Экономический потенциал железнодорожного транспорта

Вступление


Транспорт (от латинского transporto - переношу, перемещаю) вслед за добывающей промышленностью, земледелием и обрабатывающей промышленностью является сферой материального производства. В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пассажиров и грузов. В широком смысле слова современный транспорт - это крупный и сложный комплекс народного хозяйства, в рамках которого действуют как самостоятельные отрасли различные виды так называемого магистрального транспорта, а также городской и промышленный транспорт. Несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, все виды транспорта находятся в известной взаимозависимости и оказывают существенное влияние, как на перевозочный процесс, так и на конечные технико-экономические результаты деятельности. Слаженность, взаимодействие всех видов транспорта позволяет говорить о единой транспортной системе Украины, которая выступает в качестве одной из базовых отраслей народного хозяйства, способствующей объединению всех экономических районов страны в единый хозяйственный комплекс и комплексному развитию каждого экономического района. От степени развития и эффективности работы транспорта зависит бесперебойность взаимодействия всех отраслей народного хозяйства и предприятий, своевременность межотраслевых и межрайонных поставок разнообразной продукции. В современных рыночных условиях к транспортной системе Украины предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортной коммуникаций страны должно отвечать требованиям европейской интеграции.


. ПОТЕНЦИАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ


Определены принципы функционирования строительного комплекса железнодорожного транспорта и понятие «строительный потенциал», сформулированы недостатки системы управления строительным потенциалом железнодорожного транспорта, раскрыты концептуальные положения развития строительного потенциала железнодорожного транспорта Украины


.1 Постановка проблемы


До настоящего времени проблема развития строительного потенциала железнодорожного транспорта в экономической науке не рассматривалась. При этом ее актуальность бесспорна и обусловлена тенденциями, которые существуют в развитии транспорта для более эффективного использования потенциала транспортной системы Украины (повышение скорости движения, развитие логистических сетей, развитие международных транспортных коридоров).

экономический транспорт железнодорожный маркетинговый

1.2 Обзор последних исследований и публикаций


Различные аспекты проблемы управления развитием железнодорожного транспорта Украины нашли свое отражение в ряде работ отечественных исследователей. Среди них: Ю. Бараш, Н. Гненный, А. Дейнека, В. Дикань, Е. Кирдина, В. Ильчук, Ю. Пащенко, Ю. Цветов и др.[1-9] При этом вопросам развития его строительного потенциала посвящены только некоторые труды (например, Ю. Боровика [10]). Недостаточная

разработанность вопросов, связанных с определением понятия «строительный потенциал», организационно-экономического обеспечения и стратегии его развития определяют цель и задачи статьи.

Задачи исследования.

Разработка концептуальных положений обеспечения развития строительного потенциала железнодорожного транспорта с уточнением его сущности, целей развития, теоретических положений стратегического управления. Основной материал исследования. В современных условиях внешний вектор политики Украины направлен как на Восток, так и на Запад. На Востоке формируется мощный товаросоздающий центр, где основными участниками являются Китай и Индия. На Западе имеет место вместительный потребительский рынок. Эти два полюса внешней политики

Украины определяют ее будущее как «транзитного моста» между Востоком и Западом. Однако, страны-соседи Украины намерены составить ей конкуренцию в распределении мировых товаропотоков, принимая участие в международных проектах развития транспортной инфраструктуры. Такая ситуация требует безотлагательных мер по недопущению сокращения объемов транзитных грузопотоков через территорию Украины. Среди них строительство новой и модернизация существующей транспортной инфраструктуры. Одним из прогрессивных направлений развития железнодорожной сети стран мира стало внедрение высокоскоростного и скоростного пассажирского движения. Определенные результаты по ускорению пассажирских перевозок железнодорожным транспортом Украины получены, но уверенно заявить о существовании скоростных железнодорожных магистралей рано. Нужна комплексная работа по строительству новых высокоскоростных путей, искусственных сооружений. Реформирование железнодорожного транспорта Украины нацелено на отделение конкурентных видов деятельности, среди которых строительство. Опыт зарубежных стран, например России, доказывает целесообразность применения интеграционного подхода к функционированию и развитию строительного комплекса железнодорожного транспорта. Опыт создания отдельной интегрированной компании имеет ОАО «РЖД». Её целями являются:

во-первых, обеспечение прозрачности расходов на капитальное строительство и ремонт; во-вторых, стабилизация влияния на рынок строительных услуг. В 2006 году создано ОАО «РЖДстрой», которое является дочерним предприятием ОАО «РЖД». Филиалом Общества является:

) 17 территориальных строительно-монтажных трестов;

) специализированный мостовой трест «Спецмостотрест»;

) строительно-монтажный трест «Стройиндустрия».

Существующая организационная структура управления строительным потенциалом железнодорожного транспорта Украины несовершенна, а функциональные обязанности структурных подразделений заключаются в текущем содержании, ремонте и модернизации объектов производственного и непроизводственного назначения. Сегодня отрасль нуждается в новых строительных объектах инфраструктуры, в том числе скоростных железнодорожных магистралях и объектах логистической инфраструктуры.

Их появление связано с увеличением возможностей и способностей субъектов, работающих в сфере строительства. Однако в современных условиях функционирования железнодорожного транспорта это затруднено, прежде всего, вследствие структурной и юридической подчиненности субъектов руководству железной дороги, что делает невозможным самостоятельное принятие управленческих решений. Отражая общую тенденцию на железнодорожном транспорте, технико-технологическая база СМЭУ и БМП всех железных дорог Украины устарела, уровень ее износа составляет более 50 %. В такой ситуации необходимо реформирование отрасли, что и определено в Законодательстве Украины. Одной из целей создания Государственного акционерного общества железнодорожного транспорта является создание условий для развития конкуренции на смежных с естественной монополией рынках, в том числе путем формирования вертикально интегрированных структур по видам деятельности, в частности строительство и ремонт объектов инфраструктуры.

Анализ основных характеристик существующих форм объединений предприятий, их недостатков и положительных черт позволяет выбрать форму концерна как такую, которая наибольшим образом соответствует потребностям развития строительства в области железнодорожного транспорта.

Характер и глубина проблем строительного комплекса железнодорожного транспорта Украины на современном этапе реализации преобразований в отрасли ограничивает возможность качественного и своевременного выполнения стратегически важных строительных инвестиционно-инновационных проектов. Современными принципами функционирования строительного комплекса железнодорожного транспорта должны быть: стратегическое видение проблем отрасли и страны, механизмов их решения; максимально-возможная ориентация на собственные возможности, способности и ресурсно-материальную базу производства, прозрачность деятельности, уход от теневых схем выбора партнеров и контрагентов; полнота удовлетворения финансовых проблем; радикальность изменений финансового, технического, организационного и управленческого характера.

Строительный потенциал следует рассматривать как способность и возможность создавать новые или модернизировать существующие строительные объекты инфраструктуры железных дорог, что позволяет усовершенствовать их деятельность и повысить социально-экономическую эффективность функционирования железнодорожной отрасли.

Приоритетными целями развития строительного потенциала следует определить: развитие компетенций в новых видах строительства (прежде всего, высокоскоростных магистралей), выход на международные рынки и участие в международных проектах строительства железнодорожной инфраструктуры, развитие компетенций в области инжиниринга и управления крупными инфраструктурными проектами; освоение новой техники и внедрения инновационных технологий и стандартов строительства, привлечение стратегических инвесторов для развития, обновления и диверсификации производственных мощностей, наращивание компетенций в области управления строительными проектами, использование передовых технологий в строительстве. Таким образом, сегодня существует четкая уверенность в необходимости отделения строительства как конкурентного вида деятельности железнодорожного транспорта, что сопровождается формированием вертикально-интегрированной структуры в области строительства и ремонта объектов инфраструктуры. Учет положительного опыта железнодорожного транспорта России, позволяет определить необходимость создания строительно-монтажного концерна железнодорожного транспорта Украины. Удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на услуги и продукцию строительно-монтажного концерна зависит от эффективности реализации таких основных видов деятельности: подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений; осуществление общестроительных работ; строительство железнодорожных магистралей, автомобильных дорог; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; осуществление электромонтажных и санитарно- технических работ и т.д. Сочетание процессов функционирования его участников способно организовать эффективное централизованное управление предприятиями строительного комплекса, разработать и реализовать групповую стратегию развития с целью увеличения адаптивности к внешним изменениям как группы в целом, так и ее отдельных участников; сформировать экономические и организационные условия привлечения внешних инвестиционных ресурсов для развития мощностей строительных организаций и реализации строительных проектов, создать внутри групповой механизм финансирования потребностей за счет использования возможностей финансовых учреждений объединения и т.д. Организационная структура строительно-монтажного концерна делает возможным реализацию совместных строительных инвестиционно-инновационных проектов. Их преимущества определяются в увеличении ресурсных, технических, технологических, организационных возможностей. Проектный характер управления реализацией проектов характеризует гибкость и скорость адаптации к изменению условий внешней и внутренней среды группы.

Существующая система управления строительным потенциалом железнодорожного транспорта Украины имеет ряд недостатков. Наиболее важными из них являются:- отсутствие возможности привлечения инвестиционных ресурсов;

отсутствие заинтересованности подразделений в результатах деятельности;

несбалансированность прав и ответственности каждого структурного подразделения;

низкая гибкость и адаптивность к изменениям;

недостаточное применение результатов научно-технического прогресса;

сложность согласования всех процессов и т.п.

Прослеживается необходимость усовершенствования системы управления развитием строительного потенциала железнодорожного транспорта. Её функциями должны стать:

) разработка стратегии и тактики реализации целей и задач развития строительного потенциала согласно стратегическим направлениям и результатам развития железнодорожной отрасли

) обеспечение соответствия основного бизнес-процесса железнодорожного транспорта «Строительство инфраструктуры» целям эффективной и своевременной реализации строительных инвестиционных проектов отрасли, обеспечения жизнеспособности бизнес-процессов,

) обеспечение интенсивного развития ресурсных составляющих строительного потенциала.


.3 Функции системы управления


Функциями системы управления развитием строительного потенциала железнодорожного транспорта должны быть:

) подсистема стратегического планирования изменений, связанная с разработкой стратегии и тактики реализации целей и задач развития строительного потенциала в соответствии со стратегическими направлениями и результатами развития железнодорожной отрасли; 2) подсистема жизнеспособности бизнес-процессов,

которая касается обеспечения соответствия основного бизнеспро-цесса железнодорожного транспорта «Строительство объектов инфраструктуры» целям эффективной и своевременной реализации строительных инвестиционных проектов отрасли;3) подсистема управления ресурсами развития, целью, которой является обеспечение интенсивного развития ресурсных составляющих строительного потенциала;

) подсистема управления общественной ценностью потенциала, которая включает оценку уровня развития строительного потенциала относительно его общественной ценности. Управление развитием строительного потенциала на отраслевом уровне будет недостаточно результативным без государственного уровня решения проблем. Цели развития строительного потенциала, помимо прочих, сводятся к достижению высоких уровней показателей качества, эффективности и конкурентоспособности услуг и продукции субъектов, формирующих строительный потенциал. Эти цели ассоциируются с экономическим ростом, повышением технико-технологического уровня производств, их социально- экономической эффективностью. Выбирая стратегию развития строительного потенциала железнодорожного транспорта, необходимо учитывать 4 типа генеральных стратегий развития:

) стратегия специализации, которая основывается на реализации специфических ключевых факторов развития при незначительных масштабах деятельности (сосредоточение на существующих видах деятельности в рамках своего сегмента рынка);

) стратегия концентрации, которая, как и предыдущая, основывается на реализации специфических ключевых факторов развития, но при значительных масштабах деятельности (т.е. с выходом на новые сегменты этого же рынка);

) стратегия интеграции, которая основывается на реализации универсальных ключевых факторов развития при незначительных масштабах деятельности и обеспечивает выход на новые рынки;

) стратегия квазиинтеграции, которая базируется на реализации универсальных ключевых факторов развития при значительных масштабах деятельности и обеспечивает выход на кардинально новые рынки.

При рассмотрении вопроса развития строительного комплекса железнодорожного транспорта невозможно обойти вниманием вопрос инвестиционно-финансового обеспечения реализации строительных инвестиционных проектов. Одним из наиболее перспективных направлений решения этой проблемы является развитие государственно-частного партнерства как институционального и организационного альянса государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Одним из этапов инвестиционно-финансового обеспечения строительных проектов является их выбор на основании критерия эффективности. Прогрессивным направлением обоснование эффективности инвестиций является определение их результативности в течение всего жизненного цикла проекта.


. ВИДЫ ПОТЕНЦИАЛОВ ПРЕДПРИЯТИЯ


Все разнообразие имеющихся на предприятии частных видов потенциалов может быть интегрировано в общее понятие - производственный потенциал или конкурентный потенциал предприятия. Частные виды потенциалов: менеджмента, ресурсный, маркетинга, сбытовой, поставщика, инвестиционно-инновационный, финансовый, жизненного цикла предприятия, технической подготовки производства (конструкторской и технологической), производственный, логистический, роста стоимости бизнеса (предприятия).

Для некоторых предприятий могут быть рекомендованы дополнительные виды частного конкурентного потенциала, а именно: потенциал покупателя, потенциал экономической безопасности, предпринимательский (коммерческий) потенциал, креативный потенциал и др.

Потенциал покупателя - способность покупателя приобретать товар по цене и качеству, которые полностью или в большей части его удовлетворяют. При этом цена товара ограничивается платежеспособным спросом, а его качество - возможностью отвечать в наиболее полной мере необходимым потребительским свойствам.

Потенциал экономической безопасности - интегрированная числовая оценка, характеризующая степень достаточно высокой финансовой устойчивости и надежности присутствия предприятия на целевом рынке.

Предпринимательский (коммерческий) потенциал - разного вида способности субъекта успешно заниматься предпринимательской (коммерческой) деятельностью на определенном целевом рынке.

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; потенциал (внутренний ресурс) человека, способность обнаруживать новые способы решения проблем или способность отказаться от стереотипных способов мышления.

Предприятие формирует свой список частных видов конкурентных потенциалов, которые для него являются наиболее важными. Частные виды потенциалов, предназначенные для определения уровня конкурентоспособности предприятия в целом (интегрированная оценка), имеют собственные цели, а также систему свойственных только им показателей (критериев), предназначенных для оценки конечных результатов практического использования. Если числовые оценки конечных экономических показателей оказываются поданному предприятию выше или ниже, чем у главных его конкурентов из состава стратегической группы, то появляется возможность определить сильные или слабые стороны в предпринимательской деятельности.

В основу построения системы управления конкурентоспособным потенциалом предприятия должна быть положена научно обоснованная концепция, учитывающая, с одной стороны, особенности организации и функционирования деятельности предприятия, а с другой - его положение на целевом рынке и состояние внешней среды.

Хорошие знания внешней среды дают высшему менеджменту предприятия возможность оперативно реагировать на возникшие угрозы, а также разрабатывать необходимые мероприятия, которые в состоянии не только учесть и предотвратить эти угрозы, но и извлечь из ситуации новые выгоды для укрепления собственных конкурентных позиций.

Управление предпринимательской деятельностью на предприятии сводится в основном к управлению его конкурентоспособным потенциалом.

Конкурентный потенциал предприятия - системное образование ресурсов, которое характеризуется соответствующими количественными и качественными показателями (параметрами) и отражает возможности активного, динамического саморазвития в процессе целенаправленной деятельности в условиях быстро изменяющейся внешней среды.

Общий конкурентный потенциал предприятия как субъекта рынка представляется его интегральным конкурентным потенциалом. Охарактеризуем различные виды частного конкурентного потенциала и приведем основные показатели оценки, определяющие конечный результат от его практического использования.

Внешняя среда оказывает достаточно сильное влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Принятые на этих уровнях законодательные или иные решения могут препятствовать успешной деятельности предпринимательских структур или, наоборот, создавать для них благоприятные условия. Такие условия именуются предпринимательским климатом, который может обеспечивать получение предприятиями некоторых преимуществ в достижении желаемого ими уровня конкурентоспособности.

Применительно к предприятию менеджмент <#"justify">§эффективность использования привлекаемых инвестиций (заемного капитала);

§эффективность использования собственного основного и оборотного капитала;

§коэффициенты использования производственных площадей, а также складских помещений;

§коэффициенты использования испытательных стендов (если речь идет о машиностроительной промышленности);

§коэффициенты, отражающие полноту использования рабочего времени основными и вспомогательными работниками.


.1 Ресурсный потенциал предприятия


Ресурсный потенциал - интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для производства и сбыта готовой продукции. Ресурсный потенциал можно разделить на две группы: технико- технологический и кадровый потенциал.

В составе технико-технологического потенциала выделяются такие ключевые показатели (критерии) оценки конечных результатов его использования:

§стоимость основных производственных фондов (ОПФ);

§износ основных производственных фондов (в %);

§коэффициенты обновления и выбытия ОПФ;

§удельный вес применяемых современных технологий (в%);

§фондоотдача (руб./руб.);

§рентабельность использования ОПФ (руб./руб.).

Критериями оценки конечных результатов использования кадрового потенциала являются:

§степень обеспеченности предприятия квалифицированными

§кадрами;

§коэффициент использования трудовых ресурсов (главным образом лимитирующих);

§коэффициенты оборота по приему-выбытию персонала;

§коэффициент текучести кадров;

§совокупная стоимость кадров предприятия.

Ресурсы - это вид потенциальных ценностей, необходимых для нормального осуществления какого-либо вида экономической деятельности (например, коммерческой, предпринимательской, инвестиционной, реинжиниринговой); определенный набор необходимых факторов производства, предназначенный для достижения стратегических целей или решения стратегических и иных задач.

«Ресурсы» и «затраты» не являются синонимичными. Их может отделять друг от друга фактор времени или какие-либо действия над ними.

Затраты - это расход материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Затраты - выраженный в денежной форме произведенный расход производственных ресурсов (живого труда, производственных фондов, материальных, финансовых), требующихся для изготовления продукции, товара, реализации предпринимательского проекта и т.п.

Производственные затраты - это истраченные в процессе изготовлений готовой продукции разного рода ресурсы.


.2 Потенциал маркетинга предприятия


В обобщенной трактовке маркетинг (Marketing) - это наука управления и овладения рынком (предельно коротко - рынковедение), главной целью, которой является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей и получение на этой основе приемлемой нормы и массы прибыли. Потенциал маркетинга <#"justify">§Расходы на рекламу и стимулирование сбыта, продвижение товаров (бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.).

§Численность сформированной постоянной клиентской базы.

§Уровни цен по главным товарным позициям, использование скидок.

§Потенциальный объем товарооборота (на основе данных о спросе).

§Уровень конкуренции на целевом рынке.

§Развитость системы коммуникации.

§Доля завоеванного рынка.

§Расходы на поддержание имиджа предприятия.

§Коэффициент стабилизации состава покупателей, относимых к категории постоянных.

§Темпы привлечения новых покупателей.

§Затраты (бюджет) денежных средств, расходуемых на рекламу.

§Темпы роста бюджета, выделяемого на проведение рекламных кампаний.

§Эффективность проведения рекламных кампаний.

§Расходы на маркетинговые исследования рынка.

§Коэффициент эффективности затрат, расходуемых на маркетинг.

Числовая интегрированная оценка эффективности использования маркетингового потенциала может быть определена по формуле:



§Пм - интегрированная оценка, характеризующая эффективность использования маркетингового потенциала коммерческого предприятия;

§Пi - фактическая величина i-го показателя, полученная в результате реализации маркетингового потенциала (i = 1,..., n);

§?i - весовой коэффициент i-го показателя оценки маркетингового потенциала (определяется обычно экспертным путем).


.3 Сбытовой потенциал предприятия


Сбытовой потенциал - наличие реальной возможности у предприятия производить и продавать товары не только в объеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры). Данный вид потенциала иногда относят к компетенции системы маркетинга. Однако вполне возможен вариант и самостоятельного его рассмотрения. Целевые установки и основные долгосрочные решения в предпринимательской деятельности предприятия разрабатываются обычно исходя из приоритета рыночной информации о сбыте над сферой производства продукции. Это значит, что стратегические решения принимаются на основе учета показателей (критериев), предназначенных для оценки сбытового конкурентного потенциала.

Критерии оценки использования сбытового конкурентного потенциала:

§Объем продаж товара (выполненных работ, предоставленных услуг) в течение определенного периода (например, года), руб.

§Наличие развитой дилерской сети (охват дистрибьюторской сети).

§Эффективность дистрибьюторской сети.

§Затраты на стимулирование продаж продукции (оказания услуг).

§Объем пред- и послепродажного сервисного обслуживания.

§Количество каналов сбыта (точек сбыта).

§Количество посредников, принимающих участие в сбыте товара.

§Расходы денежных средств, направляемых на мотивацию посредников.

§Расходы средств, связанных с компенсациями по рекламациям.

§Объем оборотного капитала, связанного в запасах готовой продукции на складе.


.4 Потенциал постановщика


Потенциал поставщика - возможности и реальные способности поставщика диктовать покупателям наиболее выгодные для себя экономические условия продажи материально-технических ресурсов в отношении цены (например, путем искусственного завышения) и качества (например, посредством его понижения).

Оценки результатов использования конкурентного потенциала поставщика:

§Цена за единицу поставляемого товара, руб.

§Расстояние до поставщика, км.

§Финансовое состояние поставщика.

§Удельный вес продукции высшего качества (качество продукции).

§Удельный вес поставок товара, который может быть поставлен точно в срок, в %.

§Величина процентных скидок за оптовые партии повышенного размера, в %.

§Длительность непрерывного сотрудничества, в годах.

§Максимальная продолжительность отсрочки платежа за товар (товарный кредит), предоставляемая фирмой-поставщиком покупателю. в днях.

§Период, в течение которого предоставляется скидка по оплате приобретенных материальных ресурсов, в днях.

§Процент скидки за поставляемый товар в течение периода действия скидки.

§Наличие равноценных промежуточных складов у поставщика, шт.

§Возможность внеплановых поставок.

§Расход средств, связанных с обеспечением функционирования системы сбыта в целом.


.5 Финансовый потенциал предприятия


Критерии оценки результатов использования финансового потенциала предприятия:

§объем получаемой чистой прибыли;

§коэффициент абсолютной ликвидности (нормативное значение 0.2);

§коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение менее 2.0);

§коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативное значение не менее 0,1);

§коэффициент финансовой независимости;

§коэффициент финансового левериджа.

Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу. Он прямо пропорционален финансовому риску предприятия, отражает надежность, рейтинг и доверие к нему.

Для получения достоверной оценки коэффициента финансового ливериджа его следует рассчитывать не поданным бухгалтерской отчетности, а по рыночной оценке стоимости активов. По успешно функционирующим на рынке предприятиям достаточно часто их рыночная стоимость превышает балансовую стоимость, следствием чего являются получение меньшего значения коэффициента финансового левериджа и снижение уровня финансового риска.

Эффект финансового рычага (ЭФР) показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Эффект возникает за счет разницы между рентабельностью использования активов предприятия (собственных средств) и стоимостью заемных средств. Положительная разница может иметь место только в том случае, если экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту. Рекомендуемое значение ЭФР - 0,33-0,5. Эффект финансового рычага рассчитывается по формуле:



§Кн - коэффициент налогообложения, в виде десятичной дроби;

§Рс - рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов. %;

§Цз.к - средневзвешенная цена заемного капитала, %;

§3.К - среднегодовая сумма заемного капитана;

§С.К - среднегодовая сумма собственного капитана.


.6 Потенциал жизненного цикла предприятия


Потенциал жизненного цикла предприятия - ситуация, когда у предприятия имеются (или отсутствуют) объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнеса. Предприятия, которые находятся на заключительной стадии своего развития (жизненного цикла), таких предпосылок обычно не имеют или они близки к нулю.

Продолжительность жизненного цикла предприятия для различных стран разных отраслей различна.

Этапы жизненного цикла предприятия:

§Рост.

§Зрелость.

§Распад.

Чаще всего специалисты выделяют следующие типовые этапы:

§зарождение предприятия;

§рост деловой активности и финансово-экономической стабильности предприятия;

§зрелость;

§спад.

Для каждого из этапов вполне определенные показатели, посредством которых можно оценить эффективность использования потенциала ЖЦ предприятия (табл. 1).


Таблица 1. Группы показателей, рекомендуемые для оценки конечных результатов использования потенциала ЖЦ предприятия и свойственные определенному этапу его существования

Этапы жизненного циклаГруппа однородных показателейПлатежеспособности и ликвидностиФинансовой устойчивостиРентабельности и деловой активностиРыночной активностиЗарождение++--Рост--++Зрелость--+Спад+++-

Знак «+» означает, что отдельному этапу ЖЦ предприятия соответствует данная группа оценочных показателей.


.7 Инновационный потенциал предприятия


Инновационный потенциал - готовность и способность предприятия осуществлять впервые или воспроизводить ту или иную инновацию; совокупность кадровых, материально-технических и информационных ресурсов (в виде накопленных знаний), предназначенных для решения стоящих перед хозяйствующей организацией проблем научно-технического развития, а также непрерывное использование этих ресурсов, что создает возможность для осуществления научно-технической и организационной деятельности по решению задач развития продукта и производственной системы.

Показатели оценки эффективности реализации инновационного потенциала:

§количество внедренных инновационных проектов в течение определенного периода (например, года);

§объем инвестиций, затраченных на реализацию инновационных проектов;

§суммарный экономический эффект и эффективность от реализации внедренных в течение определенного периода инновационных проектов.


.8 Производственный потенциал предприятия


Производственный потенциал - потенциальный объем производства продукции; потенциальные возможности основных фондов и оборотных средств; потенциальные возможности использования сырья и материалов; потенциальные возможности профессиональных кадров; финансовый потенциал.

Критерии, оценки, конечные результаты использования производственного потенциала:

§уровень использования производственной мощности;

§объем реализуемой продукции за определенный период;

§удельный вес в производственной программе продукции высшей категории качества;

§наличие достаточно полного сформированного портфеля заказов (заявок на поставку продукции):

§уровень обеспеченности оборотным капиталом;

§рыночная стоимость предприятия (капитализация);

§производительность труда (выработка);

§материалоемкость.


.9 Логистический потенциал предприятия


Логистический потенциал - отражает способность предприятия реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат. Общий стратегический конкурентный потенциал предприятия можно выразить в виде следующей функции:



§П - произведение частных р-х потенциалов предприятия;

§Пр - числовая оценка частного конкурентного потенциала предприятия р-го вида;

§р - разновидность частного потенциала предприятия.

Потенциал предприятия не является постоянной величиной, подвержен изменениям, в нормальных условиях (в сравнении с другими характеристиками предприятия) имеет более высокую степень устойчивости. проявляет замедленную и ослабленную реакцию на положительные воздействия. Разрушительные воздействия могут иметь достаточно быстрый эффект, например, если на металлургическом предприятии остановить доменную печь, то его потенциал может упасть едва ли не до нуля.


. Проблемы, которые тормозят развитие транзитного потенциала


Проблемы, которые тормозят развитие транзитного потенциала:

несовершенная транспортная инфраструктура перевозок, что приводит к росту конкуренции со стороны РФ, Румынии, Молдовы, Беларуси по привлечению на свою территорию традиционных для Украины и новых транзитных потоков. Например, Стратегией развития транзитного потенциала Беларуси на 2011-2015?гг. предусмотрено проведение реконструкции и модернизации транзитной инфраструктуры и дорог, расширение транспортных, коммуникационных и финансовых коридоров. Планируется строительство 18 транспортно-логистических и 10 логистических центров Республиканским унитарным предприятием «Белтаможсервис», из них 22 - на II и IX панъевропейских транспортных коридорах. По прогнозам, реализация этих планов позволит увеличить поступления от транзита в 5 и более раз.

В порту Джурджулешты (Молдова) открыт терминал для контейнерных и генеральных грузов, оборудован 70-тонным мобильным портовым краном с рампой ро-ро, что позволит грузовым автомобилям и другим автотранспортным средствам заезжать на судно из нового терминала. Терминал позволяет обрабатывать все типы грузов.

Стратегия развития морской портовой инфраструктуры РФ до2020?г. направлена на переориентацию почти всех грузов российского происхождения, которые перегружаются в портах Украины, Балтии и Скандинавии, на российские порты и на значительное (на 84%, до 985 млн т в год) увеличение объемов перевалки грузов. Ведется строительство еще одного нового российского порта Тамань в районе мыса Тузла, которое завершится в2017 г., что дополнительно повлияет на ухудшение условий для украинского транзита;- неэффективная тарифная политика на транспорте подтверждается фактом отмены скидок на переработку транзитных грузов в портах Украины в период кризиса - в начале2008?г. Со второго полугодия этого же года скидки были восстановлены, однако транзитные грузопотоки уже были направлены в обход Украины и так и не восстановились. Завышенный уровень ставок портовых сборов в отечественных морских торговых портах сдерживает рост судозаходов и объемов обработки транзитных грузов, что играет в пользу морских портов Румынии, Молдовы и других стран Черноморского бассейна;- длительная либерализация таможенных процедур на пограничных станциях при перевозке транзитных грузов.

В течение 2010-2012? гг. произошли определенные сдвиги в направлении упрощения и модернизации процедур в пунктах пропуска на таможенной границе Украины, однако в настоящее время уровень физического досмотра грузов составляет 6%, что вдвое превышает соответствующие условия Таможенного кодекса стран ЕС, где он составляет до 3%;- отсутствие гарантий защиты прав инвесторов, проявивших желание внести инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры Украины и ее модернизацию.

Так, стивидорной компанией «Укртрансконтейнер», которая вложила средства в 2007? г. в размере $57 млн в развитие Ильичевского МТП, был расторгнут договор о совместной деятельности на основе решения правительства, вынесенного в мае 2009 ?г. Как результат, контейнерные грузопотоки, а также и оборудование, приобретенное для обустройства Ильичевского порта, были перенаправлены в российский порт Усть-Луга;- отсутствие стимулов модернизации экономики Украины и активизации использования внешних и внутренних инвестиционных ресурсов для ускорения структурных трансформаций в транспортной отрасли, в т.ч. для реализации стратегически важных проектов.

В 2012 ?г. предприятиями ТДК освоено капитальных инвестиций на сумму 24,4 млрд грн. Структура инвестиций по источникам финансирования существенно изменилась. Доля собственных средств предприятий уменьшилась до 33%, а удельный вес кредитных ресурсов превысил 50%. Такое изменение структуры капитальных инвестиций является свидетельством того, что собственные возможности предприятий ТДК по воспроизводству основных фондов практически исчерпаны. Большей частью они ограничены низким уровнем чистой прибыли, недостаточным уровнем амортизационных отчислений, заниженным уровнем тарифов на социально значимые пассажирские перевозки. Также крайне ограниченным является финансирование из государственного и местных бюджетов.

На сегодняшний день ежегодная потребность в капитальных вложениях только железнодорожной отрасли составляет более 33,6 млрд грн. В т.ч. на обновление и модернизацию подвижного состава необходимо почти 23 млрд грн.

Портовой отрасли нужны инвестиции в гидротехнику, наземную инфраструктуру, создание искусственных земельных участков в размере как минимум 25 млрд грн. в среднесрочной перспективе. Поэтому необходимо создать как можно более благоприятные условия для поиска эффективных механизмов привлечения инвесторов к развитию и модернизации транспортной инфраструктуры Украины.

Необходимость стимулирования структурных преобразований в транспортной отрасли Украины обусловливает потребность в разработке и внедрении новых механизмов привлечения финансовых ресурсов, одним из которых является государственно-частное партнерство (ГЧП), условиями которого, в соответствии с Законом Украины «О государственно-частном партнерстве», являются:- равенство перед законом государственных и частных партнеров;- запрет любой дискриминации прав государственных или частных партнеров;- согласование интересов государственных и частных партнеров с целью получения взаимной выгоды;- неизменность в течение всего срока действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, целевого назначения и формы собственности объектов, находящихся в государственной или коммунальной собственности или принадлежащих Автономной Республике Крым, переданных частному партнеру;- признание государственными и частными партнерами прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Украины и определенных условиями договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства;- справедливое распределение между государственными и частными партнерами рисков, связанных с выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства;- определение частного партнера на конкурсной основе, кроме случаев, установленных законом.

В рамках ГЧП законодательством Украины заключение договоров между государством и частными партнерами предусматривается в виде договоров о концессии, совместной деятельности и других.

Законодательное регулирование механизма концессий осуществляется в соответствии с Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины. Также он регулируется законами Украины: «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «Об автомобильных дорогах», постановлением КМУ «Об утверждении Перечня объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию», рядом подзаконных актов. Для урегулирования вопроса изъятия земельных участков, по которым должна пройти автомобильная дорога, принят Закон Украины «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости».


Выводы


Так, планирование развития потенциала предприятия совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты всякой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации.

В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории - материальные и людские и четыре основных вида земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

В качестве рекомендаций планирования развития потенциала предприятия предложена методика стратегического планирования деятельности предприятия на основе оценки уровня использования рыночного потенциала. Задачи анализа - расчет внутреннего потенциала предприятия и представление данных в качестве параметров внутренней среды предприятия; формирование множества стратегических альтернатив на основе анализа внутренней и внешней среды предприятия, разработка стратегии предприятия, прогноз изменения уровня использования потенциала предприятия в условиях реализации данной стратегии.


Список литературы


1. Бараш Ю.С. Управління залізничним транспортом країни: 2-е вид., перероб. і доп / Ю.С. Бараш. - Дніпропетровськ, 2006. - 259 с.

. Дейнека О.Г. Теоретичні та методологічні складові розвитку залізничного транспорту України / О.Г. Дейнека, Л.О. Позднякова // Вісник економіки транспорту і промисловості. - 2008. ? № 25. - С. 62-65.

. Дикань В.Л. Забезпечення ефективності інноваційної діяльності підприємств залізничного транспорту: Монографія / В.Л. Дикань, В.О. Зубенко. - Х.: УкрДАЗТ, 2008. - 194 с.

. Дикань В.Л. Механізм створення залізнично-транспортно-промислової групи в сучасних умовах розвитку залізничного транспорту України / В.Л. Дикань, М.В. Кондратюк // Вісник економіки транспорту і промисловості. - 2009. ? № 26. - С. 13-18.

. Кірдіна О.Г. Необхідність науково-виробничої інтеграції як форми реалізації інвестиційно-інноваційного проекту організації швидкісного рухузалізницями України / О. Г. Кірдіна // Вісник ХНАУ. -

. ? № 10. ? С. 183-194. 6. Кірдіна О.Г. Методологічні аспекти інвестиційно-інноваційного розвитку залізничного комплексу України: Монографія / О.Г. Кірдіна. - Х.: УкрДАЗТ,2011. - 312 с.

. Ільчук В.П. Інноваційно-інвестиційні системи залізничного транспорту: становлення та розвиток / В.П. Ільчук. - К. : Логос, 2004. - 381 с.

. Інтегральна ефективність швидкісних залізничних магістралей: Монографія/ Ю.Є. Пащенко, М.Ю. Гончаров, Й.М. Кранц, В.О. Пилипчик та ін.; за ред. С.І. Дорогунцова. - К.: РВПС України НАН України, 2005. - 266 с.

. Проблеми та основні напрямки реформування залізничного транспорту України / Ю.М. Цвєтов, М.В. Макаренко, М.Ю. Цвєтов та ін. - К.: КУЕТТ, 2007. - 222 с.


Теги: Экономический потенциал железнодорожного транспорта  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 41317
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономический потенциал железнодорожного транспорта
Назад