ЦЦены и конъюнктура на рынке продовольственных продуктов

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Цены и конъюнктура на рынке продовольственных продуктов…………4

1. 1. Формирование цен на продовольственном рынке…………………………….4

1.2. Динамическая себестоимость производства сельскохозяйственной продукции в условиях инфляции…..……………………………………………….13

1.3. Эластичности себестоимостей продовольственных товаров по ценам продовольственных ресурсов……………………………………………………….17

1.4. Оптимизация ценообразования на многотоварном продовольственном рынке………………………………………………………………………………….21

Глава 2. Расчет цены условной продукции………………………………………...22

Список использованной литературы……………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход Российской Федерации к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.

Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.

Ценообразование является самостоятельным разделом экономической науки, и изучат особую сферу производственных отношений, связанную с функционированием цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цены и конъюнктура на рынке продовольственных продуктов

1. 1. Формирование цен на продовольственном рынке

 

Аграрный сектор экономики формирует аграрные рынки, которые бывают двух типов: сырьевые и продовольственные. Это деление аграрных рынков связанное особенностями сельскохозяйственного производства. Одной из главных целей сельского хозяйства является производство продуктов питания, которые реализуются на продовольственных рынках. Продукты питания – это товары первой необходимости. Люди не могут жить без пищи, поэтому население как совокупный Покупатель на продовольственных рынках предъявляет повседневный спрос на товары продовольственной группы.  

Рынок продовольственных товаров России является наиболее ёмкими в России. Своими размерами, сегментацией по социальным группам и уровню доходов населения, широкими связями с регионами мира Россия всегда будет привлекательна для производителей и продавцов продовольственных товаров своей покупательной устойчивостью и разнообразием спроса, возможностями реализации больших и малых партий товара.

Базой рынка продовольственных товаров является сельское хозяйство. Основными производителями сельскохозяйственной продукции до настоящего времени были колхозы, совхозы, личные подсобные хозяйства населения, промышленных предприятий, частные фермерские хозяйства. Основными покупателями сельскохозяйственной продукции были государственные заготовительные органы, промышленные предприятия, население и частично внешнеторговые организации. Формы государственных закупок изменились следующим образом: применялась контракция, обязательные поставки и госзаказ, а начиная с 1994 г. стали использоваться свободные рыночные закупки.

По оценке известного русского экономиста А. В. Чаянова, цены на хлебные продукты в дореволюционной России определялись в основном пятью факторами:

·  количеством денежной массы, находящейся в обращении;

·  валютным курсом рубля;

·  соотношением цен мирового рынка и экспортных цен;

·  объемом экспорта зерновых продуктов;

·  размером урожая.

Влияние этих факторов было в пределах 65-81%.

В настоящее время рыночная конъюнктура на продукцию сельского хозяйства хотя и зависит от действия перечисленных выше факторов, но в силу отсутствия свободных рыночных отношений их действие не может оказать определяющего влияния на развитие сельскохозяйственного производства и реализацию его продукции.

По данным ФАО, за последние 40 лет произошел настоящий демографический взрыв. С 1950 по 1990 гг. население планеты возросло на 2,8 млрд человек, то есть в среднем оно увеличивалось на 70 млн в год. Однако к 2030 г. рост населения прогнозируется еще на 3,6 млрд человек, или на 90 млн ежегодно.

На этом фоне вызывают тревогу показатели сокращения производства зерна. Если в период с 1950 по 1984 г. мировое производство злаковых увеличилось в 2,6 раза, что значительно опережало прирост народонаселения, то в последнее время эта тенденция резко изменилась. Устойчивый ежегодный 3-процентный рост производства зерна после 1984 г. сократился в среднем до 1% в год. В результате за 1984-1988 гг. количество зерна на душу населения уменьшилось на 12%.

По мнению ФАО, если прогнозы сбудутся и население Земли к 2030 г. возрастет до 8,9 млрд человек, это будет означать, что потребление зерна на душу населения уменьшится до 240 кг, то есть станет всего на 20% выше нынешнего, крайне низкого, потребления в Индии - 200 кг на человека в год. Для сравнения: нынешний уровень в США - 800 кг.

Это может стать причиной серьезного нарушения безопасности в мире. Ситуация с дефицитом продовольствия, по мнению аналитиков из ЦРУ, способна послужить источником неисчислимых выгод для развитых стран, в частности США. Продовольственная проблема предоставит Америке возможность осуществлять господство над миром, какой та не располагала еще никогда. "В годы острого дефицита продовольствия, - говорится в публикации, - когда США не смогут удовлетворять запросы стран - импортеров зерна, Вашингтон фактически начнет распоряжаться жизнью или смертью населения тех или иных стран. И тогда, даже не прибегая к угрозам, США станут пользоваться исключительным политическим и экономическим влиянием. Не только наиболее нуждающиеся страны, но даже великие державы окажутся в частичной зависимости от американского продовольствия.

В 1998 г. в России собрано в первоначально оприходованном весе 51,5 млн т зерна, что на 45,7% меньше, чем в 1997 г. (88,5 млн т). Последний раз такой низкий урожай страна получила в 1953 г. (48,2 млн т). Основная доля зерна - 92,5%, как и в предыдущие годы, получена в сельхозпредприятиях. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 3,4 млн т зерна.

700 тыс. т продовольственной пшеницы поставлено в Россию из США и Европы в мае-апреле текущего года. Из них 450 тыс. т составила европейская пшеница, 250 тыс. т - американская.

Запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятиях России, по данным на 1 мая 1999 г., составляют 12,8 млн т (на 1 апреля - 16,8 млн т), что на 52,5% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.

В том числе в сельхозпредприятиях имелось 8,678 млн т и в заготовительных и перерабатывающих предприятиях - 4,135 млн т зерна. Это составило соответственно 54% и 38% от объемов на 1 мая 1998 г.

Общие запасы зерна за апрель в стране сократились почти на 4 млн. т, в том числе в сельхозпредприятиях - на 2,9 млн т, в заготовительных и перерабатывающих предприятиях - на 1,1 млн т.

С марта 1999 г. Петербург получил из государственного резерва 40 тыс. т зерна. По линии межправительственных соглашений между Россией и США до конца сентября нынешнего года город должен получить 200 тыс. т зерна. Первая партия (12,.5 тыс. т) зерна уже прибыла в Петербург. Вторая партия (80 тыс. т) будет получена до конца июня.

Мукомольные комбинаты Петербурга также закупают зерно - по рыночным ценам. Однако объемы этих закупок составляют коммерческую тайну.

Сокращение производства продовольствия может оказать значительное влияние не только на экономическое развитие, но и на мировой баланс сил. Умирающие от голода массы населения, эпидемии, отчаянные попытки хорошо оснащенных в военном отношении стран любой ценой заполучить недостающее продовольствие могут привести в движение армии, а в некоторых случаях - к применению атомного оружия.

ООН видит свою задачу в том, чтобы в ближайшие 20 лет сократить число голодающих вдвое - до 400 млн человек. Предлагаются рецепты ограничения рождаемости, высвобождения средств за счет прекращения войн в "горячих точках", остановки процесса изъятия пахотных земель в результате нарастающей индустриализации.

Либерализация цен и переход к свободным ценам на продовольственные товары в январе 1992 г. привели к существенным изменениям конъюнктуры продовольственного рынка в России. Прежде всего произошло значительное повышение цен на все виды продовольствия. Изменился и уровень цен, и их соотношения по продуктам.

С ростом цен изменилась и ситуация на рынке предложения товаров: повысился удельный вес импортных товаров и снизился удельный вес товаров отечественного производства.

Импорт продовольственных товаров на российский рынок увеличился. Для дальнейшего развития и формирования нового рынка продовольственных товаров в России необходимо создать благоприятные условия для инвестиций в сферу сельского хозяйства, строительство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и увеличения производства высококачественных, экологически чистых продуктов с одновременным расширением ассортимента продукции массового спроса, более дешевых товаров. Продажа технологий создания таких предприятий при наличии государственных и банковских гарантий могли бы привлечь на российский рынок значительное число средних и мелких бизнесменов.

Жизненная необходимость продуктов питания  для населения определяет особенности продовольственных рынков. Это выражается в том, что государство вынуждено вмешиваться в стихию рынка, когда речь идёт о реализации продовольствия, и вынуждено брать процессы ценообразования на соответствующих рынках под свой контроль. Систематически и целенаправленно формируется протекционистская политика государства как в отношении производителей продовольствия, так по защите самих покупателей (в первую очередь, беднейших слоёв населения). Ставится две задачи: продовольствия должно быть много и оно должно быть доступным по цене.

Помощь государства производителям сельскохозяйственной продукции в виде дотаций, субсидий, льготных кредитов и закупок излишек продукции по твердым ценам отражается на продовольственном рынке. На этом рынке государственное регулирование достигает своего апогея, и в этом состоит одна из особенностей такого рынка. в странах с развитой рыночной экономикой и продуманной политикой государственного регулирования рыночных процессов нет перебоев в поступлении на рынок продуктов питания и нет резких скачков цен на эти продукты.

Такое положение дел соответствует интересам основной массы населения и способствует уменьшению социальной напряжённости в обществе. Однако, поднимаясь на одну  или несколько ступенек вверх по «лестнице доходов», люди обычно не склонны значительно увеличивать свои расходы на питание. Поэтому аграриям не приходится рассчитывать на всплеск совокупного спроса на их продукцию. Совокупное предложение должно соответствовать спросу, если производители продукции не хотят резкого понижения цен. Государство, поддерживая равновесие между спросом  и предложением и заботясь о получении производителями сельскохозяйственной продукции средней нормы прибыли, вынуждено ограничить приток на рынок этой продукции  и вводить квоты на её производство. Эта мера государственного регулирования обеспечивает поддержание на продовольственных рынках  достаточно высоких цен, приемлемых для сельских товаропроизводителей.  

Конкуренция покупателей на таком рынке обеспечена самой природой: ежедневная потребность в пище создаёт постоянный и устойчивый спрос на продовольственные товары. Гарантированный спрос рождает устойчивое предложение и стимулирует развитие конкуренции на продовольственных рынках. В большинстве стран сельскохозяйственных производителей остаётся  очень много. Это фермеры, и сельскохозяйственные кооперативы, и крупные фирмы и корпорации. Это способствует созданию и сохранению конкурентной среды в сфере аграрного производства. До 1990 г. закупочные цены на продукцию сельского хозяйства устанавливались дифференцированно по природно-экономическим зонам, систематически повышались, имели достаточно развитую систему надбавок и скидок за наличие у товаров различного рода потребительских свойств и прежде всего качественных показателей. Сельское хозяйство было дотационным. Закупочные цены значительно превышали розничные цены. Начиная с 1991 г. выплата дотаций сельскохозяйственным производителям прекращена.

Система закупочных цен, их уровень, соотношения по продуктам и регионам существенно изменились.

Наличие громадного числа товаропроизводителей идентичных видов продовольственной продукции (в странах с развитым сельским хозяйством) приводит к насыщению и пересыщению соответствующих продовольственных рынков. Избыточное предложение  при установившемся совокупном спросе на продукты питания должно приводить к снижению цен на продовольственные товары. Известно, что всякое понижение цены p при  постоянных удельных издержках производства  k ведет к уменьшению удельной прибыли r=p-k, следовательно, и нормы прибыли n=(p-k)/k. Снижение же нормы прибыли n до уровня ниже средней нормы n в экономике приводит к неминуемому разорению и банкротству соответствующих товаропроизводителей.

В экономике современных развитых стран, где все отраслевые рынки перенасыщены продукцией, невозможно надеяться на рост цен продаж. Поэтому товаропроизводители могут добиться увеличение нормы прибыли за счет уменьшения своих удельных издержек  k. «Зелёная революция», происходившая в сельском хозяйстве развитых стран в 60-е годы, резко повысила урожайность основных культур и способствовала увеличению продуктивности сельскохозяйственных животных. В результате рынки этих стран оказались насыщенными сравнительно дешёвым продовольствием. В большей степени резервы дальнейшего существенного снижения  себестоимости сельскохозяйственной продукции были исчерпаны.

В сельском хозяйстве сама природа препятствует повышению производительности труда. Климатические и погодные условия служат естественным  ограничителем высоких урожаев, больших привесов и надоев молока, а также превращают  сельскохозяйственное производство в сферу повышенного риска для капиталовложений. Не следует забывать и о большей длительности производственного цикла  в растениеводстве открытого грунта,  что ухудшает положение производителей растениеводческой продукции, особенно в условиях инфляции заметного уровня. В результате фермеры, производящие зерно или хлопок, рис или овощи и фрукты, имеют низкую скорость оборота капитала, по сравнению с теми предпринимателями, которые работают в промышленности, на транспорте или в добывающих отраслях. Это обстоятельство дополнительно ухудшает финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

К особенностям продовольственных рынков следует отнести сезонные колебания цен на овощи и фрукты. На локальных рынках  различных регионов цены на продукты питания в один и тот же момент времени могут отличаться на десятки и сотни процентов.

Главная особенность продовольственных рынков заключается в жизненной необходимости продуктов питания для потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Динамическая себестоимость производства сельскохозяйственной продукции в условиях инфляции

 

Экономически необоснованный рост цен в 1992-1995 годах имел место на всех отраслевых рынках России, в том числе и на продовольственных. По целому ряду причин производство продовольствия в стране за период с 1989 г. по 1993г. упало на десятки процентов. Но ещё сильнее в условиях инфляции и всеобщих неплатежей упал платёжеспособный спрос населения на продукты питания. В результате продовольственный рынок страны, весьма далёкий от насыщения, оказался тем не менее пересыщен продовольственной продукцией отечественных производителей. Российские аграрии стали испытывать значительные трудности в реализации произведённой продукции, хотя её было бы явно недостаточно, если бы потребление продуктов питания шло по общепринятым нормам.

Несмотря на застой в торговле, сельские производители продуктов питания были не склонны снижать цены предложения, полагая, что в этом случае производство продовольствия станет для них убыточным. Такое мнение было распространено среди аграриев ещё и потому, что в условиях, когда цены на производственные ресурсы менялись чуть ли не ежедневно, экономисты сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий перестали калькулировать реальные издержки по производству своей продукции. Поэтому в основу запрашиваемых цен предложения ставилась не действительная себестоимость продукции, а желание сельских товаропроизводителей, подобно промышленникам, получать инфляционную прибыль.

В условиях, когда растущая инфляция резко увеличила диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, подобное желание аграриев было оправдано, но продовольственный рынок постепенно разрушался в том смысле, что произведённая в тяжелейших условиях продукция не находила достаточного сбыта по тем ценам, которые устанавливали даже не сами производители продовольствия, а многочисленные перекупщики.

Во что же действительно обходится производство продуктов питания в условиях, когда инфляционные процессы во всей экономике динамично развиваются? С этой целью была введена концепция динамической себестоимости сельскохозяйственной продукции, произведённой по инфляционно зависимым ценам производственных ресурсов. Необходимость введения такой концепции очевидна: самоподдержание инфляционных процессов в экономике и раскручивание инфляционной спирали связано, главным образом, с тем, что категория цены предложения становится необоснованно оторванной от категории среднеотраслевой себестоимости, или реальных издержек производства. Поэтому кардинальный путь сдерживания инфляционной динамики состоит не в искусственном ограничении денежной массы, находящейся в обращении, а в сознательном и добровольном переходе всех товаропроизводящих отраслей к отпускным ценам на продукцию, основанным на реальных издержках производства.

Определение цен путём надбавки к издержкам производства, сопровождаемое серьёзным и эффективным антимонопольным законодательством, служит гарантией невозможности инфляции высокого уровня в экономиках, основанной на рыночной конкуренции. Если себестоимость продукции будет лежать в основе отпускной цены (или цены предложения) соответствующего товара, то это в конечном счёте, поставит производство во главе всех экономических отношений и позволит свести к минимуму практику рыночных спекуляций, которые только усиливают инфляционные процессы.

Динамическая себестоимость изменяется с течением времени по той причине, что переменными являются в условиях инфляции цены производственных ресурсов. Поэтому динамическая себестоимость продукции опосредованно отражает инфляционную динамику в экономике.

Динамическая себестоимость выпускаемой продукции определяется в условиях инфляции значительного уровня рядом переменных факторов, в число которых входят цены ресурсов, заработная плата, арендная плата, амортизационные отчисления и т.п. кроме того, динамическая себестоимость зависит и от многих постоянных параметров, которые являются нормативами технологии производства. Например, существуют нормативы затрат труда на различные виды обработки 1 га пахотных земель; нормативы внесения удобрений под разные культуры на 1 га почвы и т. д. Соединение переменных факторов и постоянных нормативов в программе, отражающей технологию производства, и позволяет рассчитать динамическую себестоимость данного вида продукции.

В производстве продуктов питания есть особенность: сельское хозяйство часть ресурсов покупает (ГСМ, технику, энергоносители, воду для полива, удобрения средства защиты растений и животных), а часть производится в самом аграрном секторе (корма для сельскохозяйственных животных, семена, пищевое и фуражное зерно и т.д.). При этом сельскохозяйственные предприятия производят и товарную продовольственную продукцию (мясо, молоко), и сырьё, которое затем потребляется перерабатывающей и пищевой промышленностью (молоко для производства сливочного масла, сметаны и творога; семена подсолнечника для производства растительного масла; зерно для производства муки). Специфика аграрного производства требует также длительного, порою, хранения выращенной продукции (например, зерно может храниться на элеваторе от нескольких месяцев до одного-двух лет, прежде чем оно будет востребовано мельзаводом).

В связи с этим при расчете динамической себестоимости различных видов продовольственных товаров необходимо проследить всю  технологическую цепочку: растениеводство – животноводство – хранение-переработка – производство продуктов питания, т. е. цепочку производства продовольствия от поля и фермы до прилавка или продовольственного магазина.

Низкий платёжеспособный спрос основной части населения заставил сельских товаропроизводителей зафиксировать цены продаж продовольственных товаров на некотором приемлемом  для покупателей уровне. В результате такого вынужденного ограничения цен аграрии стали говорить об убыточности своего производства. Несмотря на огромный диспаритет цен и инфляционную динамику, производство продовольствия оставалось рентабельным. Прибыльным было производство зерна, муки и хлеба. Несмотря на это, объединение по производству хлебобулочных изделий г. Саратова просило в это время дотаций из городского бюджета. Такой стереотип поведения является характерным в период инфляции для монополистов: пользуясь своей незаменимостью и хозяйственной неразберихой во время стремительного роста цен, они требуют от государства покрытия своих мнимых убытков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Эластичности себестоимостей продовольственных товаров по ценам продовольственных ресурсов

 

Основной причиной, порождающей инфляцию, является чрезмерная монополизация отраслей и соответствующих рынков. Монопольно высокие цены, оторванные от реальных издержках производства, не только послужили причиной раскручивания инфляционной спирали, но и привели в коночном счёте, к проблеме всеобщих неплатежей, ставших в последствии главным тормозом в развитии экономики России.

Рост цен в экономике происходит по цепочке: от сырья и энергоресурсов – к ТНП и услугам. В этом процессе кроме чисто экономического эффекта существенное значение имеет также психологический аспект. Чаще всего в разгар инфляционных процессов производители потребительских товаров и услуг боятся в безудержной гонке цен «отстать» от своих коллег из ресурсодобывающих и энергетических отраслей. Начинается своеобразное соревнование в объявлении всё более высоких цен предложения  на выпускаемую продукцию, что приводит к лавинообразному характеру развития инфляционной динамики. Этот процесс очень трудно остановить и всеобщие неплатежи становятся его логическим завершением. 

Остановить безумие и нелепость тотального роста цен можно только в том случае, если в качестве первого шага производственники сделают осознанную попытку разобраться в том, какую долю в себестоимости выпускаемой продукции действительно занимает стоимость  ресурсов и услуг. Всё остальное в объявляемой отпускной цене товара дописывает воображение производителя, подхлёстываемое ожиданиями и надеждами получить инфляционный доход.

В связи с этим в работе была введена концепция эластичности себестоимости выпускаемой продукции по ценам производственных ресурсов и производственных услуг.

Эластичности себестоимости показывают реакцию последней на все изменения цен факторов, необходимых для производства рассматриваемой продукции. Сумма эластичностей себестоимости по всем статьям прямых производственных затрат оказывается меньше единицы на величину относительной доли постоянных издержек в полной себестоимости товара.

Для расчета эластичностей себестоимостей  необходим тщательный анализ всех статей затрат по технологической цепочке изготовления данного товара при заданном уровне цен на производственные ресурсы.

Эластичность показывает, что при увеличении цены элекроэнергии на 1% себестоимость хлеба подольского увеличится на 0,035%, если учесть все статьи затрат на производство хлеба в цепочке «от поля до прилавка». Если же тариф на электроэнергию увеличится в 2 раза, т. е. возрастёт на 100%, то отпускная цена одной буханки хлеба должна повыситься на 0,035*100=3,5%. Эти цифры ломают всё представление о влиянии цен производственных ресурсов на стоимость ТНП. Реальное влияние каждого отдельного вида ресурсов оказывается совсем незначительным, по сравнению с необоснованным, экономически неоправданным повышением цен потребительских товаров, которое обычно делают их производители сразу же вслед за объявленным увеличением тарифов на электроэнергию. Стоит монополистам топливно-энергетического комплекса повысить цены на нефть, газ или электроэнергию, как все остальные производители автоматически поднимают цены на свои товары. В этом состоит феномен взвинчивания цен на все виды продукции в условиях инфляции высокого уровня, которое, наряду с ажиотажным спросом, и служит причиной самоподдержания инфляционной динамики.

Государство чаще всего закрывает на это глаза, и в результате оно оказывается бессильным остановить инфляционные процессы. Имея четкие представления о действительном влиянии изменений цен ресурсов на себестоимость продукции, потребляемой населением и производством, и регулируя получения инфляционных сверхприбылей, государство может вмешиваться в эти процессы и постепенно уменьшать инфляцию до приемлемого уровня.

Себестоимость основных продуктов питания является низкоэластичной по цене каждого отдельного производственного ресурса. Связанно это с тем, что полная себестоимость складывается  из большого числа статей затрат. Экономически является абсолютно неоправданным, например, резкое повышение на грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на том основании, что на 20-30% выросли цены на топливо или электроэнергию. В этом случае необходим точный расчёт, учитывающий структуру затрат, однако с уверенностью можно сказать, что 30%-е увеличение стоимости электроэнергии приведёт к росту реальной себестоимости перевозок не более, чем на 10%, поскольку затраты на электроэнергию вряд ли превышают одну треть полной себестоимости перевозок.

Внеэкономические методы, определяющие ценообразование на отраслевых и многотоварных рынках разрушают сам рынок, т.к. продавец, действующий подобным образом, не имея возможности повлиять на цену спроса, которая в основном определяется платёжеспособностью покупателей, завышает цену предложения, что ведёт к уменьшению объёма продаж. В результате рынок работает не на полную силу, от чего страдают не только покупатели, чьи потребности в товаре удовлетворяются лишь частично, но и продавцы, ибо тотальное снижение объёмов продаж, есть не что иное, как общий спад экономической активности. Равновесные, экономически обоснованные цены – это большая сила в рыночной экономике, регулирующая её самочувствие и обеспечивающая её процветание.

Строгий экономико-математический расчёт эластичностей себестоимостей товаров и услуг позволяет не только прогнозировать динамику цен предложения, но и устанавливать взаимосвязь и взаимовлияния различных отраслевых рынков, что крайне необходимо как производителям продукции, так и органам государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Оптимизация ценообразования на многотоварном продовольственном рынке

 

Проблема реализации произведённой продукции в рыночной экономике является не менее сложной, чем само производство. Неравновесные цены затрудняют сбыт, уменьшают возможные объёмы продаж. В полной мере это относится и к рынку продовольственных товаров. Наиболее полный платёжеспособный спрос покупателей  на многотоварном рынке удовлетворяется только в том случае, когда продажа товаров происходит по равновесным ценам. Если же эти цены оптимизированы, то они обеспечивают получение максимально возможной полной выручки совокупным Продавцом и определённую экономию денежных средств совокупного Покупателя. По оптимизированным ценам удовлетворяется весь предъявленный спрос, подтверждённый необходимыми денежными ресурсами покупателей.

Оптимизационная модель ценообразования демонстрирует действительные преимущества оптимальных цен продаж и для покупателей и для продавцов. Реальная рыночная практика, не сдерживаемая жёсткими правилами конкурентной борьбы, сужает само рыночное пространство и заставляет рынок работать вхолостую или не на полную мощность. Вместо того, чтобы удовлетворять все потребности покупателей, такой рынок вынуждает их уменьшить свой спрос, в результате чего страдает вся рыночная экономика, ибо падает деловая активность и становятся возможными кризисы перепроизводства – и это на фоне неудовлетворённых потребностей населения. Теория равновесного рыночного ценообразования необходима уже потому, что она предупреждает практику об опасности и даёт количественные рекомендации, позволяющие эту опасность избежать. 

 

 

 

Глава 2. Расчет цены условной продукции

 

Данные для расчета цены условной продукции

Таблица 1

 

Ед. изм.

Вариант 3

1

2

3

1. произведено и реализовано продукции

Шт.

1000

2. превышение (превышение) рыночной цены на аналогичную продукцию по сравнению с расчётной

%

+10

3. доля прибыли в оптовой цене производства продукции

%

25

4. материальные затраты

Руб.

1052,8

5. заработная плата основных производственных рабочих

Руб.

420,0

6. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

47% заработной платы основных производственных рабочих

7. цеховые расходы

20% заработной платы основных производственных рабочих

8. общезаводские расходы

79% заработной платы основных производственных рабочих

9. коммерческие расходы

14% производственной себестоимости

10. налог на имущество

Руб.

10,2

Дано на партию продукции

11. доставка в порт отправителя

Руб.

1000

1

2

3

12.стоимость погрузо-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна

Руб.

2000

13. стоимость доставки на борт и складывание на судне

Руб.

1000

14. фрахт до порта назначения

Руб.

5000

15. стоимость погрузочно-разгрузочных работ в стране-импортёре

Руб.

2500

16. доставка на склад покупателя

Руб.

500

17. страхование груза

Руб.

2000

18. импортная пошлина и оформление документов

15% от СИФ

 

Калькуляция себестоимости единицы условной продукции

Таблица 2

Статьи затрат

сумма

1. материальные затраты

1052,8

2. заработная плата основных производственных рабочих

420

3. отчисления на соц. нужды

26% от 420=109,2

4. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

197,4

5. цеховые расходы

84

6. общезаводские расходы

331,8

Производственная себестоимость

2195,2

7. коммерческие расходы

307,3

Полная себестоимость

2502,5

 

 

 

 

1)  Валовая прибыль =(2502,5*0,25)/0,75=834,2

Оптовая цена производства =2502,5+834,2=3336,7

Отпускная цена + НДС = 3336,7+18% =3937,3

Рассчитать выручку. Выручка = отпускная цена * количество единиц продукции  3937,3*1000 =3937300 руб.

Рыночный метод ценообразования т.к. у конкурентов цена выше, значит и я увеличу цену на 10%, что даст мне 10% чистой прибыли.

2) чистая прибыль = валовая прибыль – налог на прибыль 24% - налог на имущество

 834,2 - 24% = 633,99 – 10,2 =623,8

3) полная себестоимость + транспортные расходы

2502,5*1000 (умножили на количество штук)

2502500+1000+2000+1000+5000+2000=2513500

Импортная пошлина 15% от 2513500

25513500*15%=377025

377025+2513500+2500+500=2893525 – новая полная себестоимость  при торговле за рубежом

Новая прибыль 2893525*0,25/0,75=964508,33

964508,33+2893525=3858033,3

Чистая прибыль

964508,33-24%-10,2

964508,33- 231480,99-10,2=733017,14

 

 

 

 

 

показатель

На начало года

структура

На конец года

структура

На конец года

структура

Цена

с/с

прибыль

3336,7

2502,5

834,2

 

 

100

75

25

3836,7

3002,5

834,2

100

78-79

21-22

4003,3

3002,5

1000,8

100

75

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Боков, О. Г. Экономика рыночного ценообразования : учебное пособие / О. Г. Боков, Саратов : Сарат. гос. агр. ун-т им. Н. И. Вавилова, 2000. – 432с. – ISBN 5-7011-1235-1

2. Герасименко, В. В. Ценообразование : учебное пособие / В. В. Герасименко, - М. : ИНФРА-М, 2005. – 422с. – ISBN 5-16-002012-8

3. Липсиц, И. В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации) : учебник / И. В. Липсиц, - М. : Экономистъ, 2004. – 448с. – ISBN 5-98118-082-Х

4. Марн, Майкл В. Ценовое преимущество : учебное пособие / Майкл В. Марн, Эрик В. Регнер, Крейг К. Завада, - М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 317с. – ISBN 5-9614-0090-5

5. Яковлев, Н. Я. Цены и ценообразование : учебное пособие / Н. Я. Яковлев, - М. : Маркетинг, 2001. – 106с. – ISBN 5-94462-027-7

6. Цены и ценообразование : учебник / под ред. В. Е. Есипова. – СПб. : Питер, 2000. – 464с. – ISBN 5-8016-0104-0

7. Цены и ценообразование : учебник / под ред. И. К. Салимжанова. – М. : Финстатинформ, 2000. – 304с. – ISBN 5-7866-0112-9

8. Путилов, С. Планете угрожают "хлебные войны"? / С. Путилов // Компания. - 1999. №9. - С. 6.

 

 

 

 

 

 


Теги: ЦЦены и конъюнктура на рынке продовольственных продуктов  Курсовая работа (теория)  Ценообразование
Просмотров: 24507
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: ЦЦены и конъюнктура на рынке продовольственных продуктов
Назад