Эффективность логистической модернизации предприятия на примере ООО "Промторг"

Содержание


Введение

Глава 1. Анализ состояния и проблем развития компании

.1 Общая характеристика компании

.2 Анализ складской логистической системы компании

.3 Прогноз развития производства и реализации продукции

.4 Обзор логистических методов и принципов организации системы хранения и грузообработки

Выводы по первой главе

Глава 2. Анализ и разработка направлений развития складской логистической системы компании

.1 Разработка концепции развития складской логистической системы компании

.2 Создание транспортно-технологической схемы на территории производственно-складского комплекса

.3 Проектирование внутренней технологии хранения и грузообработки склада

Вывод по второй главе

Глава 3. Расчет основных финансовых и экономических характеристик

.1 Характеристика инвестиционного проекта

.2 Расчет текущих затрат

.3 Расчет доходов

.4 Расчет срока окупаемости проекта

Вывод по третьей главе

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время термин логистика стал активно употребляться в экономической деятельности. Прочно укоренился термин логистика в хозяйственной деятельности на микро- и макро уровнях.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Логистика проникая во все сферы деятельности предприятия охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также, связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления.

Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства.

Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики стабильно обеспечивают конкурентоспособность фирмы. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов и товаров. Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкции по использованию продукции, предоставление гарантии.

Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности основной деятельности предприятия и транспортного обслуживания, но и от работы складского хозяйства. Складирования продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и потребления.

Сегодня структура складского хозяйства конкретного предприятии определяется спецификой производственного процесса, типом производства, объемом выпуска продукции. Общей особенностью складов промышленных предприятий является то, что все они характеризуются относительной однородностью перерабатываемых грузов, ритмичностью поставок, большими объемами хранения и переработки товарно-материальных ценностей.

Функционирование складов любого предприятия характеризуется большим множеством складских операций (поступление и приемка товаров, размещение на хранение и хранение товаров, отпуск товаров и т.д.). Современные работники складов, как показывает практика, далеко не всегда отлично выполняют свою непосредственную работу. В результате этого очень часто на складах происходят кражи, происходит порча или полная утрата материалов, основные операции занимают у работников склада много рабочего времени и т.д. Таким образом, актуальность разнообразных проблем функционирования складов российских промышленных предприятий и определило выбор темы дипломной работы.

Объектом исследования дипломной работы является производственно-коммерческая фирма ООО «Промторг».

Предметом исследования является логистическая система, в частности, логистика складирования предприятия.

Целью дипломной работы является повышение эффективности организация складского хозяйства ООО «Промторг».

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

провести анализ состояния и проблем развития компанииООО «Промторг»;

провести анализ и разработать направления развития складской логистической системы компанииООО «Промторг»;

рассчитать основные финансовые и экономические характеристики инвестиционного проекта компании ООО «Промторг» по строительству логистического центра.

В качестве источников информации в данной дипломной работе использованы: научная учебно-методическая литература; и периодические издания, а также фактические данные, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность ООО «Промторг».

Теоретические и практические аспекты изучения складского хозяйства предложены в трудах учёных: Волгина В.В., Демичева Г.М., Гаджинского А.М, Кривчука В.И., Манжосова Г.П., Якунина А. и др.

В работе применяются методы функционально-стоимостного анализа, ABC и XYZ-анализа, статистические методы обработки данных, метод сравнительного анализа, системный и ситуационный анализ.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании системы складирования предприятия. В связи с достаточно обширной областью исследуемой проблемы в дипломной работе наряду с теоретическими вопросами складской логистики анализируются практические вопросы его оперативного применения.


Глава 1. Анализ состояния и проблем развития компании


1.1 Общая характеристика компании


ООО «Промторг» производственно-коммерческая фирма, которая была создана в 2000 г. Деятельность фирмы основывается на Конституции РФ, Гражданском Кодексе РФ, а также других законах и подзаконных нормативных актах, касающихся финансово-хозяйственной деятельности предприятий на территории России.

Адрес местонахождения предприятия ООО «Промторг»: г. Москва, ул. Иркутская, д. 3, стр. 6.

Организационная структура управления предприятием является линейно-функциональной и представлена в приложении 1.

ООО «Промторг» является производителем медицинской и лабораторной мебели, выпускаемой под торговой маркой «Лавкор». Мебель «Лавкор» изготавливается из высококачественных, экологически чистых материалов с применением лучших отечественных и зарубежных технологий. Вся продукция проходит контроль качества на фабрике. Основное отличие мебели «Лавкор» - это используемые технологии, материалы и конструктивные особенности. Развитие производства ООО «Промторг»: идет по трем направлениям:

- мебель на основе каркаса из анодированного алюминиевого профиля обеспечивает повышенные нагрузки в процессе эксплуатации. Рабочие поверхности изготовлены из материалов, устойчивых к воздействию химических сред. Качественная импортная фурнитура позволяет многократно собирать и разбирать мебель. Все изделия корпусной мебели регулируются по высоте для нивелирования неровностей пола и удобства эксплуатации.

- мебель из стали с кромкой ПВХ. Стеклянные двери выполнены из травмобезопасного стекла. Все изделия регулируются по высоте за счет хромированных опор. Импортная фурнитура позволяет многократно собирать и разбирать мебель.

- мебель металлическая изготавливается из листовой стали с нанесением полимерно-порошкового покрытия. Это обеспечивает их пожароустойчивость и износостойкость. Возможность ухода за поверхностью мебели с применением любых дезинфицирующих средств, в т.ч. агрессивных. При изготовлении металлической мебели применяются экологически чистые материалы, позволяющие эксплуатировать ее в помещениях любого назначения.

Мебель «Лавкор» изготовлена в строгом соответствии с российскими стандартами качества и имеет все необходимые разрешительные документы.

Для комплексного оснащения кабинетов и лабораторий предприятие предлагает готовые комплекты медицинской и лабораторной мебели. ООО «Промторг» также производит офисную мебель.

Миссия деятельности ООО «Промторг» в настоящее время четко не определена. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли, удовлетворение потребностей люде в медицинской, лабораторной и офисной мебели. Но помимо этого можно выделить еще ряд задач:

увеличение доли рынка;

совершенствование политики управления ассортиментом;

более эффективное использование производственных и складских помещений, а также основных станков и оборудования.

Для наиболее полного представления фирмы необходимо охарактеризовать ее по основным классификационным признакам предприятия.

Во-первых, это состав обслуживаемых клиентов, по которому все коммерческие предприятия подразделяются на два основных звена: оптовые и розничные. ООО «Промторг» свою продукцию реализует как конечным потребителям, так и оптовым покупателям.

Во-вторых, это критерий участия в различных секторах производства. Данную фирму можно отнести к коммерческому предприятию, специализирующемся в отрасли вторичного цикла, т.е. данная фирма занимается обрабатывающей промышленностью, в частности обрабатыванием листовой стали для последующего сбора из них мебели.

В-третьих, это география деятельности (сфера и масштаб деятельности). Предприятие ООО «Промторг» можно отнести к региональной коммерческой фирме, т.к. свою продукцию она реализует как в г. Москве и московской области, так и поразличным регионам России

В-четвертых, это количественные критерии, по которым фирму можно охарактеризовать как мелкую, среднюю или крупную. В основном, к количественным критериям относят численность работающих и размер торговой площади. Что касается торговой площади, то ее суммарный размер по всем магазинам составляет порядка 900 м2. Если же говорить о численности работающих, то на конец2013 г. она составила 214 человек. Таким образом, по данному показателю фирма относится к средней.

Кадровый состав или персонал предприятия имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики. Ниже представлен рисунок 1.1, в котором отображены количественные и структурные характеристики персонала ООО «Промторг», а также показана их динамика за период с 2011 г. по 2013 г.

Следует, что в рассматриваемой динамике в анализируемом предприятии отмечается устойчивая тенденция роста числа работающих - общее количество увеличилось на 163,4% или на 83 человека. При этом наибольший рост количества занятых отмечается по рабочим - с 64 человек в 2011 г. до 117 человек в 2013 г. и по служащим - с 30 человек в 2011 г. до 51 человека в 2013 г.

Рассматривая удельный вес отдельных категорий работающих в их общем количестве отчетного периода доминирующее положение также занимают рабочие и служащие - соответственно 54,7% и 23,7%.

Следует отметить, что ни по одной категории работающих в исследуемый период не наблюдается снижение темпов роста, т.е. в каждом следующем году на предприятии занято больше персонала, чем в предыдущем.

Не менее важным является качественный анализ кадров, представленный в таблице 1.1.


Таблица 1.1

Качественные характеристики персонала ООО «Промторг»

Показатель2011 г.2012 г.2013 г.2013 г. в процентах к 2011 г.Кол-воУд. вес, процентыКол-воУд. вес, процентыКол-воУд. вес, процентыОбразование: - высшее - среднее специальное - среднее - неполное среднее 34 26 46 25 26,0 19,8 35,1 19,1 39 47 57 28 22,8 27,5 33,3 16,4 47 52 76 39 22,0 24,3 35,5 18,2 138,2 200,0 165,2 156,0Всего131100,0171100,0214100,0---Возраст: - до 25 лет - от 25 до 35 лет - от 35 до 45 лет - свыше 45 лет 48 34 37 12 36,6 26,0 28,2 9,2 56 49 53 13 32,7 28,7 31,0 7,6 73 65 58 18 34,1 30,4 27,1 8,4 152,1 191,2 156,8 150,0Всего131100,0171100,0214100,0---

Данные таблицы 1.1 свидетельствуют, что на предприятии преобладают работники, имеющие среднее и среднее специальное образование, причем эта категория работающих имеет и самые большие темпы роста - соответственно 165,2% и 200,0% в 2013 г. по сравнению с 2011 г. Число занятых с высшим образованием также растет. Их численность в 2011 г. составляла 34 человека, в 2012 г. 39 человек, а в 2013 г. 47 человек, следовательно, темп роста этих управленцев составляет 138,2%. По возрастному составу на конец 2013 г. 34,1% и 30,4% от общей численности работающих составляют работники до 25 лет и от 25 до 35 лет соответственно. Прослеживается тенденция снижения доли работников старше 45 лет (в 2011 г. она составляла 9,2%, а в 2013 г. снизилась на 0,8% и стала равна 8,4%) и увеличения доли молодых специалистов в возрасте от 25 до 35 лет (26,0% в 2011 г. и 30,4% в 2013 г.).

Для более полной характеристики фирмы ООО «Промторг» важно оценить ее экономические показатели. Ниже представлена таблица 1.2, в которой отражены наиболее существенные показатели финансово-экономической деятельности исследуемой фирмы.


Таблица 1.2

Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Промторг»

ПоказателиФормула для расчета2011 г.2012 г.2013 г.Отклонение ± 2013 г. от 2011 г.Темп роста, процентыПрибыль от реализации, тыс. руб.Выручка - себестоимость157981560817802+2011112,69Прибыль в расчете на 1 работника, тыс. руб.Прибыль ÷ количество работников120,691,387,3-33,372,39Окупаемость затрат (затратоотдача), тыс. руб.Выручка ÷ себестоимость1,281,241,23-0,0596,09Рентабельность затрат, проценты(Прибыль ÷ себестоимость) x 100%27,6524,0323,28-4,3784,20Рентабельность продаж, проценты(Прибыль ÷ выручка) x 100%21,6619,3718,88-2,7887,17

Из таблицы 1.2 следует, что в анализируемом периоде отмечается тенденция роста прибыли от реализации. Это объясняется, прежде всего, ростом стоимости товарной продукции (или выручки). Сравнивая данные 2013 г. с 2011 г., можно заметить, что прибыль от реализации увеличилась на 2011 тыс. руб.

Данные таблицы 1.2 показывают, что прибыль в расчете на 1 работника из года в год снижается, причем довольно существенными темпами (120,6 тыс. руб., 91,3 тыс. руб., 87,3 тыс. руб. соответственно в 2011, 2012, 2013 гг.). Падение данного показателя можно объяснить лишь тем, что количество работающих на исследуемой фирме растет гораздо большими темпами, чем получаемая прибыль. Из этого можно заключить, что содержание такого большого количества работников не всегда оправдывает своих результатов.

Рассматривая полученные данные по следующему показателю (окупаемость затрат), можно отметить, что они снижаются, но медленными темпами (темп роста в 2013 г. по сравнению с 2011 г. составил 96,09%). В 2011 г., согласно данным таблице, на 1000 рублей производственных затрат приходилось 1280 рублей выручки. В 2012 г. и в 2013 г. этот показатель снизился на 40 и 50 рублей соответственно, что свидетельствует о том, что на 1000 рублей производственных затрат приходилось уже 1240 и 1230 рублей выручки соответственно в 2012 и 2013 гг.

Проанализировав полученные данные по рентабельности затрат, необходимо отметить, что результаты 2013 г. снизились на 4,37% по сравнению с результатами 2011 г. Уровень рентабельности показывает величину прибыли в себестоимости. Таким образом, можно отметить, что в 2011 г. 27,65% прибыли содержалось в себестоимости. В 2012 г. в себестоимости прибыль занимала 24,03%, а в 2013 г. этот показатель снизился до 23,28%, которые приходились соответственно на себестоимость.

Наконец, важно оценить полученные данные по последнему показателю - рентабельность продаж. Данные таблицы 2.2 показывают, что в 2011 г. 21,66% в выручки занимала прибыль, в 2012 г. этот показатель снизился и составил 19,37%. И, наконец, в 2013 г. прибыль занимала в выручке 18,88%.

Далее приведены данные, касающиеся темпов роста основных показателей финансово-экономической деятельности ООО «Промторг» - темпов роста затрат, товарооборота и прибыли от реализации.


Таблица 1.3

Расчет темпов роста затрат, товарооборота, прибыли от реализации ООО «Промторг»

Экономический показатель2011 г.2012 г.2013 г.Темп роста показателя (2013 г. к 2011 г.),%Затраты, тыс. руб.571306496576480133,87Товарооборот, тыс. руб.729288057394282129,28Прибыль от реализации, тыс. руб.157981560817802112,69

Как видно из полученных результатов, несмотря на ежегодное абсолютное увеличение выручки от реализации (товарооборота) и прибыли от реализации, все же темп роста всех затрат фирмы ООО «Промторг» (133,87%) значительно превышает темп роста товарооборота и темп роста прибыли от реализации (129,28% и 112,69% соответственно) за период с 2011 г. по 2013 г. Данные представленной таблицы наглядно свидетельствуют о проблемах у анализируемого предприятия.

Поскольку затраты фирмы за анализируемый период растут большими темпами, нежели рост выручки от реализации и прибыли исследуемой фирмы, то необходимо более детально проанализировать структуру затрат предприятия.Для удобства раскрытия данного вопроса, представлена таблица 1.4 и рисунок 1.1, в которой отражены затраты предприятия в динамике 2011-2013 гг.


Таблица 1.4

Сумма и структура затрат ООО «Промторг»

Элементы затратСумма затрат, тыс. руб.Структура затрат, проценты2011 г.2012 г.2013 г.± 2013 от 20112011 г.2012 г.2013 г.± 2013от 2011Материальные затраты291003223038120+902050,949,649,8-1,1В том числе: сырье и материалы227002350026188+348839,736,234,2-5,5Оплата труда87401098013400+466015,316,917,5+2,2Отчисления на соц.нужды306038454650+15905,45,96,1+0,7Амортизация405046006200+21507,17,18,1+1,0Прочие затраты121801331014110+193021,320,518,5-2,8Итого571306496576480+19350100,0100,0100,0-В том числе: постоянные расходы180532065925697+764431,631,833,6+2,0переменные расходы390774430650783+1170668,468,266,4-2,0

Представленная классификация затрат включает в себя пять основных групп расходов по элементам. В состав материальных затрат ООО «Промторг» включены основное производственное сырье и материалы, коммунальные платежи, потери от порчи и недостач материальных ресурсов, расходы на содержание и ремонт зданий, инвентаря и другие расходы. В расходы на оплату труда включена основная и дополнительная заработная плата всех работников анализируемого предприятия. Отчисления на социальные нужды - в этом элементе отражаются отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (единый социальный налог). Амортизация основных фондов включает величину износа по основным фондам. Прочие расходы - это комплексный элемент расходов, который включает в себя налоги, сборы, платежи, затраты на командировки, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, банков и другие.

Следует подчеркнуть, что поскольку исследуемая фирма занимается производством мебели, то значительную часть ее расходов будут составлять материальные затраты - в 2011 г. они составляли 29100 тыс. руб., в 2012 г. - 32230 тыс. руб., а в 2013 г. - 38120 тыс. руб. По данным цифрам прослеживается динамика роста расходов на материалы.

Затраты на заработную плату также весьма велики и в 2013 г. их удельный вес составил 17,5% или 13400 тыс. руб. В динамике 2011-2013 гг. прослеживается тенденция их устойчивого роста, что объясняется, во-первых, увеличением числа работающих на предприятии, а во-вторых, повышением уровня заработной платы 2013 г. по сравнению с уровнем заработной платы в 2011 г.

Что же касается общей суммы всех затрат фирмы, то она в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 19350 тыс. руб., то есть темп роста всех затрат составляет 133,9%.

Поскольку материальные затраты фирмы ООО «Промторг» занимают значительную часть в ее структуре затрат и их уровень в товарообороте близок к пятидесяти процентам, следовательно, данная статья расходов подлежит на фирме наиболее пристальному вниманию, наиболее тщательному контролю.

Для более полного анализа необходимо проанализировать материальные затраты ООО «Промторг» по всем структурным подразделениям и выявить, в каких из них данная группа расходов растет более быстрыми темпами по сравнению с остальными. Ниже представлена таблица 2.5, где сведены эти данные в динамике 2011-2013 гг.

Делая анализ представленной таблицы 1.5, можно отметить, что по абсолютной сумме материальные затраты в динамике 2011-2013 гг. выросли на 9020 тыс. руб. или можно сказать, что темп их роста составил 131,0%.

Проанализировав данные по подразделениям, можно заметить, что наибольший абсолютный прирост материальных затрат наблюдается по производственному отделу (в т.ч. за счет сырья и материалов) и по девяти торговым точкам - 5650 тыс. руб. и 1085 тыс. руб. соответственно.


Таблица 1.5

Анализ материальных затрат по подразделениям ООО «Промторг», тыс. руб.

Подразделение2011 г.2012 г.2013 г.± 2011 г. от 2013 г.Темп роста, процентыПроизводственный отдел, в т.ч. сырье и материалы24825 2270026470 2350030475 26188+ 5650 + 3488122,76Отдел логистики155190220+ 65141,94Оптовый отдел125145160+ 35128,0Бухгалтерия140170210+ 105123,53Транспортное хозяйство79012801540+ 750194,94Складское хозяйство81012751735+ 925214,2Магазины (1-9)163519102720+ 1085166,36Прочие620690860+ 240138,71Итого291003223038120+ 9020131,0

Наибольшими темпами растут материальные затраты складского и транспортного хозяйства - 214,2% и 194,94% соответственно. Более медленными темпами за анализируемый период выросли затраты производственного подразделения и бухгалтерии - 122,76% и 123,53% соответственно.

Представленные расчеты свидетельствуют о том, что именно в складском хозяйстве ООО «Промторг» за анализируемый период имели место чрезмерные материальные расходы, непредвиденные потери, а также имели место кражи и хищения.

Складское хозяйство фирмы ООО «Промторг» включает в себя совокупность нескольких складов - склад сырья, материальный склад и склад готовой продукции.

Далее приведена таблица, в которой более подробно представлен анализ материальных затрат по такому структурному подразделению, как складское хозяйство ООО «Промторг».


Таблица 1.6

Анализ материальных затрат складского хозяйства ООО «Промторг», тыс. руб.

Подразделение2011 г.2012 г.2013 г.± 2013 г. от 2011 г.Темп роста, процентыСкладское хозяйство, в том числе:81012751735+ 925214,20- склад сырья297462598+ 301201,35- материальный склад270464758+ 488280,74- склад готовой продукции243349379+ 136155,97Анализ таблицы 1.6 свидетельствует о том, что материальные затраты складского хозяйства ООО «Промторг» в период 2011-2013 гг. выросли на 925 тыс. руб., следовательно, темп их роста составил 214,2%. Наибольшими темпами за анализируемый период росли материальные затраты материального склада (на данном складе хранятся мелкие комплектующие материалы) фирмы ООО «Промторг». Темп их роста составил 280,74%. Более медленными темпами - материальные затраты основного склада сырья и склада готовой продукции (201,35% и 155,97% соответственно).

В абсолютном значении материальные затраты складского хозяйства выросли на 925 тыс. руб., из нихсамый большой прирост дали материальные затраты также малого склада (488 тыс. руб. в 2013 г. по сравнению с 2011 г.).

Именно поэтому в данной работе необходимо более детально рассмотреть функционирование материального склада анализируемого предприятия.

ООО «Промторг» использует в своей деятельности около 200 наименований различных материалов. В таблице 1.7 приведены статистические данные, характеризующие прямые издержки по закупке для 7 наименований материалов (группа «стали»).

Информация, содержащаяся в таблице 1.7 получена следующим образом:

.Рассчитав годовой оборот по каждому наименованию материалов. Он определен путем умножения закупочных цен на количество единиц материала, потребляемых в течение года.

2.Все позиции материала распределены по мере убывания годового оборота.

.Всем позициям присвоены порядковые номера, не зависящие от номенклатурных.

.Годовые обороты просчитаны нарастающим итогом, поэтому, например, материалу порядковым номером 5 соответствует суммарный годовой оборот по первым пяти позициям.

.Рассчитана процентная доля годового оборота нарастающим итогом и процентное отношение порядкового номера к общему количеству наименований материалов.

Запасы стали рассчитываются с учетом принятой схемы организации работ технологических процессов ООО «Промторг». Эти виды запасов рассматриваются как заделы производства, компенсирующие дополнительный расход материальных ресурсов, связанный с временем транспортирования стали, от складов до места их обработки, накопление стальных полуфабрикатов между переделами из-за диспропорций производительности линий и в количестве материалов и полуфабрикатов, находящихся в процессе их обработки.


Таблица 1.7

Удельный вес и распределение стали по классу АБС

МатериалУдельный вес в общем количестве наименований,%Годовая потребность, ед.Цена ден. Ед.Издержки по закупкам, тыс. ден. ед.Издержки по закупкам нарастающим итогом, тыс. ден. Ед.Удельный вес в общих издержках,%Класс матери-алаСталь 314,20650000110071500071500066,42АСталь 4528,5735000600021000092500085,92ВСталь 2042,864000016506600099100092,05С18ХГТ57,149500030028500101950094,70С12Х18Н9Т71,423000090027000104650097,20С12Х18Н10Т85,718200025020500106750099,16С40Х100,08000120096001076600100,0С

Судя по таблице 2.7 сталь 3 относится к классу А, сталь 45 относится к классу Б, а сталь 20, 18ХГТ, 12Х18Н9Т, 12Х18Н10Т, 40Х к классу С и составляют значительную часть в номенклатуре используемых материалов.

Рассмотрим это графически на рисунке 1.1.

Из таблицы 1.7 видно, что большая часть издержек связана с закупкой трех наименований материалов. Результаты АВС представлены в таблице 1.8. Графически они интерпретируются кривой Лоренца.


Рис. 1.1 Кривая Лоренца


Из графика видно, что примерно 66% издержек приходится на 14% от общего количества материалов и только 8% на материалы, составляющие 57% в общем количестве.


Таблица 1.8

Результаты АВС анализа

Класс материалаКоличество наименований материаловУдельный вес в общем количестве наименований,%Издержки по закупкам, тыс. ден. ед.Удельный вес в общих издержках,%12345А114,2971500066,42В228,5827600025,64С457,13856007,94Итого71001076600100

На рисунке 1.2 дано характерное распределение материальных запасов на отдельные классы по их удельному весу в общих издержках на материалы.

Полученная кривая распределения названа по имени Лоренца, который в 1905 году с помощью таких кривых графически интерпретировал различия в распределении доходов.

Анализ АВС показывает значение каждой группы материалов и помогает обратить внимание на номенклатурные позиции, занимающие большой удельный вес в стоимости.

Спрос на материал в течение периода изменяется незначительно. Определим коэффициент вариации спроса, используя таблицу 1.9.


Таблица 1.9

Спрос на материал - сталь 3

Количество расходуемого материала, ед.Периоды123452000I квартал1975256251800II квартал-175306252100III квартал125156252000IV квартал007900446875

Графическая интерпретация XYZ распределения материалов представлена на рисунке 1.2.

Границы классов:

Класс Х: J = 0-10%

Класс Y: J = 10-25%

Класс Z: J = 25%

Рассмотрим более подробно технику проведения XYZ анализа на следующем примере.

Воспользуемся данными предыдущих примеров. Допустим, что ООО «Промторг» использует около 200 наименований материалов, спрос на которые носит различный характер. В таблице 1.12 приведены данные, характеризующие интенсивность расходования по 7 номенклатурным позициям.


Рис. 1.2 Распределение материалов по методу XYZ


Таблица построена следующим образом:

.Рассчитано среднемесячное потребление по данным о расходовании материалов в предплановом периоде.

2.Определены стандартное отклонение и вариация потребления по каждому наименованию материала.

.Все материалы распределены по мере убывания коэффициентов вариации.

.Проведено суммирование материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации.

Результаты XYZ анализа представлены в таблице 1.10 и показаны графически на рисунке 1.3.

Таблица 1.10

Распределение материалов в порядке убывания коэффициентов вариации

МатериалУдельный вес в общем количестве наименований, %Среднемесячное потребление, ед.Стандартное отклонениеВариация потребления, %Вариация потребления нарастающим итогом,%Класс материала1234567Сталь 314,2025003016,1120,6164,77ZСталь 4528,573333805,5824,1744,19YСталь 2042,8679171402,817,7220,02Y18ХГТ57,146675,780,802,3X12Х18Н9Т71,42291723,090,791,44Х12Х18Н10Т85,7168,3324,620,360,65Х40Х10054,167159,90,290,29Х

Результаты XYZ анализа представим в таблице 1.11.


Таблица 1.11

Результаты XYZ анализа

Класс материалаКоличество наименований материалаУдельный вес в общем количестве наименований,%Вариация потребления,%X457,142,3Y228,5741,89Z114,29120,6

Графически отобразим это на рисунке 1.3 с помощью той же кривой Лоренца.

По результатам XYZ анализа сталь 3 относится к классу материалов Х, сталь 20 и сталь 45 к классу материалов Y, а оставшиеся стали к классу Z.

Целью распределения запасов по классам XYZ и АВС является образование определенного размера запаса стали между последовательными поступлениями ресурсов (стали), исключающего необходимость непрерывных их поставок при обеспечении непрерывности работы производственного процесса.

Рис. 1.3 - Кривая Лоренца


Проведем расчет рейтинга поставщиков в таблице 1.12.


Таблица 1.12

Расчет рейтинга поставщиков

Признак (критерий отбора)Ранг признака,%Поставщик №1Поставщик №2баллыоценка с учетом рангабаллыоценка с учетом ранга123456Цена1581,250,75Стоимость поставки (расстояние перевозки)1530,4591,35Качество1080,840,4Условия оплаты2051,081,6Минимальная партия2061,271,4Возможность внеплановых поставок2081,651,0Итого:1006,256,5

В роли поставщика №1 выступает ОАО «СтальТранзит», г. Екатеринбург, а поставщик № 2 ООО «Альтаир» г. Москва. Проведенный анализ рейтинга поставщиков показал, что по выбранным критериям лучшим поставщиком является ООО «Альтаир» г. Москва.

1.2 Анализ складской логистической системы компании


Складское хозяйство на ООО «Промторг» представлено тремя видами складов: склад сырья (5234 м2), материальный склад (4547 м2) и склад готовой продукции(6345 м2).

Общая площадь складских помещений составляет 16126 м2 или 83% от площади территории предприятия в соответствие с рисунком 1.4 - Соотношение между производственными и складскими площадями ООО «Промторг».


Рис. 1.4 Соотношение между производственными и складскими площадями ООО «Промторг»


Структура складских площадей представлена на рисунке 1.5 - Структура складских площадей ООО «Промторг», %.


Рис. 1.5 Структура складских площадей ООО «Промторг», %

Из данных, представленных на рисунке 1.5 - Структура складских площадей ООО «Промторг»,%, видно, что склад готовой продукции составляет 39,2% от общих складских площадей, материальный склад занимает 28,2%, а склад сырья 32,5%.

Склад сырья и материальный склад находятся в одном помещении - помещении материального склада. Склады находятся в производственных корпусах поблизости от технологического оборудования. Характеристика основных видов подъёмно-транспортного оборудования.

Погрузочно-разгрузочное оборудование склада готовой продукции:

автопогрузчик STILLR70-40, дизельный двигатель, грузоподъёмность до 4500 кг, вилочный захват, максимальный рабочий вылет (подъём) каретки 7500 мм (7,5 метра), мачта телескопическая тройного сложения;

автопогрузчик STILLR70-30i, дизельный двигатель, грузоподъёмность до 3000 кг, вилочный захват, максимальный рабочий вылет (подъём) каретки 6100 мм (6,1 метра), мачта телескопическая тройного сложения. Подъёмная каретка снабжена гидравлическими цилиндрами, способными перемещать каретку в горизонтальном направлении (влево - вправо) примерно на 10 см в каждую сторону, что является удобной опцией при компактной погрузке. Эта возможность позволяет подкорректировать положение груза без перемещения погрузчика в случае не совсем точного его подъезда к загружаемому автомобилю;

ручные грузовые тележки, предназначенные для перемещения продукции по территории складов. Для транспортирования тарно-штучных грузов (ящиков, линолеума, пакетов и пр.) при небольших объёмах применяются ручные четырёхколесные тележки, на складе их 3 штуки. Ещё в наличии имеется двухколесная тележка рычажного типа. Тележки такого типа используются для транспортировки грузов в стеснённых условиях;

две грузовые гидравлические тележки с подъёмными вилами. Используются для перемещения тяжёлых (до 2 тонн) грузов по территории склада. Обычно такой товар хранится на поддоне либо в коробке из плотного картона, соответствующей стандартам поддона (1200мм × 800мм), которая зафиксирована на нём;

три приставные лестницы, которые используют для выполнения складских операций работ по выемке материалов из стеллажей, а также для их загрузки (высотой 3 и 4,3 метра).

Разгрузка поступающих материалов мелкого характера осуществляется вручную грузчиками склада.

На складах материалов оборудование для хранения представлено трёхъярусными металлическими стеллажами с максимальной нагрузкой на верхний ярус - 300 кг, на средний и нижний ярусы - 500 кг и деревянными поддонами. В отдельных помещениях хранится этикеточная продукция и материалы, необходимые для её наклейки.

На складе готовой продукции в качестве оборудования для хранения продукции используются только поддоны. Иногда продукция укладывается прямо на пол (трубы из ПВХ).

На складе имеется естественное и искусственное освещение. Для искусственного освещения применяют электрические лампы накаливания и люминесцентные. Электрические лампы заключены в арматуру, которая предохраняет их от боя.

На складе освещаются места хранения материалов, приёмочные и отпускные площадки. Территория склада освещается светильниками наружного освещения и прожекторами, которые установлены на мачтах высотой 7-8 метров. На складе применяется искусственная и естественная вентиляция. К подсобным устройствам склада относятся служебные (вспомогательные), бытовые и административные помещения. К административным помещениям относят кабинеты служащих, офисы для приёма посетителей. Помещения оборудованы автоматической сплинкерной системой пожаротушения. На складе имеется 4 огнетушителя. Для хранения противопожарного оборудования существует пожарный щиток, на котором находятся лопаты, огнетушители, песок, вёдра и т.д.

К основным показателям, характеризующим показатели эффективности использования складских площадей, относят: коэффициент полезно используемой площади, коэффициент полезно используемого объёма, коэффициент использования стеллажей и другие показатели.


Таблица 1.13

Расчёт коэффициента использования площади складов ООО «Промторг»

НаименованиеПлощадь склада, м2Площадь, занятая под технологическое оборудование, м2Коэффициент полезно используемой площадиСклад сырья52343667,80,7Материальный склад45472955,60,65Склад готовой продукции63453743,60,59

Коэффициент полезно используемой площади определяется как отношение площади, занятой под технологическое оборудование к общей площади склада. Для определения коэффициента необходимо:


(1.1)

(1.2)

(1.3)


Из данных таблицы 1.13 - расчёт коэффициента использования площади складов видно, что коэффициент полезно используемой площади на складе сырья оставляет 0,7, на материальном складе этот показатель составляет 0,65, а на складе готовой продукции - 0,59. Данные показатели свидетельствуют о том, что на ООО «Промторг» рационально используются складские площади.

Рассчитаем коэффициент полезно используемого объёма. Данные для расчёта представлены в таблице 1.14 - коэффициент полезно используемого объёма.

Коэффициент полезно используемого объёма на складе сырья:


(1.4)


Коэффициент полезно используемого объёма на материальном складе:


(1.5)


Коэффициент полезно используемого объёма на складе готовой продукции:


(1.6)


Таблица 1.14

Коэффициент полезно используемого объёма

НаименованиеПлощадь склада, м2Площадь, занятая под технологическое оборудование, м2Высота складского помещения, мВысота складского помещения, используемая под хранение, мКоэффициент полезно используемого объёмаСклад сырья52343667,853,80,53Материальный склад45472955,653,80,49Склад готовой продукции63453743,63,530,51

Из данных таблицы 1.14 - коэффициент полезно используемого объёма видно, что коэффициент полезно используемого объёма на складе сырья оставляет 0,53, на материальном складе этот показатель составляет 0,49, а на складе готовой продукции - 0,51.

Рассчитаем коэффициент использования стеллажей. На складе готовой продукции используется 28 стеллажей. Грузоподъёмность одного стеллажа составляет 1300 кг. На 1.01.2012 года загруженность стеллажей составляла 23800 кг. Коэффициент использования стеллажей составляет:


(1.7)


Так как этот коэффициент меньше единицы, это означает, что анализируемый склад не перегружен готовой продукцией, и ООО «Промторг» имеет необходимый минимальный товарный запас производимой продукции.

Грузонапряжённость склада готовой продукции составляет:


(1.8)


Данный показатель определяет допустимую нагрузку на 1м2 к площади склада, предназначенной для хранения товаров.


Теги: Эффективность логистической модернизации предприятия на примере ООО "Промторг"  Диплом  Экономическая теория
Просмотров: 30825
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эффективность логистической модернизации предприятия на примере ООО "Промторг"
Назад