Экономическое развитие Северо-Западного федерального округа

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава 1. Общая характеристика северо-западного федерального округа

.1 Характеристика округа

.2 Экономические характеристики округа

Глава 2. Условия экономического развития северо-западного федерального округа

.1 Предпосылки экономического развития округа

.2 Инвестиционный климат в округе

Глава 3. Проблемы и перспективы экономического развития северо-западного федерального округа

.1 Проблемы развития округа

.2 Перспективы развития Северо-Западного федерального округа

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Россия, имея обширную территорию с большим количеством регионов, в основу свое региональной политики вкладывает приоритет активного экономического и демографического развития.

Северо-Западный Федеральный округ является одним из своеобразных районов России со специфичным протеканием социально-экономических, этнических и демографических процессов. На протяжении длительного времени регион выделялся относительно высоким естественным приростом численности населения. Если на большей части страны ещё в конце 1980-х годов произошел переход от расширенного к суженному типу воспроизводства, то для некоторых территорий Северо-Западного Федерального округа, несмотря на общероссийские тенденции депопуляции, по-прежнему отмечается (или отмечалось до последнего времени) увеличение численности населения.

Северо-Западный регион, являясь одним из самых крупных, привлекает к себе внимание не только своим многонациональным составом и богатством природных ресурсов, но и сложностью социально-политической и экономической обстановки.

Данное обстоятельство обуславливает особый интерес к данным аспектам развития региона и необходимости их глубокого анализа.

Цель исследования - анализ динамики экономических показателей Северо-Западного Федерального округа и выявление основных проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд следующих задач:

рассмотреть экономико-географическое положение региона;

оценить кадровый и трудовой потенциал;

рассмотреть динамику экономических показателей в регионе;

выявить особенности и проблемы экономического состояния региона;

определить перспективы развития региона.

При написании работы использовались данные Госкомстата РФ, материалы переписей за 1989, 2002 года, а также научные работы Зайончковской Ж.А., Белозерова В.С., Ганеевой Е.И., Захарова С.В., Рязанцева С.В., Рыбаковского Л.Л. и других.

Основными методами исследования: статистический, описательный, сравнительный, картографический методы, анализ литературы по исследуемой теме, прогнозирование экономических показателей.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА


.1 Характеристика округа


Северо-Западный федеральный округ образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849.

Общая территория Северо-Западного федерального округа составляет 1 млн. 687 тыс. кв. км, или 9,9 процента территории Российской Федерации.

На ней проживают 13 млн. 660 тыс. человек, или 9,5 процента населения Российской Федерации. Средняя плотность населения - 8,1 чел. на кв. км.

Городское население составляет 83,7 процента, сельское - 16,3.

Мужчины составляют 45,8 процента, женщины - 54,2.

В состав округа входят:

Республика Карелия,

Республика Коми,

Архангельская область,

Вологодская область,

Калининградская область,

Ленинградская область,

Мурманская область,

Новгородская область,

Псковская область,

г. Санкт-Петербург,

Ненецкий автономный округ.

Административный центр округа - г. Санкт-Петербург.

СЗФО занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.

Площадь округа составляет 1677,9 тыс. кв. километров - 10,5% территории России. В СЗФО проживают 14484,5 тыс. человек, из которых городское население - 11844,6 тыс. человек (81,8%). Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей - городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Средняя плотность населения в округе - 8,6 человека на 1 кв. километр. Национальный состав неоднороден: большая часть населения - русские, среди других наций преобладают коми, карелы, саами, ненцы.

Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах). Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки - Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озёр, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озёра Европы - Ладожское и Онежское.

В округе сосредоточено около 50% лесных ресурсов европейской части России, причём хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия. Специализация хозяйства округа территориально резко дифференцирована. Так, север и северо-восток СЗФО в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Всё большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.


.2 Экономические характеристики округа


Доля округа в промышленном производстве России - более 11 %, в производстве сельскохозяйственной продукции - 6,2 %.

Основные отрасли промышленности округа:

машиностроение, в том числе радиоэлектроника, приборостроение, судостроение;

топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, газа, угля, сланцев, производство электроэнергии);

заготовка и переработка древесины;

черная и цветная металлургия;

пищевая и легкая промышленности;

судостроение;

производство строительных материалов.

Четырем самым развитым регионам Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербург, Мурманская область, Вологодская область, Республика Коми) принадлежит 79 % валового регионального продукта и 67 % промышленного производства. Лидирующее положение в экономике округа занимает город Санкт-Петербург, обеспечивая около 39 % ВРП и 31 % промышленного производства.

В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоёмкой продукции в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства определяет экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Регион занимает второе место среди федеральных округов (после Центрального) по объёму привлечённых иностранных инвестиций, четвёртое - по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет, пятое - по объёмам ВРП и промышленного производства. Денежные доходы населения округа находятся на среднероссийском уровне.

Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа, обеспечивая 39% его ВРП, 31% промышленного производства, 49% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет. Четыре самых развитых субъекта СЗФО (Санкт-Петербург, Мурманская и Вологодская области и Республика Коми) концентрируют 79% ВРП округа, 67% промышленного производства, 75% поступлений налогов в федеральный бюджет.

Ведущее место в хозяйственном комплексе округа принадлежит промышленности, в которой занято свыше 23% от общей численности занятых в экономике и около 37% работающих в основных отраслях материального производства. Заметную роль в структуре занятости играют также торговля и общественное питание, строительство и транспорт.

В структуре промышленного производства, с одной стороны, значительное место занимают сырьевые отрасли: топливная (более 9% всей промышленной продукции), чёрная металлургия (почти 13%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (свыше 11%). С другой стороны, мощное развитие в крупных промышленных центрах получили различные отрасли машиностроения и металлообработки (более 15%), а также пищевой (около 17%) промышленности.

Важнейшим экономическим, научным и культурным центром округа и страны в целом является город Санкт-Петербург с населением около 4,7 млн человек. Город специализируется на продукции энергетического машиностроения, тракторостроения, судостроения, точного приборостроения, радиоэлектронной, химической и нефтехимической, лёгкой и пищевой промышленности. Значительную роль в экономике Санкт-Петербурга играет транспортный комплекс, и прежде всего - морской порт, обслуживающий перевозки экспортных грузов и импортируемых товаров. Постоянно возрастает значение города как одного из крупнейших общеевропейских культурных центров и места концентрации внутреннего и международного туризма.

Северо-Западный округ является крупной минерально-сырьевой базой РФ. Выделяются запасы руд чёрных и цветных металлов - железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова, бокситы, титаносодержащее сырьё. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения.

Топливно-энергетический комплекс округа опирается в значительной степени на собственные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) - нефть, газ, уголь, сланцы, торф и гидроэнергетический потенциал. По уровню обеспеченности ими округ занимает одно из ведущих мест в европейской зоне России, хотя является дефицитным по нефти и особенно по газу. Характерной особенностью энергетического сектора региона является неравномерное размещение центров добычи и потребления ТЭР. Основная часть добычи нефти, газа и угля сконцентрирована на востоке округа, а потребление - в западной части, что обусловливает развитие в регионе энерготранспортных систем.

По объёмам добычи нефти Северо-Западный округ занимает третье место, уступая лишь Приволжскому и Уральскому округам. На территории СЗФО действуют 2 нефтеперерабатывающих завода - Ухтинский и Киришский. По объёму добычи угля округ занимает первое место в европейской зоне страны. Добыча угля ведётся в Печорском угольном бассейне, где расположены крупнейшие месторождения - Интинское, Воргашорское и Воркутинское. В СЗФО формируются 2 нефтегазодобывающих района: Юго-Восточный - на базе месторождений Республики Коми и Северный - на базе залежей Архангельской области, Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. В ближайшее пятилетие Республика Коми будет оставаться основным нефтегазодобывающим районом, однако в дальнейшем большая часть нефти и газа будет добываться на севере региона.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. СЗФО - крупнейший в европейской части страны поставщик своей продукции основных отраслей рыночной специализации, импортёр оборудования для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области судостроительная отрасль представлена широким рядом предприятий, ведущих строительство судов и военных кораблей практически любых классов. Непосредственно в Санкт-Петербурге размещены производства ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Алмаз». В Калининградской области (выход в Балтийское море) размещено ОАО «ПСЗ «Янтарь» (г. Калининград). В Архангельской области в г. Северодвинске размещены ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» и ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», а также в г. Архангельске, в Мурманской области в г. Североморске действуют мощности судоремонтного комплекса, обслуживающего корабли Северного флота.

Машиностроительные предприятия, ориентированные на обслуживание портовой инфраструктуры и транспорта, размещены в Санкт-Петербурге (ОАО «Звезда», Завод им. Егорова), Ленинградской (ООО «Завод ПТО им. С.М. Кирова», «Трансмаш» г. Тихвин, ООО «ПФ «АСК» п. Стрельна) и Калининградской областях (ОАО «Балткран»)

Регионы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Калининградская область, разместили на своей территории сеть автосборочных производств. В Санкт-Петербурге работают производственные предприятия: ООО «Дженерал Моторс авто»; ООО «Тойота мотор Россия»; ООО «Нисан Мануфактуринг Рус»; ЗАО «Яровит-Моторс» (производство грузовых автомобилей различного назначения); ООО «Скания-Питер».

В Ленинградской области, помимо завода ЗАО «Форд Мотор Компании», планируется запуск предприятия по производству шин (г. Всеволожск) и завода по производству автостекла (г. Кириши).

В Калининградской области группа компаний «Автотор» занимается производством автомобилей «Kia», «BMW», «GM DAT», «Hummer», «Chevrolet», «Opel» и «Cadillac».

В регионах округа, ориентированных на лесохозяйственную деятельность, существует высокий потенциал развития машиностроения, ориентированного на лесозаготовку, транспортировку, первичную и глубокую переработку древесного сырья. Так, например, запас лесных ресурсов Республики Карелия составляет более 982 млн. кубометров. Запас спелых и перестойных насаждений - около 437 млн. куб. м. При этом средний ежегодный объем лесозаготовки - около 7 млн. кубометров - составляет менее 70% расчетной лесосеки. То есть лесозаготовка здесь имеет запас роста без всякого ущерба для природы. В развитии отрасли предпочтительно движение к более полным циклам переработки сырья и к производству конечной продукции.

Дефицит производственных мощностей наблюдается в сфере добычи и переработки минералов. Предприятия, ориентированные на производство горного оборудования и карьерной техники представлены только компаниями «Механобр» и ОАО «ОМЗ», расположенными в Санкт-Петербурге.

Наукоемкое машиностроение локализовано преимущественно в Санкт-Петербурге, где существует развитая база для разработки новых типов оборудования на уровне современных стандартов. В области судостроения это проектно-конструкторские бюро, которые проектируют перспективную морскую технику для освоения шельфа, военно-морского, ледокольного флота и судов для транспортировки углеводородов.

В отрасли авиастроения, производится широкая номенклатура комплектующих летательных аппаратов различного назначения: авиационные двигатели, агрегаты, аэрокосмическое оборудование и системы для военной и гражданской авиации, в том числе бортовая аппаратура, системы контроля авиадвигателей, регистрации полетных данных, бортовые вычислительные системы.

Развитая инженерная инфраструктура и высокий научно-технический потенциал Петербурга используется предприятиями энергомашиностроения (Ижорский, Кировский, Обуховский заводы, заводы турбинных лопаток, Электросила-Сименс, «Звезда» и др.).

В Вологодской области (г. Череповец) специализация экономики региона на производстве металлургической, лесной и пищевой продукции обусловила развитие машиностроения, ориентированного на производство транспортных средств, оборудования для деревообработки и мясомолочной промышленности.


ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА


.1 Предпосылки экономического развития округа


Развитие округа обусловлено определенными предпосылками, факторами и показателями его современного состояния. На территории СЗФО находятся и обширные сельскохозяйственные угодья (Ленинградская, Псковская, Новгородская области), и значительные запасы природных ресурсов (Республики Карелия и Коми, Архангельская область), и мощные центры промышленности (Санкт-Петербург, Мурманск, Вологда, Норильск и др.). Развита транспортная инфраструктура (в том числе здесь находятся крупнейшие российские порты - Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Калининград). В регионе сосредоточен мощный научный и научно-производственный потенциал, в том числе на предприятиях и в организациях ВПК (Санкт-Петербург, Мурманск).

Показатели развития промышленности свидетельствуют о стабильном положении в данной отрасли (см. Таблицу 1.)


Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и субъектов РФ, расположенных в пределах СЗФО, в январе-августе 2013 г.

Индекс промышленного производства январь-август 2013 в % к январю-августу 2012Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, по видам экономической деятельности, млн. рублейдобыча полезных ископаемыхобрабатывающие производствапроизводство и распределение электроэнергии, газа и водыРеспублика Карелия88,431 78328 46913 525Республика Коми101,7140 087107 07625 479Архангельская область90,598 729110 16619 847в том числе Ненецкий АО95,197 1326411 358Вологодская область103,1276244 91021 263Калининградская область97,210 140218 42913 273Ленинградская область93,711 935350 23273 476Мурманская область103,463 06151 49733 371Новгородская область103,669983 9328 671Псковская область98,452938 8905 279г. Санкт-Петербург100,04 8751 405 822112 153

Показатели состояния и динамики развития трудовых ресурсов свидетельствуют о том, что в округе есть потенциал для активного развития (см.Таблицу 2.) Однако, достаточно сложная ситуация с безработицей.


Таблица 2

Показатели состояния трудовых ресурсов СЗФО, 2013 г.

Номинальная начисленная средняя заработная плата в мае 2013Индекс потребительских цен в июне 2013Численность безработных в июне 2013 годарублейв % к маю 2012в % к апрелю 2013в % к декабрю 2012в % к маю 2013в % к июню 2012в % к маю 2013Республика Карелия27 783109,7104,6104,2100,692,096,0Республика Коми37 414114,495,1103,6100,376,791,8Архангельская область30 408114,1103,4102,9100,596,897,4в том числе Ненецкий АО60 530113,4100,5101,8100,577,585,2Вологодская область24 562108,799,1103,2100,486,495,7Калининградская область24 783109,9101,3104,3100,279,896,1Ленинградская область29 449109,699,6103,1100,489,297,3Мурманская область42 613108,5105,3103,3100,483,693,2Новгородская область23 097114,4105,3103,3100,393,4101,6Псковская область20 643115,0104,3103,8100,493,496,1г. Санкт-Петербург36 320112,0100,0104,1100,583,493,9экономический инвестиционный федеральный округ

СЗФО обеспечивает 7% общероссийской добычи нефти (33,4 млн. тонн), 0,5% добычи газа (2,8 млрд. куб. м) и является регионом с устойчиво растущей нефтедобычей. На округ приходится 8,6% извлекаемых запасов нефти промышленных категорий и 10% запасов газа. Шельф арктических морей обладает значительным ресурсным потенциалом, и по результатам геологоразведочных работ здесь могут быть подготовлены для освоения новые запасы как нефти, так и газа.

Существуют объективные причины ожидать роста добычи углеводородного сырья в регионе и в дальнейшем. Ресурсная база нефти и газа выработана значительно меньше, чем в большинстве других округов.

При этом развитие добычи в Арктической зоне неизбежно потребует восстановления и модернизации ледокольного флота, создания производств в интересах трубопроводного транспорта. Предполагается также строительство и модернизация перерабатывающих предприятий:

расширение мощностей «Киришинефтеоргсинтез» на 12 млн. тонн в год за счет поставок нефти по второй очереди Балтийской трубопроводной системы;

строительство в пос. Териберка НПЗ (5 млн. тонн), ориентированного на сырье Приразломного и Штокмановского месторождений;

строительство нефтеперерабатывающего завода (6 млн. тонн) в рамках комплексного развития Мурманского транспортно-логистического узла;

строительство НПЗ в Усть-Луге (8,5 млн. тонн);

завершение строительства НПЗ «Енисей» в г. Усинск мощностью 1 млн. тонн в год (Республика Коми);

строительство завода по производству сжиженного газа в пос. Индига на ресурсной базе Кумжинского МСЦ;

строительство Интинского ГПЗ на ресурсной базе Интинского МСЦ;

строительство НПЗ и сети АЗС «Авро» (Новгородская область).

К основным тенденциям развития машиностроительного комплекса, следует отнести:

. Продолжается рост спроса в тех сегментах рынка машиностроительной продукции, где дефицит производственных мощностей носит общефедеральный характер (специализированная строительная, дорожная, лесная, горная и карьерная техника, силовые агрегаты, средства транспорта различного назначения, средства малой механизации, станочный парк, сварочное оборудование, сельскохозяйственная техника).

. Доля типовых проектов и однотипной продукции, предлагаемых потребителям всеми сегментами экономики, неуклонно снижается. Соответственно повышаются требования, как к уровню специализации выпускаемой техники и оборудования, так и к возможностям их переналадки.

. Сохраняется высокая доля государственных заказов на продукцию существующих в регионе предприятий машиностроительной отрасли, что может отрицательно влиять на конкурентоспособность продукции.

. Сохраняется тенденция разукрупнения существующих в регионах СЗФО предприятий машиностроения, вызванная экономическими (рыночными) причинами.

. Наблюдается падение внутреннего спроса на отдельные виды машиностроительной продукции (станки, приборы и др.).

Все перечисленные и ряд иных тенденций могут рассматриваться и быть использованы как факторы, способствующие развитию машиностроения.

В частности, дефицит машиностроительной продукции привел к заметному расширению сети сборочных производств, инициировал возникновение бизнеса на сегменте поставок импортной техники и оборудования.

Так, существенное влияние на развитие автомобилестроения в регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области оказывает увеличение числа коммерческих компаний ориентированных на поставку, дооборудование и сервисное обслуживание импортной автомобильной, тракторной и специальной техники:

Петербургские компании «Грузомобиль», «СоюзАвто», «ПетроАвто», представительство компании «Цепеллин» (Тосно) активно используют лизинговые схемы при выполнении заказов потребителей и способствуют организации специализированных сервисных центров на территории региона.

Увеличение числа профессионально подготовленных операторов создает спрос на услуги учебных центров, при этом сверхцентрализация образовательной системы не позволяет использовать квалификацию специалистов ВУЗов, в результате чего большинство курсов подготовки и переподготовки операторов относится к сегменту бизнеса фирм-поставщиков.

Рост спроса на специализированную технику создает потенциал развития в регионе сети малых опытно-конструкторских производств. В то же время сосредоточение существенной доли проектно-конструкторского потенциала в сфере ОПК увеличивает риски размещения заказов у иностранных компаний. Так, в условиях появления новых перспектив по созданию в округе предприятий по производству металлорежущего инструмента с использованием технических алмазов, добываемых на месторождениях им. Ломоносова и им. Гриба в Архангельской области, существует равная вероятность реализации данного проекта на базе действующих предприятий отрасли, либо организации простого экспорта алмазного сырья.

2.2 Инвестиционный климат в округе


Факторами, определяющими инвестиционную привлекательность региона, являются: близость к европейским странам, политическая стабильность, состояние платежеспособного спроса на инвестиционные и потребительские товары, которое на Северо-западе выше, чем в среднем по России (хотя, к сожалению, значительно уступает, например, Москве), значимый туристический потенциал, который определяется наличием культурно-исторических памятников, имеющих всемирное значение (музеи, театры и парки Санкт-Петербурга; старинное зодчество русского Севера - Вологда, Кижи; Старая Ладога, Пушкинские горы; Новгородский кремль и др.), относительно мягкие климатические условия и т.д. Как известно, важнейшей составляющей инвестиционного климата является законодательство.

Отраслевая структура инвестиций в экономику Северо-запада в целом совпадает с общероссийской. Основные сферы - промышленность (в основном ТЭК, добывающая), торговля и общественное питание, транспорт и связь. Следует отметить, что 70% всех инвестиций США в РФ вложены всего в 6 субъектов федерации, из них 3 - в Северо-Западном округе (Санкт-Петербург, Ленинградская обл., республика Коми).

Крупнейшими инвесторами являются известные фирмы: США - "Кока-Кола", "Пепси Ко" (пищевая промышленность), "Дженерал Электрик" (электротехника, телекоммуникации), "Конако" (СП "Полярное сияние" в республике Коми), "Ай-си-эн фармасьютикалс" (фармацевтическая промышленность), "Катепиллар" (завод по производству дорожной техники в Тосно Катепиллар-Тосно), "Проктер энд Гэмбл" (химическая промышленность, парфюмерно-косметическая), "Корнинг-Индепендент" (средства связи) и др.

В экономику Северо-запада вложено свыше 50% всех инвестиций германского капитала в Россию. Крупнейшим немецким инвестором является "Сименс" (концерн приобрел пакеты акций ряда предприятий Северо-запада - АО "Электросила", АО "Металлический завод" и др.).

Один из крупнейших инвесторов Северо-запада - "Де Бирс" (монополист мирового рынка алмазов) - стратегический инвестор проекта разработки алмазного месторождения им.Ломоносова (Архангельская обл.), 54% акций "Североалмаза" принадлежит СП "Согласие - De Beers Diamond Corporation".

Традиционный партнер Северо-запада - Финляндия. Примечательно, что практически весь объем финских зарубежных инвестиций приходится на экономику Северо-Западного региона (около 80%). Сферы вложения инвестиций: деревообрабатывающая промышленность, целлюлозно-бумажная, телекоммуникации и средства связи; экология Балтийского моря; добывающая промышленность (республика Карелия, г.Костомукша, ГОК), энергетика (в 1998г. финский концерн "Иматра Войма" приобрела 5% акций АО "Ленэнерго", договор о совместной деятельности до 2010 г.).

В отдельных регионах приток прямых иностранных инвестиций оказывает положительное влияние на развитие их экспортного потенциала.

Это связано с тем, что большая часть инвестиций направлена в экспортоориентированные отрасли (например, в Республике Карелия - в горнодобывающую промышленность, в лесную отрасль).

При этом, можно сделать вывод о том, что общий объем инвестиций, включая прямые иностранные инвестиции, весьма незначителен по отношению к промышленному потенциалу Северо-Запада, чтобы оказать существенное качественное влияние на экономический рост. Реализованные инвестиционные проекты еще слишком немногочисленны, чтобы стать своеобразными "центром кристаллизации" для общеэкономического роста, т.е. чтобы создать устойчивый платежеспособный спрос в других отраслях, например в производстве упаковочных материалов, машиностроении (оборудование и станки), развитии инфраструктуры и т.д.

Можно выделить основные причины того, что потенциально привлекательный регион недоинвестирован.

. Психологические причины: пока сохраняется общий неблагоприятный имидж России в восприятии среднего западного инвестора (политическая и экономическая нестабильность, коррупция, криминал);

. Информационные причины: во-первых, крайне слабо ведется организованная работа по поиску и привлечению потенциально важных инвесторов; во-вторых, практически не используется для привлечения инвесторов опыт уже реализованных проектов; в-третьих, практически отсутствует доступная и подробная информационная база для инвесторов, которая помогла бы им ориентироваться во всех аспектах инвестиционных отношений.

В результате всего вышеперечисленного иностранные инвесторы вкладывают капитал в Северо-Запад РФ весьма осторожно, в небольших объемах, в основном избирая отрасли, в которых инвестиции быстро окупаются (пищевая промышленность, ТНП) или отрасли с низкой степенью обработки сырья (ТЭК, конкурентоспособное сырье - никель, кобальт и др.). Однако в последнее время эта ситуация постепенно начинает меняться. При этом отрадно отметить, что вложения в наукоемкие отрасли, связь, телекоммуникаций осуществляют крупные фирмы, такие, как "Сименс", уже длительное время работавшие в России.

Для того чтобы улучшить существующую ситуацию, в настоящее время предпринимаются следующие шаги по созданию более благоприятного инвестиционного климата:

Разрабатываются новые процедуры согласования проектов, которые становятся более простыми, понятными и эффективными.

В настоящее время идет работа по определению приоритетных сфер вложения инвестиций. Инвестора нельзя заставить вкладывать в приоритетные для нас отрасли, но можно и должно создать такие условия в этих отраслях, что инвестор захочет вкладывать туда свои деньги. Таким образом, инвестиционное законодательство должно стать эффективным инструментом государственного регулирования инвестиций. Для Северо-Западного округа в качестве приоритетных направлений можно выделить, например, наукоемкие отрасли промышленности (станкостроение, точная механика и оптика, в том числе волоконная, электромеханическое оборудование, средства связи), тяжелое машиностроение (в том числе силовое, транспортное) и т.д. Причины выделения именно этих направлений связаны с уже существующей производственной базой, наличием квалифицированных кадров, научных разработок.

Существует понимание того, что для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли необходимо применять проактивный подход, в соответствии с которым сами инициаторы проектов идут к тем потенциальным инвесторам, которых хотелось бы привлечь, и работают с ними индивидуально. Это поможет, с одной стороны, сломать лед недоверия к России в целом и к округу в частности и, с другой стороны, максимально повысить эффективность реализации приоритетных проектов. В настоящее время идет серьезная работа по формированию взаимосвязанных со всеми субъектами крупных единых проектов в границах округа. В первую очередь это касается проектов развития инфраструктуры.

Представляется важным так же такое направление интенсификации инвестиционного процесса как создание реально функционирующих свободных экономических зон, районов интенсивного экономического развития.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА


.1 Проблемы развития округа


Для Северо-Западного федерального округа характерны общероссийские тенденции экономического, социального и пространственного развития, проявившиеся за последние два 10-летия. Это касается институциональных изменений, экспортной ориентации экономики, трансформации структуры хозяйства и появления новых элементов экономики.

Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, произошедшее к 2000 году, не компенсировалось их ростом в последние 10 лет. Увеличились объемы деятельности в сфере транспорта, торговли и общественного питания, а также финансово-кредитных услуг. Среди структурных изменений в экономике Северо-Западного федерального округа следует отметить быстрое перераспределение производства при сокращении выпуска в легкой промышленности, машиностроении, промышленности строительных материалов, а также объемов деятельности и занятости в сфере науки и научного обслуживания. В целом сохранили свои позиции сферы высшего образования и здравоохранение.

К 2020 году предполагается довести долю машиностроения в промышленности округа до 30%, а ее долю в экспорте - до 20%. Достижение этих показателей связано с решением ряда существенных проблем:

. Фискальная система в Российской Федерации не стимулирует выпуск отечественной продукции с длительным циклом разработки и производства. Значительная доля «ценообразующих» налогов и прочих неналоговых финансовых изъятий требует пересмотра.

. Отсутствует устойчивый спрос на продукцию машиностроительных предприятий при высокой капиталоемкости научных разработок и производства, что свидетельствует об отсутствии долгосрочной промышленной политики.

. Высокая стоимость кредитных ресурсов на внутреннем финансовом рынке и отсутствие эффективных механизмов государственной финансовой поддержки предприятий машиностроительного комплекса.

. Неоправданно высокая стоимость энергоносителей и транспортных услуг. Отсутствие возможности формирования инновационного капитала (фондов развития) на предприятиях

. Общий дефицит трудовых ресурсов и нехватка кадров по ряду профессий, востребованных в машиностроительном производстве. Низкий уровень подготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

. Несбалансированная таможенная и инвестиционная политика федеральных и региональных органов власти.

Для преодоления этих проблем и развития машиностроительного комплекса в Северо-Западном федеральном округе целесообразно осуществление следующих стратегически важных проектов:

восстановление на новой технологической базе станкостроительных предприятий (Санкт-Петербург, Вологодская область);

строительство нового специализированного завода по производству энергетического оборудования (Санкт-Петербург);

ускоренная модернизация предприятий точного машиностроения и приборостроения (Санкт-Петербург, Новгородская, Псковская, Вологодская области, Республика Карелия);

развитие и расширение продуктовой линейки предприятий по производству автокомпонентов (Ленинградская, Псковская, Вологодская области);

модернизация и продуманная специализация предприятий судостроения и судоремонта (Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская, Мурманская области);

модернизация и расширение продуктовой линейки предприятий по производству медицинского оборудования (Санкт-Петербург, Новгородская область);

развитие производства железнодорожных вагонов нового поколения с акцентом на отечественные технологии (Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Псковская области).

формирование автомобильного, судостроительного и приборостроительного кластеров на основе развития производственных связей между предприятиями и формирования общих элементов инфраструктуры.

Перечисленные меры, безусловно, потребуют квалифицированного законодательного обеспечения как на региональных, так и на федеральном уровне, что акцентирует важность более тесного и регулярного взаимодействия институтов власти с экспертным сообществом машиностроения.

Наиболее серьезны проблемы социально-экономического развития муниципальных образований в сельской местности практически во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Они связаны с оттоком из малых и средних населенных пунктов основной части объектов отраслей сельского хозяйства и лесного комплекса. За последние 15 лет в округе более 500 населенных пунктов лишились учреждений медицинского обслуживания, школы закрылись почти в 2000 населенных пунктов.

В лесопромышленном комплексе обозначился сдвиг лесозаготовок в зоны, прилегающие к крупным населенным пунктам и автомобильным дорогам общего пользования. В то же время уменьшилось использование запасов древесины в традиционных районах лесодобычи и перестойных лесах.

Часть тенденций и проблем, связанных с деятельностью АПК СЗФО, являются общими особенностями современного состояния и уровня развития АПК России. К ним относятся, прежде всего:

сравнительно низкая конкурентоспособность данной отрасли в Российской Федерации по сравнению со многими развитыми странами, в первую очередь за счет малой степени механизации, автоматизации и низкой производительности труда, недостаточного внедрения достижений генетики и селекции;

сравнительно низкая конкурентоспособность АПК РФ по сравнению с рядом стран, ориентированных на экстенсивное производство, но находящихся в лучших агроклиматических условиях;

ориентированность на локальные рынки, незначительная доля экспорта;

нерешенная проблема продовольственной безопасности, с региональной точки зрения по многим продуктам потребление превышает производство;

нехватка трудовых ресурсов, их недостаточная квалификация и мотивация, неразвитость социальной инфраструктуры в сельской местности;

уровень оплаты труда работников в сельском хозяйстве существенно ниже средней заработной платы по региону;

высокая степень износа основных фондов;

недостаточный уровень, а для ряда предприятий - недоступность, государственной поддержки АПК. Однако следует отметить, что в последние годы, благодаря поддержке в рамках национального проекта и затем Государственной программы развития АПК, активно идет техническое перевооружение отрасли, рост масштабов использования современных технологий;

аналитическая информация, предоставляемая в региональном разрезе, часто демонстрирует достаточно хорошие показатели по субъектам РФ в целом. Но происходит это, зачастую, за счет нескольких предприятий или районов, что связано с растущей концентрации производства. В то же время ситуация остальных субъектах АПК является крайне неудовлетворительной (высокая степень дифференциации районов в пределах субъектов РФ по уровню развития сельхозпроизводства).

Кроме того, АПК СЗФО имеет ряд специфических особенностей по сравнению с общероссийской ситуацией в данной отрасли, а именно:

приближённость к западным границам России и портам ряда субъектов РФ в составе СЗФО определяет большую зависимость отрасли от импорта, повышенные риски при вступлении России в ВТО;

этот же фактор дает дополнительные конкурентные преимущества ряду отраслей, потребляющих импортируемые составляющие (например, рыбную муку, шрот, импортное оборудование и технику), а также при выходе предприятий с производимой продукцией на экспорт;

в отличие от ряда регионов России, основой развития сельского хозяйства СЗФО является животноводство, часто промышленного типа. Производство основной части ВРП в отрасли обеспечивают крупные птицефабрики, свинокомплексы, животноводческие фермы. Растениеводство чаще выполняет вспомогательную роль;

в регионе выше, чем в среднем по России, роль сельскохозяйственных предприятий, крупнотоварного производства (особенно в ряде субъектов, например в Ленинградской области);

близость ряда субъектов региона к крупнейшим в стране рынкам сбыта и капитала, в первую очередь к Санкт-Петербургу и Москве, является дополнительным конкурентным преимуществом;

имеет место опережающее сокращение населения в сельской местности, в том числе трудоспособного;

по ряду отраслей субъекты РФ в составе СЗФО являются одними из лидеров в России как по показателям эффективности и современности производства, так и по объемам валового производства;

значительный образовательный и научный потенциал отрасли, участие в проектах приграничного сотрудничества и иных международных проектах, высокая активность инвесторов и ведущих международных компаний-производителей обеспечивают в ряде случаев опережающее внедрение инноваций в регионе.

Несомненно, богатый потенциал региона все еще используется неэффективно. Велика доля предприятий с низкой степенью переработки продукции, особенно в лесной и деревоперерабатывающей промышленности. Не в полной мере востребованы значительные технологические, инновационные и интеллектуальные ресурсы.


.2 Перспективы развития Северо-Западного федерального округа


Анализ современного состояния экономики Северо-Западного ФО обуславливает возможность выделения потенциальных направлений его развития:

возможность развития агропромышленного комплекса,

наличие благоприятных условий для развития машиностроения,

наличие благоприятных условий для развития экономики туризма,

сформированы условия для привлечения инвестиций в регионы ФО.

Для реализации данных возможностей необходима реализация организационных, правовых и экономических нововведений.

Разработанная по поручению Правительства Российской Федерации Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, предусматривает развитие отрасли на базе уже существующих производственных мощностей путем их технологического обновления, совершенствования и расширения, а также обеспечение перспективных потребностей горно-металлургического комплекса, в том числе развитие металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения.

В частности, назрела необходимость в разработке и реализации федеральной целевой программы развития республики Карелия до 2020 года.

Программа должна быть объёмным и масштабным документом, который включит в себя План развития республики до 2020 года. На сегодняшний день он насчитывает порядка 200 мероприятий и почти 500 проектов по всем основным сферам. Проект концепции федеральной целевой программы Правительство Карелии готово предоставить до конца 2013 года.

В результате реализации мероприятий к 2020 республика Карелия выйдет на качественно новый уровень социально-экономического развития. По сравнению с 2012 годом валовой региональный продукт должен вырасти в 1,5-1,6 раза. Объем промышленного производства - в 1,3-1,4 раза, объем сельхозпродукции вырастет на 21%. Реализация инвестиционных проектов в области рыбоводства позволит увеличить объем выращиваемой продукции в 1,7 раза. Число организованных туристов в республике предполагается увеличить в два раза. Численность населения должна стабилизироваться.

По указанию Президента Российской Федерации В.В.Путина недавно открыто паромное сообщение Санкт-Петербург - Калининград - Киль.

На очереди открытие паромной линии Усть-Луга - Балтийск - Засница (Германия). Учитывая налоговые и таможенные льготы, представленные на территории Калининградской области в рамках федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" и создании эффективной морской транспортной переправы, связывающей Калининградский регион с западными странами и Россией, незамерзающий порт делают область инвестиционно привлекательной как для российских, так и для иностранных инвесторов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Разработка стратегии и основных приоритетов стратегического развития Северо-Западного ФО связана с выявлением особенностей данного макрорегиона по уровню социально-экономического развития, географическому положению, хозяйственной специализации.

Исходя из поставленных задач, были сделаны следующие выводы:

регион имеет выгодное экономико-географическое положение, что дает возможность получить выгоды за счет интеграции в международные транспортные коридоры;

СЗФО характеризуется дефицитом в сфере обеспечения трудовым потенциалом и недостаточным профессиональным подходом к осуществлению процессов производства;

промышленный комплекс имеет разветвленную отраслевую структуру, включающую в себя черную и цветную металлургию, машиностроение, добывающую и легкую промышленность. Несмотря на то, что регион по объему промышленного производства по сравнению с другими округами Северо-Западный ФО находится на предпоследнем месте, по показателям развития в первой половине 2013 года он показал хорошую динамику в экспорте своей производимой продукции;

при определении особенностей и проблем экономического состояния региона, были отмечены некоторые недостатки, хотя регион имеет хорошую базу и высокий потенциал во всех сферах жизнедеятельности к своему развитию и совершенствованию. Несмотря на наличие больших сельскохозяйственных угодий, для СЗФО характерен отток населения из малых населенных пунктов в связи с неполноценной оплатой труда, а также несовершенное оборудование в области добычи и переработки минералов;

в настоящее время создаются большие перспективы по улучшению положения региона. Так, развивается транспортная система для осуществления экспортно-импортных функций, создаются новые виды оборудований по новым стандартам, что поможет рациональнее использовать и перерабатывать имеющиеся ресурсы, в том числе касаемо и сельскохозяйственной деятельности.

Таким образом, Северо-Западный ФО представляет собой экономически сложный регион России с высоким потенциалом развития. Существующие мероприятия Правительства России и региональных властей соответствуют потенциалу развития региона, но пока являются недостаточными и нуждаются в активизации и корректировке.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 2074-р «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа»

2.Аверин А.Н. Социальные проблемы развития северных регионов: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 171 с.

.Броило Е.В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2. - С. 262-266.

.Броило Е.В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 5. - С. 97-103.

.Зимин С.М. Индустрия Северо-Запада: состояние, проблемы, перспективы // Экспертный союз. - 2012. - №3. - С.27-28

.Зубаревич Н. Из жары в холод // Российская газета. - 2013. - № 915. - С.4.

.Киселева Н.Н., Орлянская А.А., Русинова О.С. Управление социально-экономическим развитием сельских территорий аграрного региона. - Пятигорск: РИА КМВ, 2011.

.Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа // Вопросы местного самоуправления. - 2010. - № 3. - С. 4-5.

.Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад /Под ред. А.Г. Вишневского.- М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 176с.

.Перепеченко В.П. Экономика Северо-Запада. - Вологда: Академия, 2010. - 175 с.

.Регионы России. Справочник. - М., 2011.

.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат.сб. /Росстат. - М., 2012.

.Ходачек А.М. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. - 2012. - №1. - С.31-32

.Шеховцева Л.С, Грушников В.В. Влияние инновационных факторов на развитие регионов России //Вестник Балтийского федерального университета. - 2013. - №2. - С.128-134

.Шеховцева Л. С. Системный подход к модернизации и инновационному развитию региона: стратегические цели // Балтийский регион. 2011. № 3 (9). С. 98-107

.Сайт Госкомитета по статистике. M.:GKSK.RU, 1999-2013. World Wide Web. URL: www://gksk.ru

.Официальный сайт Северо-Западного федерального округа. M.:SZFO.GOV.RU, 2000-2013. World Wide Web. URL: http://szfo.gov.ru/


Теги: Экономическое развитие Северо-Западного федерального округа  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 32121
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическое развитие Северо-Западного федерального округа
Назад