Аналитическая корреспонденция в газете "Коммерсант"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУ ПЕЧАТИ

Факультет: Издательского дела, журналистики и рекламы

Специальность: 030601 - «Журналистика»

Кафедра: Журналистики и медиатехнологий СМИ


Дисциплина: Основы творческой деятельности журналиста

курсовая работа

на тему: Аналитическая корреспонденция в газете «Коммерсант»


Исполнитель

студент группы 5-ГИД-41

Паламарчук (Мамонтова) Г.А.

Научный руководитель

Аракелян Ф.А.


Санкт-Петербург 2014


Содержание


Введение

Глава 1 Аналитические жанры в печатных СМИ

.1 Система аналитических жанров

.2 Аналитическая корреспонденция

Глава 2 Аналитическая корреспонденция в газете «Коммерсант»

.1 Аналитическая журналистика в российских СМИ

.2 Анализ аналитической корреспонденции в газете «Коммерсант»

.3 Практические рекомендации при написании работы в жанре аналитической корреспонденции

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность данной работы определяется тем, что в сегодняшней России в процессе демократизации и других общественно-политических переменах средствам массовой информации и коммуникации приписываются значительные роль и влияние аналитических жанров. Аналитическая журналистика - одна из сред, образующих интеллектуально-политический ландшафт современной России. И, возможно, один из критериев цельности идейно-политического поля - способность «аналитиков» видеть в нем свое место. Начавшийся в России процесс формирования информационного общества превращает средства массовой информации в актуальный объект исследования. Трансформационный кризис, охвативший страну, или же модернизация вдогонку охватили все без исключения стороны жизнедеятельности российского общества, в том числе и средства массовой информации. Хотя, в первую очередь, задача журналистики - сделать информацию общедоступной, но в то же время журналистика является сферой гражданского общества и поэтому она вправе требовать от аудитории участия в дискуссиях и решениях, вынося на ее обсуждение общественно значимые проблемы. Аналитическая журналистика как раз и составляет основное содержание качественной прессы: тщательно сопоставляя между собой факты, журналисты-аналитики трактуют новость, комментируют ее и даже прогнозируют будущее. Образно говоря, аналитическая журналистика координирует деятельность общества.

В современной журналистской практике различаются информационные, аналитические, информационно-аналитические и художественно-публицистические жанры. Родовыми же признаками аналитических жанров, по определению И. Михайлина, являются:

установление журналистом однотипности фактов и явлений и объединение их в логический ряд;

обобщение их сопоставления с другими, установление связи между ними;

оценка ситуации и явления;

постановка проблемы и выявления всех ее аспектов;

высказывания предложений о своем видении решения проблемы. [19, 219]

Корреспонденция представляет собой жанр аналитического типа, индуктивным методом воспроизводит систему текущих фактов и событий, ограниченных местом и временем, дает им разностороннюю оценку и анализ, выясняет причины и перспективы развития. [17, 37-38] Основные черты корреспонденции как жанра: ограниченность времени и места, актуальность и оперативность, аргументированность.

Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Чтобы во всем этом разобраться, журналисту приходится уточнять причины и условия развития событий, определять скрытые мотивы и намерения действующих в той или иной ситуации, оценивать правильность выбора средств и путей развития ситуации, обоснованности точек зрения и идей. Само собой разумеется, что такие материалы имеют большой объем, т.к. в аналитической журналистике важны мысль, порожденная фактами, и эмоции автора, порожденные этой мыслью.

Весомый вклад в раскрытие вопроса исследования жанрово-стилистических особенностей разных жанров журналистского творчества сделали такие исследователи, как И. Михайлин, Б. Стрельцов, В. Здоровега и другие. Фрагментарные исследования и теоретическое описание особенностей корреспонденции содержат научные разработки таких авторов, как В. Пельт, Д. Бекасов, В. Ла Рош и другие.

На сегодняшний день нет обобщенного монографического исследования, нет детального осмотра корреспонденции определенных изданий, что могло бы продемонстрировать все жанрово-стилистические возможности корреспонденций. В современной науке о журналистике назрела острая необходимость в детальном изучении отдельных жанров, в том числе и корреспонденции.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы таких исследователей, как Д. Бекасов, А. Богуславский, В. Вакуров, М. Василенко, В. Горбачук, В. Здоровега, Е. Иванчикова, М. Ким, М. Кожина, В. Коньков, В. Костомаров, А. Кузнецова, Ла рош Вальтер фон, И. Лысакова, Л. Майданова, И. Михайлин, А. Москаленко, С. Ожегов, В. Пельт, Е. Прохоров, А. Сковородников, С. Станчев, Б. Стрельцов, А. Тертычный, Т. Хитрова.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в специализированных курсах по журналистике, практических занятиях ряда журналистских дисциплин и в последующих научных исследованиях с рассматриваемой тематики.

Целью данной работы является изучение аналитической корреспонденции в теории и анализ ее применения на практике, на примере аналитических материалов газеты «Коммерсант».

Объект исследования: аналитическая корреспонденция в печатных СМИ. Предмет исследования: аналитическая корреспонденция.

Достижение цели работы реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач. В их числе:

определить особенности аналитической журналистики, рассмотрев систему аналитических жанров;

изучить особенности аналитической корреспонденции в российских СМИ (на примере аналитической корреспонденции в газете «Коммерсант»).

Структура курсовой работы: введение, основная часть из двух глав, заключение, список литературы.

Глава 1 Аналитические жанры в печатных СМИ


.1 Система аналитических жанров


С точки зрения отношения текста и реальности произведение журналиста включает в себя несколько видов информации:

дескриптивная - описывает и представляет аудитории все богатство окружающей действительности - принадлежащие миру события, явления, законы, процессы и человеческие отношения, характеры, судьбы;

прескриптивная - представляет «желаемое будущее», разделяемое журналистом (факты, их оценка и производимые на ее основе выводы представляются в свете социального идеала журналиста);

валюативная - представляет оценку происходящим событиям, наметившимся тенденциям или выявившимся закономерностям, даваемую журналистом за счет наложения прескриптивной информации на дескриптивную, сравнения имеющихся данных с «идеалом», анализа фактов в свете «желаемого будущего»;

нормативная - дает ответ на вопрос «что делать?» в связи с оцененными жизненными фактами.

Таким образом, журналистский текст с точки зрения его семантико-информационного наполнения (если его структура полностью развернута) несет аудитории дескриптивную, прескриптивную, валюативную и нормативную информации. [23, 123]

К жанрообразующим признакам работы по теории и практике журналистики относят в первую очередь предмет, цель и метод отображения, которые реализуются осознанно или неосознанно конкретными журналистами при создании конкретных текстов. Диалектически взаимосвязанную совокупность данных факторов можно обозначить таким понятием, как «тип отражения действительности». Согласно А.А. Тертычному, тип отображения характеризуется «определенным уровнем глубины «проникновения» познающего субъекта в объект - от уровня фиксации результатов первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению объекта и далее к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе его наглядного, художественного образа)». [29, 55]

Журналистике свойственны 3 основных типа отображения:

фактографический (эмпирический),

исследовательский (теоретический),

художественно-исследовательский.

Представление об этих лежащих в основе соответствующих типов журналистской деятельности типах отображения позволяет говорить о 3-х основных группах журналистских текстов:

информационные (заметки, корреспонденция, репортажи, обзоры, интервью и т.д.),

аналитические или исследовательские (статьи, комментарии, рецензии и т.д.),

художественно-публицистические или художественно-исследовательские (очерки, эссе, фельетоны, памфлеты и т.д.).

Все жанры обладают собственными жанрообразующими признаками и ориентируются на определенные способы изложения, отбирая предпочтительные для себя функционально-смысловые типы речи (повествование, описание или рассуждение).

К аналитическим жанрам печатных средств массовой информации относятся:

аналитическая корреспонденция в газете;

аналитический отчет;

рецензия;

версия;

журналистское расследование;

аналитическая статья;

аналитический пресс-релиз.

Цель аналитического отчета как самостоятельного аналитического жанра - показ взаимосвязи суждений, оценок, выводов, предложений, содержавшихся в речи выступающих, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими на данный момент в жизни городов, стран. Журналисты не ставят свой целью описание содержания всех выступлений и речей, для них важнее концентрация внимания на проблемных выступлениях и с этих позиций анализ назревших в реальной жизни проблем. В зависимости от акцентов авторов аналитических отчетов (на объяснении или на предложении, или на программе действий) определяют вид жанра: отчет-объяснение, отчет-оценка и отчет-программа.

Рецензия как самостоятельный аналитический жанр основана на всестороннем объективном анализе, оценке, сообщении, просмотре, отзыве (прежде всего критическом) о произведениях художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Рецензенты разбирают темы, мастерство авторов, работы режиссеров, иногда рассматривая проблемы, которые связаны с отзывами обсуждаемых произведений других критиков. В любом случае их основной задачей является поиск в произведениях того, что незаметно для непосвященных, направление внимания читателя или зрителя на то новое в произведениях, спектаклях, программах и т.д., вокруг которого рецензенты строят свои суждения, центральные идеи, выводы, обобщения. Б.Б. Сибиданов замечает, что при этом они должны помнить совет великого русского критика В.Г. Белинского, писавшего, что все произведения искусства должны рассматриваться в отношении к эпохе, к исторической современности и в отношении художника к обществу; «рассмотрение его жизни, характера также могут служить уяснению его создания. С другой стороны, невозможно упускать из виду и собственно эстетических требований искусства. Скажем более: определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики». Чтобы это выполнить, рецензентам необходимо привлечь элементы исторического, психологического, социологического анализа. Их творческий метод основан на определенной мысли, представляющей собой доказательные рассуждения, аргументирование главной идеи автора.

Специалисты объединяют рецензии в следующие типологические группы:

. по объему:

мини-рецензии (сжатые, насыщенные анализы определенных произведений);

гранд-рецензии (большие, развернутые рецензии, глубоко и всесторонне охватывающие исследуемые темы);

. по числу анализируемых произведений:

монорецензия - анализ одного произведения;

полирецензии - разбор и анализ 2-х и более произведений;

. по теме: литературные, театральные, кинорецензии, рецензии на мультипликационные и неигровые фильмы, телерецензия и т.п.

Жанр версия основан на неполных доказательствах, на предположениях авторов. Версии исключают категоричность выводов, заключений. Метод исследования действительности становится основным фактором, порождающим жанр. В каком-то смысле это «вымысел», «домысел». Необходимость в предположении появляется в том случае, когда журналист, создавая произведение, ощущает недостаток достоверной информации. Тогда важная роль отводится мысленному экспериментированию или мысленному конструированию. Мысленные эксперименты в аналитической публицистике понимаются «как сумма специально структурированных мыслительных операций», которые позволяют при всех достоверных фактах и публицистических методах познания действительности выстроить версию событий, процессов в прошлом или будущем. [2, 208] Существует 2 основных вида мысленных экспериментов в публицистике:

ретроспективный, позволяющий журналистам «предположить» картины минувших событий,

перспективный, позволяющий журналистам предвосхитить, домыслить будущие события.

Версии журналистов-аналитиков помогают подготавливать другие жанры: журналистские расследования, корреспонденции, статьи и другие публикации, опирающиеся лишь на достоверные, проверенные факты.

Журналистское расследование представляет собой аналитический жанр, в основе которого лежит, как правило, «собственная работа и инициатива, важная тема, которую отдельные лица или организации хотели бы оставить в тайне». [31, 2]

Журналистское расследование содержит в себе 3 основных элемента:

эксклюзивность расследования, которое проводит журналист;

важность для читателя темы материала;

скрытые от общественности факты.

Целью такого жанра является выяснение причин, выявление виновников событий, явлений, являющихся объектами расследований. Понятно, что такие факты тщательно скрывают, следовательно, корреспонденты, применяя эмпирические и теоретические исследовательские методы, составляют заключения от частного к общему, постепенно достигая основной цели, т.е. показывая причины преступлений, его развитие, участников, посвящая читателей в тайные стороны реальности.

Авторы корреспонденции-расследования занимают четкую, определенную позицию, преследуя следующую цель - доказать или опровергнуть, провести анализ, сделать вывод, сформулировать конструктивные рекомендации, а не просто изложить спорные, злободневные факты. Журналистские расследования требуют от автора инициативы, усилий, конструктивных идей. Журналист Дж. Робертс видел задачу журналиста не в том, чтобы «застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение, а в том, чтобы помочь людям в понимании того, что происходит в нашем все более сложном мире». [6, 37]

Подготавливая журналистское расследование, необходимо выстроить гипотезу, проверить ее на известных фактах и мнениях, установить и разработать источники, которые связаны с предметом расследования. Важным дополнительным требованием к журналистам становится раскрытие злоупотреблений, выявление нарушения закона, установленных норм поведения или даже правил приличия. Журналистским расследованиям важны выводы, т.к. читатели хотят знать суть и результаты журналистских поисков, обязанностью авторов становится рассказать им об этом и предоставить все найденные доказательства - оправдательные и обвинительные.

Под аналитической статьей понимают публикации, анализирующие некую ситуацию, процесс, явление, лежащие в их основе закономерные связи, чтобы определить их политическую, экономическую или иную значимость и выяснить, какие позиции необходимо занять, каким образом себя вести, дабы поддержать или устранить данную ситуацию, процесс, явление. Статью определяют как жанр, предназначенный, прежде всего, для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитические обсуждения предметов в статьях должны проводится таким образом, чтобы читатели публикации смогли размышлять далее над интересующими их вопросами. Можно говорить об особой функции таких статьей [23, 124], состоящей в том, что статьи объясняют читателям общественную и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи, таким образом инициируя размышления, действия, связанные с предметами отображения в публикациях. Кроме того, они обращают внимание своей аудитории на задачи, проблемы, возникающие в связи с описываемыми ситуациями, показывают имеющиеся у участников этих ситуаций стратегические или тактические интересы. Удачные статьи создают реальные представления об актуальных ситуациях, служат основой для выработки идеи, импульса, предваряющего принятие практических мер.

Предметом жанра статьи являются противоречия и проблемы, содержащиеся в актуальных ситуациях и процессах, вытекающие из них задачи, условия их решения, упорядочения, связанные с ними тенденции, перспективы, закономерности общественного развития. В прессе существует несколько основных относительно устойчивых форм проявления жанра:

. Общеисследовательская статья: публикации, анализирующие общезначимые, широкие вопросы, например, политического или экономического развития страны или рассуждающие об уровне грамотности в современном обществе в целом и т.д. Таким публикациям свойственен высокий уровень обобщения, глобальность мышления автора. Цель статьи - изучить различные закономерности, тенденции, перспективы развития современного общества.

. Практико-аналитическая статья обращена, в первую очередь, к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т.д. Эти статьи анализируют конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами деятельности, отрасли производства и пр. Целью журналиста является выявление причин ситуаций в сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере и т.п., оценка этих ситуаций, определение тенденций их развития, выявление проблем на пути решения определенных практических задач, по возможности выявление путей эффективных разрешений этих задач, вынесение на суд общественности неких конструктивных предложений.

. Полемическая статья публикуется, когда в обществе возник спор по каким-либо значительным проблемам. Повод для публикации полемической статьи - выступление политических оппонентов, представителей «чужой» научной школы «еретического» религиозного течения, которое затрагивает интересы автора будущей статьи, его издания и выражает оценку, представление, вывод, предложения, с которыми автор статьи, издание согласиться не могут.

Цель полемических статей носит, как правило, двоякий характер. Авторы ставят перед собой задачи обосновать свои собственные позиции по спорным вопросам, показать свое видение проблем, причин их возникновения, значимости, способов их решений. С другой стороны, они пытаются дать опровержение позиций своих оппонентов, что отражается на содержании приводимых фактов, примеров и на логической структуре статей. Факты, примеры, как правило, подбирают так, что они подтверждали позицию автора. Выступление не должно быть противоречивым - принципиально важное требование для автора полемической статьи.

Логическая структура полемической статьи базируется на доказательном рассуждении, на аргументации в пользу главного тезиса автора выступления и на опровержении тезисов, аргументов оппонента.

В последние годы на страницах газет все чаще встречается реклама, представляющая собой источник материального благополучия множества изданий. Пресс-релиз является именно такой рекламой, «облачившейся в одежды журналистских материалов». [23, 125] Данный жанр - это подборка сообщений, рассказывающая о достоинствах конкретных фирм или отдельных личностей (например, кандидатов в депутаты). Целью пpecc-релизов становится регулярное напоминание всем СМИ о себе, о своей активности на рынке, сообщение широкой публике о новинках, кадровых перестановках, заключенных договорах и маркетинговых изменениях. Аналитический пресс-релиз основан на соединении 2 начал - аналитического и рекламного. На газетной полосе он может быть представлен в виде аналитических интервью; в виде обобщенных подборок различного рода сообщений, дающих ответ на интересующий потребителя вопрос (своего рода аналитические обозрения); в виде суждения известного специалиста, его умело подобранных цитат из влиятельных СМИ, убедительной статистики, наглядных графиков и диаграмм с экономическими показателями, дайджестирования документации, отчетов, программ с элементами анализа и комментариев.

Цель аналитических пресс-релизов заключается не только в том, чтобы показать, что данные организации или личности способны удовлетворить потребности аудитории, но и доказать это. Следовательно, журналист использует доказательные рассуждения, аргументацию, подтверждающую утверждения. Доминирующим становится оценочный анализ, т.к. положительные характеристики способствуют установлению пригодности товаров или фирм удовлетворить потребности аудитории. Таким образом, назначением пресс-релиза является создание информационного «шума» вокруг имени фирмы, информационной подсветки ее деятельности, обеспечение журналистов исходной информацией для их материалов, но в направлении, важном фирме.

Основой такого аналитического жанра, как комментарий в печатных СМИ, является метод анализа, соотносящего новый факт с определенной базовой информацией. Целью комментирования является выстраивание системы доказательств, раскрытие сущности явления, события, процесса, открытия и тем самым формирование общественного мнения. При построении комментарий журналисты используют структурные элементы, помогающие сделать содержание доступным и понятным читателям. Важными становятся предисловие, выписывающееся сообщение о комментируемом событии, процессе или явлении, четкое определение вопросов, на которые читатель получит ответы, ясная цель, обоснование выводов в завершении комментария. В повседневной практике актуален оперативный комментарий, где главным становятся пояснения специалистов в определенной сфере производства, науки, искусства, бизнеса.


1.2 Аналитическая корреспонденция


Термин «корреспонденция» происходит от латинского «korrespondentia», что означает «переписка». Корреспонденция - наиболее распространенный жанр в публицистике. Изначально данным термином и обозначали переписку как таковую или «почтово-телеграфные» отправления, сообщения с мест, информацию, присылаемую корреспондентами. Этот жанр появился с возникновением печати. В российской печати в XVIII веке, уже в первых периодических изданиях - газетах «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Примечаниях к ведомостям» (1728), журналах «Ежемесячные сочинения» (1755), «Труды Вольного экономического общества» (1765) и др. - публиковались материалы типа «корреспонденций с мест». В российской печати XIX века это установилось уже в виде постоянных рубрик или разделов. Сегодня трудно представить какую бы то ни было газету без корреспонденции. Она, наряду с заметкой, составляет главную сущность газеты как типа издания.

Итак, корреспонденция - это жанр публицистики, содержащий конкретную социально-значимую информацию, основанную на всестороннем изучении фактов и явлений, ограниченных временем и местом действия, как правило, при непосредственном участии журналиста. [1, 23]

Особенности корреспонденции как жанра с учетом типических признаков таковы:

задачи корреспонденции состоят в информировании о фактах и событиях действительности, могут включать также их анализ, но лишь в узком масштабе, иногда содержат элементы популяризации, пропаганды;

метод отображения действительности в корреспонденции состоит в непосредственном наблюдении за событиями, дополнительно может включать изучение документов, опрос, а также интерпретацию фактов со стороны журналиста;

по масштабу отображения действительности корреспонденция охватывает группу, цепочку связанных друг с другом фактов и всесторонне освещает локальный участок действительности;

в корреспонденции используются изобразительно-выразительные средства. [1, 23]

Функции корреспонденции в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом:

выявить отдельные закономерности в развитии современной действительности;

вскрыть сущность внутренних связей в отдельных процессах, протекающих в обществе;

воспроизвести конкретные явления в наиболее полном виде, показать их смысл;

стимулировать практическую деятельность по конкретному вопросу в данном направлении.

Содержание корреспонденции предполагает конкретный круг фактов и логически связанных с ними аргументов, объединенных одной темой. В корреспонденции недостаточно при описании какого-либо события отвечать лишь на вопросы: что? где? когда? Необходимо расширять ее содержание сведениями о действиях, событиях, проблемах и снабдить выводами. Работа журналиста над корреспонденцией, в зависимости от ее разновидности и конкретных обстоятельств, предполагает поиск темы по собственной инициативе, изучение материалов и документов, посещение места события (командировку, при необходимости), опросы, беседы с героями и свидетелями событий, консультации экспертов.

В практике СМИ встречаются корреспонденции различных типов, которые делятся на три основные группы (по А.И. Акопову):

. Информационная корреспонденция - вид корреспонденции, который содержит сообщения о факте или группе фактов, связанных друг с другом временем и местом событий.

. Корреспонденция-зарисовка - вид корреспонденции, в которой конкретная ситуация, ограниченная временем и местом действия, дается в форме размышлений автора с применением изобразительно-выразительных средств. Одна из редких разновидностей корреспонденции, в которой информационный повод и аналитичность уходят на второй план, становятся как бы фоном. Автор корреспонденции-зарисовки главным содержанием публикации делает собственные раздумья, «мысли вслух» о событиях и проблемах, имеющих место в данной ситуации. Этому типу корреспонденции обычно свойствен спокойный, эпический тон, хороший литературный язык и художественно-публицистическая форма изложения.

. Аналитическая корреспонденция - «вид корреспонденции включающий, наряду с сообщениями о факте или событии, анализ ситуации. Здесь уже речь идет о публикации, отвечающей на вопросы не только «что?», «где?», «когда?», но также и «как?», «каким образом?», «почему?». Возможна оценка действий или событий, предложения, выводы, хотя и не далеко идущие, не стратегические, а лишь из данной ситуации (ограниченной, напомним еще раз, временем и местом действия). Наконец, может содержать постановку проблемы». [1, 24]

В качестве предмета данного жанра выступает один значительный факт или одно значительное событие, все же прочие детали, примеры, суждения являются вспомогательными материалами для его всестороннего освещения.

Целью исследуемого жанра является сообщение фактов действительности, выявление тенденций их развития, раскрытие проблемы, оформление выводов. аналитическая корреспонденция газета

Согласно исследованиям аналитических жанров, корреспонденция раскрывает ситуацию, ограниченную местом и временем. Кроме того, важны замечания специалистов, касающиеся локальности объекта исследования, закономерно ограничивающей масштаб выводов автора. Исследователь публицистических жанров Г.В. Колосов утверждал, что за счет аналитического жанра вскрываются закономерности конкретных фактов действительности в их безусловной пространственно-временной локализации. Более того: в корреспонденции обобщаются факты действительности, выявляются тенденции их развития, ставятся вопросы, делаются выводы, вносятся предложения, каким образом и кому нужно решать поставленные задачи. Таким образом, как основное и конкретное назначение корреспонденции можно назвать «либо логическое описание отдельно взятого явления, либо выявление его существенных причинно-следственных связей путем преимущественно индуктивного метода - от частного к общему». [3, 6]

Возможности корреспонденции заключаются, в первую очередь, в объективном отборе фактов, в анализе и оценке основных причин социальных процессов, в способности социального предвидения. Наработанные теории и практики позволяют выявить особенности корреспонденции и отметить наличие следующих типологических черт:

пространственно-временная локализация событий;

присутствие аналитических обобщений, оценок и выводов в материале;

выработка публицистами конструктивных рекомендаций как результатов обобщений.

Таким образом, существенной типологической чертой корреспонденции называют аналитичность как ключевой момент для познания реальной действительности.

В жанре аналитической корреспонденции находят отражение наиболее актуальные и злободневные проблемы современной журналистики. На практике встречаются работы, предметом исследования которых являются процессы, происходящие как в печатных, так и в электронных СМИ.

Если в информационной корреспонденции речь идет об одном, реже двух фактах или событиях локального характера, и автор такой работы не только описывает их, но и показывает место данных событий в череде других явлений действительности, рассуждая о том, какое место в этом процессе занимают факты, то в аналитической корреспонденции исследуется цепочка фактов или явлений, а журналисты в данном случае не просто фиксируют события, они группируют их, показывая роль каждого из них в отдельности в поставленной проблеме. При подготовке материала в данном жанре важно обладать аналитическим складом ума, ведь журналисты, подобно ученым, часто применяют метод движения мысли от частного к общему.

Все факты в аналитической корреспонденции получают свое осмысление в контексте какой-то одной социальной проблемы. Например, если мы рассуждаем о противоречиях в области функционирования медиа, то можем рассмотреть условия и составляющие ценовой рекламной политики изданий и телерадиокомпаний, проанализировать рейтинговые данные их статей и сюжетов, назначения и увольнения персонала, а также поразмышлять о государственной политике в области СМИ и так далее. Таким образом, предметом исследования в аналитической корреспонденции может стать любая актуально-злободневная социальная проблема.


Глава 2. Аналитическая корреспонденция в газете «Коммерсант»


.1 Аналитическая журналистика в российских СМИ


Критериями профессионализма в сфере аналитической корреспонденции считаются рефлексивность (способность не догматически, а рассудительно отстаивать свою позицию); доверие и уважение к читателю; компетентность; и внешняя, по крайней мере, непредвзятость. По мнению Б. Межуева, лидерами в этом плане можно считать «Политию» (РОПЦ), всю аналитическую продукцию Европейского университета (Г. Голосов, В. Гельман и др.), политический отдел «Эксперта», информационный сайт политических комментариев «Политком.ру».

М. Шевченко говорит о том, что в России с аналитической журналистикой дело обстоит трудно, однако перспективы в этой области есть: «Аналитические журналисты есть, но их очень мало». Например, Виталий Третьяков; в издательском доме «Коммерсант» прекрасные журналисты, журналисты в «Известиях». Возник и целый ряд новых имен, «Русский курьер», например. Это очень хорошо - в аналитической журналистике в целом очень важна интеллектуальная конкуренция. В конечном счете, она позволяет надеяться, что пиар-средств на всех не хватит, и журналисты просто будут вынуждены писать то, что они думают».

А. Кобяков считает, что «контролировать критерии профессионализма вряд ли возможно, потому что они достаточно общеочевидны. Можно кого-то любить или не любить, но профессионализм всегда будет виден. Пример аналитического журналиста - Алексей Пушков: яркий, ответственно относящийся к собственному слову. Максим Соколов давно уже работает в этом жанре, Михаил Леонтьев, который, впрочем, более конъюнктурен, Татьяна Гурова из «Эксперта». Были попытки компаний выйти на уровень некоего аналитического стандарта. Давно в этом качестве выступает «Независимая газета». Сам Третьяков всегда поддерживал такой статус издания. «Эксперт» прошел свой пик в 1997 - 1998 годах. Сейчас много интересного появляется в Интернете.

Аналитическая журналистика с экономической точки зрения - это вопрос менеджмента. У ярких личностей должен быть талант себя продавать. Рекламодатели ограничивают свободу редакторов и журналистов. К аналитической журналистике это относится вдвойне. Хороший пример в этом плане - журнал «Economist», где большой тираж сочетается с серьезными экспертными заключениями. Это - международный уровень.

Однако в России политический спрос на аналитическую журналистику очень узок. По сравнению с западным миром, где люди социально активны, Россия - это разреженное пространство. В настоящий момент читателей политической прессы в России примерно 10 - 15 тысяч. Потребители данного продукта - образованные читатели, бизнес- и политическая элита. Заказчиками, как правило, становятся бизнес-структуры, а не политические структуры, чем, возможно, и можно объяснить односторонне экономизированную направленность аналитической журналистики и ее относительное равнодушие к интеллектуальной сфере.

Современные средства массовой информации выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров, постоянно развивающуюся, адаптирующуюся к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно в ней заметны изменения в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.

В начале 1980-х гг. заметно движение репортажа к аналитике, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж, но уже в 1930-е гг. к нему прибавилась межжанровая форма - репортажи А. Кольцова («Три дня в такси», «Семь дней в классе») [11, 94] похожие и на очерки, и на статьи. А через 50 лет работы Г. Бочарова, Ю. Роста, В. Черткова и других выделили уже аналитический вид репортажа.

Начало 1990-х гг. ознаменовано бурным всплеском классического познавательного репортажа, аналитический перешел (и внешне) в расследование - корреспонденцию, расследование - в статью. Это произошло, т.к. события понеслись стремительно, не оставляя времени на их глубокое обдумывание. Открылись предметы, которые раньше полагалось не замечать, репортеры обратились к «темным углам бытия», устраивая для читателей экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам «живого товара», моргам. Да и сами читатели, уставшие от проблем, с интересом стало смотреть со стороны, а не участвовать в охоте за мыслями.

год начал рост вещательных организаций на территории России. Аналитическая публицистика вышла на качественно новый уровень развития. Появились новые информационно-аналитические программы. В начале 1992 года на канале «Останкино» появился информационно-аналитический еженедельник «Итоги» с Евгением Киселевым, впоследствии транслировавшийся на канале НТВ. В 1996 году открылись такие информационно-аналитические программы, как «Зеркало» на канале РТР и «19.59» на канале ОРТ, а на канале ТВ-6 - информационно-аналитический еженедельник «Обозреватель», на канале ОРТ - очередная аналитическая программа «Время» с ведущим Сергеем Доренко. [26, 239] Так, впервые в практике российского телевидения, прежде отличавшегося лояльностью каналов по отношению друг к другу, соперничество стало прямым.

Новый период в развитии страны и СМИ наступил в 1996 году во время президентской кампании. Теперь средства массовой информации стали выступать как инструмент борьбы на выборах.

Таким образом, одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций.


2.2 Анализ аналитической корреспонденции в газете «Коммерсант»


История газеты «Коммерсантъ» началась в октябре 1987 года, когда была создана справочно-информационная служба «Факт», ставшая первым негосударственным информационным агентством в СССР, первой информационной службой для поддержки кооперативов: она предоставляла интересующимся телефоны негосударственных фирм, издавала справочную литературу, нормативные акты и документы, оказывала юридическую помощь. Весной 1989 года компания организовала информационное агентство «Постфактум». Встреча В. Яковлева с первым советским миллионером А. Тарасовым поставила вопрос о создании первого в стране частного независимого издания, специализирующегося на регулярной публикации новостей о кооперативном движении. Новая газета новой страны должна была стать одновременно продолжательницей традиций предпринимательского класса дореволюционной России. Нулевой (пилотный) номер еженедельной газеты «Коммерсантъ» вышел в декабре 1989 года, а с 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме. Первые же номера принесли успех. Уже через год тираж вырос до 500 тысяч экземпляров. Издание обращалось к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать, т.е. к первым предпринимателям. Газета была практическим инструментом, точной сводкой деловых новостей. С 1999 по февраль 2006 года газета входила в крупнейшую медиагруппу Б. Березовского, в 2006 году была продана партнеру Березовского Б. Патаркацишвили, в 2008 году - А. Усманову, владеющему ею через компанию «Медиахолдинг». В 2007 году «Коммерсантъ» выиграл право публиковать объявления о банкротстве, чем ранее занималась лишь «Российская газета».

Газета «Коммерсантъ» - это 24 полосы каþчеþствеþнноþй и оþпеþраþтивноþй инфоþрмаþции оþ мироþвоþм и роþссийскоþм бизнеþсеþ, финаþнсоþвыеþ и деþлоþвыеþ ноþвоþсти, поþлитикаþ и пеþреþстаþноþвки в оþргаþнаþх влаþсти, глаþвныеþ соþбытия в оþбщеþствеþ, культуреþ и споþртеþ. Гаþзеþтаþ фоþрмаþтаþ Аþ2 выхоþдит с пеþриоþдичноþстью 6 раþз в неþдеþлю (с поþнеþдеþльникаþ поþ суббоþту) тираþжоþм оþкоþлоþ 130 000 экз.

В соþстаþвеþ аþудитоþрии гаþзеþты моþжноþ выдеþлить неþскоþлькоþ групп: лицаþ, учаþствующиеþ в принятии реþшеþний; спеþциаþлисты и меþнеþджеþры; преþдпринимаþтеþли и учаþстники бизнеþс-коþммуникаþций; субъеþкты оþбыдеþнноþгоþ экоþноþмичеþскоþгоþ поþвеþдеþния.

Коþнцеþпцию гаþзеþты «Коþммеþрсаþнтъ» соþстаþвляют проþгноþзы и глубоþкий аþнаþлиз проþисхоþдящих соþбытий. Оþсноþвными принципаþм гаþзеþты являются оþбъеþктивноþеþ оþтноþшеþниеþ к фаþктаþм, беþспристраþстноþсть и тоþчноþсть.

В структуру «Коþммеþрсаþнтаþ» вхоþдят слеþдующиеþ поþстоþянныеþ рубрики:

Ноþвоþсти (оþпеþраþтивнаþя инфоþрмаþция оþ проþизоþшеþдших в страþнеþ соþбытиях).

Поþлитикаþþсвеþщеþниеþ поþслеþдних соþбытий в оþблаþсти поþлитики).

Деþлоþвыеþ ноþвоþсти (оþбзоþр воþпроþсоþв бизнеþсаþ и экоþноþмики).

Культураþ и споþрт (оþбзоþр соþбытий культурноþй и споþртивноþй жизни).

Таþкжеþ в гаþзеþтеþ имеþются рубрики, коþтоþрыеþ пеþчаþтаþются неþпоþстоþянноþ:

Пеþрвыеþ лицаþ (интеþрвью с оþфициаþльными лицаþми, среþди коþтоþрых преþоþблаþдаþют глаþвы преþдприятий, меþнеþджеþры среþднеþгоþ звеþнаþ, люди своþбоþдных проþфеþссий)

Свеþдеþния оþ баþнкроþтстваþх (оþ неþсоþстоþятеþльноþсти).

Мироþваþя праþктикаþ (свеþдеþния оþ соþбытиях, проþизоþшеþдших заþ рубеþжоþм).

Нужноþ скаþзаþть, чтоþ в плаþнеþ дизаþйнаþ в гаþзеþтеþ теþкстоþвыеþ маþтеþриаþлы преþваþлируют наþд иллюстраþтивными, приоþритеþт, таþким оþбраþзоþм, оþтдаþеþтся соþдеþржаþнию. Преþоþблаþдаþющеþй интоþнаþциеþй издаþния являеþтся стреþмлеþниеþ к оþдноþзнаþчноþсти, чтоþ оþпреþдеþляеþт оþбщую идеþоþлоþгию и принципы оþфоþрмлеþния. Испоþльзоþваþниеþ коþмпоþзициоþнных среþдств строþится наþ теþх жеþ принципаþх.

Нужноþ оþтмеþтить, чтоþ деþлоþваþя журнаþлистикаþ - этоþ спеþцифичеþски оþбоþсоþблеþннаþя сфеþраþ проþфеþссиоþнаþльноþй деþятеþльноþсти, раþзвитиеþ коþтоþроþй оþбуслоþвлеþноþ неþ тоþлькоþ оþбщеþствеþнноþ-поþлитичеþскими, ноþ и экоþноþмичеþскими проþцеþссаþми, проþисхоþдящими в миреþ и страþнеþ: глоþбаþлизаþциеþй финаþнсоþвых рынкоþв, поþявлеþниеþм доþступных для аþнаþлизаþ баþз даþнных финаþнсоþвоþ- экоþноþмичеþскоþй инфоþрмаþции, оþтчеþтоþв коþммеþрчеþских преþдприятий. Деþлоþваþя пеþчаþть сеþгоþдня - этоþ оþбраþзеþц пеþчаþтных издаþний, коþтоþрый диктуеþт стаþндаþрты соþвреþмеþнноþй преþссы.

Итаþк, в соþвреþмеþнноþй праþктикеþ критики роþссийскоþй деþйствитеþльноþсти жаþнр аþнаþлитичеþскоþй коþрреþспоþндеþнции встреþчаþеþтся доþстаþтоþчноþ реþгулярноþ. «Коþммеþрсаþнтъ», «Извеþстия» и другиеþ вхоþдят в числоþ феþдеþраþльных пеþчаþтных СМИ, в коþтоþрых поþстоþянноþ оþбсуждаþются фаþкты, прямым оþбраþзоþм связаþнныеþ с поþлитикоþй, экоþноþмикоþй и культуроþй Роþссии. К примеþру, рубрикаþ «Коþммеþрсаþнтаþ» «Теþлеþлидеþры» - этоþ аþнаþлизы реþйтингоþвых преþдпоþчтеþний теþлеþзритеþлеþй наþ минувшеþй неþдеþлеþ в соþпроþвоþждеþнии публикаþций (аþвтоþр - Аþ. Боþроþдинаþ), выпоþлнеþнных в видеþ аþнаþлитичеþскоþй коþрреþспоþндеþнции. [4, 129]

Публикаþция Григоþрия Реþвзинаþ «Неþ хоþтят оþни тудаþ» в ноþмеþреþ оþт 07.11.2014 - примеþр раþбоþты в изучаþеþмоþм жаþнреþ:

. Критик раþссуждаþеþт оþб оþдноþй - лоþкаþльноþй - проþблеþмеþ: поþчеþму в Роþссии неþт музеþя СССР. Реþвзин оþбраþщаþеþт своþеþ внимаþниеþ (и внимаþниеþ читаþтеþлеþй) наþ «неþоþжидаþнныеþ музеþи»: «Музеþй воþдоþпроþвоþдаþ раþсскаþзываþл проþ соþвеþтский воþдоþпроþвоþд, аþ Краþсноþгоþ Креþстаþ - проþ жизнь сил ГОþ и ЧС,þ раþдиоþтеþхники - проþ соþвеþтскиеþ приеþмники, ДОþСАþАþФ - проþ саþмоþлеþты и неþмноþго,þ даþже,þ проþ коþсмичеþскиеþ аþппаþраþты, всеþ - проþ соþвеþтскоþеþ, неþ гоþвоþря ужеþ проþ музеþй милиции, воþоþружеþнных сил и флоþтаþ…» [32] Даþлеþеþ аþвтоþр раþзмышляеþт наþд теþм, аþ «чтоþ еþсли бы их свеþсти всеþ вмеþстеþ, тоþ поþлучился бы поþтрясаþющий музеþ

Теги: Аналитическая корреспонденция в газете "Коммерсант"  Курсовая работа (теория)  Журналистика
Просмотров: 48161
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Аналитическая корреспонденция в газете "Коммерсант"
Назад