Движение "макрейкерства" в американской журналистике в начале XX столетия

Содержание


Введение

Глава 1. Движение «макрейкерства» в США

.1 История возникновения движения «разгребателей грязи» в США

.2 Знаменитые «разгребатели»

Глава 2. Линкольн Стеффенс - репортер № 1

.1 «Мальчик на коне» - автобиография журналиста

.2 Физиогномическая характеристика личности Линкольна Стеффенса

Заключение

Список использованной литературы


Введение


«Рай и ад - одно и то же место и все мы там будем: для тех, кто готов туда войти, это рай, для тех, кто не готов, - ад», - Джозеф Линкольн Стеффенс

В начале XX столетия в Америке началась промышленная революция, которая открыла новые пути создания денежных империй. После войны 60-х годов было уничтожено рабство. Экономика получает новый толчок для своего развития и по Америке проносится волна коррупции и жажды «легких денег». Именно этот этап в истории Соединенных Штатов Америки (США) и станет началом для американской журналистики - периодом "макрейкерства" (движения "разгребателей грязи"), т.е. разоблачительной журналистикой.

Традиционно начало "макрейкерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Джекоб Риис, корреспондент "The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге "Как живет другая половина", которая вышла в 1890 году. Факты, полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление.

Началом литературного движения «разгребателей грязи» считается статья Джозефа Линкольна Стеффенса, направленная против взяточников и казнокрадов. Постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, Стеффенс становится всемирно известным журналистом, достойнейшим собеседником, одним из самых высокооплачиваемых репортеров и, наконец, корреспондентов номер один в США.

Актуальность данной курсовой работы заключается в изучении движения «макрейкерства», поскольку именно оно и стало началом для развития расследований в журналистике. Из этого явления появились такие положительные приемы как журналистское расследование, актуальный репортаж или горячая тема.

Объектом исследования в данной работе является движение «разгребателей грязи», а предметом - лидер и «первопроходец» в расследовательской журналистики в США - личность Джозефа Линкольна Стеффенса.

Цель данной курсовой работы - определить психологический тип лидера Стеффенса, исходя из его физиогномических данных, «увидеть» его глазами журналистов того времени и постараться выяснить, почему он предпочел всему остальному профессию журналиста.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

изучить предпосылки появления движения «макрейкерства»;

изучить процесс становления расследовательской журналистики;

исследовать психологические характеристики личности Стеффенса;

определить предпосылки выбора Стеффенса относительно расследовательской журналистики.

Для подготовки данной работы использовалась литература курса «Зарубежной журналистики», «Истории США» и психологическая литература раздела «Физиогномики».


.Движение «макрейкерства» в США


.1 История возникновения движения «разгребателей грязи» в США


"Свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу", - Г.Д. Ллойд, девиз «разгребателей грязи».

В 20-е годы XIX века в Америке началась промышленная революция, которая открыла новые пути создания денежных империй. После войны 60-х годов было уничтожено рабство. Экономика получает новый толчок для своего развития и по Америке проносится волна коррупции и жажды «легких денег». В этих годах С. Клеменс приходит на должность репортера в «Territorial enterprise», более известный под псевдонимом Марка Твена. Он начинает проводить собственные расследования коррупции, которые нашли отражения в его статьях. Его репортажи становятся все более и более влиятельными и его приглашают сотрудничать с «Morning Call», «которая издавалась в Сан-Франциско, и становится чем-то вроде генерального цензора в этом городе, где, по его словам, «самый воздух был отравлен распутством и слухами о распутстве».

В конце XIX века выходит книга «Позолоченный век», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она затронула финансовые сделки, жажду наживы, коррупцию в политических кругах. Американская общественность впервые ощутила социальные проблемы, творившиеся в стране. Критики по-разному восприняли материал, изложенный в издании, но необходимость коренных перемен остро ощутила общественность.

Стали появляться статьи, борющиеся с мелкой буржуазией, монополией рынка. К примеру, в конце 90-х годов выходят статьи Э. Кросби, Д. Флинта, Э. Лефевра, которые анализировали увеличение монополистического капитала. В это время К. Ридпет выпускает статью, разоблачающую республиканское правительство, и вводит термин «Невидемая империя», означающую коррупцию в высших кругах власти.

В большей степени ежемесячный журнал «The McClure's» просвещал читателей о проблемах современности, который быстро стал популярным и приобрел общественную значимость. В нем выходят статьи Киплинга, Конан Дойля, Т. Гарди и многих других журналистов. Особое значение принесли Э. Лефевра и Ф. Вилларда. Они определили развитие журнала своими статьями о муниципальной коррупции.

В конце 1880-х - 90х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление "разгребателей грязи". Речь идет о нью-йоркском "The Forum" (1886-1950) и бостонском "The Arena" (1889-1909), предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.

Традиционно начало "макрейкерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Когда Джекоб Риис, корреспондент "The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге "Как живет другая половина" (1890). Факты, полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление.

Сам термин «макрейкер» (буквально «разгребающий грязь лопатой») появился позднее, в 1906 г., после того как президент Теодор Рузвельт публично назвал так энтузиастов-журналистов, раздраженный их разоблачительными выступлениями в печати перед публикой, по образному выражению американского историка Б.Л. Паррингтона, «сточные ямы», загрязняющие политическую жизнь страны, обнаружили их под каждой мэрией, каждым зданием, где располагались власти штата. Рузвельт писал впоследствии, что книга Дж. Рииса стала для него "просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность" [8]. Но бранное слово превратилось в почетное звание борца за правду.

Десятилетний "крестовый поход" Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге "Битва с трущобами" (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики.

Не меньшее значение для становления движения "разгребателей грязи" сыграли статьи и книги Генри Д. Ллойда, независимою журналиста-реформатора из Чикаго. Г.Д. Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале "The Atlantic Monthly". В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией "The Standard Oil" Классическим произведением Г.Д. Ллойда стала книга "Богатство против благосостояния" (1894), в которой рассказывалось "как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования <..,> Что бы не хотел доказать Ллойд <.. > он убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением <...> и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия" [2].

Афористичная фраза Г.Д. Ллойда о том, что "свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу" [5], стала девизом "разгребателей грязи". Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение "разгребателей грязи" от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий, несшей на себе печать политических пристрастий.

-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как "макрейкерские", - "McClure's Magazine", "The Arena", "Everybody's Magazine", "The American Magazine", "Collier's Magazine", "Cosmopolitan Magazine" и т.д.

Успеху "макрейкерских" изданий в немалой степени способствовали технические инновации рубежа веков, связанные с появлением линотипа, брошюровочных и переплетных машин, которые привели к почти полной механизации издательского дела. Более дешевая и доступная техника фототипии вытеснила дорогостоящую ксилографию. В результате солидные иллюстрированные издания типа "The Century" лишились преимущества над недорогими макрейкерскими изданиями или изданиями "желтой прессы"

Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал "McClure's Magazine" (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 года статьи "Времена Твида в Сент-Луисе", написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов макрейкеров. Публикация статьи Стеффенса, разоблачавшей коррупцию муниципальных властей, считается официальной датой начала эпохи "макрейкерства" в американской журналистике. Номер журнала со статьей Стеффенса разошелся необычайно быстро, и читатели требовали новых сенсационных разоблачений

Стеффенс был приглашен на должность главного редактора "McClure's Magazine" и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В "McClure's Magazine" последовала новая серия разоблачительных материалов, составивших его знаменитую книгу "Позор городов" (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и другие не менее "горячие" материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экземпляров.

В "McClure's Magazine" работала плеяда талантливых журналистов-макрейкеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию Г.Д. Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу "История "Стандард Ойл", в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж. Рокфеллера. Тарбелл выявила тесные связи большого бизнеса с госаппаратом и политическими кругами и показала опасность бесконтрольной деятельности монополий для демократического общества [7].

Публикации журналистов-макрейкеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрейкеров. Но разоблачения макрейкеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на "разгребателей грязи" и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. "Консервативные редакторы, церковные проповедники и политики стремились дезавуировать публикации и чернить агрессивных либералов. Бизнесмены вмешивались в издательскую политику популярных периодических изданий, угрожая изъять размещаемую рекламу, а в ряде случаев они получали контроль за редакторской политикой путем прямой покупки издания. "American News Company" [6] также использовала свое влияние против прогрессивных журналов, препятствуя их распространению.

Стеффенс вводит новое значению термину «система» и понимает, что в возникновении проблем виноваты не только люди, но и «система». В результате макрейкерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику" [6].

г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Движение «разгребателей грязи» ушло на спад и, впоследствии, было задавленно монополистическими кругами. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями. Но новое общественное мнение уже сформировалось и требовало новых реформ.

С приходом к власти Франклина Рузвельта появляются массовые движения требовавших социальной защищенности. На политической арене появляется Хьюи Лонг, который предлагает увеличить прожиточный минимум и предоставлять автомобиль, жилища и другое. Растет количество его сторонников и влияния. Однако методы он использовал незаконные. По его приказам похищали, убивали. Правительство и газеты пытаются парализовать его движение и, вскоре, его убивают. С. Льюис, Д. Пассос и А. Лэнгли проводят собственные расследования. Но это уже совсем иная журналистика.


.2 Знаменитые «разгребатели»


Движение макрейкеров было движением одиночек, не ставивших целью переустройство общества. В своих произведениях они показывали американскую действительность без прикрас и говорили только о необходимости искоренения пороков этой действительности. Выступления смелых и честных журналистов вошли в историю как движение, отразившее в основных чертах недовольство либеральной интеллигенции и развитие антимонополистических настроений в широких кругах американского общества начала XX в.

Среди известных лидеров движения «разгребателей грязи», пожалуй, можно выделить Самюэля Гопкинса Адамса, автора романа «A Revelry» (русский перевод «Пирушка») о закулисной жизни президента США Гардинга. Книга увидела свет в 1926 году, а драма, написанная Адамсом в 20-ые годы на эту же тему, была запрещена к просмотру очень долгое время. Суть, изложенная на страницах романа и текста к драме, сводилась к живописному рассказу о скандале в администрации Уоррена Гардинга. В 1929 году писатель опубликовал продолжение - биографию президента Гардинга «Incredible Era» (русский перевод «Невероятная Эпоха») [3].

Начало карьеры Самюэля Адамса приходится на 1905 год, когда он написал серию статей под общим названием Большая американская афера (англ. The Great American Fraud) для журнала «Collier's». Статьи оказали большое влияние на общественное мнение и в конечном итоге привели к принятию в США «Закона о доброкачественности пищевых продуктов и медицинских препаратов» 1906 года (англ. Pure Food and Drug Act).

Помимо журналистики Адамс также занимался художественной литературой. Рассказ Адамса «Ночной автобус» (англ. Night Bus) сначала был опубликован в журнале, а позднее лег в основу сценария оскароносного фильма «Это случилось однажды ночью».

В 1920-х годах Адамс написал два романа, «Flaming Youth» (рус. Пламенная юность) и «Unforbidden Fruit» (рус. Незапретный плод), посвящённые теме полового влечения молодых женщин в век джаза: написанные с небывалой для того времени сексуальной откровенностью, произведения были опубликованы под псевдонимом Warner Fabian. Это было сделано для того, чтобы возможный скандал вокруг этих произведений, не повлиял на иные романы Адамса. Оба романа Уорнера Фабиана стали бестселлерами, а позднее были экранизированы.

На протяжении ряда лет Самуэль Адамс дружил со знаменитым журналистом Рэем Стеннардом Бэйкером (англ. Ray Stannard Baker) и политиком и адвокатом Бенжамином Дарроу (англ. Benjamin Darrow).

Не менее известным и уважаемым в кругах литераторов и «макрейкеров» можно назвать имя Якоба Августа Рииса.

В 1873 году он получил работу полицейского корреспондента в New York Evening Sun. В 1874 он перешел в Brooklyn News, а в 1877 - в New York Tribune. По работе Риис регулярно видел жизнь бедных слоёв населения и социальную несправедливость. Через свои работы он пытался привлечь внимание к этим фактам [1]. Он также стал использовать вспышку для того, чтобы получать фотографии тёмных трущоб.

В 1889 году Scribners Magazine опубликовал фотоэссе Якоба Рииса, посвященное жизни города. Позже это эссе было расширено и опубликовано как магнум опус под названием «Как живут остальные» (англ. How the Other Half Lives) [1]. Благодаря этой работе Теодор Рузвельт, в то время - специальный уполномоченный полиции, принял решение закрыть полицейские приюты для бездомных, известных своим жестоким обращением к бедным. Рузвельт был так поражен работой Рииса, что назвал его «Лучшим американцем, которого я знаю» [1]. Также Рузвельт, введя понятие «разгребатели грязи» (усердный, старательный разоблачитель), изначально называл так Риса [1].

Эптон Билл Синклер-младший также принадлежит к числу столпов разоблачительной журналистики. Мировые проблемы, знаменуемые ярчайшими событиями - вот та стихия, которая всем многообразием своих проявлений наполняет его книги. Бернард Шоу сказал однажды: «Когда меня спрашивают, что случилось в течение моей долгой жизни, я ссылаюсь не на комплекты газет и не на авторитеты, а на романы Эптона Синклера». «Академическая» критика, невзирая на популярность писателя, буквально бойкотировала его, как «публициста», вторгшегося в лоно изящной словесности.

Тот же Б. Шоу отмечает, что Э. Синклер - это «не Генри Джеймс, а скорее всего Даниэль Дефо». Он принадлежал к новому типу писателей-борцов, творчество которых было питаемо острейшими социальными и политическими проблемами, бескомпромиссную оценку которых они давали на страницах своих произведений. Потребность мгновенного освещения актуальных, животрепещущих тем, конечно, сказывалась на форме - произведения Э. Синклера порой более всего напоминают беглый газетный репортаж.

Он обрёл известность с выходом социологического романа «Джунгли» (The Jungle, 1906) - события одновременно литературного и общественного. Роман рассказывает о судьбе литовских иммигрантов, безжалостно эксплуатируемых на их новой родине, в США. Герой на пути к «социалистической вере» проходит путь от безработного люмпена-бродяги до узника и штрейкбрехера. Жена гибнет от преждевременных родов, оба сына умирают, также безрадостны судьбы их родственников. Всё это происходит на фоне натуралистичных сцен в мрачных чикагских бойнях, где в чудовищных миазмах разложения главный герой свежует павший туберкулезный скот, из мяса которого производятся консервы и колбаса. Этот документальный репортаж вместе с метафорическим заглавием, прочно закрепившись в обороте, повергнув читателей в шок, вызвал огромный резонанс - была создана сенатская комиссия для расследовавшая ситуации на бойнях.

Писатель принадлежал к большой группе публицистов и журналистов - «разгребателей грязи», печатавших в многотиражных изданиях обличения коррупции, фальсификации медикаментов, продажности стражей правопорядка, финансовых махинаций и торговли «живым товаром», эксплуатации детского труда и афер политиков...

Имен, которые перевернули сознание того времени, достаточно много. Самые видные из них мы точечно выделили выше, однако важнейшим критерием было и остается качество их статей и весомый вклад в развитие расследовательской журналистики, ведь в XVIII и первой половине XIX веков газеты обычно отражали точку зрения одного человека - их издателя. До появления «макрейкеров» американская пресса была местечковой и описывала происходящие события в определенной местности, практически не касаясь глобальных проблем. «Разгребатели грязи» стали подавать читателю жареные факты и информацию к размышлению, беззастенчиво используя ее для выражения своих истинных чувств и мыслей.

2. Линкольн Стеффенс - репортер № 1


.1 «Мальчик на коне» - автобиография журналиста


Диплом не так важен, как способность и стремление к познанию, а желание студента получить, лишь бы заполучить степень бакалавра, является одним из рычагов, которым эта система образования управляет студентом, - Линкольн Стеффенс, «Мальчик на коне».

О биографии этого талантливейшего журналиста написано, на удивление, не так уж и много. В основном сухие факты, даты и достижения. Несмотря на то, что Джозеф Стеффенс был лидером движения «разгребателей грязи», почти нет информации о том. Какими чертами характера обладал этот юный писатель-публицист, как сложилась его судьба и почему он выбрал эту тяжелую и рискованную профессию.

В поиске ответов на эти вопросы мы решили обратиться к автобиографии автора - «Мальчик на коне» - написанной им уже в зрелом возрасте и ставшей классическим произведением американской литературы того времени.

Произведение начинается с краткого описания дня рождения автора «Ранним утром 6-го апреля 1866 года в маленьком доме миссионерского квартала Сан-Франциско, штат Калифорния, родился, по словам моей матери, замечательный ребёнок. Это был я.

Мать моя, изумительная женщина, награждала меня этим эпитетом всякий раз, когда речь заходила обо мне, до тех пор, пока я не подрос в достаточной мере, чтобы приводить собственные доказательства своей исключительности. И даже тогда, несмотря на то что я, хмурясь, пытался остановить её, она всегда готова была приводить это лестное определение, которое впервые досталось мне во время землетрясения 1868 года.

Когда подземный толчок вышвырнул большинство жителей Сан-Франциско из домов на улицы, мать вбежала ко мне в спальню и увидела, что со мной ничего не случилось кроме того, что я упал с кровати на пол. Со слезами на глазах онапотом рассказывала, что я оказался цел и невредим, конечно же, не плакал и как всегда улыбался - ну просто золото, а не ребёнок.

В моём сознании это событие представляется мне не столько проявлением моей добродетели, сколько житейской мудрости. Я знал, что мать меня не бросит, даже если разверзнутся улицы и перевернётся мир. И в этом нет ничего удивительного. Интересно, что уже с рождения Линкольн начал сражение за свое место в мире. Меня поражает своей исключительностью и кажется многообещающим в этом событии то, что уже тогда я обладал некоторым даром разбираться в относительной ценности событий. Уже тогда я воспринимал такие стихийные явления природы, как землетрясение, как нечто такое, что мне по плечу. Именно потому-то, мне кажется, я улыбался тогда, поэтому я улыбаюсь и теперь; и возможно поэтому и история моя повествует о счастливой жизни, которая с каждым днём становится всё счастливее и счастливее. И теперь, листая вспять страницы своей жизни вплоть до самой первой, мне кажется, что каждая глава моих приключений счастливее предыдущих. А эта самая ранняя пора, брызжущая смехом, - лучше всех.

Родители Линкольна были вполне обычными людьми, мать - англичанка Элизабет, была швеей и всегда и везде могла заработать себе на жизнь, отец - был одним из 16 или 17 детей фермера-переселенца из Восточной Канады, в числе первых приехавшего на запад, впоследствии ставший богатым купцом.

Описывая черты, впитанные от матери и отца, Стеффенс часто упоминает, что мать моя обладала присущим женщинам даром видеть вещи в их настоящем свете и чувством практической смётки, непосредственно требующим действия, в то время как отец любил поддразнивать, шутить, руководствуясь правилом, что ко всему нужно относиться с шуткой.

В семье он рос не один, младшая сестренка была предметом его ревности к родителям и неизмеримой нежности, исходящей от него к ней чаще, чем зависть от нехватки внимания. Линкольн описывает, как постепенно и далеко не сразу далось его отцу разбогатеть, однако, впоследствии он стал достаточно обеспеченным человеком и смог позволит дать сыну хорошее образование - он окончил училище и университет Беркли, обучался во Франции и Германии, знал несколько языков, в совершенстве овладел журналистским мастерством.

Описывая свое обучение в школе, Линкольн отмечает Мне было в то время лет пятнадцать, но я совсем не думал о том, что мне придётся изучать в училище, кроме, разумеется, военного дела. Когда же я попал туда, то узнал, что мальчишки, все в такой новёхонькой серой форме, терпеть не могли эту форму и всё, что относится к военной стороне этого заведения. Не знаю уж, прикидывались они таким образом или нет, по крайней мере со мной это было так, так как я просто обожал тот порядок и дисциплину. Мой скрытый энтузиазм не пропал даром, и вскоре меня произвели в капралы и даже больше того, меня назначили руководителем строевой подготовки для младших, и всё своё время в училище я обучал молодёжь тактике. Тем временем я читал книги о Наполеоне так, как если бы я читал о своём собственном будущем.

Мне запомнилось это а также многое из того, что читал в частном порядке, я продолжал своё самообразование своим мальчишеским образом. Но что-то не припомню, чем же отличалась программа училища от программы той школы, в которую я ходил дома. Это было в то время довольно хорошее училище, возможно, лучшая из так называемых частных школ в штате, где и государственные школы были лучшими.

Но при этом, насколько мне помнится, не предпринималось никаких попыток заинтересовать нас в изучении этих предметов. Это была работа, и поэтому наш ум свободно блуждал в наших играх, любопытстве и увлечениях. Я не преуспевал в тех играх, которые культивировались в училище: футбол, бейсбол, шарики, волчки, зайцы и гончие. Так как я слишком много увлекался верховой ездой, то мускулы для бега и проворства оставались неразвитыми.

Университет стал переломным моментом жизни Джозефа, ведь на сам процесс обучения, дисциплины, преподавательский состав и все, что связано с подготовкой к ученой степени, он посмотрел иначе «диплом не так важен, как способность и стремление к познанию, а желание студента получить, лишь бы заполучить степень бакалавра, является одним из рычагов, которым эта системаобразования управляет студентом. Умные студенты со временем отказываются от степеней, точно так же, как лучшие люди (в Англии, например) раздают титулы, но сами не принимают их».

Стеффенс получил высококлассное образование широкого профиля: «Моим основным предметом была этика, но я не собирался изучать её непосредственно. Я буду слушать и читать труды тех людей, которые преподают её. Я должен познать то, что им известно, что они думают или предполагают, но я ещё раньше изучил достаточное количество их доктрин и почувствовал, что они не научны. У них не было того, к чему я стремился: основы, может быть, в какой-либо другой науке, для науки поведения. Мне следовало,поэтому, начать с чистой философии и этики, метафизика станет моим главным направлением, но всё это мне нужно для того, чтобы получить толчок к другим наукам.

Учёные уже стали сознавать, что старые, классические категории знаний становятся препятствием. Физики были вынуждены обратиться к химии и назад через математику к физике. Но немецкие университеты, подобно Беркли, подобно всем университетам, были устроены так, как устроены до сих пор: не для изучения и исследования неизвестного, а для заучивания известного. Они схоластичны, не научны, и если уж мне нужно получить степень, то следует выбрать себе свои категории и придерживаться их. Я и не думал о них, не испытывал к степеням ничего, кроме презрения, но когда я подал заявление о приёме, то должен был указать избранный предмет, и таким образом я заявил, что буду работать для получения степени доктора философии: профилирующая дисциплина - философия, история искусств и экономика - вспомогательные.

С женой Стеффенс познакомился во время учебы, женитьба у них была достаточно простой и нестандартной для того времени - в очень узком кругу и вдалеке от родины: Мы не собирались регистрировать брак до тех пор, пока не закончим учёбу и вернёмся назад в Америку. Я опасался, что отец отзовёт меня, если узнает, что я женился. Но переждав несколько недель, мы слиняли в Лондон, пожили там требуемые двадцать два дня, и на двадцать второй день поженились по пути на поезд-паром в Париж. В первую же брачную ночь я страдал от морской болезни, сначала ужасно, а затем спокойно болел. Это мне помогло, а на следующий день, уже в Париже, я тоже пошёл на работу. Мы никому не говорили о нашей женитьбе, ни дома, ни в Квартале, так что у нас были все преимущества законного брака и все прелести и престиж беззакония.

Интересна концовка романа, где Линкольн иронично подчеркивает, что образованность в жизни - не главное, важно четко представлять, чего ты хочешь и как тебе предстоит этого добиться: Когда я прохаживался по палубе корабля, который вез меня "домой" на работу и к действительности жизни, я выглядел прекрасно, блестяще одет и образован, американский парень двадцати шести лет, разодетый как англичанин и напичканный культурой американских и европейских университетов.

К счастью, я вовсе и не подозревал, что представлял собой милого, настоящего американского олуха, которому вот-вот придётся полностью переучиваться всему, и который не справится даже с этим.

Прочитав автобиографию, можно сделать вывод о том, что Линкольн Стеффенс - человек с неиссякаемой энергией и незаурядным умом, образованный, воспитанный, интеллигентный, наделенный от природы харизмой и настандартным подходом ко всему неспроста выбрал путь журналиста. Его порыв, его душа, его страсть к миру не могли просто жить в теле ученого или профессора, ему нужно было жить, жизнь для него - это борьба, ведь именно с нее и начался его путь в жизнь.


.2 Физиогномическая характеристика личности Линкольна Стеффенса


Каждый элемент лица, каждая его черточка, любой знак на нем заключают в себе определенную информацию, вносят свой вклад в течение нашей жизни. Лицо - это картина, на которую жизнь без устали наносит свои мазки, и физиогномика улавливает и расшифровывает их. Науке под названием физиогномика не одна тысяча лет. Однако до сих пор человечество пытается выработать принципы, позволяющие безошибочно понять характер человека и даже его судьбу по чертам лица.

Будет нелишне отметить, что прочитав автобиографию Джозефа Стеффенса и сопоставив ее с данными физиогномики любопытными кажутся совпадения, обнаруженные в процессе изучения черт лица журналиста. Итак, каким видится нам Линкольн Стеффенс, исходя из данных, предложенных физиогномикой? Фото, которое послужило предметом исследования, можно увидеть в Приложении А. Для простоты изучения все данные мы поместили в таблицу, где каждая часть лица имеет характеристику и краткое описание значения.


Черта лица при изученииЗначение по физиогномикеСопоставление с изученными фактами биографииФорма лица - прямоугольнаяПризнак таланта, утонченности и изысканности, спокойные и сентиментальные люди, расчетливы в делах, решительны в достижении цели, осторожны, хорошие начальники и организаторыТалантлив, получил несколько образований, хороший семьянин, лидер движения «макрейкерства, четко и последовательно шел ко всем своим поставленным целямФорма лба - высокий лобЗадатки лидера, целеустремленность и трудолюбие, временами грубые и жестокие людиКогда Стеффенс только поженился и вынужден был жить в Англии и Франции, он настоял на том, чтобы в этот период работал он и кормильцем был только онБрови - широкие и длинные, «домиком»Люди с крутым норовом, одаренные и неординарные, любят работу, общительны, им свойственны оптимизм и радость, успех в любых начинанияхВ немецком университете, еще слабо владея языком, Стеффенс с первых дней обзавелся друзьями и быстро пошел на контакт с преподавателями. Решившись жениться, не пожалел ни разу и не отказался от своих слов, все, за что он брался когда-либо приносило ему успех и славуГлаза - сравнительно небольшиеСвойственны спокойным людям, уравновешенным, педантичным и постоянным, немного замкнутымЗа все время своего обучения и работы Линкольн ни разу не уподобился пьяному или депрессивному, его друзья не раз отмечали, что он человек «сильной воли и свободного характера»Нос - длинный и прямойЛюди часто ставят себя выше других, знают себе цену, люди с таким носом часто любознательны, щепетильны и тактичныСтеффенс всегда знал цену себе и своим статьям, не смущаясь называл стоимость его расследований, никогда не писал на заказ, всегда стремился узнать правду и обнажить ее в своих материалахГубы - толстые, широкиеЛюди, любящие быть на виду, обидчивые и ранимые, им свойственны уверенность в себе, люди любят внимание и комфортСтеффенс не писал под псевдонимами, считая, что героев должны знать в лицо, не стеснялся и не боялся появляться на публике, любил выступления и речиПодбородок - удлиненныйОбщительность и ветреность, легкость в общении с людьми, быстро идут на контакт, на работе пользуются авторитетомДжозеф с легкостью заводил знакомства, как с мужчинами, так и с женщинами, был «наставником» для многих его последователей и учителем на работе у коллег

Как итог, ясно, что многое из характеристик личности по чертам лица совпадает и имеет фактическое подтверждение из жизни Линкольна Стеффенса. Исходя из изученного материала, можно сделать вывод, что Стеффенс - личность сильная и очень волевая натура. Авторитет и опора для коллег, тыл и нежность - для семьи.

Джозефа Стеффенса можно охарактеризовать, как человека очень свободолюбивого. Однажды, в разговоре со своей молодой женой, Линкольн отметил, что «свобода - это самое главное счастье. Именно она сделала меня тем, кто я есть, я никогда не изменю ей» [3].

Личность раскрывается в поступках, - писал в своем карманном оракуле испанский философ Бальтасар Грассиан. Но о личностях большого масштаба можно попробовать судить и глядя на лицо, сопоставляя каждую черточку прожитому дню и наоборот.


Заключение


Промышленная революция в начале XX столетия в Америке, открывшая новые пути создания денежных империй, окончание войн 60-х годов и последующее уничтожение рабства, новый толчок развития техники и экономики в целом становятся причиной коррупции и жажды «легких денег». Именно этот этап в истории Соединенных Штатов Америки (США) и стал началом "макрейкерства", т.е. разоблачительной журналистикой.

Традиционно, первые темы в американской журналистике возводятся к публикациям, обращенным к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб, когда факты, полученные Якобом Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление и составили целую книгу, запрещенную к прочтению в течение нескольких лет. Работ, посвященных социальному неравенству, проблемам бедных, насилию над женщинами, экономических и политических разбирательств и многих других становился несчетно много.

До появления «макрейкеров» американская пресса была местечковой и описывала происходящие события в определенной местности, практически не касаясь глобальных проблем.

Движение разгребателей грязи положило начало развитию таких приемов как журналистское расследование, актуальный репортаж или горячая тема. Подарило миру талантливых и свободных в своих мыслеизложениях журналистов, грамотных и образованных публицистов - Линкольн Стеффенс, Эптон Синклер, Самюэль Адамс, Якоб Риис и многие другие. «Разгребатели грязи» стали подавать читателю жареные факты и информацию к размышлению, беззастенчиво используя ее для выражения своих истинных чувств и мыслей.

Просуществовав чуть более 20 лет, движение стало отправной точкой в развитии журналистики Соединенных Штатов Америки и журналистики в мире в целом. Вклад, который сделали «разгребатели» по праву можно сравнить с влиянием на массы властей. Четвертая власть - это не просто ярлык, повешенный на журналистов, это достойное звание, которое носят только лучшие. «Макрейкеры» просуществовали в борьбе, и именно эта борьба стала основой для понимания того, что истину нужно искать, а порой и бороться за нее.


Список использованных источников


1.Дж. Девидсон, М. Литл - Зеркало с памятью (англ. The Mirror with a Memory). - 2000.

2.Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. Т.З. С. 59.

.Литературная энциклопедия 1929 - 1939 гг.

.Хомич Е.О. - Как читать мысли человека по лицу / Е.О.Хомич. - Минск, «Харвест», - 2006. - 64с.

5.Lloyd H.D. Wealth Against Commonwealth // Free Government in Making. Readings in American Political Thought. Ed. by A.T. Mason. N.Y., 1956. P.644.

6.Madison С.А. Critics and Crusaders. A Century of American Protest. N.Y., 1959. P.357.

7.Nevins A. John D.Rockefeller. N.Y., 1940. Vol.2. P.499-533.

8.Schlesinger A.M. The Rise of the City, 1878-1898. N.Y., 1956. P. 110.


Теги: Движение "макрейкерства" в американской журналистике в начале XX столетия  Курсовая работа (теория)  Журналистика
Просмотров: 48942
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Движение "макрейкерства" в американской журналистике в начале XX столетия
Назад