Экономический рост и проблемы модернизации белорусской экономики

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра экономической теории

Специальность «Государственное управление и экономика»


КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Экономический рост и проблемы модернизации белорусской экономики»


Минск 2014


Оглавление


Введение

1. Теоретические основы экономического роста. Понятие экономического роста

2. Типы и факторы экономического роста. Влияние человеческого капитала на экономический рост

. Проблемы экономического роста в условиях современной Республики Беларусь

.1 Перспективы экономической динамики

.Тенденции и перспективы экономического роста Республики Беларусь

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.

Модернизация экономики и экономический рост находятся в диалектическом взаимодействии: развитие экономики, ее модернизация обусловливают успешное развитие экономики в целом. Все это делает актуальным глубокий анализ проблем взаимосвязи экономического состояния страны и модернизации экономики в осуществлении государственной программы инновационного развития экономики и общества.

Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики совокупного предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска. Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов макроэкономической теории.

Взгляды представителей экономической мысли, касающиеся различных аспектов экономического роста, роли и функций государства в его регулировании, отражены в работах Е. Домара, Дж. Кейнса, С.Кузнеца, Г. Мюрдаля, П. Самуэльсона, Р. Солоу, Дж. Стиглица, Ф. Хайека, Й. А. Шумпетера, Л. Эрхарда, В. Леонтьева и др.

Объектом исследования является экономическая система современного белорусского общества и инновационная деятельность.

Предмет исследования - механизм экономического роста, перспективы инновационного развития экономики.

Целью работы является изучение политики экономического роста в современных условиях, раскрыть теоретические основы модернизации экономики для экономического роста, повышения ее научно-теоретического уровня и практического значения.

Для достижения этой цели в ходе работы должен быть решен ряд задач:

? рассмотреть общее понятие экономического роста;

? определить роль государственного регулирования в экономическом росте страны;

? проанализировать особенности экономического роста в текущем периоде;

? рассмотреть стратегические приоритеты стимулирования экономического роста, перспективы экономической динамики.


1. Теоретические основы экономического роста. Понятие экономического роста


Под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг, В ряде случаев увеличение может иметь отрицательный знак, что означает падение производства. Экономический рост принято измерять относительно предшествующего периода в процентах или в абсолютных величинах. В случае однопродуктового производства может иметь место измерение в физических единицах. Конечной целью экономического роста является потребление, рост благосостояния. В нашей стране длительное время значительная часть ресурсов в ущерб интересам народа направлялась на потребности армии, военно-промышленного комплекса и неоправданные социально-экономические проекты, что нанесло трудно устранимый ущерб отечественной экономике. экономический рост инновационный капитал

В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.
Мировая экономическая история знает два основных типа экономического роста. Во-первых, это экстенсивный тип. Его суть состоит в том, что увеличение национального продукта осуществляется за счет привлечения дополнительных факторов производства. Во-вторых, интенсивный экономический рост, который осуществляется за счет применения более совершенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП. Результатом интенсификации может явиться не только увеличение объема продукции, но и повышение ее качества. Экономическая история не знает интенсивного или экстенсивного типа экономического роста в чистом виде. Всегда имеет место преимущественно интенсивный или экстенсивный экономический рост.

Факторы экономического роста часто группируют в соответствии с типами экономического роста. К экстенсивным факторам относят рост затрат капитала, труда (в некоторых случаях выделяются земля или природные ресурсы, но считается, что для промышленно развитых стран они не являются особенно важными факторами экономического роста), к интенсивным технологический прогресс, экономию на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством, соответствующее улучшение законодательства и так далее, то есть всё, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования. Иногда в виде самостоятельного фактора экономического роста выделяют совокупный спрос как главный катализатор процесса расширения производства.
В качестве причин, сдерживающих экономический рост, часто называют ресурсные и экологические ограничения, широкий спектр социальных издержек, связанных с ростом производства, а также неэффективную экономическую политику правительства. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают неободимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику дешевых денег) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники экономики предложения делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники экономики предложения отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.


2. Типы и факторы экономического роста. Влияние человеческого капитала на экономический рост


История национальных экономик знает два основных типа экономического роста - экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип экономического роста - это расширение объёмов материальных благ и услуг за счёт количественного увеличения применяемых ресурсов (факторов производства: труд, земля, капитал).

Экстенсивный экономический рост имеет место тогда, когда производство увеличивается благодаря простому наращиванию применяемых факторов: средства производства и работников. Это самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства.

Экстенсивное расширение имеет свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов экономического развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить, или ликвидировать безработицу, обеспечить полную занятость рабочей силы.

Однако такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Он предполагает технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Одновременно рост производства приобретает затратный характер. В лучшем случае темпы экономического роста прямо пропорциональны количественному увеличению средств производства и численности работников

Интенсивный тип экономического роста - это расширение производства за счет его качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, использование рабочей силы имеющей более высокую квалификацию и производительность труда и т.д.

Интенсивное расширенное воспроизводство - качественно новый тип экономического роста, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Увеличение масштабов производства здесь обеспечивается за счет применения прогрессивной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных предметов труда, повышения квалификации кадров. За счет этих факторов достигаются также повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережение, улучшение использования имеющейся материальной базы.

Несомненным достоинством интенсивного расширения производства является то, что оно снимает, казалось бы, непреодолимые преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Хозяйственное развитие переводится на новые рельсы - на основу непрерывного научно-технического и экономического прогресса, одним из показателей которого является повышение наукоемкости производства. Наиболее выгодным фактором расширения становится ресурсосбережение.

Вместе с тем интенсификация экономического роста является трудным делом. Оно связано с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессионально подготовленных работников.

Темпы экономического роста зависят от ряда факторов к которым относятся:

.природные ресурсы (земельные, минеральные, водные, лесные и др.) Наличие достаточных ресурсов создает благоприятные условия для экономического роста;

. трудовые ресурсы (человеческий капитал);

. основные производственные фонды (производственные мощности страны);

. научно-технические знания;

. социально-политические факторы;

. культурно-нравственные факторы.

К факторам сдерживающим экономический рост относят: политическую нестабильность, войны, природные катаклизмы, забастовки, недобросовестное отношение к труду.

Важнейшей закономерностью НТП, оказывающей влияние на экономический рост является различная скорость распространения и обновления различных типов моделей и поколений техники, технологии и продукции.


3. Проблемы экономического роста в условиях современной Республики Беларусь


После обретения Беларусью независимости ее экономика приобрела ярко выраженный осколочный характер. Республика не располагала валютными и стратегическими резервами, как, впрочем, и не была отягощена внешним долгом. Была унаследована высокая зависимость от поставок извне сырья, материалов и энергоносителей. Следовало принимать в расчет, что структура белорусской экономики, испытывающей от внешних поставщиков серьезную энергетическую и сырьевую зависимость, не отвечает высшим национальным интересам и требованиям эффективной рыночной экономики. Последовавшее повышение цен на импортируемые сырьевые и энергетические ресурсы вплоть до мирового уровня, а затем и общее повышение мировых цен существенно изменили структуру издержек производства. Так, сократился удельный вес расходов, связанных с оплатой труда и амортизационными отчислениями. Это заметно усложнило воспроизводственные процессы и отрицательно отразилось на жизненном уровне населения.

Принято считать, что Беларусь получила в наследство современный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление побыстрее загрузить заказами имеющиеся производственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства.

В одном случае этому препятствовали разорванные экономические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей. В другом случае некоторая часть государственных предприятий, продукция которых продолжала пользоваться спросом, в том числе и на внешних рынках, испытывала острый дефицит оборотных средств, утраченных под воздействием гиперинфляции, господствовавшего бартера и просто бесхозяйственности. В третьем случае резко возросла конкуренция со стороны иностранных поставщиков. В четвертом случае ощущались дефицит новых знаний рыночной технологии, низкая квалификация весьма консервативного директорского корпуса.

Сворачивание прежних схем рефинансирования коммерческих банков и поворот кредитной эмиссии в пользу реального сектора экономики, восстановление управляемости государственными предприятиями быстро оказали свое позитивное воздействие на состояние белорусской экономики. Укрепление налоговой дисциплины заметно облегчило исполнение государственного бюджета.

Стабилизация валютного курса и подавление гиперинфляции способствовали укреплению финансовой базы предприятий и повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота различных (посреднических) структур, созданных на основе прежних монополизированных каналов сбыта продукции и обслуживающих в первую очередь теневой перелива капитала, изменило пропорции распределения национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий, затеянное правительством М. Н. Чигиря, позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешних рынках, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования и доверительный диалог с различными международными организациями (МВФ, ВБ, ЕБРР и др.) послужили хорошим сигналом для активизации иностранных инвесторов.

Загрузка свободных мощностей позволила экономить на постоянных издержках (FС) и заметно снизить общие средние издержки производства (АТС). На низком уровне удалось стабилизировать безработицу. Разрабатываемые целевые программы консолидировали в себе перспективные точки экономического роста. Преодолевая заметное противодействие, в практическую плоскость стали переводить вопросы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке.

Рост денежных доходов населения и заработной платы оживили потребительский спрос. Последний поддерживался за счет регулярного пересмотра в сторону повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.

В качестве особых факторов стабилизации национальной экономики выступили выгодное геополитическое положение Беларуси, укрепление исполнительской дисциплины в структурах государственного управления, уровень профессиональной подготовки рабочей силы и достаточно приемлемый уровень качества белорусской продукции. Кризисная ситуация была заметно упрощена благодаря достигнутому соглашению о погашении долга России, ранее накопленного за поставки в республику энергоносителей (1,2 млрд. долларов США). Стабильное соблюдение графика выплаты пенсий и заработной платы позволило сохранить высокий кредит доверия населения к властям.

Таким образом, в 1994-1996 гг. в Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономического роста. Подобный подход учитывает инерционность социально-экономического механизма и отвергает варианты насильственной ломки и больших скачков. Государство заняло активную позицию в экономических преобразованиях и приняло на себя ответственность за сохранение экономического потенциала.

Вместе с тем в формируемый с большим трудом новый экономический порядок все чаще стали вноситься достаточно заметные изменения. Сократились поступления финансовых средств от приватизации. Дефицит средств, необходимых для финансирования государственных мероприятий, активизировал кредитную эмиссию Национального банка. Возросла налоговая нагрузка на реальный сектор экономики.

В итоге резко возросли инфляция и девальвация белорусского рубля, который в одночасье утратил функцию резервного платежного средства на экономическом пространстве СНГ. Финансовая дестабилизация ухудшила экономическое положение реального сектора. На уровне предприятий обнаружилась четкая зависимость: чем выше в условиях гиперинфляции оказывались темпы роста, тем ниже опускалась рентабельность производства, тем больше образовывалось убытков и тем меньше оставалось оборотных средств у предприятий. А это в свою очередь усиливало кредитную эмиссию Национального банка и дотации из бюджета государственному сектору. Отрицательные процентные ставки заметно обесценивали денежные сбережения населения. Стали снижать официальные темпы экономического роста. Как следствие, усилилось административное регулирование экономических процессов.

«Усталость роста» непосредственно отразилась на ухудшении ситуации, связанной с обновлением основных фондов. Так, к нулевой отметке приблизился уровень формирования чистых основных фондов (с учетом их выбытия). И это без поправки на то, что часть средств, которые в СНС учитываются как инвестиции, но используются для пополнения оборотных средств, в подлинном смысле слова не должны рассматриваться как инвестиции.

Чтобы сохранить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках, поддерживался относительно низкий уровень заработной платы. В пользу экспортеров осуществлялась непрерывная девальвация белорусского рубля.

В современной экономической науке взаимосвязь между инфляцией и экономическим ростом выступает объектом специального анализа. Признается как положительное, так и отрицательное воздействие инфляции на динамику экономического роста.

Принято считать, что на исходном этапе инфляция в разумных пределах (например, 2-4% в год) через соответствующие инфляционные ожидания стимулирует совокупный спрос. Дополнительные доходы и сбережения домашних хозяйств, возрастание прибыли у самих предприятий стимулируют инвестиционную деятельность. Под воздействием инфляции обесценивается кредиторская задолженность, что расчищает балансы предприятий.

Вместе с тем инфляция обесценивает сформированные фонды развития, включая амортизационный фонд предприятий и т. д. Изменяющиеся темпы инфляции искажают ценовые сигналы, что увеличивает неопределенность и риски для инвесторов. Нарастает вполне объяснимое бегство капитала в торгово-посредническую сферу. В целях сохранения стоимостного эквивалента капитал отвлекается в непроизводственные активы.

Таким образом, в долгосрочной перспективе высокие и изменяющиеся темпы инфляции оказывают на экономический рост неблагоприятное воздействие.

На данном этапе развития экономики, длительное сохранение высоких темпов инфляции (200-400% в год) и обеспечение при этом достаточно скромного экономического роста (0,7 % прироста ВВП в год) тем не менее позволили выдвинуть предположение о формировании в Беларуси так называемой «инфляционной модели экономического роста».


Рисунок 1 - Показатель наукоёмкости ВВП за 2012 год по отношению к 2011 году (%)

Складывалась видимость того, что основная причина экономического кризиса кроется в дефиците денежной массы в национальной платежной системе. В итоге была выдвинута идея необходимости форсированно наращивать денежную эмиссию в пользу бюджета, а не коммерческих банков, и повышения таким способом степени монетизации национальной экономики. Кредитная эмиссия через бюджет и специальные программы Национального банка направлялась на поддержку в первую очередь крупных государственных предприятий, на финансирование жилищного строительства и агропромышленного комплекса.

Наращивание массы необеспеченных денежных средств привело к ускоренной девальвации белорусского рубля темпами, фактически совпадающими с темпами инфляции. Ухудшился платежный баланс страны. До минимума были сведены валютные резервы банковской системы. Крупный финансовый урон нанес белорусской экономике вывод белорусского рубля из системы международных расчетов (март, 1998 г.).

Невыполнение принятых обязательств по регулированию денежного обращения привело к заметному ухудшению отношений с международными финансовыми институтами. В переломный период Беларусь оказалась лишенной внешних источников финансирования.

В чистом виде проблема «эффективного спроса» возникала лишь тогда, когда рассматривался вопрос об очередном повышении минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда. В условиях нарастающей кредитной экспансии к повышению «минималки» и тарифной ставки первого разряда пришлось прибегать в 4-5 раза чаще, чем до этого. За счет очередного повышения номинальных доходов населения рассчитывали оживить платежеспособный спрос населения. Но эффективность таких действий снижалась. С одной стороны, в условиях снижения платежеспособного спроса населения возрастали складские запасы готовой продукции, с другой - обесценение номинальных денежных доходов приводило к снижению жизненного уровня широких народных масс.

В условиях гиперинфляции имел место постоянный отрыв динамики нормы ссудного процента (ставки рефинансирования) от уровня рентабельности реального сектора. В итоге прибыльность банковского капитала значительно превысила рентабельность первичного сектора национальной экономики. Загрузка малоэффективных производственных мощностей, созданных еще в советский период, и реализация продукции на внешних рынках по заниженным ценам финансировались за счет инфляционного налога, распределяемого среди населения и устойчиво работающих предприятий.

Устойчивое и долговременное развитие совместимо лишь с низкими темпами инфляции.

Следует отметить, что частичное возвращение к прежнему курсу обеспечения финансовой стабилизации (ограничение кредитной эмиссии и подавление инфляции; введение единого официального обменного курса рубля и его относительная стабилизация; введение мягких бюджетных ограничений и др.) незамедлительно выявили необоснованность замораживания неотложных институциональных преобразований. Так, кроме убытков в государственном секторе обнаружилась и открытая его регидностъ, когда неэластичность издержек производства по цене приводит к их устойчивому повышению. Инфляция издержек производства выступает как постоянный спутник нереформированной экономики, как результат экономической не заинтересованности предприятий бороться за их снижение.

В итоге значительно расширился перечень белорусских товаров, цены на которые (при низком качестве) стали превышать мировой уровень.

На стабилизацию обменного курса, поддержание положительных процентных ставок и т. п. население Беларуси среагировало (2012-2013 гг.) увеличением банковских депозитов в национальной валюте.

Возникла ситуация, когда одновременно с ростом реальных доходов домашних хозяйств, средней заработной платы и увеличения банковских депозитов населения произошло снижение эффективности национального производства. Оказалось, что не машины вытесняют рабочих, а напротив дешевая рабочая сила зачастую вытесняет технику, пришедшую в негодность. Сфера высокоэффективного автоматизированного труда сужается, а примитивного ручного труда расширяется [ ].

Уменьшение инфляции усиливает кризисное состояние банковской системы, так как теряется значительная часть ставшей уже привычной инфляционной прибыли, снижается доходность денежных спекуляций. В итоге возникает вопрос о перемещении центра тяжести банковской деятельности в реальный сектор экономики. В целом следует признать, что наиболее конструктивным выглядит такой путь, когда поэтапное ограничение кредитной эмиссии будет тесно увязано с проведением в национальной экономике последовательных преобразований.

Обратим внимание и на то, что сохраняется целевое кредитование предприятий государственного сектора. Банковскому сектору доводится норматив долгосрочного кредитования, но высокотехнологичные проекты не оказываются в центре внимания банкиров. К тому же в реализации таких проектов не заинтересованы и сами предприятия госсектора. Снизилась прозрачность и эффективность управления бюджетом. Расширение практики доведения до предприятий разных форм собственности административных заданий по объему выпуска отодвигает на второй план финансовые показатели. Административный экономический рост часто сопровождается работой на склад, где также есть свои пределы.


3.2 Перспективы экономической динамики


По международному стандарту расчета макроэкономических показателей национальная экономика Беларуси с 1996 года устойчиво демонстрирует ежегодный прирост ВВП на уровне 2 - 3 %. Вместе с тем все более ощущается исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Актуальной становится реализация новых подходов, которые обеспечивали бы повышение качества экономической динамики.

В данном аспекте имеющийся дефицит инвестиций свидетельствует о том, что белорусская экономика испытывает трудности, связанные с обеспечением самофинансирования. Искусственно заниженная стоимость основных фондов (ради повышения конкурентоспособности продукции) и другие причины уменьшают объемы амортизационных отчислений. Не обеспечивается целевое использование амортизационного фонда.

В 2014 г. ожидается дальнейший рост дефицита счета текущих операций до USD 8.6 млрд (11.7% ВВП). Во многом это будет обусловлено ростом отрицательного сальдо торгового баланса. Однако это если исходить из допущения, что правительство сможет привлечь инвестиции и займы, необходимые для покрытия дефицита текущего счета. При такой предпосылке поступления по финансовому счету составят USD 9.1 млрд, что позволит в определенной степени стабилизировать ситуацию с международными резервными активами.


Рисунок 2 - Курс доллара США по отношению к национальной валюте


При этом следует подчеркнуть, что сами по себе объемы инвестирования далеко не всегда способны решить проблемы экономического роста. Не менее важным является и обеспечение высокой эффективности капитальных вложений, что всегда являлось заботой эффективного собственника.


Таблица 1 - Основные параметры прогноза

годы20102011201220132014 пр.Реальный ВВП, % гг.7,75,41,51,32,1Сальдо консолидированного бюджета, % ВВП-2,62,10,5-0,2-0,1Сальдо текущего счёта, % ВВП-15,0-11,2-2,9-11,0-11,7ИПЦ, % гг.7,752,359,218,414,9Валовой внешний долг, % ВВП, к/г.52,574,261,357,761,5

Хрупкость экономического роста вынуждает правительство ужесточать фискальную политику и ограничивать сферу ее воздействия. Поэтому ожидается, что в 2013-2014 гг. консолидированный бюджет будет близок к сбалансированному состоянию. Доходы консолидированного бюджета в 2013 г. оцениваются нами на уровне 30.9% от ВВП, что превышает уровень 2012 г. на 0.9% от ВВП. Положительный эффект связан с ростом доходов от НДС и акцизов, а также поступлений от подоходного налога. Данные группы налогов должны обеспечить рост доходов бюджета на 2.1% от ВВП. Это позволит компенсировать потери в доходах от налога на прибыль и налогов на внешнеэкономическую деятельность, снижение которых связано с сокращением импорта в странах таможенного союза. В 2014 г. дальнейший рост доходов возможен только за счет акцизов, в то время как плохие финансовые показатели реального сектора будут способствовать сокращению поступлений в бюджет от налога на прибыль и неналоговых доходов. Введение транспортного налога существенно не отразится на уровне доходов бюджета. В результате доходы консолидированного бюджета в 2014 г. прогнозируются на уровне 30% от ВВП. Кроме того, для сохранения сбалансированности бюджета потребуется существенное сокращение темпов роста реальной заработной платы в бюджетном секторе.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

Однако известно и то, что международная экономическая конъюнктура всегда изменчива. Поэтому региональное лидерство РФ, основанное на высоких экспортных ценах на сырьевые ресурсы, достаточно недолговечно. К тому же ощутимо нарастает конкуренция и со стороны самих российских производителей, активно внедряющих современные технологии. Чтобы сохранить конкурентную способность белорусской продукции, предстоит активизировать внедрение новых технологий, инновационную деятельность и таким способом улучшить свои позиции в системе международного разделения труда.

С момента вступления в ЕС большая группа восточноевропейских партнеров Беларуси перешла на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим изменяются условия доступа ряда белорусских товаров на их рынки (калийные удобрения, текстиль, швейные изделия и др.), что в состоянии оказать негативное воздействие на соответствующие отрасли национальной экономики Беларуси. По крайней мере, характер подобных изменений на западном векторе придется учитывать незамедлительно.


4. Тенденции и перспективы экономического роста Республики Беларусь


Экономические достижения Беларуси за последнее десятилетие были впечатляющими: среднегодовой рост ВВП составил 7,5 %, удельный вес бедного населения сократился с 30-40 до 5-6%, улучшились другие показатели, в частности, индекс человеческого развития. Рост стимулировали ряд факторов со стороны предложения и со стороны спроса, действие которых, однако, сокращается. Рост предложения природных ресурсов, труда и капитала в белорусской экономике замедлился, а по некоторым факторам, например, труду, и вовсе остановился (численность населения в трудоспособном возрасте, возраставшая в предшествующее десятилетие, начала снижаться и тенденция эта будет устойчивой и долгосрочной). Касается это и земли: из хозяйственной деятельности надо выводить земли, на которых при нынешних технологиях вообще невозможно обеспечить положительный баланс энергии (13,6% площади пашни и почти 16% площади всех обрабатываемых земель).

Производственные мощности белорусских предприятий, согласно данным официальной статистики, в 2011 году использовались на 70%. В лучшие годы в американской экономике коэффициент загрузки производственных мощностей доходил до 83%, что заставляет предположить некоторые ресурсы роста. Но степень износа основных фондов в республике составляет около 50%, а средний возраст производственного оборудования в промышленности - около 20 лет, тогда как средний срок работы американского - 6 ? 7 лет. Поэтому увеличение загрузки оборудования в республике возможно при снижающихся показателях производительности труда, энергоотдачи и экологичности. Инвестиции в течение предшествующего десятилетия были важным фактором экономического роста, однако, их окупаемость упала (за указанный период предельный коэффициент капиталоотдачи, рассчитываемый путем деления темпа роста ВВП на отношение инвестиций к ВВП, снизился с 4,5 до 0,5).

Экономика растет, если повышается спрос на продукцию и есть желание и способность людей участвовать в ее производстве. А последнее тесно связано с социально-демографической структурой общества и настроениями людей. Анализ зависимости роста ВВП от душевого ВВП по ППС в мире показал, что страны с уровнем ВВП по ППС от 10 до 15 тыс. долл. демонстрируют «естественные» темпы роста от 2 до 3% в год. Душевой размер ВВП по ППС в республике составляет 12 тыс. долл., что соответствует среднему темпу роста ВВП около 3% в год. Рост ВВП в республике будет замедляться по мере роста благосостояния и вследствие старения населения, так как молодые люди вынуждены строить свое материальное благосостояние заново, имеют более современные знания и потребности, являются более активными потребителями и производителями. Достаточно точно связан с ростом ВВП медианный возраст населения.

Наибольшую скорость экономика набирает при медианном возрасте около 25 лет, а при медианном возрасте 40-45 лет нормальным становится не рост, а снижение ВВП. В Беларуси средний возраст населения - около 39 лет, рабочих - более 40. «Естественные» темпы роста ВВП, проистекающие из данного положения, составляют для республики менее 2%.Факторы спроса и предложения, обусловленные внешней торговлей и сыгравшие существенную роль в росте национальной экономики, также меня ютнаправленность. Смещение спроса на российское сырье с западного на восточное направление, рост цен на сырьевой импорт, рост спроса на рынках России и развивающихся стран, рост конкуренции на рынках традиционных белорусских товаров - лишь некоторые из намечающихся тенденций. Использовать открывающиеся за счет внешней торговли возможности белорусская экономика сможет при повышении конкурентоспособности - опережающем росте продуктивности дорожающих факторов производства.

Анализ микро детерминант экономического роста на уровне компаний в мире показал, что значительная часть суммарного оста производительности труда - следствие процессов, происходящих на каждом предприятии по отдельности. Ключевое значение для роста имеет продуктивность не отдельных лидеров отрасли, а основной массы предприятий. И модернизация большинства белорусских предприятий для повышения их конкурентоспособности является, возможно, наиболее адекватным ответом на вызовы ХХI века.

Современные концепции обновления бизнес-процессов, доказавшие свою эффективность в последние десятилетия, строятся на системном подходе к деятельности организации. Большинство руководителей успешных предприятий поняли - чтобы поддерживать нужный уровень конкурентоспособности, необходимы революционное обновление и модернизация всех аспектов деятельности: повышение качества продукции, снижение издержек, сокращение времени освоения новой продукции и улучшение обслуживания потребителей. К достижению этих целей ведут новации как в технологиях, так и в деятельности, окружающей производственные процессы. Акценты развития современного бизнеса давно сместились с преобразования отдельных технических и функциональных единиц на всеобъемлющий охват всей структуры предприятия и его окружения.

В ряде областей Беларусь обладает ноу-хау мирового уровня. Это разработки в области лазерной техники, теоретических основ автоматизированного управления характеристиками стальных деталей, технологий получения новых материалов и веществ и во многих других областях научно-технического развития, определяющих формирование отраслей и производств V и VI технологических укладов.

Модернизацию необходимо рассматривать не как одноразовое явление, а непрерывный процесс совершенствования институциональной, технологической, трудовой, организационно-управленческой, территориальной, отраслевой и финансовой структуры хозяйства.

Отдельные элементы и блоки модернизации экономики присутствуют в различных государственных программных документах (Программа социальноэкономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года и другие).

Основные цели и приоритеты указанных программных документов тесно коррелируют с установками большинства стран независимо от стадии экономического развития, что является отражением глобальных трендов научно-технического прогресса и связанных с ним ожиданий бизнес-сектора и общества в целом. Они ориентированы на формирование высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов, развитие таких важнейших наукоемких и высокотехнологичных областей, как энергетика (включая энергоэффективность и энергосбережение), нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии, рациональное природопользование и обеспечение национальной безопасности.

Системная модернизация может успешно состояться при наличии многих условий, важнейшими из которых являются, во-первых, четкая постановка ключевых целей модернизации; во-вторых, наличие средств для достижения намеченных целей.

Под средствами достижения целей понимаются как ресурсы, так и методы, с использованием которых решаются запланированные задачи.

Среди ресурсов, необходимых для осуществления модернизации, можно выделить:

научно-технические (патенты, лицензии, ноу-хау, техническая документация);

сырьевые и материальные (повидам сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий);

оборудование и технические средства;

энергетические (по всем необходимым видам энергии - электрической, тепловой, гидравлической);

требующиеся объемы грузоперевозок и транспортных средств (включая ресурсы погрузо-разгрузочных работ);

средства связи и информационного обеспечения;

земельные, водные и другие природные ресурсы;

трудовые ресурсы (с учетом прироста и убыли трудоспособного населения, стихийной и организуемой миграции и перераспределения населения между регионами и населенными пунктами).

В Республике Беларусь разработана и реализуется программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, направленная на создание эффективной экономики, способной решать сложные социально-экономические проблемы. Поэтому экономическая наука должна не только сосредоточиться на основных направлениях осуществления данной программы, но и углублять исследования сущностных процессов и механизмов их реализации, раскрывать перспективы выхода на новые рубежи цивилизационного прогресса. Поскольку наша экономика находится на индустриальном этапе развития и представлена в основном третьим и четвертым технологическими укладами, то для ее обновления нужны высокие индустриальные технологии. Но модернизация не может обеспечить прогресс, переход страны на высшую ступень социально-экономического развития без использования информационных технологий. Соотношение между этими типами технологий будет меняться в пользу последних по мере развития экономики. Согласно программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 гг., на первом этапе при информатизации экономики приоритет отдается обеспечению ввода в энергосистему Республики Беларусь атомной энергетики, создание нового направления по производству светотехнической продукции на основе светодиодов, освоение и наращивание производства альтернативных видов топлива и источников энергии. Предстоит ускорить построение эффективной Национальной инновационной системы, максимально использовать имеющиеся условия для интеграции науки, образования, производства, формирования рыночных стимулов повышения инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности и рынка инноваций, обновлению сельскохозяйственного и промышленного комплексов, машиностроения и легкой промышленности. Они увеличивают внутренний рынок и расширяют экспорт, что обеспечивает рост инвестиционных ресурсов и подготавливает качественные сдвиги в экономике.

На втором этапе ресурсы будут направляться на развитие отраслей экономики будущего, а именно, информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии, новые материалы, фармацевтику и медицинскую технику. Иначе говоря, происходит переход к приоритетному использованию качественно новых технологий.

Как видим, ученые и практики, разрабатывавшие программу модернизации, определили, опираясь на теоретические обобщения, поэтапное изменение соотношения между индустриальными и постиндустриальными технологиями, утверждение новых прогрессивных технологий, которые обеспечат в перспективе формирование нового технологического способа производства. Это пример тесного сочетания теории и практики, познания нового и его использования для реализации программы модернизации экономики Республики Беларусь.

Еще вчера международные процессы в большинстве своем имели вид интернационализации и интеграции, а сегодня господствует высшая форма интернационализации - глобализация мировой экономики, вызовы которой требуют от государств активных мер: от достижения национальной экономикой конкурентоспособности до обеспечения ее безопасности.

Информатизация экономики и общества приобрела такие масштабы, что обусловила утверждение Интернета, мобильной связи, выход телевидения за национальные границы, создание мировых телеканалов, образование среднего класса, гражданского общества, утверждение эволюции как главной формы прогресса цивилизации. И такие глубокие изменения происходят, как говорится, на глазах, поэтому удивительно, что есть ученые, которые их не видят и, тем более, неспособны их оценить.


Заключение


Общество достигло такого научно-технологического уровня экономики, при котором сравнительно небольшая часть занятых в материальном производстве обеспечивает изготовление материальной продукции в объемах, удовлетворяющих потребности общества и ее экспорт. Это создало возможности для сосредоточения основной массы занятых в сфере услуг, то есть в нематериальном производстве (образовании, науке, культуре и других отраслях, которые непосредственно удовлетворяют потребности человека, обеспечивают его всестороннее развитие).

Углубление общественного разделения труда и рост его производительности обусловили все большую зависимость материального производства, играющего очень важную роль, от сферы услуг, отрасли которой определяют развитие экономики: наука - научно-технический прогресс; образование - подготовка высококвалифицированных специалистов, рост кадрового потенциала; культура - развитие этических, эстетических и духовных качеств личности, обеспечивающих научный и культурный подъем и человека, и общества.

По сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйственного механизма для иностранных партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы. Примеры подобной конструктивной промышленной политики спешат продемонстрировать многие наши соседи. Для Беларуси такой прием создал бы передышку, которая позволила бы при высокой и эффективной занятости населения сформировать современную наукоемкую структуру национальной экономики.

Стремление сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров - конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики.


Список литературы


Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 (ред. от 11.09.2013) «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности».

Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 № 7, от 06.06.2011 № 4, от 31.01.2013 № 3).

Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10».

Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. № 413.

Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273 (ред. от 21.02.2014) «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2012 № 51/2 (ред. от 11.12.2013) «Об утверждении стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года».

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «Об инвестициях» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2013, 2/2051).

Инвестиционный кодекс от 9 октября 2001 года.

Закон Республики Беларусь "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" от 29 мая 1991 г.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 942.

Экономика//Официальный портал Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://president.gov.by/ru/economy_ru/.-> Дата доступа:17.04.2014.

Основные факты, Беларусь//Официальный сайт Республики Беларусь. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/about-belarus/key-facts- <http://president.gov.by/ru/economy_ru/.-> Дата доступа: 11.04.2014.

Инвестиции в Беларуси, Беларусь//Официальный сайт Республики Беларусь. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/business/belarus_investment- <%20http://www.belarus.by/ru/business/belarus_investment-> Дата доступа: 25.03.2014.

Валовый внутренний продукт//Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross.php> - Дата доступа: 18.04.2014.

Новости. Об иностранных инвестициях в 2013 году//Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/finvestment.php> - Дата доступа: 02.03.2014.

Беларусь, макроэкономический прогноз. // Журнал Исследовательский центр ИПМ №2 (7) /2013.

Дайнеко А. Модернизация: приоритеты содержания.// Журнал Экономика Беларуси №1/2013.

Ясинский М. Ю. Экономическое развитие Беларуси: кадровый потенциал, наука, инновации/ №2 (27) - 2008.

Шимов В.Н., Крюков Л.М. Модернизация национальной экономики - императив времени.// Белорусский экономический журнал №2 (63) - 2013.

Микроэкономика: Курс лекций / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А.- 2-е стер.изд. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 291 с.

Инвестиционное проектирование: Курс лекций / Т.Г. Струк. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. - 173 с.

Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 601 с.

Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В. - 2-е стер. изд. - Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 256 с.

Экономическая теория: Учебник / И.В.Новикова [и др.]; под ред. И.В.Новиковой, Ю.М.Ясинского. - Мн.: ТетраСистемс,2011. - 464с.


Теги: Экономический рост и проблемы модернизации белорусской экономики  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 22469
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономический рост и проблемы модернизации белорусской экономики
Назад