Место и роль телевидения в современном обществе

Содержание


Введение

Глава 1. Место и роль телевидения в современном обществе

.1 Телевидение как средство формирования общественного сознания

.2 Типологические особенности современных информационных телепередач

Глава 2. Аналитический обзор познавательных передач ведущих российских телеканалов

.1 Характеристика и политика вещания телеканалов «Первый канал» и «НТВ»

.2 Анализ контента телеканалов «Первый канал» и «НТВ»

.3 Сравнительный анализ телепередач

Заключение

Список использованных источников


Введение


В настоящее время система средств массовой информации отличается значительной динамичностью развития. Она существенно изменилась по финансированию и структуре, расширилась по функциональному назначению. Являясь активной социальной силой, СМИ играют ведущую роль в воздействии на общественное настроение и мнение.

Современное телевидение отражает действительность, соединяет в себе современные достижения технологии, искусства и журналистики. Будучи по своей природе эмоциональным, всеохватывающим явлением, телевидение характеризуется непосредственностью и импровизационностью. Его специфика определяет жанровые особенности, методы и формы работы.

Данная курсовая сравнительному анализу двух телепередач - «Контрольная закупка» («Первый канал») и «Выход есть» («НТВ»).

Телепередача представляет собой информационную программу, показываемую по телевидению. Существуют телепередачи различных видов: новостные, приключенческие, спортивные, научные, детские и многие другие. По жанрам телепередачи делятся на развлекательные (например, «Пусть говорят», «6 кадров»), информационные («Новости», «Итоги дня»), аналитические («Намедни», «Однако»). Также существуют жанровые «миксы»: информационно-аналитические («Итоги недели», «Человек и закон»), информационно-развлекательные («Москва. Инструкция по применению») и др.

Современный этап эволюции телевидения характеризуется развитием информационных телепередач как сформированного типа программ с определенными типологическими признаками. В информационных телепередачах воплощаются преобразования, происходящие в обществе. Программы выступают показателями зрелости телеканала, а следовательно, и залогом его успеха у телезрителей, поскольку не только информируют о событиях, но и дают определенный анализ, комментарий или прогноз.

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, поскольку существует потребность в изучении, анализе и обобщении тенденций в области СМИ в целом и телевидения в частности. Изучения данного феномена обусловлено ролью телевидения в жизни современного общества, его влияния на людей, участия в формировании российского информационного пространства. В связи с этим возникает необходимость изучения информационных телепередач, целью которых является формирование общественного мнения. Выбранные для сравнительного анализа телепередачи являются достаточно популярными в настоящее время. Рассматривая их особенности можно выявить закономерности функционирования телепередач в целом, способов их воздействия на общественное мнение. Этим объясняется выбор и актуальность данной темы исследования.

При написании данного исследования мы обращались к материалам научной литературы по теории и практике журналистики, ряду публикаций в научных и научно-популярных изданиях, авторефератам кандидатских диссертаций, статистическим данным, справочным изданиям, материалам периодической печати, интернет-источникам.

Цель работы заключается в проведении сравнительного анализа телепередач «Контрольная закупка» и «Выход есть».

Цель предопределила постановку следующих задач:

рассмотреть телевидение как средство формирования общественного сознания;

проанализировать основные типологические особенности современных информационных передач;

изучить политику вещания телеканалов «Первый канал» и «НТВ»;

провести анализ контента телеканалов;

осуществить сравнительный анализ передач «Контрольная закупка» и «Выход есть».

Объект исследования - информационные телепередачи российского телевидения «Контрольная закупка» («Первый канал») и «Выход есть» («НТВ»).

Предмет исследования - сравнительный анализ телепередач «Контрольная закупка» и «Выход есть».

Эмпирическим материалом курсовой работы являются телепередачи двух российских каналов: «Контрольная закупка» («Первый канал») и «Выход есть» («НТВ»).

В работе использовались следующие методы: теоретико-типологический метод, социологический метод с привлечением эмпирического материала, сравнительно-описательный метод, контент-анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены и систематизированы основные типологические признаки информационных телепередач, определено их место в работе современного телевидения, их функции и роль в формировании общественного мнения. Результаты проведенного анализа позволяют составить более полное представление об объекте исследования, выявить тематику сюжетов, определить жанровое своеобразие, композицию программ.

Практическая значимость работы состоит в расширении и углублении представлений о развитии информационных телепередач. Проведенное исследование может быть использования в ходе преподавания теории и практики журналистики.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы - 36 страниц печатного текста.


Глава 1. Место и роль телевидения в современном обществе


.1 Телевидение как средство формирования общественного сознания


В настоящее время телевидение как средство массовой информации занимает доминирующую роль в обществе. Для этого существует ряд причин.

С точки зрения психологии человек воспринимает информации с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняние и вкус. Объем информации, поступающей от органов зрения и слуха, является преобладающим. Печатные СМИ также оказывают воздействие на зрительные органы чувств, однако наглядность телевидения значительно выше. Печатные средства массовой информации представляют информацию в закодированном абстрактном виде: слова и предложения, сам язык являются объектами, которые подвергаются значительному объему интерпретации как журналистом во время написания материала о событии, так и читателем, реконструирующим текст в мысленный образ [4, 18]. Иллюстрации и фотографии значительно увеличивают наглядность печатного материала, но с их помощью невозможно передать динамику событий. Кроме того, использование изображений в печатных СМИ существенно удорожают их производство.

Радио как средство массово информации воздействует преимущественно на органы слуха, даже при высокопрофессиональном качестве передачи, что существенно ограничивает его возможности воздействия на общественное сознание.

Телевидение является наиболее синтетическим средством массовой информации. Его комплексность выражается в воздействии как на зрение, так и на слух, причем задействуются эффекты движения, демонстрации не просто иллюстраций, а динамичных реальных картин, репортажей, имитирующих присутствие телезрителя на месте события.

Очень важным является возможность оперативной трансляции. Выпуск печатных СМИ происходит не чаще одного раза в сутки, поэтому новости из них можно получать с опозданием до 24 часов. Радио и телевидение позволяют передавать репортажи с места событий. Современные технические средства дают возможность делать телевизионные репортажи без привлечения мощных и тяжелых средств освещения, камер. Сегодня видеокамеры имеют малые размеры, легко переносятся одним журналистом, что позволяет повысить скорость и интенсивность подготовки информации, придать ей индивидуальность.

Достоинством телевидения является высокая конкуренция между разными программами и даже между редакциями внутри одной программы. Эта конкуренция является гарантией высокого качества передач, поскольку у потребителя есть возможность выбрать, что ему смотреть.

Совершенствование технических средств приводит к тому, что телевидение не ограничено расстоянием: трансляция ведется через спутники, по проводам, с использованием специальных приспособлений. Потребитель сегодня имеет возможность использовать в качестве приемного устройства на только телевизор, но и компьютер с установленным внутри него тюнером. Видеомагнитофоны сохранять интересующие потребителя материалы. Последнее особо хорошо поддержано компьютерными программами.

Как и другие СМИ, телевидению приходится решать проблемы коммерческого, государственного вещания и реализации собственных творческих интересов журналистов. В целом Россия считается сейчас страной, чьи позиции на медиарынке устойчивы и динамически развиваются. Телевизионная компонента этого рынка также оценивается достаточно высоко. Российское телевидение постепенно вливается в мировую информационную систему.

Среди основных тенденций отечественного телевизионного рынка отмечается увеличение каналов, расширение возможностей регионального вещания. Последнее особенно важно, поскольку Россия имеет огромную территорию с большим числом часовых поясов и значительной вариативностью региональных интересов.


.2. Типологические особенности современных информационных телепередач


Как уже отмечалось, роль средств массовой информации в различных сферах общественной жизни велика и многогранна. Влияние на общество, на формирование приоритетов, идеалов, программ средства массовой информации осуществляют, прежде всего, посредством инициирования информационного процесса, что в свою очередь позволяет определенным образом координировать общественное мнение [9, 105]. Наиболее полно перечисленные функции реализуются в телевизионных информационных программах. Телевидение на сегодняшний день представляет наиболее массовый вид СМИ, кроме того, оно обладает максимальной силой эмоционального воздействия на аудиторию, что обеспечивает эффективный процесс восприятия информации определенными категориями телезрителей.

Информационной телевизионной программой можно считать передачу, отражающую политические и социальные отношения, механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и функционирования общества. Основные задачи программы данного типа:

информирование о событиях, имеющих определенную социально-общественную значимость;

интерпретация данных событий, осуществляемая посредством анализа и комментирования;

защита интересов института власти, политических и общественных партий, движений;

критика субъектов общественного пространства, общественных отношений;

формирование общественного мнения относительно социально-общественных действий, индивидов, представляющих интерес с точки зрения их общественной, социальной деятельности [1, 32].

Зрителем информационных телепередач является, прежде всего, аудитория среднего возраста, а менее всего общественными явлениями интересуется молодежь. Интерес руководства телевизионных каналов к производству информационных программ мотивируется несколькими факторами: во-первых, в таких передачах большинство телекомпаний поддерживает политику действующих институтов власти, что гарантирует лояльное отношение к ним со стороны правящей политической элиты. Во-вторых, такие программы позволяют формировать мнение наиболее образованной части телевизионной аудитории.

С целью увеличения численности зрителей информационных программ ведется постоянная типологическая модификация передач рассматриваемого типа. В частности, наблюдается расширение тематики за счет включения сюжетов развлекательной направленности.

Как правило, каждая из выходящих в эфир телевизионных программ содержит развлекательный элемент, рассчитанный на внимание широкой аудитории: один или несколько сюжетов о незначительных, но шумных событиях политической, социальной жизни - расследование скандалов, освещение личной жизни звезд, неординарных событий, явлений. Темы таких сюжетов озвучиваются в анонсах программ, а сами сюжеты обычно завершают передачу, что заставляет зрителя, не интересующегося подобными проблемами, смотреть программу полностью. Однако существуют и передачи, полностью состоящие из сюжетов, рассчитанных на вкус массового зрителя. Наиболее удачным примером совмещения аналитического и развлекательного направлений стала программа «Намедни».

Анализ информационных телепередач позволяет выделить следующие их подтипы:

. Программы, представляющие обзор важнейших событий.

. Данная группа объединяет информационно-аналитические программы, выходящие в телеэфир по субботам или воскресеньям, в них ведущие, авторы, журналисты подводят итоги важнейших политических, социальных, культурных событий недели.

Надо заметить, что приоритетность событий авторы и ведущие программ определяют сами. Таким образом, разные каналы представляют несколько отличные друг от друга новостные недельные обозрения, сопровождающиеся аналитическим предисловием и послесловием к каждому рассматриваемому событию. Сегодня каждый из всероссийских каналов готовит свою информационно-аналитическую программу, что не случайно - помимо информационных программ аудитории необходимо знать мнение эксперта по поводу произошедших событий, а это помогает определить их важность, значимость, возможное дальнейшее развитие. К программам данного подтипа можно отнести «Времена» - авторскую программу В. Познера («Первый канал»); «Зеркало» - программу телеканала «Россия» с Н. Сванидзе; «Реальную политику» (НТВ), ведущий - Г. Павловский, руководитель Фонда эффективной политики и советник руководителя администрации президента; «Постскриптум» (ТВЦ), ведущий А. Пушков.

. Программы военно-криминальной направленности. Криминальная тематика стала одной из популярных в современных СМИ, аудитория проявляет высокий интерес к программам подобного характера. Передачи, рассказывающие о преступлениях, правонарушениях общегосударственного характера, относящихся не только к современной действительности, но и ставших уже достоянием истории, привлекают широкий круг зрителей. Главными героями таких программ - очевидцы значительных исторических событий, представители властных структур; именно этот факт позволяет рассматривать данные программы как общественно-политические. Международные скандалы, обнародование засекреченных данных, расследование политических преступлений - таковы лишь некоторые тематические составляющие передач данного типа. Среди популярных программ этой группы следует назвать одну из старейших отечественных общественно-политических программ - «Человек и закон» («Первый канал»), ей исполнилось 35 лет, но, несмотря на это, она остается одной из самых востребованных. Темы программы - борьба с организованной преступностью, расследования коррупционных действий в высших эшелонах власти, криминальные истории (ведущий - А. Пиманов). Отметим также передачу «Военная тайна» (Ren-ТV), участниками программы становятся военные, политики, разведчики, сотрудники спецслужб; автор и ведущий - И. Прокопенко.

. Программы развлекательной направленности. В данную группу входят те программы, которые для расширения аудитории интерпретируют общественно-политические, социально-экономические темы в развлекательном ключе. Иногда этот фактор становится преобладающим.

Сотрудники столичных российских телекомпаний, активно стремящиеся в последнее время следовать стандартам западной журналистики, использовать её опыт, пока не во всём следуют её принципам. Так, в «Руководстве для создателей передач «Би-би-си» констатируются следующие характерные особенности деятельности тележурналистов: «богатый опыт освещения проблем в плюралистическом обществе сопряжен с трудным искусством примирения общественных и личных интересов, общих и индивидуальных настроений, чувства ответственности с преданностью свободе информации и выражения мнений» [3, 134].


Глава 2. Аналитический обзор познавательных передач ведущих российских телеканалов


.1 Характеристика и политика вещания телеканалов «Первый канал» и «НТВ»


Прежде чем приступить к сравнительному анализу передач «Контрольная закупка» и «Выход есть» на телеканалах «Первый канал» и «НТВ», рассмотрим сами каналы более подробно, чтобы составить представление об их информационной политике, особенностях и масштабах деятельности.

Необходимо указать, что данные каналы транслируются практически везде и принимаются обычными телевизорами без дополнительных приспособлений, в результате чего охват аудитории очень велик.

Сегодня Первый канал является не только самым масштабным (программы Первого канала принимаются на территории, где проживает 98,8% населения страны), но и самым популярным телеканалом страны. Лидерство Первого канала убедительно подтверждают данные нескольких социологических служб, пользующихся разными методами измерения телеаудитории. По их данным с сентября 1995 года и по настоящее время Первый канал является единоличным лидером в эфире - доля аудитории Первого канала больше, чем у основных конкурентов.

Это второй по возрасту телеканал СССР и России после петербургского Пятого канала. Контрольный пакет акций (51 %) канала принадлежит государству. Вещает из Москвы, штаб-квартира находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12. Позиционируется как главный телеканал страны.

Первый канал ведёт свою историю от Первой программы ЦТ СССР, выходившей в эфир с 1951 года, и является старейшим массовым телеканалом в России. В конце 1991 года Центральное телевидение было заменено РГТРК «Останкино» и был основан 1-й канал Останкино, существовавший до 1995 года. 1 февраля 1995 года был образован Первый канал, в то время называвшийся «Общественное российское телевидение» (ОРТ), называвшийся до 2002 года. Первый канал заменил РГТРК «Останкино» 1 апреля 1995 г. Историческое название «Первый канал» было возвращено телеканалу в 2002 году (хотя название ОРТ упоминается на канале и на его сайте вплоть до наших дней).

Первым генеральным директором Первого канала стал известный тележурналист Владислав Листьев, который вскоре вводит на своём канале мораторий на рекламу. Заместителем Генерального Директора Общественного Российского Телевидения был назначен Григорий Александрович Шевелёв, чуть позже назначенный также Генеральным директором Телевидения Останкино.

После убийства Листьева генеральным директором телеканала стал Сергей Благоволин, а Борис Березовский появился в качестве владельца крупнейшей доли акций ОРТ.

Под названием «Общественное Российское Телевидение» канал вышел в эфир на первом частотном канале 1 апреля 1995 года.

В июне 1995 года генеральным продюсером ЗАО «ОРТВ» был назначен Константин Эрнст. Он создал серию роликов «Русский проект» - социальную рекламу канала, показываемую между фильмами и программами на ОРТ с октября 1995 года по июль 1996 года.

С 1 августа 1995 года на канале вновь стали показывать рекламу, которая до этого времени присутствовала в передачах лишь в завуалированном виде.

В октябре 1997 года генеральным директором стала Ксения Пономарёва. 15 октября 1998 года - Игорь Шабдурасулов.

В 1999 году Борису Березовскому принадлежит 49 % акций телеканала. Канал входит в крупнейшую «медиагруппу Березовского», официально не объединённой в таковую и включавшую (в алфавитном порядке): газеты: «Коммерсантъ», «Московская комсомолка», «Независимая газета», «Новые Известия», «Свежий номер»; журналы: «Автопилот», «Власть», «Деньги», «Домовой», «Огонёк»; радиостанцию «Наше радио»; телекомпании ОРТ и МНВК (ТВ-6). 6 октября 1999 года Константин Эрнст был назначен генеральным директором телекомпании, его заместителем стал Сергей Доренко.

В 1999 году для вещания за рубеж создана компания ЗАО «ОРТ-международное», 100 % акций которой принадлежат ОАО «ОРТ», преобразованного из ЗАО «ОРТВ».

В 2000 году Борис Березовский передал свои 49 % акций под управление журналистам. В 2001 году - продал свои 49 % акций за 150 млн. долларов. По утверждению Березовского, в 2001 году администрация В. В. Путина вынудила его продать свои акции.

августа 2000 года, во время пожара на останкинской телебашне, вещание ОРТ прекратилось и перешло на частоту телеканала «Столица», единственного, который тогда работал в Москве. В течение нескольких дней функционировал Совместный канал ОРТ-РТР, на котором транслировались передачи обоих каналов. На экране были оба логотипа канала: РТР (в настоящее время - телеканал «Россия») в левом верхнем углу и ОРТ (в настоящее время - «Первый канал») в правом верхнем углу; внизу находилась подпись «Совместный канал ОРТ-РТР». В других городах каналы продолжали вещать по отдельности.

В октябре 2000 года на канале произошла «большая революция», то есть кардинальное изменение сетки вещания. ОРТ переживал творческий кризис, из-за чего пришлось закрыть более десятка программ. В это же время канал кардинально меняет оформление.

сентября 2002 года телекомпания ОРТ поменяла своё название и стала называться ОАО «Первый канал». Причина переименования - смена лица, исчезновение многих передач, много лет выходивших на ОРТ.

В ноябре 2003 года произошёл переход на частичное стереовещание. Телеканал становится самым прибыльным среди всех российских телеканалов.

апреля 2010 года Первому каналу исполнилось 15 лет.

В 2011-2012 годах планируется вещание в формате 16:9, а также в формате высокой чёткости.

Говоря о политической направленности канала, необходимо отметь следующее. Первый канал в целом хорошо информирует о событиях мира и России, но при этом дает свою субъективную оценку. Он работает на массового зрителя, на так называемого «обывателя». Ведь средний потребитель информации, согласно статистике, проводит перед телевизором примерно 4 часа ежедневно. Этого времени вполне достаточно, чтобы с помощью звука и видеоряда квалифицированные специалисты сформировали в сознании части зрителей и слушателей нужные представления.

Служба Первого канала часто обвиняется в предвзятой проправительственной точке зрения. По словам критиков, неоправданно большую часть эфирного времени в новостях Первый канал уделяет информации о государственной власти. С другой стороны, проправительственная позиция канала не скрывается и не является секретом для широкой публики.

В настоящее время тональность освещения действующей политической власти в стране является исключительно положительной или нейтральной.

Менее года назад новостная команда «Первого канала» была полностью сменена. Канал попытался представить себя как независимое издание. Но в итоге именно это СМИ показывает то, что «нужно». Именно оно создает «нужное» понимание происходящих событий в России и в мире.

ОАО «Телекомпания «НТВ» - общероссийская телекомпания, начавшая вещание в 1993 году. Аудитория НТВ в России превышает 120 миллионов человек. Телеканал НТВ круглосуточно вещает из Москвы, из телецентра «Останкино». Система аналогового цвета - SECAM.

В июне 1993 года журналистами Игорем Малашенко, Олегом Добродеевым и Евгением Киселёвым была создана ТОО «Итоги», которое с 10 октября 1993 года стало производить программы «Итоги» и «Сегодня», выходившие в эфир на Пятом телевизионном канале. В июле 1993 года «Мостбанк», «Столичный», «Национальный кредит» и телекомпания «Итоги» учредили ТОО «Телекомпания НТВ» (зарегистрирована 14 июля 1993 года), 20 % акций принадлежало ТОО «Итоги», остальные 80 % пренадлежали «Мостбанку», Банку «Столичный» и Банку «Национальный кредит», но вскоре два последних вышли из состава акционеров. Президентом Телекомпании НТВ и Генеральным директором Телекомпании НТВ стал Игорь Малашенко, Вице-президентом Телекомпании НТВ и Главным редактором Службы информации Телекомпании НТВ Олег Добродеев, Вице-президентом Телекомпании НТВ и Председателем Совета Директоров Телекомпании НТВ Евгений Киселёв. Сразу после своего основания Телекомпания НТВ начала борьбу за четвёртый телевизионный канал.

Название «НТВ» придумал первый директор канала Игорь Малашенко, аббревиатура изначально не означала ничего. Тем не менее, канал позднее обыгрывал разные возможные значения в своей рекламной кампании: «Новое», «Независимое», «Новостное», «Новогоднее», «Нормальное» или «Наше» ТелеВидение [7].

сентября 1993 года телекомпания НТВ заключила договор с Государственной Телерадиокомпанией «Петербург-Пятый канал», на основании которого программы производимые Телекомпанией НТВ - «Сегодня», «Намедни» и «Итоги» стали выходить в эфир на пятом канале. 10 октября 1993 года в 21.00 вышли «Итоги» - первая программа произведённая ТОО «Телекомпания НТВ». Вместе с И. Малашенко, О. Добродеевым, Е. Киселёвым, на НТВ перешли ведущие Т. Миткова и М. Осокин, корреспонденты В. Лусканов, В. Ленский, И. Зайцева, Е. Курляндцева, А. Герасимов, М. Светличный, А. Зараелян, А. Шашков, А. Бурков.

По указу президента Б. Ельцина от 22 декабря 1993 года, с 17 января 1994 НТВ получила вечернее время на четвёртом телевизионном канале, а Российской Государственной Телерадиокомпании «Останкино» было предложено войти в состав акционеров Телекомпании НТВ, при этом Председателю Совета Директоров Телекомпании НТВ Евгению Киселёву была предложена должность Председателя Российской Государственной Телерадиокомпании «Останкино». Однако Евгений Киселёв отказался от этого предложения, ссылаясь на отсутствие у него опыта в управлении, а Российская Государственная Телерадиокомпания «Останкино» так и не стала акционером НТВ. На тот момент существовало только две частные телекомпании - 2×2 и ТВ-6, оба развлекательного характера, в то время как НТВ с самого начала имело общественно-политическую направленность, создало свою службу новостей и провозгласило слоган «Новости - наша профессия».

На момент получения эфирного времени на пятом канале Телекомпания НТВ производила только информационные программ - «Сегодня», «Итоги» и «Намедни». К ним в 1994 году добавилась сатирико-аналитическая программа «Куклы». После получения четвёртого канала Телекомпания НТВ стала производить также собственные кинопрограммы - «Мир кино», «Час сериала», «Наше старое кино», «Наше новое кино», «Летний кинотеатр», «Кинотеатр юного зрителя», «Детям», «Кумиры старого кино», «Кино не для всех», а также серии документальных фильмов и программ, среди которых «Женские истории» производившиеся телекомпанией ВИD, музыкальные программы - «Русский альбом», «Меломания», «Кафе «Обломов». Кроме того на телеканале продолжили выход в эфир ток-шоу, ранее выходившие в эфир на 4 канале Останкино и производившиеся телекомпанией АТВ - «Времечко», «Третий глаз» до 1997 года и «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» до 1994 года.

Кроме того, одним из условий предоставления телекомпании 4-го телеканала было наличие спортивных программ, таких как «Футбольный клуб», «Большой ринг», «Почти всё о баскетболе», Автогонки «Индикар», «Такова спортивная жизнь». Телекомпания НТВ была первой, кто стала производить эротические программы - «Ночной канал. Эротические шоу мира», «Ночной канал. Плейбой».

С 11 ноября 1996 всё эфирное время четвёртого телевизионного канала перешло телекомпании НТВ, при сохранении просветительских программ, производимых Всероссийской Телерадиокомпанией (вскоре эти программы были закрыты). В связи с предоставлением телекомпании всего четвёртого канала НТВ стало производить новые программы - «Сегодня днём», «Сегодня утром», «Утречко», «Большое времечко», «Ночное времечко», «Итого», «Криминал», «Криминал: Чистосердечное признание» и т. д, а программа «Сегодня» была переименована в «Сегодня вечером».

Вещание НТВ с января 1997 года распространилось на Западную Европу, Ближний Восток и Северную Африку. В этом же году был создан НТВ-Холдинг, объединивший НТВ, ТНТ, НТВ-Плюс (каналы «Наше кино», «Мир кино», «НТВ+Спорт», «Детский мир», «Музыка»), Эхо Москвы, НТВ-Дизайн, НТВ-Профит, НТВ-Кино, НТВ-Интернешнл и Бонум-1. Генеральным директором НТВ-Холдинга стал И. Малашенко, генеральным директором Телекомпании НТВ - О. Добродеев, главным редактором Службы информации НТВ В. Кулистиков. В конце 1997 года программа «Времечко» переместилась на канал «ТВ Центр», а вместо неё стала выходить аналогичная программа «Сегоднячко», а программы «Сегодня днём», «Сегодня утром» и «Сегодня вечером» были переименованы в «Сегодня». 10 марта 1998 года ТОО «Телекомпания НТВ» было переименовано в ОАО «Телекомпания НТВ».

апреля 2001 года Газпром на собрании акционеров Телекомпании НТВ произошла смена руководства телекомпании. Генеральным директором Телекомпании НТВ стал Б. Йордан, Председателем Совета Директоров Телекомпании НТВ А. Кох, Главным редактором Телекомпании НТВ В. Кулистиков. В творческом коллективе НТВ произошёл раскол. Ряд ведущих журналистов во главе с Киселёвым (В. Шендерович, В. Кара-Мурза, М. Осокин, М. Максимовская) отказались признавать решение собрания акционеров, заявляя, что финансовое давление нагнетается правительством Путина, которое часто было объектом критики НТВ. На протяжении нескольких дней они не допускали в студию НТВ представителей ОАО «Газпром-Медиа», продолжая вещание, но исключив из сетки вещания все программы, кроме информационных, а также рекламы (весь день вместо обещанных передач транслировались просто пустые коридоры и студии). В поддержку протестующих журналистов прошёл митинг, организованный партией «Яблоко».

Другая часть сотрудников, в том числе Т. Миткова, Л. Парфёнов, Л. Новожёнов и А. Пивоваров, не поддержали их и не вышли на работу. В результате Парфёнов возглавил канал в качестве генпродюсера.

После проведённых переговоров, «Газпром-Медиа» согласилась заменить своего кандидата на американского гражданина, главу «группы Спутник» Б. Йордана. 11 мая 2001 года «Газпром-медиа» стал собственником НТВ.

апреля 2001 года был создан редакционный совет НТВ.

Многие ведущие журналисты покинули компанию и перешли вместе с бывшим главным редактором НТВ Е. Киселёвым сначала на канал ТНТ, а через месяц перешли на ТВ-6 по приглашению владельца канала Бориса Березовского.

сентября 2001 года на канале начался новый сезон под слоганом «НТВ - Новое Теле Видение». При новом собственнике «лицом» канала стал Л. Парфёнов. Под его руководством на канале был выпущен целый ряд документальных программ, посвящённых истории России - «Намедни 1961-2003: Наша эра» (продолжение программы «Намедни 1961-1991», ставшая ее полной версией), «Российская Империя», «Живой Пушкин». Программы были отмечены премиями ТЭФИ.

В октябре 2001 А. Кох ушёл с поста президента «Газпром-медиа» и его место занял Б. Йордан, который совместил пост генерального директора НТВ с постом президента «Газпром-медиа».

В 2002 году из-за финансовых затруднений и плохих менеджеров телеканал был на грани закрытия, в результате чего в январе 2003 года Б. Йордан был уволен с двух вышеперечисленных постов, а эти два поста занял Н. Сенкевич. В этот период канал начал более активный показ телесериалов. Вместо вечернего десятичасового выпуска программы «Сегодня» стала выходить в эфир программа «Страна и мир», а программа «Сегодня» стала выходить в эфир каждый час. Между Парфёновым и новым руководством произошёл конфликт. Некоторые его сюжеты для авторской программы «Намедни» запрещали ставить в эфир, а однажды ведущий поставил в свою программу интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Главный редактор НТВ Александр Герасимов, издал приказ, запрещающий ставить этот сюжет в эфир, чтобы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в этом убийстве. Парфёнов отказался выполнять указание и опубликовал текст приказа в газете «КоммерсантЪ». В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики и 31 мая 2004 года программа «Намедни» была закрыта, а самого Парфёнова уволили с НТВ.

В июле 2004 года на НТВ вернулся В. Кулистиков и занял пост генерального директора. Сетка вещания обновилась. Были закрыты программы: «Свобода слова», «Личный вклад», «Красная стрела». Их сменили «Программа Максимум», «Реальная политика», документальный сериал «Следствие вели…» с Л. Каневским, программа «Страна и мир» - была переименована в «Сегодня в 22.00» и в 2005 году была закрыта, 7-часовой вечерний выпуск программы «Сегодня» стали вести те же ведущие, что и программу «Страна и мир», а остальные выпуски стали идти каждые три часы, с 2005 года появилась «Итоговая программа». В октябре канал перешёл на круглосуточное вещание. Телеканал вещает в кабельной сети НКС в Москве на частоте 85,25 и 119,25 МГц.

К 2011 году телекомпания планирует завершить строительство своего нового 23-этажного телецентра, высотой 65 метров, расположенного на Новомосковской улице, владение 18-22 в Москве, в полутора километрах к юго-западу от станции метро «ВДНХ». Общая площадь застройки 1,2 га. В здании будет подземная парковка на 642 машиноместа. Телецентр будет крупнейшим в Европе.

На сегодняшний день лицо НТВ определяют программы, которые сделаны в достаточно жесткой манере, те, которые находят своего современного и продвинутого зрителя. Тональность освещения действующей политической власти в стране преимущественно нейтральна.

НТВ - это коммерческая компания, очень жестко нацеленная на производство рейтингов, которые дают возможность получать компании прибыль. Для руководства канала рыночный критерий - основной в деятельности. Целевой аудиторией являются в основном мужчины в возрасте от 25 до 54 лет, с высшим и с незаконченным высшим образованием и с высоким уровнем дохода. Также НТВ имеет лучшие показатели по попаданию в так называемую труднодостижимую аудиторию - руководителей высшего и среднего звена. Индекс проникновения в эту закрытую среду - 129,4%. У «Первого канала» этот показатель составляет 92,2%. То есть НТВ имеет премиальную элитарную аудиторию. НТВ сейчас в полном смысле стал федеральным каналом, каналом для всех россиян.

Помимо территории России, вещание НТВ распространяется за пределы России. Охват телеканала «НТВ Мир» включает страны СНГ и Балтии, а также Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Океанию.


2.2 Анализ контента телеканалов «Первый канал» и «НТВ»


Теперь, когда мы изучили историю и характеристики «Первого канала» и «НТВ», считаем необходимым проанализировать контент этих каналов, для того, чтобы составить объективное представление о той политики вещания, которой они придерживаются.

«Классификатор программ», который мы приведем ниже, разрабатывался при участии кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ. Составители документа исходили из того, что вещательные частоты являются ограниченным ресурсом, эксплуатация которого должна быть доверена вещателям, на конкурсной основе доказавшим приверженность интересам общества [6, 381].

Так, правила британской Комиссии по независимому ТВ предписывают обязательный показ в неделю не менее полутора часов качественных информационных программ (новостей), 10 часов детских программ и двух часов религиозных программ. Ограничена демонстрация насилия и секса.

Итак, рассмотрим программу, предложенную специалистами [6, 382]:

. Информационная (новостная) программа. Регулярное сообщение о текущих событиях, содержащее от 8 до 20 эпизодов («сюжетов», репортажей, устных сообщений). Может быть универсальным и специализированным новости. В конце дня или недели выходят в эфир информационно-аналитические программы, где присутствуют не только факты, но и мнения, обобщения экспертов и ведущего.

. Публицистическая программа - очерки, ток-шоу, репортажи, ставящие перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению, открыто апеллируя к общественному мнению.

. Познавательно-развлекательная программа. Легкие ток-шоу, обозрения текущих событий, передаваемого преимущественно по утрам. Это «коктейль» из интервью со знаменитостями, мультфильмов, информации, полезных советов и пр.

. Культурно-просветительская программа. Драматургически выстроенный рассказ и показ духовных ценностей, созданных человечеством. Жанры те же, что в публицистике, вплоть до документального фильма. Кроме того, трансляции спектаклей, а также передач о проблемах семьи, медицины (здоровья), культуры, домоводства.

. Детская программа. Система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель - всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения.

. Спортивная программа. Информация и комментарии о результатах соревнований, полные трансляции матчей или подробные репортажи о спортивных мероприятиях.

. Художественные (игровые) кинофильмы от 1 до 12 серий могут идти как самостоятельный элемент телевизионного дня либо сопровождаться культурно-просветительной беседой, рассказом об обстоятельствах создания фильма, об историческом контексте в соотнесении с сегодняшним днем.

. Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделяются социологами от художественных фильмов. Функция - дешевое (в прямом и переносном смысле) развлечение. В одних и тех же декорациях разыгрываются стандартные ситуации.

. Развлекательные программы - эстрада, цирк, легкая музыка, игры типа «Угадай мелодию» и «Поле чудес».

. Рекламные программы (наборы клипов, «сюжетов») отделяются от других передач специальной заставкой. Определяется допустимый максимум их присутствия в эфире (обычно не более 12-15 процентов времени). Не принято прерывать рекламой новости и детские программы.

Теперь, рассмотрев список программ, мы можем выделить из них несколько социально значимых [10, 105]:

информационные и информационно-аналитические программы;

публицистические программы;

познавательно-развлекательные программы;

культурно-просветительные программы;

детские программы.

Все эти программы требуют для своего воплощения серьезных затрат и высокой квалификации исполнителей. Наличие таких программ - основание для решения вопроса о лицензировании телекомпании, их отсутствие - основание для решения вопроса о лишении лицензии.

На Первом канале Российского телевещания в настоящее время выходят следующие программы:

Информационно-аналитические: «Новости», «Однако».

Публицистические: «Жди меня», «Жизнь замечательных людей».

Познавательные: «Здоровье», «Сами с усами», «В мире животных», «Клуб путешественников», «Моя родословная».

Музыкальные: «Песня года», «Играй, гармонь, любимая», «Достояние Республики».

Ток-шоу: «Пусть говорят», «Давай поженимся», «Детектор лжи».

Развлекательные: «Что? Где? Когда?», «Пока все дома», «СМАК».

Телесериалы и мультсериалы.

На НТВ:

Информационные программы («Сегодня»).

Аналитические («Итоговая программа»).

Ток-шоу («Честный понедельник»).

Аналитическое ток-шоу («Центральное телевидение»).

Музыкальные программы.

Репортажи («Профессия - репортер»)

Интервью («Главный герой»)

Автомобильные программы («Главная дорога», «Первая передача»).

Документальные проекты («История всероссийского обмана», «Жизнь без боли»).

Телесериалы

2.3 Сравнительный анализ телепередач


Прежде всего, необходимо отметить, что по жанру обе анализируемые передачи относятся к познавательным.

Программа «Контрольная закупка» основана на конкурсе товаров с объявлением победителя. Вкусовые качества продуктов питания вначале тестируют обычные случайные покупатели, так называемая народная экспертиза практически всегда бывает очень справедливой. Далее товары народного потребления исследуют эксперты, проверяют их соответствие государственным стандартам, проводят химический анализ. Ведущий «Контрольной закупки», Антон Привольнов, рассказывает интересные факты по ходу передачи, делает остроумные комментарии. Все этапы исследований, фиксируются видеокамерой, все сказанное в программе контролируется юристами. Для чистоты и непредвзятости выводов экспертов «Контрольной закупки» торговую марку товара не называют.

Программа существует с 4 сентября 2006 года. «Контрольная закупка» выходит по будням на Первом канале в 9:20 (раньше выходила в 14:30). Ведущий - Антон Привольнов (он ведёт также рубрику ОТК на канале «Доброе утро»). С 6 сентября у программы «Контрольная закупка» появилась новая ведущая. К эксперту в области потребительских товаров телеведущему Антону Привольнову присоединилась Наталья Семенихина.

Появление новой ведущей связано с изменениями в самой программе, которая теперь носит более социальный характер. Во-первых, появились новые рубрики, одну из которых - о правах потребителей - и ведет Наталья. Телеведущая рассказывает телезрителям о пакетах документов, которые нужно собрать в том или ином случае: например, обменять автомобиль и др.

Н. Семенихина - постоянная ведущая Дирекции информационных программ, в том числе рубрики «Народная экономика». В новостях на Первом канале с 1997 года. Является специальным корреспондентом правительственного, а затем и президентского пула, шеф украинского бюро, ведущая новостей.

Рубрики программы:

Личное дело. Исторические факты об испытуемом товаре.

Контрольный рейд. Основная задача этой рубрики программы «Контрольная закупка» - узнать, какие продукты продаются на прилавках рынков и магазинов, с какими проблемами сталкивается рядовой покупатель, и научить продавца соблюдать законы. Зрители сообщают о своих проблемах, съемочная группа вместе с ведущим отправляется на место событий. В формате информационного сюжета мы предлагаем телезрителям некую инструкцию, наглядные советы и правила поведения во время покупки. Эта рубрика выходит один раз в неделю и меняется с рубриками «Контрольное задание», «Горячая линия», «Специальный репортаж».

Горячая линия.

Специальный репортаж. Рубрика программы «Контрольная закупка», которая посвящена актуальной потребительской проблеме. Темы для таких сюжетов - это потребительские вопросы, о которых в обществе ведется дискуссия, на которые нет однозначного мнения, вопросы, на которые хотят получить ответы телезрители, например, не опасны ли генно-модифицированные продукты и как правильно читать этикетки в магазине. Перед началом этой рубрики ведущий программы в своей подводке заявляет, что послужило поводом для этого репортажа (это может быть письмо телезрителя или очередной слух, который сюжет должен подтвердить или опровергнуть).

С доставкой на дом. Новая рубрика программы «Контрольная закупка» нацелена на помощь всем, кто нуждается в ней. Это инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи. Антон Привольнов специально для них закупает продукты в магазине, а квалифицированные специалисты дают этим героям полезные советы. Потом все продукты доставляются на дом героям.

Советская пятиминутка. Антон Привольнов берет советы в гостях у профессионалов.

Все под контролем. В первой части выбирается продукт дня в магазине под руководством Антона Привольнова и дополнительные продукты для повара, который будет готовить из них простые и полезные блюда. После посещения магазина рассказ о том, в какую сумму обойдется этот простой набор продуктов.

Передача «Выход есть», в отличие от «Контрольной закупки», совсем новая - первые ее выпуск вышел в свет в марте 2011 года. Ведущий Алексей Егоров в эфире канала НТВ не раз шокировал зрителей нашумевшими спецрасследованиями: «Мясо», «Цены», «Красота», «Водка», «ЖКХ», вскрывающими самые безобразные всероссийские обманы в рамках одноименного проекта «История всероссийского обмана».

После трансляции данных программ на автора цикла «посыпались» вопросы о том, как не стать жертвой «всероссийского обмана» и есть ли выход из сложившейся в мире ситуации. Так у создателей «Историй всероссийского обмана» родилась идея новой оптимистической потребительской программы «Выход есть!».

Ее цель - показать потребителю, как найти действительно качественную продукцию и не дать себя обмануть.

«В работе над проектом я руководствовался девизом: рекомендовать только то, что не побоюсь давать своим детям, - говорит её ведущий Алексей Егоров [7]. Именно поэтому его пятилетние дети-близнецы Софья и Илья станут соведущими своего папы.

Характеризовать новую программу пока достаточно сложно, потому что ее структура еще только формируется. Пока в ней нет четкого деления на рубрики, как это заметно в «Контрольной закупке». Программа представляет собой последовательный ряд событий, посвященных теме исследования.

Существенно отличается и временные рамки программ. «Контрольная закупка» выходит ежедневно по будням в 9:20 и продолжается 30 минут. «Выход есть» транслируется один раз в неделю, в воскресенье, в середине дня и продолжается час. Данные временные рамки делают первую программу более оперативной, поскольку в короткий период эфира нужно вложить достаточно информации. При этом ежедневный показ дает возможность охватить большое количество тем. В программе «Выход есть» информация рассматривается более детально, что позволяет время эфира, но количество рассматриваемых тем значительно меньше в силу меньшего выпуска передач.

Рассмотрим основные аналитические показатели передач.

) Коммуникативная диспозиция: «взрослый - взрослый». Коммуникативная позиция «взрослый» - со стороны телепередачи, коммуникативная позиция «взрослый» - по отношению к потребителям телепередачи. Идеологи передачи как бы не навязывают своё мнение, хотя сам факт наличия вещания уже есть вмешательство. Хочется напомнить одно исследование, показавшее, что вне зависимости от характера информации многократное её предъявление вызывает её позитивное принятие (как защитная реакция организма).

Гибкость/ригидность позиции: диспозиция в целом (как бинарное отношение) является ригидной. Например, если меняется поведение слушателя, то поведение вещателя изменяется таким образом, чтобы диспозиция оставалась неизменной. Позиция слушателя всегда ригидна, так как слушатель никак не может влиять на слушаемую информацию, а вот его реакция на эту информацию весьма предсказуема. Позиция вещателя (1) гибка в том плане, что она организуется сообразно своим внутренним стандартам и в этом смысле директивна, и позиция вещателя (2) ригидна настолько, насколько вещателю необходимо следовать на поводу у зрителя, чтобы удерживать вышеуказанную диспозицию «взрослый - взрослый» между собой и зрителем.

) характер коммуникативного послания. Представленность официальной или неофициальной точек зрения на происходящие события: представлено множество как официальных, так и неофициальных точек зрения. Естественно, что звуковой и видеоряд монтируется, исходя из замысла создателей телепередачи.

Содержательное отличие одной программы от другой: Авторы обеих программ достаточно широко используют события, которые могут быть интересны зрителю. Несмотря на то, что смысловое содержание программ одинаковое, авторы используют различное наполнение.

Оригинальность информации: информация в обеих программах подается оригинально, под неожиданным ракурсом. Например, в программе «Выход есть» ведущие не просто рассказывают, чем опасен тот или иной продукт. При этом предмет разговора рассматривается с исторической и научно-популярной точки зрения. Ведущий выясняет, как с подобной ситуацией обстоит дело за границей, что едят президенты и премьер-министры разных стран, проверяет на прочность народные рецепты, бабушкины советы, рекламные заверения, рекомендации экспертов. В студии проводятся различные оригинальные эксперименты: дойка осетра, приготовление кефира в бурдюке, изготовление секретного напитка, который помогает не потолстеть после обильного застолья, изготовление водки по рецептам времён Петра Первого и т.д.

В программе «Контрольная закупка» помимо оригинальной подачи информации достаточно нестандартным является еще и предложение качественных рецептов приготовления пищи из рассматриваемых продуктов.

Основные герои сюжетов и программы в целом. В программе «Контрольная закупка» - два ведущих - А. Привольнов и Н.Семенихина, в «Выходе есть» - А. Егоров и его пятилетние дети-близнецы. Героями сюжетов в обеих передачах выступают как простые потребители, так и влиятельные личности: политики, звезды шоу-бизнеса, шеф-повара, исследователи и др. Таким образом, имея существенные различия в подборе ведущих, передачи сходны в выборе героев сюжетов.

Особенности монтажа видеоряда. Обе программы построены достаточно динамично, происходит скачкообразный переход между сюжетами, что позволяет отчасти управлять зрителями, донося до них точку зрения авторов программ и убеждая в их правоте.

Выстроенность сюжетной линии программы в целом. Последовательность событий с разным эмоциональным контекстом. Программа «Контрольная закупка» строится на контрасте. Получается эффект размытости, создаётся впечатление объективной «солянки». Один стиль подачи информации резко сменяется другим. Например, от демонстрации сцен небрежного, антисанитарного отношения к продуктам питания к приготовлению качественной и здоровой пищи. Данный ход позволяет привлечь большее количество телезрителей: почти каждый может найти что-то для себя. Схожие черты построения мы находим и в передаче «Выход есть», однако в ней не видно столь резких контрастов.

Драматургия репортажей. В обеих передачах происходит четкое деление на то, что «хорошо», а что «плохо». Делается это не прямой оценкой, а примерами, зарисовками (по псевдопринципу «мы только информируем, а вывод делайте сами»). Образы прописаны однозначно и не допускают неоднозначной интерпретации.

) Форма воздействия на зрителя, соответствие языков воздействия. Темп подачи сообщения: не быстро, но времени на то, чтобы остановиться и критически осмыслить услышанное нет: постоянная смена сюжетов, тем, интонаций. Можно только услышать. Информация подаётся так, чтобы не вызывать резкого обострения внимания.

Сенсационность материала: почти каждый материал преподносится как исключительно важный, эксклюзивный, сенсационный или дающий доселе недоступную информированность и компетентность.

Эмоциональная насыщенность в обеих программах достаточно выражена. Вместе с тем программа «Выход есть» имеет боле позитивный, оптимистический настрой как в самом названии, так и в подаче материала: зрителю всегда предоставляется и показывается выход из сложившейся ситуации.

Организация обратной связи в программе «Выход есть» сводится к озв?учению мнения человека, который неадекватен (невалиден, нереферентен) затронутой проблеме. В передаче «Контрольная закупка» предусмотрена рубрика «Горячая линия», куда могут обратиться зрители. Кроме того, на сайте Первого канала [8] в разделе передачи «Контрольная закупка» также предусмотрена форма обратной связи для зрителей, где они могут высказаться по поводу программы в письменном виде.

Наличие web-страницы, посвященной программе «Контрольная закупка» является ее очередной отличительной чертой. На сайте Первого канала выкладываются онлайн выпуски передачи, а также ее основное содержание в печатном виде, что является достаточно удобным для потребителя информации. Подобного на сайте НТВ мы не видим: у программы «Выход есть» на сегодняшний день представлен только анонс, без полной выкладки передачи. Возможно, этот недостаток будет устранен со временем, поскольку программа существует достаточно недавно.

) Потребности аудитории, к которым апеллируют передачи, сходны в обоих случаях:

на социальном уровне: потребность в непредвзятой информации глобального масштаба; потребность посмотреть на события в своей стране, потребность узнать, как же наше общество выглядит «на самом деле»;

на групповом уровне: потребность примкнуть к тем, кто смотрит «продвинутую» информацию;

на индивидуальном уровне: потребность быть более компетентным в тех процессах, которые происходят в окружающем мире.

) Стиль общения ведущих передач. Психологической дистанции между автором и зрителем в обеих передачах практически не наблюдается: ведущие программ позиционируют себя как таких же потребителей, нуждающихся в помощи специалистов при выборе качественного товара. Кроме того, в программах неоднократно подчеркивается, что вся информация подается исключительно для зрителя и именно он выступает в роли основного оценщика.

) Характеристики людей в кадре. Ведущие обеих программ заинтересованы в своем материале. При оценке событий и процессов видно их прямое участие. При этом в программе «Контрольная закупка» ведущие выступают в образе больших профессионалов, чем в «Выходе есть», где ведущих вместе со своими детьми позиционируется как отец семейства, заинтересованный в благополучии своих детей.

В любом случае зритель может ассоциировать себя с ведущими обеих передач по параметрам осведомленности, заинтересованности и участия.

) Предполагаемая аудитория передачи

В обеих программах широта потенциальной аудитории: всё население России. Специфичность адресата программ: уровень изложения и стиль подачи информационных материалов не требует специального образования у потребителя и доступен каждому.

Основной адресат программы: средний класс, семьи, пенсионеры, работающее население. Однако здесь необходимо отметить, что по времени эфира передача «Выход есть» более удобна для зрителя, поскольку транслируется в выходной день, когда доступна практически всей целевой аудитории. Показ же передачи «Контрольная закупка» в утренние часы будних дней ограничивает ее доступность для аудитории, оставляя основной аудиторией только пенсионеров.

) Информационная нагрузка передач.

Очевидным является то, что подбор материала для передач является важным вопросом редакционной политики каналов. В обеих передачах присутствует «негатив», но в программе канала НТВ баланс «позитива» и «негатива» не оставляет ощущения безысходности, в то время как в передаче «Контрольная закупка» такое состояние иногда возникает.

В телепередаче Первого канала используются техники, с помощью которых происходит манипуляция сознанием зрителей. В программе не показана позиция автора, он просто не предоставляет другого варианта развития событий. Происходит простая констатация фактов, без альтернативных возможностей оценки событий.

Информирование зрителя о рассматриваемых товарах, таким образом, происходит путем подачи субъективной оценки, скрытой рекламы крупного производителя, правительственных каналов сбыта продукции как наиболее безопасных для потребителя, а значит - лучших.

В подаче программы НТВ информация не выглядит такой безоговорочно правильной. Авторы передачи попытались представить достаточно нейтральную позицию по разным производителям, предоставляя зрителю право выбора наиболее адекватного варианта. В данном случае мы также видим отражение политики информационной подачи материала каналом: освещение событий в объективном русле, без примеси личных оценок либо с оценкой рядового потребителя, а не приверженца какой-то конкретной марки или серии товара.


Заключение


Данная курсовая работа был посвящена сравнительному анализу телепередач Первого канала «Контрольная закупка» и НТВ «Выход есть», посвященных экспертизе потребительских товаров.

В ходе исследования была рассмотрена роль телевидения как средства формирования массового сознания, рассмотрены основные типологические особенности информационных передач. Прообразом современных информационных передач и близких им по типу стали программы, появившиеся в эфире в 60-е годы ХХ столетия. Качественный и количественный рост информационных программ произошел в непосредственной связи с политическими, экономическими и социальными изменениями в общественной жизни. Эволюция объекта исследования оказывает влияние на развитие всей системы телевещания.

Информационные познавательные передачи представляют собой тип телепрограмм, типологический анализ которых включает в себя такие параметры, как учредитель, цель и задачи, периодичность, зрительская аудитория, сфера отображаемой действительности и др.

Состояние и функционирование современных информационных программ обусловлено формой собственности канала, на котором они выходят. Объект исследования на каждом канале имеет свои особенности: жанровые и тематические предпочтения, специфические приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

Основной целью программ исследуемого типа является формирование общественного мнения.

В анализируемых передачах обнаружено много сходных черт, в частности, одинаковой является тематическая направленность передач, доступность подачи информации, стиль изложения. Вместе с тем в ходе исследования выявлено немало различий между программами.

Программа «Контрольная закупка» существует пятый год, в то время как «Выход есть» - только второй месяц.

Ведущие программы «Контрольная закупка» выглядят более профессионально по сравнению с ведущими «Выхода есть» (отец и дети), в результате чего последняя программа позиционируется как программа для семейного просмотра. Об этом свидетельствует и время эфира передачи - день воскресенья - доступность для всей семьи. Выход в эфир «Контрольной закупки» делает ее доступной преимущественно для пенсионеров.

Временные рамки передачи Первого канала способствуют оперативной подаче информации, в то время как в передаче канала НТВ существует возможность более подробного анализа информации.

Существенным плюсом «Контрольной закупки» является ее «дубляж» на сайте канала, где выкладывается не только онлайн версия передачи, но и ее текстовое изложение и форма обратной связи. У программы «Выход есть» таких элементов на данный момент не предусмотрено.

Передача канала НТВ имеет более позитивный настрой для зрителей как в самом названии, так и в подаче материала.

Вместе с тем в обоих примерах информация подается в определенном ракурсе, формируя определенное зрительское мнение, что является отличительной чертой передач подобного типа.

телевидение информационный телеканал

Список использованных источников


1.Ветров К. Культурно-нравственный аспект деятельности СМИ. - М., Книга и бизнес, 2005. - 64 c.

2.Гаймакова Б.Д. Основы редактирования телепередач. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001. - 77 с.

.Журналистика и медиаобразование в XXI веке: Сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2006 г.). Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 368 с.

.Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 156с.

.Кузнецов Г.В. Критерии качества телевизионных программ. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. - 69 с.

.Кузнецов Г.В., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М.: Издательство Московского университета, 2002. - 304с.

.НТВ [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.ntv.ru/

.Первый канал [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.1tv.ru/total/

.Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 222 с.

.Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 382 с.


Теги: Место и роль телевидения в современном обществе  Курсовая работа (теория)  Журналистика
Просмотров: 20464
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Место и роль телевидения в современном обществе
Назад