Экономический анализ предприятия

Введение


Хлеб - гениальное изобретение человечества. В мире мало ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения.

Когда хочется, есть, вспоминаешь, прежде всего, хлеб. И кто у нас усомнится в том, что запах горячего хлеба, один из самых лучших на свете. Его не спутаешь, сдругим. Ведь хлеб пахнет хлебом.

Хлебные изделия являются одним из основных продуктов питания человека. Суточное потребление хлеба в России - в среднем до 330 г. на душу населения. В периоды экономической нестабильности потребление хлеба неизбежно возрастает, так как хлеб относится к наиболее дешевым продуктам питания.

В хлебе содержатся многие важнейшие пищевые вещества, необходимые человеку; среди них белки, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна.

За счет потребления хлеба человек почти наполовину удовлетворяет свою потребность в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы В, солях фосфора и железа.

Усвояемость хлеба в значительной мере связана с его органолептическими показателями, в первую очередь такими, как вкус, аромат, разрыхленность мякиша, которые формируют понятие качества хлеба.

Качество хлеба обусловлено составом и свойствами компонентов, входящих в его состав, а так же процессами, протекающими в тесте при его созревании и выпечке тестовых заготовок.

Хлебопекарная промышленность России.

Хлебопекарная промышленность России относится к ведущим пищевым отраслям АПК. Производственная база хлебной промышленности Российской Федерации включает в себя более 1500 хлебозаводов и более 5000 предприятий малой мощности и обеспечивает ежегодную выработку около 2 млн. тонн продукции, в том числе около 12,5 млн. тонн вырабатывается на крупных хлебозаводах.

Уровень среднедушевого потребления хлеба в России составляет 120-125 кг в год (325-345 г. в сутки), в том числе для городского населения 98-100 кг в год (245-278 г. в сутки), для сельского 195-205 кг в год (490-540 г. в сутки). Эти нормы зависят от возраста, пола, степени физической и умственной нагрузки, климатических особенностей места проживания.

Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности играют огромную роль в нашей жизни. Хлеб занимает важное место в пищевом рационе человека, особенно в нашей стране, где производство хлеба связано с глубокими и давними традициями. Ассортимент вырабатываемой продукции, представленный предприятиями нашего города Перми, огромен. Сейчас можно приобрести не только различные вида формового и подового хлеба, но и также большое количество бутонообразных изделий, булок, изделий кондитерского производства, а также весь спектр продукции хлебопекарной промышленности.

Пищевая ценность хлеба и булочных изделий обусловлена многими факторами.

Содержание в хлебе пищевых веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов и др.) зависит от вида, сорта муки и используемых добавок.

Количество углеводов в наиболее распространенных сортах хлеба составляет 40,1-50,1% (80% приходится на крахмал), белка - 4,7-8,3, жира - 0,6-1,3, воды - 47,5%. При внесении в хлеб различных обогатителей (жира, сахара, молока и др.) содержание вышеуказанных веществ увеличивается в зависимости от вида добавки.

В изделиях из пшеничной муки белков больше, чем в изделиях из ржаной муки. За счет хлеба организм человека на 50% удовлетворяет потребность в витаминах группы. В: тиамине (В1), рибофлавине (В2) и никотиновой кислоте (РР). Наличие витаминов в хлебе обусловлено в основном сортом муки. При помоле зерна в муку теряется до 65% витаминов, и тем больше, чем выше сорт муки. Хлеб из обойной муки характеризуется более высоким содержанием витаминов.

Хлеб важен и как источник минеральных веществ. В хлебе содержится калий, фосфор, сера, магний; в несколько меньших количествах - хлор, кальций, натрий, кремний и в небольших количествах другие элементы. Хлеб из низших сортов муки содержит больше минеральных веществ.

Белки хлеба являются биологически полноценными. Однако по содержанию таких незаменимых аминокислот, как лизин, метионин и триптофан, белки хлеба уступают белкам молока, яиц, мяса и рыбы.

Усвояемость хлеба зависит от вида, сорта муки и ее качества. Хлеб из пшеничной муки усваивается лучше, чем хлеб из ржаной муки того же сорта.


1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Хлебный Дом»

экономический мучной стевиозид сахароза

Характеристика предприятия

Предприятие ООО «Хлебный Дом», созданное в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, является коммерческой организацией.

Товарная политика представляет собой определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; подержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров определенных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента товаров из-за воздействия случайных или преходящих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

ООО «Хлебный Дом» производит продукт повседневного спроса: выпекает хлеб. На сегодняшний день предприятие, в силу сложного финансового положения, сократило номенклатуру выпечки хлеба, и на данный момент выпускает следующий ассортимент продукции:

. Хлеб пшеничный из муки высшего сорта;

. Хлеб пшеничный из муки 1 сорта;

. Хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки.

. Зерновой хлеб.

Показатель глубины ассортимента (Га). Глубина ассортимента - количество различных позиций в каждой ассортиментной группе. Рассмотрим глубину ассортимента производимой и реализуемой продукции:

. Хлеб из пшеничной муки - 2

. Хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки - 1

. Диетические хлебные изделия - 1

Ранее в ассортиментном перечне выпекаемой хлебопродукции были: хлеб из ржаной муки, хлеб ржаной с тмином, батоны молочный, нарезной, булки сдобные, сухари с изюмом. Выпуск этих позиций прекратился в связи с отсутствием денежных средств на приобретение сырья. Продукция предприятия стандартизирована. Весь хлеб соответствует ГОСТу.

С начала 2009 года по конец первого квартала 2009 года рост цен на хлеб из пшеничной муки высшего сорта составил 46%, рост цен на хлеб из муки первого сорта, который составляет основной объём продаж продукции ООО «Хлебный Дом» составил 50%, рост цена хлеб из смеси пшеничной и ржаной муки составил 40,3%.

Рост цен объясняется улучшением качества реализуемой продукции предприятия, а также повышением цен на закупаемое сырье. Предприятие не предоставляет скидок на реализуемую продукцию, поскольку цены на хлеб предприятия «Звезда» и так ниже цен конкурентов по всем ассортиментным позициям.

В качестве стабилизации себестоимости хлеба рекомендуется закупать сырьё в больших количествах, на более длительный период.

Система распространения товаров. Распределение товаров включает в себя процесс товародвижения, выбор маркетинговых каналов распределения и обслуживания потребителей.

Предприятие заключило договора с 20 торговыми точками на реализацию через них хлебобулочной продукции предприятия. Такой канал распределения продукции называется косвенным коротким каналом распределения и подразумевает наличие розничных торговцев, каждый из которых в независимом бизнесе максимизирует свою прибыль. Такой канал имеет свои преимущества: обеспечивается широта охвата территории, увеличивается скорость оборота. Организация транспортировки в розничные торговые точки осуществляется собственным транспортом предприятия.

Хлеб развозится по магазинам два раза в день - утром с 8 до11 часов и вечером с 13 до 17 часов. Такой режим поставки позволяет поддерживать на прилавках магазинов свежий хлеб. Предприятие никак не воздействует на руководителей торговых точек с целью увеличить или расширить или количество.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие действует на основе хозяйственного расчёта и самофинансирования.

Место нахождения предприятия: Белгородская область, Котельниковская улица, 5.

Предприятие создано в целях производства хлеба и хлебобулочных изделий, а также оказание услуг при соблюдении санитарных норм и требований, с целью удовлетворения потребностей населения при высокой культуре обслуживания, направленное на максимальное получение прибыли.

Осуществляет следующие виды деятельности:

производство, переработка и реализация продуктов питания;

снабженческо-сбытовая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;

розничная и оптовая торговля;

оказание сервисных услуг населению;

организация предприятий общественного питания собственной торговой сети.

Пункты реализации продукции находятся на территории города.

В состав предприятия входят три цеха: хлебобулочный, макаронный и кондитерский.

На данный момент предприятие выпускает более 50 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции.

На данном предприятии образовалась линейная структура управления. Линейный руководитель (директор) координирует, контролирует и отвечает за результаты выполнения всей деятельности предприятия.

Режим работы предприятия - круглосуточный, без выходных и праздников, что позволяет обеспечивать население, свежей продукцией. Основной задачей предприятия является:

удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;

организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Различные стороны сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Объём выпущенной продукции предприятием в 2010 году составил 3445 тыс. руб., что меньше, чем в 2009 году на 1346,5 тыс. руб., снижение объёма выпущенной продукции составило 28,2%. Убытки предприятия составили 650 тыс. руб. и превысили данный показатель 2009 года на 263 тыс. руб., то есть увеличились на 68%.

Материалоотдача снизилась за анализируемый период 16,7% и составила в 2010 году 2 рубля, то есть на каждый рубль, вложенный в материалы на производство продукции в 2010 году получили 2 рубля выручки, что меньше на 40 копеек по сравнению с 2009 годом.

Производительность труда работников в 2010 году снизилась на 5%, что составило 6,5 тыс. руб. на одного работающего. Затраты на оплату труда работников снизились соразмерно снижению среднесписочной численности предприятия и составили 345,6 тыс. руб., что в относительном измерении составило 24,3%. Отрицательным моментом сказывается то, что при изменении производительности труда в меньшую сторону средняя заработная плата осталась неизменной, что позволяет сделать вывод о неэффективности системы оплаты труда на предприятии. Полагаю, в данном случае имеет место уравнительность в распределении, незначительны различия в дифференциации доходов от трудовой деятельности рабочих и специалистов, работников разной квалификации. В целом размер доходов работающих от трудовой деятельности слабо зависит от результатов трудовой деятельности.

При анализе хозяйственной деятельности предприятия обращает на себя факт абсолютного снижения себестоимости продукции, однако, проведя анализ себестоимости продукции в соотношении к объёму выпуска продукции, мы также наблюдаем увеличение себестоимости продукции предприятия на 10,1%. Абсолютное снижение себестоимости продукции произошло в результате снижения объёмов производства.

В данной ситуации основной стратегией поведения фирмы на рынке станет базовая стратегия выживания и комплекс сопутствующих ей мероприятий.


2. Разработка новых видов мучных изделий с использованием стевиозида, сенсорно адекватных аналоговым продуктам с сахарозой


Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей. Вместе с тем в последнее время состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Увеличение заболеваний, связанных с нарушениями обменных процессов, в организме человека, таких как сахарный диабет, ожирение, атеросклероз и многие другие. В определённой степени связано с нарушением питанием, характеризующимся как недостаточным потреблением пищевых веществ, так и нерациональным их соотношением. Регулярное избыточное потребление усвояемых углеводов на фоне растущей гиподинамии населения приводит к перенасыщению крови глюкозой, которая в подобных случаях начинает перерабатываться в липиды, способствуя ожирение организма и как следствию возникновению сердечнососудистых заболеваний. В связи с этим возникает острая потребность в замене сахарозы в традиционных продуктах подсластителями. Создание продуктов с пониженной энергетической ценностью - неотъемлемая тенденция развития пищевой технологии в соответствии с современными требованиями трофологии и диетологии. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются подсластители натурального происхождения.

В мировой практике в последние годы для придания изделиям лечебно-профилактических свойств широко применяются продукты переработки стевии, одним из них является стевиозид. Это натуральный подсластитель интенсивного типа, имеющий коэффициент сладости в 300 раз превышающий сладость сахарозы.

Основные его достоинства - сладкий вкус; практически нулевая энергетическая ценность; устойчивость при нагревании и длительном хранении, воздействии кислот и щелочей; не усвояемость микроорганизмами; хорошая растворимость в воде; небольшая дозировка и возможность внесения в продукт на любой стадии производства; безвредность при длительном употреблении. Он способствует нормализации концентрации глюкозы в крови и восстановлению нарушенного процесса обмена веществ.

Существенный вклад в разработку технологий мучных изделий лечебно-профилактического назначения внесли Л.Я Ауэрман, В.Ф. Доценко, В.И. Дробот, Г.Г. Дубцов, Н.П. Козьмина, И.Б. Красина, ВЛ. Кретович, И.В. Матвеева, В.А. Патт, Р.Д. Паландова, Л.И. Пучкова, Т.Б. Цыганова, Л.Н. Шатнюк и др., как следствие предложены технологии мучных изделий, обогащённых белками, витаминами, минеральными веществами, пищевыми волокнами. Вместе с тем проводилось очень мало исследований по созданию технологий хлебобулочных и мучных кондитерских изделий лечебно-профилактического назначения, содержащих продукты переработки стевии или непосредственно стевиозид.

Целью настоящей работы являлась разработка новых видов мучных изделий с использованием стевиозида, сенсорно адекватных аналоговым продуктам с сахарозой.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

определить химический состав пищевой добавки «Стевия (стевиозид)»;

выбрать и обосновать дозы стевиозида, используемого для разработки новых видов мучных изделий;

исследовать влияние стевиозида на свойства сырья;

исследовать влияние стевиозида на активность ферментов пшеничной муки;

исследовать влияние стевиозида на реологические свойства полуфабрикатов из пшеничной муки высшего сорта;

исследовать влияние стевиозида на показатели качества хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

разработать рецептуры хлебобулочных и мучных кондитерских изделий со стевиозидом, сенсорно адекватных аналоговым продуктам, вырабатываемым с сахарозой;

провести промышленную апробацию результатов исследования;

рассчитать экономическую эффективность от внедрения новых видов мучных изделий с использованием стевиозида.

Впервые выявлено влияние стевиозида на газообразующую способность муки, заключается в том, что с увеличением дозы вносимого стевиозида, наблюдается тенденция к увеличению количества диоксида углерода, выделяющегося в процессе брожения теста, что свидетельствует о возможном воздействие стевиозида на углеводно-амилазный комплекс муки.

Впервые проведены исследования влияния стевиозида на основные ферменты пшеничной муки. В результате проведённых исследований установлена зависимость между активностью амилолитических ферментов и количеством добавляемого стевиозида, заключающаяся в том, что с увеличением дозы натурального подсластителя стевиозида а - амилазная активность и обсахаривающая активность р - амилазы увеличивались.

На основании проведённого сенсорного анализа выявлено, что суммарная интенсивность положительных признаков вкуса изделий, приготовленных с сахарозой и со стевиозидом, идентичны. Математически обоснована оптимальная доза стевиозида в рецептуре печенья овсяного.

Рассчитан экономический эффект от внедрения новых видов мучных изделий, который составит 1 675 руб. на тонну изделий при выработке батона со стевиозидом и 2 768 руб. на тонну при выработке печенья.


3. Экономическое состояние и организация предприятия ООО «Хлебный Дом»


На данный момент предприятие выпускает более 50 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции.

На данном предприятии образовалась линейная структура управления. Линейный руководитель (директор) координирует, контролирует и отвечает за результаты выполнения всей деятельности предприятия.

Различные стороны сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Объём выпущенной продукции предприятием в 2010 году составил 3445 тыс. руб., что меньше, чем в 2009 году на 1346,5 тыс. руб., снижение объёма выпущенной продукции составило 28,2%. Убытки предприятия составили 650 тыс. руб. и превысили данный показатель 2009 года на 263 тыс. руб., то есть увеличились на 68%.

Материалоотдача снизилась за анализируемый период 16,7% и составила в 2010 году 2 рубля, то есть на каждый рубль, вложенный в материалы на производство продукции в 2010 году получили 2 рубля выручки, что меньше на 40 копеек по сравнению с 2009 годом.

Производительность труда работников в 2010 году снизилась на 5%, что составило 6,5 тыс. руб. на одного работающего. Затраты на оплату труда работников снизились соразмерно снижению среднесписочной численности предприятия и составили 345,6 тыс. руб., что в относительном измерении составило 24,3%. Отрицательным моментом сказывается то, что при изменении производительности труда в меньшую сторону средняя заработная плата осталась неизменной, что позволяет сделать вывод о неэффективности системы оплаты труда на предприятии. Полагаю, в данном случае имеет место уравнительность в распределении, незначительны различия в дифференциации доходов от трудовой деятельности рабочих и специалистов, работников разной квалификации. В целом размер доходов работающих от трудовой деятельности слабо зависит от результатов трудовой деятельности. При анализе хозяйственной деятельности предприятия обращает на себя факт абсолютного снижения себестоимости продукции, однако, проведя анализ себестоимости продукции в соотношении к объёму выпуска продукции, мы также наблюдаем увеличение себестоимости продукции предприятия на 10,1%. Абсолютное снижение себестоимости продукции произошло в результате снижения объёмов производства.

В данной ситуации основной стратегией поведения фирмы на рынке станет базовая стратегия выживания и комплекс сопутствующих ей мероприятий.

Анализ выполнения плана и динамики по объему и ассортименту выпускаемой и реализованной продукции

Товарная политика представляет собой определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; подержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров определенных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента товаров из-за воздействия случайных или преходящих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

ООО «Хлебный Дом» производит продукт повседневного спроса: выпекает хлеб. На сегодняшний день предприятие, в силу сложного финансового положения, сократило номенклатуру выпечки хлеба, и на данный момент выпускает следующий ассортимент продукции:

Хлеб пшеничный из муки высшего сорта;

Хлеб пшеничный из муки 1 сорта;

Хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки.

Зерновой хлеб.

За базовую широту (Шаб) может быть принято количество ассортиментных групп товаров, установленное нормативными документами (классификаторами, стандартами и т.п.). Коэффициент широты ассортимента (Кш) определяется как соотношение фактического количества товарных групп к базовому:


Кш = Шаф / Шаб


Условно примем базовую широту ассортимента укрупнено по товарным группам за 22, тогда относительный показатель широты ассортимента предприятия составит:

Кш = 4/22 = 0,18

Коэффициент широты ассортимента данного предприятия составил 0,18, что говорит об очень узком ассортименте продукции.

Показатель глубины ассортимента (Га). Глубина ассортимента - количество различных позиций в каждой ассортиментной группе. Рассмотрим глубину ассортимента производимой и реализуемой продукции:

Хлеб из пшеничной муки - 2

Хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки - 1

Диетические хлебные изделия - 1

Таким образом, глубина ассортимента по товарным группам очень низкая, что, оценивается как отрицательный момент деятельности предприятия.

Показатель полноты ассортимента (Па). Фактический показатель полноты ассортимента (Паф) - это фактическое количество видов и разновидностей товаров определенной группы.

Базовый показатель полноты ассортимента (Паб) - количество разновидностей товара определенной группы, принятое на базу, соответствующий ассортиментному перечню товаров действующим стандартам, классификаторам и.п.

Коэффициент полноты (Кп) определяется отношением фактического количества разновидностей товара к его количеству, максимально возможному для данной группы:


Кп. = Паф / Паб


Показатель обновляемый ассортимент (Оа). Фактический показатель обновляемости ассортимента (Оаф) характеризует количество новых наименований товаров, пользующихся спросом у потребителей.

Обновление ассортимента - естественный процесс, обусловленный совершенствованием технологий, разработкой принципиально новых товаров, не имеющих аналогов.

При этом все товары имеют свой жизненный цикл, и в зависимости от того, на какой этого цикла они находятся, осуществляются мероприятия по поддержанию, стимулированию реализации или снятию его с производства. Особое внимание требуют к себе товары с коротким жизненным циклом. Обновление ассортимента не ущемляет интересов потребителей, если вводимые на рынок товары способствуют полному удовлетворению потребностей покупателей.

Ассортимента (Ко) рассчитывается как отношение количества новых видов и разновидностей товаров к общему их количеству. Однако внедрения новых видов товаров на предприятии не осуществлялось на протяжении ряда лет, однако в 2010 г. начался выпуск зернового хлеба «Тонус», таким образом, Ко=1/4=0,25.

Таким образом, широта ассортимента продукции предприятия составляет 0,18 и является неудовлетворительным фактом для фирмы, имеющей относительно большую долю рынка производства хлебобулочных изделий в районе. Расчет глубины и полноты ассортимента показал, что значения данных коэффициентов очень малы и, для успешной деятельности предприятия, необходимо увеличивать ассортимент выпускаемой продукции. ОбщийКп предприятия составляет 0,23. Это довольно невысокий показатель и, следовательно, данному предприятию стоит обратить внимание на увеличение разновидностей товарных групп. Для наиболее полного удовлетворения потребностей реальных и потенциальных потребителей необходимо разрабатывать и внедрять в производство следующий ассортимент выпускаемой продукции: ржаной хлеб, ржаной заварной, организовать выпуск сдобных изделий, на дефицит которых указали большое количество потребителей в ходе маркетинговых исследований спроса на хлеб и хлебобулочную продукцию. Так, нехватку в продаже хлеба зернового отметили 22% респондентов.

Ранее в ассортиментном перечне выпекаемой хлебопродукции были: хлеб из ржаной муки, хлеб ржаной с тмином, батоны молочный, нарезной, булки сдобные, сухари с изюмом. Выпуск этих позиций прекратился в связи с отсутствием денежных средств на приобретение сырья. Продукция предприятия стандартизирована. Весь хлеб соответствует ГОСТу.

С начала 2009 года по конец первого квартала 2009 года, рост цен на хлеб из пшеничной муки высшего сорта составил 46%, рост цен на хлеб из муки первого сорта, который составляет основной объём продаж продукции ООО «Хлебный Дом» составил 50%, рост цена хлеб из смеси пшеничной и ржаной муки составил 40,3%.

Рост цен объясняется улучшением качества реализуемой продукции предприятия, а также повышением цен на закупаемое сырье. Предприятие не предоставляет скидок на реализуемую продукцию, поскольку цены на хлеб предприятия «Звезда» и так ниже цен конкурентов по всем ассортиментным позициям.

В качестве стабилизации себестоимости хлеба рекомендуется закупать сырьё в больших количествах, на более длительный период.

Система распространения товаров. Распределение товаров включает в себя процесс товародвижения, выбор маркетинговых каналов распределения и обслуживания потребителей.

Предприятие заключило договора с 20 торговыми точками на реализацию через них хлебобулочной продукции предприятия. Такой канал распределения продукции называется косвенным коротким каналом распределения и подразумевает наличие розничных торговцев, каждый из которых в независимом бизнесе максимизирует свою прибыль. Такой канал имеет свои преимущества: обеспечивается широта охвата территории, увеличивается скорость оборота. Организация транспортировки в розничные торговые точки осуществляется собственным транспортом предприятия.

Хлеб развозится по магазинам два раза в день - утром с 8 до11 часов и вечером с 13 до 17 часов. Такой режим поставки позволяет поддерживать на прилавках магазинов свежий хлеб. Предприятие никак не воздействует на руководителей торговых точек с целью увеличить или расширить или количество.

Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой и производительности труда

Рассмотрим структуру персонала предприятия ООО «Хлебный Дом»


Таблица-1 Структура персонала предприятия

показатели2009 год2010 годАбсолют.отклонениеТемп прироста%чел.%Чел.%Среднесписочная численность ППП, всего, в т.ч:9501001064100114+12-рабочие7307784179111+15-руководители151,58161,501+5-специалисты20521,4220719,502-8,9

Результаты анализа показывают, что состав работающих по категориям персонала в значительно изменился.

Как видно по данным таблицы, численность ППП в отчетном году по сравнению с прошлым увеличилась и составила 112%, что в абсолютном выражении составило 114 человек. Из таблицы видно, что удельный вес рабочих в общей численности работников предприятия увеличился на 15% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Увеличилась и доля руководителей и специалистов. К штату руководителей прибавился 1 человек. Таким образом, на анализируемом предприятии наблюдается «профицит» рабочей силы.

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним рабочим за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.


Таблица - 2. Использование трудовых ресурсов

Показатели2009 г2010 готклонениеСреднесписочная численность рабочих (ЧР)730841+111Отработано за год одним рабочим:-дней (Д)238,2237,2-1-часов (Ч)1879,31888,1+8,8Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч.7,897,96+0,07Фонд рабочего времени, ч.1371960,5158902,1+215941,6

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П):


ФРВ = ЧР ґ Д ґ П.


На анализируемом предприятии фактический фонд рабочего времени больше прошлого года на 215941,6 ч. Влияние факторов на его изменение можно установить способом абсолютных разниц:

ФРВ чр = (ЧР ф - ЧР пл) ґ Д пл ґ П пл = (841 - 730) ґ 238,2 ґ 7,89 =208613,17 ч;ФРВ д = (Д ф - Д пл) ґ ЧР ф ґ П пл= (237,2 - 238,2) ґ 841 ґ 7,89 = -6635,49 ч;ФРВ п = (П ф - П пл) ґ Д ф ґ ЧР ф =(7,96 - 7,89) ґ 841 ґ 237,2 = +13963,94 ч;


Всего: 215941,64 ч.

Как видно из приведенных данных, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует недостаточно полно. В среднем одним рабочим отработано по 237,2 дней вместо 238,2, в связи, с чем сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на одного рабочего 1 день, а на всех - 841 день.

Отсутствие сверхурочно отработанного времени говорит о хорошей организации производственного процесса.

Проведем анализ производительности труда. Для анализа данные сведем в следующую таблицу - 3.


Таблица-3 Анализ производительности труда

№ стрПоказатели2009 г2010 габсолютное отклонение относительный прирост1Объём призводства в сопоставимых ценах, тыс. р.139493276581 1370881,982ССЧ ППП, чел.,9501064+ 1141,123-в т.ч. рабочих, чел.730841+ 1111,154Число отработанных рабочими ч/д.1371960,51587902,1 +215941,61,165Число отработанных рабочими ч/ч (тыс/ч)10824,7712639,7 +1814,931,176Среднегодовая вы-работка одного ра-ботника ППП, руб. (стр. 1*1000:стр. 2)147130,36259808,35+112677,991,77Выработка одного рабочего, руб.:7-среднегодовая (стр. 1*1000:стр. 3)191079,27328877,8 +137798,531,7218-среднедневная (стр. 1*1000:стр. 4)802,181386,5 +584,32 1,7289-среднечасовая (стр. 1*1000:стр. 5)101,67174,18+72,51 1,71310Среднее число дней, отработанных одним рабочим за год (стр. 4 : стр. 3)238,2237,2-10,99611Среднее число часов, отработанных одним рабочим в год (стр. 5 : стр. 3)1879,31888,1+8,81,00512Средняя продолжи-тельность рабочего дня, час.7,897,96+0,071,009

Проанализировав производительность труда на предприятии, мы выявили следующее: среднегодовая выработка одного работника ППП увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 77%, что в абсолютном выражении составило 112677,99 руб.; среднегодовая выработка одного рабочего увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 72%, что в абсолютном выражении составило 137798,53 руб.; по сравнению с прошлым годом увеличились показатели среднедневной и среднечасовой выработки одного рабочего на 72% и соответственно на 71%, что в абсолютном выражении это составило 584,32 руб. и 72,51 руб.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что на предприятии наблюдается рост производительности труда. Это происходит из-за увеличения доли рабочих на предприятии в 2010 году, увеличения средней продолжительности рабочего дня, а также благодаря внедрению в производство современных новых технологий, отвечающим европейским стандартам. Это влечет за собой одновременный рост объема выполняемых работ, поэтому тенденция увеличения выработки является благоприятной и свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов на анализируемом предприятии.

Анализ состояния и использования основных фондов

Оптимальный размер производства зависит от производственного направления предприятия и особенности его производства, а также природных и экономических условий района, в котором оно расположено.

Необходимым условием любого процесса производства, а значит и всей деятельности организации является ее обеспеченность основными средствами в необходимом количестве.

Под основными средствами понимается часть имущества, используемая в качестве при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего один год или обычный производственный цикл.

К основным средствам относят: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, и прочие основные средства

Различают основные производственные, (участвуют непосредственно в производстве) и непроизводственные: средства (используются в непроизводственной сфере); активную (машины, механизмы, оборудование, транспорт) и пассивную часть основных средств (здания, сооружения, производственные площадки).

Особое внимание следует уделять делению основных средств на активную и пассивную часть. Увеличение доли активной части основных производственных средств, способствует повышению показатели выпуска продукции и экономической эффективности деятельности предприятия.

Для характеристики использования основных производственных фондов применяются различные показатели. Условно их можно разделить на две группы: обобщающие и частные показатели.

Обобщающие показатели применяются для характеристики использования основных фондов на всех уровнях народного хозяйства - предприятия, отрасли и народное хозяйство в целом. К этим показателям относят фондоотдачу и рентабельность.

Частные показатели - это натуральные показатели, которые используются чаще всего на предприятиях и в их подразделениях. Они делятся на показатели интенсивного и экстенсивного использования основных фондов. Показатели интенсивного использования ОФ характеризуют величину выхода продукции (выполненной работы) в единицу времени с определенного вида оборудования (или производственных мощностей). Показатели экстенсивного использования основных фондов характеризуют их применение во времени. К числу важнейших из указанных показателе относятся: коэффициенты использования планового, режимного и календарного времени работы оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, показатель внутрисменных простоев и др.

В процессе анализа изучаются динамика перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, проводятся межхозяйственные сравнения.

Источники данных для анализа: бизнес-план предприятия, план технического развития, отчетный бухгалтерский баланс предприятия, приложение к балансу, отчет о наличии и движении основных средств, баланс производственной мощности, данные о переоценке основных средств, инвентарные карточки учета ОС, проектно-сметная, техническая документация и др.

Наибольшее значение среди частных показателе экстенсивного использования имеет коэффициент сменности работы оборудования, который определяется как отношение суммы машино-смен в течение суток к общему числу рабочих мест. Повышение коэффициента сменности работы основных средств на предприятии - важный источник роста объема производства продукции и повышения эффективности использования основных фондов. В хозяйственной практике коэффициент сменности использования машин и оборудования определяется как отношение числа Машино - смен, отработанных за сутки оборудованием, к общему количеству установленного оборудования по формуле:


Ксм = МС / КО, где


Ксм - коэффициент сменности использования оборудования;

МС - сумма фактически отработанных Машино-смен за сутки;

КО - общее количество установленного оборудования.

Главное направление повышения эффективности использования оборудования - это совершенствование его структуры и повышение степени использования мощности. Важное значение имеет устранение относительного избытка оборудования, что влияет на экономические показатели предприятия.

Показателем экстенсивного использования основных фондов является величина внутрисменных простоев оборудования, отнесенная к плановому фонду времени его работы. Главные причины внутрисменных простоев оборудования - низкий уровень организации производства, необеспеченность своевременной загрузки рабочих, неисправность оборудования и т.д. Для устранения этого недостатка необходимо прежде всего улучшить организацию производства, наладить учет и контроль работы оборудования.

Повышение коэффициента сменности - важнейшие показатели экстенсивной загрузки основных фондов.

Важное значение имеют показатели использования производственных площадей и сооружении. Рациональное их использование дает возможность получить прирост выпуска продукции без капитального строительства и тем самым сокращает размеры требуемых вложении. При этом выигрывается время, так как организовать производство на высвобожденных производственных площадях можно гораздо быстрее, чем осуществить новое строительство. Среди показателей использования производственных площадей используются: коэффициент экстенсивного и интенсивного использования производственных площадей; объем продукции с 1 кв. м производственных площадей. Использование сооружений оценивается на основании производственных характеристик объектов, обычно их пропускной способности или мощности (водонапорные башни, бункера, резервуары и цистерны и т.п.).

Для определения степени использования основных фондов на предприятиях применяются обобщающие показатели. Наиболее важный из них - фондоотдача основных фондов. Этот показатель определяется как отношение стоимости произведенной за год продукции к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоотдача показывает, какова общая отдача от использования каждого рубля, вложенного в основные производственные фонды, т.е. насколько эффективно это вложение средств. Важнейшие направления повышения фондоотдачи:

улучшение структуры основных фондов, повышение удельного веса их активной части до оптимальной величины, рациональное соотношение различных видов оборудования;

повышение коэффициента сменности работы оборудования в подразделениях предприятия;

интенсификация производственных процессов путем внедрения новых технологии, машин и оборудования;

улучшение условии и режима труда с учетом производственной эстетики;

создание благоприятных социальных условии;

совершенствование организации производства и труда.

Другой обобщающий показатель - это фондоемкость, которая рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объему выпускаемой продукции по следующей формуле:


Фе = Фосн /Впр, где


Фе - фондоемкость;

Фосн - стоимость основных производственных фондов, руб.;

Впр - объем продукции, руб.

Показатель фондаемкости является обратным к показателю фондоотдачи. Фондаемкость определяет необходимую величину основных фондов для производства продукции заданного объема на перспективный период. Если объем товарной продукции на будущий период изменяется, то делается расчет перспективной потребности в основных производственных фондах.

Расчет величины основных производственных фондов по показателю фондоемкости (в условных цифрах).


Таблица - 4. Величина основных производственных фондов по показателю фондоемкости

№ ппПоказатели Единица измеренияТекущий год тыс. рубПерспективный год тыс. руб1Товарная продукция40 00045 0002Стоимость основных производственных фондов (среднегодовая) тыс16 00018 0003Фондоемкость по товарной продукции0,400,40

Для анализа резервов роста производства необходимо определить текущие издержки производства и прогнозируемые издержки производства.

Общие издержки предприятия снизились в натуральном выражении в 2009 г. на 699 тыс. руб., в 2010 г. на 1083,5 тыс. руб., в относительном выражении в 2009 г. на 11,9%, в 2010 г. на 21%, однако данное снижение издержек производства обосновывается общим снижением объёмов выпущенной продукции предприятия в анализируемом периоде. В данном случае, показательными могут служить средние общие издержки производства, которые характеризуют средние затраты на 1 рубль, вложенный в производство. Так, в 2009 г. относительно 2008 г. средние общие издержки снизились на 0,11 руб., что в относительном измерении составило 9,2%, тогда как в 2010 г. относительно 2009 г. средние общие издержки выросли на 0,09 руб., в относительном измерении составило 8,2%. Таким образом, анализ издержек предприятия показал, что производственные издержки предприятия в натуральном измерении выше, чем объём выпущенной продукции, что указывает на убыточность производства.

Затраты на сырьё (материальные затраты) увеличились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 10,8 тыс. руб., что в относительном измерении составило 0,7%, тогда как в 2010 г. относительно 2009 года материальные затраты на изготовление хлеба и хлебобулочных изделий выросло на 51% или в стоимостном выражении на 774,7 тыс. руб. Данная динамика говорит о росте цен на основное сырьё хлебопекарной промышленности - муку. Оплата труда работников предприятия сократилась, как сократились и отчисления на социальные нужды, за счёт уменьшения численности работников в анализируемых периодах. Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. оплата труда работников сократилась на 8,3%, отчисления на социальные нужды - на 8,1%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. аналогичные показатели составили 35,6% и 36,9%. Амортизационные отчисления не изменились за все три года ввиду полного износа основных средств. Обращает на себя внимание факт снижения прочих затрат в 2009 г. на 522,2 тыс. руб. (25,12%), в 2010 г. на 1105,8 тыс. руб. (70%). Доля материальных затрат в общем объёме затрат на производство продукции выросла в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 30,2%, доля оплаты труда сократилась на 4,5%, отчисления на социальные нужды в 2008 г. по сравнению с 2008 г. снизились на 1,6%, доля прочих затрат в структуре затрат на производство продукции понижалась в течение анализируемого периода и составила в 2010 г. 11,16%, что меньше, чем в 2008 г. на 24,17%.

Таким образом, предлагаются следующие пути относительного снижения затрат на производство и реализацию продукции:

снижение материальных затрат: рациональное расходование сырья, увеличение процента выхода готовой продукции, рациональное расходование электроэнергии, снижение стоимости закупаемого сырья за счёт рациональной системы закупок сырья, изготовление продукции с более высоким уровнем прибыли, таких, как хлеб смешанной валки, зерновой хлеб.

снижение затрат на оплату труда: повышение производительности труда, предотвращение непроизводительных расходов на оплату труда, заменить существующую на предприятии систему оплаты труда основных работников на сдельно - премиальную.

сокращение расходов по обслуживанию процесса производства, управлению и прочих расходов: предотвращение потерь и непроизводительных расходов, сокращение расходов на содержание неэксплуатируемых площадей, сокращение расходов на наём автотранспорта (за счёт приобретения собственного), относительное снижение прочих затрат.

Рассчитаем экономическую эффективность от реализации предложенных альтернатив.

Альтернатива 1: Снижение материальных затрат на производство.

Увеличение процента выхода готовой продукции за счёт рационального использования сырья. Выход хлеба - это количество готовой продукции, получаемой из 100 кг муки и другого дополнительного сырья, вносимого в соответствии с рецептурой.

Повышение фактического выхода хлеба на 1,4 - 1,5% по сравнению с плановым обуславливает экономию около 1% муки.

Таким образом, можно сделать вывод, что при приведении выхода хлеба к нормативным показателям экономия муки при выпечке хлеба из пшеничной муки первого сорта составит 10%, при выпечке других сортов хлеба экономия муки составит 9,3%. Добиться увеличения выхода хлеба представляется возможным путём строго соблюдения технологии выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, использования усовершенствованного оборудования, а также используя в производстве продукции муки хорошего качества.

Деятельность бизнес плана

Основными видами деятельности предприятия являются:

заготовка, хранение и продажа зерновых, зернобобовых, масличных, овощных культур и многолетних трав;

производство и реализация сельскохозяйственных культур, товаров народного потребления и различных услуг;

строительство и эксплуатация объектов по послеуборочной обработке и хранению сельскохозяйственных культур;

оказание услуг в области маркетинга, рекламы и менеджмента;

предоставление посреднических услуг российским и иностранным юридическим и физическим лицам;

инвестирование сельскохозяйственного производства;

разведение племенных свиней, овец;

переработка продукции растениеводства, животноводства и вторичного сырья;

оказание сервисных услуг, в том числе организация хранения товаров, транспортное обслуживание, бытовое обслуживание и прочие услуги;

оптовая и розничная торговля по реализации товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, продуктов питания;

торгово-закупочная деятельность: приобретение и реализация оптовых партий сырья (в том числе зерна), оборудования, техники, товаров народного потребления, продуктов питания, а также осуществление других работ и оказание услуг, не запрещённых и не противоречащих действующему законодательству РФ.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ

Описание товара

Основным предметом деятельности ООО «Хлебный Дом» является выращивание зерновых культур и подсолнечника.

Подсолнечник - главная масленичная культура. Это однолетние растение требовательно к влаге, свету и теплу. Его высевают на полях, где он ранее не высевался в течение 8 и более лет после зерновых культур.

Подсолнечник - масличная культура, но в хозяйстве его еще используют и как силосную (кормовую) культуру. Незерновая часть урожая богата питательными веществами и может быть хорошим источником дешевого и ценного корма. Его используют в виде силоса, муки, гранул; кормового белка, как в чистом виде, так и в смеси с другими кормами. Из послеуборочных остатков подсолнечника наиболее питательны корзинки. Запасы обмолоченных корзинок составляют 60-80% массы семян. Корзинки хорошо силосуются, а себестоимость 1 т такого силоса в 7 раз ниже себестоимости кукурузного силоса.

Зерно - это ценный и незаменимый продукт питания. За счет него покрывается значительная часть потребностей населения в белках и углеводах.

Белок в пшеничном зерне - наиболее важная составная часть, определяющая качество пшеничного хлеба. Количество его характеризует питательность.

По характеру использования зерновые культуры подразделяются на: продовольственные, фуражные и промышленные.

К продовольственным культурам относятся непосредственно: хлебные - пшеница и рожь, а также крупяные - гречиха, просо, рис.

Фуражные культуры - это ячмень, овес, кукуруза.

К промышленным культурам относят: пивоваренный ячмень, сахарную кукурузу и др.

Деление зерновых культур на продовольственные и фуражные несколько условные, так как часть продуктов питания: крупа геркулес и др. (приготавливают из овса, ячменя, кукурузы и т.д.).

В другом аспекте зерновые культуры делятся на озимые, т.е. высеваемые осенью под зиму и яровые.

Сочетание озимых и яровых культур, имеет важное экономическое значение. Основные работы по возделыванию озимых и яровых культур (посев, уборка, вспашка и др.), не совпадают по времени, поэтому предоставляется возможность лучше использовать землю, технику и трудовые ресурсы.

Также в 2010 году предполагается получение прибыли от реализации продукции животноводства - племенного крупного рогатого скота и племенных свиней. В настоящий момент производство в сфере животноводства перешло от молочного - товарного к мясо - товарному.

Внешняя среда. Описание отрасли

Зерно, в силу своих свойств и особенностей имеет определяющее значение в формировании продовольственных ресурсов, является экономически, социально и политически значимым продуктом. Приоритетное значение, которое занимает зерно в продовольственных ресурсах, обусловлено его объективными преимуществами перед всеми другими растениеводческими культурами. Оно обладает высокими пищевыми и кормовыми достоинствами, что определяет высокую долю хлебных и крупяных изделий в пищевом рационе населения и в кормовых ресурсах животноводства. Зерно является важнейшим источником дохода сельскохозяйственных товаропроизводителей; хорошо финансируется, пригодно к длительному хранению, что дает возможность формировать страховые и резервные фонды, служит главным источником сырья для ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

На предприятии ООО «Хлебный Дом» в 2008 году были закончены введения новых технологий обработки почвы и первичной переработке сельскохозяйственной продукции. В результате принятия указанных мер на предприятии произойдёт снижение прямых затрат на 14%. Повышена производительность сельскохозяйственной техники - энерговооруженные тракторы поставлены на широкую резину, следовательно удалось также снизить затраты на обработку 1 гектара посевной площади, уменьшилось число механизаторов. Как следствие этих мер, предприятие может получить увеличенную прибыль от непосредственной реализации сельхозпродукции со своих складов закупщиками. В данный момент на складах предприятия имеются запасы в виде продукции товарного подсолнечника в объеме 1980 тонн от урожая 2008 года. Диагностическая вырубка по полям ООО «Хлебный Дом» подтвердила 100% сохранность озимых посевов. Аналогичная картина наблюдается в других хозяйствах Канашского района, в том числе в РАО «Канашское». Подробную информацию о сохранности посевов в хозяйствах можно получить у Председателя Комитета по сельскому хозяйству Канашского Легчило Е.В. Однако, по данным специализированного российского информационного агентства, в котором прозвучало выступление министра сельского хозяйства А. Гордеева содержалась информация о значительной гибели посевов в ряде регионов юга России. Последнее обстоятельство свидетельствует о конкурентном преимуществе на рынке сбыта сельскохозяйственной продукции нашего хозяйства, к тому же можно сделать предположение о повышении цен на культуры, посев которых пострадали в результате неблагоприятных климатических условий прошедшей зимы. Отсутствие необходимости в пересеве значительной части посевных площадей снижает в текущем году нормативную себестоимость продукции ООО «Хлебный Дом», что делает продукцию более конкурентоспособной, а предприятие получит в результате реализации последней дополнительную прибыль.

Маркетинг.

Большую роль при изготовлений хлебобулочных изделий отводиться посевным площадям и урожайности

Структура посевных площадей и урожайность за последние

года


Таблица 5. Структура посевных площадей и урожайность

№Наименование культуры2007200820092010S, гац/гаСбор, тн.S, гац/гаСбор, тн.S, гац/гаСбор, тн.S, гац/гаСбор, тн.1Озимая пшеница3 83142,23 30044,1151353 31127,691383193352Озимая тритикале2 66133,388512 8021953232181303Рожь1 57238,84Овес830205Ячмень65427,0297-6Горох94-7Гречиха23534,348319,0917,758310,25941386208Кукуруза37539,31368279Кукуруза (на силос)35193,52019210Подсолнечник3 30014,64 13918,877812 2529,7218426771511Подсолнечник (семенной участок)1318,824,412Суданка трава10028,415526,313Эспарцет19320,710735,81383414Сорго8849,785715Пары5 8414 8404855550016Итого16 45216 30317 24217 135

Анализируя предложенные факты можно сделать вывод о достаточном уровне рентабельности производства сельскохозяйственной продукции в хозяйстве, а также рентабельности вложенных капиталов. В текущем 2010 году предприятие ООО «Хлебный Дом» обладает достаточными ресурсами и резервами для получения прибыли. В финансово-хозяйственное планирование и управление производством уже заложены некоторые прогнозируемые особенности рынка сбыта сельскохозяйственной продукции в 2010 году. На основании этих изменений пересмотрена и утверждена новая структура посевных площадей, которая позволит наиболее эффективно работать в предполагаемой рыночной конъюнктуре. Согласно новой структуре посевных площадей, увеличено количество возделываемой гречихи за счет уменьшения посевной площади товарного подсолнечника. Учитывая текущие факторы, формирующие предложение и спрос на рынке сельскохозяйственной продукции, можно будет сделать вышеуказанное допущение о планировании видо-типового состава производимой продукции.

Организационный план

Предприятие состоит из двух отделений - Солонцовского и Шарашенского. В каждом отделении имеются объекты по производству животноводческой продукции и подразделения инфраструктуры, обеспечивающие основное производство в сфере растениеводства.

Головной офис предприятия расположен в хуторе Шарашенском. Управление предприятием осуществляется единоличным исполнительным органом - Директором. К компетенции Директора Общества относятся вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции его участников. Директор без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы, совершает сделки от имени Общества, утверждает штатную структуру, издает приказы и распоряжения, дает указания к исполнению, подготавливает, рассматривает и утверждает иную нормативно - плановую документацию внутреннего пользования Общества.\

Штат предприятия содержит:

Генерального директора;

Главного инженера;

Главного агронома;

Главного бухгалтера;

Старшего экономиста;

бухгалтера;

инспектор ОК;

заведующий автогаражом;

заведующий МТН;

механик;

мастер - наладчик;

заведующий током;

заведующий столовой;

заведующий складом запчастей;

Начисление заработной платы за 2008, 2009 год.

Таблица - 6. Заработная плата

№ п/пМесяц2008 г.2009 г.Итого начисленоЧисленность сред / списочноеРасчет сред / списочноеИтого начисленочисленность сред / списочное списочноеРасчет сред / списочное1Январь799 364,50264,003 027,89714 257,00244,002 927,28273,002 928,072Февраль638 777,98261,002 447,42662 467,00242,002 737,47269,002 374,643Март711 096,47260,002 734,98800 978,00241,003 323,56269,002 643,484Апрель810 385,61263,003 081,31956 626,00233,004 105,695Май1 108 933,18269,004 122,431 059 171,00233,004 545,806Июнь758 449,90274,002 768,07912 298,00228,004 001,317Июль1 365 636,00280,004 877,271 245 483,00228,005 462,648Август1 145 491,00283,004 047,671 050 323,00225,004 668,109Сентябрь1 320 323,00270,004 890,091 254 055,00216,005 805,8110Октябрь1 102 764,00260,004 241,401 385 227,00207,006 691,9211Ноябрь897 041,00258,003 476,90812 545,00148,005 490,1712Декабрь778 425,00251,003 101,291 429 742,00193,007 407,99ВСЕГО11 436 687,64**12 283 172,00**

Анализ рисков

Возможные риски и источники их возникновения.

Коммерческие риски:

риск, связанный с реализацией товара;

риск, связанный с перевозкой грузов, или транспортный риск;

риск, связанный с приемкой товара покупателем.

политические риски:

недостаточный анализ рынка;

недооценка своих конкурентов;

падение спроса на данный товар.

меры по сокращению и минимизации затрат.

Действие перечисленных рисков можно ограничить путем проведения строгой проверки финансового положения и репутации будущего оптового клиента. Можно также хотя бы частично перекладывать риски на других партнеров (например, риск потери или повреждения товара - на страховое сообщество).


Таблица 7. Производственная программа

наименованиеОз. пшеницаОз. тритикалеКукуруза на зерноГречихаПодсолнечникИтогоплощадь. га3 92523892 6611000310011 372%0,350,060,230,090,27пл. урожайность ц/га3030302018намолот т.11 775,02 058,07 983,02000,05 580,0подработка%99151515товарной продукции т.10 169,75954,1314031403413,1арендная плата семена т.14000000объем к реализации т.8769,75954,13140,02356,23413,1планир. цена реализации руб./т600050006000800012000сумма руб52 618 20029 770 50018 840 00018 849 60040 957 200161 035 500затраты на производство руб.26 3091 0017 862 30013 188 0006 361 74018 772 05082 493 190доход руб.26 309 10011 908 2005 652 00012 487 86022 185 15078 542 310

ООО «Хлебный Дом» в 2010 году планирует произвести и реализовать сельскохозяйственную продукцию, основными видами которой является: озимая пшеница, озимая тритикале, гречиха, подсолнечник.

В 2010 году в ООО «Хлебный Дом»:

. На площади 3925 га при урожайности 30 центнеров с 1 га планируется получить 10 169,7 тонн товарного зерна озимой пшеницы. Производственные затраты при этом составят 26 309 100 рублей, выручка - 52 618 200 рублей, прибыль - 26 309 100 рублей

. Также, на площади 2389 га при урожайности 30 центнера с 1 га будет получено 5954,1 тонн товарного зерна тритикале. Производственные затраты составят 17 862 300 рублей, выручка - 29 770 500 рублей, прибыль - 11 908 200 рублей

. На площади 1 000 га при урожайности 20 центнеров с 1 га будет получено 3140 тонн гречихи. Производственные затраты составят 6 361 740 рублей, выручка - 18 849 600 рублей, прибыль - 12 487 860 рублей

. На площади 3100 га при урожайности 18 центнеров с 1 га будет получено 3413 тонн подсолнечника. Производственные затраты составят 18 772 050 рублей, выручка - 40 957 200 рублей, прибыль -22 185 150 рублей.

. На площади 2661 га при урожайности 30 центнеров с 1 га будет получено 3140 тонн кукурузы на зерно. Производственные затраты составят 13 188 000 рублей, выручка - 18 480 000 рублей, прибыль - 5 652 000 рублей.

Кроме того планируется:

. Произвести и реализовать 120 тонн живого веса крупного рогатого скота. Производственные затраты составят 5 400 рублей, выручка - 7 200 рублей, прибыль - 1 800 рублей.

.36 тонн живого веса свинины. Производственные затраты составят 205,2 рублей, выручка - 283,5 рублей, прибыль - 783 рублей.

Таблица 8. Налоговые платежи

наименованиеянварьфевральмартапрельмайиюньПодоходний65 00057 00076 00096 000114 00098 000Транспортный29 00029 000Загрязнение26 00026 000Соц. Страхование18 00013 00016 00019 00022 00019 000ПФР72 00066 00083 00098 000111 00097 000ЕСХН994 700Земельный налог259 583Плата за фонд перераспрПодох.по пайщикам195 000195 000НДФЛ с идивидуальныйИТОГО155 0001 130 700684 583213 000247 000464 000

Налоговые платежи помесечно

июльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьИТОГО143 000120 000150 000208 00098 000311 0001 536 00033 00034 000125 00026 00026 000104 00026 00021 00025 00028 00016 00029 000252 000133 000104 000132 000142 00081 000148 0001 267 000994 700259 583157 883157 883195 000195 000780 0001 080 0001 080 000302 000245 000561 000378 000195 0001 980 8836 556 166

Стратегия финансирования

Для осуществления проекта необходимо 9 млн. руб. Вряд ли здесь могут возникнуть подозрения насчет банкротства нашего предприятия. Зерно является важнейшим источником дохода сельскохозяйственных товаропроизводителей; хорошо финансируется, пригодно к длительному хранению, что дает возможность формировать страховые и резервные фонды, служит главным источником сырья для ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Возврат заемных средств происходит по следующей схеме, отраженной в таблице №8


Таблица - 8. Возврат заемных средств

Кредит (руб.)10% (ежемесячных)Погашение кредитаИтого9000000900000750000165000082500008250007500001575000750000075000075000015000006750000675000750000142500060000006000007500001350000525000052500075000012750004500000450000750000120000037500003750007500001125000300000030000075000010500002250000225000750000975000120000012000075000087000075000075000750000825000Итого900000014820000

В результате анализа таблицы, можно сделать вывод, что в рыночных условиях залогом стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно манипулируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также минимизировать затраты на его расширение и обновление.

Успешная работа любого предприятия зависит от ряда условий, одним из важнейших среди которых является наличие необходимого объема финансов предприятия. В условиях конкурентной среды эффективность производства является основополагающим фактором, позволяющим предприятию занимать ведущие позиции в своей нише рыночной инфраструктуры. Таким образом, проблемы рациональной организации финансов и повышения эффективности их использования, остро встают перед предприятиями, поскольку решение этих вопросов являются залогом обеспечения непрерывности производственного процесса и одним из слагаемых рентабельного производства.


Заключение


К хлебопекарной продукции относятся: хлебобулочные изделия с ограниченным сроком реализации, хлебобулочные изделия пониженной влажности, сухари панировочные, квас сухой хлебный, полуфабрикаты хлебобулочных изделий охлажденные и замороженные, полуфабрикаты хлебобулочных изделий высокой степени готовности.

Предприятие ООО «Хлебный Дом», создано в целях производства хлеба и хлебобулочных изделий, а также оказание услуг при соблюдении санитарных норм и требований, с целью удовлетворения потребностей населения при высокой культуре обслуживания, направленное на максимальное получение прибыли.

Осуществляет следующие виды деятельности:

производство, переработка и реализация продуктов питания;

снабженческо-сбытовая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;

розничная и оптовая торговля;

оказание сервисных услуг населению;

организация предприятий общественного питания собственной торговой сети.

Осуществив анализ основных экономических показателей деятельности предприятия, можно сделать вывод, что предприятие имеет благоприятные условия для увеличения объемов производства, однако нуждается в более правильной организации производства, а именно:

. Снижения материальных затрат: рациональное расходование сырья, увеличение процента выхода готовой продукции, рациональное расходование электроэнергии, снижение стоимости закупаемого сырья за счёт рациональной системы закупок сырья, изготовление продукции с более высоким уровнем прибыли, таких, как хлеб смешанной валки, зерновой хлеб.

. Снижения затрат на оплату труда: повышение производительности труда, предотвращение непроизводительных расходов на оплату труда, заменить существующую на предприятии систему оплаты труда основных работников на сдельно - премиальную.

. Сокращения расходов по обслуживанию процесса производства, управлению и прочих расходов: предотвращение потерь и непроизводительных расходов, сокращение расходов на содержание неэксплуатируемых площадей, сокращение расходов на наём автотранспорта (за счёт приобретения собственного), относительное снижение прочих затрат.

Применение в комплексе вышеуказанных мер поспособствует достижению высоких экономических показателей деятельности предприятия.


Список использованной литературы


1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практ. пособие. - М., 2006. - 256 с.

. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практ. пособие. - М., 2008. - 256 с.

. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 с.

. Деркач Д.И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Учебник для вузов. М., 2006 - 389 с.

. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. - Мн.: Новое знание, 2009. - 304 с.

. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций. Чебоксары, 2008. - 135 с.

. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник - 6-е изд., перераб. - Мн.: Новое знание, 2007. - 526 с.

. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для Вузов / под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 471 с.

. Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2009. - 240 с.

. Лебедева С.Н., Мисникова Л.В. Экономика и организация труда. - Мн.: ООО «Мисанта», 2006 - 166 с.

. Петров В.И. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия // Современное управление - 2011. - №12. - с. 21-25.

. Петроченко П.Ф. Анализ трудовых показателей. Учеб. Пособие для ВУЗов, 2-е изд, перераб. М.: Экономика, 2009 - 288 с.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2009. - 688 с.

. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. М., 2006. - 432 с.

15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2008. - 704 с.


Теги: Экономический анализ предприятия  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 1835
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономический анализ предприятия
Назад