Содержание
1. Предмет и метод экономической теории
Возникновение и развитие экономической теории
Предмет экономической теории
Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук
Методы познания экономических явлений
2. Экономические агенты, их интересы и потребности
Экономические агенты
Литература
1. Предмет и метод экономической теории
Возникновение и развитие экономической теории
Термин "экономика" происходит от греческих слов ????? (ойкос) - дом, хозяйство и ????? (номос) - правило, закон, порядок, строй. Следовательно, экономика - это наука о ведении хозяйства.
Рис. 1.1 Этапы развития экономической мысли
Экономическая мысль древности развивалась в рамках общей системы знаний о мире (философии).
Представители: Ксенофонт (автор труда "Экономикос"), Платон, Аристотель и др.
Основной объект изучения - домашнее хозяйство.
Экономика как самостоятельная наука формировалась по мере развития хозяйственных связей в период разложения феодального строя
Основные вопросы:
·В чем состоит источник богатства народов?
·Какова роль государства в развитии экономики?
Первая школа экономической теории как науки - меркантилизм.
Период: конец XVI-XVII вв.
Название восходит к итальянскому слову mercante (мерканте) - торговец.
Представители: Уильям Стаффорд, Томас Мэн, Антуан Монкретьен (автор труда "Трактат политической экономии") и др.
Основные идеи:
·Воплощение богатства - деньги;
·Источник богатства - сфера обмена (торговля), ее и должна изучать экономическая наука;
·Государство должно играть активную роль в развитии экономики;
·Задача экономистов - дать рекомендации правителям.
Меркантилисты дали экономической науке ее первое "имя" - "политическая экономия". Определение "политическая" происходит от греческого слова ????? (полис) - государство.
На смену меркантилизму пришла школа физиократов.
Период: конец XVII-XVIII вв.
Название восходит к греческим словам ????? (фюзис) - природа и ?????? (кратос) - власть.
Представители: Франсуа Кенэ, Анн-Робер-Жак Тюрго и др.
Основные идеи:
·Воплощение богатства - не деньги, а блага;
·Источник богатства - сельское хозяйство, оно и должно быть объектом экономической науки;
·Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, соблюдая принцип свободы предпринимательства (laissez faire, laissez passer).
Идеи физиократов легли в основу классической политической экономии.
Период: конец XVIII-XIX вв.
Представители: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Джон Стюарт Милль и др.
Основные идеи:
·Воплощение богатства - блага, продукты;
·Источник богатства - все общественное производство (хозяйство);
·Государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, экономика регулируется невидимой рукой рынка (invisible hand).
В последней трети XIX в. в экономической теории выделилось несколько ответвлений. Одно из них - марксистская политическая экономия.
Период: с конца XIX в.
Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ульянов (Ленин), Г.В. Плеханов и др.
Основные идеи:
·Объект изучения политической экономии - общественные производственные отношения и законы их развития;
·Противоречия капитализма неизбежно ведут к его гибели и становлению коммунистических производственных отношений;
·Наиболее эффективна экономика, планомерно регулируемая государством.
Другим направлением стала неоклассическая школа.
Период: с конца XIX в.
Представители: Альфред Маршалл (автор труда "Принципы экономики"), Карл Менгер, Фридрих фон Хайек, Милтон Фридмен и др.
А. Маршалл отказался от слова "политическая" в названии науки и предложил использовать более короткое - "экономика" (economics).
Основные идеи:
·Государство не должно вмешиваться в экономику (идея классиков);
·Основной объект изучения экономики - фирма;
·Основная проблема экономики - эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимизации удовлетворения потребностей.
Неоклассики заложили основы микроэкономики как раздела экономической науки. Основная заслуга в создании макроэкономики принадлежит кейнсианской школе.
Период: с 30-х гг. XX в.
Представители: Джон Мейнард Кейнс, Алвин Хансен, Рой Харрод, Пол Самуэльсон, Джон Хикс и др.
Основные идеи:
·Государство играет важную роль в экономике;
·Основной объект изучения - национальная экономика;
·Основная проблема экономики - выработка эффективной экономической политики государства.
Одной из ведущих экономических школ современности является институционализм.
Период: с 20-30-х гг. XX в.
Представители: Торстейн Веблен, Джон Кеннет Гэлбрейт, Рональд Коуз, Дуглас Норт и др.
Основные идеи:
·Объект изучения - социальные (в том числе неэкономические) институты и их эволюция;
·Основная проблема - повышение эффективности социальных институтов и экономической системы.
экономическая теория агент интерес
Предмет экономической теории
Предмет экономической теории формировался в процессе всего исторического развития науки и включает три объекта:
·общественные производственные отношения и объективные законы их функционирования и развития (общая экономическая теория);
·поведение отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов (микроэкономика);
·функционирование экономики в целом, способы обеспечения ее стабильного развития (макроэкономика).
Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук
Функции экономической теории:
·познавательная;
·практическая;
·идеологическая;
·методологическая.
Позитивная экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические проблемы (основная функция - познавательная).
Нормативная экономическая теория дает рекомендации, определяет пути решения проблем; на ней основана экономическая политика (основная функция - практическая).
Экономическая политика - комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей.
Система экономических наук:
·экономическая теория;
·отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства, банковское дело, страховое дело и др.);
·функциональные экономические науки (финансы, деньги и кредит, бухгалтерский учет, экономический анализ, статистика, маркетинг, менеджмент и др.);
·стыковые экономические науки (экономическая история, экономическая география, экономика природопользования, демография, экономическая социология, экономическая психология и др.).
Методы познания экономических явлений
Основные методы познания экономических явлений включают:
·диалектический метод;
·общенаучные методы.
Диалектический метод означает, что экономические явления и процессы рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и в состоянии непрерывного развития.
Метод научной абстракции предполагает отвлечение от несущественного, единичного, случайного в исследуемых процессах и явлениях; выделение в них прочного, устойчивого, типичного.
Инструменты метода научной абстракции: формулирование экономических категорий; анализ и синтез; исторический и логический подход; индукция и дедукция.
Экономические категории - логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны отдельных экономических отношений.
Рис. 1.2 Методы познания экономических явлений
Экономические законы - необходимые, существенные, устойчивые, объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи экономических отношений, процессов и явлений; в отличие от законов природы носят исторический характер (не вечны).
Виды экономических законов (1):
·по сфере действия:
oобщеэкономические законы;
oзаконы фаз воспроизводства (производства, обмена, распределения, потребления);
oзаконы частных сфер (кредита, финансов, денежного обращения и др.).
Виды экономических законов (2):
·по исторической протяженности:
oобщие (действуют на протяжении всей истории человечества);
oособенные (действуют на протяжении нескольких этапов развития экономики);
oспецифические (действуют только на одном этапе развития экономики).
Анализ - восхождение от конкретного к абстрактному. Все многообразие конкретных явлений экономической жизни расчленяется на составляющие части и стороны, которые последовательно изучаются, анализируются.
Синтез - восхождение от абстрактного к конкретному. Различные стороны познаваемого явления соединяются между собой, из отдельных частей воссоздается единое целое.
Исторический подход предполагает достоверное описание истории экономических отношений.
Логический подход - это исторический подход, но "очищенный" от случайных воздействий, отклонений от генеральной тенденции, обусловленной действием экономических законов.
Индукция - выведение теоретических положений (закономерностей, принципов) из фактов.
Дедукция - построение гипотез на основе применения положений теории к фактам.
Системный подход предполагает рассмотрение любого объекта как системы, состоящей из элементов и имеющей определенную структуру.
Инструменты системного подхода:
·система;
·элемент;
·структура.
Система - совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и с окружающей средой и образующих определенную целостность, единство.
Элемент - относительно неделимая составная часть системы, обладающая определенной самостоятельностью.
Структура - способ организации взаимосвязей и отношений между элементами системы.
Экспериментальный метод в изучении экономики предполагает апробацию теоретических концепций в хозяйственной деятельности, а также лабораторный эксперимент (в т. ч. математическое моделирование).
К математическим методам, применяемым в экономике, относят:
·вычисление номинальных и реальных величин;
·вычисление общих, средних и предельных величин;
·статистические методы;
·линейное программирование и др.
В числе прочих методов познания экономических явлений:
·метод сравнений и аналогий;
·учет фактора времени (краткосрочный и долгосрочный период) и др.
Характеристики экономического образа мышления:
·всесторонность;
·глубина;
·аналитичность;
·научность.
2. Экономические агенты, их интересы и потребности
Экономические агенты
Экономические агенты - субъекты (участники) экономических отношений, принимающие непосредственное участие в производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Основными экономическими агентами являются:
·домохозяйство - отдельный индивид или семья;
·фирма (предприятие) - объединение индивидов, созданное с целью совместной экономической деятельности;
·государство - совокупность органов государственной власти, выполняющих роль представителей всего общества.
Рыночные агенты - экономические субъекты, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена.
Нерыночные агенты - экономические субъекты, которые удовлетворяют свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.
Система экономических интересов
Экономические интересы - побудительные мотивы деятельности экономических агентов.
Система экономических интересов:
·общественные интересы;
·групповые интересы;
·личные интересы.
Факторы формирования экономических интересов:
·потребности экономических агентов;
·их место в системе отношений собственности;
·их место в системе общественного разделения труда.
Потребности и их виды
Потребность - выражение надобности, нужды в чем-либо, требующее удовлетворения и выступающее в качестве мотива деятельности.
Виды потребностей (1):
·по степени актуальности:
oпервичные потребности;
oвторичные потребности.
Первичные потребности - вытекают из природы человека как биологического организма и как члена социума, они включают:
·материальные потребности;
·духовные потребности;
·социальные потребности.
Материальные потребности - в пище, в одежде, в жилище, в продолжении рода, в физической деятельности, в поддержании здоровья и др.
Духовные потребности - познавательные, нравственные, эстетические, в поиске и реализации смысла жизни и др.
Социальные потребности - в труде, в общении, в социальном статусе, в одобрении, в уважении, в самовыражении и др.
Вторичные (производные) потребности - вытекают из первичных, они включают:
·производственные потребности;
·финансовые потребности.
Виды потребностей (2):
·по степени значимости:
oвысшие потребности;
oнизшие потребности.
Низшие потребности - значимы для всех людей, являются наиболее широко распространенными, они включают:
·физиологические потребности;
·потребности в безопасности.
Высшие потребности - становятся значимыми по достижении людьми определенного возраста и уровня сознания, они включают:
·потребности в дружбе, любви, общении;
·потребность в уважении;
·потребность в самореализации.
Наиболее известной иерархической классификацией потребностей является пирамида потребностей Абрахама Маслоу.
Факторы формирования потребностей:
·национальные;
·исторические;
·географические;
·природно-климатические;
·половые;
·возрастные;
·социально-групповые и др.
Закон возвышения потребностей выражает причинно-следственную связь, заключающуюся в том, что:
·потребности стимулируют развитие производства;
·развитие производства ведет к повышению уровня потребления;
·это ведет к возвышению потребностей (их количественному росту и качественному изменению);
·это снова стимулирует развитие производства и т.д.
Рис. 2.1 Возвышение потребностей
Литература