Образ женщины в ставропольской прессе 50-х годов


Образ женщины в ставропольской прессе 50-х годов


Введение


Учитывая временной промежуток, который мы рассматриваем, мы уже можем предположить, какими будут образы женщин в рассматриваемых нами печатных изданиях. Сложившаяся послевоенная ситуация в стране не могла не коснуться средств массовой информации. Так же после переломного момента Великой Отечественной войны поменялась и роль женщины в жизни и в обществе, это отразилось в искусстве, литературе, СМИ и т.д. Постепенно начали формироваться новые образы. Конституция 1918 года закрепила за женщиной права выбирать и быть избранными, право на равную заработную плату и получение образования - это должно быть, уровняло их с мужчинами, но исконно сложившийся патриархальный устой не дал женщинам ожидаемой свободы. К женщинам продолжали относиться так же, как и раньше - как к человеку «второго сорта», созданному для того чтобы хранить очаг, воспитывать детей, продолжать род.

Нас интересует отражение женщин в газетах в различных аспектах: социальной, культурной, политической и профессиональных сферах деятельности.

Женщина всегда пыталась бороться за свои права, в 50-х годах эта тенденция имела место быть. Ее не устраивало быть только «хранительницей очага», она стремилась уравнять себя в правах с мужчинами, как в профессиональной, так и в социальной деятельности. Однако, если западные феминистки боролись только за право иметь право на выбор (включая право выбирать между семьей и карьерой, то есть быть домашней прислугой или независимой личностью), то женщины в России - на образовательном праве, женщина хотела уравнять себя с мужчиной во всех сферах жизни, освоить мужские профессии, мужскую роль и его тип поведения.

Чтобы доказать мужчинам то, женщина годна на большее, чем быть «домашней прислугой», «слабый пол» старательно пытается совмещать домашние и профессиональные обязанности. Возможно, на этом сказалось проводимая в то время политика государства. Но само собой, устои складывающиеся тысячелетиями невозможно искоренить одним государственным преобразованием, и, что вечные ценности независимы от перемен.

В итоге, женщины брали на себя очень много обязанностей, и со стороны мужчин к ним сложилось потребительское отношение. Теперь женщина была не только хозяйкой, ответственной за деторождение, но и «добытчицей денег». Мужчин также продолжает быть главой семьи, но теперь в семью поступает дополнительный доход. В это время складывается миф о «суперженщине», которая якобы успевает справляться со своими обязанностями в семье (по дому, уход за детьми, хозяйство), на работе и активно участвует в общественной жизни. Сейчас этот факт оспаривается учеными. Они утверждают, что существование «суперженщины» не возможно априори.

Если рассматривать положение женщины в сложившейся ситуации, то становится понятно, что домашние обязанности и наличие детей никогда не дадут ей полностью посвятить себя работе. А наличие работы никогда не даст полноценно проявить себя в социальной сфере. При чем, слишком активное стремление женщины построить успешную карьеру всегда воспринималось с сомнением и осуждением, но и прямо противоположное стремление - посвятить себя «домашнему очагу», считалось пережитком прошлого. Таким образом, женщине предоставлялась возможность вносить свой вклад в различные сферы жизни, не претендуя там на первенство.

Поэтому в исследуемых нами газетах «Ставропольская правда» и «Молодой ленинец» за 50-е годы доминируют статьи, в которых можно выявить образы передовых колхозниц и представительниц типично женских профессий, изредка встречая «женщин-исключений», которые осваивали мужское ремесло.

Объект исследования: материалы журнальной периодики «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда».

Предмет исследования: представление образа женщины в прессе Ставропольского края 1950-х гг. (на примере «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда»).

Цель исследования: выявить особенности образа женщины в газетах «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда».

Задачи исследования:

.выявить доминирующие типыженских образов, представленных в газетах «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда»;

.распределить доминирующий образ на подтипы;

.дать сравнительную характеристику по обеим газетам и прийти к общему выводу, каким же представлялся образ женщины в 50-х гг. в Ставропольской прессе.

Источниковая база исследования: материалы газет «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда».

Хронологические рамки: 1950 - 1959 гг.

Методы исследования: анализ контента издания, сравнительный анализ статей и изображений, классификация различных изображений.

Теоретико-методологическую базу работы составилинаучныетруды таких теоретиков и историков журналистики, как А. И. Акопов, А. Н. Алексеев, Е. В. Ахмадулин, Б. И. Есин, Г. В. Жирков, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилов, Ю. В. Лучинский, С. Я. Махонина, Р. П. Овсепян, Л. Л. Реснянская, А. И. Станько, В. В. Тулупов, М. В. Шкондин и др. Висследовании были использованы общелогические методы: описание, анализ, синтез, систематизация и классификация материала, а также общенаучный диалектический метод, принципы научной объективности. Данные методы и принципы дают возможность рассмотреть газет «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда» как полноценную единицу в системе печати и реализовать поставленные цели и задачи данной работы.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в рамках курса «Истории отечественной журналистики», и при работе журналистов в данной области.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 наименований ) и приложений.


1.Особенности женских образов в материалах «Молодой ленинец»


.1 Типология женских образов


Современный рынок печатных СМИ представлен разнообразными изданиями, каждое из которых направлено на удовлетворение интересов определенной аудитории.

В первое послевоенное десятилетие газетные издания были не столь развиты, но все же набирали обороты. То же касается областной и региональной прессы. В Ставропольском крае в 1950-е года выходило малое количество газет, одной из них была краевая комсомольско-молодежная газета «Молодой ленинец». Она выходила с 1934 по 1941, затем с 1950 по 1992 гг. Учредителем газеты был Орган Ставропольского крайкома ВЛКСМ. Первый номер «Молодого ленинца» вышел 16 марта 1934 года в городе Пятигорске. В то время газета была органом Северо-Кавказского оргбюро ЦК ВЛКСМ. С первых же дней газета стала помощником для комсомольских работников. С течением лет в «Молодом ленинце» увеличивается количество фотографий и всевозможных иллюстраций. К 1954 году большинство материалов сопровождались фотографией. «Молодой ленинец» был не просто изданием для молодых ставропольцев. Он создавался руками молодых журналистов и жителей края. С 30 июля 1941 года издание газеты временно прекратилось. Возобновился выход газеты 16 февраля 1950 года. С 1992 года стала выходить под новым названием «Утро».

Образ - вид, облик; живое, наглядное представление о ком/чем - либо; тип, характер.

Образ - результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов. Анализ построения образа, его функционирования и развития - прерогатива психологии, которая рассматривает его как процесс, играющий важную роль в системе психической регуляции деятельности человека. Образ воплощает в себе сущность психического. Мысленный образ - результат абстрагирующей деятельности субъекта, способ репрезентации объекта субъекту [П. Я. Гальперин].

В середине XIX в. стали появляться женские журналы, печатающие на своих страницах научные лекции, статьи ориентированные на развитую женщину, способную быть не только матерью и хозяйкой, но и женщиной с активной гражданской позицией. Соответственно образ именно такой женщины стал актуален в эти года.

В дореволюционные времена женщина представлялась как «прекрасная дама», вся в «белых сквозных кружевах», «в привычно заученной роли». Одетая по парижской моде, она «украшала» собой гостиные и салоны, общаясь в кругах высшего общества. Но не стоит забывать и о классическом образе «простой русской женщины, крестьянки», который тоже имел место быть.

Во время Великой Отечественной войны мы можем проследить образ «женщины-героини», спасавшей раненых солдат, с юного возраста рвущейся в партизаны и разведчицы. Это Зоя Космодемьянская, Надежда Троян и другие. Также на первый план выступают нормативные образцы, подчеркивающие супружескую верность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию. Возникает новый образ «боевой подруги» и «защитницы Отечества», производственницы, перевыполняющей план.

Анализ материалов газеты «Молодой ленинец» за 1950-е гг. (256 материалов)позволил нам выявить типичные образы, которые издание вербальными средствами создает на своих страницах.

Изучив номера газет за этот временной промежуток, мы выявили следующие типы женщин:

.женщина - агитатор(18 материалов);

.женщина - активистка, патриотка(24 материала);

.женщина - актриса(4 материала);

.женщина - героиня(5 материалов);

.женщина - хранительница очага(10 материалов);

.женщина - строитель коммунизма(18 материалов);

.женщина - мать(15 материалов);

.женщина - политик(9 материалов);

.женщина - спортсменка(15 материалов);

.женщина - труженица(123 материала);

.женщина - ученый, новатор(3 материала);

.женщина - просветитель(12 материалов).

13.образ ставропольский пресса

Рис.


Мы рассмотрим наиболее доминирующие женские образы - «труженица», «активистка, патриотка», «агитатор», «строитель коммунизма», «мать» и «спортсменка».

Женщина - труженица.Образом, который является основным в исследуемой нами газете, стал образ «труженицы».Женщина, которая стремится к поставленной цели. Ее цель - перевыполнение плана, почетное право называться «стахановкой», выполнение пятилеток и семилеток досрочно. Этот образ можно конкретно рассмотреть на материале «Старательная телятница» газеты «Молодой ленинец» №15 (3914) от 21 января 1959 года: «- Старательная, серьезная работница, - говорят о девушке в совхозе №1. И это действительно так. Ведь Зина только за последнее время выходила около 200 телят и сдала их в старшую группу». Так же наглядно показан образ женщины-труженицы в №127(2227) от 10 декабря 1950 года: «По-стахановски трудится в дни предвыборной вахты оператор Минераловодского депо имени Кирова, член узлового комитета ВЛКСМ Анна Белеченко. Ко дню выборов в местные Советы она приходит с новыми, высокими показателями. Ежедневная выработка знатной стахановки сейчас достигает 150-160 процентов».

Женщина - активистка, патриотка. Эта женщина успевает все и везде, она всем интересуется и ко многому тянется. Участвует в художественной самодеятельности, поет, танцует, читает стихи и яростно борется за благо своей страны. Этот образ можно проследить в материале «Непоседливая», исследуемой нами газеты, от 15 февраля 1959 года, № 33(3933): «Вечерами, когда в клубе фабрики выступает художественная самодеятельность, многие шутят: - Сегодня опять Божко басни читает. Надо садиться подальше, а то еще узнаешь в басне себя, краснеть придется».

Женщина -агитатор. Образ женщины - агитатора был обоснован политическим строем. Такие женщины были нужны для распространения информации, переписи населения, пропаганды тех или иных кандидатов в депутаты. Материалы о их деятельности встречаются довольно часто(в нашем исследовании они занимают третье место по количеству показателю), так например в №137(3776) от 11 июля 1958 года в публикации «И как ее не уважать!» сказано: «агитатора Нину Путрину любят и уважают колхозники и механизаторы. Ее всегда можно видеть в эти горячие дни у комбайна, лафетной жатки, на току. От нее колхозники узнают о событиях в стране, о том, как ведут косовицу соседние колхозы и совхозы».

Женщина -строитель коммунизма. В образ этой женщины чаще всего входили комсомолки, которые своими достижениями «создавали основу передового коммунизма». О них писали в отдельных заметках, но чаще они упоминались в официальных документах ЦКВКП (б) и Центральном Комитете Коммунистической партии Советского Союза, например: «Молодой ленинец» №48(3947) от 8 марта 1959 года, гласит: «Да здравствуют советские женщины строители коммунизма, пламенные патриотки и активные борцы за мир во всем мире!»

Женщина- мать. Во все времена этот образ был актуален. Образ молодой женщины с ребенком на руках или пожилой, рядом с взрослым сыном. Репрезентация образа женщины сводится к стереотипному изображению «женщины-матери», выражающими социоприродные функции матери в следующих вариантах:

·деторождение (дарительница жизни, продолжательница рода);

·воспитание детей (учительница, воспитательница, наставница);

·управление сообществом людей (семьей, хозяйством, коллективом).

К нашему удивлению, женщина - мать встречается на страницах «Молодого ленинца» не так часто, но в тех публикациях, которые выходят, она описано очень живо и ярко: №9(2109) от 7 марта 1950 года «Счастье матери» - «Воспитание детей - тяжелый и почетный труд, и Родина высоко ценит его. Тысячи многодетных матерей награждены орденами и медалями Советского Союза, получают денежное пособие».

Женщина - спортсменка. Женщина, которая связала свою жизнь со спортом. Она участвует в спартакиадах, олимпиадах и соревнованиях. Женщины в советское время занимались различными видами спорта - это и легкая атлетика, и толкание ядра, и метание копья, и гимнастика, шахматы и т.д. «Успешно выступила на краевых соревнованиях по гимнастике ставропольчанка В. Кургузова. После первого выступления она возглавляла таблицу, но только в произвольных упражнениях Кургузова уступила лидерство Ж. Козликиной и С. Шутовой. В общем зачете она заняла третье место» - «Молодой ленинец» № 25(3924) от 4 февраля 1950 года.

Вывод: итак, наше эмпирическое исследование показало, что за период 1950-1959 года в газете «Молодой ленинец» вышло 256 материалов, в которых главным фигурантом выступала женщина. Так как СМИ являются частью системы социализации подрастающего поколения и взрослых, они играют важнейшую роль в формировании общественного мнения, оценок людей и событий и задают массам некие стандарты жизни и сознания. И поэтому, образ «женщины-труженицы», которому отведено 123 публикации из основного эмпирического материала, стал доминирующим в нашем анализе. Именно он являлся отражением женского образа в исследуемой нами газете 50-х гг.


1.2 Подтипы доминирующего образа - «женщина-труженица»


Проанализировав процентное соотношение типов женского образа в исследуемой газете, мы выяснили, что основным образом женщины в 1950-1959 гг. является образ «труженицы». Из всех 256 материалов, вышедших за этот временной промежуток, женщине-труженице отводится 48%, а в количественном коэффициенте - 123 публикации. В ходе анализа доминирующего образа «женщины-труженицы», мы выявили следующие его подтипы:

·библиотекарь(6 материалов);

·животновод(25 материалов);

·работница производства(28 материалов);

·труженица полей(31 материал);

·строитель(5 материалов);

·телеграфист, оператор(3 материала);

·трактористка(4 материала);

·сапожник(1 материал);

·доярка(20 материалов).


Рис.


Из них доминирующими стали «труженица полей», «работница производства», «животновод» и «доярка». Остальные подтипы значительно отстают по количеству публикаций от вышеперечисленных.

Рассмотрим конкретно те подтипы образа «женщины-труженицы», которые преобладают в количественном показателе:

Труженица полей. Составляющими этого подтипа стали женщины, участвующие в посевах кукурузы, хлопка, свеклы, злаковых культур и сборе созревшего урожая. Этот подтип стал превалирующим над остальными, так как число его публикаций составило 25%. Наглядно тематику материалов можно проследить в газете «Молодой ленинец» №93(2193) от 21 сентября 1950 года: «На районном совещании хлопкоробов звеньевая хлопководческого звена колхоза «Политотделец», Изобильненского района, Зинаида Куликова сказала: «Мы вырастили впервые высокий урожай хлопка. Даю слово, что наша бригада качественно и в срок завершит уборку «белого золота» и соберет с каждого гектара не менее 8 центнеров хлопка-сырца. Свое обещание Зинаида Куликова с честью сдержала».

Работница производства. Образ «работницы производства» складывался из женщин, работающих на предприятии, в цехах, фабриках и комбинатах. В основном это были у купоривальщицы, швеи, мотористки, дистилляторщицы, ткачихи и другие подобные профессии. «Комсомолка Маша Шеховцова поступила на Георгиевский маслозавод ученицей. Маше очень понравилось производство, цех и дружный коллектив. И вот уже отлично изучена специальность дистилляторщика. Сейчас Маша работает по пятому разряду» - «Молодой ленинец» №7(3609) от 10 января 1959 года.

Животновод. Животновод - специалист, который обеспечивает уход за животными (размножение, кормление и т.д.).В его задачи входит выращивание животных так, чтобы они могли отвечать всем требованиям и стандартам их породы. Еще задачей обладателя данной профессии является повышение жизнеспособности и продуктивности животных. В этот образ мы отнесли женщин, которые имели специальности: птичница, утятница, свинарка, овцевод, телятница и т.д. Например: «Молодой ленинец» №7(3609) от 10 января 1959 в материале «Люба стала овцеводом» говориться, что «Много любопытного увидела здесь девушка. И сейчас она впервые участвует в проведении зимнего скота, который недавно начался в отаре. Справившись с несложными обязанностями, Люба всегда бежит к своим любимцам - новорожденным ягнятам».

Доярка. Образ этой женщины составил 20%, в цифрах - 20 публикаций. Рассмотреть его подробно можно на материале «Раиса стала дояркой» в газете «Молодой ленинец» №34(3933) от 17 феврвля1959 года. «В совхозе «Россия» Прикумского района живет молодая девушка Рая Иванова. Когда перед ней встал вопрос: куда пойти работать, какую получить профессию, Рая решила стать дояркой. Сейчас она трудится на молочнотоварной ферме №1. Рая не жалеет ни сил, ни времени для того, чтобы своим трудом внести вклад во всенародную борьбу за изобилие продуктов животноводства. Она - одна из лучших доярок фермы, надоила за 1958 год от каждой из закрепленных за ней 16 коров по 2 500 литров молока».

Вывод: проведя анализ подтипов женского образа «труженица», мы выяснили, что их всего 9. Это - труженица полей(31 материал),работница производства(28 материалов), животновод(25 материалов), доярка(20 материалов), библиотекарь(6 материалов), строитель(5 материалов), телеграфист/оператор(3 материала), трактористка(4 материала), сапожник(1 материал). Доминирующими в них являются - «труженица полей», «работница производства», «животновод» и «доярка». Мы выделили эти образы, так как на основе исследуемого нами печатного издания, именно они стали превалирующими над остальными в значительном процентном показателе, что можно конкретно рассмотреть на указанной ранее диаграмме.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что в газете «Молодой ленинец» в период 1950-1959 года преобладал образ «женщины-труженицы». А конкретнее - «труженицы полей», «работницы производства», «животновода» и «доярки».


2. Специфика женских образов в печатном издании «Ставропольская правда»


.1 Ведущие женские образы на страницах издания


Газета «Ставропольская правда» - общественно-политическая газета Ставропольского края. Она издается с 1917 года. Тираж на 01.01.2011 г.: 10 094 экз. В Ставропольском крае имеет тираж, превышающий тиражи всех остальных вместе взятых ежедневных газет. Формат - А-2. Выходит 5 раз в неделю (вторник, пятница и суббота - не менее 8 полос, среда, четверг - не менее 4 полос).

Исследуя данное издание, в №57(6975) от 8 марта 1959 года, мы наткнулись на интересную публикацию, заголовок которой гласит: «Гражданка, труженица, мать». В этой публикации приводятся цифры и факты различных сторон жизни женщины, в ней отражалась женщина и как «мать-героиня», и как «женщина-труженица», и как активная «женщина-строитель коммунизма». Женщина позиционировалась, как «сверхженщина» или «суперженщина», которая успевала все и везде. О том не говорит и знаменитая фраза «спортсменка, комсомолка, красавица» из советской <#"justify">Проанализировав данные исследуемой нами газеты, мы выяснили, что за 50-е гг. вышло 216 публикаций о женщинах. Из их тематической направленности мы выявили следующие типы женских образов:

·женщина - агитатор(5 материалов);

·женщина - активистка(15 материалов);

·женщина - героиня(5 материалов);

·женщина - мать(12 материалов);

·женщина - медик(3 материала);

·женщина - политик(7 материалов);

·женщина - просветитель(10 материалов);

·женщина - руководитель(4 материала);

·женщина - «свободная горянка»(3 материала);

·женщина - спортсменка(15 материалов);

·женщина - творческая личность(4 материала);

·женщина - труженица(121 материал);

·женщина - ученый, новатор(9 материалов);

·женщина - хранительница очага(5 материалов).


Рис.


Наиболее популярными в исследованном издании оказались образы женщины - труженицы, спортсменки, активистки и матери.

Женщина-труженица. Это женщина, деятельность которой направлена в основном на производство труда. Профессии этих женщин разнообразны. Стремление женщин к свободе и независимому заработку обосновывает в своей знаменитой книге «Женщина и социализм» Август Бебель, говоря, что со времен буржуазии стремление женщины к самостоятельному заработку и личной независимости до известной степени признается справедливым буржуазным обществом точно так же, как стремление рабочих к свободе. Главная причина такого сочувствия лежит в классовом интересе буржуазии. Буржуазии нужно было полное освобождение мужских и женских рабочих сил, чтобы можно было довести производство до высшего его развития.

Особое стремление к труду и достижения в его производстве отразилось в газете «Ставропольская правда».Образ «труженицы» здесь занял 121 публикацию, что составило 56% от общего эмпирического материала. На наглядном примере этот образ можно рассмотреть в газете «Ставропольская правда» №268(5107) от 12 ноября 1952 года в материале «Любовь Кривенко собрала 30 центнеров сырца» - «8 сентября - с первым раскрытием коробочек - Любовь Кривенко со своими подругами приступила к сбору урожая. Став на трудовую вахту, она обязалась ко дню открытия ХХ съезда партии собрать 15 центнеров, а за весь сезон - не менее 30 центнеров хлопка. Обязательство ежедневно подкреплялось стахановским трудом. Каждый день тов. Кривенко сдавала на приемную площадку от 70 до 100 килограммов сырца».

Женщина-спортсменка. Образ молодой, подтянутой, энергичной женщины, которая любительски или профессионально занимается спортом, так же был актуален в 50-е года в газете «Ставропольская правда», но материалы касаемо этой темы встречались значительно режеобраза «женщины-труженицы». В числовом показателе мы можем проследить, если публикации о вышеупомянутой «труженице» составили 121 материал, то «женщине-спортсменке» отвелось всего 15 материалов. И все же, несмотря на колоссальную разницу в числовом показателе, рассмотрим публикацию «Соревнования по гимнастике» в №100(4682) от 23 мая 1951 года - «Среди женщин победительницей вышла представительница пединститута, опытная гимнастка А. Статьева».

Равное количество публикаций мы выявили в ходе анализа у двух образов - «женщина-активистка» и «женщина мать». Рассмотрим каждый образ в отдельности.

Женщина-активистка. Как уже упоминалось в начале главы, под активисткой в СССР понималось тоже самое, что и сейчас, девушка - общественный деятель, участница художественной самодеятельности и, в силу коммунистического строя, комсомолка. Этот образ стал складываться в 20 - 30-е годы. Показываются некоторые грани новых отношений, подчеркивая, что женщина самодостаточна, если она любит, то любит как свободная личность. Свобода эта проистекала из трех компонентов: свободного союза, активности женщины в общественной жизни, общественного (государственного) воспитания детей. Вот одна из публикаций, посвященных этой тематике - «Женсовет за работой», здесь образ «активистки» прослеживается очень четко. «Ставропольская правда» № 100(4939) от 26 апреля 1952 года - «По инициативе членов совета в цехах депо наводится образцовый порядок. Активистки заглянули в общежитие молодых рабочих. На окнах появились новые занавески, комнатные цветы. К 1 Мая общежития будут тщательно побелены, убраны. По предложению женсовета был организован культпоход в Пятигорск. Женсовет возглавляет работу по благоустройству депо. Активное участие в общественной работе принимают члены женсовета Л. Сигуля, М. Кияненко и другие активистки».

Женщина-мать. Исследователи пишут, что воспитание детей заключается в систематическом воздействии на ребенка с целью формирования из него доброкачественного человека с определенными духовными принципами, волей, характером, вкусами, моралью, умственным развитием и достойным повелением. Воспитание детей в семье во все времена имело очень большое значение. Не только потому, что оно охватывало всех детей страны, скажем, в СССР 1959 года - 63,5 млн. человек - третью часть населения, - но, главным образом, потому, что качества, привитые человеку в его детском и юношеском возрасте, остаются в его душе наиболее прочными. Именно эти качества оказывают значительное влияние на весь последующий процесс формирования личности и представляют собою как бы "критерий" или "фильтр" для восприятия всех влияний, которым на протяжении своей жизни непрерывно и со всех сторон человек подвергается.Не смотря на то, что этот образ имеет место быть во все эпохи, в исследуемой нами газете он отражен всего 12-ю материалами. Вот один из них - «Ставропольская правда» №57(6975) от 8 марта 1959 года, «Советская женщина - прекрасная мать, воспитательница подрастающего поколения. В нашем крае 345 женщинам присвоено почетное звание «Мать-Героиня»«.

Вывод: в ходе проведенного нами анализа, мы выяснили, что из всего эмпирического материала - 216 публикаций, 121 отразила образ «женщины труженицы», что в свою очередь составило 56% от всех остальных образов. Следовательно доминирующим образом в газете «Ставропольская правда» в период с 1950 по 1959 года является образ «женщины-труженицы».


2.2 Распределение женского образа «труженица» по подтипам


Как уже упоминалось, во времена Советов женщина овладевала различными профессиями. Но ученые утверждают, что профессиональное, а для СССР это значит и социальное, положение женщин в советском обществе имеет две тенденции: во-первых, чем выше ступень социальной лестницы, тем меньше женщин и, во-вторых, продвижение женщин на средние и высшие ступени социальной лестницы за последние годы, то есть годы строительства коммунизма, определенно замедляется. А значит, не только существует неравенство между мужчинами и женщинами, но оно определенно усиливается.

Проведенный нами анализ показал, что образ «женщина-труженица», составляющий 56%, а в числовом коэффициенте - 121 публикацию, имеет 9 подтипов:

·труженица полей(34 материала);

·работница производства(29 материалов);

·животновод(25 материалов);

·телеграфист, оператор(5 материалов);

·доярка(22 материала);

·тракторист(3 материала);

·киномеханик(1 материал);

·почтальон(1 материал);

·агроном(1 материал).


Рис.


Доминирующими из этой классификации подтипов стали «труженица полей», «работница производства», «животновод» и «доярка». Рассмотрим каждый подтип в частности.

Труженица полей. Этот подтип образа «труженицы» стал самым распространённым, так как количество публикаций по его тематике составило 34 материала. К этому подтипу мы отнесли женщин, работа которых основана в полевых условиях. Это женщины, участвующие в посевах и сборах созревшего урожая. Рассмотрим этот подтип на конкретном примере в публикации «Золотые руки» в газете «Ставропольская правда» №206(4528) от 15 октября 1950 года - «Ни сил, ни времени не пожалела Людмила Васильевна, чтобы вырастить хлопок. Она так бы и жила со своими подругами среди кудрявых кустов, - то полола, то прореживала, то делала чеканку. А когда, наконец, над рядками забелел первый пушок, надела фартук и вышла на сбор урожая». Или в №269(5108) от 14 ноября 1952 года, публикация «Три сезонных нормы» - «Хлопководы колхоза имени Жданова, Курского района, в этом году добились хорошего урожая хлопка. Лучших результатов в борьбе за хлопок добилось звено комсомолки Тамары Тимофеевны Хабалоновой. Она явилась застрельщицей соревнований за повышение урожайности хлопковых полей. Под ее руководством коллектив хлопководов уже собрал с каждого гектара своего участка около 5 центнеров «белого золота»«.

Работница производства. В этот подтип мы отнесли женщин-тружениц, которые работали на заводах, фабриках, в цехах и комбинатах. Ударницами этого вида труда являлись чаще всего мотористки, ткальщицы, швеи, фасовщицы, упаковщицы и другие. Наглядно этот подтип мы можем увидеть в материале «Ставропольские ковровщицы» газеты «Ставропольская правда»№ 294(5133) от 14 декабря1952 года - «Ковровый цех артели. В три ряда стоят ковровые станки. Здесь все работницы систематически перевыполняют производственные задания. Особенно высока выработка у Брусневовой, Уколовой, Кафтан, Дьяковой, Сусловой, выполняющих до полутора норм в смену. Следуя примеру ковровщиц, успешно завершили задания и другие цехи. За высокие показатели в социалистическом соревновании артели вручено переходящее Красное знамя крайкома КПСС и крайисполкома».

Животновод. Подтип образа «женщины-труженицы», работа которой напрямую связана с выращиванием, вскармливанием и уходом за животными. Обычно профессиями в этой отрасли являются свинарки, телятницы, овцеводы, птичницы, утководы и т.д. В исследуемом нами издании за 50-е гг. вышло 25 материалов в этой тематике, что составило 21%. Следовательно, данный подтип оказался на третьем месте по количественному показателю в публикуемых материалах. Рассмотреть этот подтип на примере можно в газете «Ставропольская правда» №239(7157) от 10 октября 1959 года в публикации «Вот так надо работать» - «Посмотрите на улыбающееся лицо этой девушки. Как ей не радоваться! Второй год после окончания средней школы Марина Костина работает свинаркой в своем родном колхозе им. Ленина, Апанасенковского района, и уже добилась отрадных результатов в труде. Вместе со своей подругой Клавдией Власенко она получила в среднем от каждой из 30 закрепленных за ними основных свиноматок по 21,5 поросенка. Такие показатели не всегда имеет даже опытная свинарка».

Доярка. Из доминирующих подтипов женского образа «труженица» этот подтип имеет наименьший числовой показатель - 22 материала. Что в процентном соотношении составило 18%. Разберем составляющую часть этого подтипа на наглядном примере «Пусть потекут молочные реки» в №38(6956) от 14 февраля 1959 года «Ставропольской правды». «В минувшем году лично мне удалось добиться неплохих результатов - от каждой закрепленной за мной коровы я надоила в среднем по 5.186 килограммов молока. Однако успех не порождает во мне чувства самоуспокоенности: я убеждена, что резервы роста еще не исчерпаны до конца. Такого же мнения придерживаются и мои подруги, тоже добившиеся отличных надоев. Доярки второй молочнотоварной фермы, где я работаю, надоили в среднем по 4.458 килограмм молока на корову, а по колхозу надои составили 4.285 килограммов. Отрадно осознавать, что наши доярки в соревновании работников молочного животноводства края прочно удерживают первенство».

Вывод: проанализировав материалы газеты «Ставропольская правда» в период с 1950 по 1959 гом, мы получили данные, что доминирующим образом женщины стал образ «труженицы», который в свою очередь мы разбили на подтипы. Из девяти получившихся (труженица полей -34 материала, работница производства - 29 материалов, животновод - 25 материалов, телеграфист/оператор - 5 материалов, доярка - 22 материала, тракторист - 3 материала, киномеханик - 1 материал, почтальон -1материал и агроном - 1материал.), мы выделили доминирующие. Ими оказались «труженица полей», «работница производства», «животновод» и «доярка». Именно они и сформировали образ женщины-труженицы на страницах исследуемого нами издания в 50-е гг. Оставшиеся подтипы данного образа мы не внесли в конкретное рассмотрение, в силу того, что они набрали очень маленький числовой показатель, и своим присутствием никак не повлияли на сформировавшиеся доминирующие подтипы образа «женщины-труженицы».


Заключение


В данной работе предметом нашего исследования явилось представление образа женщины в Ставропольской периодике (на примере «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда»).

Объектом исследования стали материалы газетной периодики «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда».

Мы ставили перед собой следующие задачи: выявить доминирующие типы женских образов, представленных в газетах «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда»;распределить доминирующий образ на подтипы; дать сравнительную характеристику по обеим газетам и прийти к общему выводу, каким же представлялся образ женщины в 50-х гг. в Ставропольской прессе.

В ходе исследования газеты «Молодой ленинец» мы выделили следующие типы женщин: «труженица», «активистка, патриотка», «агитатор», «строитель коммунизма», «мать» и «спортсменка».

Проанализировав материалы «Молодого ленинца», нам также удалось выделить основной образ, который преобладает в данном издании. Им оказался образ женщины-труженицы.

Помимо вышеперечисленных типов женщины, нам удалось выявить и иную типологию женских образов, разбив основной образ «женщины-труженицы» на подтипы. Доминирующими подтипами данного образа стали - «труженицы полей», «работницы производства», «животновода» и «доярки». Из чего мы можем сделать вывод, что в газете «Молодой ленинец», в период с 1950 по 1959 год доминировал образ женщины-труженицы, а конкретнее - труженицы полей, работницы производства, животновода и доярки. Что подтверждает теорию И.А. Курганова о том, что во времена Советов женщины очень редко занимали служебные положения. И чем выше было служебное положение, тем меньше там было женщин. Это особенно показательно в легкой, а тем более в текстильной промышленности, где руководителями являются мужчины, а рабочими почти исключительно женщины. (Женщин - мотальщиц 95%, прядильщиц 97%, съемщиц 99% и т. д.).

Проведенный нами анализ газеты «Ставропольская правда» за 50-е гг., показал, что из всего эмпирического материала - 216 публикаций, 121 отразила образ «женщины труженицы», что в свою очередь составило 56% от всех остальных образов. Следовательно, доминирующим образом в газете «Ставропольская правда» в период с 1950 по 1959 года является образ «женщины-труженицы», который мы в свою очередь распределили на подтипы. Из девяти получившихся(труженица полей, работница производства, животновод, телеграфист/оператор, доярка, тракторист, киномеханик, почтальон и агроном), мы выделили доминирующие. Ими оказались «труженица полей», «работница производства», «животновод» и «доярка». Именно они и сформировали образ женщины-труженицы на страницах исследуемого нами издания в 50-е гг. Оставшиеся подтипы данного образа мы не внесли в конкретное рассмотрение, в силу того, что они набрали очень маленький числовой показатель, и своим присутствием никак не повлияли на сформировавшиеся доминирующие подтипы образа «женщины-труженицы».

Следовательно, мы можем проследить, что доминирующий образ женщины в обоих изданиях абсолютно идентичен, и их числовой показатель приблизительно равен. Более того, подтипы данного доминирующего образа женщины-труженицы, тоже совпадают.

Из всего вышеуказанного следует, что исходя из материалов газет «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда» за период 1950-1959 гг., основным женским образом является «женщина-труженица». А конкретнее - «труженица полей», «работница производства», «животновод» и «доярка».


Список используемой литературы


.Ажгихина Н.И. «Железная леди» или баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе //»Валдай- 96»: Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М.:»Свароч», 1997. С. 43- 46.

.Айвазова, С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия; (очерки политической теории и истории: Документальные: материалы) / С. Г. Айвазова. -М.: РИК Русанова, 1998. 402 с.

.Акопов А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. - Ростов-на-Дону, 2009.

.Бебель, А. Женщина и социализм / А. Бебель. М., 1959. - 592 с.

.Бондаренко, JI. Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему / Л. Ю. Бондаренко // Общественные науки и современность. - 1996. - № 4. - С. 163 -170.

.Бородина А., Бородин Д. Баба или товарищ? Идеал новой советской женщины в 20-х - 30-х годах // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. -Тверь, 2000. СС. 45-51.

.Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // ВМУ. Сер 10: Журналистика. 1998. №3.

.Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетия. - М., 1996. - 310 с.

.Гусева Ю.Е. , Сабунаева М.Л. Гендерные стереотипы: возрастной аспект // Практикум по гендернойпсихологии. / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер,2003. С. 151-163.

.Дорофеев, Ю. А. Мужчина и женщина: динамика противоречий / Ю. А. Дорофеев.сб. статей под ред. С. М. Виноградовой. Вып. 2. - СПб.: Роза мира, 2005.-С. 28-35.

.Елфимова, Е. Образ современной женщины: верность православным традициям и проблема феминизма / Материалы науч.-практ. конференции: Пятые Иннокентьевские чтения. Чита, 2002. - С. 201 - 205.

.Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету. СПб: СПбГУ, 1998. - 83 с.

.Женщина. Гендер. Культура / под ред. Хоткиной 3. А., Пушкаревой.Н. JL, Трофимовой Е. -М.: МЦГИ, 1999. 368 с.

.Захаров, Д. В. Трансформация образа женщины в средствах массовой информации России в 70-90 гг. XX века на примерах журналов: «Работница», «Крестьянка», «Космополитен»:дис. канд. историч. наук: 07.00.02 / Д. В. Захаров. М., 2004. - 208 с.

.Захарова, Н. В. Визуальные женские образы: опыт исследования советской визуальной культуры: дис. канд. социол. наук: 22. 00. 06 / Н. В. Захарова.- Ульяновск, 2005. 164 с.

.Здравомыслова, О. М. «Русская идея»; антиномия женственности и мужественности в национальном образе России / О. М. Здравомыслова // Общественные науки и современность. 2000. - № 4. - С. 109 - 115.

.Карченкова, Т. А. Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века: дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Т. А. Карченкова. -Омск, 2004.-237 с.

.Коммуникативная функция СМИ - электронная статья. - Россия, 2000. URL: #"justify">.Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2002.

.Мантатов В.В. Образ, знак, условность. - М.: Высшая школа, 1980.

.Мельник, Г. С. Женщина в фокусе российских СМИ / Г. С. Мельник // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету. СПб: СпбГУ, 1998. - С. 59 - 65.

.Московский городской ресурсный центр гражданского общества ГБУ города Москвы МДОО - электронная статья. - Россия, 2011. URL:#"justify">.Олешко В.Ф. Есть ли пол у медийного творчества? Заметки на полях анкетного опроса, проведенного мужчиной //Журналист. - 2005. - 1;

.Пушкарева, Н. JL Женщины Древней Руси / Н. JI. Пушкарева. М.: Мысль, 1989.-285 с.

.Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Под ред. Засурсокого Я.Н. - М.: Икар, 2000.

.Соколова Е. А. Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе: репрезентация образа матери - электронная статья. Россия, 2012. URL:#"justify">.Хвостов, В. М. Женщина накануне новой эпохи: Два этюда по женскому вопросу / В. М. Хвостов. - М., 1905. - 101 с.

.Шостак М.И. Журналист и его произведение. Практическое пособие. - М., 2004.

.Юрчак, А. По следам женского образа / А. Юрчак. Женщина и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 65 - 78.

.Ямпольская Р.М. Типообразующие принципы женской прессы журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер.: 10. Журналистика. 1997. №4.

1.


Теги: Образ женщины в ставропольской прессе 50-х годов  Реферат  Журналистика
Просмотров: 22275
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Образ женщины в ставропольской прессе 50-х годов
Назад