Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий

Введение


Сегодняшнее развитие российской экономики характеризуется значительным увеличением роли информации как важнейшего ресурса в бизнесе и в обществе. В условиях формирования информационной экономики наблюдается повышение научно-технического прогресса за счет увеличения объема, качества и скорости информационного обмена, а также возрастание научной роли как основной производительной силы, которая генерирует новые технологические возможности.

Согласно мировому опыту в настоящее время можно заметить, что увеличение добавленной стоимости в экономике происходит в значительной мере благодаря интеллектуальной деятельности, повышения технологического производственного уровня и распространения коммуникационных и информационных технологий. По статистическим данным объем российского рынка информационно-коммуникационных технологий за период с 2002 по 2012 год увеличился в сопоставимых ценах на 88,8%.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня занимают центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизненной деятельности общества: муниципального и государственного управления, образования, бизнеса, здравоохранения, обеспечения безопасности, культуры и общественной жизни. Россия на сегодняшний день находится перед вызовом активно включиться в мировой процесс развития информационного общества и получить при этом максимальную выгоду от вложений в ИКТ. Для реализации возможностей, которые предоставляются развитием и использованием ИКТ, принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации и Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Предпринятые шаги уже дали первые результаты - впервые за время существования международных рейтингов развития информационного общества был отмечен резкий рост положения России в двух авторитетных рейтингах. В рейтинге готовности к электронному правительству ООН 2012 года Россия поднялась на 27-е место с предыдущего 59-го (в 2010 году), что связано, с активной работой по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и созданием порталов для их предоставления. В рейтинге готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума 2012 года Россия заняла 56-е место против 77-го в 2011 году.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть теоретические основы понятия ИКТ, такие как сущность, классификация и экономическое значение. Во-вторых, проанализировать состояние ИКТ в современной экономике на примере России в целом и республики Татарстан в частности.

Объект исследования - разноплановое и многофункциональное воздействие информационно-коммуникационные технологий и его экономическое значение в условиях современной экономики.

Предмет исследования - изучение проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан. Рассмотрение приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан.

Методологическая основа курсовой работы содержит ряд теоретико-методологических принципов и подходов, в том числе такие методы исследования, как анализ и синтез явлений, статистический, системный. Структура определяется целью и задачами данного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


1. Теоретические основы понятия ИКТ


1.1 Сущность ИКТ и его экономическое значение


Развитие и применение в жизни современного общества информационных технологий выявляет необходимость проанализировать сущность и значение информационно-коммуникационных технологий, выявить его содержательные характеристики и структуру.

Осознание общественностью в целом и научным сообществом в частности глобальной роли информации в развитии личности и общества приводит к тому, что в научной системе выделяется новое направление исследования ИКТ.

Информатизация становится одной из важнейших характеристик сегодняшнего времени. Едва ли можно найти хоть одну область человеческой деятельности, которая в той или иной степени не была бы связана с процессом получения и обработки информации для ее практического использования. Принято выделять два основных теоретико-методологических подхода к проблеме информатизации общества:

)Технократический подход сводит общественную информатизацию к технико-технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере управления и производства. В таком случае информационные технологии расцениваются как способ повышения производительности труда.

)Второе направление в понимании сущности информатизации общества - социологическое. Здесь информатизация рассматривается как процесс, который охватывает все сферы человеческой деятельности и воздействует на самого человека - его мораль и знания, духовные и экономические интересы, его развитие как личности. Информатизация общества представляется в виде совокупности взаимосвязанных технических, социальных, экономических, политических и духовно-культурных факторов. Они обеспечивают развитие и широкоформатное получение, обмен и применение информации в обществе с целью дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.

На сегодняшний день все большее значение для общества получает информатизация образования.

Из очень большого числа факторов, которые определяют взаимосвязи между информационным обществом и системой образования, самыми важными считаются следующие:

·-понимание фундаментальной роли информации в общественном развитии;

·-увеличение объемов информации;

·-интенсивное развитие информационных технологий и техники;

·-изменение характера социально-экономического развития современного общества;

·-гуманитаризация и гуманизация общественной жизни современного общества;

·-увеличение интенсивности информационных коммуникаций между людьми.

Следовательно, информатизация образования считается частью информатизации общества и изучается как комплекс мер для преобразования обучающих процессов на основе внедрения в систему образования и воспитания информационной продукции, технологий и средств.

В настоящий момент информатизация является одной из основных тенденций развития образования. Она способствует:

·увеличению глубины усвоения новых знаний благодаря возможностям компьютера и информационных систем;

·уменьшению сроков и повышению качества усвоения изучаемого материала благодаря более быстрому получению научного материала, получению исходного решения и наглядного его представления;

·уменьшению трудоемкости процесса получения новых знаний.

Именно поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) раскрывает термин ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность - это одна из ключевых компетентностей современного человека, она проявляется, прежде всего, в деятельности при решении разнообразных задач с привлечением компьютера, Интернета и других средств телекоммуникаций.

Понятие «ИКТ-компетентность» в современной науке появилось сравнительно недавно. Основной причиной его появления, как уже говорилось ранее, является постоянно усиливающаяся роль информации, информационной деятельности и информационных технологий в общественной жизни. При этом сразу обозначилась трудность толкования данного определения.

Чтобы выявить содержательные характеристики понятия «ИКТ-компетентность» изначально необходимо рассмотреть, что скрывается за термином «компетентность», активно используемым в отечественной науке и в официальных документах Министерства образования России. Компетентности, необходимые для формирования, не определены окончательно, равно как и само определение компетентности. Основой понятия «компетентный человек» считается способность человека принимать на себя ответственность при решении возникших проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В каждой предметной области вырабатывается собственное понятие компетентности. Это происходит из-за того, что в различных областях профессиональной деятельности компетентность раскрывается с помощью различных познавательно-практических понятий.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, персональных компьютеров, получения доступа к информации, инструментов коммуникации и/или сетей для создания информации, управления ей, ее интеграции, оценки информации с целью функционирования в современном обществе. В этом определении задействовано несколько понятий и терминов, также необходимые для рассмотрения.

ИКТ - предоставление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, однако не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология - это объединение информационных и коммуникационных технологий.

Грамотность - это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), который позволяет индивидууму постоянно учиться, развиваться и расти.

Цифровые технологии относятся к программному и компьютерному обеспечению; а инструменты коммуникации - к продуктам и услугам, благодаря которым передается информация, сети - это каналы для передачи информации.

Существование в современном обществе. Эта часть определения показывает многообразие контекстов применения человеком ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность предоставляет человеку возможности для успешной жизни и работы в экономически развивающемся или уже развитом обществе.

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что данное понятие ИКТ определяет умения и навыки, которыми должен обладать человек - грамотный в данном смысле. Эти умения и навыки можно представить в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, которые необходимы для их выполнения:

·определение информации - это способность использования инструментов ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

·доступ к информации - это способность собирать и/или извлекать информацию;

·управление информацией - это навык применения существующих схем организации или классификации;

·интегрирование информации - это способность интерпретировать и представлять информацию (сюда входит сравнение, обобщение и противопоставление данных);

·оценивание информации - это навык выносить суждение о важности, качестве, эффективности или полезности информации;

·создание информации - это умение создавать информацию, адаптируя, проектируя, применяя, изобретая или разрабатывая ее;

·сообщение информации - это умение необходимым образом передавать информацию в сфере ИКТ. К нему относится способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.


1.2 Классификация ИКТ


Данный раздел посвящен классификации процесса развития сектора ИКТ и его влиянию на экономику и общество.

Развитие сектора ИКТ оказывает положительное влияние на производительность труда по экономике в целом, повышает эффективность государственного управления и способствует тому, что государственные услуги становятся более ориентированными на гражданина. На микроуровне увеличение производительности труда означает рост конкурентоспособности, более высокую прибыль, а значит, и более высокую заработную плату, получаемую работниками, и расширение налогооблагаемой базы. Увеличение эффективности публичного управления приводит к более низким социальным затратам, более совершенному контролю и менеджменту. В это же время государственные услуги становятся все более ориентированными на граждан. Это выражается в продвинутых медицинских и образовательных технологиях, усовершенствованной системе социальной защиты, усовершенствовании управления системой общественного транспорта, эффективных электронных услугах, а так же в более широком участии граждан в общественной жизни. В свою очередь данное положительное воздействие со временем приведет к более высоким стандартам жизни, более высоким образовательным стандартам, а также к улучшению социального положения. Самым важным результатам считается увеличение числа вакантных высокооплачиваемых мест. Вследствие этого должна сократиться миграция, а в долгосрочной перспективе должен улучшиться демографический профиль страны и снизиться социальное бремя государственного бюджета.

В свою очередь улучшение социальных показателей положительно скажется на секторе ИКТ, поскольку общество начнет поставлять высококвалифицированную рабочую силу и больше востребовать продукты данного сектора. Ясно, что правительству и системе образования отводится решительная роль в том, чтобы привести этот «порочный круг» в движение. Со стороны властей ожидаются следующие главные шаги:

·Равное отношение ко всем участникам рынка;

·Эффективное регулирование рынка электросвязи с тем, чтобы допустить существование

·здоровой конкуренции;

·Прозрачность процедур государственных закупок;

·Ясная, простая и предвидимая налоговая среда;

·Образовательная политика, отвечающая ожиданиям сектора ИКТ;

·Действенная защита прав интеллектуальной собственности.

В свою очередь система образования играет не менее важную роль, чем действия, предпринимаемые правительством. Для того чтобы сектор ИКТ мог максимально развивать свой потенциал, учебным заведениям необходимо:

·Увеличивать число зачисляемых на учебу в систему высшего образования, пока не будет достигнут уровень, типичный для стран региона;

·Официально закрепить тестирование пригодности студентов, зачисляемых на факультеты, связанные со сферой ИКТ;

·Гармонизировать учебные и исследовательские программы с потребностями рынка.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что в процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества; происходит развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей и формирование умений принимать оптимальное решение.


1.3 Методы оценки состояния ИКТ


Известно, что в последнее десятилетие информационно коммуникационные технологии (ИКТ) ускоренно формируются и развиваются как отдельный значимый сегмент экономики. Постепенно этот сегмент превращается в свободный рынок ИКТ, который в свою очередь сильно влияет на развитие других отраслей. Поэтому глубокое изучение состояния применения и развития ИКТ и принятие соответствующих управленческих решений на их основе носит актуальный характер и требует разработки соответствующих оценочных показателей и моделей оценки и прогнозирования состояния на рынке ИКТ. В связи с тем, что применение ИКТ носит всесторонний характер и относится ко всем уровням управления, становится ясно, что модели оценки и прогнозирования также должны разрабатываться во взаимосвязанном виде и на разных уровнях управления.

Анализ показывает, что, несмотря на имеющиеся работы в области разработки моделей по оценке и прогнозированию различных сторон применения ИКТ, системный подход к изучению данной проблемы отсутствует. В этой связи в данной работе информируется о необходимости разработки системы моделей по оценке и прогнозированию показателей состояния ИКТ на разных уровнях управления. В каждой стране развитие ИКТ непосредственно зависит от уровня экономики, от уровня инвестиций в этой сфере. В свою очередь хороший уровень развития ИКТ является основой для развития экономики в целом и экономики, базированной на знаниях. Это означает, что для прогнозирования необходимо выявить существующую количественную и качественную связь между ними. При этом необходимо учесть влияющие на эту связь такие условия, как:

·наличие и выгодность ИКТ;

·информационная система и инфраструктура;

·возможность и стимулирование получения, создания и использования ИКТ, знаний и информации;

·образованные населения, ориентированные к предпринимательству;

·система обновления;

·управленческий режим;

·качественно новые человеческие ресурсы и т. д.

Разработанные модели должны дать оценку о существующей сегментации рынка ИКТ, о состоянии услуг связи и использования Интернета, о пути развития программного обеспечения, об электронной торговле, о структуре международной торговли продукциями ИКТ и т.д. При этом необходимо выяснить взаимоотношения между сегментами рынка ИКТ и определить взаимодействующие экономические показатели отрасли. Необходимо также обратить внимание на направление развития Интернета и влияющие факторы на Е-торговлю. Все это, с одной стороны, позволит правильно оценить ситуацию на рынке ИКТ, и, с другой стороны, является базой для прогнозирования состояния и определения основных направлений применения и развития ИКТ, а также оценить практические, экономические и социальные результаты развития данного направления.

Таким образом, выделение информационных услуг в качестве самостоятельного сектора экономики необходимо в настоящее время. Мы наблюдаем такую ситуацию, что мир переходит к инновационно-информационной стадии своего развития, и нужно реально оценить значение продвижения экономики страны в этом направлении. Информационный сектор - это элемент экономической системы, объединяющий отрасли, способные создавать, хранить, распределять информационные блага в согласовании с запросами потребителей. Он представляет собой специфическую сферу деятельности людей, у каждого из которых имеются личные интересы и предпочтения.

В экономической системе увеличение доли информационного сектора изменяет рыночную систему хозяйствования в лучшую сторону.


2. Анализ состояния ИКТ в современной экономике


2.1 Анализ проблем использования ИКТ в России и в Республике Татарстан


Телекоммуникации, информационные технологии, цифровые медиа-сфера, которая во всем мире подвержена непрерывным, стремительным, кардинальным изменениям. Ежесекундно во всех странах, в сердце мировых технологических инноваций - Калифорнийской Кремниевой долине, в научно-исследовательских центрах, за стенами корпораций мировых гигантов ведутся маркетинговые войны за оригинальную идею, прорывное решение, новое предложение, нового покупателя. Отрасль коммуникаций и новых технологий, проникая во все сферы повседневной деятельности человека, является одной из самых значимых по степени влияния на нашу частную и рабочую жизнь, социальную сферу, экономику, имидж и статус страны в мировом сообществе.

Международные исследования показывают, что существует тесная связь между развитием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и экономическим благополучием. Широкомасштабное развертывание технологий высокоскоростной связи и интернет-доступа является катализатором развития ИКТ проектов, создает множественный мультипликативный эффект на другие отрасли национальной экономики, способствует ускорению и масштабированию технологического прогресса и в конечном счете обеспечивает рост ВВП как отдельных регионов, так и страны в целом. Кроме того, развивающиеся страны с более совершенной телекоммуникационной инфраструктурой привлекают больше аутсорсинго-вых компаний и иностранных инвестиций.

Развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из стратегических направлений модернизации экономики, и инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры способствуют усилению стратегического положения любой страны в долгосрочной перспективе. В списке приоритетов государственного управления в России в целом и в республике Татарстан в частности закреплена стратегическая задача войти в число мировых и региональных лидеров по уровню развития ИКТ. Правительство Российской Федерации признает развитие отрасли телекоммуникаций и связи одним из приоритетных направлений и ставит стратегические задачи по обеспечению высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет (ШПД), мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрению цифровых и электронных услуг на территории всей страны.

Эффективное использование возможностей, предоставляемых новыми технологиями связи, надежными широкополосными сетями и внедрение инновационных пользовательских приложений создает платформу для:

·улучшения телекоммуникационной инфраструктуры страны, создающей основу для предоставления новых сервисов для обслуживания населения, деятельности локального бизнеса и госучреждений;

·подключения к социальной и бизнес-активности удаленных и малочисленных регионов,

·повышения эффективности государственного управления хозяйством и социальной сферой,

·ускорения информационного обмена, распространения электронных сервисов и появления новых форм коммуницирования населения и предприятий между собой, с иностранными партнерами, органами государственной власти, муниципальными службами, медицинскими и образовательными учреждениями (во всем мире развиваются и набирают популярность такие направления, как e-Business, e-Government, e-Education, e-Banking, e-Commerce, e-Health, e-Community).

Развитие новых технологий и инновационных услуг, рост информатизации и технологической образованности общества, повышение качества и удобства связи, появление социальных электронных порталов, доступность многих форм мультимедийного контента на фоне снижения интернет-тарифов и себестоимости ИТ-услуг, на уровне экономики отдельных регионов и страны в целом призвано способствовать повышению производительности труда, стимулировать создание новых бизнесов и рабочих мест и в целом улучшать социальную сферу и качество жизни населения.

На государственном уровне развитие новых технологий позволит стране подняться в рейтингах стран по уровню развития «информатизации» (ИКТ). Установлено, что измерение уровня развития ИКТ (комплексный показатель, рассчитываемый через связанную систему индексов) используется государствами для анализа проблемных зон в политике и осуществления мониторинга прогресса в области внедрения новых технологий (см. Рис.1)


Рис.1 - Области внедрения новых технологий


Основные факторы, влияющие на общий результирующий Индекс информатизации страны (ИКТ развития / ICT Development / Networked Readiness), выражаются через следующие агрегированные показатели, описывающие помимо технологических параметров также состояние общей нормативно-правовой среды в стране, состояние конкуренции, размеры финансирования НИОКР, количество и уровень инновационных разработок, уровень технологической грамотности населения, ИКТ образования, качество и уровень ИКТ тренингов, курсов и образовательных программ для сотрудников компаний и жителей и т.д. Индекс доступности ИКТ услуг (ICT access) - доступность сетевой инфраструктуры, технический охват, государственная позиция относительно развития информационных технологий, государственные затраты на развитие сферы, доступность информационных технологий для бизнеса, уровень доступности сети Интернет, других технологий, стоимость мобильной связи и так далее.

Индексы использования ИКТ услуг (ICT use) - готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ, уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах - количество персональных компьютеров, интернет-пользователей, абонентов, наличие действующих интернет-ресурсов государственных организаций, а также общее производство и потребление информационных технологий в стране.

Наличие условий для развития ИКТ (Environment) - общее состояние деловой и нормативно-правовой среды с точки зрения ИКТ, наличие здоровой конкуренции, инновационного потенциала, необходимой инфраструктуры, возможности финансирования новых проектов, регуляторные аспекты и т.д.

Человеческий капитал - Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - комплексный сравнительный показатель ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире. Используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни.

Инфокоммуникационная компетентность - (ICT Skills) компьютерная и технологическая грамотность населения.

Система основных индексов измерения ИКТ отрасли (В каждой стране и регионе есть ведомства, ответственные за предоставление данных для международных организаций и отвечающие за соблюдение стандартов).

Придание проектам по созданию высокотехнологичной телекоммуни-кационной среды статуса общегосударственного значения призвано стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры на уровне мировых стандартов, повысить статус и конкурентоспособность страны в мировом сообществе и максимизировать сопутствующий социально-экономический эффект посредством внедрения и популяризации использования ИКТ продуктов и сервисов, инновационных и высокотехнологичных разработок во всех сферах жизнедеятельности общества: в частной жизни, бизнесе и государственном секторе.

С целью изучения тенденций развития информационно-коммуникационных технологий и анализа их влияния на отечественную экономику впервые в России было проведено форсайт-исследование данной сферы, которое включало в себя методы Дельфи, круглого стола и кабинетного исследования. В ходе анализа экспертами было выявлено 8 групп технологий, которые в краткосрочной и среднесрочной перспективе могут оказать наиболее сильное влияние на социально-экономическое развитие России. По степени оказываемого влияния на первое место эксперты выдвинули группу, включающую технологии, связанные с осуществлением регламентированных процессов в сети Интернет. При этом ими было отмечено, что важнейшим фактором, оказывающим негативное влияние на процесс развития данных технологий, является недостаточно высокий уровень развития сети Интернет.

Действительно, в настоящее время доля аудитории сети Интернет среди населения России составляет 42,2%, в то время как значение данного показателя в среднем по Европе составляет 58,4%. В таких странах как, например, Германия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Великобритания величина данного показателя уже превышает 80%.

Следует отметить, что динамика развития сети Интернет зависит от многих факторов, важнейшими среди которых являются состояние экономики и социальной сферы страны и регионов, государственная политика в области информатизации, уровень развития отдельных сегментов информационно-коммуникационной инфраструктуры. Анализ статистической информации по России и некоторым зарубежным странам подтверждает высокую зависимость уровня развития сети Интернет от состояния экономики (коэффициент корреляции r = 0,96).

На основе полученной информации можно сделать вывод о том, что в России в ближайшие годы следует ожидать высоких темпов роста доли пользователей сети Интернет среди населения. Согласно расчетным данным к концу 2013 года уже 50% населения страны будет пользоваться Интернетом.

Отметим, что необходимым условием такого сценария развития событий является обеспечение возможности доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети. С этой целью в настоящее время в России реализуется ряд федеральных и региональных целевых программ.

Государственная поддержка в сфере информационно-коммуникационных технологий направлена, прежде всего, на увеличение количества пунктов коллективного доступа к сети Интернет, а также на повышение уровня использования линий широкополосного доступа к сети Интернет.

Распоряжением № 1815-р от 20.10.2010 Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы). Основная цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Особое внимание уделяется созданию Центров общественного доступа к сети Интернет в местах приёма граждан и на базе отделений почтовой связи. Дополнительно создается сеть инфоматов - технических устройств, предназначенных для получения гражданами информации об услугах, предоставляемых разными ведомствами, оплаты штрафов ГИБДД, госпошлин ФМС и услуг ЖКХ. В 2010 году в субъектах Российской Федерации установлено более 500 инфоматов, предоставляющих гражданам, не имеющим доступа в Интернет, удобные и легкодоступные электронные сервисы получения и оплаты государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа.

В Республике Татарстан предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде организовано через инфоматы и Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru), включая его мобильную версию (m.tatar.ru).

Развитие сектора ИКТ подчиняется ряду законов и закономерностей, среди которых основополагающими являются :

логистический закон (метод S-кривой), отражающий рост и насыщение рынка телекоммуникационными услугами;

информационно-экономический закон, показывающий взаимосвязь объема информации, произведенного для производственных нужд в стране за год, и величины ВВП;

неравномерность спроса на услуги отрасли ИКТ, обусловленной различным уровнем доходов населения.

Для установления закономерностей экономического развития сектора ИКТ и прогнозирования его состояния в перспективе нами проведен анализ экономических показателей за интервал времени, характеризующийся устойчивым развитием сектора. В качестве такого интервала был использован период с 1999 по 2009 гг., поскольку кризисы 1998 г. и 2008 г., оказали значительное негативное влияние на производителей товаров и услуг, в том числе, и действовавших в секторе ИКТ.

На основании данных, нами составлен прогноз развития сектора ИКТ на период до 2014 г. Прогноз составлен с учетом динамичности сектора ИКТ и исходя из предположения, что развитие сектора ИКТ будет происходить при наличии государственной поддержки инновационных предприятий в различных формах (развитие венчурного инвестирования, введение льготных условий ведения бизнеса в секторе ИКТ, наличие таможенных и налоговых льгот для предприятий сектора, реализация федеральных программ, направленных на внедрение ИКТ и т.п.) Из этого прогноза можно сделать вывод о положительных перспективах развития сектора ИКТ, и увеличении доли отрасли инфокоммуникаций к 2015 г. ВВП до 5,5 %.

Роль отрасли ИКТ в экономике Росси определяется ее принадлежностью одновременно, как к производительной, так и социальной инфраструктуре.

Инновационное развитие сектора ИКТ способствует ускорению НТП, повышает конкурентоспособность и эффективность экономики России в долгосрочной перспективе.

Положительно влияние сектора ИКТ на рост экономики России достигается как прямым, так и косвенным воздействием. Прямое воздействие обусловлено инвестициями в развитие сектора ИКТ (как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса), растущей доступностью информационных услуг, взаимопроникновением и телекоммуникационных технологий, ростом занятости в ИКТ-секторе. Косвенное воздействие проявляются в увеличении производительности труда, наращивании информационного потенциала страны и повышении её инвестиционной привлекательности.

Опережающее развитие ИКТ-сектора является одним из приоритетов экономической политики России. Наличие государственной поддержки является обязательным условием преодоления отставания страны от промышленно-развитых государств по уровню использования ИКТ-технологий. По некоторым оценкам, сейчас этот разрыв сейчас составляет от 5 до 10 лет.


2.2 Приоритетные направления развития ИКТ в России и в Республике Татарстан


Россия в наши дни по сценарию технологического развития повторяет глобальные международные тренды: высокими темпами развиваются высокоскоростные технологии связи и доступа к интернету; растет предложение и потребление современных информационных и цифровых услуг; увеличивается спрос на качественный разнообразный информационный, образовательный и развлекательный контент.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, развитие отрасли информационных технологий станет одним из главных приоритетов ведомства. Также впервые в ведомстве появилось специальное ИТ-направление, которое курирует отдельный заместитель министра. В настоящее время, по словам министра, сектор ИКТ в ВВП занимает примерно 3,9%. По сравнению с другими странами эта доля невелика. Поэтому Россия в этом отношении обладает серьезным потенциалом роста.

Компания Json & Partners Consulting проанализировала и представляет итоги исследования российского рынка потребления основных телекоммуникационных услуг в сегментах: B2C (Business-to-Consumer), B2B (Business to Business, включая микро, малые, средние и крупные предприятия) и B2G (business-to-government).

По мнению аналитиков Gartner, мировые расходы на телекоммуникационные услуги в 2013 году вырастут на 1% по сравнению с прошлым годом и составят 1,72 трлн долл. Результаты исследования Json & Partners Consulting показали, что российский рынок телекоммуникационных услуг растет большими темпами, чем мировой. В 2013 году рост может составить 5%. Примерно такой же рост будет наблюдаться и в 2014 году.

Общий объем рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 года 891 млрд руб (рис. 2). В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше - 199,6 млрд руб. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд руб. Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор 4%.


Рис. 2 - Структура российского рынка основных телекоммуникационных услуг, 2011 г.


В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд руб., в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд руб.

В настоящее время уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в городах-миллионниках в России (в частности в Казани) сопоставим с уровнем крупнейших мировых мегаполисов. По итогам 2011 года в Казани услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались уже 80% домохозяйств. В целом по стране, по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно 38% (8,3 млн ДХ) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. По прогнозам Json & Partners Consulting, доходы российских провайдеров в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов. По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, будет создан публичный реестр населенных пунктов, в которых граждане не имеют доступа к современным услугам связи. Также планируется организация обратной связи от жителей проблемных в этом отношении территорий.

Несмотря на то, что как показали исследования компании comScore, по количеству всех жителей, пользующихся услугой интернет-доступа в домохозяйствах (традиционно считается, что в 1 домохозяйстве в России проживает 2,7 жителей), наша страна по итогам 2011 года в Европе явилась абсолютным лидером, по уровню проникновения ШПД (который измеряется в подключенных домохозяйствах) Россия все еще значительно отстает от стран-лидеров - в Европе проникновение составляет в среднем 70%, а в США 77%. Среди европейских стран Россия занимает 3 место по числу подключенных домохозяйств, отставая от Германии и Франции на 5,5 и 0,9 млн подключений соответственно (Рис. 3).


Рис. 3 - Сравнение основных показателей рынка ШПД в России, Европе и США, 2011 г.


По итогам 2011 года лидером по числу абонентов ШПД среди стран

Мира является Китай, в котором насчитывается 153,5 млн. подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия - около 16 млн подключений. Россия за прошедший год поднялась с 7 на 6 место, опередив Англию почти на миллион абонентов (Рис. 4).


Рис. 4 - Топ-10 стран Мира по числу пользователей проводного широкополосного доступа в Интернет


По результатам исследования Json & Partners Consulting, объем рынка фиксированного широкополосного доступа в Интернет (по технологиям FTTx, ADSL и DOCSIS) достиг 112,9 млрд руб. в 2011 году. Годом ранее данный показатель составлял 100,9 млрд руб. Годовой рост составил 12%.

Из этого объема (112,9 млрд руб.), наибольшая доля доходов приходится на сегмент B2C (64%). На B2B сегмент приходится 24% доходов и вдвое меньше на государственный сектор (12%) (Рис. 5).

Примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие 2-3 года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов


Рис. 5 - Структура доходов операторов от фиксированного ШПД, 2011 г.

Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающих более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP - телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством.

По итогам 2011 года объем рынка фиксированной телефонной связи, согласно результатам исследования Json & Partners Consulting, составил около 178,8 млрд руб. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 млрд руб. (50% от общего рынка). B2B сегмент занимает 37% рынка (67,1 млрд руб.). Оставшиеся 13% (22,6 млрд руб.) приходятся на государственный сектор (Рис. 6).


Рисунок 6 - Структура доходов операторов от фиксированной телефонии, 2011 г.


Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам Json & Partners Consulting, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам. В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год.

Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику. По прогнозам Json & Partners Consulting, снижение доходов составит примерно 10% в год (Рис. 7).


Рисунок 7 - Динамика доходов от фиксированной телефонии, 2010-2013 гг.


По состоянию на конец 2011 года общий доход операторов от мобильной голосовой связи достиг 767,9 млрд руб. По сравнению с 2010 годом данный показатель вырос на 7% (или на 56,8 млрд руб.).

Из этого объема (767,9 млрд руб.) на сегмент B2C приходится 663,7 млрд руб., что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали 97,5 млрд руб. - 13% от общего рынка (Рис. 8). Выручка операторов в государственном секторе составила около 1% (6,7 млрд руб. в общей структуре доходов).


Рисунок 8 - Структура доходов операторов от мобильной голосовой связи, 2011 г.


Наибольший рост выручки за 2011 год зафиксирован в государственном секторе (60%), доля которого в общей структуре не превышает 1%. В сегменте B2B объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7% (Рис. 9).

За последние годы мобильный Интернет (услуги передачи данных) являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. По результатам исследования Json & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 года составил 76 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.


Рисунок 9 - Динамика доходов от мобильной голосовой связи ШПД, 2010-2013 гг.


В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов) (Рис. 10).

На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013 году рынок увеличится до 111 млрд руб., при этом рост в 2012 году составит 24%, а в 2013 году 18%.


Рисунок 10 - Динамика доходов от мобильного доступа в Интернет, 2010-2013 гг.

По мнению Json & Partners Consulting, существенный рост доходов операторов сотовой связи от передачи данных вызван следующими факторами:

·Увеличение продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК;

·Рост продаж 3G-USB модемов;

·Изменения в модели потребления услуг со смартфонов. Рост популярности и числа мобильных приложений, требующих наличия «функционального» телефона и наличия доступа в интернет;

·Улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернет;

·Конвергенция мобильного и интернет-пространств

Что касается развития ИКТ в республике Татарстан, то здесь необходимо четко осознать, что развитие данных технологий в городе-миллионнике Казани будет идти значительно быстрее, чем в более мелких периферийных городах.

Говоря о развитии ИКТ в Казани, можно смело сказать, что она отражает общую российскую динамику, а в некоторых аспектах даже опережает ее. На сегодняшний день этот город развивается намного быстрее других за счет подготовки к универсиаде. Бурное развитие ИКТ помогает городу и в этом аспекте.

Республика Татарстан в настоящее время обладает всеми предпосылками, для того чтобы реализовать стратегическую цель создания информационного общества, не имеющего зарубежных аналогов и учитывающего специфику и особенности региона.

Проводимая в Татарстане в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации политика направлена на консолидацию сил всех заинтересованных сторон для формирования современной информационной и телекоммуникационной системы, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий. Благодаря проводимой политике Республика Татарстан стала на сегодняшний день единственным «цифровым» субъектом РФ, где обеспечена 100% цифровизация инфокоммуникационной инфраструктуры. Успешно реализовалась программа развития информатизации Республики Татарстан «Электронный Татарстан на 2005 - 2010 годы», а также комплексный проект «Электронное Правительство».

Одной из определяющих характеристик экономической среды республики, оказывающих существенное влияние на использование ИКТ, является довольно высокий уровень экономического развития Республики Татарстан. В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд руб., в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд руб.

В Республике Татарстан ведется работа по наращиванию человеческого потенциала использования ИКТ, в частности, через подготовку и повышение квалификации государственных служащих в сфере использования ИКТ в профессиональной деятельности. Совместно с ведущими мировыми компаниями (Microsoft, Intel и др.) реализуются мероприятия, направленные на повышение информационной компетентности учителей и специалистов сферы образования. Отличается чрезвычайно динамичным ростом число пользователей Интернета в республике.

Большое внимание уделяется применению ИКТ в образовательных процессах. Реализация приоритетного национального проекта Образование по направлению Внедрение информационных образовательных технологий обеспечила доступ к информационным ресурсам по высокоскоростной технологии подключения всем школам республики к началу 2011/12 учебного года.

В 2010 году в Республике Татарстан была принята Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы «Кил?ч?к» - «Будущее», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174.

Основные направления Стратегии - это реализация проектов «Компьютер - учителю» и «Компьютер - школе». Для обеспечения доступа педагогов к сети Интернет с рабочих мест было принято решение по обеспечению школ беспроводными сетями и подключению школ с количеством учащихся более 300 человек к сети Интернет.

Однако для реализации принятой Стратегии необходимо 100-процентное оснащение педагогов ноутбуками, обеспечение доступа в Интернет из любого учебного кабинета школы, что требует 100-процентного оснащения школ точками доступа к сети Wi-Fi и переподключение 437 наиболее крупных школ.

Формирование инфраструктуры обеспечит создание условий для повышения квалификации педагогов и улучшения качества образования в Республике Татарстан через использование единой электронной образовательной среды.

Для этого необходимо дальнейшее развитие информационной системы в части интерактивных сервисов, предоставления мобильных услуг родителям.

Обмен опытом педагогов в интерактивной среде и использование дистанционных технологий для обучения позволит повысить качество образовательных услуг в нашей республике.

К основным проблемам развития ИКТ в образовании Республики Татарстан относятся:

невозможность использования низкоскоростных линий связи (до 10 Мбит/с) в школах с сетью Wi-Fi и несколькими десятками ноутбуков и учителей;

необходимость оснащения каждого предметного класса проектором и экраном для демонстрации электронного образовательного контента всем ученикам;

отсутствие качественных электронных образовательных материалов для каждого учебного занятия по каждому предмету каждого года обучения.

Растет инвестиционная привлекательность сферы инфокоммуникаций Республики Татарстан. В республике создан производственный кластер в сфере информационных технологий, который должен обеспечивать ИТ-услугами государственный сектор, предприятия и население региона, а в перспективе - выйти на федеральный и международный рынок ИТ-услуг. Казанский технопарк в сфере высоких технологий должен обеспечить территориальную концентрацию интеллектуальных и иных ресурсов.

В целях развития ИКТ-инфраструктуры библиотечной сети все центральные и республиканские библиотеки подключены к сети Интернет и оснащены современной компьютерной техникой. К началу 2013 года 34 процент сельских библиотек получили компьютерную технику. В 3 республиканских библиотеках (6 процентов от общего числа) внедрена и эксплуатируется единая автоматизированная библиотечная информационная система. На ее основе создан сводный электронный библиотечный каталог и портал Национальной электронной библиотеки Республики Татарстан. В электронный вид переведены и доступны на портале более 1700 редких книг из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан.

Для ускорения темпов оцифровки архивных и музейных фондов Республики Татарстан в 2010 году закуплены специализированные сканеры, ноутбуки, программно-аппаратные комплексы для оцифровки аудио- и видеоматериалов, цифровые фотокамеры и средства создания мультимедийных 3D-роликов и моделей.

Основной задачей в 2011 - 2013 годах является создание единого электронного информационного пространства библиотек Республики Татарстан и предоставление гражданам Республики Татарстан доступа к оцифрованным библиотечным ресурсам. Для этого планируется внедрение единой автоматизированной библиотечной системы в 80 процентах библиотек Республики Татарстан. Для доступа граждан к фондам музеев и архивов будут созданы информационные системы, которые станут доступными для граждан.

В 2013 году в Казани пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада, к этому событию в Республике Татарстан планируется внедрение множества инновационных наукоемких проектов в сфере информатизации и связи. В этих целях особо важным фактором является наличие документа, регламентирующего IT-процессы, и именно поэтому 2013 год является точкой обратного отсчета при проведении работ в данном исследовании.

Устойчивое социально-экономическое развитие Республики Татарстан позволит добиться существенного повышения уровня жизни населения за счет создания развитой информационной среды общества, ключевым компонентом которой станет широкомасштабное использование информаци-онных ресурсов, перспективных информационно-коммуникационных техно-логий и средств их реализации.

Очевидно, что все эти мероприятия не должны носить хаотичный характер, необходима четкая формулировка государственной стратегии развития ИКТ, ориентированной не на точечную информатизацию различных отраслей экономики и сфер жизнедеятельности общества, а на применение ИКТ, как инструмент развития субъектов РФ и России в целом.

Примечательно, что страны, занимающие ведущие позиции в данном рейтинге, смотрят на ИКТ не как на отдельно взятый сектор экономики, а как на мощнейшее средство, способное поддержать любую модель роста. Стратегии таких стран базируются на том, что глобальные информационные системы, с одной стороны, связывают страну в единое целое и делают все его части информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества, а с другой стороны - диктуют необходимость формирования собственного государственного информационного пространства, его развития и защиты. То есть современный мир стремится делать упор на инновации в развитии инфокоммуникационных технологий, а также на широкое распространение технологий и услуг ИКТ. В этом смысле для Республики Татарстан и Российской Федерации в целом целесообразно заимствование международного опыта и ориентация на определенную группу государств-лидеров.

экономический информационный коммуникационный технология

Заключение


Проекты в сфере развития информационно-коммуникационных технологий являются национально и общественно значимыми для каждого региона и каждого государства. Их реализация кроме прямого экономического эффекта от появления новых технологий, способна повлиять на то место, которое страна или регион занимает в рейтингах по уровню развития ИКТ. Активная поддержка государством и Министерством связи и массовых коммуникаций создана для того, чтобы обеспечить благоприятные условия для совместной работы операторов-поставщиков новых телекоммуникационных услуг и частных инвесторов и стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры и правительственных органов, что, в конечном итоге, способно обеспечить ежегодный прирост ВВП России и предоставить пользователям услуги международного класса.

Период 2012-2020 гг. должен стать ключевым в формировании положительного имиджа России и ее регионов как потенциального лидера в области развития ИКТ в мире, благодаря следующим факторам:

·планомерный масштабный запуск технологий связи 4 поколения (LTE) и развитие современных мультимедийных услуг на их основе,

·обеспечение технического доступа к современным массовым цифровым услугам и стимулирование их использования населением, государственными служащими и бизнесом,

·поддержка со стороны частных и государственных инвесторов инновационных востребованных и уникальных проектов для России и регионов в телекоммуникационной и цифровой среде,

·активное партнерство с западными игроками-лидерами по внедрению успешных бизнес-моделей, маркетинговых практик и способов монетизации новых видов услуг в цифровой среде,

·формирование и усиление школы современного технического и ИКТ образования, повышение технологической грамотности населения.

Среди основных задач отрасли ИКТ на государственном уровне в России в целом и в республике Татарстан в частности можно перечислить следующие:

·увеличение эффективности координации государственных расходов на информационные технологии;

·пересмотр законодательства и нормативно-справочной информации в соответствии с международными стандартами;

·введение «электронного правительства», электронных государственных и муниципальных услуг для решения внутренних задач, которые направлены на повышение эффективности работы госорганов и удобство их использования бизнесом и населением на мировом уровне;

·предоставление доступа к современным услугам связи малых и удаленных населенных пунктов, а также преодоление проблемы «цифрового неравенства».

Одним из факторов, которые негативно влияют на уровень развития информационного общества и распространения информационных технологий в России, является недостаточно высокий уровень развития некоторых субъектов Российской Федерации в этом отношении. Так, например, сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий населением в различных регионах. Например, в рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера более чем в 20 раз превышает показатель региона-аутсайдера. Проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей остаются открытыми. Как правило, скорость доступа в регионах ниже, а тарифы, напротив, выше, чем в крупнейших городах - Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Ниже в регионах и доля предприятий, которые используют широкополосный доступ. Для ускоренного развития в России информационного общества необходимо обеспечить снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества и уровня доступности на основе развития конкуренции между операторами связи и поставщиками оборудования.

Как заложено в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», число домашних хозяйств, которые имеют широкополосный доступ в сеть Интернет, в расчете на 10 домашних хозяйств, к 2015 году должно достичь 55, а к 2020 году - 80. Рост будет обеспечен, в частности, за счет активного развития высокоскоростных мобильных сетей третьего и четвертого поколений. За счет роста числа широкополосных подключений и улучшения других перечисленных комплексных показателей, стирания проблемы «цифрового неравенства», Россия к 2015 году должна войти в число 20 стран-лидеров по индексу готовности к информационному обществу и закрепиться на этих позициях как минимум до 2020 г.

На основании вышеизложенного в работе становится ясным, что проблемы информационных технологий, затрагивают важные экономические процессы от малых предприятий до корпораций, целых отраслей и регионов.

Среди этих проблем наиболее важными, по-нашему мнению, являются следующие три основных проблемы, каждая из, которых связана с социально-экономическими факторами.

Обеспечение непрерывности бизнеса, в том числе и при стихийных бедствиях, кризисах и других форс-мажорных обстоятельствах. Предприятия, отрасли, региональные структуры, связанные с бизнесом не могут существовать, не имея возможности для хранения и извлечения данных.

Развитие высокопроизводительных сетей должно позволять компаниям, отраслям подготовить и провести эффективное восстановление и развитие баз данных и знаний.

Решением данной проблемы может быть внедрение высокоскоростных web-серверов с виртуальной выделенной памятью. Высокопроизводительных сетей оптимального использования ресурсов, эффективно увязать эти ресурсы на высокую доступность, масштабируемость вычислений и хранения кластеров.

Безусловно, такое решение проблемы может вызвать и другие факторы угроз для информации, которые уже зависят от конкурентно среды. Такие web-серверы могут стать доступными для интересующихся информацией с целью ее не легального использования.

Другой проблемой, с которой сталкиваются IT-компании, является проблема решения задач по обучению персонала. IT-компании обнаружили, что обеспечение надлежащей подготовки ИТ - персонала стало для них номер один. Решить эту проблему можно за счет централизации управления и хранения с гораздо меньшим вмешательством человека в деятельность организации. Но здесь могут возникнуть так же проблемы качества информационных технологий.

Важно подчеркнуть, что большую долю рынка информационных технологий составляют зарубежные информационные системы и программы. Отсутствие собственных разработок ориентированных на специфику экономических процессов может стать одной следующих проблем.


Список литературы


1.Белова Л. Г., Стриженко А. А. Информационное общество: трансформация экономических отношений в мировой экономике: Монография / МГТУ им. Ломоносова М. В., АлтГТУ им. Ползунова И. И. - Барнаул: Изд-во «Азбука», 2007. - 166 с.

.Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронная информация и электронные ресурсы- Москва, ФАИР, 2007.

.Информационные и коммуникационные технологии в российской экономике: 2007. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 650 с.

.Кузовкова Т. А., Тимошенко Л. С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. // М.: Горячая линия - Телеком, 2009. - 134 с.

.Макаров В. В. Телекоммуникации в России: состояние, тенденции и пути развития. - Монография. - М.: ИРИАС, 2007. - 45 с.

.МакМенеми Д., Поултер А. Предоставление электронных услуг.- Санкт-Петербург, Омега-Л, 2006.- 250 с.

.Мельник А.Н., Хабибрахманов Р.Р. Модель развития сети Интернет в Республике Татарстан // Сборник трудов Международной научно-практической конференции по бизнес-информатике. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. -160 с.

.Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 2009.- 128 с.

.Перспективные направления развития российской отрасли информационно-коммуникационных технологий. - М.: Центр развития информационного общества, 2007.- 456 с.

. Российский статистический ежегодник 2012. - М.: Росстат, 2013.-513 с.

.Урсул А.Д. Проблема информатизации в современной науке. - М.: Наука, 2005. -284 с.


Теги: Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 20809
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий
Назад