Язык: происхождение, классификация


Реферат

Язык. Происхождение языка. Классификация языков


Работу выполнила Лихатова Е.В.


Санкт-Петербург 2014


Оглавление


Введение

Глава I. Язык

Глава II. Происхождение языка

Глава III. Классификация языков

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Язык является основным предметом изучения лингвистики. Понятие языка может быть рассмотрено с двух сторон. Язык может быть индивидуальным, конкретным (английский, испанский, русский), а может быть универсальным (язык в общем смысле, который обладает универсальными свойствами, присущими всем индивидуальным языкам). Лингвистика, наука о языке, заключает в себя различные направления, которые и изучают это многостороннее понятие.

Объектом данной работы является язык. А предметом исследования - трактовки многозначного понятия «язык», происхождение и виды языков. Целью данного реферата является краткое изложение существующих исследований языка. Для достижения данной цели в работе использовались дедуктивные и индуктивные методы, с помощью которых будет проведен теоретический анализ термина «язык», происхождения языка и языковой типологии.

Данная работа будет состоять из трех глав. В первой главе будет рассмотрено теоретическое понятие «язык», под которым понимается язык вообще. Во второй главе будет изучена проблема происхождения языка. В третьей главе будут представлены различные классификации языков.


Глава I. Язык


Прежде всего, язык представляет собой знаковую систему, которая состоит из плана содержания (понятийный аспект) и плана выражения (формальный аспект). В научной литературе мы находим множество различных определений языка. Так, например, по мнению немецкого филолога В. фон Гумбольдта: «Язык есть орган, образующий мысль. Умственная деятельность - совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно - посредством звука речи материализуется и становится доступной для чувственного восприятия. Деятельность мышления и язык представляют поэтому неразрывное единство… Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык - трудно себе представить что-либо более тождественное… Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».

Ф. де Соссюр охарактеризовал язык как систему знаков, «выражающих идеи… социальный продукт речевой способности, совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц». «Язык всегда - достояние коллектива».

С прагматической точки зрения, «язык - это средство передачи мыслей, или обмена мыслями». Данное определение отражает одну из функций, присущих понятию «языка» - инструментальную.

Функций, как и определений «языка», выделяется огромное количество. В разных источниках можно найти разное количество функций. Основными следует считать следующие функции языка:

Коммуникативная: язык как средство общения, обеспечивающее передачу информации от человека к человеку. .

Когнитивная (мыслительная): язык как способ формирования и выражения мысли.

Аккумулятивная (познавательная): язык как инструмент познания мира.

Номинативная (назывная): язык как способ упорядочивания мира с помощью названия известных предметов, явлений и объектов действительности.

Волюнтативная (регулятивная, апеллятивная или призывно-побудительная): язык как способ воздействия.

Помимо рассмотренных основных функций, следует также выделить эстетическую, контактоустанавливающую (или фатическую), эмоционально-экспрессивную (эмотивную) и метаязыковую (металингвистическую) функции языка. Эстетическая функция присуща языку художественных произведений. Фатическая функция позволяет использовать язык для установления контакта с собеседником. Эмоционально-экспрессивная функция предполагает использование языка для выражения эмоций, чувств и настроения. Метаязыковая функция позволяет разъяснить средствами языка сам язык (язык как орудия объяснения всех знаковых систем).

Термин «язык» может быть рассмотрен как со структурной стороны, так и с прагматической. В первом случае, язык трактуется как система знаков. Во втором случае, авторы интерпретируют понятие языка с точки зрения его функций.


Глава II. Происхождение языка


Происхождение языка или глоттогенез является одной из наиболее занимательных и неоднозначных проблем в лингвистической науке. Учёные лингвисты уже на протяжении многих лет пытаются ответить на непростой вопрос о зарождении языка. По поводу происхождения и развития языка выдвигались различные теории.

Прежде чем перейти к научным гипотезам глоттогенеза, следует упомянуть одну ненаучную теорию появления языка, которую некоторые языковеды рассматривают как единственно неопровержимую. Это креационная теория или теория Божественного сотворения языка, согласно которой язык является «Божественным даром». Даже учёные признают, что эта теория обходит те непреодолимые препятствия, о которые разбиваются все теории возникновения языка эволюционным путем.

Тем не менее наука ищет всё новые и новые ответы на вопросы о возникновении и эволюции языка. В 1866г., спустя семь лет после выхода труда Ч.Б. Дарвина «О происхождении видов», парижское лингвистическое общество запретило исследования в области эволюции языка. Были запрещены любые споры о происхождении речи. Это произошло из-за того, что парижские лингвисты пытались избежать всякого рода домыслов, не подкрепленных убедительными доказательствами, которые могли создать почву для неразрешимых споров и разногласий. Интерес к проблеме зарождения языка еще долго вызывал их неодобрение. И лишь в 1965 году во Франции исследования эволюции языка возродились.

Научные исследователи изобретали новые теории и выдумывали свои гипотезы происхождения языка. Рассмотрим некоторые из них:

Мануалисты - утверждали, сто первым появился жестовый язык.

Оралисты - утверждали, что первым появился звуковой язык.

Теория Дарвина - утверждал о наличии в прошлом протоязыка, который был музыкальным (т.е. возник из песни).

Современная версия теории Дарвина зарубежного исследователя М. Дональда, который говорил, что первым был миметический протоязык, основанный на подражании в пении, жестах и пр.

Существуют аргументы за и против этих теорий.

Многие биологи и лингвисты из числа сторонников идеи о том, что сначала возник звуковой язык, считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения. На первый взгляд эта теория представляется логичной. Почему бы крикам приматов не стать словами и не приобрести определенные значения? Однако ученые убеждены, что звуки животных не имеют ничего общего с языком и не используются для передачи идей или понятий; они служат исключительно для выражения эмоций - точно так же, как у людей этой цели служат плач, смех, крики и т. д.

Например, у обезьян вокализации непроизвольные и обычно связаны с возбуждением. Им трудно их сдерживать. Обезьяна издаёт пищевые крики, когда находит еду, хотя и не хочет привлекать внимание. Другие обезьяны, слыша этот радостный крик, идут и едят вместе с ней, хотя она их не звала. Также у них нет произвольной регуляции дыхания. Они издают крики на вдохе и на выдохе, в то время как человек говорит только на выдохе. Обезьяны и другие животные физически не могут говорить на звуковом языке (в случае обезьян из-за большой челюсти). С одной стороны сейчас звуковой язык основной. И коммуникационные системы обезьян звуковые, а с другой их звуковые системы не несут в себе практических целей.

Почти все животные способны передавать эмоции с помощью набора различных звуков - лая, рычания, шипения, щебетания, кудахтанья и т.п., но этими шумами они выражают свои чувства, а не мысли. Зоологи полагают, что животные не контролируют звуковое выражение своих эмоций. Вдобавок, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, мала.

Сторонники идеи об эволюционировании языка от языка жестов предполагают, что, по мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу. Поначалу они не стремились донести до других какие-либо идеи; человек просто производил некоторое действие, другой видел это и затем повторял его. Например, один человек пытается сдвинуть с места какой-либо предмет, но сам не в силах сделать это; другой видит эти усилия и приходит ему на помощь. В итоге человек понял, что для того чтобы ему помогли переместить что-либо, достаточно жеста, изображающего толкание. По мнению приверженцев этой теории, когда люди начали использовать жесты, ассоциирующиеся с каким-либо действием, не в процессе этого действия, а для передачи информации другим людям, знаки из средства «случайной» коммуникации превратились в форму настоящего осмысленного общения.

Мимика и жесты шимпанзе и других обезьян, по существу, главный довод, приводимый сторонниками теории жестов в поддержку идеи постепенного зарождения языка в процессе прибавления звуков к жестам. Каждый, кто наблюдал за поведением группы шимпанзе, согласится с тем, что эти обезьяны общаются друг с другом с помощью мимики и жестов. Весь этот набор понятен не только шимпанзе (которым адресована коммуникация), но также гориллам и многим другим видам приматов.

Серьезнейшие недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам.

Еще одно непреодолимое препятствие для теории языка жестов как первичной формы коммуникации - проблема появления синтаксиса. Люди могли придумать знаки и слова для обозначения простых предметов и действий, но как люди изобрели синтаксис? Синтаксис - это настолько сложная система, что люди не смогли бы «открыть» ее случайно.

Некоторые ученые считают, что язык появился у людей внезапно, без видимых предпосылок к его зарождению. Они полагают, что язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас. Приверженцы теории внезапного появления языка утверждают, что люди приобрели дар речи в результате мутации или случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.

Согласно этой теории, язык и все необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система. Между тем язык представляет собой сложную логическую систему, высочайший уровень организации которой просто не позволяет поверить в ее случайное возникновение.

Теорий возникновения и эволюции языка в научной литературе представлено несколько, и каждая из них подвергается критике. Несомненным является тот факт, что звуковой язык как сложная система присущ только человеку. Вторая сигнальная система, отсутствующая у других видов живых существ, даёт нам биологическую способность говорить (Language Faculty).


Глава III. Классификация языков


По данным одного из наиболее авторитетных англоязычных сайтов, посвящённых изучению языков мира, в настоящее время на земле насчитывается 7106 языков. Сюда входят только живые языки. Как отмечают некоторые исследователи, языков может быть выделено намного больше. Это зависит от того, как проводить границу между языком и диалектом. Чтобы изучить такое многообразие языков, следует подвергнуть их обработке и классификации.

Классификации языков могут базироваться на различных принципах. Следует выделить две наиболее часто используемые в научной литературе классификации. А именно генеалогическую (или генетическую) и морфологическую (или типологическую).

«Генетическая классификация - это классификация языков по признаку наличия или отсутствия у них ближайшего общего предка». Генеалогическая классификация строится по принципу родства, при помощи нахождения общего происхождения. «Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода» и существует в виде единой схемы.

Схема включает в себя наличие следующих разрядов:

языковые семьи - генетические языковые объединения, имеющие общего предка (праязык); примером такого объединения может служить семья индоевропейских языков, где общий предок - индоевропейский язык, распался примерно 6-7 тыс. лет назад;

изолированные языки (или изоляты) - одноязыковые семьи (примером может служить баскский язык);

неклассифицированные языки - малоизученные языки, которые в силу нехватки достаточных данных о них, невозможно отнести к какой-либо языковой группе.

В настоящее время некоторые ученые выделяют также так называемые макросемьи (когда некоторых языковых семей находится общий предок). Существование большинства выделяемых макросемей подвергается сомнению. Единственными макросемьями, которые имеют достаточно обоснованные теории своего существования, являются ностратическая (в неё входят индоевропейская, алтайская, уральская и др. семьи) и афразийская макросемьи. Иногда эти две макросемьи объединяют в одну макросемью.

При построении единой классификации языков, основанной на генетическом принципе, ученые сталкиваются с некоторыми трудностями в разграничении истинно родных языков от тех, которые «породнились» в ходе их исторического развития. «Языковые изменения, как известно, в языке происходят, во-первых, в ходе так называемой вертикальной передачи, вертикальной трансмиссии от старшего поколения к младшему и, во-вторых, что очень важно, в ходе горизонтальной передачи - передачи элементов из одного языка в другой в ходе межъязыковых контактов». Т.к. язык не существует в изоляции, а очень часто подвержен изменениям извне, появляется огромное количество различного рода заимствований. Из-за такого влияния одних языков на другие историческим лингвистам (компаративистам) порой тяжело отличить языковую семью от языкового союза, образовавшегося в процессе взаимодействия языков. Хрестоматийными примерами следует считать такие пары языков, как китайский и японский, в котором присутствует огромный процент китайской лексики, и французский и английский (80% лексики английского языка представляет собой заимствования из французского).

«Типологическая классификация языков возникла позднее попыток генеалогической классификации и исходила из иных предпосылок». В противоположность генеалогической классификации, морфологическая классификация основана на сходстве и различии языковой структуры. Она строится на формальном аспекте. В создании данной классификации участвовали такие лингвисты, как А. Шлегель, Х. Штейнталь, В. Гумбольдт, А. Шлейхер и американский лингвист Э. Сепир.

В морфологической классификации выделяются 4 типа языков: корневые, флективные, агглютинативные и инкорпорирующие.

Корневые (аморфные, изолирующие или корнеизолирующие) языки - языки, для которых характерно полное или почти полное отсутствие словоизменения. В таких языках очень большую грамматическую значимость несет порядок слов. К данной группе относят такие языки, как китайский, вьетнамский, дунганский, мыонг. Также считается, что английский язык развивается в данном направлении.

Флективные (или фузионные) языки представляют собой языки, для которых характерна развитая система словоизменения. Им присуща способность передавать целый комплекс грамматических значений одним показателем. Например, в слове «домаокончание «а» передает значение рода (мужского), числа (множественного) и падежа (именительного). К данной группе следует отнести славянские, балтийские, италийские и некоторые из индийских и иранских языков.

Агглютинативные (или агглютинирующие) языки - это языки, в которых также представлена развитая система словоизменения, но в отличие от флективных языков, в языках агглютинативного типа каждое грамматическое значение имеет свой собственный показатель. примером может служить коми-пермяцкое слово «син» (глаз). В творительном падеже множественного числа оно выглядит как «синнэзoн», где морфема «нэз» является показателем множественного числа, а морфема «oн» - показателем творительного падежа. В данном примере мы видим, что морфемы, которые образуют грамматическую форму слова, присоединяются за корнем. Такая агглютинация называется постфигирующей. Также агглютинация может быть префигирующей, когда морфемы присоединяются перед корнем. Возможна двусторонняя агглютинация, когда некоторые морфемы присоединяются перед корнем, а другие, соответственно, после.

Инкорпорирующие или полисинтетические языки - языки, для которых характерно объединение целого предложения в одно большое сложное слово. Грамматические показатели в таких языках оформляют не отдельные слова, но все слово-предложение в целом. В языках инкорпорирующего типа любое предложение представлено в виде сложного слова. В данной группе языков граница между словообразованием и синтаксисом стирается.

Очевидно, что классификация, свободная от недостатков традиционной морфологической классификации языков «(нечёткость основных понятий, неразграничение разнотипных классификационных критериев, неразработанность представлений о необходимых и достаточных критериях, несоответствие конкретным языковым структурам) и включающая также фонологические, синтаксические, семантические характеристики структуры языка, в настоящее время ещё не может быть создана». Следует понимать, что нельзя в полной мере отнести язык к какому-то одному конкретному типу. В нем могут присутствовать черты нескольких типов, он может переходить из одной группы в другую в ходе эволюции. Важно понимать, что тот или иной язык относится к какой-либо группе по своим превалирующим характеристикам.

Помимо двух представленных классификаций, не лишним будет упомянуть и другие. язык глоттогенез агглютинативный

Во-первых, языки можно разделить еще по одному грамматическому признаку - синтаксическому, на два класса:

синтетические языки - языки, в которых синтаксические роли слов определяются развитой системой флексий и аффиксов (русский язык);

аналитические языки - языки, где синтаксические роли слов определяются служебными словами (частицами и предлогами) и порядком слов (английский язык).

Следует сказать, что языки могут быть естественными (собственно, которые представлены в генеалогической классификации) и искусственно созданными (или сконструированными). Ко второму классу относится один из самых знаменитых искусственно созданных языков - эсперанто. Выделяется также класс вымышленных языков. Отличие вымышленных языков от искусственных заключается в цели их создания. Искусственные языки придумывают для реальной коммуникации. Обычно такие языки действительно изучаются и используются в определённых кругах. Вымышленные языки - это языки из художественной литературы или других художественных произведений, придуманные авторами для создания языков несуществующих миров. Примерами таких языков из литературы могут служить Эльфийские и другие языки Средиземноморья, выдуманные Толкином. Также к вымышленным языкам следует отнести язык На'ви из кинофильма «Аватар» Джеймса Кэмерона, где для выдуманного языка даже имеется свой словарь. Если искусственные языки несут в себе исключительно практические цели, то вымышленные языки создаются с эстетической целью.

К естественным языкам, которые не входят в генеалогическую классификацию, также следует отнести контактные языки (пиджины, креолы и различные смешанные языки). Контактные языки обычно создаются на основе нескольких языков естественным путем в результате коммуникации людей, этнических групп, говорящих на разных языках. Примером может служить Spanglish, появившийся на основе английского и испанского.

В научных трудах можно найти огромное количество классификаций, построенных на различных аспектах. Представленный здесь список далеко не исчерпывающий.


Заключение


В данном реферате было рассмотрено наиболее распространенные определения «языка» и его функции. Несмотря на то что исследований по данной теме огромное количество, ученые так и не пришли к единому мнению по поводу интерпретации понятия языка. Разные лингвисты выделяют различные аспекты языка в своих определениях. Одни рассматривают язык со структурной точки зрения, другие предпочитают трактовать термин «язык» с позиции прагматики.

Как и определение, функции языка также не оставляют умы исследователей по сей день. К основным открытым и закреплённым в научной литературе ещё в 19 веке функциям языка, более современные учёные продолжают добавлять новые, более факультативные функции языка.

Происхождение языка является одной из нераскрытых загадок лингвистики. Существует множество теорий возникновения языка, близких к биологическим теориям появления человека. Однако все эти теории являют собой скорее гипотезы, которые не всегда выдерживают критику или не имеют под собой никаких доказательств. Единственная теория, которая представляется языковедам наиболее логичной и не опровержимой, не является научной. Креационная теория всегда находилась больше вне области научного познания.

Классификаций языков в научной литературе представлено огромное количество. Разнообразие признаков, на которых базируются различные деления языков мира на группы, не уступает разнообразию ныне живущих языков на планете.

Цель данного реферата была выполнена, все основные положения были рассмотрены и обобщены.


Список используемой литературы


Журинская М.А. Морфологическая классификация языков. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М.: изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1962. - 384 с.

Климов. Г.А. Генеалогическая классификация языков // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М: Высш. шк., 1987. - 272 с.

Мусорин А.Ю. Основы науки о языке. Издание 2-е, дополненное. - Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 2004. - 196 с.

Норман Б. Язык как система знаков // Газета «Русский язык». №42, 2001.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспент Пресс, 1996. - 536 с.

Старостин Г. Как создается единая классификация языков мира. Опубликованные лекции от 16.12.2010. URL: #"justify">Фефилов А.И. Базовые концептуальный определения языка. URL: #"justify">Интернет-ресурсы:: #"justify">Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.


Теги: Язык: происхождение, классификация  Реферат  Английский
Просмотров: 3211
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Язык: происхождение, классификация
Назад