Эффективность экологических инвестиций в рациональное природопользование

ВВЕДЕНИЕ


Наиболее актуальная проблема, стоящая перед современным человеком, это сохранение и защита природной окружающей среды. Современный человек оказывает серьезное пагубное воздействие на окружающую среду и тем самым снижает как экономический потенциал отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Поэтому приоритетной задачей для создания условий долгосрочного социально-экономического развития России является улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека.

Цель исследования - «изучить эффективность экологических инвестиций в рациональное природопользование».

Задачи исследования:

Раскрыть понятие рационального природопользования;

Определить необходимость привлечения инвестиций в рациональное природользование;

Рассмотреть эффективность экологических инвестиций.


. Понятие рационального природопользования


В самом общем виде природопользование это использование информации, энергии, времени, вещества и пространства живыми существами конкретной биосферы. Ресурсы, т.е. то, что можно использовать, «находятся» в определенных природных объектах и явлениях. Поэтому природопользование в системе наук о взаимоотношениях человека и природы играет огромную роль [4].

Процесс взаимодействия общества и природы рассматривается как природопользование и охватывает освоение компонентов экосистем и преобразование их (воспроизводство природных комплексов и их отдельных компонентов).

Природопользование включает в себя разнообразные процессы, которые используются для получения продукции человеком (т.е. компоненты природы, которые используются человеком).

Природопользование основывается на следующих принципах:

- Обеспечивается условие существования человека в системе «общество - природная среда»;

Максимально используется каждая единица природного ресурса, которая служит природопользователю в качестве сырья;

Предотвращаются и максимально снижаются риски и негативные последствия антропогенной деятельности на данной территории;

Существует программа восстановления и воспроизводства отдельных компонентов, а также экосистемы в целом с целью сбалансировать наличие природных ресурсов не только в качестве сырья, но и в качестве условий производства [4].

Рациональное природопользование должно осуществляться человеком так, чтобы в первую очередь была «польза» природе и далее себе, как элементу природы.

В качестве показателей такой пользы или рационального природопользования могут выступать:

Экологическая устойчивость биосферы - способность экосистемы сохранять свою структуру и функционирование при воздействии внешних или внутренних факторов;

Экологическая устойчивость биосферы;

Здоровье человека, включая физическое, психологическое и нравственное;

Экономное использование природных ресурсов;

Восполнение израсходованных природных ресурсов;

Преимущественное использование возобновляемых природных ресурсов;

Повторное использование отработанных ресурсов и ряд других показателей;

Рациональное природопользование это один из процессов взаимодействия человека и природы, основанный на выполнении определенных критериев. Критерии эти могут быть экономическими, социальными, экологическими, нравственными или какими либо другими.

До недавнего времени использовались, в основном, экономические критерии, принцип - что выгодно, то разумно до сих пор является главенствующим в деятельности человека, в том числе и в природопользовании. Результат такого природопользования виден, и он отрицательный. Введение социального критерия, например, создание новых рабочих мест при использовании того или иного ресурса, во многом делает природопользование более гуманным, но не освобождает этот процесс от излишнего давления на экологическую систему [2].

Последние годы во всем мире стали во более использовать критерии экологической безопасности. Так, например, в соответствии с Законом РФ «Об экологической экспертизе» ни один проект не может быть реализован, если он содержит решения, приводящие к отрицательному влиянию на экологические системы. К сожалению даже соблюдение всех норм этого закона не гарантирует полной экологической безопасности для человека и тем более для биотической части экосистемы [1].

Для устранения этих недостатков было введено такое понятия, как комплексное природопользование, т.е. такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) конкретного природного объекта наносит наименьший ущерб другим природным объектам, а хозяйственная или иная деятельность в целом оказывает минимальное воздействие на окружающую среду.

Рациональное природопользование должно быть комплексным и поэтому должно обеспечить возрастающие потребности общества в основном за счет ресурсосбережения, неистощительного использования всех природных ресурсов, восстановления или воспроизводства их в интересах здоровья населения и социально-экономического развития качеств окружающей среды. Однако и это полностью не устраняет негативного антропогенного влияния на биосферу.

Ресурсосбережение - производство и реализация конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла и с наименьшим воздействием на человека и природные экосистемы.

Рациональное природопользование (РП) - это единый (совокупный) процесс охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе и человека, с целью создания определенной базы для существования и жизнедеятельности следующих поколений.

РП основывается на принципах сосуществования технологических и природных процессов:

- принцип использования дополнительной стоимости;

квотирование;

контроль за передвижением (циклическим) товара.

Природопользование рациональным является только тогда, когда общество не игнорирует природное производство, т.е. использует в своём производстве такие технологии, которые максимально приближены к природному естественному производству [2].

Характеристики современного природопользования Российской Федерации:

- Ведомственный узкоотраслевой подход в реализации экономических процессов и ориентация на ведущие добывающие отрасли.

Единая общегосударственная научно-техническая ориентация политика отсутствует.

Имеются методы и средства регулирования, контроля природопользования, но существует также несовершенство технических процессов, организации производства.

Происходит подрыв ценовой политики

Сырье берется вблизи транспортных средств, продукция реализуется в населенных пунктах, которые располагаются также рядом с транспортной системой, но складские помещения находятся в аварийном состоянии.

Часто за неумением использовать сырьевую базу (т.е. воспроизводить необходимый компонент в экосистеме) стоит полнейшее разрушение такого экономического фактора как сырьевая база и сырьё как таковое.

Для отслеживания и предупреждения нерационального использования природных ресурсов существует такое понятие организационно-экономический механизм рационального природопользования (ОЭМРПП), который является основой построения производственно-общественных связей в системе «общество - природная среда» и является регулирующим фактором в создании, передвижении готового продукт. Этот механизм включает в себя все экономические и социальные категории, т.е. механизмы реализации экономических процессов, мониторинг, паспортизация, кадастры природных ресурсов, планирование, прогнозирование, экологическое аудирование, экологическое лицензирование, страхование, экологическое предпринимательство, эколого-экономическая экспертиза, экологическая сертификация, метод управления природопользованием, программно-целевой подход, формы отчетности природопользования, экологические платежи в целевые внебюджетные фонды, финансирование и организация мероприятий по рациональному природопользованию и социально-эколого-экономической программы устойчивого развития в системе «общество - природная среда» [15].


. Необходимость привлечения инвестиций в рациональное природользование


В настоящее время в России в целом, и в некоторых регионах, особенно, наметилась устойчивая тенденция обострения экологического кризиса, которому способствуют такие факторы, как:

Отсутствие национальной доктрины устойчивого развития, научно обоснованной государственной концепции возобновления природных ресурсов.

Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре национальной экономики.

Рост потребления возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, ускоряющий сокращение их доступных запасов.

Низкая эффективность контроля за соблюдением природоохранного законодательства, нецелевое использование средств, выделяемых на финансирование экологических мероприятий.

Рост числа техногенных и природных катастроф.

Низкая культура производства и недостаточная квалификация работников, в т.ч. высшего и среднего менеджмента.

Ориентация незначительной части общества на присвоение, а не на созидание, общественно полезных ценностей. Глобальный передел природных ресурсов их немногочисленными фактическими собственниками в своих корпоративных интересах. Первоочередное удовлетворение требований международных финансовых институтов, глобальных корпораций, защищающих интересы, прежде всего, транснационального капитала, стремящегося к укреплению своей власти над сырьевыми ресурсами.

Материальное неблагополучие большинства населения страны, приводящее к превосходству экономики над экологией в общественном сознании.

Несовершенство концепции международных отношений в сфере природопользования.

Нерегулируемая конкуренция, исключающая учёт природного фактора.

Реализация этих задач позволит объединить общество на основе единых идеалов устойчивого развития Земной цивилизации, повысить роль государственного регулирования в сфере экологии и природопользования с целью недопущения глобального передела ресурсов в ущерб интересам территории, создать научно обоснованную программу первоочередных мер для спасения природы по региону и ее дальнейшую реализацию с учетом экологической емкости биосферы [6].

Основными источниками загрязнения почвы, воды, атмосферы выступают процессы жизнедеятельности современного человека, а также процессы, обеспечивающие высокий уровень жизни урбанизированного общества. Устранить их достаточно сложно: вряд ли общество будет добровольно отказываться от результатов научно-технического прогресса и ускорения темпов экономического развития. Единственная возможность попытаться улучшить ситуацию с качеством природной среды - это усилить работу по контролю над деятельностью промышленных предприятий, внедрять новые технологии контроля, повышать качество работы очистных сооружений, при создании новых производств поощрять наиболее экологичные предприятия [9].

В конце XX века в России было бюджетное финансирование охраны окружающей среды. В настоящее время традиционные бюджетные источники резко снизились. Государственное финансирование направлено в основном на реализацию целевых программ, на ликвидацию последствий экологических аварий и катастроф. В составе источников инвестиций за годы реформирования наметилась устойчивая тенденция к децентрализации инвестиционного процесса. Удельный вес инвестиций на охрану окружающей среды, финансируемых из федерального бюджета уменьшается. Большая часть инвестиций финансируется за счет собственных средств предприятий и организаций, который является на сегодняшний день основным источником финансирования инвестиций на охрану окружающей среды. В 2012 году доля инвестиций из собственных средств предприятий и организаций составила 75,5%, тогда как в 207 году их доля была 75,9%, а в 2011 году 68,0%. Также уменьшалась доля и бюджетных средств, направленных на охрану окружающей среды. Так доля инвестиций в общем объеме средств, направленных на защиту окружающей среды в 2011 году, составила 23,2%, и уменьшилась по отношению к 2010 году на 6,1%. Доля средств экологических фондов остается незначительной и составляет лишь 0,1% в объеме инвестиций на охрану окружающей среды и имеет тенденцию к уменьшению. Данное соотношение вызвано тем, что для предприятий-природопользователей охрана окружающей среды не является приоритетным направлением инвестирования. Более того, не многие хозяйствующие субъекты могут позволить себе оплачивать экологические мероприятия. Одним из возможных решений проблемы недостаточности инвестиций в природоохрану может стать внедрение новой экологической политики на уровне государства, которая будет включать в себя как систему экологического страхования, так и нормы государственного поощрения экологически чистых производств [13].

Такая система позволит увеличить ответственность российского общества по соблюдению экологических норм, перераспределить инвестиционные потоки и направить их на нужды природоохраны. Основным препятствием для создания такой системы является неразвитость законодательной базы в области экологических норм, недостаточная развитость рынка экологического страхования; незначительный спрос на экологическое страхование, ложное представление общества о том, что инвестиции в охрану окружающей среды экономически невыгодны предприятиям-природопользователям [8].

Новая экологическая политика России должна основываться:

? на обязательном страховании опасных и вредных производств (существует уже сейчас);

? страховании производств,отходы от продукции которых требуют утилизации (к примеру, производство воды в пластиковых бутылках), сельско-хозяйственной деятельности, имеющей промышленные объемы производства, и т.п.;

? использовании в рамках утвержденной государственной экологической программы средств фонда экологического страхования;

? создании государственного института по надзору за экологией и регулирования им деятельности предприятий и организации в части воздействия их деятельности на экологию;

? законодательной базе, включающей в себя обязанность предприятий-природопользователей страховать прямой и косвенный вред, наносимый окружающей среде, усиленные административные санкции за нарушения экологических норм;

? системы поощрений экологически чистых производств, снижения для них налоговой нагрузки, упрощения системы получения ими субсидий и займов;

? повышения конкуренции в части развития экологически чистых производств путем учреждения ежегодной премии за вклад в экологию России.

Сегодня именно такая политика по перераспределению финансовой нагрузки с предприятий-природопользователей является единственно возможной для восполнения недостающих инвестиционных ресурсов для финансирования мероприятий по охране окружающей среды. Именно государство должно закрепить обязанность предприятий-природопользователей страховать вред, наносимый ими окружающей среде, и выступить в качестве регулятора рынка экологического страхования [3].


3. Эффективность экологических инвестиций


Выбор направления развития при осуществлении экологических инвестиций:

Для начала необходимо разобраться в понятии "экологические инвестиции". В общих чертах, результатом экологических инвестиций является снижение количества и вредности выбросов, сбросов и размещаемых отходов, а также устранение каких либо источников негативного воздействия на окружающую среду. Результаты контролируются и сравниваются с данными, характеризующими экологическую обстановку на предприятии до инвестирования.

При осуществлении каждой инвестиции необходимо уточнить, -ориентирована ли она на охрану окружающей среды или - приведет к дополнительному воздействию на окружающую среду.

При осуществлении экологически ориентированных инвестиций необходимо уточнить, - служит ли она исключительно целям охраны окружающей среды или - наряду с экологическим эффектом открывает для предприятия дополнительные производственные возможности (интегрированная охрана окружающей среды).

Не следует после ужесточения экологических требований в срочном порядке приобретать экологически чистые технологии. Напротив, необходимо выяснить, - можно ли достичь того же экологического эффекта без преждевременной замены имеющегося оборудования на новое, ресурсосберегающее. - готовы ли власти при необходимости обеспечить отсрочку по платежам в связи с внедрением экологически более чистых технологий. При принятии решения об инвестировании важно иметь в виду, что с точки зрения как органов экологического контроля, так и производителей экотехнологий воздействие производства на окружающую среду должно стать минимальным.

Если инвестиции приводят к дополнительному загрязнению окружающей среды, то необходимо убедиться, что - не существует более оптимальных с экологической точки зрения инвестиционных альтернатив - при расчете проекта были верно учтены все затраты, которые могут предположительно возникнуть вследствие загрязнения окружающей среды [8].

На практике часто остаются без внимания: стремительный рост затрат в будущем на утилизацию специализированных и опасных отходов; предельный уровень экологических нормативов, которые все время ужесточаются (минимум, 1 раз в 5 лет); появление в ближайшем будущем новых областей, привлекательных для инвестирования: экономия сырья и энергии за счет внедрения технологий замкнутого цикла.

Выбор способов расчетов по обоснованию инвестиционных проектов в динамике, включая - метод оценки капитала, - метод учета изменения процентной ставки.

На практике все еще доминируют методы по расчету уровня амортизации и сравнению затрат без учета временной динамики. Это, как правило, препятствует развитию долгосрочных проектов.

Точные расчеты в области охраны окружающей среды и добросовестное ведение экологической отчетности еще не говорят о высокой экологической сознательности предприятия, это скорее создает предпосылку для принятия экономически и экологически обоснованных, рациональных и эффективных решений об инвестировании. Но резкий рост затрат на охрану окружающей среды не столько обусловлен ужесточением экологических требований, сколько является признаком принятия неоптимальных управленческих решений в ответ на эти требования [9].

Наиболее часто встречаются такие ошибки:

ориентация исключительно на технологии конца трубы; как следствие: экспоненциальный рост экологических затрат.

рассматривается лишь ограниченное число экологических проблем применительно ко всему производству. Как следствие, при необходимости реагировать на новые экологические проблемы затраты на охрану окружающей среды резко возрастают [8].

При этом задача финансового менеджмента заключается в отслеживании экологических затрат предприятия. В случае их резкого увеличения составляется доклад, в котором обобщаются все возможности и предложения по рационализации производственного и организационного процесса. При этом необходимо, по возможности, учесть мнение производственных работников, что позволит не только выявить дополнительные издержки, но и поспособствует увеличению экологической сознательности персонала.

Для определения уровня эффективности использования земельных ресурсов в рациональном природопользовании, необходимо комплексно рассматривать социально-экономическую и эколого-мелиоративную эффективности и для этого необходима разработка системы показателей, позволяющих определить влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и оценить результаты этой деятельности на различных уровнях [7].

Одним из показателей эффективности земельных ресурсов является эколого-мелиоративный эффект, который тесно связан с продуктивностью земельных ресурсов. Продуктивность земельных ресурсов можно выразить через плодородие почвы, которое включает в себя естественное и искусственное плодородие. Естественное плодородие при нормальных условиях оказывает существенное влияние на величину продуктивности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для успешной реализации экологических программ и проектов требуется привлечение финансирования. При этом на крупных предприятиях в условиях ужесточения экологических нормативов общие затраты на охрану окружающей среды достигает значительных сумм. При этом актуальным становится вопрос о рациональном расходовании выделенных на экологические цели средств.

Основными источниками загрязнения почвы, воды, атмосферы выступают процессы жизнедеятельности современного человека, а также процессы, обеспечивающие высокий уровень жизни урбанизированного общества. Устранить их достаточно сложно: вряд ли общество будет добровольно отказываться от результатов научно-технического прогресса и ускорения темпов экономического развития. Единственная возможность попытаться улучшить ситуацию с качеством природной среды - это усилить работу по контролю над деятельностью промышленных предприятий, внедрять новые технологии контроля, повышать качество работы очистных сооружений, при создании новых производств поощрять наиболее экологичные предприятия.

Задача финансового менеджмента заключается в отслеживании экологических затрат предприятия. В случае их резкого увеличения составляется доклад, в котором обобщаются все возможности и предложения по рационализации производственного и организационного процесса. При этом необходимо, по возможности, учесть мнение производственных работников, что позволит не только выявить дополнительные издержки, но и поспособствует увеличению экологической сознательности персонала.


4. Задача 1


.1 Определение значения экономического эффекта


Используя данные, определим значение экономического эффекта от замены части гипса опилками при производстве гипсолитовых перегородочных плит.

Дано:

=1117,0 руб/м3

=87,0 руб/м3

=0,030 /

=0,04 /

=17,3 тыс.

=121,13

=124 тыс. руб./га

= 67,0 тыс.

= 4010,0 тыс. руб.

=2,1 т/

Объем веса опилок = 0,35 т/м3

Методика расчета:

Определение значения производственного эффекта от замены части гипса опилками при изготовлении гипсолитных перегородочных плит может быть определенно по выражению (1)


(1)


где - текущие затраты на натуральную единицу измерения гипса и опилок соответственно, руб./кг (м³) плиты;

- заменяющиеся нормы расхода гипса и опилок соответственно, при производстве плит, кг (м³)/м² плиты;

- годовой объем производства гипсоплит на предприятии, м².

Годовое значение предотвращенного экологического ущерба, наносимого окружающей природной среде выбросами/сбросами, связанными с отходами при производстве гипсолитовых перегородочных плит.


(2)


где А - объем производства гипсоплит при технологическом переделе;

Ууд- значение удельных затрат на удаление и хранение 1 т отходов;

Ут - значение удельного ущерба от изъятия под свалки.

Объем производства гипсоплит на предприятии при технологическом переделе подготовки отходов к потреблению отходов на единицу измерения продукции.


(3)


где - норма расхода отходов на изготовление единицы измерения продукции по последнему технологическому переделу подготовки отходов к потреблению, т (м³) отходов/на единицу измерения продукции; В конкретном случае .

Определение значения удельных затрат на удаление и хранение 1т отходов.


(4)


где - удельные затраты на транспортировку отходов;

- удельные затраты на содержание отходов на свалках или в отвалах, или на уничтожение в специальных установках;

- удельные капитальные затраты на сооружение систем складирования или сжигания отходов.

Определение значения удельного ущерба от изъятия под свалки, предотвращенного использования опилок.


, (5)


где - экономическая оценка земли, принимаемая по нормативам затрат на возмещение потерь сельхозпроизводства, тыс. руб./га;

- удельные затраты на рекультивацию земель, тыс. руб./га;

- площадь территории, используемой для захоронения единицы измерения отходов, га.

Значение экономического (народно-хозяйственного) эффекта


Ээкон = Эпр+ Ээк , (6)


Решение:

Определение значения производственного эффекта от замены части гипса опилками при изготовлении гипсолитных перегородочных плит:

(1117,0 0,030 87,0 0,04) 17,3 1000 519519,0 (руб.)

2 Определение значения годового объема использования отходов:

A 17,3 1000 0,04 = 692

3 Определение значения удельных затрат на удаление и хранение 1т отходов:

(1,7 7,58 9,47) (0,65 0,15 0,75) 15,4 132,87 (руб./т)

Определение значения удельного ущерба от изъятия земель под свалки, предотвращенного использования опилок:

.1 Площадь свалки, занимаемая 1т опилок находится:

1 4 0,25

4.2 Значение предотвращенного ущерба:

[124,0 (1000,0 10000,0)] 0.25 3,1 (руб.)

Определение значения экологического эффекта:

692 0,35 (132,87 3,1) 32931,93 (руб.)

Значение экономического (народно-хозяйственного) эффекта:

519519,0 322931,93 552450,93 (тыс.руб.)


4.2 Определение значения коммерческого эффекта и его составляющих


Дано:

Цщ= 242 руб./м2

Цмл= 350 руб./т

Нвщ= 0,92 м33

Нвмл= 0,12 т/м3

= 205 руб./м3

Ек= 0,15

= 4010,0 тыс. руб.

= 67,0 тыс.

Методика расчета:

Предполагая хозяйственную обособленность специализированного предприятия по переработке отслуживших железобетонных изделий и реализации полученных из них материалов, значение эффекта от его производственной деятельности (, тыс. руб.) может быть определено по выражению (7):


, (7)


где - значение годовой выручки предприятия без НДС, тыс. руб.;

- годовое и удельное значение себестоимости переработки отслужившего железобетона, тыс. руб. и тыс. руб./м³ переработанного железобетона;

- капитальные вложения в предприятие, тыс. руб.;

- значение годовой выручки за полученные вследствие переработки щебень (щ) и металлолом (мл), тыс. руб;

- цены единого измерения природного щебня (заменяемого материала) и металлолома, соответственно, тыс. руб./м³ или тыс. руб./т;

- значение норм выхода щебня и металлолома, соответственно из натуральной единицы измерения перерабатываемого железобетона, м³/м³;

- годовой объем в плотном теле переработки отслуживших железобетонных изделий, натуральных единиц измерения, например м³.

Годовое значение эффекта, достигаемого вследствие снижения затрат на удаление и захоронение отходов.


, (8)


Значение коммерческого эффекта.


Экм = Эпрд + Эсзуз, (9)


Решение:

1 Определение значения эффекта от производственной деятельности предприятия по переработке отслужившего железобетона:

[(242 0,92 350 0,12 205,0) 67000] 0,15 4010,0 3394380 руб. 3394,38 (тыс.руб.)

Определение значения эффекта от снижения затрат на удаление и захоронение отходов:

132,87 67000 2,1 18656820 руб. 18656,82 (тыс.руб.)

Значение коммерческого эффекта составляет:

3394380 18656820 22051200 (руб.)

4 Итого32931,93 22051200 22084131,93 (руб.)

Вывод: Итоговое значения суммы коммерческого и экономических эффектов показывают максимально возможную дополнительную прибыль предприятия, которая составляет 22084131,93 руб.

рациональный природопользование инвестиция экологический


5. Задача 2


.1 Расчет размера годовых платежей за размещение отходов


Предприятие расположено в Мурманской области, входящая в состав Северного Экономического района РФ. Виды и количества отходов, а также установленные лимиты их образования представлены ниже.

Дано:

Мф (III класса) = 28 т

Мф (IVкласса) = 60 т

Мф (Vкласса) = 524 т

Мл (III класса) = 20 т

Мл (IV класса) = 60 т

Мл (Vкласса) = 500 т

Кэ = 1,4

Нбл (IIIкласса) = 497 руб.

Нбл (IVкласса) = 248,4 руб.

Нбл(V класса) = 0,4 руб.

Методика расчета:

Количество отходов i класса не превышающие установленный лимит.


Пi класса = МфKэ Нбл ,(10)


где Мф - фактическая масса отходов,

Кэ - коэффициент, учитывающий экологические факторы по территориям экономических районов РФ;

Нбл - нормы платы за размещение отходов производства и потребления.

Количество отходов i класса опасности превышающий установленный лимит.

Пi класса = Мл КэНбл + (Мф - Мл) 5 Кэ Нбл , (11)


где Мл - лимитная масса отходов.

Суммарные платежи за размещение отходов.


Потх = ПIIIкласса + П IV класса + П V класса , (12)


Решение:

1.Количество отходов III класса опасности превышает установленный лимит на 8 т. Соответственно сумма платежей будет складываться из оплат лимитного размещения отходов (Мл = 20 т) и сверхлимитного (Мсл = 28 - 20 = 8 т), причем сверхлимитное размещение отходов оплачивается по пятикратной ставке

20 1,4 497(28 20) 1,4 497 5 41748 (руб.)

2.Количество отходов IV класса опасности не превышает установленный лимит; сумма платежей составляет:

60 1,4 248,4 20865,6 (руб.)

3.Размеры платежей за размещение отходов V класса рассчитываются аналогично, отходам III класса:

500 1,4 0,4 (524 500) 1,4 0,4 5 347,2 (руб.)

4.Суммарные платежи за размещение отходов для предприятия составят:

41748 + 20865,6 + 347,2 = 62960,8 (руб.)

Вывод: Суммарные годовые платежи за размещение отходов III, IV, V классов опасности составит 62960,8 руб., с учетом с учетом установленных лимитов.


6. Задача 3


.1 Значение предотвращенного ущерба водным ресурсами


Расчет значения предотвращенного ущерба от попадания загрязняющих веществ в водную среду.

Дано:

= 6936,9 руб.

= 1,30

3,50 (Бутилацетат)

0,2 т (Бутилацетат)

0,20 (Нитраты)

0,4 т (Нитраты)

Методика расчета:

Значение сумм фактически или условно предотвращенного ущерба ОПС определяются преимущественно для оценки эффективности усилий и мероприятий, предлагаемых или осуществляемых различными подразделениями территориальных органов управления природоохранной деятельностью.

Сумма предотвращенного ущерба от загрязнения водных объектов.


(13)


где - показатель удельного ущерба водных ресурсов в r - м регионе, тыс. руб./ усл. т загрязнителя;

- приведенная масса загрязняющих веществ, которая могла бы быть сброшена в водную среду ОПС, если бы не осуществлялись природоохранные мероприятия, ус.т.;

- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов в рассматриваемом регионе.

Приведенная масса загрязняющих веществ, которая могла бы быть сброшена в водную среду, если бы не осуществлялись природоохранные мероприятия.


(14)


где - фактическая масса i-го загрязняющего вещества, не допущенная к попаданию в водную среду, т;

- коэффициент относительной эколого-экономической опасности i-го загрязняющего вещества, доли единицы.

Решение:

Приведенная масса загрязняющих веществ:

МВ= 0,2 3,50 0,4 0,20 = 0,78 усл. т.

Сумма предотвращенного ущерба:

= (6936,9 0,78 1,30) 1000 = 7,03 тыс. руб.


6.2 Значение предотвращенного ущерба атмосферному воздуху


Расчет предотвращенного ущерба атмосферному воздуху вследствие упреждения выбросов от стационарных источников.

Дано:

= 0,5 т (Скипидар)

КаЭ,i= 1,2 (Скипидар)

= 0,1 т (Селена диоксид)

= 12500,0 (Селена диоксид)

= 74 руб./усл. т

= 1,9

Методика расчета:

Сумма предотвращенного ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками.


(15)


где - показатель удельного ущерба атмосферному воздуху в r - м регионе, тыс. руб./усл. т загрязнителя;

- приведенная масса загрязняющих веществ, которая могла бы быть выброшена в атмосферу от стационарных источников, если бы не осуществлялись природоохранные мероприятия, усл. т;

- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха в r - м регионе, доли единицы.

Приведенная масса загрязняющих веществ, которая могла бы быть выброшена в атмосферу от стационарных источников


(16)


где - фактическая (расчетная, предполагаемая) масса i-го загрязняющего вещества, не допущенная к выбросу в атмосферу, т;

- коэффициент относительной эколого-экономической опасности i-го загрязняющего вещества, доли единицы.

Решение:

Найдем приведенную массу загрязняющих веществ:

= 0,5 1,2 0,1 12500,0 = 1250,6 усл. т.

Сумма предотвращенного ущерба:

= 74 1250,6 1,9 = 175834,36 руб.


6.3 Сумма предотвращенного ущерба от попадания загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками выбросов


Расчет суммы предотвращенного ущерба от попадания загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками выбросов.

Дано:

= 74 руб./усл

= 1,9

= 2,1 т (Оксид углерода)

= 0,40 (Оксид углерода)

= 0,5 т (Тетраэтилсвинец)

= 12500,0 (Тетраэтилсвинец)

Методика расчета:

Сумма ущерба, предотвращенного снижением выбросов в атмосферу от транспортных средств.


(17)


где - фактическое снижение выбросов в атмосферу i-го загрязняющего вещества транспортными средствами, т.

Решение:

Сумма предотвращенного ущерба от попадания загрязняющих веществ транспортными средствами:

= 74 1,9 (2,1 0,40 0,5 12500,0) = 8788681,04 тыс.руб.


6.4 Значение предотвращенного эколого-экономического ущерба вследствие прекращения деградации почв


Расчет предотвращенного эколого - экономического ущерба вследствие прекращения деградации почв.

Дано:

= 22,0 тыс.руб./га

= 0,3 га (ООПТ)

= 3,0 (ООПТ)

= 1,8 га (СЛТ)

= 2,5 (СЛТ)

Формула:

Сумма ущерба, предотвращенного недопущением деградации почв, вследствие природоохранной деятельности.


(18)


где - показатель удельного ущерба почвам и земельным ресурсам в r - м регионе, тыс. руб./га;

- площадь земель j-го типа, сохраненных от деградации вследствие природоохранной деятельности, га;

- коэффициент природно-хозяйственной значимости состояния почв (n) j-го типа, доли единицы.

Решение:

Сумма предотвращенного ущерба:

= 22,0 (0,3 3,0 1,8 2,5) = 118,8 тыс. руб.


6.5 Значение предотвращенного ущерба от загрязнения земель химическими веществами


Значение предотвращенного ущерба от загрязнения земель химическими веществами.

Дано:

= 22,0 тыс.руб./га

= 0,3 га (ООПТ)

= 3,0 (ООПТ)

= 0,1 (ООПТ)

= 1,8 га (СЛТ)

= 2,5 (СЛТ)

= 7,0 (СЛТ)

Методика расчета:

Сумма предотвращенного природоохранной деятельностью ущерба почвам от загрязнения химическими веществами.


(19)


где- коэффициент, учитывающий класс опасности i-го химического вещества, не допущенного к попаданию на земли j-го типа, доли единицы.

Решение:

Сумма предотвращенного ущерба:

= 22,0 × (0,3 × 3,0 × 0,1 + 1,8 × 2,5 × 7,0) = 694,98 тыс. руб.


.6 Значение предотвращенного ущерба от захламления почв несанкционированными свалками


Расчет предотвращенного ущерба от захламления почв несанкционированными свалками. При этом, в расчетах используется тот же тип почв, что и ранее, а площадь - в размере 20% от ранее учитываемой.

Дано:

= 22,0 тыс.руб./га

= 0,3 га (ООПТ)

= 3,0 (ООПТ)

= 1,8 га (СЛТ)

= 2,5 (СЛТ)

Решение:

Сумма предотвращенного ущерба составляет:

,0 (0,2 0,3 3,0 0,2 1,8 2,5) = 23,76 (тыс. руб.).

Вывод:

Вследствие упредительных мероприятий, исключающих сбросы загрязняющих веществ в водоемы, значение предотвращенного ущерба водным ресурсам в денежном выражении составит 7,03 тыс.руб.

Значение предотвращенного ущерба атмосферному воздуху вследствие упреждения выбросов от стационарных источников в данном случае принимает значение равное 175834,36 тыс.руб.

Сумма предотвращенного ущерба от попадания загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками выбросов в денежном выражении составила 11148,2 тыс. руб.

Сумма предотвращенного ущерба от попадания загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками выбросов в денежном выражении составила 8788681,04 тыс.руб.

Значение предотвращенного ущерба от загрязнения земель химическими веществами вследствие проведенных мероприятий составляет в денежном выражении 694,98 тыс.руб.

Значение предотвращенного ущерба от захламления почв несанкционированными свалками в денежном выражении составляет 23,76 тыс.руб.

Общая сумма предотвращенного эколого-экономического ущерба составила 8976389,37 тыс. руб.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"

2 Шабанов В.В. Введение в рациональное природопользование: учеб. Пособие. - М.: МГУП, 2007 - 189 с.

3 Бард B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики / B.C. Бард. М.: Экзамен, 2005. - 196 с.

4 Воробьев А.Е. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.

Четвертаков И. М. Инновации, инвестиции и хозяйственный механизм развития сельского хозяйства: монография / Под общей редакцией проф. И. М. Четвертакова, проф. В.П. Четвертаковой. - Воронеж: изд-во «Истоки», 2009. - 140 с.

Шимова О.С. Экономика природопользования / О.С. Шимова, Н.К. Соколовский: Учебное пособие 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012.-362 с.

В. Пахомова Экологический менеджмент / Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

8 Ример М.И. Экономическая оценка инвестиций / М.И. Ример, А.Д. Касатов, Н.Н. Матиенко; под общ. ред. М. Римера СПб.: Питер, 2006. -480 с

9 Инвестиции в охрану окружающей среды как необходимое условие улучшения качества природной среды и экологических условий жизни человека / Петко О.В. // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7 (205).

10 Методико-методологические подходы к оценке регионального природопользования / Степанько Н.Г. // Естественные и технические науки. 2010. - № 4

Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом в организации / Жданович В.В. // Научно-методический журнал, 2004. - № 4

Социально-экономическая и эколого-мелиоративная эффективность рационального природопользования / Поляков П.В. // Научный журнал КубГАУ, 2013. - № 92

13 Экологические инвестиции в России и странах СНГ // EcoRussia.info. - Электронный документ: #"justify">14 Основы рационального природопользования - Электронный документ: #"justify">15 Экономика природопользования - Электронный документ: http://studyspace.ru/lektsii-po-ekologii/ekonomika-prirodopolzovaniya.html


Теги: Эффективность экологических инвестиций в рациональное природопользование  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 17159
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эффективность экологических инвестиций в рациональное природопользование
Назад