Экономическое содержание рынка труда, его особенности и модели


КУРСОВАЯ РАБОТА

Экономическое содержание рынка труда, его особенности и модели


Введение

рынок труд правовой сегментация

Под разновидностями труда понимают форму выражения характера труда. Так, различают труд свободный и подневольный (принудительный); личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный, малосодержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; нормальной тяжести, тяжелый и особо тяжелый; нормальной напряженности и особо напряженный и другие.

Понятие свободного труда сформировано в Конституции Российской федерации. Там в статье №37 записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.


1. Сущностные характеристики и механизм построения современного рынка труда


В условиях рыночных отношений существенное значение в изучении проблем экономики труда имеет анализ рынков труда и занятости населения. Рынок труда и занятость населения занимают особое место в системе рыночных отношений. Рынок труда находится под воздействием многих факторов, большинство которых зависят от товарного рынка. Конъюнктура рынка формируется под воздействием состояния экономики, способа ведения хозяйства и структурных изменений, технического и организационного уровня предприятий, количественно-качественной сбалансированности средств производства и рабочей силы [2]. Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично отражают процессы, происходящие на рынке труда. Будучи неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Международная организация труда неоднократно называла ХХ век веком труда и людей труда [6]. Эволюция труда в ХХI веке представляет собой исключительное явление, где феноменальным аспектом выступают эффективность управления, создание будущих управленческих систем, распространение в обществе идей гуманизма в их феноменальной предопределенности. Рынок труда является важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, которые осуществляют повседневную эволюцию общества.

В связи с этим научный поиск путей решения проблем, связанных с построением благоприятных условий для повышение человеческого потенциала является актуальным и имеет большое теоретическое и практическое значение. Особого внимания требуют, прежде всего, вопросы регулирования занятости и рынка труда в целом. Основными направлениями экономического анализа в данном случае является выявление факторов, воздействующих на спрос и предложение, точнее на их соотношение, на рынке труда, на формирование занятости населения, организацию трудоустройства. Эти проблемы возникают и существуют во всех странах и рассматриваются учеными-экономистами как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. При этом глубокое понимание фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в осознании множества социальных проблем и явлений. Данные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, определили его композиционную платформу и цели.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное цель статьи можно определить следующие образом: изучить сущностные характеристики рынка труда и проанализировать механизмы его построения на современном этапе.

Сложность и многогранность проблемы рынка труда обусловили разносторонность подходов к ее анализу и существование многих направлений ее исследования. Мировой опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтах.

В современной литературе невозможно найти однозначную трактовку понятия рынка труда. Одни ученые считают, что рынок труда - это механизм (институт), который объединяет, сводит вместе продавцов товара «рабочая сила» (работников) и покупателей этого товара (работодателей) [5], другие - что он представляет собой механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы [3], третьи - что это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является купля-продажа товара особого рода - рабочей силы или способности человека к труду [11].

Также существует мнение, что понятие «рынок труда» и «рынок рабочей силы» отличаются друг от друга, поскольку рабочая сила представляет собой потенциальную способность к труду, а труд - функционирующую способность. Согласно данному тезису понятие «рынок рабочей силы» несколько шире, так как оно охватывает отношения не только занятых, но и относительно незанятых членов общества, которые активно ищут работу, т.е. включает в себя и занятых, и безработных. Понятие «рынок трудовых ресурсов» значительно шире, потому что характеризует трудовые ресурсы общества. Итак, согласно с данными утверждениями, рынок рабочей силы расширяет горизонты социально-трудовых отношений до масштабов экономически активного населения, а в узком смысле понятие «рынок рабочей силы» используется для характеристики отношений относительно безработных. Определенная часть экономистов полностью опровергает данный подход, поскольку ученые убеждены, что экономически приемлемым и равнозначным следует считать использование двух терминов - рынок рабочей силы и рынок труда, поскольку они тесно связаны, взаимодополняются, переходя в процессе рыночных отношений из одного в другой [4].

Принимая во внимание тот факт, что на современном этапе развития мировой экономики важной стратегической задачей любого государства является построение социально ориентированной рыночной модели, рынок труда, являющийся неотъемлемой составляющей данной модели, воспринимается и трактуется также через призму социально-ответственной экономики. Так, отечественные ученые Т. Смирнова [10] и А. Рофе [9] считают, что социально ориентированный рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений. Эти отношения регулируют воспроизводство рабочей силы в направлении формирования, распределения, перераспределения и его эффективного использования в условиях устойчивого экономического развития; обеспечивают высокий уровень занятости и доходов рабочей силы, а также приводят к высоким стандартам качества жизни населения.

Заслуживает отдельного рассмотрения, позиция зарубежных ученых, которые трактуют особенности и специфику рынка труда, опираясь на уже развитые экономические отношения, состоявшуюся инфраструктуру социума, эффективно действующие механизмы гражданского общества. Согласно данному подходу рынок труда представляет собой целостную систему взаимоотношений индивидов, организаций и государства, которая обеспечивает удовлетворение потребностей отдельной личности в развитии и воспроизведении, а также в росте благосостояния общества в целом.

В постсоциалистических государствах наиболее популярным является следующий подход к познанию сущности рынка труда. Являясь важнейшим элементом рыночной экономики, рынок труда представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила». Этот рынок выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности [7].

Наиболее удачным, по мнению автора, является утверждение о том, что в современной рыночной экономике о рынке труда следует говорить не только как о рынке живого труда. Существуют весомые доказательства включения в рынок труда также и рынка рабочих мест, потому что реально и постоянно существуют спрос на них и их предложение. Такой вывод можно сделать на основании рассуждения о том, что хозяйство предпринимателя, который является и работодателем, объединяет труд многих работников так, что каждый из них закрепляется за определенным рабочим местом, а все рабочие места связаны между собой технологией и внутрифирменной кооперацией. Поэтому предприниматель, покупая рабочую силу, одновременно предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь, и работник, продавая свою рабочую силу, создает спрос на определенное рабочее место. Итак, сделка купли - продажи рабочей силы произойдет лишь тогда, когда рабочее место соответствует требованиям работника и наоборот. Все это означает, что наемный работник и работодатель-предприниматель в равной степени выступают на рынке труда как владельцы: работник как собственник товара «рабочая сила», а работодатель-предприниматель как владелец своего хозяйства и всех рабочих.

Как известно, важнейшим компонентом рынка труда является механизм его построения и функционирования, посредством которого взаимодействуют и согласуются интересы различных групп работодателей и трудового населения. Их интересы разнонаправлены: первые стремятся к получению прибыли, вторые - к получению дохода. Причины несовпадения интересов могут носить не только экономический, но и организационный, технологический, политический и национальный характер. Механизм построения и функционирования рынка следует рассматривать как подсистему общего механизма регулирования экономической системы в целом, которую еще называют «механизмов равновесия» [8]. В условиях командно-административной системы так называемое равновесие «достигалось» путем обеспечения «полной занятости» при игнорировании проблемы порядка и регулирования. Учитывался только спрос на рабочие места, но не учитывалось предложение. Тоталитарному государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и в соответствии с личными интересами людей. Для него значимо другое - иметь население в безоговорочном подчинении, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Свободный рынок труда в такой ситуации просто не нужен. В условиях же переходной экономики существует потребность в создании механизма, адекватного существующей форме порядка вещей и учитывающего непрерывный инновационный процесс.

Я считаю, что определяя механизм построения современного рынка труда необходимо опираться:

·во-первых, на классификацию типов рынка труда в зависимости от звена общественного производства - на внутрифирменный и национальный (одновременно помня о том, что национальный рынок труда не может существовать отдельно от внутрифирменного),

·во-вторых, на фазы процесса воспроизводства рабочей силы, которые можно рассматривать или обобщенно, или более детально.

Известно, что в современных условиях не существует страны, в которой бы государственные органы не регулировали процессы воспроизводства рабочей силы как на национальном уровне, так и на уровне фирм, и в какой бы работодатели совсем не уделяли внимания определенным процессам воспроизводства рабочей силы. Можно говорить лишь о степени влияния государства и работодателей на эти процессы, которое зависит, прежде всего, от модели экономического развития, принятой в той или иной стране.

Формируя механизм современного рынка труда целесообразно рассмотреть виды регулирования, которые осуществляет государство в пределах рынка труда [2]:

·защитное, предназначенное для ограничения действий, которые приводят к незащищенности различных групп населения;

·поощрительное, направлено на создание условий, в которых могут осуществляться и развиваться определенные формы деятельности;

·ограничительное, которое осуществляется для исключения действий отдельных лиц или групп таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими;

·директивное регулирование, которое предусматривает влияние правительства на рынок труда с учетом интересов населения

·регулирование с помощью экономических финансовых мероприятий (налогов, субсидий), которые способствуют росту предложения на рынке труда или росту занятости.

Представляется целесообразным сделать акцент на принципах, которые должны быть положены в основу механизма построения современного рынка труда:

·принцип своевременности - синхронизации конкурентоспособных трудовых ресурсов с кадровой потребностью в настоящем;

·принцип системности - рассмотрение объекта и субъекта управления как единого целого;

·принцип целеполагания - определение направления развития для повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов в перспективе;

·принцип обратной связи и непрерывности - организация постоянного поступления информации о состоянии объекта, мониторинг;

·принцип эффективности - достижение цели и сопутствующих положительных результатов.

В контексте институциональных факторов и средств формирования национального рынка труда важное значение приобретает мотивационный механизм построения, который является неотъемлемой составляющей общего механизма развития всей социально-экономической системы страны. Определяющими блоками этого механизма являются следующие основные элементы (подсистемы): организационно-экономическая, административно-правовая и социально-психологическая.

Подводя итог проведенному исследованию можно отметить, что рынок труда является системой общественных и социальных отношений, в том числе юридических норм и институтов, обеспечивающих нормальное воспроизводство и эффективное использование труда, количество и качество которых соответствующим образом вознаграждаются. То есть рынок труда является конкретным проявлением системы общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений. Исходя из этого, механизм построения современного рынка труда представляет собой совокупность социально-экономических и институционально-правовых структур, форм и методов воздействия на факторы формирования и функционирования рынка рабочей силы, с помощью которых осуществляется мотивация общественных, групповых и личных интересов с целью достижения оптимального уровня качества рабочей силы.


2. Структура Рынка Труда


Рынок труда является системой конкурентных связей между отдельными участниками общего рынка, такими как государство, предприниматели и трудящиеся, по поводу найма работников и их использования в общественном производстве. Это определяет особенности современного рынка труда. Он является рынком трудовых ресурсов как товара. Цена и количество труда на нем определяются в результате объективного взаимодействия спроса и предложения. Этот рынок является сферой, где трудящиеся и наниматели могут вести совместные переговоры по поводу будущей оплаты труда и его условий.

Структура рынка труда включает пять основных сегментов. Прежде всего, это относительно немногочисленный, но очень качественный отряд высокопрофессиональных работников руководящего звена (менеджеров). Затем идут кадровые работники и служащие высокой квалификации. Далее следуют рабочие отраслей промышленности, которым свойственны структурные перестройки и периодические сокращения производства. Кроме этих групп выделяют группу работников трудоемких отраслей, для которых характерен низкий уровень производительности труда. Пятым компонентом является самый уязвимый слой трудящихся - молодежь, люди старшего возраста, лица с умственными и физическими недостатками, люди, которые не могут найти работу, в силу каких-либо причин.

Особенности формирования рынка труда оказывают влияние на все его компоненты и текущее состояние.

В последнее время в отраслевой структуре рабочей силы западных стран прослеживаются устойчивые тенденции к сокращению численности занятых в сельско - хозяйственной сфере и увеличение - в сфере услуг, а также наукоемких отраслях экономики.

В профессионально-квалификационной структуре также происходит эволюция. Само это понятие носит неоднозначный характер. С этой точки зрения рабочая сила включает в себя три понятия: профессиональную, квалификационную структуру рабочей силы, а также содержание квалификации.

Профессиональная структура подразумевает совокупность представителей разного рода профессий. Квалификационная структура связана с различным уровнем подготовленности и квалификации работников. Сегодня можно говорить о значительном росте образовательного уровня общей массы рабочей силы.

Структура рынка труда зависит от различных критериев. По пространственной принадлежности выделяют рынки мегаполисов, республиканские, федеральные, городские, областные, районные, краевые, сельские рынки труда. На межгосударственном уровне социально-трудовых отношений выделяют международный рынок и рынки регионов межгосударственного положения.

Исходя из критерия временных параметров, структура рынка труда включает текущий, перспективный и прогнозный рынки.

В зависимости от степени уравновешенности спроса и предложения выделяют равновесный (характеризуется сбалансированностью компонентов), избыточный (для которого свойственно превалирование предложения над спросом) и дефицитный (для которого свойственно превалирование спроса над предложением) рынки труда. Такие виды рынка могут иметь отношение к интегрированному, региональному или профессиональному труду.

Структура рынка труда определяется также этапностью развития рыночных структур. По этому критерию выделяют формирующиеся рынки, рынки переходного периода и развитой (зрелый) рынок труда.

Различают виды рынков труда в зависимости от критерия социальных групп. Это рынки физического труда (рабочие), интеллектуального (служащие), крестьянского, творческого (интеллигенция) и т.д.

Организационно-функциональная структура рынка труда включает в себя при развитой рыночной экономике такие элементы: принципы госполитики в области занятости; систему найма, включая контрактную систему; систему подготовки востребованных кадров; систему переквалификации и переподготовки; фонд поддержки безработных; биржи труда; регулирование занятости.


3. Особенности рынка труда в современной России


Особенности рынка труда в нашей стране необходимо анализировать с трех позиций: формирование политики занятости, которая должна учитывать специфику протекающих экономических тенденций; национальные черты и качества; ментальность населения.

К сожалению, особенности рынка труда в России в последние годы строятся на основании подходов и принципов, которые характерны для стратегий европейских стран. Но не всегда учитывается то, что их возможно воплотить в жизнь только в том случае, если провести адаптацию к отечественным реалиям.

Поэтому были разработаны приоритетные направления госполитики на 2011-2015 годы. Подробно рассмотрим основные из них.

1.Создание институционных, экономических и правовых условий, которые будут обеспечивать развитие эффективно функционирующего и гибкого рынка труда.

2.Преодоление структурного несоответствия предложения и спроса на рабочую силу.

.Создание условий для повышения качества рабочий силы, мотивации к труду и трудовой мобильности.

.Реализация права российских граждан на защиту от безработицы.

Что для этого нужно сделать? Особенности рынка труда и развитие основных его направлений предполагают принятие следующих мер.

1.Необходимо совершенствовать социально-трудовые отношения. Этот процесс будет включать в себя: развитие института соцпартнерства, что предполагает усиление его роли в трудовых взаимоотношениях; легализацию занятости; внедрение добровольного страхования на случай потери работы; окончательное оформление в соответствии с актами международного права положений в трудовом законодательстве, которые будут касаться соцпартнерства.

2.Особенности рынка труда в нашей стране напрямую зависят от роста промышленности, генерирующей новые и эффективные места для граждан. Поэтому важным является развитие этой сферы. Это позволит обеспечить повышение и интенсификацию производительности труда, снизить скрытую безработицу, развить и модернизировать все уровни и формы профобразования, которое ориентировано на потребности инновационной экономики и современного российского рынка. Помимо этого, развитие промышленности повысит конкурентоспособность граждан, будет способствовать развитию кадрового потенциала в организациях, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению длительной и структурной безработицы.

.Создание системы условий, которые помогут расширить предложения для рабочей силы на рынке труда. Этого можно будет достичь при помощи формирования гибких форм занятости для особой категории граждан (пожилых работников, инвалидов, женщин с малолетними детьми и так далее). Основным государственным механизм в данном случае является квотирование рабочих мест для этих категорий и внедрение механизмов стимулирования руководителей к тому, чтобы они осуществляли прием на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности.

.Особенности рынка труда требуют также совершенствования и развития системы госгарантий, защиты от безработицы.

.Необходимо формировать трудовую мобильность и систему условий для того, чтобы произошел процесс интеграции иностранной рабочей силы, учитывая перспективные потребности экономики. Но обязательно должен быть приоритетным принцип использования российских кадров.

.Планируется и увеличение институтов трудового рынка и частно-государственного партнерства, которые будут содействовать занятости граждан.

Рынок труда и его особенности - это один из индикаторов, который способен демонстрировать национальное благополучие, стабильность, эффективность социально-экономических преобразований.


4. Основные модели рынка


Рыночная экономика имеет сложную структуру, включает в себя множество производственных, финансовых, коммерческих и информационных компонентов, которые взаимодействуют друг с другом на основе правовых норм ведения бизнеса.

Рынок, сам по себе, является организованной структурой, в которую включаются производители и потребители, продающие и покупающие товары и услуги. В результате такого взаимодействия сторон устанавливаются рыночные цены и вырабатываются оптимальные потребности объемов продаж.

Структура рынка зависит, прежде всего, от количества продавцов и потребителей, которые участвуют в товарно-денежном обмене. Их отношения определяют характер соотношения на рынке спроса и предложения и порождают разные модели рынка.

Суть рынка проявляется, главным образом, через такое понятие как конкуренция. Она является центром тяжести в системе рыночного хозяйства. Конкуренция на рынке играет роль ускорителя процессов и стимулирования лучшего обеспечения товарами рынков. Основные модели рынка и их характеристика приведены ниже.

Выделяют следующие основные модели рынка.

Рынок совершенной конкуренции (полиполия). При большом количестве самостоятельных производителей одного рода товаров и массы отдельных потребителей товара структура рынка складывается так, что потребители получают возможность покупать товар у любых производителей, исходя из личных предпочтений. Производители, в свою очередь, имеют возможность продавать товар любому покупателю, исходя из своей выгоды. В такой ситуации потребители не имеют особой доли в общем спросе.

При полиполии изменения цен одного продавца вызывают реакцию только в среде покупателей, а не других продавцов. При этой модели рынка он открыт для всех, цена является величиной заданной, поэтому участники вынуждены ее принимать.

Совершенная конкуренция определятся такими предпосылками: неспособностью отдельных продавцов и покупателей серьезным образом влиять на ситуацию на рынке, отсутствием барьеров для входа на данный рынок новых игроков, отсутствие ограничений цен, спроса и предложения, свободный доступ к информации о главных характеристиках рынка.

Рынок несовершенной конкуренции (олигополия). Такой рынок характеризуется очень большим количеством потребителем и достаточно ограниченным количеством производителей, которые даже по отдельности способны удовлетворять значительную долю общего спроса.

В ситуации предельной структуры данного рынка, когда огромной массе потребителей противостоит один производитель, рынок превращается в монополию. При такой модели рынка как монополия один продавец выступает и производителем продукта, который не имеет товаров-заменителей. Монополист за счет этого приобретает рыночную власть и возможность полного контроля цен.

Если на рынке сосуществует довольно большое число производителей, готовых поставлять разнородную продукцию, то его называют рынком монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция в качестве модели рынка характеризуется большим числом производителей похожей, однако не идентичной продукции. Поскольку существует дифференциация продукции, то фирмы вступают в борьбу друг с другом через цены, а также с помощью еще большей дифференциации товаров. Монополистическая конкуренция характеризуется гетерогенностью товаров на рынке, отсутствием полной прозрачности рынка, стремлением производителей индивидуализировать свою продукцию.

Особый тип несовершенной конкуренции (монопсония). Этот рынок характеризуются присутствием на нем единственного потребителя и большого количества самостоятельных производителей. Потребитель может приобретать весь объем предлагаемого товара, поставляемого всеми работающими на рынке производителями.

Взаимосвязи между производителями и покупателями, когда единому потребителю соответствует единый продавец, называются двусторонней монополией и, по сути, вообще не являются рыночными (конкурентными) связями.


5. Государственное регулирование рынка труда


Появление серьезных социально-экономических последствий безработицы привели к необходимости вмешательства государства в сферу труда. За счет этого стало возможным видоизменить трудовые отношения, провести их регулирование и ограничить свободу рыночных сил. Как элемент, было создано мощное государственное правовое регулирование рынка труда, с помощью которого регулируются трудовые отношения (продолжительность рабочего дня, порядок найма и увольнения, предоставления выходных дней и т.д.) на интернациональном и национальном уровне.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется в двух формах - активной (повышения уровня занятости, создание новых рабочих мест, а также преодоление безработицы за счет переобучения и обучения работников) и пассивной (выплата пособий безработным).

Государственное регулирование рынка труда ставит перед собой выполнение следующих целей:

Обеспечение полной занятости, которая позволит исключить развитие циклической безработицы, не нарушая так называемого привычного уровня безработицы.

Если говорить об основном направлении, то в последнее время государственное регулирование рынка труда делает все, чтобы достигнуть полной занятости населения. Для этого применяются такие меры, как организация переобучения и переквалификации безработных, стимулирование инвестиций в экономику, развитие служб занятости, содействие в развитии мелкого и семейного предпринимательства, организация общественных работ, международное сотрудничество с целью решения проблем занятости, рассмотрения вопрос, связанных с международной трудовой миграцией.

Государственное регулирование рынка труда касается и поддержки тех лиц, которые оказались без работы. Такая социальная защита является пассивной формой политики государства. Лицам, которые по тем или иным причинам не могут устроиться на работу, государство гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, а также оказание социальной поддержке в виде материальной помощи, пособий по безработице и некоторых других выплат.

Насколько необходимо государственное, особенно правовое регулирование рынка труда? Понять это, проанализировав плюсы и минусы такой государственной политики. Государственное регулирование рынка труда приводит к тому, что заключение трудовых соглашений происходит не в свободной форме, а согласно закону. До недавнего времени работодатель в том случае, если не оформлялось официальное трудовое соглашения, мог на свое усмотрение устанавливать размер заработной платы и условия труда. Благодаря регулированию такое деяние ограничивается законом об условиях труда и минимальной заработной плате. Конечно, такое обстоятельство является плюсом государственного регулирования. Однако, с другой стороны, сторонники такого регулирования считают, что этот закон приводит к увеличению издержек работодателей, в итоге последние не могут действовать гибко. Так провоцируется рост безработицы, которая особенно высока в отдельных сферах деятельности. Причиной же этому является то, что установленный высокий уровень заработной платы и условия труда устраивают лишь самих рабочих, оставаясь невыгодными для организаций и фирм. В итоге последние буду избегать приема на работу тех людей, у который отсутствует хороший «послужной список». Их этого следует вывод: люди, которые долго не работали или не имеют необходимой квалификации, остаются нетрудоустроенными. Таким образом, государственное регулирование рынка труда не стоит рассматривать только с положительной стороны.


6. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России


В нашей стране регулированием ценных бумаг на рынке занимаются как компании, которые участвуют в фондовом рынке, так и государственные органы. Сегодня принято уже больше количество актов нормативного плана, регламентирующих погашение, выпуск и проведение торгов ЦБ на всей территории России. Основной задачей государственных органов, занимающихся регулированием рынка ЦБ, - создать равные условия для всех инвесторов и обеспечить безопасное проведение сделки с ценными бумагами торговых площадках России.

В государственных органах РФ главенствующая роль регулирования борота ЦБ осуществляется путем надзора за эмиссией ценных бумаг, созданных на основании требований установленных законодательством, а также лицензированием профессиональной деятельности тех, кто принимает участие в рынках.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг у нас в стране проводится на основании федеральных законов, принятых свыше 15 лет назад. Сегодня видно, что законодательная база претерпела значительные коррективы. Однако основной принцип, заложенный в большинство законодательных актов, это строгий надзор деятельности рынка ЦБ.

Основная задача правового регулирования ЦБ - открытость эмитентов, за счет которой инвесторы могут получать четкую картину о деятельности тех компаний владельцами ЦБ, которых собираются стать.

Предотвратить подлог со стороны эмитента возможно не всегда, поэтому государственным органам стоит большого труда не допустить обман инвесторов. В данный момент существует три основные функции, при помощи которых возможно осуществлять правовое регулирование ценных бумаг на российском рынке.

Первая функция - регистрация аналитиков и брокеров, занимающихся непосредственно торговлей ЦБ, а также предоставляющие консультации.

Вторая функция - обеспечение гласности. Эмитент, планирующий вывести ценные бумаги на рынок, обязуется опубликовать достоверную и полную информацию о своей деятельности.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в третьем случае - правопорядок на рынке ЦБ и его поддержание. Для этого контролирующие органы периодически устраивают проверки тех компаний, которые неоднократно допускают нарушения, работая на рынке ЦБ. В таких случаях они могут быть отстранены от сотрудничества с эмитентами и инвесторами.

В нашем государстве основной контролирующий орган, работающий с организациями, которые работают на рынке ЦБ - Федеральная комиссия. Приоритетная функция, которой является координация деятельности организация и разработка ее направления, установление общеобязательных условий как для участников сделок, так и до порядка их осуществления, а также лицензирование деятельности компаний осуществляющих сделки с ЦБ.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг не произойдет еще без одной немаловажной функции - обложения налогом участников сделки. За счет этого возможно регулировать активность на рынке.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России контролирует Федеральная комиссия по рынку ЦБ. Она создает и контролирует правила поведения эмиссии облигаций либо акции различных коммерческих учреждений, и, конечно же, проводит контроль над деятельностью тех, кто участвует в рынке ЦБ на торговых площадках нашей страны.

Еще один орган, принимающий участие в контроле над оборотом ЦБ в РФ - Федеральная служба, регулирующая финансовые рынки, а также занимающаяся обеспечением прав тех, кто владеет ценными бумагами. Помимо этого, в регулировании рынка участвуют торговые площадки, занимающиеся лицензированием организаций - брокеров, имеющих право на участие в торгах. Однако такая компания может лишиться права совершать сделки на российских рынках в тех случаях, если нарушаются правила размещения, продажи или покупки ценных бумаг.

Сегодня большинство участников торгов ЦБ считают действующее законодательство, которое осуществляет правовое регулирование рынка ценных бумаг, несовершенным, т.е. не отвечающим жизненным реалиям. По их мнению, оно требует основательной доработки. Но, смотря с другой стороны, за счет жесткого контроля различных органов, российский рынок стабилизировался в последние годы, поскольку большинство инвесторов проявляет все больший интерес к ценным бумагам.


7. Сегментация рынка труда в действии


На современном этапе развития экономических отношений, как это ни покажется странным некоторым не только обычным людям, но и экспертам, остается, как и прежде, человеческий потенциал исполнителя. Безусловно, огромное значение имеет технологический и технический прогресс, внедрение самых передовых технологий, которые в значительной степени способны заменить человека на монотонных и рутинных работах, исключить вредные и опасные условия, но тем важнее становится роль творчества во многих профессиях. Таким образом, результаты производства напрямую зависят от качества труда именно высокопрофессиональной и высококвалифицированной рабочей силы. Как следствие, сегментация рынка труда принимает последнее время все более выраженные очертания.


.1 Почему возникает сегментация рынка труда


Всем известна триада «капитал-земля-труд», являющаяся основой для увеличения производительности труда и, соответственно, доходов. Лишь последние несколько десятилетий в макроэкономических масштабах комплекс международного маркетинга показал, что определяющим фактором стал именно труд, именно квалифицированный труд. Результатом таких событий, безусловно, является усилившаяся сегментация рынка труда, то есть, такая ситуация, когда экономически нецелесообразно квалифицированному специалисту переходить в другую область, что в значительной степени затрудняет перемещение рабочей силы. Стоит отметить, что сегменты мирового рынка труда уже во многом сформировались, как устойчивые, малоподвижные формирования.


7.2 Перспективы перемен


Но это только одна сторона медали. Как показывает практика, не существует исключительно одностороннего факта или стопроцентно устойчивого процесса. Безусловно, сегментация мирового рынка стимулирует развитие специалистов узкого профиля, более того, работодатели готовы вкладывать достаточно большие средства в повышение квалификации, обучение своих рабочих и сотрудников (например, в США речь идет о десятках миллиардов долларов только частного капитала, не говоря уже о государстве, где эта цифра доходит до сотен). Но есть в этом процессе и обратный процесс. Обратите внимание, что основополагающими принципами большинства развитых государств (по крайней мере, де юре) является социальная ориентация производств, то есть во главу угла ставится социальная защита работника. Но этот факт означает, по крайней мере, мобильность последнего. Таким образом, все большее распространение получают различного рода курсы переподготовки рабочих по другим специальностям. Очень часто в этом заинтересованы и сами работодатели, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе и квалифицированной, в том или ином направлении производства.


.3 Мировой масштаб


Рынок трудовой силы становится в последние годы важным, можно сказать, стратегическим аспектом международной политики. Проблема миграции, к чему привел комплекс международного маркетинга, стоит очень остро в большинстве стран Европы, да и в Америке тоже. Так называемые перспективы социальной защиты населения притягивают как магнит разного рода группы людей, не являющиеся, по определению, иностранной рабочей силой. С одной стороны, есть желание привлечь высокопрофессиональных специалистов в страну, с другой - перспектива увеличения безработицы за счет приезжего населения. Тем не менее, исследования доказывают, что большинство российских работодателей отдают предпочтение исполнителям, способных работать творчески, созидательно, проявлять организационно-управленческие качества, к примеру, по опросам такие работники составляют порядка 40%.


Заключение


В заключение хотелось бы подвести итоги:

.рынок труда - это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение на рабочую силу, обеспечивается ее распределение и определение заработной платы на различные виды трудовой деятельности; в широком смысле: рынок труда - это система общественных отношений (в том числе взаимоотношений наемных работников и работодателей), социальных (в то числе правовых норм и институтов, которые обеспечивают воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование рабочей силы.

. В приведенном определении к рынку труда относится не только сфера обмена, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (это - восполнение способности к труду, поддержание определенного уровня профессиональной подготовки, квалификации, переподготовки и т.д.) и сфера использования рабочей силы (время от времени возникает необходимость корректировки условий оплаты труда, продолжительности и интенсивности труда, соотношения времени труда и отдыха и т.д.).

Исходя из выше приведенного определения рынка труда, составными частями и основными элементами его будут:

) субъекты рыночных отношений: работодатели и ищущие работу люди;

) правовые акты, которые регламентируют отношения субъектов рынка труда;

) конъюнктура рынка труда - соотношение спроса и предложения рабочей силы, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды трудовой деятельности и уровень занятости;

) службы занятости населения;

) инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и т.д.:

) система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, безработных;

) альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и т.д.;

. Анализ современного состояния рынка труда дает основание для ряда выводов. Для него характерно то, что скрытая безработица увеличивается значительно быстрыми темпами, чем явная. Отсутствует развитая инфраструктура рынка труда. Из-за низкой мобильности рабочей силы большую роль играет региональная сегментация рынка труда. Поскольку, стратегия трансформации российской экономики осуществляется в настоящее время в направлении создания в РФ социально ориентированной рыночной экономики (сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, решение проблем безработицы, формирование законодательной и институциональной базы и т.д.), то для этого необходимо усилить роль государства, как посредника между субъектами рынка труда - работодателями и наемными работниками.


Список литературы


1. Биксина Н.А. Проблемы оценки ситуации на рынке труда // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. - 2012. - №3. - С. 77-80.

. Змияк С.С. Современные представления о рынке труда // Труд и социальные отношения. - 2011. - №9. - С. 24-32.

. Козыренко Ю.В. Российский рынок труда в условиях кризиса. - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 44 с.

. Колосова Р.П. Формы занятости населения в инновационной экономике: учебное пособие / Р.П. Колосова, Т.О. Разумова, М.В. Луданик; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Экономический фак., Каф. экономики труда и персонала. - Москва: МАКС Пресс, 2008. - 253 с.

. Курбышев Д.Н. Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики. - Москва: Лаборатория Книги, 2010. - 211 с.

. Макунина И.В., Миронцева А.В. Безработица как негативный фактор влияния на рынок труда // Дайджест-финансы. - 2012. - №5. - С. 56-61.

. Перова М.Б. Оценка и прогнозирование неформальной занятости населения на рынке труда России. - Вологда: ВоГТУ, 2012. - 167 с.

. Проблемы рынка труда и формирования трудовых ресурсов: материалы II международной научно-практической конференции, г Москва, 16 декабря 2011 г. / Ин-т деловой карьеры, Каф. экономики и упр.; [редкол.: Назаров В.А., Сковиков А.К., Медвидь М.М.]. - Москва: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012. - 286 с.

. Рофе А.И. Рынок труда / А.И. Рофе. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: МИК, 2012. - 374 с.

. Смирнова Т.Л. Современные тенденции развития рынка рабочей силы в России. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012. - 314 с.

. Тащев А.К. Человек на рынке труда и в сфере материального производства // Вопросы экономики и права. - 2011. - №38. - С. 79-84.

. Е.Ф. Борисов. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996

.А.П. Казаков, Н.В. Минаева Экономика. Курс лекций. М., 1998

. Заславский И. К новой парадигме рынка труда. Вопросы экономики. - 1998. - №2

. И. Заславский, К характеристике труда в современной России (очерк социально-трудовой политики) «Вопросы экономики», 1997, №2

. Т. Четвернина, Положение безработных и государственная политика на рынке труда «Вопросы экономики», 1997, №2

. Гордон Л. Права человека, условия труда и уровень жизни в переходной России. Мир России. 1996. №4

. Тихонова Н.Е. Особенности формирования проблемных групп на рынке труда. Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии. М., 1997


Теги: Экономическое содержание рынка труда, его особенности и модели  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 47106
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическое содержание рынка труда, его особенности и модели
Назад