Экономический потенциал Беларуси


Экономический потенциал Беларуси


1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны


Термин «потенциал» (от лат. potentia - сила) применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и духовные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенциала страны.

Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются:

  • природно-ресурсный потенциал;
  • демографический и трудовой потенциалы;
  • научный, научно-технический и инновационный потенциалы;
  • информационно-технологический потенциал;
  • производственный потенциал;
  • инвестиционный потенциал национальной экономики;
  • внешнеэкономический потенциал;
  • экологический потенциал.
  • Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:
  • численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения;
  • трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной экономики;
  • индекс развития человеческого потенциала;
  • стоимость и структура основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);
  • валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами;
  • возможные объемы роста выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, продукции строительства, перевозок грузов и пассажиров;
  • уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;
  • наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов;
  • экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).
  • Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой.
  • Основной закономерностью развития совокупного экономического потенциала является рациональное и гармоничное сочетание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопасность страны.
  • 2. Система потенциалов национальной экономики Беларуси
  • 2.1. Природно-ресурсный потенциал
  • Природные, или естественные, ресурсы - это компоненты природной среды, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. По своей материальной форме они представляют собой тела и силы природы, происхождение, свойства и размещение которых обусловлены закономерностями ее развития.
  • Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала - это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов - земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от двух факторов: количества природных ресурсов, возможность их комплексного использования.
  • Количественная оценка природно-ресурсного потенциала страны возможна в том случае, если все виды ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая, оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить ее на единой методологической основе весьма сложно, поэтому чаще всего применяют натурально-вещественные показатели (объемы запасов, продуктивности, площади и др.).
  • Земельные ресурсы. Представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования в сельском и лесном хозяйстве, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.
  • Земельный фонд Республики Беларусь - это площадь страны, составляющая 20759,8 тыс. га. В Европе по данному показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами.
  • Земельный фонд страны распределяется следующим образом (по категориям землепользователей):
  • сельскохозяйственные организации - 8661 тыс. га (41,7 %);
  • граждане - 1397 тыс. га (6,7 %);
  • крестьянские (фермерские) хозяйства - 180 тыс. га (0,9 %);
  • земли запаса и государственных лесохозяйственных организаций - 8490 тыс. га (40,9 %);
  • прочие землепользователи - 2032 тыс. га (9,8 %).
  • Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями: пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, не обрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные земли занимают наибольшую площадь (9076 тыс. га, или 43,7 %), что свидетельствует о высокой степени сельскохозяйственной освоенности территории страны.
  • Динамика сельскохозяйственных угодий имеет отрицательную направленность. Так, с 1981 по настоящее время площадь сельскохозяйственных земель сократилась на 700 тыс. га, или на 7 % (на 20 тыс. га в год). Уменьшилась и обеспеченность каждого жителя страны - с 1,1 до 0,9 га сельскохозяйственных угодий, что было обусловлено исключением из оборота загрязненных, отводами земель под различные виды строительства, промышленные объекты, на природоохранные цели. Сказываются также и нерациональное использование земель и передача их государственным лесохозяйственным организациям.
  • Особую ценность представляют пахотные земли (пашня), наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресурсов, систематически обрабатываемая и используемая под посевы сельскохозяйственных культур. Пахотные земли Беларуси занимают 5548 тыс. га, распаханность территории достигает 27 %, или почти в 3 раза превышает среднемировые показатели и данные по странам СНГ в целом. С 1981 г. по настоящее время площадь пашни уменьшилась почти на 600 тыс. га (9 %). В итоге обеспеченность одного жителя Беларуси пашней сократилась с 0,64 до 0,56 га, что однако и сегодня вдвое превышает среднемировые показатели.
  • Механизм управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений включает:
  • совершенствование законодательной базы земельной политики;
  • развитие структуры органов государственного управления;
  • проведение землеустройства для практической реализации государственной земельной политики;
  • ведение государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • создание и ведение современного государственного земельного кадастра как информационной и регистрационной системы, обеспечивающей функционирование и развитие всех элементов механизма управления земельными ресурсами.
  • Водные ресурсы. Включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год и оцениваются по Беларуси в 57,9 км3, из которых 34 км3 (58,7 %) формируются на территории страны. В многоводные годы суммарный речной сток может достигать 96 км3 в год, снижаясь в маловодные до 37,2 км3 в год. Местный сток изменяется в соответствии с водностью года от 61 до 22,8 км3 в год. Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,8 км3 в год (43,5 млн м3 в сутки), а разведанные утвержденные запасы - 2,3 км3; они распространены по всей территории Беларуси на глубинах от 100 до 450 м.
  • По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях: несколько лучших, чем европейские страны, и значительно лучших по сравнению с отдельными соседними государствами. Водообеспеченность одного жителя Беларуси водами местного формирования составляет 3,6 тыс. м3, в том числе подземными водами - 1,4 тыс. м3. Это выше, чем в Англии (2,6 и 1,0 тыс. м3 соответственно), Польше (2,2 и 0,95 тыс. м3) и Украине (1,0 и 0,2 тыс. м3). Самые высокие показатели обеспеченности водой имеют жители Норвегии (89,0 и 27,5 тыс. м3) и европейской территории России (9,0 и 2,0 тыс. м3).
  • Беларуси присуща достаточно высокая степень дифференциации водообеспеченности, которая усугубляется неравномерным размещением населения и производства. Так, наиболее развитые в хозяйственном отношении и густонаселенные центральные регионы страны (Минская обл. и г. Минск) располагают гораздо меньшими ресурсами поверхностных вод по сравнению с периферийными регионами, которые обладают также значительным транзитным стоком.
  • В последние годы водопотребление стабилизировалось на уровне 1,6 км3. Основными потребителями воды являются: жилищно-коммунальное хозяйство - 46,6 % общего потребления; производственное (промышленное) водоснабжение - 45,3 %; сельскохозяйственное водоснабжение - 8,5 %; орошение - 0,3 %. В региональном аспекте выделяется центральная часть Беларуси, где потребляется почти треть всего объема используемых вод, что в основном совпадает с экономическим потенциалом данного региона.
  • Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 218 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (100-150 л/сут.).
  • Управление водными ресурсами в стране осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Оно разрабатывает проекты законодательных актов, стандарты, выдает разрешения на использование воды в различных сферах экономики. Большая роль отводится Министерству здравоохранения Республики Беларусь (установление стандартов качества питьевой воды и проведение соответствующего мониторинга) и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (планирование, строительство и эксплуатация систем водоснабжения и канализации, установок по очистке сточных вод).
  • Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП, равная потреблению свежей и оборотной воды на рубль ВВП.
  • Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях.
  • Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения; выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и др.), в том числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться с целью сохранения, воспроизводства и повышения продуктивности лесов.
  • Общая площадь лесного фонда, по состоянию на начало 2010 г., составила более 9,4 млн. га, в том числе лесопокрытая (без прогалин, высечек, гарей) - 7,8 млн. га. По сравнению с 1988 г. она увеличилась на 15 % в основном за счет искусственного и естественного облесения малопродуктивных и неудобных для сельскохозяйственного производства земель. В 2009 г. на 32 тыс. га, в т.ч. - 5 тыс. га.
  • Лесистость территории Беларуси на начало 2010 г. составила почти 40%, что в целом для нашей страны можно считать оптимальным. По прогнозу на 2020 г., она может достигнуть 41,5 %.
  • Лесные ресурсы Беларуси достаточно хорошо изучены, запасы древесины на корню составляют 1,5 млрд. м3, в том числе возможные для эксплуатации - около 129 млн. м3. Общий прирост лесов - свыше 30 млн. м3 в год. Запасы древесины в значительной степени определяются возрастным составом, средний возраст белорусских лесов - 45 лет. Значительная часть лесов (25 %) создана искусственно - это лесные культуры, главным образом, сосна и ель.
  • Леса Беларуси в соответствии с их экологическим, экономическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями делят на две группы:
  • - леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Их доля в лесном фонде страны увеличилась с 37,1 % в 1988 г. до 49,8 % в 2010 г.
  • - хозяйственные леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение (в структуре лесного фонда занимают 50,2 %).
  • Важной составной, частью лесных ресурсов являются недревесные ресурсы (пищевые, лекарственные, технические кормовые и др.). Расширяется использование рекреационных ресурсов белорусских лесов. Рекреационное лесопользование в настоящее время проводится на площади 1,3 млн. га (17,8 % всей лесопокрытой площади); в перспективе оно расширится до 2,5 млн. га.
  • В структуре экономики страны доля лесного хозяйства невелика - около 0,6 % ВВП. Однако роль отрасли значительно шире, чем только производство сырья.
  • Лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности и неистощительности. Страна удовлетворяет свои потребности в древесине и поставляет на экспорт 25-30 % заготовленного леса.
  • Прогнозируется дальнейшее увеличение лесопользования: в 2006-2015 гг. объемы рубок леса могут превысить 19 млн. м3.
  • Расчетная лесосека - это норма ежегодных объемов рубок леса, или количество готовой продукции, которая может быть изъята из дальнейшего лесовоспроизводства для заготовки лесоматериалов. Она используется лишь на 70-80 % (2004 г. - 69,6 %).
  • Применение древесины для энергетических нужд сдерживается отсутствием капитальных вложений.
  • Ведение лесного хозяйства предполагает как вырубку, так и восстановление лесов.
  • Финансирование лесного хозяйства осуществляется за счет средств государственного бюджета. Экономические преобразования в лесном хозяйстве, вместе с тем, связаны с развитием финансовой самостоятельности лесохозяйственных предприятий.
  • Перспективная деятельность в лесах Беларуси определена Концепцией устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г. Ее направления:
  • сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов;
  • совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению лесов, увеличению лесистости малолесных районов;
  • содействие эффективному использованию всего комплекса товаров и услуг, получаемых за счет эксплуатации лесных угодий и лесных массивов.
  • Минерально-сырьевые ресурсы. Минерально-сырьевые ресурсы - это экономическое понятие, которое подразумевает природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.
  • Развитие научно-технического прогресса обеспечивает вовлечение в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых с более низким содержанием полезных веществ и менее благоприятными горно-геологическими условиями залегания, что в свою очередь способствует расширению круга минерально-сырьевых ресурсов.
  • Геологические исследования, интенсивно проводимые во второй половине XX в., опровергли ранее существовавшее представление о Беларуси как о стране, бедной минерально-сырьевыми ресурсами. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды.
  • Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы.
  • Всего учтено 65 месторождений нефти, из них более 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. Начальные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 338,3 млн. т, остаточные - в 64 млн. т. Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи (около 2 млн. т) составляет примерно 35 лет. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10-15 %. Перспективными в отношении нефти и природного газа являются Оршанская и Брестская впадины. Разведанные запасы природного газа, добываемого попутно с нефтью, оцениваются в 8,1 млрд. м3.
  • Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития страны. Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3 млрд. т, то для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн. т. Годовая добыча топливного торфа составляет около 2 млн. т.
  • Бурые угли выявлены на территории Белорусского Полесья, прогнозные запасы составляют 1350,8 млн. т. Наиболее изучены три месторождения - Житковичское, Бриневское и Тонежское - с общими запасами 150 млн. т. В перспективе бурые угли могут быть реальным источником энергетического и местного бытового топлива, а также применяться в качестве сырья для отдельных химических производств.
  • Залежи горючих сланцев на юге Беларуси образуют крупный сланцевый бассейн площадью более 20 тыс. км2. Прогнозные запасы (до глубины 600 м) оцениваются в 11 млрд. т. Горючие сланцы рассматриваются в качестве потенциальной сырьевой базы для развития энергетики, химической промышленности и производства строительных материалов.
  • Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли, промышленные запасы которых по двум разведанным месторождениям (Старобинскому и Петриковскому) составляют 6,7 млрд. т, а прогнозные - свыше 80 млрд. т. Разрабатывается Старобинское месторождение, на базе которого работает РУП «Беларуськалий». Перспективы Петриковского месторождения связаны с внедрением высокорентабельной технологии получения калийного концентрата из солей с повышенным содержанием хлористого магния.
  • Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые (превышают 22 млрд. т). Эксплуатируется Мозырское месторождение с объемом годовой добычи около 400 тыс. т соли, расширяются поставки пищевой соли на экспорт. Каменная соль может быть также использована в качестве сырья для производства кальцинированной соды.
  • На территории Беларуси выявлены два фосфоритоносных бассейна: Сожский - на востоке и Припятский - на юге. Необходим поиск месторождений фосфоритов с более благоприятными условиями залегания и более высоким качеством руды.
  • Территория Беларуси перспективна в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами 340 млн. т и прогнозными - 1,5 млрд. т, их использование во многом будет определяться решением топливно-энергетической проблемы в стране. Болотные железные руды встречаются почти повсеместно, известно более 300 месторождений. В настоящее время болотные железные руды служат сырьем для производства минеральных красок. В осадочных породах Припятского прогиба имеются залежи давсанитовых руд (Заозерное месторождение), перспективные в качестве сырья для производства глинозема и кальцинированной соды. В породах кристаллического фундамента Беларуси обнаружено месторождение редкоземельно-бериллиевых руд.
  • Доломит выявлен на территории Витебской и Могилевской областей, всего около 30 месторождений. Наибольшее промышленное значение имеет месторождение Руба (в 18 км от Витебска). Доломит используется в строительной, металлургической, химической, стекольной и других отраслях промышленности как теплоизоляционный и огнеупорный материал. Производимое в ПО «Доломит» удобрение (доломитовая мука) применяется для известкования кислых почв.
  • Беларусь имеет достаточно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича.
  • Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано 70 источников с общими запасами 14320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50. Минеральные воды используются для санаторно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть в качестве минеральных лечебных и столовых вод.
  • Богата Беларусь минеральными рассолами, запасы которых в пределах Припятского прогиба оцениваются в 1830 км3. Высокоминерализованные рассолы (порода получила название «беларусит») могут служить сырьевой базой для получения йода, брома, калия, магния и многих других химических элементов. Разработан проект «Промышленные рассолы Припятского прогиба», реализация которого позволит ежегодно получать около 160 т брома и 1,2 т йода.
  • Перспективны также поиски на территории Беларуси новых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.
  • Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. Это особенно актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях Беларуси не превышает 40 %, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60 %. Внедрение прогрессивных технологий при разработке Старобинского месторождения калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов, сокращение отходов калийного производства до 10 % и уменьшение оседания земной поверхности на 15-20 %.
  • 2. Демографический и трудовой потенциалы
  • Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы.
  • Важнейшими показателями демографического потенциала являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертность, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское.
  • Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями), т.е. ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течение календарного года к среднегодовой численности лиц данного возраста.
  • Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания. В Республике Беларусь к городским поселениям относятся города и поселки городского типа (городские, рабочие и курортные). Население страны, проживающее на остальной территории, является сельским.
  • Численность населения Республики Беларусь на 1.08.10 г. составила 9467,7 тыс. чел. и сократилась с начала года на 12,5 тыс. чел. Наибольшей численности населения Беларусь достигла в 1994 г. В дальнейшем происходило снижение данного показателя.
  • Динамика численности населения страны определяется естественным и механическим его приростом (убылью). Естественный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или сальдо миграции, определяется разностью между числом прибывших в страну и выбывших в другие государства на постоянное место жительства.
  • В Беларуси наиболее высокий уровень рождаемости наблюдался до 1960 г., когда на 1 тыс. жителей приходилось более 24 родившихся. В дальнейшем он снизился и в 2004 г. составил всего 9,1, в 2010 г. - 11,4 родившихся. Наиболее низкий уровень смертности был в 1960-1966 гг., когда на 1 тыс. жителей ежегодно умирало менее 7 чел. В последующие годы данный показатель увеличился и в 2004 г. составил 14,3, а в 2010 г. - 14,6 чел.
  • До 1993 г. в Беларуси происходил естественный прирост населения. С 1977 г. в сельской местности, а с 1997 г. и в городских поселениях уровень смертности превысил уровень рождаемости. Таким образом, страна в демографическом развитии вступила в качественно новый этап - депопуляцию.
  • Снижение рождаемости обусловило изменение в возрастной структуре населения. Число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличилось соответственно с 1250,1 до 1334,4 и до 1354,0 тыс. чел., а удельный вес этой категории населения возрос с 12,2 до 14,5 % и до 14,0 %. Старение населения приводит к повышению государственных расходов на социальное обеспечение и оказание медицинской помощи пожилым людям.
  • В Беларуси, как и во многих странах мира, женщин больше, чем мужчин. В 2009 г. на 1000 мужчин приходилось 1144 женщины. 53,4% женщин и 46,6% мужчин или на 648,7 тыс. чел. меньше.
  • Максимальный миграционный прирост населения страны происходил в 1984, 1992 и 1993 гг., максимальный отток - в 1986 и 1990 гг. В последние годы миграционный прирост населения резко снизился. Если в 1991-1995 гг. в среднем за год он составлял 22,2 тыс. чел., то в 1996-2000 гг. - 12,7 тыс. чел., в 2001-2004 гг. - всего 5,5 тыс. чел., в 2010 г. в первом полугодии миграционный прирост равен 5,3 тыс.чел.
  • В Беларуси сохраняется значительный уровень миграции жителей внутри страны, главным образом из сельских мест в города и из малых городских поселений в крупные промышленные центры. Если на начало 1951 г. в городских поселениях проживало только 22,2 % жителей республики, то уже в 1975 г. численность городского населения превысила численность сельского. На 01.01.2010 г. в городских поселениях Беларуси проживало 74,1% жителей страны.
  • Демографический потенциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. До 1917 г. в Беларуси данный показатель составлял всего 37,5 года, в том числе у мужчин - 37 и женщин - 38 лет. В дальнейшем он постоянно увеличивался и для всего населения его наибольшее значение - 72,9 года было достигнуто в 1964-1969 гг. У мужчин наивысший показатель продолжительности жизни был в 1964- 1965 гг. - 68,8 года, у женщин в 1974-1975 гг. и в 1989 г. - 76,4 года. В последние годы ожидаемая продолжительность жизни при рождении снизилась: в 2010 г. она составила 69,4 года, в том числе 63,6 года у мужчин и 75,4 года у женщин (89-е место в мире).
  • По имеющимся данным, продолжительность жизни и общественное здоровье на 49-53 % зависят от образа жизни человека, на 18-22 % - от наследственности и биологии, на 17-20 % - от внешней среды и экологии, на 8-10 % - от уровня развития здравоохранения.
  • Трудовой потенциал. Определяется количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.
  • Трудовые ресурсы - это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
  • К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.
  • В Республике Беларусь, как в Российской Федерации и Украине, к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины - от 16 до 55 лет. В Великобритании, Австрии, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возраста для мужчин является 65 лет, женщин - 60 лет; в Италии - соответственно 62 и 57; Кыргызстане - 63 и 58 лет; Португалии - 65 и 62 года. Во многих странах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верхний их предел составляет, например, в Дании, Исландии, Норвегии - 67 лет; в Бельгии, Германии, Финляндии, Швеции, Канаде, США - 65 лет; Эстонии - 63 года; Латвии - 62 года; Китае и Франции - 60 лет.
  • В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.
  • Экономически активное население - это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в процентах к общей численности населения.
  • К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными:
  • учащиеся и студенты дневных учебных заведений; лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; безработные, не состоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, у которых нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
  • К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.
  • Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4335 тыс. чел. в 2004 г., затем увеличилась до 4621,8 тыс. чел. в 1 полугодии 2010 г., произошли существенные изменения в структуре занятости.
  • Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличилась.
  • За время развития Республики Беларусь как суверенного государства изменилось распределение численности населения, занятого на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности. Удельный вес занятых в государственном секторе экономики сократился с 73,9 % в 1990 г. до 52,1 % в 2004 г., а в частном секторе увеличился с 26,1 до 46,8 %. На территории Беларуси появились иностранные и совместные предприятия, количество занятых на которых постоянно возрастает.
  • Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения. Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования занятого в экономике населения, что является одним из ее конкурентных преимуществ.
  • В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».
  • ИРЧП представляет собой среднее арифметическое трех важнейших индикаторов уровня жизни - индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 - со средним уровнем; менее 0,500 - низким уровнем развития человеческого потенциала.
  • ИРЧП стран мира публикуются ПРООН в ежегодных «Докладах о развитии человека». В 2009 г. РБ опередила РФ, заняв 68 место. Россия заняла 71 место (0,817).
  • Категория человеческий капитал появилась в мировой экономической науке во второй половине XX в.
  • Человеческий капитал представляет собой накопленный запас навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов, на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общества, относимых к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.
  • Человеческий капитал является важной составляющей национального богатства, хотя в настоящее время национальное богатство Беларуси по официальной статистике включает только совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми общество располагает в данный момент времени.
  • Демографическая политика Республики Беларусь должна быть направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся продолжительностью жизни.
  • Стратегическая цель государственной политики на рынке труда заключается в обеспечении свободно избранной, продуктивной занятости и создании условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека.
  • Важнейшей задачей миграционной политики является оптимизация межгосударственных перемещений населения на основе сочетания государственных и личных интересов граждан. В области внешней миграции политика государства должна быть направлена на совершенствование миграционного законодательства и выполнение международных договоров и соглашений.
  • В Республике Беларусь за годы государственного суверенитета проделана большая работа по проведению активной демографической политики, созданию соответствующей нормативно-правовой базы. К числу важнейших документов государственной политики в области народонаселения следует отнести: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в действие с 01.01.1999 г., Трудовой кодекс - с 01.01.2000 г.; законы Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» (2002 г.), «О занятости» (1999 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998 г.), «О гражданстве» (2002 г.), «О беженцах» (1999 г.), «О здравоохранении» (2002 г.), «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (2000 г.), «О радиационной безопасности населения» (1998 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.). Разработаны президентская программа «Дети Беларуси», государственная программа «Здоровье нации», республиканские программы «Женщины Республики Беларусь» и др.
  • 3. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы
  • Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных). Экономическую отдачу от вложений в научные исследования и разработки можно получить при уровне наукоемкости ВВП не менее 1,5-2,0 %.
  • Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2003 г., когда его значение составило 0,63 %, т.е. значительно ниже критического. В 2010 г. значение показателя стабилизировалось, но осталось ниже 1 %.
  • В 1990 г. Беларусь, будучи в составе бывшего СССР и занимая 0,9 % территории с населением 3,6 %, имела 4,6 % научных организаций и около 3,5 % научных работников Советского Союза; показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составлял 2,27 %.
  • Перенос центра тяжести экономических преобразований на изменение отношений собственности и финансовую сферу привел к тому, что научно-технологический фактор был практически полностью исключен из процесса реформирования экономики стран СНГ. Результатом такой политики стало резкое обострение технологического кризиса, падение производства, потеря внутренних и внешних рынков, растущая технологическая зависимость от зарубежных стран.
  • В Республике Беларусь научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных (по сравнению с другими странами СНГ) условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75% общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Все основные технологии, реализованные промышленностью Беларуси в послевоенный период, в том числе и связанные с развитием специфичных для нее отраслей (например, калийной промышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участием. В то же время в отдельных отрасли экономики страны практически отсутствовала собственная исследовательская база (станкостроение, компьютерные системы проектирования и подготовки производства - CALS в западных странах и др.).
  • Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в данной сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики.
  • Научно-технический потенциал - это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок.
  • Инновационный потенциал - это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок.
  • Научный, научно-технический и инновационный потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого научно-инновационного цикла: зарождение идеи - фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки - опытный образец - промышленные испытания - освоение в производстве - серийный выпуск - коммерческая реализация - практическая эксплуатация продукции.
  • Главным звеном данного цикла являются научно-технические разработки и их результат. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность, успешность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла.
  • В организационную систему научной деятельности, а также в систему органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).
  • Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией страны, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.
  • Государственный комитет по науке и технологиям проводит государственную политику и реализует функции государственного регулирования в сфере научной и инновационной деятельности, осуществляет охрану прав на объекты интеллектуальной собственности.
  • Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Министерство экономики, отраслевые министерства и концерны.
  • Кроме того, Министерство образования, государственные комитеты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследований и научно-технической деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей квалификации, которую в стране курирует ВАК.
  • Принципы формирования научно-технической политики государства определены в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики».
  • Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений.
  • Научный и научно-технический потенциалы страны понесли серьезные потери и находятся в сложном положении. С 1990 по 2004 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,7 раза. В 2004 г. этот показатель уменьшился на 1230 чел., тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3-5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США - 52, Израиле - 38, России - 32, ФРГ - 29, Франции - 26, Южной Корее - 24.
  • Организационная структура потенциала. По состоянию на 2010 г., в республике 300 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 30 тыс. работников. Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку.
  • Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 90 научных организаций и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР.
  • Вузовская наука представлена 35 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики.
  • Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности - 45 организаций и свыше 5 тыс. работников, выполняющих ИР (2004 г.).
  • Научная и научно-техническая деятельность. Анализ итогов научно-технической деятельности в 2004 г. показывает, что ведущие позиции в научной сфере занимает НАН Беларуси - 30 % по количеству организаций, 39 % - по числу работников, выполняющих НИР, и 31 % - по объему выполненных работ; Министерство промышленности (соответственно, 15 %, 17,6 и 18,7 %), Министерство образования (14,6 %, 10 и 14,7 %) и Государственный военно-промышленный комитет (ВПК) (3,7 %, 9,8 и 14 %). В совокупности они выполнили 78,4 % научно-технических работ в стране.
  • Научные кадры. Ключевой характеристикой научных кадров является также их качественный состав, его динамика. В 2009 г. в республике работали 739 доктора (в 2000 г. - 819, в 2005 г. - 780) и 3231 кандидат наук (в 2000 г. - 3847, в 2005 г. - 3255). Большинство из них занято в технических и естественных науках.
  • Если по числу исследователей (17 тысяч, среди которых 98 % имеют высшее образование) Беларусь уступает среди стран СНГ только России и Украине, то по числу докторов наук - России, Украине, Грузии и Казахстану, а по числу кандидатов наук - России, Украине, Грузии.
  • Не менее серьезной проблемой в формировании кадрового состава науки является нарушение рационального соотношения возрастных категорий работников, занятых ИР. С 1993 по 2004 г. число исследователей в возрасте 31-39 лет уменьшилось вдвое, а в возрасте 60 лет и старше возросло в 4,5 раза.
  • Увеличение доли исследователей в возрасте до 29 лет с 13,3 % в 1995 г. до 20 % в 2004 г. - явление позитивное, обусловленное, прежде всего развитием аспирантуры, научных исследований в вузах.
  • Финансирование науки заключается в денежном покрытии ее затрат. Финансовые ресурсы науки определяются как затраты на научные исследования и разработки (ИР).
  • В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 %, (в 2004 г. - 49,1%), а в общих расходах республиканского бюджета - 2,0 %.
  • В ближайшие годы государство не сможет существенно увеличить расходы на научные исследования, поэтому крайне остро стоит проблема их рационального использования.
  • Остается неоптимальным соотношение затрат на исследования и затрат на разработки: в 2002 г. оно составило 1 :1,2, в 2004 г. --1 : 0,98, тогда как в 1990 г. оно было 1 : 2. Оптимальным, по зарубежным экспертным оценкам, считается соотношение 1 : 10.
  • Для усиления инновационной направленности научного потенциала страны необходимо совершенствовать механизм коммерциализации результатов ИР.
  • Материально-техническая база науки (МТБ). Включает основные фонды (здания, сооружения, специальное лабораторное и технологическое оборудование) научных, конструкторских организаций и предприятий, объектов инфраструктуры. Ее ядром являются приборы и оборудование для научных целей.
  • Наметившаяся в 90-е гг. XX в. тенденция старения МТБ в целом и приборного парка в частности до настоящего времени не преодолена.
  • Результатами научно-инновационной деятельности являются: в области ФИ - новые знания (гипотезы, теории, методы); ПИ - способы и пути использования новых знаний для разработки технических нововведений; ИР - новые материалы, продукты, устройства, технологические процессы, системы и методы.
  • Фундаментальные научные исследования. По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, она удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.
  • Только в последние годы белорусские ученые участвовали выполнении почти 400 совместных международных научных или научно-технических проектов.
  • Прикладные исследования и разработки. Ежегодно выполняются 30-35 государственных научно-технических программ (ГНТП). Результаты выполнения ГНТП последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, городского транспорта, техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций, современных телевизоров, медицинской техники, лекарственных препаратов, сенсорной техники и др.
  • Однако значительная часть завершенных в последние годы научно-технических разработок до настоящего времени остаются не востребованными производством, экономикой в целом.
  • Инновация считается состоявшейся, если она реализовалась на рынке продукции или услуг. Открытия, ноу-хау, изобретения приобретают точную значимость и оценку (стоимость) лишь после прохождения инновационного этапа.
  • Инновационный потенциал.
  • Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала.
  • Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Инновационностъ экономики - это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений.
  • В Беларуси после 1991 г. удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5-6 % (ранее он составлял 60-70 %) общего количества организаций. Произошли падение спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.
  • Создание и использование технологий. Ключевым фактором в обеспечении инновационности, восприимчивости предприятий к нововведениям является технологическая среда, определяющая способность производства осваивать инновации.
  • Из всех используемых на сегодняшний день передовых технологий около 80 % относятся к традиционным и соответствуют III и IV технологическим укладам. Патентоспособными можно считать лишь 3,6 % общего числа технологий.
  • Инновации в промышленности. По данным Министерства статистики и анализа, в 2004 г. инновационно активными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 292 организации (в 2003 г. - 314), или около 13 % общего числа обследованных в промышленности Беларуси.
  • Главным источником финансирования инноваций были собственные средства предприятий (75 %), средства внебюджетных фондов (7,8 %), республиканского и местного бюджетов (4,9 %).
  • Внешнеторговый обмен наукоемкой продукцией. Основной макропоказатель технологического уровня и конкурентоспособности национальной экономики - доля высокотехнологической, наукоемкой продукции в экспорте страны. Доля Беларуси на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 3,7 % (доля США - 39 %, Японии - 30%, Германии - 16 %), вклад информационных технологий в ВВП - сотые доли процента (в США - 5,4 %, Японии - 3,2 %, России - 0,003 %).
  • Дальнейшее совершенствование технологической среды производственной сферы должно идти по пути создания совокупности условий для прорыва к VI технологическому укладу.
  • Инновационное предпринимательство. В Беларуси оно реализуется преимущественно в виде малых инновационных предприятий. Они более гибки, инициативны, лучше приспособляемы к быстро меняющейся внешней среде, поэтому обеспечивают более эффективный трансфер технологий.
  • В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-инкубаторов, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновационных центров. Создан Национальный центр трансфера технологий для координации работ в данной сфере.
  • Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не применяется.
  • Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС). Знания в интересах собственного развития ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать в полном объеме.
  • Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3-4 % общего объема финансирования науки.
  • ВЫВОД: позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. экономика беларусь национальный
  • Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. Были предприняты шаги по созданию современной нормативно-правовой базы, насчитывающей более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.
  • Стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.
  • На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены:
  • ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
  • новые материалы и новые источники энергии;
  • информационные и телекоммуникационные технологии;
  • технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
  • промышленные биотехнологии;
  • экология и рациональное природопользование;
  • медицина и фармация.
  • Конечная цель НИС - реализация инновационных проектов, направленных на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

Решение поставленных задачи потребует существенного увеличения финансовых вложений в сферу науки, которые к 2015 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования должна составить не менее 50 %.


Список литературы


1.Гродских В.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2013. - 208 с.

.Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Современная школа, 2011. - 384 с.

.Николаева И.П. Экономическая теория. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 328 с.

.Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Кнорус, 2011. - 792 с.

.Тарануха Ю.В. Микроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2009. - 608 с.

.Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос, 2010. - 592 с.


Теги: Экономический потенциал Беларуси  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 26872
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономический потенциал Беларуси
Назад