Эффективность региональной рыночной инфраструктуры

Введение


Смена экономического курса в сторону инновационного пути развития, ориентация на укрепление реального сектора хозяйства предполагают качественные изменения, структурные преобразования, новые подходы к формированию и развитию не только производственной, но и непроизводственной сферы. В отечественной экономике со всей остротой проявляется необходимость создания эффективно действующей рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям и требованиям современной рыночной экономики и способствующая закреплению положительных тенденций экономического развития, которые набирают силу в передовых странах мира.

Рыночная инфраструктура - система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Присутствие в регионе институтов рыночной инфраструктуры имеет все возрастающее значение для развития народного хозяйства, что требует проведения особой региональной политики в этой сфере. Возникает острая необходимость устранения негативных сторон, характерных для рыночной инфраструктуры регионов России. К ним следует отнести недостаточное нормативно-правовое обеспечение, низкий уровень культуры рыночных отношений, медленное развитие инфраструктуры отдельных рынков, значительная степень монополизации, высокие транспортные издержки, низкий уровень трансформации сбережений в инвестиции, наличие нерешенных проблем в области финансовых и кредитных отношений. Все это снижает эффективность функционирования рыночных механизмов, которые непосредственно связаны с функционированием рыночной инфраструктуры.

Вместе с тем, рыночная инфраструктура остается для нас недостаточно ясно представляемой сферой деятельности, в организации и функционировании которой имеется много проблем и нерешенных задач, что негативно отражается на ее результативности. Потребность в эффективном развитии рыночной инфраструктуры региона делает особо важными вопросы теории и методологии оценки ее эффективности, анализа состояния и развития на уровне региона, выбора направлений развития на ближнюю и дальнюю перспективу. Научное обеспечение способствует созданию рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям современной рыночной экономики, адекватно складывающимся условиям на отечественном рынке и учитывающей особенности и специфику конкретного региона. Только на этой основе сегодня становится возможным создание реально функционирующей и эффективно действующей рыночной инфраструктуры.

Однако многие вопросы формирования и развития эффективной системы рыночной инфраструктуры изучены еще недостаточно, что негативно отражается на практических аспектах данной проблемы. Сравнительно слабо учитывается рыночный аспект, особенности переходной экономики, отсутствуют методики оценки эффективности функционирования региональной рыночной инфраструктуры.

Цель данной работы: проанализировать влияние инфраструктуры региона на деятельность предприятий на примере потребительского рынка Республики Мордовия

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день рыночная инфраструктура остается недостаточно ясно представляемой сферой деятельности, в организации и функционировании которой имеется много проблем и нерешенных задач, что негативно отражается на ее результативности.


1. Понятие рыночной инфраструктуры. Ее место и роль в экономике региона


Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Экономика региона - сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той или иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.

В этих условиях, основной формой организации общественного производства является производственная инфраструктура как самостоятельное звено общественного производства. Инфраструктура региона становится мощным фактором повышения эффективности производства и жизненного уровня населения.

Инфраструктура (лат.infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - это комплекс отраслей и хозяйствующих звеньев, обслуживающих производство и жизнедеятельность людей.

Исходным моментом исследований экономической сущности инфраструктуры является анализ деятельности по созданию общих условий производства, что выделяет обособленную от непосредственного процесса производства функцию и образует комплекс производственной инфраструктуры.

Основу комплекса инфраструктуры составляют такие отрасли как транспорт, связь, материально - техническое снабжение и заготовки. Деятельность по созданию общих условий производства многообразна, но ее объединяет в единое целое то, что она оказывает услуги производству.

В экономической литературе отмечено, что функциональное назначение инфраструктуры, состоящее в обеспечении общих условий производственной деятельности, определяет правомерность выделения в сложном конгломерате, который представляет собой материально- - техническую базу производства, комплекса объектов и сооружений, наделенных инфраструктурными признаками. Именно общность, выполняемых объектами инфраструктуры функций позволяет рассматривать ее в качестве определенной подсистемы экономики, призванной обслуживать экономический оборот в народном хозяйстве, все формы движения продукции от стадии производства до стадии потребления. Поэтому главным компонентом инфраструктуры следует признать материально - техническое сооружение производственных отраслей сферы обращения.

При статистическом анализе рыночного инфраструктурного комплекса необходимо исходить из того, что в современном понимании, региональный воспроизводственный процесс осуществляется в единстве внутрирегиональных и межрегиональных связей (материально-технических, финансово-кредитных, трудовых и информационных), обеспечивающих последовательную систему его фаз: производство, распределение, перераспределение и использование. Таким образом, рыночная инфраструктура региона формирует экономическую среду, необходимую для нормального функционирования воспроизводственного процесса.

Интеграцию производственных процессов на уровне предприятий с воспроизводственным процессом в регионе обеспечиваются внутри-региональными связями. В результате смены фаз воспроизводственного цикла складывается общеэкономическая система региона. При этом материально-вещественные связи опосредуют процессы воспроизводства основного и оборотного капитала; финансово - кредитные связи предопределяют движение денежного эквивалента материально - вещественных потоков, а также формирование финансовых ресурсов производственного накопления; трудовые связи обеспечивают процесс воспроизводства рабочей силы.

Межрегиональные и международные связи, являющиеся необходимой составной частью регионального воспроизводственного процесса наряду с внутри региональными связями обеспечивают его взаимодействие с экономикой страны и с остальным миром. Эти связи отражают меру участия регионов в формировании общегосударственных ресурсов, в производстве ВВП страны и влияют на формирование ресурсов региона за счет межрегионального и международного обмена. Таким образом, уровень социально-экономического развития каждого региона зависит от результатов воздействия системы вертикальных (внутренних) и горизонтальных (межрегиональных и международных) связей имеющих место в его экономике.

Вертикальные связи меняются в зависимости от особенностей исторического этапа развития страны и от уровня регионализации управленческих решений. Специфика горизонтальных связей состоит в том, что размещенные на территории предприятия региона являются не только элементами отраслевых систем, но и элементами региональной экономической системы. Вертикальные связи наиболее эффективны в том случае, если они согласуются с горизонтальными связями.

В связи с этим у предприятий при решении отраслевых задач объективно проявляется заинтересованность в комплексном и наиболее эффективном использовании услуг региональной инфраструктуры и сбалансированной инфраструктурной базы.

Рационально организованное, специализированное и централизованное обслуживание базовых отраслей, обеспечиваемое инфраструктурным комплексом, освобождает промышленные и другие предприятия от некоторых крупных затрат, позволяет значительно увеличить оборачиваемость средств, сократить численность занятого персонала, более эффективно использовать материальные ресурсы и основные фонды.

Высокоразвитая рыночная производственная инфраструктура способствует снижению запасов сырья, полуфабрикатов и топлива, сохранению качества производимой продукции, повышению мобильности трудовых ресурсов.

Уровень инфраструктурного обслуживания всегда рассматривался и управляющими органами, и частным бизнесом в качестве одного из решающих факторов регионального развития. Программы региональной политики, разработанные в большинстве капиталистических стран, были по существу планами оснащения инфраструктурными сооружениями отсталых в промышленном отношении территорий.

В связи с главенствующей ролью фазы производства в региональном воспроизводственном процессе соответствующее значение имеет рыночная инфраструктура в создании условий, необходимых для развития производства товаров и услуг. Торгово-посредническая инфраструктура должна обеспечить предприятия сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организацией сбыта производственной продукции по разным каналам сферы обращения. В функцию финансово- кредитной, информационной и экономическо-правовой инфраструктуры входит обеспечение предприятий услугами финансового, информационного и правового характера.

Совокупность материальных элементов (наличие и функционирование комплекса зданий и помещений, оснащенных необходимым оборудованием, транспортными средствами, складской сетью, средствами информации и связями и т.д.), призванных обслуживать все процессы, связанные с экономической деятельностью в регионе, образуют региональную рыночную инфраструктуру.

Создание и обеспечение высокоэффективного функционирования рыночной инфраструктуры региона связано с крупными материально-финансовыми и трудовыми затратами. В связи с этим, необходим постоянный статистический анализ состояния, развития и использования инфраструктуры. Статистическими методами необходимо вести учет наличия элементов материально-технического и трудового потенциала инфраструктуры разных отраслей экономики, оценить ее стоимость и техническое состояние, отмечать тенденции развития и структурных изменений, измерить влияние инфраструктуры на базовые отрасли производства, тем самым охарактеризовать эффективность ее использования.

При этом важно определить, где начинается и где кончается рыночная инфраструктура региона.

Рыночная инфраструктура определяется комплексом видов и сфер деятельности, обслуживающих хозяйственную деятельность - это шоссе, дороги, каналы, аэродромы, энергетическое и складское хозяйство, транспорт, общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.д.

Рыночная инфраструктура региона - это весьма сложная категория его экономики; к её представлению можно использовать два подхода ограничительный и расширенный.

В первом случае, инфраструктуру региона можно рассматривать как совокупность суб-отраслей, подразделений предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке в регионе.

Во втором случае, рыночная инфраструктура определяется как экономическая система, обеспечивающая устойчивое развитие всей системы рынков в регионе. В этом случае рыночная инфраструктура региона включает, с одной стороны, её экономический потенциал в его материально - вещественном содержании, о котором шла речь в первом подходе, и, с другой стороны, комплекс экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов рынка.

Следует отметить, что рыночная инфраструктура вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятное условие для развития отраслей и секторов экономики региона. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил в регионе на всех этапах его развития.

Различают производственную и социально-бытовую инфраструктуру.

. Производственная инфраструктура включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, и обслуживающих собственно производство. Производственная инфраструктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.

. Социально-бытовая инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность людей включает отрасли, услуги, такие как торговля, здравоохранение, образование и культура, все виды пассажирского транспорта и связь (занятые обслуживанием населения), городские коммуникационные сооружения, гостиничное хозяйство, общественное питание, систему учреждений отдыха и туризма и другие подразделения непроизводственной сферы.

По мере роста производительных сил роль производственной инфраструктуры неуклонно возрастает. Возникают принципиально новые виды транспорта и связи, которые развиваются не только в рамках отдельных стран, но и в международных масштабах.

Инфраструктура - необходимая предпосылка дальнейшей интенсификации производства, и решения социальных задач, связанных с удовлетворением растущих материальных и духовных потребностей общества и активизацией человеческого фактора.

К региональной инфраструктуре принято относить объекты, расположенные на некоторой ограниченной территории и обеспечивающие предприятия материального производства, организации и учреждения непроизводственной сферы, а также население этой территории услугами по транспортировке и хранении продукции, передача информации, перемещению людей, снабжению материальными ресурсами, в том числе водой, теплом, газом, электроэнергией.

Региональная инфраструктура включает объекты как магистральной, так и местной инфраструктуры. При этом она остается элементом в системе хозяйственных межрегиональных связей, оставаясь важным районным образующим фактором. Это двойственность во многом определяет характер функции и объемы работ, выполняемых инфраструктурными объектами, расположенными на данной территории, меру участия в ее развитии, экономические отношения с потребителями инфраструктурных услуг.

Развитие рыночной инфраструктуры региона - как и развитие инфраструктуры всей экономики - вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказание комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятные условия для развития бизнеса. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил общества на всех этапах его развития. Современный этап развития экономики предполагает наличие технически оснащенных торгово-складских комплексов, информационных сетей, прогрессивных средств осуществления финансово - кредитных расчетов и т.д.


. Анализ регионального потребительского рынка Республики Мордовия


Региональный потребительский рынок - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.

Региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношении. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка - спрос, предложение, цена и конкуренция - должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства.

В настоящее время на потребительском рынке Республики Мордовия можно выделить следующие проблемы:

. Низкий показатель оборота оптовой и розничной торговли.

Среди регионов Приволжского федерального округа в 2012 году, Республика Мордовия имела один из самых низких показателей оборота оптовой торговли и находилась на 13 месте. На первом месте была Республика Татарстан, с оборотом оптовой торговли - 93,2 млрд. руб.

По индексу роста физического объема оборота оптовой торговли Республика Мордовия находилась также на 13 месте (102,1 %), самый высокий показатель у Ульяновской области - 7 % (таблица 1)


Таблица 1. Динамика оборота оптовой торговли в Республике Мордовия за 2007 - 2012 гг.

ГодыОборот оптовой торговлииз него оборот организаций оптовой торговлимлн. руб.индекс физического объема, в % к предыдущему годумлн. руб.индекс физического объема, в % к предыдущему году12345200722571,2121,216278,0146,8200823453,297,714082,981,4200932140,5138,719425,2139,6201039101,7113,924166,0116,4201150865,6117,325876,495,4201256258,4106,041594,2153,5

Оптовое звено в Республике Мордовия представлено 158 общетоварными складами площадью 56,1 тыс. метров2, распределительными холодильниками объемом на 3,6 тыс. тонн, хранилищами для картофеля, овощей и фруктов на 7,3 тыс. тонн.

Инфраструктура складов в республике давно устарела. По уровню обеспеченности именно современными складскими площадями Республика уступает Пензенской области, Чувашской Республике. Только 45 % организаций Республики Мордовия имеют собственные складские помещения, 55 % арендуют, при этом нередко арендуемые помещения не пригодны для такого рода операций. На территории республики в 2012 г. находилось 4617 торговых точек, из них 1346 (29 %) продовольственных магазинов, 1581 (34 %) непродовольственных, 1369 (30%) смешанных, 335 (7 %) нестационарных торговых объектов. В сравнении с 2011 г. их количество возросло на 42 торговых точки, из-за увеличения количества непродовольственных и смешанных объектов торговли. Сворачивание деятельности ряда торговых объектов нестационарной сети (около 48 ед.) в 2012 году произошло из-за нерентабельности данного бизнеса и изменением архитектуры города Саранск. Это касалось в основном мелких индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, в связи с их неконкурентоспособностью на потребительском рынке.

. Недостаточная обеспеченность торговыми площадями.

По сравнению с 2011 г. размер торговых площадей увеличился на 12,3 % и составляет 405,1 метров2, что по прежнему не дотягивает до нормативного значения в 410,9 м2 на 1000 человек. Если сравнивать этот же показатель с г. Москва, то там его значение 743 м2. на 1000 жителей.

Региональный рынок потребительских товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, а также обуславливает социально-экономические аспекты регионального и межрегионального обмена продовольственных товаров, определяемые всей совокупностью экономических отношений.

. Продовольственная безопасность и низкий уровень заработной платы.

Продовольственная безопасность - ключевое звено Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 537.

Важным критерием достижения продовольственной безопасности является уровень самообеспеченности регионов основными продуктами питания. Не менее актуальна проблема улучшения состояния продовольственного самообеспечения населения региона и применительно к условиям Республики Мордовия. Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 21-З «О потребительской корзине в Республике Мордовия» в целях повышения качества питания увеличена пищевая и биологическая ценность потребительской корзины за счет увеличения объемов потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и т.д. (таблица 2).


Таблица 2. Норма потребления продуктов питания на 2013 год

НаименованиеЕдиница измеренияОбъем потребления (в среднем на одного человека в год)Трудоспособное населениеПенсионерыДетиХлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)кг126,598,276,6Картофелькг100,480,088,1Овощи и бахчевыекг114,698,0112,5Фрукты свежиекг60,045,0118,1Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахаркг23,821,221,8Молоко и молокопродукты в пересчете на молококг290,0257,8360,7Рыбопродуктыкг18,516,018,6Мясопродуктыкг58,654,044,0Яйцаштука210,0200,0201,0Масло растительное, маргарин и другие жирыкг11,010,05,0Прочие продукты (соль, чай, специи)кг4,94,23,6Анализируя данные таблицы 2, фактическое потребление яиц, овощей, бахчевых, кондитерских изделий, молока и молокопродуктов в республике ниже нормы потребления, т.е. ниже того минимума продуктов, который физически необходим для поддержания жизнедеятельности трудящегося человека и восстановления его рабочей силы.

Недоедание - это питание, при котором не хватает необходимого для нормального развития минимума калорий, протеина и других питательных веществ.

Недоедание - одна из ключевых проблем в странах с низким уровнем доходов на душу населения. Стандарты питания, которые являются нормой, определяются национальными и международными специальными учреждениями, в том числе ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ФАО (Международной продовольственной организацией).


Таблица 3. Потребление продуктов питания (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; на члена домохозяйства в год; килограммов)

Вид продукта2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.Хлебные продукты12310410210399Картофель5757555750Овощи и бахчевые6869767774Мясо и мясопродукты6965667168Яйца (штук)188166181179175Рыба и рыбопродукты1918212021Сахар и кондитерские изделия5036383636Масло растительное и другие жиры121110119Молоко и молочные продукты243237246239244

Еще в 1953 г. в США определили стандарт нормального питания для среднего мужчины и равнялся он 3200 килокалорий в сутки. Сейчас, этот показатель равен 2700 килокалорий в сутки. В России это 2385 килокалорий в сутки на человека.


Лица, потребляющие 2150 ккал и менее, находятся на грани голода и недоедания, а население, потребляющее 1500 ккал и менее, относятся к категории голодающих

Основной причиной недоедания является низкий уровень средней заработной платы.


Средняя заработная плата в Республике Мордовия за 2013 год составила 16 744 рубля. Это самая низкая средняя заработная плата среди регионов ПФО. Первое место по данному показателю заняла Республика Татарстан (23 321 рубль), второе - Пермский край (21 901,5 рублей), третье - Самарская область (21 764 рубля). В Нижегородской области средняя зарплата составила 21 615,9 рублей.

Прожиточный минимум в РФ в расчете на душу населения во 2-м квартале 2013 года составлял 7372 рубля, в том числе стоимость потребительской корзины - 6843 рубля.

В Мордовии в среднем на душу населения стоимость потребительской корзины во 2-м квартале 2013 года составляла 6 281 рубль, у трудоспособного населения - 6 718 рублей, для детей - 6 307 рублей, пенсионерам - 5 152 рубля.

Общая стоимость потребительской корзины по РМ равна - 5830 рублям, что на 15 % ниже средне российского показателя.

. Товары ненадлежащего качества.

Одним из определяющих показателей торговли на потребительском рынке является качество тех товаров, которые на него поступают. В 2011 году изъято большое количество некачественных товаров различного происхождения. В числе данных товаров оказались: колбасные изделия - изъято 19,9 % от объема проверенных товаров соответствующими органами инспекции, яиц птицы - 100 %, рыбной продукции - 20,1 %, швейных изделий - 88,9 %, чулочно-носочных изделий - 27,3 %, кожаной обуви - 99,6 %.

. Неразвитость приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

Для Республики Мордовия значимой является проблема развития животноводства. За период 2009 - 2012 гг. в Мордовию завезено только по импорту более 2000 голов племенного молодняка мясных пород (гереордской, абердин-ангусской и лимузинской). Основная цель завоза импортного поголовья - формирование племенной базы мясного скота. В настоящее время в республике функционируют два племенных репродуктора: по герефордской породе - ООО «Племенное хозяйство «Герефордресурс», по лимузинской - ООО «АПО «Сабаево».

Важным аспектом формирования продовольственного фонда региона является обеспечение населения продуктами животного происхождения, которые западные аграрники-экономисты именуют защитными. Включение продуктов животного происхождения в рацион питания - важнейший принцип организации оптимального здорового питания.

Развитие в республике эффективного производства свинины, говядины, мяса птицы высокого качества может сделать в перспективном будущем регион самообеспечиваем и собственная продукция вытеснит импортную.

. Основные задачи и перспективы развития потребительского рынка Республики Мордовия

Для нормального и эффективного функционирования потребительского рынка Республики Мордовия необходимо решить следующие задачи:

. развивать и оказывать всестороннюю поддержку малому и среднему предпринимательству для создания добросовестной конкуренции, обеспечение достаточным количеством торговых площадей;

. Устранить пробелы законодательства и развивать систему защиты прав потребителей;

. Поднять уровень доходов населения, тем самым увеличить количество платежеспособного населения;

. Сформировать единую информационную систему анализа и прогнозирования развития регионального рынка; создать условия для развития региональных продовольственных рынков и повышения эффективности их функционирования;

. Разработать единую экономическую и техническую политику развития региональных продовольственных рынков;

. Скоординировать работу всех элементов рыночной инфраструктуры с целью решения задач по безопасности и повышению качества потребительских товаров, как самих регионов, так и страны в целом;

. Осуществлять мероприятия по регулированию потребительских цен на продукты питания;

. Создать наиболее благоприятный экономический климат в регионе для привлечения новых инвестиций из других регионов (в том числе из регионов ПФО);

. Осуществлять государственное регулирование развития сельского хозяйства в республике Мордовия;

. Сделать рынки доступными для сельскохозяйственного товаропроизводителя;

. Поддерживать процессы формирования и развития среднего класса, использовать экономические рычаги государственного регулирования (такие, как цены, кредитные ставки, банковский процент, применение налогов и налоговых льгот, дотации и компенсации, субсидии и др.) и административные методы регулирования продовольственного рынка, базирующиеся на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Эти методы должны стать обязательными и более жесткими, чем экономические.

потребительский цена рынок предприятие

Заключение


В настоящее время для рыночной инфраструктуры большинства регионов Российской Федерации характерны недостаточное нормативно-правовое обеспечение, низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное развитие инфраструктуры отдельных рынков, значительная степень монополизации, высокие транспортные издержки, низкий уровень трансформации сбережений в инвестиции, наличие нерешенных проблем в области финансовых и кредитных отношений. Все вышеназванное снижает эффективность функционирования рыночных механизмов региональной экономической системы.

Поэтому актуальными можно считать задачи совершенствования понятийного и методологического аппарата исследования региональной рыночной инфраструктуры и определение мер по повышению эффективности функционирования рыночной инфраструктуры Республики Мордовия.

В настоящее время на потребительском рынке Республики Мордовия можно выделить следующие проблемы:

. Низкий показатель оборота оптовой и розничной торговли.

. Недостаточная обеспеченность торговыми площадями.

. Продовольственная безопасность и низкий уровень заработной платы.

. Товары ненадлежащего качества.

. Неразвитость приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

Для нормального и эффективного функционирования потребительского рынка Республики Мордовия необходимо решить следующие задачи:

·Развивать и оказывать всестороннюю поддержку малому и среднему предпринимательству для создания добросовестной конкуренции, обеспечение достаточным количеством торговых площадей;

·Устранить пробелы законодательства и развивать систему защиты прав потребителей;

·Поднять уровень доходов населения;

·Сформировать единую информационную систему анализа и прогнозирования развития регионального рынка;

·Разработать единую экономическую и техническую политику развития региональных продовольственных рынков;

·Скоординировать работу всех элементов рыночной инфраструктуры;

·Осуществлять мероприятия по регулированию потребительских цен на продукты питания;

·Создать наиболее благоприятный экономический климат в регионе для привлечения новых инвестиций из других регионов;

·Осуществлять государственное регулирование развития сельского хозяйства в республике Мордовия;

·Сделать рынки доступными для сельскохозяйственного товаропроизводителя;

·Поддерживать процессы формирования и развития среднего класса, использовать экономические рычаги государственного регулирования и административные методы регулирования продовольственного рынка.


Список литературы


1.Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2012.

2.Республиканская целевая программа развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы

.Российский статистический ежегодник./Федеральная служба государственной статистики, 2012. Стат. ежегодник./Мордовиястат. - Саранск, 2013.

.Республиканская целевая программа «Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы»

.Арженовский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Нижний Новгород, 2010 г.

.Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М., 2012 г.

.Иванов М.А., Моргунов В.И. Особенности экономических методов управления инфраструктурой. // Управление отраслями инфраструктуры в системе регионов.- Л., 2013 г.

.Прокофьев В.А. Управление отраслями инфраструктуры в системе региона: Межвуз. Сб. Л., 2010г.


Теги: Эффективность региональной рыночной инфраструктуры  Реферат  Экономическая теория
Просмотров: 4441
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эффективность региональной рыночной инфраструктуры
Назад