Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных средств массовой информации)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы ПРИ Президенте РФ

Кафедра политологии и политического управления


Реферат

Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных СМИ)


Содержание


Введение

. Характеристика публицистического стиля

.1 Определение публицистического стиля

.2 История публицистического стиля

. Жанровая дифференциация публицистического стиля

.1 Группы жанров

.2 Публицистическая статья

. Языковые средства публицистического стиля

.1 Функции публицистического стиля

.2 Публицистическая лексика

.3 Морфологические средства публицистического стиля

.4 Синтаксис публицистического стиля

. Языковые средства статьи

. Заголовки в журналах

Заключение

Список литературы


Введение


Когда преподаватель читает лекцию, учёный выступает с докладом на научной конференции, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены или школьник отвечает урок, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной, повседневной обстановке: за праздничным столом, дружеской беседе, в кругу семьи. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка- функциональные стили. Функциональный стиль подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той роли, которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Научные труды, учебники, доклады пишутся научным стилем; докладные, финансовые отчёты, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, журналах, выступления по радио и телевидению основаны на публицистическом стиле; когда обсуждают разнообразные бытовые проблемы, используется разговорный стиль.

В рамках публицистического стиля наибольшее распространение получила газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе этот стиль называется газетно-публицистическим. Этот стиль используется и в журналах. Газетно-публицистическая речь призвана прежде всего воздействовать на массы, поэтому она максимальна учитывает интересы читателей. Важной особенностью языка газеты или журнала является его общедоступность, коммуникативная значимость. И задача моей работы- разобраться, действительно ли, с помощью языковых особенностей публицистического стиля можно агитировать, убеждать, пропагандировать. Целью моей работы является изучение функциональных особенностей языковых средств и жанровой дифференциации публицистического стиля в аналитическом журнале-еженедельнике "Коммерсантъ Власть". Актуальность данной работы определяется тем, что изучается язык в его функционировании, и, кроме того, публицистика играет большую роль в коммуникационном процессе (оказывает воздействие на сознание и речь людей). Материалом моего исследования являются слова, словосочетания, фрагменты текстов журналов "Коммерсантъ Власть" №13, 14, 15 за 2013 год.


1. Характеристика публицистического стиля


.1 Определение публицистического стиля


Публицистический стиль- это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта и прочего. Этот стиль употребляется в агитационно-массовой работе. Используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио-и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (на собраниях и митингах). Цель публицистического стиля- воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей.


.2 История публицистического стиля


Публицистика как вид литературы появилась на Руси уже в XI веке. Это, например, "Слово о Законе и Благодати" первого русского митрополита Иллариона. Публицистический стиль присутствовал в различных произведениях XV-XVII веков. Дальнейшее его развитие в XVIII веке было связано с выходом первой русской печатной газеты "Ведомости" и созданием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль сложился в конце XVIII-начале XIX веков в текстах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского и др. В XX веке яркими публицистами были А.М. Горький, А.Н. Толстой, К.М. Симонов.


2. Жанровая дифференциация публицистического стиля


.1 Группы жанров


Публицистический стиль употребляется во многих жанрах. Выделяют три группы жанров: информационная (интервью, репортаж, заметка, хроника), аналитическая (статья, корреспонденция) и художественно-публицистическая (очерк, фельетон, памфлет, эссе).

Для современной газетной и журнальной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументированная директивность. Для неё более характерны аналитичность, доказательность изложения. Ведь форма сдержанного, спокойного доказательства способна быть выразительной, то есть экспрессивной и оказываться воплощением воздействующей функции публицистического стиля.

В современных газетах и журналах значительное место занимают диалоговые формы изложения (интервью, беседы, противопоставление двух точек зрения и др.), а также информационно-аналитические (статья, комментарий и т.д.), а, например, очерки и репортажи становятся редким явлением. Ещё появляются новые жанры: "прямая линия", "круглый стол". Жаль, что в моих исследуемых журналах нет пока этих новых жанров.

А есть простые интервью, информационные заметки (например о культурных мероприятиях на текущую неделю), опросы, статистика. Из художественно-публицистической группы есть очерки и эссе. Но больше всего, конечно, в журналах статей. Вот о статье-то мы и поговорим.


.2 Публицистическая статья


Публицистическая статья- это аналитический жанр, в котором глубоко и обстоятельно рассматриваются проблемы социальной действительности. Главным стилистическим признаком статьи считается логизированность: формулировка проблемы, её оценка- анализ проблемы, причины её возникновения- программа действий по решению этой проблемы. Например, в статье "Поживём поделим" рассматривается проблема раздела "Газпрома". Причина возникновения раздела- совершенно новая ситуация на газовом рынке Европы: цены на газ снижаются благодаря потоку дешёвого восточного сжиженного природного газа. Для разрешения этой проблемы наше руководство, в связи с принятием третьего энергопакета в 2009 году ("свод правил, запрещающий работать на рынке ЕС компаниям, которые одновременно добывают, транспортируют, и распределяют газ"), задумалось о разделе "Газпрома" на несколько компаний: добывающую, транспортную и распределяющую. Ещё появление новых крупных компаний, добывающих газ, "Роснефти" и НОВАТЭКа должно снизить газовую монополию на рынке не только в России, но и в странах ЕС.

Публицистическая статья предполагает включение различных вставок (яркое описание эпизодов, мини-интервью, иллюстрации) для оживления рассуждения. В данной статье это, например, врезки, что по словам кремлёвских чиновников, "консультации по "Газпрому" пока что носят исключительно неформальный характер" и что "ситуация на газовом рынке всё больше будет напоминать нефтяную отрасль, где есть несколько крупных производителей и одна инфраструктурная монополия". Также в статье есть обращающее на себя внимание мини-интервью с пресс-секретарём Путина Дмитрием Песковым о возможностях исполнения третьего энергопакета. Для воздействующего эффекта в статью ещё включены фотоиллюстрации руководства России и главы "Газпрома" Алексея Миллера, обсуждающих проект трубы Nord Stream, который может оказаться невостребованным в условиях "сланцевой революции". Что такое "сланцевая революция", можно узнать из подзаголовка статьи: это "достигнутый в США процесс технологии, позволяющий начать в промышленных масштабах эксплуатацию залегающих в сланцевых пластах запасов природного газа", что может значительно подорвать авторитет "Газпрома".

Прежде, чем отобразить языковые особенности статьи, я хотел бы рассказать вообще об особенностях языковых средств в публицистическом стиле в исследуемых журналах.


3. Языковые средства публицистического стиля


.1 Функции публицистического стиля


Обычная форма реализации публицистического стиля- монолог. И главным принципом публицистической речи, основой и особенностью её организации выступает её "открытость", прямое, непосредственное выражение авторского "я", потому что автор публицистического текста обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В публицистике все оценки принадлежат автору и неважно, выступает ли он от имени определённой общественной группы, союза, партии, класса, или от своего имени. Поэтому речевой строй публицистики почти всегда носит эмоционально-личностный характер. Публицистическому стилю свойственно много функций. Я бы хотел остановиться на двух основных: информативной (сообщение, передача новой информации) и воздействующей (воздействие на разум и чувства читателя). У журналов нередко выделяют несколько функций: информационную, просветительскую, воспитательную, организационную, аналитико-критическую, развлекательную. Однако основной функцией, вбирающей все вышеуказанные и наиболее непосредственно выражающейся в стилистике речи, является воздействующе-информационная, с акцентом на аспекте воздействия. Эти две функции определяют состав и организацию языковых средств публицистического стиля. Информативная функция стиля требует использования общеупотребительной лексики, стандартов, штампов, потому что нейтральная лексика облегчает восприятие новой информации, облегчает процесс коммуникации Стандарт- исключительное и характерное свойство журналов. Подавляющее большинство журнальных речевых стереотипов имеют позитивный или негативный характер.. Воздействующая функция стиля способствует формированию оценочной лексики, так как задача публициста не только сообщить о событиях, явлениях, фактах, но и объяснить их, дать им социальную оценку, подвести читателя к "нужным" выводам. Газетно-публицистическая речь лишена условности и, как я уже говорил, в публицистике авторское "я" выступает открыто, и мы имеем один стилистический слой- речь автора. Однако одноплановость публицистической речи не признак бедности последней. Напротив, именно в этом свойстве заключается её выразительность и сила. О чём бы мы ни говорил публицист, в структуре прямо выражается его "голос", оценка эмоции, ход мыслей, увлеченность, взволнованность темой. Активность авторской позиции делает публицистику мощным средством воздействия. Использование языковых средств определяется во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного и целеустремленного воздействия на массовую аудиторию.

Для публицистического стиля характерны чередования стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при информативной насыщенности. Отсюда характерные для публицистического стиля оценочность, призывность, полемичность. Публицистическая речь призвана прежде всего воздействовать на массы, поэтому она максимально учитывает интересы читателей. Важной особенностью языка журналов является его общедоступность, коммуникативная значимость.


.2 Публицистическая лексика


Свойство соединения противоположного ярче всего проявляется в лексике публицистического стиля:

это употребление стандартных, штампованных слов и фраз: сыграла ключевую роль, человеческий фактор, пути решения, экономическое содержание, достичь поставленных целей, сталкиваться с проблемами, экспортировать;

- использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств: олицетворений (земля уходит из-под ног, провалы проглатывают автобусы, оживлённый перекрёсток), метонимий (правая рука президента, карманные структуры), метафор (гора книг, сланцевая революция, соль статьи, теплый прием). Публицистика эмоциональна, действенна, выразительна, но публицист не рисует действительность, а прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует. Здесь "убеждение- первично, оно выражается в слове, его значении, эмоциональных оттенках". Журналы остро нуждаются в экспрессивных средствах, но эта экспрессия носит социальный характер, она целенаправлена, оценочна. Метафоры здесь используются не столько для образности, сколько для создания оценочного эффекта, положительного или отрицательного. Обычно метафоризации подвергаются понятия, важные в идеологическом, экономическом отношении: электрические реки, хлеб промышленности;

-совмещение слов, относимых и к книжной и к разговорной лексике: отчизна-беспредел; помыслы-разборка; социализация-бедолага;

употребление общественно-политических слов: власть, депутатский мандат, конституционное усиление, кремлёвские чиновники; заимствованных слов: президент, пресс-служба, интервью, куратор, консалтинг, мониторинг; различных экономических, политических, философских терминов, которые переосмысливаются и получают публицистическую окраску: стратегическое направление, глава государства, оплот стабильности, понижающий дифференциал. Ведь в отличие от других стилей литературного языка в публицистическом убеждение выступает как главная функция языка, причём оно имеет агитационный характер. Это проявляется прежде всего в выборе языковых средств. А так как вопросы, трактуемые публицистикой, имеют политическое содержание, политическую окраску, то и выбор языковых средств носит осознанный, целеустремлённый характер. Употребление слов, которые связаны с выражением идеологических понятий, не может не испытывать на себе влияние социальных групп, классов, вкладывающих различное содержание, различные оценки в одни и те же слова;

- употребление так называемых газетизмов, профессиональной журналистской лексики, неологизмов: медведевская четырёхлетка, аппарат президента, Путин 3.0., арбитрабельный, дефолт, дежавю, думец;

Для журналов не характерны, хотя и возможны, узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы, индивидуальные неологизмы, то есть исключается всё, что может вызвать затруднения в понимании сообщения.


.3 Морфологические средства публицистического стиля


Своеобразием отличаются морфологические средства публицистических текстов:

активно употребляются существительные с суффиксами- ость, -ств, -ние, -ие (должность, самостоятельность, новшество, сотрудничество, исполнение, объединение), с интернациональными суффиксами и префиксами -изм, -ист, -ация, анти-, контр-, де- (бюрократизм, администрация, антикоррупция, контрмеры, оптимист); прилагательные с префиксами меж-, все-, обще-, сверх- (всеобъемлющий, общепризнанный, межведомственный);

часто используются формы страдательных причастий прошедшего времени (осуществлен, ознакомлен, успешен); прилагательные в превосходной степени (самый важный, ярчайший, самый лучший);

употребительны слова, образованные сложением (общественно-политический, бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты);

- распространённой является форма глагола 1-го лица, так как повествование обычно ведется от лица автора.


3.4 Синтаксис публицистического стиля


Свои особенности имеет и синтаксис текстов публицистического стиля. Для него характерны:

эллиптические конструкции, т.е. фразы с пропущенным элементом высказывания, отличающиеся краткостью, динамичностью, повышенной энергией: третейское разбирательство-дело добровольное, по итогам каждой-экзамен;

- назывные предложения, особенно в заголовках: "король, дама, балет", Государственная Дума;

- вопросительные предложения (Чем Тетчер войдет в историю? А в чём смысл жизни?);

вводные слова (в первую очередь, во-первых, действительно, кроме того).


4. Языковые средства статьи


Теперь вернёмся конкретно к нашей статье "Поживём поделим". Наряду со стандартными общественно-политическими фразами (коррупция, инфраструктура, оплот стабильности, государство, национальное достояние, министерство, реформа, нефтяная промышленность), употребляются узкоспециальные термины: "сланцевая революция", сланцевый газ, лонг-лист кандидатов, газовый рынок, газовый бизнес, газовая монополия, министерство энергетики, менеджмент, власти ЕС, лоббировал строительство, газопровод Nabucco, энергопакет, спотовый рынок. К основным языковым особенностям статьи относятся также средства языковой выразительности: олицетворения (взвесить все аргументы, Евросоюз огрызался, монополия превратилась в инструмент), метафоры (не доходили руки, краеугольный камень, одним махом решить нельзя), эпитеты (посягательства "Газпрома"), аллитерация (поживём поделим), фразеологизм (предоставлять скидки задним числом). В статье присутствует обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы (сочинительные однако, и, а, но, либо, подчинительные если…то, пока, так что, что, как, чтобы, на котором), вводные слова (скорее всего, наконец, во-первых, во-вторых, правда, впрочем, значит, в частности, по данным "Власти"). жанровый публицистический стиль статья

Проникнуться или нет проблемой, рассмотренной в статье, согласиться или нет с выводами и мнениями журналистов, дело каждого читателя. Вот так, на примере анализа одной статьи из журнала "Коммерсант Власть" №15, 2013, мы рассмотрели языковые особенности аналитического жанра публицистического стиля. Конечно, каждому жанру свойственны свои особенности, но в целом все они выполняют информативную и воздействующую функции публицистического стиля.

Из всего вышесказанного мы видим, что экспрессивно значимыми оказываются все языковые средства, поскольку они воплощают публицистическую идею. Вот почему в публицистике столь важна проблема выбора точного, яркого, действенного, выразительного слова.


5. Заголовки в журналах


Отдельно хочется рассказать о заголовках в журналах. Ведь именно название рубрик, заголовки статей, заметок, подзаголовки, врезки являются своеобразными путеводителями для читателей журналов. Они привлекают внимание читателя, информируют его о теме публикаций. В журналах выработалась чёткая система рубрикации материалов, сложились модели заголовочных конструкций, их размещение. Для лучшей ориентации публикации группируются в тематические подборки. Журнал имеет свои постоянные рубрики, которые должны привлекать внимание читателей, они не должны иметь нечётких формулировок. В исследуемых журналах есть такие рубрики, как "Вертикаль", "Отставки и назначения", "Они о нас", "Неделя", "Вопрос недели", "Политэкономия". Кратко и понятно. И если рубрика сигнализирует об общем направлении помещённых под ней публикаций, то заголовок называет тему конкретного материала, а с помощью подзаголовков можно подчеркнуть наиболее важные моменты. Например, заголовок "Спору нет" - подзаголовок "Громкие дела третейских судов России" или заголовок "Поживём поделим" - подзаголовок "Что такое сланцевая революция".

Заголовок должен не просто назвать тему, он должен сообщить о факте, событии, формулировать отношение к нему, передавать авторскую позицию. Данные журналы располагают большим количеством структурных моделей заголовков и приёмами их лексико-фразеологического выражения. Среди них явно преобладают безглагольные конструкции: "Командатский час, "Король, дама, балет", "История"; двухсловные предложения: "Держать марки", "Пустить в расход". Такие названия кратки, выразительны, легко воспринимаются читателями. Также для журналов характерны двухсловные конструкции, соединённые союзом, которые могут дать читателю больше информации. Например, "Бур и лёд", "Быль и прибыль". Стилистически значимы вопросительные предложения: "А вы когда каяться будете?", "За что вы не любите американцев?" Для читателя важны, естественно, не только структура названия, но и его содержание. И экспрессивные элементы не должны противоречить содержанию материала, его жанру. Но нередко в журналах встречаются "ляпы", когда заголовок противоречит содержанию или звучит бессмысленно ("Тетчер раздора"), или встречаются орфографические и синтаксические ошибки, или в содержании приводится недостоверная информация, особенно в прошлогодних выпусках, когда статьи регулярно печатал студент исторического факультета МГУ Евгений Понасенков, искажая исторические факты. Например, в своей статье "Коммерсантъ Власть" № 35,2002, с.77-78 он писал: "И тут завистник Наполеона Александр I был вынужден пойти на Тильзитский мир". На самом деле факты зависти Александра I Наполеону ничем не подтверждаются. Это, наоборот, Наполеон всегда завидовал Александру и другим наследственным монархам крупных государств и заискивал перед ними, чтобы они признали его равным себе. Можно даже вспомнить про страстное желание Наполеона породниться с каким-либо монархическим домом Европы.

Таким образом, в журналах должны преобладать заголовки, привлекающие внимание читателей информативностью и точностью содержания. Ведь они помогают читателю выбирать материалы, наиболее заслуживающие его внимания. И они должны быть настоящими ориентирами, своеобразными сигналами на страницах журнала.


Заключение


В заключение хотелось бы сказать, что на основании анализа аналитических журналов "Коммерсантъ Власть" мне удалось ознакомиться с функциональными особенностями языковых средств публицистического стиля и понять все его стилевые черты, а именно логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Исследуемые журналы в основном состоят из статей, которые относятся к аналитическому жанру и характеризуются наличием как стандартных фраз, так и узкоспециальных общественно-политических терминов, а также обогащены средствами художественной выразительности и различными синтаксическими конструкциями, которые в свою очередь выполняют наряду с информативной функцией самую главную функцию публицистического стиля- воздействующую. Информация в журналах предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства читателя, чтобы у него сформировалось определённое отношение к общественным делам, и не важно, позитивное оно будет или негативное. Ведь для современного публициста главное- донести информацию до читателя так, чтобы он её осмыслил, сделал нужные для себя выводы. И если раньше общественно-политический журнал представлял собой партийный, общественный, профсоюзный или государственный орган и направлен был на убеждении читателя в правоте авторской позиции, то сейчас, в эпоху гласности, демократии и свободы слова, читатель сам формирует своё мировоззрение, соглашаясь или нет с авторской позицией. Да, исследуемые журналы просвещают, информируют, агитируют, читаются легко, заголовки чётки и понятны, в них много экспрессии, они призывают и заставляют задуматься о социальных, политических и экономических проблемах, несмотря на то, что речевой публицистических строй носит эмоционально- личностный характер. То есть публицистический язык прекрасно выполняет свою коммуникативную функцию. Но, я думаю, оценку, эмоциональную, эстетическую или логическую, ставит сам читатель.

И как бы высокопарно ни звучало, что миром сегодня правят новости, донести эти новости до читателя и слушателя- очень сложная задача публициста и журналиста.


Список литературы


1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. "Русский язык и культура речи", 2005.

.Бушко О.М. "Школьный словарь литературоведческих терминов", 2005.

.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. "Русский язык", 1984.

.Кожина М.Н. "Стилистика русского языка", М., 1993.

.Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. "Стилистика русского языка", М., 2008.

.Майданова Л.М. "Практикум по современному русскому языку", Екатеринбург, 1993.

.Караулов Ю.Н. Энциклопедия "Русский язык", 1997.

.Кожин А.Н., Крылова О.А, Одинцов В.В. "Функциональные типы русской речи", М., Высшая школа, 1982.

.Журналы "Коммерсант Власть" №13, 14, 15 за 2013 и №35 за 2002.


Теги: Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных средств массовой информации)  Реферат  Журналистика
Просмотров: 32225
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных средств массовой информации)
Назад