Экономический кризис на мезоуровне: мобильная связь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ


Контрольная работа

по дисциплине «Антикризисное управление»

ТЕМА: «Экономический кризис на мезоуровне: мобильная связь»


Студентки 3 курса

направления «Менеджмент»

очной формы обучения,

группы 26М112

Федорец Д.Г.

Проверил:

Проф.,д.экон.наук

Воронин А.В.


Тюмень 2015


Содержание


Введение

.Особенности кризиса на рынке мобильной связи. Основные причины

.Экономический кризис мобильных операторов России 2015 года

.Антикризисные меры, которые принимаются на рынке мобильной связи

Заключение

Список литературы


Введение


Новый кризис - уже третий, с которым столкнулись операторы «большой тройки». До сих пор проблемы решались де-факто за счет пользователей. Так, в 1998 году «Северо-Западный GSM» (прародитель ОАО «Мегафон») сохранил установленные в долларах тарифы. Шесть лет назад сотовики повысили цены как на услуги роуминга (на 20 - 30 процентов), так и на местную связь, таким образом была стабилизирована их прибыль.

Главной целью данной работы является исследование экономического кризиса на рынке мобильной связи в теории и на практике.

Основные задачи:

изучить особенности кризиса на рынке мобильной связи;

определить основные причины появления экономического кризиса на рынке мобильной связи;

провести анализ кризиса мобильных операторов России 2015.г.

исследовать антикризисные меры, принимаемые мобильными операторами

Объектом исследования является экономический кризис на мезоуровне, а предметом - экономический кризис на рынке мобильной связи.

Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов сбора материала и проведения исследования: теоретический анализ литературы и прочих источников по исследуемой проблеме; изучение, обобщение и анализ опыта существующих результатов практики экономического кризиса мобильных операторов России; количественные и

качественные методы сбора эмпирической информации. Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико - методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, опорой на количественные и качественные эмпирические данные. Материалом исследования послужили теоретические и эмпирические исследования экономических кризисов. В ходе исследования была использована специальная литература различных авторов, которые исследовали экономические кризисы на рынке мобильной связи.


1.Особенности кризиса на рынке мобильной связи. Основные причины


В периоды макроэкономической нестабильности телекоммуникационный бизнес считается одним из наиболее устойчивых к колебаниям потребительского спроса. Мобильная связь остается наиболее перспективным сегментом телекоммуникационного рынка в мире, однако, как и любая сфера бизнеса, мобильная связь подвержена состоянию кризиса. Экономический кризис может ударить по карману не только пользователей сотовой связи, но и самих операторов. Им приходится одновременно думать о том, как остаться на плаву и о том, как удержать абонентов от бегства к конкурентам. У экономических кризисов бывают разные причины. Но, как известно, в основе любого экономического кризиса лежит кризис доверия, который существует на разных уровнях. Он проявляется в недоверии одних стран другим, банков друг другу и потребителям, компаний компаниям, и, наконец, покупателей компаниям и завтрашнему дню.

Основные причины кризиса на рынке мобильной связи очевидны: рецессия экономики влечёт за собой повсеместное сокращение издержек - и отрасли начинают складываться, как домино. Бизнес сокращает производство, снижает расходы на сырьё, на маркетинг и, разумеется, зажимает в тиски ИТ-бюджет. Кроме того, причинами кризиса на рынке сотовой связи могут стать всевозможные потребительские тренды рынка: появилось ноу-хау у сильного конкурента, и все остальные компании терпят убытки.

Более того, мобильным операторам следует опасаться скорейшего приближения эры активного потребления трафика мобильными устройствами и повсеместного распространение открытых точек доступа WiFi. по WiFi сейчас передается около 75% данных, которые в случае отсутствия таких точек доступа передавались бы по мобильной сети.

Кроме того, на цены крупных компаний мобильной связи непосредственно влияет курс доллара, так российский сотовый оператор Билайн относится к мировой компании ООО ВымпелКом, а значит, падение курса рубля по отношению к курсу доллара означает убытки прибыли для головной компании даже с неизменной стоимостью связи в Билайне. Также, говоря о долларовых ценах, операторы связи имеют ввиду затраты на импортное оборудование и расчеты за международную связь. Технику, запасные части и технологии им приходится покупать за границей. Что же касается международного роуминга, то там на ценообразование оказывает влияние ряд внешних факторов. Цена на услуги роуминга на 70% формируется на основе межоператорских тарифов в валюте. В первую очередь это ослабление рубля и снижение выездного турпотока. Также кризис у мобильных операторов, ну или предкризисное состояние, могут вызвать санкции.

Безусловно, на экономическое состояние операторов мобильной связи влияет и инфляция. На операционные расходы сокращение покупательной способности рубля также оказывает заметное влияние, поскольку неизбежно будут возрастать рублевые аппетиты арендодателей, а также менеджмента компании, да и инвесторы будут надеяться на получение достойных дивидендов.

Однако, главной особенностью кризиса на рынке мобильных операторов является то, что даже если тот или иной оператор будет признан финансово несостоятельным, его передадут под внешнее управление или более эффективному собственнику. Ликвидация сети невыгодна никому.


2. Экономический кризис мобильных операторов России 2015 года


Первые сигналы нового ухудшения ситуации в отрасли появились еще в III квартале 2014 года - рентабельность деятельности большинства операторов уже снизилась в 1,5 - 2 раза.

В 2015 году сотовикам придется решать много проблем. Развитию бизнеса будет мешать высокая закредитованность бизнеса - у всех операторов задолженность в несколько раз превышает собственный капитал, причем немалую часть кредитов надо возвращать в валюте. Доллары и евро нужны для закупки оборудования и развития сетей, тогда как доходы телекоммуникационных компаний выражены в рублях, размер и ценность которых продолжают снижаться.

В самом сложном экономическом положении оказалось ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка - «Билайн»). По данным последнего опубликованного бухгалтерского отчета, его задолженность в 4,7 раза превышает капитал и в 15 раз больше ожидаемой годовой прибыли, а рентабельность за год снизилась более чем в два раза. Руководство компании признает, что обесценивание рубля может привести к трудностям в погашении финансовых обязательств и приобретении оборудования для продолжения строительства и модернизации сети связи. Оператор даже не исключает сокращения издержек, в том числе по оплате труда персонала.

В компании признают, что поставщики абонентских устройств уже прислали рассчитанные из нового валютного курса прайсы. «Кроме того, ощутимые колебания курсов валют напрямую влияют на наши роуминговые расчеты с партнерами, поскольку они ведутся не в рублях. Влияние макроэкономической ситуации может сказаться на замедлении темпов роста снижения цен, которые демонстрировал российский рынок в последнее время, особенно в части мобильного Интернета», - отмечают в пресс-службе «Билайна».

У «Мегафона» долги только в полтора раза превышают собственный капитал, а для их полного погашения достаточно прибыли за 5,5 года. Рентабельность за год снизилась в полтора раза. В компании не отрицают, что в наступающем году могут столкнуться с влиянием отрицательных курсовых разниц на капитальные расходы. Ключевую угрозу для своего бизнеса «Мегафон» видит в конкуренте - консорциуме «Теле2» и «Ростелекома», ставшем четвертым федеральным сотовым оператором.

«Усиление конкуренции и стремление операторов сотовой связи стимулировать спрос на свои услуги приводят к снижению тарифов и, как следствие, общему снижению маржинальности и уменьшению объема рынка. Падение рентабельности является значимым фактором риска. В ситуации жесткой конкуренции оператор может быть не в состоянии поднять тарифы по своим услугам до уровня, достаточного для устранения влияния инфляции и обеспечения текущей нормы операционной прибыли», - отмечают в «Мегафоне».

Риски ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) связаны с деятельностью не только в России, но и в фактически находящейся в состоянии гражданской войны Украине. Несмотря на это, «МТС» единственный из операторов «большой тройки» может похвастаться улучшением финансового положения - за год рентабельность выросла в полтора раза.

Между тем в компании также настороженно оценивают перспективу. «Если ОАО «МТС» не сможет получить достаточное финансирование, то будет вынуждено существенно ограничить свою деятельность», - констатируется в отчете оператора.

«Несмотря на неблагоприятную макроэкономическую ситуацию на рынках нашего присутствия, «МТС» продолжает генерировать стабильный операционный денежный поток», - заявил вице-президент «МТС» по финансам и инвестициям Алексей Корня, подводя итоги последнего квартала. Вместе с тем у «МТС» есть и другие риски. Президент «МТС» Андрей Дубовсков признает, что обстановка на Украине остается крайне нестабильной, это создает неопределенность на уровне всей группы «МТС». Кроме того, компания нарушила заключенный с Apple Sales International контракт на закупку iPhone - американская корпорация может подать иск, причем потенциальные убытки от такого спора «МТС» не может даже оценить.

А вот заместитель генерального директора «Теле2» Александр Провоторов убежден, что в кризис телекоммуникации являются одной из самых устойчивых отраслей. «Люди не перестают общаться. Некоторые звонят еще больше - кто-то ищет новую работу, кто-то использует Интернет для поиска выгодных цен на товары. В 2008 году потребление телекоммуникационных услуг не упало, а выросло. Кроме того, абоненты со средним и небольшим достатком во время кризисных явлений начинают задумываться о расходах. Поэтому как дискаунтер мы находимся в более выгодном положении, чем конкуренты», - говорит Александр Провоторов.

Все операторы «большой тройки» отказались прогнозировать изменение тарифов, в том числе поручиться, что они не будут повышаться. Тогда как «Мегафон» уже в 1,5 - 3 раза увеличил стоимость услуг в международном роуминге.

Сокращение инвестиций неминуемо приведет к снижению качества услуг, в первую очередь мобильного доступа в Интернет. Так, по данным исследований портала 3Gspeed, средняя скорость в петербургских сетях «третьего поколения» сейчас составляет около 4 Мбит/секунду, что почти в 20 раз ниже технической возможности стандарта. Происходит это в первую очередь из-за перегрузки базовых станций - операторы развивают сеть медленнее, чем продают, а порой и бесплатно раздают терабайты трафика. Существенные инвестиции со стороны ОАО «Вымпел-Коммуникации» позволили этому оператору за последний год почти в два раза улучшить качество связи.

В то же время реализация самых худших прогнозов вряд ли приведет к отключению сетей. Александр Провоторов не помнит случаев банкротства телекоммуникационных компаний за последние годы не только в России, а в мире. Даже если тот или иной оператор будет признан финансово несостоятельным, его передадут под внешнее управление или более эффективному собственнику. Ликвидация сети невыгодна никому.


. Антикризисные меры, которые принимаются на рынке мобильной связи.


В условиях кризиса важно заняться повышением эффективности. При хорошей конъюнктуре компания может безбедно существовать даже при вялом маркетинге, неоптимальных бизнес-процессах, интуитивном управлении финансами. В условиях кризиса эти и другие проблемы системы управления становятся критичными для деятельности предприятия. И наоборот, компании с эффективной системой управления переживают кризисные периоды с наименьшими потерями.

Основные антикризисные меры, которые необходимо провести компании:

* Провести ревизию стратегии и тактики, поискать новые сегменты рынка, рыночные ниши,

* Сконцентрировать ресурсы на главных, наиболее рентабельных направлениях,

* Отказаться от необязательных затрат, просчитать целесообразность передачи ряда функций поддержки на аутсорсинг,

* Пересмотреть программы продвижения товаров и услуг, отказаться от неэффективных каналов, сосредоточиться на адресных и малозатратных мероприятиях,

* Пересмотреть и оптимизировать бизнес-процессы, определить и мобилизовать внутренние резервы компании,

* Поддерживать и укреплять обратную связь от клиентов, оперативно реагировать на их сигналы,

* Интенсифицировать работу с дебиторской задолженностью,

* Провести работу с поставщиками по снижению цен и повышению дисциплины поставок,

* Интенсифицировать работу отделов продаж,

* Повысить требования к дисциплине персонала,

* Предпринять меры к сохранению ключевых сотрудников, мониторить социально-психологический климат в коллективе, быстро и адекватно реагировать на его ухудшение,

* Использовать гибкую ценовую политику,

* Предпринять меры к снижению себестоимости продукции,

* Пересмотреть продуктовый портфель в соответствии с изменением платёжеспособного спроса,

* Рассмотреть возможность предоставления дополнительных, иногда бесплатных услуг,

* Искать возможности синергетического эффекта от кооперации с компаниями, работающими в смежных областях.

В первую очередь нужно составить план действий, первые места в котором должны занять наиболее срочные дела.

Также компании необходимо следить за поддержанием имиджа: если публично и признавать проблемы, то лишь с оговоркой, что уже предусмотрены и начинают реализовываться различные антикризисные меры.

Для снижения влияния валютного курса на экономическое состояние компании, мобильные операторы начинают планировать бюджет в рублях. Это означает, что они либо будут меньше строить (в абсолютных величинах), либо будут искать компенсационные механизмы при расчетах с их партнерами.

Для рефинансирования долгов рассматривается даже вариант продажи части активов оператора.

Кроме того, для увеличения прибыли операторы прибегают к повышению тарифов на услуги международной и междугородней связи. Если этот шаг не дает необходимых результатов, то компании производят удорожание пакетных услуг при уменьшении объема каждого продаваемого пакета. Однако, это уже скорее отчаянный шаг, ведь операторы прекрасно понимают, что безосновательное повышение цен на тарифы может повлечь за собой внушительный отток клиентов, что приведет к еще более катастрофическим потерям.

В периоды кризиса, компании мобильной связи стараются снижать капзатраты за счет сильной переговорной позиции с поставщиками и партнерами и эффективного подхода к строительству. Таким образом, они начинают более детально следить за транзакционными расходами, расходами на дополнительные услуги.

Более того, существует угроза пересыщения рынка сотовой связи, а значит значительно увеличится конкуренция. Компаниям для получения клиента нужно будет не просто убедить потенциального клиента выбрать его как оператора сотовой связи, а вызвать желание уйти от его нынешнего оператора-конкурента. Для этого необходимо создавать уникальные товарные предложения, создавать для своего клиента все более привлекательные тарифы, поддерживать имидж клиентоориентированной компании.


Заключение


Если говорить о кризисе на рынке сотовых операторов, то самой главной причиной можно выделить общий экономический кризис, вследствие которого падает покупательская способность и спрос на предоставляемые услуги. Также к общеэкономическим причинам можно отнести падение курса рубля, введение санкций и стремительный рост инфляции. Другого рода причинами могут выступать: активное использование wi-fi. Сейчас передается около 75% данных, которые в случае отсутствия таких точек доступа передавались бы по мобильной сети.

Операторы сотовой связи прогнозируют некоторое снижение своих чистых доходов из-за мирового финансового кризиса. В этой связи компании «большой тройки» уже озаботились изменениями тарифных сеток. При этом одни участники рынка заботятся об удержании привычной маржи, а другие все же пытаются совместить это с заботой о клиенте. Экономные и подключающие опции с пакетами трафика абоненты в ближайшее время столкнутся с «маркетинговым» повышением. Объемы трафика на выбранных ими допопциях вырастут, но при этом возрастет и цена пакетов.

Основные антикризисные меры, принимаемые операторами сотовой связи, это перевод из долларового в рублевый бюджет, чтобы сократить влияние курса доллара на прибыль. Также сотовые операторы рассматривают вариант продажи активов, которые сократят бухгалтерский баланс и увеличат прибыль. Кроме того, для увеличения прибыли операторы прибегают к повышению тарифов на услуги международной и междугородней связи. Если этот шаг не дает необходимых результатов, то компании производят удорожание пакетных услуг при уменьшении объема каждого продаваемого пакета.


Список литературы

экономический кризис связь

Некорин Л.Д. Операторы не планируют повышать тарифы из-за кризиса [Электронный ресурс]: #"justify">Нетупский П. Мобильный кризис - 2015 /Нетупский П.// «Фонтанка» - 2014-№12-с.9

Ольшанников А.Д. Операторы сотовой связи подготовились к падению доходов. [Электронный ресурс]: #"justify">Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи [Текст] / Т. А. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 466-468.


Теги: Экономический кризис на мезоуровне: мобильная связь  Контрольная работа  Экономическая теория
Просмотров: 4258
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономический кризис на мезоуровне: мобильная связь
Назад