Журнал путей сообщения

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Экономика транспорта»


РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: «История экономики железнодорожного транспорта»

На тему: «Журнал путей сообщения»


Выполнил:

ст. гр. ЭК-243

Бозоев С.И.


Екатеринбург 2014

Содержание


Введение

. Зарождение железных дорог в России

. Журнал путей сообщения

. Журналы, выпускаемые в современном мире

Заключение

Список литературы


Введение


Вряд ли найдется в России человек, который ни разу ни прибегал к услугам железной дороги, будь то простая поездка или путешествие к морю.

Живя сейчас, многие из нас и не задумываются о создании железнодорожного транспорта. Кажется, он был всегда, и та скорость, с которой он перевозит грузы и пассажиров. Создание железных дорог, как средства путей сообщения послужило выпуску печатных изданий, которые доносили до людей информацию, связанную с этим видом транспорта. Одним из таких изданий, был «Журнал путей сообщения».

Цель работы - рассмотреть причины и цели издания Журнала путей сообщения, как неотъемлемую часть развития железных дорог.

Задачи:

·Выяснить, когда были изданы первые журналы;

·Рассмотреть содержание журнала;

·Выяснить, какие журналы выпускаются в современном мире;

·Определить важность выпусков журналов на развитие железных дорог.

На мой взгляд, данная тема интересна любому учащемуся железнодорожного ВУЗа с точки зрения расширения кругозора.


1. Зарождение железных дорог в России


Пути сообщения были всегда и везде. Наземный транспорт зародился в глубокой древности. История наземного транспорта, выделившего из себя новый вид - железнодорожный, уходит вглубь веков.

В древних странах строили сухопутные дороги, по которым, используя животных, перевозили грузы и людей. Сохранившиеся дороги Древнего Рима, Великого шелкового пути из Китая в Среднюю Азию и другие вызывают удивление по качеству строительства и протяженности сообщений. По таким дорогам лошади и волы везли повозки, скакали всадники, передвигались караваны верблюдов, шли пешие люди, перемещались воины.

Развитие путей сообщения проходило в зависимости от культурных преобразований и изменений в обществе. Средневековый период вплоть до XV века характерен ведением войн. Затем наступило бурное изменение в жизни европейских народов. Быстро росло число мануфактур, появились горные и металлургические предприятия, требующие перемещения большого количества грузов, создания новых видов транспорта. Большое количество существующих в то время дорог были совершенно непроходимыми, а скорости движения и количество перевозимого груза зависели от силы и выносливости лошадей.

Российское правительство озаботилось вопросами прокладки железной дороги в начале XIX века. Базой для этого направления стал Департамент водных коммуникаций, созданный в 1798 году по утверждённому императором Павлом I проекту. Организацию возглавил Н. П. Румянцев. Департамент при Румянцеве действовал успешно, активно развивался и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.

Целью создания института была подготовка специалистов для строительства на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения. В эпоху создания института наиболее развитым был водный путь. Основным недостатком судоходства была зима, когда суда простаивали месяцы в ожидании начала навигации. Против течения по рекам и каналам летом суда проводились бурлаками.

С 1826 года по профессорский состав Института начал выпуск журнала путей сообщений. 36 номеров этого издания, вышедшие в течение первого десятилетия, содержали свыше пятидесяти научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений, как в России, так и за рубежом.

В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».

С 1833 года Мельников - профессор курса прикладной механики, утверждён заведующим кафедрой. Ведёт лекции по железнодорожной тематике в трёх разделах: верхнее строение пути, тяга поездов, подвижной состав. Параллельно с этим ведёт научную работу: в 1835 году опубликована книга «О железных дорогах» - первое в России учебное пособие по железнодорожному транспорту. В это же время профессор Н.О. Крафт читает курс о составлении проектов. Профессор М.С. Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратует за просветительскую работу в рамках института.

С 1835 года М.С. Волков, профессор Института (в прошлом - выпускник), вводит раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П.П. Мельников, А.Г. Добронравов, Н.Ф. Ястржембский.

Таким образом, институт, решая задачу налаживания путей сообщения в России, был основан императором Александром I, был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки квалифицированных строителей, инженеров-путейцев. Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге. Это на порядок повысило квалификацию выпускников, и заложило почву для квалифицированного строительства и обслуживания Николаевской железной дороги.

История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году родственник императора граф Алексей Бобринский создаёт акционерное общество, целью которого является финансирование строительства железных дорог. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. За несколько месяцев был построен пусковой участок отКузьмино до Павловска, на котором к концу года было запущено движение, а официальное открытие дороги состоялось в конце 1837 года.


. Журнал путей сообщения


В первые годы своего существования «Журнал путей сообщения», выходивший тогда на русском и французском языках, наряду с вопросами строительства дорог для гужевых перевозок, организации судоходства публиковал и материалы по проблемам создания отечественного механического транспорта. В этот период на его страницах развернулась дискуссия о целесообразности постройки железных дорог в условиях России, закладывались теоретические основы железнодорожного дела. В журнале выступали крупнейшие русские ученые и инженеры, наметившие конкретные направления создания важнейших технических объектов - рельсовой колеи, искусственных сооружений, подвижного состава.

Министерство путей сообщения России многие годы издает пять научно-технических железнодорожных журналов. Одно из старейших отраслевых изданий страны и транспортных журналов мира журнал «Железнодорожный транспорт» начал выходить в 1826 г в С-Петербурге под названием «Журнал путей со общения» С 1889 г издавалась неофициальная часть - «Журнал Министерства путей сообщения», а официальные документы печатались в Приложении В советское время в полной мере выпуск журнала был возобновлен в 1919 г в Петрограде, с 1920 г журнал выходил в Москве под названием «Техника и экономика путей сообщения», «Транспорт и хозяйство», «Социалистический транспорт», с 1941 г - указанное название С первых лет издания журнал, привлекая в качестве авторов статей таких выдающихся ученых и инженеров, как П.П. Мельников, Д.И. Журавский, Н.О. Крафт, активно выступал за строительство железных дорог в России.С их появлением всемерно содействовал формированию и развитию отечественной железнодорожной сети, созданию эффективного подвижного состава и других технических средств, совершенствованию эксплуатацией ной работы и управления перевозочным процессом, обобщению и распространению передовою опыта. Общепризнанные традиции издания - высокая информативность, глубина постановки и комплексность освещения научно технических, экономических и социальных проблем железнодорожного транспорта. Большое внимание уделяется вопросам укрепления партнерских отношений железных дорог с субъектами Российской Федерации и грузовладельцами, улучшения транспортного обслуживания регионов, развития плодотворного сотрудничества Российских и зарубежных железных дорог, в первую очередь в рамках СНГ, взаимодействия различных видов транспорта Журнал награжден орденом Трудового Красного Знамени (1982 г). Важное значение для развития транспортной науки и техники имеет выпуск железнодорожных журналов «Автоматика, связь, информатика» (с 1923 г), «Локомотив» (с 1957 г), «Путь и путевое хозяйство» (с 1957 г), «Железные дороги мира» (с 1971 г). С учетом своей тематики, задач и читательской аудитории журналы всесторонне освещают актуальные проблемы ведущей транспортной отрасли государства, активно содействуют их решению. Журналы регулярно публикуют материалы о создании и внедрении новой техники, знакомят с результатами научных исследований, деятельностью изобретателей, пропагандируют передовой производственный опыт, дают технические консультации, помещают рецензии на новые книги по транспорту информацию о зарубежной технике и железнодорожном строительстве, публикуют материалы в помощь экономическому образованию и освоению массовых профессий, по истории железных дорог.

Характерной особенностью журналов является публикация тематических подборок или выпуск специальных номеров по проблемам и приоритетным направлениям развития отрасли. На страницах этих изданий ученые, проектировщики, конструкторы, специалисты практики обсуждают важнейшие научно-технические проблемы обеспечения бесперебойного функционирования железных дорог и безопасности движения, создания и внедрения новой техники и прогрессивной технологии, повышения качества транспортного обслуживания экономики и населения страны. Материалы по железнодорожной тематике помещают также журналы смежных отраслей, например журнал «Транспортное строительство» и др. В 1882-1917 гг.

Русское техническое общество издавало журнал «Железнодорожное дело», где помещалась регулярная информация о результатах научной деятельности, экспериментальных и теоретических исследованиях, публиковались сообщения об открытии новых железнодорожных линий. Постоянным приложением к журналу был библиографический указатель статей периодической литературы.


. Журналы, выпускаемые в современном мире


В современном мире так же выпускаются журналы о железнодорожном транспорте. Рассмотрим некоторые из них:

·Журнал «Экономика железных дорог»

Ведущее профессиональное издание по вопросам управления железными дорогами и железнодорожными предприятиями. Журнал выходит с 1999 г.

Ежемесячный журнал для руководителей и финансово-экономических работников железнодорожной отрасли. В каждом номере освещается реализация стратегии развития железнодорожного транспорта России, вопросы улучшения финансово-экономических показателей, научные и практические рекомендации по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

·Журнал «Путь и путевое хозяйство»

Издается с января 1957 г. в соответствии с приказом МПС № 62Ц от 03 июля 1956 г. С 1936 г. по 1940 г. журнал выходил под названием «Путеец». До этого с января 1932 г. по декабрь1935 г. выпускался журнал «Железнодорожный путь».

Предназначен для специалистов среднего и высшего звеньев управления путевым хозяйством, специализированным машиностроительным комплексом и транспортным строительством, бригадиров, мастеров и монтеров пути, проектировщиков, научных работников, студентов. Всесторонне отражает проблематику путевого хозяйства, ведет общеобразовательную и воспитательную работу среди путейцев.

Основная тематика журнала: реформирование путевого комплекса, внедрение ресурсосберегающих технологий, новые конструкции пути, машины и механизмы; опыт передовиков и новаторов; безопасность движения, охрана труда; текущее содержание и ремонт пути, земляного полотна и искусственных сооружений; эксплуатация и ремонт машин и механизмов, средств оценки состояния колеи и дефектоскопии рельсов; зарубежная техника.

·Журнал «Инновационный транспорт»

Основная цель издания - популяризация знаний и достижений в транспортной отрасли, обзор важнейших событий в сфере транспорта с точки зрения его инновационного развития. Это в полной мере относится не только к железнодорожному, но и к автомобильному, авиационному, водному и другим перспективным видам транспорта.

Рубрики журнала:

·Железнодорожный транспорт

·Автомобильный транспорт

·Воздушный транспорт

·Водный транспорт

·Транспортное образование

·События

·Симпозиумы, конференции, выставки

·Научные материалы докторатов и аспирантов

Издается с ноября 2011 года.

Выходит один раз в три месяца.

·Журнал «Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, экономике, практике»

Транспорт Российской Федерации» - журнал для специалистов транспортного комплекса, представителей исполнительной и законодательной ветвей власти. Журнал о науке, экономике, практике» издается с октября 2005 года.

Основные цели издания:

·способствовать объединению всех направлений транспортного комплекса России;

·детально освещать проблемы развития транспортной системы России;

·продвигать достижения отечественной науки в транспортном комплексе России.

Журнал «Железные дороги мира»

Журнал освещает отечественный и зарубежный передовой опыт во всех областях железнодорожного транспорта, публикует статьи авторитетных специалистов по железнодорожному транспорту из России, европейских стран, Северной Америки, Японии, Китая, других ведущих железнодорожных держав. Основная тематика журнала: транспортная политика, реформирование железных дорог, эксплуатация и экономика; современный подвижной состав, конструкции его узлов, результаты исследований и испытаний в этой области; высокоскоростное движение; аспекты электрификации железных дорог; экономия энергоресурсов и ресурсосберегающие технологии; вопросы взаимодействия подвижного состава и пути, тяжеловесное движение; исследования в области пути и искусственных сооружений; современные системы СЦБ, связи и управления движением поездов; нетрадиционные транспортные системы - системы на магнитном подвесе, монорельсовые и т. д.; системы городского и пригородного рельсового транспорта, экология.

железный транспорт журнал издание


Заключение


В ходе выполнения данной реферативной работы, была рассмотрена и изучена история развития железнодорожного транспорта, история создания «журнала путей сообщений», также были изучены цели и причины издания данного журнала. Нами была изучена современная литература о железнодорожном транспорте, рассмотрены на примере несколько журналов, которые печатаются в настоящее время, на основе которых мы сделали вывод, что современные журналы значительно отличаются от «журнала путей сообщения», который издавался в прошлом веке. Различия есть и в объеме печатных экземпляром и в содержании.

«Журнал путей сообщений» заложил тенденции для написания других журналов и газет железнодорожного транспорта, предназначенных, как для специалистов, так и для обывателей.

Данная тема реферата является актуальной, интересной и познавательной для учащегося любого транспортного вуза, работника транспортной компании, железных дорог и просто путешественнику, который пользуется услугами железнодорожного транспорта.


Список литературы


1.А.Г. Галкин «Инновационный транспорт», 2013, №4 (10)

2.«Экономика железных дорог», 2013, №1


Теги: Журнал путей сообщения  Реферат  Журналистика
Просмотров: 43031
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Журнал путей сообщения
Назад