


Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме реферата, можно сказать, что технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники. Важной мерой при внедрении автоматизированных информационных технологий в налоговую систему является изучения опыта зарубежных стран, таких как США, Великобритания, Российской Федерации, где электронное декларирования и внедрение автоматизированных информационных технологий достигло значительного прогресса.

В данной работе было рассмотрено понятие Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Здесь были выявлены и проанализированы основные преимущества использования информационных технологий в системе налогообложения и основные методы использования АИТ в налоговой службе РФ. На основе этого можно сказать, что сегодня работа налоговых органов основывается на необходимости создания комфортных условий путем оказания качественных услуг плательщикам для исполнения ими обязанности по уплате налогов. Время, потраченное на походы в инспекцию, плательщик может использовать на развитие своего бизнеса и тем самым получить дополнительную прибыль. Рациональная организация работы налоговых органов с плательщиками позволит обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджет.

Также можно отметить тот факт, что АИС играют значительную роль в работе налоговых органов. Они значительно снижают издержки документооборота, как внутри самой структуры органов, так и между налоговыми органами и налогоплательщиками. Создание единой, эффективно работающей автоматизированной системы налоговых органов является приоритетной задачей МНС РФ.

Список литературы


1.Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах / Под ред. Г.А. Титоренко. - М., 2003.

2.Бушмина Е.В. Бюджет государства и информационные технологии: Учеб.- М., 2001.

.Голосов О.В. Введение в информационный бизнес. - М., 2002.

.Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титоренко. - М., 2002.

.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для ВУЗов. - М., 2001.

.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - М,2007.

.Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М., 2004.

.Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - Краснодар, 1998.

.Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник. - М., 2005.

.Хрусталев Е.Ю., Багриновский К.А. Новые информационные технологии. - М., 2001.

.Ясенев В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород, 2007.


Теги: Автоматизированные информационные технологии в налоговой службе  Контрольная работа  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 19795
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Автоматизированные информационные технологии в налоговой службе
Назад