Факторинг и форфейтинг

Оглавление 

Введение. 3

1 Теоретические основы источников финансирования: факторинги форфейтинг. 4

1.1 Экономическая сущность и виды факторинга. 4

1.2 Особенности и виды форфейтинга. 10

1.3 Правовая основа факториноговых и форфейтинговых операций. 15

2. Факторинг и форфейтинг в Российской Федерации. 20

2.1 Рынок факторинговых и форфейтинговых услуг в России. 20

2.2 Преимущества и недостатки факторинговых и форфейтинговых операций  30

2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России  34

Заключение. 40

Список используемой литературы.. 41

Приложение 1. 43

Приложение 2. 44

Приложение 3. 45

Приложение 4. 46

Введение

Процессы, происходящие в мировой экономике в настоящее время, - усиление инфляционных тенденций, возрастание общей экономической нестабильности, проблемы неплатежей, в том числе при расчетах коммерческими векселями, приводят к увеличению экономических рисков при осуществлении расчетов между субъектами хозяйствования, что вызывает необходимость использования как для предприятий, банков, так и для экономики в целом факторинговыхи форфейтинговых операций.

Факторинг и форфейтинг как формы кредитования внешнеторговых операций теоретически в России известны давно, но длительное время были доступны ограниченному числу «пользователей». Поэтому развитие данных видов услуг делает особенно актуальным рассмотрение сущности этих внешнеторговых форм кредитования. Кроме того, операции факторинга и форфейтирование в РФ имеет целый ряд особенностей, что обусловлено как спецификой национального законодательства, так и чисто рыночными факторами. Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение факторинговых и форфейтинговых операций в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть экономическую сущность и виды факторинга и форфейтинга;

- изучить правовое регулирование факториноговых и форфейтинговых операций в России;

- проанализировать рынок факторинговых и форфейтинговых услуг в России, а также рассмотреть проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России.

Объектом исследования в курсовой работе являются факторинг и форфейтинг, предметом – рынок данных услуг в России и проблемы его развития на современном этапе.

1 Теоретические основы источников финансирования:   факторинг и форфейтинг

1.1 Экономическая сущность и виды факторинга

Факторинг - одна из древнейших форм торгового финансирования. Отдельные его виды применялись торговцами еще в эпоху царя Хаммурапи (II тыс. до н. э.). Однако активное становление факторинга началось в XIX веке в Англии и было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности.В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции и факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

Слово «фактор» происходит от латинского глагола facio – «тот, кто делает». Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибьютора товаров.

Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись так называемыми «агентами делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля. Большие расстояния между населенными пунктами в Америке и различия в законодательствах разных штатов привели к тому, что эти же компании предоставляли свои услуги и местным производителям, а именно гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции [13, c. 25].

В Европе факторинг обрел «второе дыхание» в 50-х годах XX века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, на многих товарных рынках заметно возросла роль покупателей, которые стали, по сути, диктовать продавцам основные условия торговых сделок и настаивать на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, эти же покупатели часто испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю, а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками [13, c. 25].

Сегодня на рынке работают около тысячи компаний, расположенных на всех континентах и во всех странах мира. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). Феноменальные темпы роста в 1998 - 2003 гг. продемонстрировали страны Восточной Европы (434%), что особенно показательно при крайне малых объемах факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода.

В России, в отличие от зарубежных стран, факторинговый рынок в настоящее время развит достаточно слабо. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу составляют более 5% ВВП (в Великобритании и Италии - 10%), в Восточной Европе - 1,5 - 2% ВВП, то в России - менее 0,1%. Отчасти это связано с тем, что лишь 5 из 20 лет истории существования факторинга в России можно считать годами реального развития рынка [13, c. 26].

Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки [7, c. 208].

По своей сути, факторинг является альтернативной формой кредитования на пополнение оборотных средств, но в отличие от кредитования, факторинг не требует залога и оформления большого комплекта документов. Оказывая услуги по договору факторинга, банк сам управляет дебиторской задолженностью, освобождая клиента от кропотливой аналитической работы. При проведении операции факторинга банк работает исключительно с клиентом (поставщиком), при этом взаимодействие с дебиторами (покупателями) ограничивается только их уведомлением об изменении реквизитов для оплаты выставленных счетов. Само уступаемое требование также носит характер кредитных отношений, так как всегда связано с отсрочкой (рассрочкой платежа), предоставленной клиентом своему должнику [7, c. 209].

Факторинг, по сравнению с другими формами кредитования имеет свои особенности, преимущества и отличия, так как они  имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков.

Важным отличием факторинга, кредита и овердрафта  является то, что как кредит, так и овердрафт ориентированы на успехи компании в прошлом, то есть на активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах. Даже если продажи вырастут в несколько раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга [12, c. 22].

Так же при факторинговом обслуживании преимуществом является то, что не требуется обеспечение и оформление множества документов. Кредит требует его возврата поставщиком в определенный срок, а  для этого часто необходимо прилагать серьезные усилия по аккумулированию денежных средств.

Факторинг подразумевает финансирование на реальный срок товарного кредита, возврат которого осуществляется покупателями. Кроме того, поставщик имеет возможность непосредственно следить за финансированием, платежами покупателей, состоянием просроченной задолженности с помощью отчетов, предоставляемых ему банком. При получении от банка финансирования в рамках факторинга объемы кредиторской задолженности клиента не возрастают.

Оставаясь «чистым» от долгов, предприятие при необходимости может смело претендовать на дополнительное финансирование, например, в форме кредитной линии или овердрафта. Оборудование, товары, запасы сырья и прочие активы сохраняют функцию потенциального залога для обеспечения этих кредитов [12, c. 23].

Положительные стороны факторинга как инструмента финансового менеджмента для российских предприятий представлены на рисунке 1.

Положительные стороны факторинга

Рост и повышение

Трансформация

Получение скидки при немедленной

оплате всех

поставщиков

Улучшение

расчетов

Экономия

оборотного

капитала

Совершенствование финансового планирования

Рост

доходов

Расширение

объемов

Независимость от сроков платежей дебиторов

Рисунок 1 – Положительные стороны факторинга [8, c. 117]

Таким образом, положительные стороны факторинга заключаются в следующем [15, c. 46]:

- факторинг эффективно помогает расширению экспортных операций;

- появляется  возможность привлечь новых покупателей и предложить им льготные условия покупки;

- возможность закупить товары у своих поставщиков по бо­лее низким ценам из-за отказа отсрочки платежа с их стороны;

- превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой: не придется ждать клиенту оплаты товара покупателем - как только осуществляет по­ставку, клиент получает большую суммы платежа;

- факторинг выступает важной предпосылкой обеспечения финансовой устойчивости предприятий;

- факторинг существенно усиливает взаимную ответственность сторон- клиента и финансового агента;

- факторинг способствует ликвидации кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования «под свою компанию»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент;

- факторинг является существенным элементом в системе страхования бизнеса, так как в его орбиту входят инкассирование дебиторской задолженности поставщика, предоставление гарантий от кредитных рисков, от возникновения сомнительных долгов;

- весьма перспективной областью использования факторинга выступают малые и средние предприятия, испытывающие нехватку денежных средств не только из-за несвоевременного возврата долгов дебиторами, но и проблем, обусловленных способностями производственного цикла. К этому же собственные ресурсы малого бизнеса крайне ограничены;

- использование факторинга позволяет клиенту отказаться от банковского кредита - и ему уже не потребуется никакого обеспечения, а следовательно, он перестанет нести все расходы, связанные с оформлением креди­та, и он уже не будет переплачивать за поль­зование средствами банка, т.к. при кредито­вании он вынужден закладывать в срок кре­дита время на закупку сырья и производство товара.

Существует большое количество разновидностей факторинговых операций, которые делятся по различным критериям.

1) Риски: в зависимости от объема рисков передаваемых фактору:

- факторинг с регрессом, регрессивный факторинг (recoursefactoring) - вид факторинга при котором фактор, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика.

- факторинг без регресса, безрегрессный факторинг факторинг (nonrecoursefactoring) - вид факторинга, при котором фактор предоставляет клиенту услуги по финансированию, страхованию кредитных рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки.

2) География: в зависимости от страны нахождения участников торговой сделки:

- внутренний факторинг (domesticfactoring) - вид финансирования торговой операции, при котором стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны;

- международный факторинг, внешний факторинг (internationalfactoring) - вид финансирования торговой операции, при котором поставщик и покупатель являются резидентами разных государств.

3) Публичность: в зависимости от информирования покупателя об участие фактора в сделке:

- открытый факторинг (disclosedfactoring) - разновидность факторинга при которой покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки;

- закрытый факторинг (undisclosedfactoring) - разновидность фактоинга при которой покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.

- реверсивный факторинг - разновидность факторинга ориентированная на финансирование закупок покупателя, однако стороной по договору в рамках продукта все равно выступает поставщик [11, c. 93].

В приложении 1 показана схема факторинговой сделки.

1.2 Особенности и виды форфейтинга

Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок [14, c. 12].

По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие африканские, азиатские, а также латиноамериканские страны стали более активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели все труднее предоставляли кредиты за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок. Основные европейские финансовые институты приняли на себя обязательства по оплате за произведенные поставки и предоставили необходимое финансирование западным экспортерам.

Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций «а-форфе» стали создаваться также специализированные институты. В настоящее время значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована в Великобритании, Швейцарии и Германии.

Истоки форфейтинга в России относятся к началу 60-х годов XX столетия в то время, когда экономики стран Восточной Центральной Европы стали испытывать потребность в западных товарах и технологиях и при этом не имели достаточного объема твердой валюты, чтобы поддерживать такой импорт. Производители, расположенные на Западе, особенно в Западной Германии, с нетерпением ждали расширения своих рынков на так называемый коммунистический блок. Они были готовы предоставлять финансирование на период до пяти лет под импорт средств производства в эти страны. Интересно, что во времена СССР внешнеторговые контракты проводились с помощью форфейтинговой схемы очень часто [14, c. 13].

В настоящее время форфейтингового рынка как такового в Российской Федерации нет, поскольку банки пока не имеют желания и опыта работать по схемам форфейтинга, особенно в случае среднесрочных рисков. Более того, банки и не могут выступать в роли форфейторов, поскольку существует ряд законодательных ограничений. Тем не менее, банки серьезно подходят к данному виду деятельности, и некоторые из них ведут большую работу в данном направлении. Основные игроки - LondonForfaitingCompany, имеющая представительство в Москве, германский банк WestLB, у которого в России есть дочерний банк - «ВестЛБ Восток» и Промсвязьбанк, который вступил в МФА Международная Форфейтинговая Ассоциация основана в 1999 г и к настоящему времени объединяет более 140 членов, большинство из которых являются крупнейшими мировыми банками. Задача МФА - содействие в унификации международных правил проведения форфейтинговых операций и создание благоприятной информационной среды для участников внешнеторговых сделок.

Форфейтинг (от франц. a forfai - целиком, общей суммой) - покупка форфейтером у экспортера денежных требований к импортеру (дисконтирование), как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг без права обратного требования (регресса) к экспортеру. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой[10, c. 74].

Выкупаемое долговое обязательство импортера обычно оформляется в тех видах обязательств, которые регулируются международными нормативными документами, и которые несут в себе полное, безусловное, безотзывное и полностью переводимое обязательство с подтверждением банка или государственной структуры в стране импортера.

Обязательство является безусловным и безрегрессным, что означает, во-первых, что оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара, а во-вторых, безрегрессность означает невозможность для форфейтера обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. При этом на форфейтера переходят все риски сделки - страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке. Ставка дисконта фактически отражает стоимость заимствования для покупателя и его страны на международном финансовом рынке [10, c. 75].

Форфейтинг интересен всем, но ориентирован в основном на импортера. Экспортер заинтересован сбыть свой товар, работу или услугу, импортер заинтересован приобрести товар, работу или услугу в рассрочку. Кроме того, в современной конкурентной ситуации импортер из страны «развивающегося» рынка предпочтет иметь дело с поставщиком, предлагающим более простую и удобную для импортера схему финансирования.

Банк импортера, выступая гарантом платежа (либо эмитентом аккредитива), получает за это соответствующее вознаграждение, в чем и состоит его интерес. Банк экспортера обычно осуществляет предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке [10, c. 75].

Механизм форфейтинговых операций представлен в приложении 2.

Форфейтинг интересен тем российским предприятиям, которые занимаются импортом и получают от продавца торговые кредиты. Экспортер, продавая обязательства покупателя банку импортера (форфейтеру), получает деньги за свою продукцию сразу, направляет их на развитие бизнеса, а импортер в дальнейшем рассчитывается с форфейтером. Форфейтинг применяется практически эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций.

Наиболее привлекательные в плане торгового финансирования отрасли - это медицина и фармацевтика, строительство, деревообработка, полиграфия, горнодобывающая отрасль и сельскохозяйственное производство, услуги инвестиционного (капитального назначения и сфера информационных технологий. То есть в первую очередь те отрасли, которые требуют перевооружения, обновления основных средств. Что касается проектов, то наибольшая вероятность финансирования у тех, которые имеют объективные предпосылки для практической реализации.

Срок финансирования, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтора, составляет не менее 6 месяцев, а максимальный - до 11 лет (чаще всего - 3-7 лет). Как правило, суммы форфейтинговых контрактов не опускаются ниже 100 тыс. долларов [9, c. 86].

Таким образом, механизм форфейтинга используется в двух видах сделок[9, c. 88]:

- в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

- в экспортно-импортных сделках - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит российскому импортеру.

К числу инструментов форфейтирования принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Но не все из этих инструментов в равной степени применимы в России сегодня.

Наиболее удобным и эффективным инструментом форфейтирования за рубежом считается вексель: для банка импортера нет необходимости выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток импортера найти ничтожные расхождения в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.

В России же сделки и совершаются, то и с векселями, и с аккредитивами. Аккредитив, как известно, - это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

В приложении 3 приведена сравнительная характеристика факториноговых и форфейтинговыхопераций.

1.3 Правовая основа факториноговых и форфейтинговыхопераций

На сегодняшний день в Россиик факторингу применимы нормы следующих актов: Конвенция УНИДРУА по международным факторным операциям, Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, которые регулируют факторинговые операции.

Регулирует соглашения о факторинге, а также уступку дебиторской задолженности, обязанности и права сторон конвенция УНИДРУА. В конвенции формулируется единообразные правила  необходимые для обеспечения  правовой основы, способствующей развитию международного факторинга, и соблюдение баланса интересов всех участников сделки факторинга.

Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом»[1].

Иными словами, фактические долги (денежные требования) могут быть проданы кредитором определенному лицу, обладающему свободными денежными средствами (финансовому агенту), который обязуется выплатить клиенту (кредитору) причитающийся ему долг третьего лица, за вычетом собственных интересов и комиссии. А когда наступит срок платежа по указанным суммам, финансовый агент взыщет их с должника. Комиссия факторинговой компании обычно складывается из нескольких составляющих - комиссия за сервис, процент за деньги, комиссия за кредитный риск и регистрацию поставки.

Закон различает два вида денежных требований, которые могут быть предметом уступки: срок платежа по которым уже наступил, то есть реально существующая задолженность, и платежные обязательства, срок платежа по которым еще не наступил (будущие требования).

Предмет договора факторинга - это денежное требование, которое уступается, в целях получения финансирования (статья 826 ГК РФ). Это может быть как уже существующее требование, так и будущее требование. В первом случае речь идет о задолженности перед клиентом,  отраженной в его документах по бухгалтерской отчетности (дебиторская задолженность). Более предпочтительным и ценным, несомненно, с экономической точки зрения является уже существующее требование[1].

По договоруфакторинга клиента основная обязанность – уступка денежного требования, в результате которой происходит перемена лиц в обязательстве и место кредитора (клиента) занимает финансовый агент. По договору факторинга основной обязанностью фактора (финансового агента) является оплата уступленного  ему требования. Такая оплата может производиться как в безналичном порядке так и, наличными, частями или единовременно. Возможно также предоставление клиенту кредита, обеспеченного будущей уступкой права требования.

Финансовый агент и клиент являются непосредственными участниками договора факторинга, но факторинговые операции были бы невозможны без участия третьего лица (должника). Следовательно, можно говорить, что эти операции – трехсторонние.

По своей правовой природе факторинг очень схож с цессией. Но есть некоторые различия. По договору цессии можно уступить только существующее требование, а по договору факторинга можно получить финансирование и под уступку будущего требования. Договором факторинга могут быть предусмотрены обязательства финансового агента по оказанию дополнительных услуг (например, консультационных), а договором цессии - нет. При факторинге последующая уступка денежного требования финансовым агентом возможна, если это прямо предусмотрено в договоре. А при цессии уступаемое право требования может быть уступлено цессионарием другому лицу вне зависимости от того, содержится условие о последующей уступке права требования в договоре цессии или нет. Факторинг - это длящееся финансирование клиента. А цессия - разовая сделка.

В конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Conventionon International Factoring) под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым[3]:

1. Поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.

2. Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

- финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

- ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

- предъявление к оплате денежных требований;

- защита от неплатежеспособности должников.

3. Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.

Конвенция о международном факторинге подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.

Что касается правового регулирования форфейтинга в РФ, то, как известно, к числу инструментов форфейтирования принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Но не все из этих инструментов в равной степени применимы в России сегодня. Наиболее удобным и эффективным инструментом форфейтирования за рубежом считается вексель: для банка импортера нет необходимости выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток импортера найти ничтожные расхождения в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.

В России же сделки и совершаются, то и с векселями, и с аккредитивами. Аккредитив, как известно, - это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

Сложность валютного и таможенного регулирования трансграничного оборота внешних ценных бумаг в Российской Федерации (да привычка отнесения векселя к ценным бумагам, не смотря на то, что он используется и как расчетное средство) Статьей 143 (ч. 1) ГК РФ вексель относится в РФ к ценным бумагам, что в соответствии с ТК РФ и Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» осложняет использование векселя во внешнеторговых расчетах (резервирование и использование спецсчетов, необходимость таможенного оформления при вывозе/ввозе векселей). Зарубежная практика, как правило, исключает вексель из общего ряда ценных бумаг в силу признания основного предназначения векселя - средства кредитования при осуществлении внешнеторговых (да и вообще торговых) операций[1].

Местом заключения форфейтинговой сделки и осуществления операций с ценными бумагами могут быть фондовая биржа, торговая система или иная торговая площадка, внебиржевой  рынок.

Нормативно-правовой базой операций с ценными бумагами фондового рынка (в том числе и форфейтинговые сделки) являются федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, и нормативные акты Федеральной комиссии по ценным бумагам. Основными из них являются:

1. ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2. ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

3. ФЗ «О Центральном банке РФ;

4. ФЗ «О защите прав инвесторов»;

5. ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле»;

6. ФЗ «Об акционерных обществах»;

7. ФЗ «О государственном внутреннем долге в РФ»;

8. Гражданский кодекс РФ (Ч.1 и Ч.2) и др.

Однако, главной правовой основой является Федеральный Закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О рынке ценных бумаг». В данном Федеральном Законе подробно описываются правила осуществления операций с ценными бумагами на рынке.

2. Факторинг и форфейтинг в Российской Федерации

2.1 Рынок факторинговых и форфейтинговых услуг в России

Объем рынка факторинга в России по итогам первого полугодия 2012 года составил рекордные 360 млрд. руб., а темпы прироста рынка достигли 80% относительно аналогичного периода прошлого (рисунок 2).

Рисунок 2 - Темп прироста рынка факторинга в первом полугодии 2012 года, млрд. руб.

Отчасти столь высокие темпы прироста рынка были связаны с эффектом низкой базы – в первом полугодии 2011 года рынок ещё восстанавливался до предкризисного уровня. Давление избыточной ликвидности в 2011 - начале 2012 года повлекло ужесточение ценовой конкуренции и смягчение риск-менеджмента. Факторы стали наращивать портфели рисками, которые раньше они были не готовы брать. Именно этим отчасти вызваны столь высокие темпы прироста рынка. При этом у многих Факторов отсутствует адекватная оценка рисковых премий, которая должна быть заложена в ставки [21].

Эксперты считают, что в отличие от западных практик, где клиент знает, сколько стоит финансирование, сколько сервис, а сколько защита от риска неоплаты, на российском рынке превалирует банковский подход, где все смешано в единую годовую ставку в тарификации. Это издержки юности рынка, недостаточного знания клиентами, что представляет собой данная услуга, и того, что российские игроки уделяют мало времени изучению зарубежных практик.

Основными игроками рынка факторинга остаются банки (около 70% рынка по объемам уступленных требований в первом полугодии). При этом на банковском рынке есть признаки умеренного дефицита ликвидности (средний остаток денежных средств кредитных организаций на депозитах в ЦБ РФ в сентябре снизился почти в 2,5 раза по сравнению с июлем). Снижение уровня ликвидности в экономике сделает политику банков и специализированных Факторов в отношении предоставления факторинга более осмотрительной [21].

Снижение уровня ликвидности во всей российской экономике вероятно при дальнейшем ухудшении ситуации в мировой экономике. При этом конкурентное преимущество получают Факторы, имеющие доступ к источникам дополнительной ликвидности.

Россия по результатам 2011 года, по данным FactorChain International, заняла в 25 место по объему рынка факторинга, опустившись на одну строчку по сравнению с 2010 годом. Сводные данные представлены в приложении 2.

В 2011 году многие Факторы с целью привлечения клиентов заявляли о запуске новых продуктов. В настоящий момент можно наблюдать, как многие факторы, потерявшие возможность демпинговать рынок, декларируют запуск новых продуктов. Однако понимание сущности факторинговых сделок у многих из них отсутствует.

Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в первом полугодии 2012 года показал ООО ВТБ факторинг и ГПБ (ОАО) (совместно с ООО «ГПБ-факторинг»). Те Факторы, которые показали прирост объемов уступленных требований существенно выше рынка, пошли либо по пути принятия повышенных рисков, либо – ценовой конкуренции, либо нарастили региональный портфель (низкая конкуренция в регионах позволяет нарастить высокомаржинальный портфель не в ущерб его качеству).

Первое место оставил за собой Промсвязьбанк, но в случае объединения бизнеса ВТБ факторинг и Транскредитфакторинг уже в 2013 году возможна смена лидера рынка [21].

По итогам первого полугодия 2012 года Промсвязьбанк показал существенно меньшие темпы прироста объемов уступленных требований, нежели среднерыночные 80%. В результате доля лидера рынка сократилась на 8 п.п. и составила 20% (по объему уступленных требований), что и показано на рисунке 3. Доля ООО ВТБ факторинг в первом полугодии 2012 года достигла 11,4%[21].

Рисунок 3 - Доля лидера рынка по объему уступленных требований, по итогам первого полугодия 2012 года

Законодательные нововведения, призванные оградить алкогольный рынок от «серых» схем, привели к потере этого рынка для факторинга. Одна из норм обновленного в середине 2011 года закона «О регулировании алкогольного рынка» запрещает использовать факторинг для оплаты поставок. По итогам первого полугодия 2012 года наибольшая доля оптовой торговли алкогольными напитками в отраслевой структуре объемов уступленных требований у РФК (18,0%) и ООО«Факторинг ДВ» (14,8%). Поэтому, именно эти Факторы могут сильнее остальных потерять от законодательных нововведений. В абсолютных значениях наиболее высокий объем уступленных требований предприятий оптовой торговли приходится на ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «АЛЬФА-БАНК»и ООО«БСЖВ Факторинг» [21].

Резкое снижение объемов малого и среднего бизнеса в структуре сделок по объему бизнеса клиентов в первом полугодии 2010 года связано с активной фазой кризиса – в первую очередь Факторы сократили сотрудничество с малым и средним бизнесом, что показано на рисунке 4.

Рисунок 4 - Структура сделок по объему бизнеса клиентов за период с 1 полугодия 2010 по 1 полугодие 2012 гг.

В первом полугодии 2011 года наблюдалось снижение доли представителей крупного бизнеса в структуре сделок из-за изменения критериев отнесения к крупному бизнесу. Рост доли крупного бизнеса в первом полугодии 2012 года связан с переходом на факторинг нескольких крупных клиентов, а такая волатильность свидетельствует о молодости рынка.

Небольшое сокращение доли оптовой торговли в структуре сделок в первой половине 2012 года, как показано на рисунке 5, по оценкам «Эксперта РА» продолжится во втором полугодии 2012 года вследствие законодательного исключения Факторов из расчетов за алкогольные напитки (данный сегмент учтен в составе оптовой торговли). Доля оптовой торговли из-за этого, по прогнозам «Эксперта РА» сократится до 60% рынка [21].

Памятуя о проблемах клиентов строительной отрасли, с которыми столкнулись Факторы во время кризиса, они не стремятся наращивать портфель в сегменте строительства. Лидером рынка факторинга в сфере строительства является ОАО «АЛЬФА-БАНК».

Рисунок 5 - Темпы роста Фактора по отраслям в первом полугодии 2012 года

Как и прогнозировалось экспертами, доля безрегрессного факторинга в первом полугодии 2012 года существенно выросла, это показано на рисунке 6.

Рисунок 6 - Доля безрегрессного факторинга в первом полугодии 2012 года

Лидером в сегменте безрегрессного факторинга по объемам уступленных требований остается БСЖВ-факторинг, а на второе место вышел ГПБ за счет одного крупного клиента. Эти данные можно увидеть в таблице 2. Существенный рост безрегрессного факторинга пока происходит за счет крупных точечных сделок. По числу обслуженных клиентов традиционно лидерство за собой сохраняет группа НФК, на втором месте АКБ «Металлинвестбанк». Эксперты прогнозируют, что основной тенденцией этого года станет увеличение доли безрегрессного факторинга. В ближайшие несколько лет, вполне вероятно, по объемным показателям этот продукт сравняется с регрессным факторингом[21].

Что касается форфейтинговых операций, то до сегодняшнего дня форфейтинг в России не получил широкого распространения в виду того, что финансовые операции такого рода стали известны представителям российского бизнеса совсем недавно. Западные компании уже достаточно давно пользуются данной услугой, которая представляет собой финансовые операции, связанные с продажами в кредит.

В сентябре 2008 года атмосфера на рынке форфейтинга была непростая, но все же вселяла надежду. Последствия летней суматохи на рынке subprime обернулись глобальным кризисом ликвидности. Форфейторы надеялись воспользоваться преимуществами, которые сулил кризис: начал увеличиваться маржинальный доход после длительного падения в последние годы. Он поднялся до такого уровня, который до недавнего времени казался нереалистичным.

Стоит отметить, что в системе финансирования мировой торговли форфейтинг занимает почетное место. В общем объеме расчетов по экспортно-импортным операциям его доля неуклонно повышается. Достаточно сказать, что для проведения исключительно форфейтинговых сделок созданы специализированные банки, действующие в рамках крупных банковских холдингов. Широко известны форфейтинговые банки в составе CreditSwissHolding и SwissBankCorp. (Швейцария). Есть такие банки в Великобритании, Франции, США и других странах.

В российских условиях классическая схема форфейтинга выглядит следующим образом. Если российский импортер, заключивший со своим иностранным контрагентом товарный контракт, доказал свою платежеспособность, то он может расплатиться с экспортером векселем, а не деньгами как таковыми, и тем самым избежать предоплаты. Однако этот вексель должен быть авалирован российским банком, имеющим хорошую репутацию на мировом финансовом рынке. Иными словами, российский банк становится гарантом платежа.

Получив авалированный вексель, иностранный экспортер предъявляет его к учету в иностранный банк, подписавший соответствующее соглашение с российским банком. После подтверждения аваля иностранный банк выплачивает экспортеру номинальную сумму векселя за вычетом некоторого дисконта, а по истечении срока действия векселя предъявляет его в российский банк и получает деньги. Российский банк предъявляет вексель российскому импортеру, который оплачивает вексель, и круг замыкается.

По сути, эта схема - ни что иное, как оформленный векселем кредит иностранного банка российскому импортеру при посредничестве российского банка. При этом срок кредита совпадает со сроком действия векселя. Именно это обстоятельство и делает форфейтинг привлекательным для российских импортеров, поскольку позволяет не только избежать предоплаты, но и при удачном стечении обстоятельств оплатить продукцию уже после ее реализации на внутреннем российском рынке. Срок обращения векселя и соответственно кредита зависит прежде всего от вида импортируемой продукции. К примеру, кредит под закупку апельсинов выдается, как правило, на 2 месяца, а под мини-завод - на год и более.

Однако для импортеров форфейтинговые операции интересны не только с точки зрения отсрочки платежа, но и уменьшения издержек (процентов по кредиту). Конечно, иностранный банк, как уже было сказано, учитывает вексель с дисконтом, который соответствует его собственной учетной ставке. Не бесплатно авалирует вексель и российский банк. Но даже в сумме эти затраты ниже внутрироссийских ставок по обычным валютным кредитам.

К примеру, в настоящее время стоимость валютных кредитов надежным заемщикам в России на срок от 6 до 12 месяцев находится на уровне 25-40% годовых. Учетные ставки европейских банков по векселям, действующим от полугода до года, находятся в пределах LIBOR плюс 5-9%. В свою очередь, ставка LIBOR по шестимесячным кредитам составляет 6% годовых, а по годовым - 6,75%. Стоимость услуг, например, Инкомбанка по авалированию коммерческих векселей, выписанных на иностранных экспортеров, находится на уровне 4-8% от номинальной суммы векселя.

Таким образом, максимальные издержки российского импортера при использовании форфейтинга составят 23,75% в год. Однако в действительности эта ставка может быть значительно ниже, в частности, при большой сумме контракта. Так, в практике Инкомбанка реальные издержки импортеров находились в пределах 15-20% годовых.

Для российского банка форфейтинговые операции интересны, как это ни странно, прежде всего с точки зрения доходности. Не отвлекая средства, он зарабатывает исключительно на консалтинге и предоставлении гарантий (авалировании векселя). Немаловажна и возможность повысить собственный имидж в глазах российских и иностранных партнеров.

Доходность интересует в этой схеме и иностранный банк. Прежде всего, относительному росту доходности способствует то, что размер дисконта при учете российских векселей значительно превышает мировые кредитные и учетные ставки, так как операции с Россией по мировым стандартам считаются высокорискованными. Но на самом деле риск для иностранного банка не так велик, поскольку он имеет дело исключительно с российским банком, а проверка кредитоспособности импортера в круг его интересов не попадает -этим занимается его российский партнер. Иностранный банк интересуют исключительно надежность российского банка и условия экспортно-импортного контракта (прежде всего - сумма и категория продукции). От этого, как уже было указано, зависят сроки кредита.

По словам исследователей рынка российских коммерческих векселей западные банки готовы сегодня иметь дело с гарантиями около 20 российских банков (некоторые из них указаны в справке). Но лишь Внешторгбанк, Инкомбанк, ОНЭКСИМ-банк и банк «Российский кредит» подтвердили, что они проводили форфейтинговые операции.

Как и следовало ожидать, лидером форфейтинга в России стал Внешторгбанк, который начал авалировать векселя импортеров весной этого года. Для получения аваля во Внешторгбанке вексель должен быть выписан в одной из свободноконвертируемых валют или в валюте, «на которую есть спрос на мировом рынке». Номинал векселя и сроки его обращения определяются условиями импортного контракта и согласовываются в каждом конкретном случае. Векселя, авалированные Внешторгбанком, учитывают банки Европы, Северной Америки, Китая, Индии и других странах Азии.

Представители ОНЭКСИМ-банка отметили, что форфейтинговые операции их банк проводил всего несколько раз, однако он надеется расширить этот вид услуг. По словам этих представителей, как и Внешторгбанк, ОНЭКСИМ-банк работает пока исключительно с собственными клиентами, имеющими приличные объемы внешнеторговых операций. В настоящее время клиенты ОНЭКСИМ-банка могут рассчитывать на получение гарантий по векселю, если он выписан в долларах или немецких марках, а сроки его обращения составляют от 2 недель до 6 месяцев [16, c. 15].

Примерно те же условия предлагает и банк «Российский кредит», который начал проводить форфейтинговые операции три месяца назад. Контрагенты банка находятся пока только в Германии и Швейцарии. Характерно, что все перечисленные банки пожелали не афишировать собственные условия форфейтинговых операций, так как эти сделки носят пока случайный характер.

Наиболее полную информацию о подобных услугах предоставил Инкомбанк, который проводит форфейтинговые операции около полугода. Инкомбанк предоставляет гарантии по векселям со сроком действия от 2 до 12 месяцев. Минимальная сумма векселя должна быть не ниже $50 тыс., а максимальная - в практике Инкомбанка составила $7 млн. При этом векселя обычно выписывались в долларах.

В активе Инкомбанка проведение форфейтинговых операций с 19 банками Европы. Как и в других российских банках, форфейтинг в Инкомбанке носит пока прецедентный характер, однако его специалисты намерены стандартизировать этот вид услуг с установлением лимитов, разработки сетки тарифов по авалированию и т. п. Для этого Инкомбанк намерен также подписать как минимум по одному генеральному форфейтинговому соглашению в каждой европейской стране (по поводу установления такого рода отношений с банками других государств специалистыИнкомбанка отметили, что при развитой системе международных банковских коммуникаций для российских импортеров пока вполне достаточно европейских банков). Кроме того, Инкомбанк собирается провести работу и среди самих российских импортеров [16, c. 15].

В настоящее время инициаторами форфейтинга являются, как правило, российские банки и, как ни странно, иностранные экспортеры. Часто именно они предлагают российским предприятиям - своим давним партнерам - воспользоваться более современными и дешевыми схемами ведения экспортно-импортных операций. Цель Инкомбанка состоит в том, чтобы расшевелить остальных российских импортеров, которым форфейтинговые операции и выгодны прежде всего.

Таким образом, объем рынка факторинга в России по итогам 2012 года составит около 720 млрд. руб. Резкий рост рынка возможен, если очень крупная компания перейдет на факторинг при расчетах с дебиторами. Рынок же форфейтинга в России находится на начальном этапе развития.

2.2 Преимущества и недостатки факторинговых   и форфейтинговых операций

Рассмотрим преимущества и недостатки факторинговых операций.

Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее [17, c. 80]:

- увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;

- получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств;

- сосредоточиться непосредственно на производстве продукции;

- избежать риска неплатежей.

Покупатель может:

- получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);

- избежать риска получения некачественного товара;

- увеличить объем закупок;

- улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

Фактор приобретает:

1. проценты по кредиту;

2. комиссионное вознаграждение;

3. возможность привлекать для обслуживания дистрибьюторов и производителей, тем самым привлекая новый капитал.

Таким образом, можно выделить главные экономические достоинства факторинга, как особой формы кредитования [17, c. 82]:

1) увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

2) превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;

3) возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

4) независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;

5) возможность расширения объемов оборота;

6) повышение доходности;

7) экономия собственного капитала;

8) улучшение финансового планирования;

9) уменьшение рисков неплатежей.

Факторинг является рискованным, но высоко прибыльным видом кредитования, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интег­рирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития мировой экономики.

Далее перейдем к рассмотрению преимуществ и недостатков форфейтинговых операций. В РФ вторичного рынка форфейтинга пока не существует. Банки не готовы принимать среднесрочные риски развивающихся стран, а по рискам развитых стран не могут выдержать конкуренцию по ставкам. Учитывая благоприятные инвестиционные возможности внутри страны, сложившиеся на текущий момент, это понятно. Были попытки продавать векселя российских импортеров с хорошим кредитным рейтингом российским банкам, но пока дело ограничилось единичными сделками.

Из вышесказанного следует вывод, что форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов. Однако для него характерно несколько ограничений[17, c. 91]:

- экспортер должен быть согласен продлить срок кредита на период от 6 месяцев до 10 лет и дольше;

- экспортер должен быть согласен принимать погашение долга сериями;

если импортер не является государственным агентом или международной компанией,  возврат долга должен быть безусловно и безотзывно гарантирован банком или государственным институтом, приемлемым для форфейтера.

В целом же данный инструмент обладает как преимуществами, так и недостатками для всех, кто им пользуется.

Преимущества для экспортера:

1. Предоставление форфейтинговых услуг на основе фиксированной ставки.

2. Финансирование за счет форфейтера без права регресса на экспортера.

3. Возможность получения наличных денег сразу после поставки продукции или предоставления услуг, что благотворно отражается на общей ликвидности, снижает объем банковских займов, дает возможность реинвестирования средств.

4. Отсутствие затрат времени и денег на управление долгом или на организацию его погашения.

5. Отсутствие рисков (все валютные риски, риски изменения процентных ставок, а также риск банкротства гаранта несет форфейтер).

6. Простота документации и возможность быстрого оформления вексельных долговых инструментов.

7. Конфиденциальный характер данных операций.

8. Возможность быстро удостовериться в том, что форфейтер готов финансировать сделку, оперативно согласовать условия сделки.

9. Возможность заранее получить от форфейтера опцион на финансирование сделки по фиксированной ставке, что позволяет экспортеру заранее подсчитать свои расходы и включить их в контрактную цену, рассчитать другие итоговые цифры.

Недостатки для экспортера:

1. Необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму векселей, гарантий и аваля.

2. Возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает гаранта, не устраивающего форфейтера.

3. Более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера.

Преимущества для импортера:

1)   Простота и быстрота оформления документации.

2)   Возможность получения продленного кредита по фиксированной процентной ставке.

3)   Возможность воспользоваться кредитной линией в банке.

Недостатки для импортера:

1)   Уменьшение возможности получить банковский кредит при пользовании банковской гарантией.

2)   Необходимость платить комиссию за гарантию.

3)   Более высокая маржа форфейтера.

4)   Возможность возникновения трудностей с оплатой векселя как абстрактного обязательства в случае поставки некондиционных товаров или невыполнения экспортером каких-либо иных условий контракта.

Преимущества для форфейтера: простота и быстрота оформления документации; возможность легко реализовать купленные активы на вторичном рынке; более высокая маржа, чем при операциях кредитования.

Недостатки для форфейтера: отсутствие права регресса в случае неуплаты долга; необходимость знания вексельного законодательства страны импортера; ответственность за проверку кредитоспособности гаранта; необходимость нести все процентные риски до истечения срока векселей; невозможность совершить платеж раньше срока [17, c. 93].

Недостатки, указанные в пунктах 2 и 3, характерны не только дляфорфейтера. Здесь они выделены по той причине, что для форфейтера не составляются дополнительные долговые соглашения, на которые он мог бы сослаться. Следует также помнить, что форфейтер несет политические и другие риски (риски трансферта, риски колебания валют). Они не отмечены как недостатки для форфейтера, поскольку присущи любой форме международного кредита.

Преимущества для гаранта: простота оформления сделки; получение комиссии за свои услуги.

Недостаток для гаранта- он один, но очень важный, и заключается в том, что гарант принимает на себя абсолютное обязательство оплаты гарантируемого им векселя.

2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых   услуг в России

На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности»[4] и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако ФЗ «О лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям[6]. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ в  был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций не лицензируется [20, c. 21].

Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».

В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование» [20, c. 21].

В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированиюфакторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).

Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г., который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).

Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом) [19, c. 72]. В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых премий.

Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки [20, c. 21].

Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой делаю Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.

В России форфейтинг развивается довольно медленно. При этом многие банки, в принципе упоминающие его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос «каковы условия» заявляют, что форфейтингом не занимаются.

Очевидным барьером на пути развития форфейтинга в России является специфическая география российского импорта. Как правило, в России высоки страновые и другие риски, и западным компаниям очень сложно найти достойного гаранта/авалиста для векселя покупателя в стране с нестабильной экономикой.

Во-вторых, форфейтинговая схема все же существенно сложнее в организации, нежели, например, факторинговая. Практика показывает, что если у предприятия есть возможность (при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор всегда делается в пользу факторинга [18, c. 59].

Еще одним ограничителем форфейтинга служит российское законодательство. Поэтому российские банки могут выступать только в роли агента, но никак не собственно форфейтора. Также оно крайне медленно акцептует мировую деловую практику, видя в каждом новом инструменте способ обмана фискальной системы. Если следовать ему буквально, авансовый платеж считается единственно возможной формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив - нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы контракта, включая дисконт, и только потом сумма дисконта перечисляется форфейтору. Нормализация налогового законодательства могла бы значительно увеличить возможности форфейторов и их клиентов.

В настоящее время трудно говорить о том, как будет развиваться форфейтинг в России - слишком много факторов могут повлиять на этот процесс. В ближайшее время ждать широкого предложения форфейтинговых услуг не приходится - сейчас он сохраняется в качестве эксклюзивной банковской услуги. Несмотря на долгий срок и безрегрессность, появление на рынке форфейтинга не дало явного качественного скачка. Важное условие для развития форфейтинга - длинный горизонт планирования[18, c. 60]. Если бизнес способен представить, что будет через пять лет или хотя бы через три года, тогда форфейтинг может быть интересен. В условиях же политической и экономической нестабильности, постоянной перекройки законодательства бизнес просто не может планировать так долгосрочно.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, стоит отметить, что факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег.

Форфейтинг - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит со скидкой.

В РФ вторичного рынка форфейтинга пока не существует. Банки не готовы принимать среднесрочные риски развивающихся стран, а по рискам развитых стран не могут выдержать конкуренцию по ставкам.

Однако факторинговый рынок в России с каждым годом набирает обороты и в середине 2012 года составил рекордные 360 млрд. руб., а темпы прироста рынка достигли 80% относительно аналогичного периода прошлого.

Если сравнить оба вида кредитования, то необходимо отметить, что  факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Форфейтинг же наиболее эффективен для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст (части первая, вторая и третья) // Правовая информация - Гарант

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст (части первая, вторая) // Правовая информация - Гарант

3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988): Федеральный Закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 г., N 16-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2008.- № 32.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (ред. от 06.12.2011) // Правовая информация - Консультант плюс

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г.  №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»  (ред. от 21 ноября 2011 г.) // Правовая информация - Консультант плюс

6. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г.  №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  (ред. 4 мая 2011 г.) // Правовая информация - Консультант плюс

7. Банковское дело: учебник. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. М.: Экономика, 2010. – 456 с.

8. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 147 с.

9. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики: учебник. / Ю.В. Головин.  – М.: Финансы и статистика, 2008. – 246 с.

10. Ростовский Ю. М. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студентов вузов, обучающ. по спец. 060600 Мировая экономика/ Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - 2-е изд., с изм.. - М.: Экономистъ, 2009. - 588  с.

11. Хромов М.Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг. -СПб. Питер, 2008. –  252 с.

12. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков // Бизнес и банки, 2008. – №15. – С. 22-24.

13. Дякин Д. Факторинг на службе бизнеса // Управление компанией, 2009. - № 6. -  С. 24-27

14. Курышев Д.В., Стешина М.О. Форфейтинг – новые рубежи в условиях кризиса. Опыт японского банка в России // Международные банковские операции, 2009. - № 3. – С.11-13.

15. Лаврик М.Ю. Риски факторинговых операций // Банковское дело, 2010. - № 7. -  С. 45-47.

16. Лазарева Т.П. Нетрадиционные формы кредитования внешнеэкономической деятельности //Право и экономика, 2011. -№1. – С. 15

17. Милых Ф.Г. Кредитование внешнеэкономической деятельности // Практика международного бизнеса. - 2010. - № 6. -  С. 77-105.

18. Семикова П. Механизм и базисные параметры форфетирования  // Банковские технологии. - 2009. - №9. -  С. 57-60.

19. Сухов Д.А. Факторинговые операции: сущность, бухгалтерский учет, налогообложение //Финансовые и бухгалтерские консультации, 2008. – № 4.-C.71-77.

20. Эрделевский A.M. Правовые проблемы факторинга // Финансы, 2010. - № 3. - С. 20-21.

21. Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.raexpert.ru 

Приложение 1

Схема факторинговой операции

Поставщик

Покупатель

Фактор (Банк и или иная кредитная организация)

1

2

3

4

5


1 - поставка товара на условиях отсрочки платежа

2 - уступка денежного требования банку

3 - выплата поставщику большей части причитающейся ему суммы [до 90% суммы, указанной в накладной] сразу после поставки

4 - оплата товара покупателем на счет фактора [банка]

5 - выплата остатка причитающейся поставщику суммы за вычетом вознаграждения финансового агента

 

Приложение 2

Схема форфейтинговой операции

Экспортер

Импортер

Форфейтинговая компания

Банк

Банк-гарант

2

3

4

10

11

11

7

6

8

9

5

1 - подписание контракта

2 - отгрузка товара

3 - выпуск простого векселя или акцепт переводного векселя экспортера

4 - аваль векселя

5 - передача векселя с копиями коммерческих и отгрузочных документов форфейтору

6 - передача векселя и копий документов Банку

7 - подтверждение достоверности векселя Банком-гарантом

8 - платеж Банкафорфейтору за вычетом дисконта

9 - платеж форфейтора экспортеру

10 - предоставление векселя к оплате в Банк-гарант по наступлении срока платежа

11 - платеж по векселю

Приложение 3

Сравнительный анализ факторинга и форфейтинга

Факторинг

Форфейтинг

1. Объект операции - преимущественно счет-фактура

1. Объект операции - преимущественно вексель (простой или переводной)

2. Краткосрочное кредитование (до 180 дней).

2. Среднесрочное кредитование (от 180 дней до 10 лет).

3. Сумма кредита ограничена возможностями фактора.

3. Сумма кредита может быть достаточно высокой в следствии возможности синдирования.

4. Фактор авансирует оборотный капитал кредитора 70-90% суммы долга. Остальные 10-30% поступают на счет кредитора только после погашения долга покупателем продукции за вычетом комиссии и процентов.

4. Форфейтер выплачивает сумму долга полностью за вычетом дисконта.

5. Фактор или оставляет за собой право регресса к кредитору или отказывается от этого права, но и в этом случае при экспорте товаров политические и валютные риски несет экспортер.

5. Форфейтер несет все риски неоплаты долга включая политические и валютные риски при экспорте товаров.

6. Операция может быть дополнена элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента).

6. Не предполагает какого-либо дополнительного обслуживания.

7. Возможность перепродажи факторингового актива фактором не предусмотрена.

7. Предусматривается возможность перепродажи форфейтеромфорфейтингового актива на вторичном рынке.

8. Не требуется поручительства от третьего лица.

8. Требуется гарантия третьего лица или аваль.

9. Предполагает кредитование под уже существующее денежное требование, или под требование, которое возникнет в будущем, но четко обозначенное  в договоре финансирования под уступку денежного требования.

9. Возможно кредитование под уступку финансового векселя, выпущенного с целью аккумуляции средств, для реализации иных целей не ограниченных торговыми.


Приложение 4

Россия в мировом рэнкинге стран по объему рынка факторинга

П/п

Страна

Совокупный объем рынка факторинга, млрд. евро

2009 год

2010 год

2011 год

1

Великобритания

188,0

195,6

226,2

2

Китай

55,0

67,3

154,5

3

Франция

135,0

128,2

153,3

4

Италия

128,2

124,3

143,7

5

Германия

106,0

96,2

129,5

6

Испания

100,0

104,2

112,9

7

Япония

106,5

83,7

98,5

8

США

100,0

88,5

95,0

9

Тайвань

48,8

33,8

67,0

10

Бразилия

22,1

29,6

49,0

11

Австралия

32,6

39,4

44,9

12

Турция

18,1

20,3

39,0

13

Нидерланды

30,0

30,0

35,0

14

Бельгия

22,5

23,9

32,2

15

Португалия

18,0

17,7

20,8

16

Ирландия

24,0

19,4

20,2

17

Швеция

16,0

18,8

18,8

18

Чили

15,8

14,5

16,4

19

Польша

7,8

12,0

16,2

20

Норвегия

15,0

15,1

15,1

21

ЮАР

12,1

13,5

15,1

22

Греция

10,2

12,3

14,7

23

Гонконг

Н.д.

8,1

14,4

24

Финляндия

12,7

10,8

12,4

25

Россия

16,2

8,6

12,2

Теги: Факторинг и форфейтинг  Курсовая работа (практика)  Антикризисный менеджмент
Просмотров: 15254
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Факторинг и форфейтинг
Назад