Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в "Новой газете")


Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»)

Курсовая работа


Содержание


Введение

Глава 1. Авторская колонка: от рубрики к жанру

.1 Теоретико-методологические основы исследования жанра «колонка»

.2 Жанровая природа колонки. Синкретизм жанров

Глава 2. Специфика авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»

.1 Д. Быков: биографическая справка

.2 Этапы творческого пути Д. Быкова

Глава 3. Авторский стиль Д. Быкова-колумниста: опыт качественного анализа Д. Л. Быкова

.1 Анализ синтаксических средств создания выразительности

.2 Анализ лексико-семантических средств создания выразительности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Подходы к жанрообразованию в журналистике на рубеже тысячелетий подвергались изменениям. С одной стороны мы видим тенденцию к его усложнению, и, соответственно, к усложнению жанровой структуры. С другой стороны - к упрощению системы журналистских жанров. Для решения конкретной задачи журналист достаточно часто пользуется элементами практически всех известных ему жанров. Происходит так называемая «гибридизация» жанров, рождаются даже относительно устойчивые «гибридные» формы. Сегодня не выработано единое понятие того, что же такое «авторская колонка»: мнения расходятся. Мы хотим вывести рабочее определение, ведь колонки (а вместе с ними и блоги) все активнее развиваются, привлекая большое количество читателей: этим обусловлена актуальность темы исследования.

Целью данной работы является выявление и изучение особенностей авторской колонки Д. Л. Быкова на примере опубликованных текстов в «Новой газете».

Для достижения этой цели необходимо выполнить несколько задач:

·обозначить теоретико-методологические основы исследования авторской колонки как жанра журналистики;

·вывести наиболее объективное определение для термина «колонка»

·выявить стилистические особенности текстов Д. Быкова- колумниста

·провести контент-анализ, проанализировав наиболее часто употребляемые средства художественной выразительности, которые использует в своих текстах Д. Быков.

·сделать выводы на основе полученных данных.

Объектом исследования является авторская колонка как часть номера периодического издания.

Предметом исследования выступают технологии и приемы создания авторской колонки (на примере текстов Дмитрия Быкова в «Новой газете»).

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены языковые особенности авторского стиля Дмитрия Быкова, то есть результаты исследования могут явиться примером для практической части учебников и учебных пособий по журналистскому мастерству, читателями которых являются не только студенты, но и опытные журналисты. Материалы Д. Быкова в настоящее время не изучаются исследователями на предмет употребления языковых средств выразительности в стиле автора (или по иным параметрам), поэтому работа обладает научной новизной.

При написании работы для осуществления поставленных задач использовались такие методы исследования как исторический, структурный, сравнительный, метод контент-анализа, а также структурный.

Можно выявить некоторые признаки колонки, основываясь на чертах других аналитических жанров как то рецензия, комментарий. Характеристика этих единиц журналистики представлена в книге А. А. Тертычного «Жанры периодической печати».

Теоретической основой послужили труды как то сборник статей под редакцией С. Г. Корконосенко, в одном из разделов которого Л. Е. Кройчик дает такое определение жанру: «Колонка - это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено (по крайней мере - на понимание)». Кстати, раздел именно в этой книге является фундаментальной работой, рассказывающей об авторской колонке.

В материале, датированном февралем 2006 года, журналист Леонид Бершидский пишет: «Колумнист пишет так хорошо, что приобретает право на субъективное мнение. С другой стороны, он пишет так хорошо, что уже не важно, что именно он пишет».

Профессор Мадридского университета Мария Иисус Касальс рассматривает колонку, углубляясь в исторический контекст: «Советская публицистика не отличалась наличием авторской оппозиции- государство всегда было правым. В настоящее время развитие информационных технологий позволило вести блоги, а онлайн- СМИ позволяют высказывать авторам личную точку зрения даже в жестких формулировках. Именно развитая площадка информационного пространства дало толчок к новому подходу развитию авторской колонки как журналистского жанра».

Данная работа состоит из введения, двух теоретических глав, одна из которых рассказывает об эволюции жанра авторской колонки и роли в сегодняшней прессе, в то время как вторая повествует о Дмитрии Быкове, публицисте, выступающем в роле комментатора происходящих процессов. В структуру работы входят также практическая часть, заключение, список литературы и приложения. Во введении обозначены цель, задача, объект и предмет исследования, сформулирована актуальность темы и практическая значимость, проведен анализ литературы вопроса. В заключении подведены итоги проведенной работы, сделаны выводы из полученных результатов, и намечено дальнейшее направление нашей работы. Приложения включают в себя одно из стихотворений Дмитрия Быкова, диаграмму, отражающую тематику публикаций, таблицу с данными, полученными в результате контент-анализа, тексты, наиболее ярко отражающие общую тематику публикаций, а также выдержки из интервью с Д.Быковым.

В нашей работе будут рассмотрены различные подходы к определению авторской колонки, а также ее особенности в творчестве Д. Л. Быкова. Данная проблема нова для исследований во многом потому, что степень научной разработанности в данной области сравнительно невелика.


Глава 1. Авторская колонка: от рубрики к жанру


.1.Теоретико-методологические основы исследования жанра «колонка»


Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного материала, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения. До сих пор не выработано единое определение жанра, ведутся споры о его сущности, природе. Если анализировать жанровую классификацию газетных текстов, то нельзя не заметить, что исследователи выделяют разное количество жанров, по-разному называя их. В творческой практике наблюдается постоянное видоизменение, взаимодействие жанров друг с другом. На границах традиционных жанров создаются новые типы газетных текстов. Поэтому в классификациях появляются «жанры-гибриды» типа «информационное интервью», «корреспонденция-раздумье» и т.п. Тенденция к размыванию жанровых границ заметно усилилась. Советские исследователи процессов жанрообразования говорили о том, что «все смешалось в системе жанров отечественной журналистики». Сегодня наряду с советской, уже явно не классической, системой жанров появились, нашли своих сторонников и развиваются подходы, предложенные профессорами Прониным, Кройчиком, Тертычным. Отличительной чертой является и понятие гибридизации: жанры не просто умирают и рождаются, они органично используют друг друга, производя на свет такие жанровые симбиозы, что даже опытный исследователь не может их идентифицировать. Говоря о тенденциях развития современных отечественных массмедиа, стоит отметить и еще одну расширение зоны влияния западных форм журналистики. Благодаря проникновению в отечественную медиасреду западноевропейских и американских (англо-саксонских, «островных») моделей журналистики, в том числе и жанровых форм, в обиходе и теоретиков, и практиков появились новые определения для таких понятий как «колонка», «журналистское расследование». О них, вслед за западными коллегами, заговорили как об особых текстовых структурах. Еще пятнадцать лет назад колонка была знакома российским читателям лишь на примере частного случая, а именно в виде «колонки редактора» какого-либо издания. Но тенденции изменения российского информационного поля, а также общемировые, в том числе постмодернистские тенденции, привели к тому, что сегодня колонкa- одна из самых востребованных на страницах российских СМИ текстовых форм.

Рубеж XX- XXI вв. входит в историю как эпоха эссеизации публицистики: от персонификации повествования до перевода субъекта высказывания в действующее лицо исторического процесса. Мир и субъект, этот мир воспринимающий, в равной степени становятся предметом исследования. Публицист является не сторонним наблюдателем описываемых процессов, а равноправным их участником. Автор предлагает аудитории текст, который перестает быть равновеликим жанру. В поисках форм актуального влияния печатного слова как на мышление отдельного индивида или социальной группы людей, так и на массовое сознание, журналисты все чаще используют такие жанровые ее разновидности, как авторская колонка. Имидж периодического издания находится в прямой зависимости от уровня авторитета и образованности авторов колонок, их прогрессивного мышления и коммуникативной компетенции, речевой культуры и мастерства, психологического воздействия на реципиента. Кроме того, на всесторонне осведомленного приглашенного автора еще и негласно возлагаются обязанности эксперта, «общественного надзирателя» за уровнем объективности оценок событий. Появление такого жанра, как авторская колонка можно объяснить психологическими факторами, в частности особенностями ментальности российского читателя, которому очень важно, в отличие от зарубежного- западного или североамериканского - читателя, узнать авторскую характеристику отраженных событий, чтобы сравнить с собственной или же сформировать свою шкалу оценок.

У современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник - фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка носит не только иронико-комический характер: она служит и журналисту-политологу, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Именно колумнистика наиболее полно отражает процессы, происходящие в современном информационном пространстве.

Первоначально в отдельной колонке-рубрике печатались самые разнообразные тексты. Со временем сложилась практика публиковать под рубрикой «колонка» тексты, тяготеющие к жанрам с сильным авторским началом (эссе, комментарий, обозрение, рецензия), а затем из этого корпуса выделилась группа текстов, явно схожих между собой и очевидно объединенных совершенно новой жанровой формой - колонкой. Сначала в крайней колонке печаталась информация, на которую редакция газеты хотела обратить внимание. Это могли быть объявления, экстренные новости, официальные сообщения, однако постепенно содержание колонки смещается в сторону частной жизни. В XIX веке большим интересом читателей пользуются колонки сплетен, где публикуются сообщения о текущей жизни горожан - рождениях, свадьбах, помолвках, смертях, поездках, отпусках и проч. Колонка становится местом на полосе, где из регулярно публикуемых фрагментов формируется картина жизни частного человека, и выполняет некую бытописательскую функцию. Затем в колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты жанров с ярко выраженным авторским началом. А затем под влиянием процессов жанровой диффузии, изменения самосознания автора и читателя, а также новых тенденций в публицистике, когда интерес к отдельной личности усилился настолько, что стало возможным появление в прессе дневниковых жанров - формируется жанр колонки, фиксирующий переживания автора по тому или иному поводу в максимально личном, интимном, биографическом тексте.

Современные колонки генетически связаны с жанром передовой статьи - неизменным атрибутом прессы советской эпохи. Ее отмечали «призывная, менторский стилистика» «публицистичность», «ярко определенные политические ориентиры», полная или почти полное отсутствие авторского «я» и обязательная публикация на первой полосе. Как указывает исследователь современных информационных и аналитических жанров М. Василенко, «во времена тоталитарной системы передовая статья могла быть и часто выполняла функции методической разработки, квалифицированного советчика, мини-справочника, по которому партийный пропагандист готовился к выступлению».

Колонка получила широкое распространение только в постперестроечный период российской журналистики. В газетно- журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок в каком-либо издании, от англ. сolumn- колонка) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк. Ещё в 1926 году в США была издана книга «Колонка» (англ. «The Column»), в которой подробно описаны особенности этого ремесла. Колумнист необязательно работает штатным журналистом, обладает самостоятельным мнением. В 2002 году читатели «Известий» обогатили свой словарный арсенал довольно редким словом «колумнист», когда под «Колонкой обозревателя» прочли фразу «Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции». Образ автора в колонке может быть интересен публике благодаря авторитету колумниста (на Западе эта роль крайне почетна и предоставляется исключительно ведущим сотрудникам редакции, а также признанным политикам, экономистам, ученым, культурологам) либо благодаря избранной им «маске».

Колумнистика - чаще всего атрибут качественной прессы, которая оказывает свое влияние на общество информированностью, аналитичностью, способностью предвидеть будущее, а не громадными тиражами. Кроме того, качественная пресса способна влиять на умонастроения элиты, принимающей важные решения.

В последнее время в американской прессе идет активная дискуссия по поводу исчезновения колумнистики, ее исчезновения именно в ежедневной городской газете, в которой колумнист - есть голос и совесть гражданского общества.

Говоря о появлении колумнистики в российской публицистике, в первую очередь стоит сказать о тех изменениях современного информационного поля, которые пережила Россия в начале 1990-х. Наиболее полную характеристику этих изменений мы находим у Л. Е. Кройчика. Так, он говорит о существенном отличии постсоветской журналистики от ее предшественницы: «Во-первых, на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю. Во-вторых, современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой информации - он все явственнее становится ее интерпретатором. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе…»

Персонификация текста вызвана к жизни не только общим процессом демократизации постсоветского общества, но и тем, что в условиях существующего ныне рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает двугорбого верблюда: первый горб - факт, второй - отношение автора к факту. Спрос на личностную журналистику в условиях растущей конкуренции СМИ создал прецедент выбора. Публицист откликается на этот спрос предложением собственного имени. Имя (в широком смысле этого слова) становится знаком издания или канала, представляющих это имя.

Согласно Л.Е. Кройчику, современная российская пресса - «работает в режиме диалога с аудиторией. Диалогичность рождает многоголосие, возникает эффект субъективности; полифонизм звучащих голосов, предлагающих различные точки зрения, побуждает аудиторию к самостоятельному определению собственной позиции. Учитывая это, настраиваясь на волну ожиданий аудитории, пресса одновременно ориентируется и на более занимательную, более остроумную форму подачи материала. Диалог с аудиторией предполагает ее отклик на предложенный текст, интерес к нему. Интерес возможен тогда, когда публицист не просто предлагает факты, заслуживающие, с его точки зрения, внимания, но и сообщает о них в яркой, воздействующей на эмоции аудитории форме».

Четвертая особенность современной публицистики - «возросшая роль приема в обработке материала. Текст приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным».

Если проанализировать эти выводы в контексте нашего исследования, то можно немного переиначить слова Л.Е. Кройчика, заметить, что все это дает возможность для развития не только эссеистики и фельетона, но и для колонки. Поскольку колонка как раз и берет свое начало с одной стороны с сугубо практического оформительского момента, а с другой - ее родоначальниками во всем мире являются как раз жанры эссе, фельетона, комментария.

Итак, жанр категория устойчивая, но изменяющаяся; с течением времени жанры могут умирать, рождаться новые, могут появляться гибридные формы. Значит, можно выделить новый жанр, если он отвечает определенной классификации или определенным категориям. Количественное соотношение текстов различных жанров на страницах газет, которое может свидетельствовать об устаревании одних жанров, актуализации других в связи с изменением языкового вкуса, переосмыслением роли печати в обществе и другими экстралингвистическими факторами. С появлением Интернета лишь небольшое время отделяло нас от того момента, когда колумнисты получили возможность публиковаться в глобальной «паутине». Объединившись, колонка и Интернет подарили миру блоги. Именно они дают возможность получить в сети информацию о том, как относятся к этим фактам те, чье мнение по многим вопросам совпадает с вашим собственным.


.2 Жанровая природа колонки. Синкретизм жанров


Колонка совмещает в себе элементы нескольких жанров журналистики как то рецензия, комментарий, обозрение, обзор. Таким образом, можно сделать вывод о том, что авторская колонка- всегда собирательный жанр. По мнению Марии Иисус Касальс Карро, «советская публицистика не отличалась наличием авторской оппозиции- государство всегда было правым. В настоящее время развитие информационных технологий позволило вести блоги, а онлайн- СМИ позволяют высказывать авторам личную точку зрения даже в жестких формулировках. Именно развитая площадка информационного пространства дало толчок к новому подходу развитию авторской колонки как журналистского жанра».

Колонка не привязана к непосредственной актуальности. Часто ее заботят те случаи или проблемы, которые не являются новостями, потому что остались вне круга внимания; в другие разы она достает факты, которые уже остались в прошлом среди информационной быстротечности, но ценны своим индивидуальным содержанием; также возможен личный анализ - идеологический, эмоциональный - дел минувших. Или просто внутренняя рефлексия, литературное развлечение, упражнение на проверку принципов и убеждений. При анализе колонок современных авторов мы можем отметить, что значительная группа текстов, написанных под рубрикой колонки, обладает сходными признаками, что позволяет говорить о возможности объединения этих текстов неким особым, новым жанром публицистики. И хотя говорить о существовании полноправного жанра колонки пока еще рано, есть все основания утверждать, что формирование этого жанра уже началось, и что культурно-историческая ситуация, сложившаяся в стране, способствует появлению новой жанровой формы.

Таким образом, подчеркивая, что колонка еще не устоялась как жанр в системе жанров отечественных СМИ, можно предположить, что в настоящее время идет процесс ее становления, есть все предпосылки к появлению нового жанра. Все чаще, разворачивая газету или открывая журнал, читатель имеет возможность ознакомиться с оригинальными текстами, где в лаконичной форме представляют отзыв редакционного коллектива или известной личности на ту или иную насущную проблему, помогают ему сформировать собственную оценку актуальных событий, выбрать тип общественного поведения. Качественно новый жанр, призванный к жизни запросами суток и массовой аудитории, путем модификации известных жанровых форм все увереннее утверждает себя на ниве журналистики.

Одни исследователи теории журналистики говорят о том, что колонка - строго определенная количеством строк вертикаль на газетной странице - является рубрикой: «Говоря о колонке, имеют в виду рубрику, закрепленную в газете либо в журнале за тем или иным постоянным автором, а под колумнистикой, в отличие от других форм эссеистики, понимают авторские высказывания по злободневным (и не только) темам, с определенной регулярностью появляющиеся в одном и том же издании и размещающиеся, как правило, в одном и том же месте очередного газетного (или журнального) выпуска», другие - о том, что она является видом комментария, третьи называют ее разновидностью эссе: «Колонка- это рубрика, персонально закрепленная за конкретным журналистом, по сути своей - авторское высказывание, близкое по жанру к эссе. Поэтому анонимный текст без авторской позиции- не колонка. «Именная», но разовая публикация - тоже не колонка, так как вторым условием является постоянное присутствие колумниста на страницах издания», четвертые замечают, что колумнистики как таковой у нас в стране вообще не существует: «В американской прессе в последние годы идет активная дискуссия по поводу исчезновения колумнистики, исчезновения именно в крупных ежедневных газетах, когда колумнист есть голос и совесть гражданского общества. Многие, как Дейв Либер, колумнист «Fort Worth Star-Telegram» и председатель ежегодного съезда Национального Общества Газетных Комментаторов, винят в этом самих колумнистов, которые стали «ленивыми, неактивными, неострыми». Дэн Гилмор, бывший колумнист, автор книги «We, The Media», говорит об изменении самого информационного поля, когда на место привычной городской колумнистике приходит «мини-колумнистика», когда «Золотой век колумнистики» прошел, не стало талантливых журналистов прошлого (среди которых называют Майка Ройко, Хёрба Кэна, Джимми Бреслина), а голоса тех, кто остался, «уже недостаточно сильны, чтобы перекричать пятьсот телевизионных каналов», пятые называют авторскую колумнистику последним оплотом свободной политической мысли и совестью нации: «Колонки - это территория свободы. Я сторонник четкого отделения репортинга и аналитики от мнений и поэтому всегда мешал репортерам ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ в заметках. В колонке возможны и репортинг, и аналитика, и мнения. Собственно, если тебе дали колонку, это значит, что твое мнение интересно хотя бы редактору. Но такая вольность не освобождает автора от такой химеры, как совесть».

Дать толкование термину «колонка» можно, рассматривая его с разных сторон и беря за основополагающий признак форму или содержание. Профессор факультета журналистики Мадридского университета Мария Карро: «Слово «колонка» - неологизм, образовавшийся в результате метонимии (переноса части - места на газетной полосе - на целое: разделение на колонки журналистских текстов вошло в практику с XVIII века). Этим неологизмом обозначается подписанная (авторская) статья, которая публикуется с определенной регулярностью и занимает определенное место в газете. Одна из главных характеристик колонки - это ее разнообразие во всех проявлениях. В любом случае, колонка стоит то, что стоит ее подпись, и это выражается в зависимости от таланта личности. Колонка - это статья-мнение, которая может быть размышляющей или наоборот, неразмышляющей; направляющей или загадочной; аналитичной или страстной, осуждающей или предписывающей, всегда оценивающей, субъективной, потому что она не может быть другой».

Термин «колонка» сегодня используется в журналистской практике в трех значениях: во-первых, как особым образом оформленный столбец на газетной полосе, являющийся существенным приемом выделения материала при решении конкретных тактических задач - подборка информационных материалов, статистические сведения, цитаты, опросы и т.п.

Второе значение термина «колонка» - авторская рубрика. В данном случае колонка выполняет уже стратегические задачи - она вводит на газетную полосу имя автора, привлекающего внимание аудитории. Важнейшая задача колонки такого рода - закрепить интерес определенного сегмента аудитории за автором как носителем определенной информации.

Третье значение термина «колонка» - особый жанр, формирующийся сегодня на наших глазах и актуализирующий личные переживания автора по конкретному поводу в виде демонстрации точки зрения субъекта высказывания.

Американская энциклопедия писателя определяет колонку так: «короткий газетный или журнальный материал, посвященный какому-то узкому кругу интересов или обстоятельствам в широком смысле слова, написанный ясно и лаконично, имеющий объем в 350-500 слов и появляющийся регулярно (ежедневно, еженедельно и т.д.) с обязательным указанием имени автора».

В немецкой журналистике под колонкой понимается «короткое выражение мнения, которое не занимает больше одной газетной колонки. Такие колонки в большинстве своем появляются регулярно на одном и том же месте с одинаковым названием или как именные колонки одного автора. Колонка похожа на реплику и комментарий».

Испанцы, у которых теория журналистики, в отличие от их англоязычных коллег, разработана достаточно серьезно, уделяют колонке много места не только на газетных и журнальных полосах, но и в учебниках по журналистике и научных статьях.

Анализируя тексты современных колумнистов, а также различные определения, которые дают колонке российские и зарубежные исследователи, мы приходим к выводу, что значительная часть текстов колумнистов не вписывается в рамки известных нам жанров. Более того, рассматривая комментарий и эссе как жанры, наиболее близкие колонке, мы видим, что колонка не описывается жанрообразующими признаками ни того, ни другого, и что в этом месте между аналитическими жанрами и художественно-публицистическими есть некий «зазор», который может быть заполнен каким-то новым жанром.

Колонка - это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено. Если в комментарии такая связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. Колонка - монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности.

В жанровом плане колонка может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке - «содержать лишь одну точку зрения, характеризоваться своим «голосом» и стилем»; фельетона (критический, ироничный тон колонки). Колонка может быть произведением, полностью написанным в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки. Если попытаться обобщить свойства различных текстов, публикуемых под рубрикой «колонка», становится очевидным, что часть из них обладает совершенно определенными признаками, общими для всей группы и в то же время нехарактерными для других известных жанров.

Предмет колонки - личное переживание по конкретному поводу: «Колонка - это жанр, когда человек рассказывает о том, что его беспокоит», - такое определение дает футбольный комментатор и колумнист нескольких спортивных изданий Василий Уткин. Уткин не теоретик, однако в своем образном определении он передает смысловой стержень колонки: беспокойство автора. Информационным поводом к написанию колонки может быть и единичный факт, и событие, и явление, и судьба, и характер, однако на первом месте всегда стоит именно то, как колумнист осмысливает этот повод, то, какие чувства и мысли рождает в нем тот или иной факт. Таким образом, предметом исследования в колонке опосредованно является сам субъект высказывания, ход его рассуждений, его мыслительный процесс.

Функцией авторской колонки является демонстрация точки зрения субъекта социальной практики в связи с возникшей ситуацией с целью обратить внимание аудитории не только на саму ситуацию, но и на характер ее оценки. В колонке «Я» становится объектом исследования. Именно личность колумниста является основным смысловым ядром всего жанра - этим обусловлена такая особенность колумнистики, что колонку ведет, как правило, человек с именем - либо человек известный (писатель, политик), специалист в определенной области, чье мнение интересно само по себе, либо автор, обладающий ярким талантом говорить интересно обо всем- в таком случае на первый план выступает сам процесс демонстрации мнения.

Метод, с помощью которого создается текст- образный анализ, то есть сочетание анализа (выявление взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценка, прогноз их развития) и художественного обобщения. В этом смысле колонка занимает пограничную позицию между аналитическими и художественно-публицистическими жанрами в традиционной классификации, либо входит в группу исследовательско-образных жанров по классификации Л.Е. Кройчика.

По содержанию колонка - это цепочка фактов, событий или явлений, с которыми автор соприкасается непосредственно или которые представляются ему актуальными в данный момент, и рассуждений, которые рождают у него эти факты, события. В колонке автор избегает вымысла, он пишет лишь о том, что произошло на самом деле. Публицист предлагает нам свою точку зрения на окружающую действительность, а его материалы таким образом превращаются в неопровержимые свидетельства эпохи и одновременно оригинальные художественные произведения. Так как на первом плане выступает не факт, а отношение автора к нему, колонка становится жанром максимально интимным, где автор не боится самого себя сделать участником событий, рассказывая о глубоко личном опыте, личных впечатлениях и демонстрируя личное мнение.

По своей форме колонка - это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе. Однако все эти элементы включены в повествование для того, чтобы усилить аргументацию, авторскую манеру письма, сохраняющуюся от колонки к колонке, максимально интимизировать повествование и, ведя читателя за ходом своих мыслей, сделать его соучастником повествования, собеседником. Ряд исследователей называет в качестве жанрообразующих факторов также и языковые средства, используемые в тексте, либо форму авторского присутствия, однако, как нам кажется, эти факторы так или иначе входят в понятие формы и содержания.

Автор выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе. Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Колонка как оперативный отклик на происшедшее (или - происходящее) по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Поскольку в колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения - смысловое ядро колонки.

Тип, концепция, творческая стратегия периодических изданий отражаются на специфике редакторских и авторских комментариев и колонок. Обязательными атрибутами подачи текста этого жанра является помещение цветного портрета автора в левом углу перед названием. Под ней фиксируются его имя и фамилия с указанием должности. По композиционной структуре, фактологической основе, злободневности содержания, языково-стилистическому оформлению и субъективности оценок, авторские колонки тяготеют к публицистической проблемной статьи. Субъективное авторское «я», для которого характерны лиричность, и заключенное в ироническую форму созерцания мира, пронизывают всю структуру произведений: от заголовков и механизма отбора и компоновки фактов и «переодевания» их в одежды образа к моделированию композиции и подачи фотографии художника.

В настоящее время в ансамбле основных типов журналистских текстов авторская колонка занимает важное место. Пожалуй, как ни один другой аналитический жанр, он позволяет прессе чутко реагировать на всевозможные события. Колумнист оперативно выражает отношение к актуальным событиям. От информационных жанров колонка отличается именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров корреспонденции отличается прежде всего тем, что в нем обычно рассматривается какое-то явление, о котором уже рассказывалось на страницах изданий, в теле- и радиоэфире, а поэтому, в той или иной мере известное аудитории. Причем известными аудитории могут представляться не только существующие, но будущие события, если о них уже шла речь в СМИ.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что авторская колонка становится всё более важным жанром в сегодняшней прессе, оперативно реагируя на происходящие в стране и мире процессы. Авторское начало- одна из главных характеристик колонки. Научное изучение жанра, который сегодня рождается, утверждается, находится на этапе его осмысления. Однако любое явление даже в зачаточном состоянии требует изучения с тем, чтобы прогнозировать пути его развития, направить их в русло аккумуляции мирового опыта и продолжения и обновления национальных традиций.

Следовательно, рассмотрение жанра колонки в системе модифицированных форм передовой статьи дало нам возможность выяснить его специфические признаки и функции. Авторская колонка писателя выделяется из всех других сложным переплетением жанровых форм, афористичностью речи, поучительным характером, ироничным содержанием, парадоксальностью оценок фактов, осложненным проявлением авторского «я». Ораторский пафос и пропагандистский смысл передовой статьи в авторской колонке сменились доверительный тон пастора и проповедника.

Среди журналистов, выступающих в качестве колумнистов в различных средствах массовой информации, известны имена Андрея Колесникова («Новая газета»), Александра Минкина «Московский комсомолец»), Марины Королевой («Российская газета»), Леонида Радзиховского (журнал «Огонек»). Одной из ярких фигур в колумнистике нового столетия является Дмитрий Быков, журналист, поэт и активный блогер, о котором пойдет речь в Главе II настоящей работы.

жанровый колонка журналистика быков


Глава 2. Специфика авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»


.1 Д. Быков: биографическая справка


Дмитрий Львович Быков- русский <#"justify">Журналист задает следующий вопрос Дмитрию Львовичу: «Значит, вы не согласны, что нулевые - начало эпохи вырождения?», на что колумнист отвечает: «Если только так: вырождения одних и возрождения других. Ведь что еще мы видим сейчас? Помимо разрыва между лучшими и худшими, поумнения умных и поглупления глупых, что, наверное, естественно для любой революции, в России идет и иной процесс - выхода народа из-под государства. Словно огромная Индия выбирается из-под маленькой Британии. У нас роль метрополии играют Кремль и Рублевка, колонии - оставшаяся Россия. Власть полагает, будто всем рулит, хотя в действительности этого нет. Идет постепенное выстраивание альтернативной, горизонтальной страны, где вертикальные связи отсутствуют напрочь. Хорошо это или плохо? Любой, кто бывал в Индии, знает: там все организовано очень тонко. Внешний хаос при внутреннем порядке: кастовое общество, жесточайшие запреты, четкая и мобильная система подчинения. Но мы-то с вами явно не индийцы. Фазиль Искандер, например, считает, что нынешняя ситуация ведет к кризису взаимной ответственности в России. Мы не отчитываемся перед государством, оно - перед обществом. Долго ли так может продолжаться? Конечно, здорово, что ни одна сволочь не лезет в твои дела, а главной сетью, управляющей страной, оказывается сайт «Одноклассники.ru». Нужно достать лекарства ребенку - без проблем, найти хорошего врача или продать подержанную машину - только брось клич. И так далее. Когда пустили под откос «Невский экспресс», я был в Питере и собирался в Москву. Все поезда отменили, никакой информации о произошедшем и последующем не поступало. И тут на уровне горизонтальной самоорганизации какая-то женщина позвонила знакомым: через десять минут к вокзалу подъехал автобус, согласившиеся заплатить водителю за проезд сели и отправились в Москву. А городские власти ничего еще не сделали. Здорово? Да, но на этом пути заложена мина: такие горизонтали не легитимны. Не уверен, что во взрывоопасной ситуации не дойдет до суда Линча. После пожара в Перми своими глазами наблюдал: там к этому подобрались совсем близко. На месте трагедии мигом возник комитет родственников жертв, потребовавший арестовать имущество владельцев «Хромой лошади» и разделить его между пострадавшими. Это ведь тоже форма народной самоорганизации, хотя не скажу, что приветствую ее. Государство как та училка, что худо-бедно защищает меня от местной шпаны. Не будь ее, кто отгонит хулиганье? Учительницу с указкой хоть побаиваются по старой памяти...»

В другом интервью, датированным осенью 2011 года, Дмитрий Львович признается: «Никакой «совестью нации» этот продукт у нас не является. Он выдаёт комические стилизации. Это совсем не тяжело, и, если бы это было необходимо, я бы чаще это делал, потому что мысли приходят… «Гражданин поэт» - самое необременительное из моих занятий. Тяжело два раза в неделю, по четвергам и пятницам, выдавать вещи, которые удерживали бы в повиновении достаточно сложный класс. Это тяжело физически, как Вы знаете. Практика преподавания ? во многом практика гипнотическая. Сделать так, чтобы они а) слушали и б) думали ? это сложно. Школа выматывает, как пробежка, как полезная вещь. Сочинять стихи по сравнению с этим - это занятие весёлое, жизнерадостное. Как сказал мне однажды Лев Анненский, говорите им всем, что нам очень трудно, просто чтобы они не завидовали».


.2 Этапы творческого пути Д. Быкова


Сотрудничал или печатался почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах. Регулярно выступает в качестве колумниста <#"justify">Постепенно фельетоны стали еженедельными и начали собираться в книжки. Читателю, наверное, приятно вспомнить, как все это было. Может быть, зарифмованная реальность приятней, эстетичней обыкновенной. Я надеюсь, что читать стихи будет хоть вполовину так же весело, как писать».

Размышляя о слове «журналист» Быков признается: «Мне всегда нравилось, когда меня называли «журналюга», - говорит он. - Журналюга - это тот, кого ненавидят, а настоящий журналист должен вызывать ненависть и раздражение. Если после публикаций или передач остается благостное впечатление, это плохой журналист - он «не цепляет» аудиторию».

В книге «Письма счастья», выпущенной в 2008 и вобравшей в себя несколько десятков стихотворений Быкова, автор так говорит о своих произведениях: «Это короткие стихи на случай, записанные в строчку для экономии места. Появились они в «Огоньке» случайно: сначала я сочинил покаянное письмо счастья для типового российского олигарха, а потом рубрика прижилась. Ее полюбил не только читатель, но и писатель. Теперь без еженедельного стихотворного фельетона я уже не могу убедить себя, что жизнь прекрасна. Так что отступать некуда- придется продолжать, пока счастье не наступит окончательно». Нашей задачей является анализ «писем счастья» на предмет выявления в них разного рода средств создания выразительности, подробный разбор которого представлен в Главе III.

Глава 3. Авторский стиль Д. Быкова-колумниста: опыт качественного анализа


.1 Анализ синтаксических средств создания выразительности


Для осуществления данного исследования мы взяли в рассмотрение материалы Д. Л. Быкова, опубликованные в период с января 2011 по январь 2012 года в «Новой газете».

Колонка Быкова выходит еженедельно в пятничном выпуске газеты.

Объем публикаций колеблется от 2500 до 5000 знаков без пробелов.

Примечательно, что число просмотров материалов возросло от 285 (в январе 2011 года) возросло до 28317 спустя год, что свидетельствует не только о популярности Д. Быкова как хорошего журналиста, но и о желании и готовности людей читать качественно выполненные колонки уважаемых авторов.

Колонка Быкова- это стихи, разделенные на абзацы и размещенные на полосе как прозаический текст, журналистская заметка. Заголовок представляет собой прилагательное, четко и емко определяющее тему материала: «Двуглавое» (выпуск № 34 от 01.04.2011), «Чужеглазное» (выпуск № 57 от 30.05. 2011) или «Утешительное» (выпуск № 136 от 05.12. 2011).

В намеченный нами период в «Новой газете» было опубликовано 44 материала Дмитрия Быкова.

Все материалы можно разделить по тематике: «Политика», «Общество» и «Культура». К первому классу относится наибольшее количество публикаций, а именно 26. Среди 44 материалов к разделу «Общество» можно отнести 16 материалов, а к рубрике «Культура» всего лишь 2. (полученные данные представлены в виде диаграммы в Приложении № 2).

Иллюстрациями к материалам Дмитрия Быкова являются карикатуры Петра Саруханова- главного художника-оформителя «Новой газеты», являющегося, к тому же, членом редколлегии. Так как в региональных выпусках «Новой» колонка Быкова отсутствует, для просмотра рисунков можно обратиться к федеральному изданию, которое является полноцветным. Заголовок связан со всем текстом и его вряд ли можно обвинить в отсутствии смысла. Интригующее заглавие с долей загадки рождает внимание и интерес, что заставляет прочесть материал.

Специфика публицистического стиля позволяет привлекать самые разнообразные средства усиления выразительности, поэтому для него обычно употребление элементов как книжного, так и разговорного синтаксиса.

Тексты содержат большое количество восклицательных предложений, которые, как правило, выражают эмоции. Например: «Крот истории, долго ты роешься и не любишь молоть языком. Мы увидим в Кремле Шендеровича - я б доверил ему избирком!

К активно используемым экспрессивным синтаксическим конструкциям относится риторический вопрос, который «ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению». Например: «Ну и в чем твоя выгода, Спарта? Менелая судить не рискну, но припомню еще Бонапарта, что спалил ради страсти Москву»; «Что отвечу я вам, нищеброды? Я от Милоша очень далек. Полумесяцем полусвободы ограничился наш потолок»; «Я не смею над этим шутить. Непочтительность - дело худое. Что еще мы могли бы ему посвятить? Пуски домен? Посевы? Удои?»

Также могут использоваться оба знака одновременно: «Но спор еще не кончен, братцы, - хрен там! Мы спорили, планируя маршрут, о том, что Путин будет президентом. А вдруг его еще не изберут?! Вдруг он решился, к собственному горю, - а рубль меж тем сорвался, изувер, и пала нефть, и я тогда проспорю, а победит Явлинский, например?!».

Инверсия, с помощью которой можно логически выделять наиболее существенную часть предложения, встречается в текстах Быкова: «На «Красном октябре», поймав момент, блеснул Медведев. Там теперь Октябрик: есть правда в том, что бывший президент явился на одной из бывших фабрик». Нарушение обычного порядка слов в предложении акцентирует внимание читателя на кажущихся автору важных положениях: «А у нас их больше в десять раз, но, кружа над местным пепелищем, паре, воцарившейся у нас, мы замены сроду не отыщем»; «Двадцать три проправил он годка, будучи заслуженным военным, и сладка казалась, и гладка жизнь его в Тунисе суверенном».

Анафора соединяет в единое смысловое целое все составляющие высказывание части, акцентируя внимание на важных элементах сообщения: «Как задолбали этим путчем, занудным, как овсянка-сэр! Добро б мы стали чем-то лучшим, чем этот наш эсесесер, добро б мы сдвинулись куда-то или хоть выросли уже, добро бы радостная дата застала нас на рубеже, - но взгляд вотще повсюду шарит: просвета нет ни тут, ни там».

Часто употребляемыми синтаксическими конструкциями являются ряды однородных членов предложения: «Можно всех придавить пирамидою - и ведь будут хвалить до поры, - мучить недра программою «Выдою», называться царями горы, гнобить умника, пестовать увальня, - да уже и сбежал, кто умен, - довести населенье до уровня черной Африки старых времен, воспевать свои подвиги ратные, прочий мир произвесть во враги - но о виде на жительство в Латвии забывать никогда не моги». В данном отрывке используются однородные сказуемые. В другом примере наблюдаем однородные сказуемые, выраженные с подлежащим одной частью речи- существительным: «А вот нулевые годы, агрессия простоты: гламурные корнеплоды, зажравшиеся кроты. Потраченный зря избыток, растраты, свищ на свище, разгул милицейских пыток, коррупции и вообще; экспансия Селигера, Кадыров, нефть до двухсот, слепая, тупая вера, что как-нибудь пронесет, таинственное палаццио на солнечном берегу... Люстрация, всем люстрация! Простил бы, да не могу». Однородные сказуемые, выраженные краткими прилагательными, можно увидеть в другой публикации: «Не опасна, не зла, не ревнива и на всем протяженье ровна, безразлична, стабильна, послушна, ко всему глубоко равнодушна».

Активно употребляет Быков деепричастные обороты, придающие тексту динамику: «А в это же время, спеша обалдело заткнуть возмутителя русской земли, решили завесть на Навального дело и с третьей попытки его завели». Или: «Всё сказал прямиком, оппонентов в момент обезвредив. При раскладе таком нас и впрямь не удержит Медведев. Видно, кто-то решил, начитавшись дешевых романов, чтобы Главный душил, а Премьер выгребал из карманов»: в данном случае использованы деепричастия прошедшего времени, которые примыкают к сказуемому, обозначая добавочное действие.

Крайне часты обращения к читателю как к другу: «Все это только сон, читатель. Но жизнь ведь тоже - только сон». Или: «Сбываются прогнозы, господа! Я как пророк чего-нибудь да стою: мы станем в мире первыми, когда весь прочий мир накроется… ; «Ну что, коллеги, минул год».

В текстах можно найти многочисленные примеры парцелляции, которая позволяет расставить акценты (в устной речи это осуществляется при помощи интонации): «Снежинку? Дельфина, что втиснут в штаны? Мороза с лицом воеводы?»; «Все кончается видом на жительство - да не раз и кончалось уже. Тут традиция. Я бы и рад ее разорвать ради завтрашних дней - но в конце обязательно Латвия. Или Лондон. Но Лондон трудней».

Текстам автора присуща бессменная ирония, сопровождающая все материалы. В Приложении № 3 наглядно представлены используемые колумнистом некоторые синтаксические средства создания выразительности. Разнообразие синтаксических конструкций авторской колонки Дмитрия Быкова позволяет автору выражать свою точку зрения на ту или иную проблему большим количеством возможных вариантов.


.2 Анализ лексико-семантических средств создания выразительности


Лексико-семантические средства создания выразительности можно разделить на 2 группы:

.качественные переименования (метафора, метонимия);

.количественные переименования (гипербола, мейозис).

Автор, рисуя конкретные образы, выражает при этом свое отношение к описываемому, и индивидуализирующие или типизирующие функции тропов переплетаются с эмоционально-оценочными. Это вполне естественно для публицистики, поскольку «…здесь все исходит от автора, озарено его миропониманием».

Метафора, часто вытесняющая первоначальное исходное значение слова, используется Дмитрием Быковым для создания образной характеристики: «Вам может подтвердить любой историк (психологу, боюсь, еще ясней) - что с женщиной нельзя серьезно спорить; и я уже давно не спорю с ней. Вся ветер, а не вектор; ей немило сегодня то, что нравилось вчера; услышала меня, потом забыла и в сотый раз по кругу начала…», где в переносном значении употреблено слово «ветер». Подразумевается не движение потока воздуха, а легкомысленность женщины.

Если в метафоре схожесть предметов по каким-либо признакам только подразумевается, то при сравнении происходит уподобление одного предмета или явления другому: «И у нас бы Тимошенко сделала карьеру, подольстившись хорошенько к нашему премьеру, и резвилась бы, как серна, и цвела, как вишня, - но у нас бы если села, то уже б не вышла»; «Ну что, коллеги, минул год. Мы, как жена при пьяном муже, все время ждем: прибьет! убьет! А между тем бывает хуже» (оба сравнения употреблены в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союза «как»).

Один из тропов, который часто ложно принимают за метафору, представляет собой словосочетание, в котором слово замещается другим, обозначающим предмет или явление, находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Это метонимия: «Какие лица были на Болотной, какая там Россия собралась, какое поколенье молодое стояло мирно вдоль Москвы-реки... Да, собралась. Но сколько было воя: раскачивают лодку, хомяки!» Имеется в виду не Россия как страна, а люди, живущие в ней, россияне.

Встречается в публикациях и намеренное преувеличение с целью усиления выразительности- гипербола: «Наш нановождь, собравши зал, в сравненьи с прочими вождями опять ни слова не сказал. А как мы ждали, ждали, ждали!»

Противоположностью гиперболы является мейозис: «На галерах трудящийся краб ни пешком, ни на новом своем ё-мобиле никогда не поехал бы в «Комеди клаб», хоть его бы за это сильней полюбили».

Целостные по значению и лексически неделимые фразеологизмы сегодня употребляются как крылатые выражения, потому что стали достоянием целого языка: «Зачем бежать к журфаку, задравши хвост трубой? Они же эту клаку везде везут с собой».

В колонках Быкова употребляется много красочных определений - эпитетов: «газетная вольность» («Заводное» от 16.05. 2011), «богоданная наша равнина» («Природное от 11.03.2011), «всеобщий отец» («Бородинское» от 04.04. 2011), «палевая равнина» («Новый марш. Памяти Маяковского» от 29.08.2011), «гуссерлианец-полубог» («Безадресное» от 19. 09. 2011).

Способ выражения смысловой структуры большинства материалов эксплицитный. Имплицитный способ, то есть скрытый, чаще наблюдается в текстах типа памфлета, где осуждаемый герой критикуется, то есть может скрываться за образом животного. В текстах Быкова названы конкретные реальные имена. Что касается способа размещения смысловой структуры, то он экспрессивный, потому что в каждой фразе присутствует субъективность. В них не только факт, а восприятие его автором, поэтому нейтральной позиции здесь быть не может.

Материалы в «Новой газете» всегда злободневны и актуальны, а иллюстрации являются подходящими и меткими. Карикатуры Петра Саруханова- яркое тому подтверждение: картинки всегда точны и запоминающиеся. Картинка однозначна, привязана ко всему тексту и отражает все стороны публикации. Иллюстрация к колонке всего одна: здесь важнее качество, а не количество.

Колонка Быкова напоминает монолог друга, которому есть что сказать. В тестах Дмитрия Быкова нет лида, подзаголовком являются первые несколько строк самого материала, которые предваряют основное повествование, но, как правило, именно они и привлекают читателя. Без вывода-заключения трудно обойтись журналистам-аналитикам, а ведь колумнисты занимаются именно анализом.

Разнообразие используемых конструкций позволяет живописнее, ярче и точнее облечь мысли в слова, помогает выделить основные, с точки зрения автора, моменты, отдельные тематические фрагменты. Читая материалы, нетрудно заметить, что Д. Быков имеет широкий кругозор, великолепную эрудицию и является много читающим человеком.

Проведенный контент-анализ показал, что Дмитрий Быков активно употребляет лексические средства создания выразительности, благодаря чему его тексты приобретают художественную значимость. У колумниста есть авторский стиль, который сложно не узнать. Также журналист использует характерные синтаксические конструкции и необычные тропы, в результате чего его произведения становятся качественным продуктом.


Заключение


Авторская колонка как жанр находится в стадии становления. Ее эволюция не окончена, но можно утверждать, что колонка: жанр-гибрид, то есть включает в себя черты нескольких журналистских жанров. Колонка Дмитрия Быкова в «Новой газете»- это образец качественной сатиры, количество которой в настоящее время невелико.

Заявленная во введении цель достигнута, поставленные задачи решены. Нами были обозначены теоретико-методологические основы исследования авторской колонки, а также выявлена информация о том, что колонка- жанр не вновь появившийся. Идентичную функцию в советское время выполняла передовая статья, которая «ушла» вместе с СССР. Мы вывели рабочее определение авторской колонки как журналистского жанра: «Колонка - это жанр, когда человек рассказывает о том, что его беспокоит», - именно такое определение дает спортивный комментатор Василий Уткин в одной из своих публикаций. Точно передать смысл и функции колонки ему удалось потому, что сам он близок к этому, ведь комментирование спортивных состязаний- это выражение мнения конкретного человека в условиях определенного игры. Простое, лаконично, но одновременно емкое определение. Главное в авторской колонке- личное переживание. Нами были выявлены лексико-семантические и синтаксические средства выразительности, употребленные в текстах Д. Быкова. Результаты проведенного контент-анализа публикаций автора в «Новой газете» представлены в Приложении № 3, 4. Мы видим, что стиль Дмитрия Быкова оригинален и насыщен средствами выразительности, благодаря чему его тексты становятся образцом молодым журналистам.

В дальнейшем мы продолжим исследовать журналистскую деятельность Дмитрия Быкова на примере других изданий, где публикуется автор, а также определим критерии для построения собственной типологии журналистских текстов Быкова.


Список использованной литературы


1. Быков, Д. Л. Письма счастья / Д. Л. Быков. - М. : Издательский дом «Огонек», 2010. - 32 с.

. Василенко, М.К. Динамика развития информационных и аналитических жанров в украинской прессе: Монография / М. К. Василенко. - Киев: Издательство КНУ имени Т. Г. Шевченко, 2009. - 236 с.

. Власов, В. И. Газетные жанры / В. И. Власов. - М.: Аспект пресс, 1971. - 194 с.

4. Горбунов, А. П. Образные средства языка газеты / А. П. Горбунов. - М. : Издательство МГУ,1969. - 64 с.

. Горбунов, А. П. Язык и стиль газеты / А. П. Горбунов. - М. : Издательство МГУ, 1974. - 125 с.

. Горохов, В. М. Закономерности журналистского творчества / В. М. Горохов. - М. : Издательство МГУ, 2011, 180 с.

. Горохов, В. М. Слагаемые мастерства (особенности журналистского творчества) / В. М. Горохов. - М.: Издательство МГУ,1982. - 340 с.

. Грехов, А. В. Опыт количественного анализа массовых информационных источников: Монография / А. В. Грехов. - Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2009. - 192 с.

. Ипполитова, Н. Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике: Учебное пособие / Н. Б. Ипполитова. - Саранск. : Издательство Мордовского университета, 2008. - 75 с.


Приложение № 1


Выпуск проекта «Гражданин поэт» от 19.12.2011


«Свежий закон джунглей»

За пару часов до рассвета, собравши зверей толпу,

На лысой горе Совета разлегся великий Пуу.

Удавьего племени воин, надежным места раздав,

Он сам, как удав, спокоен и тащится, как удав.

Расселись, издали видные, на травке, как на полу,

Эмблемы «Единой Индии» - отряд медведей Балу.

Охвачены нервной дрожью, шакалы грозят щенкам,

А рядом жмется к подножью смущенный Алишер-хан.

Слышите ли вы меня, мои джунгли?

Мы слышим тебя, о Пуу!

Нравлюсь ли я вам, подхожу ли?

Мы любим тебя, о Пуу!

Когда из норы, освещен мигалкой, вылазишь ты на тропу,

От страха и нежности самой жалкой мы вертимся на пупу!

Мне будет чем отчитаться, - вальяжно шипит удав.

Я толще стал на пятнадцать, короче на двадцать став.

Я выгляжу ничего так-с, а издали так красив,

Как будто закачан ботокс в огромный презерватив.

Слышите ли вы, о мои собаки?

Мы слышим тебя, о Пуу!

Мои Канделаки, мои Табаки?

Мы любим тебя, о Пуу!

Мы будем лаять почти что даром на всякую шантрапу,

Если даже одним ударом ты нас растолчешь в крупу!

Но есть еще бандерлоги, - в ответ прошипел удав.

Ведут свои бандер-блоги, законы джунглей предав.

Они не блюдут закона, не думают головой,

И я для них не икона, а лишь червяк дождевой!

Видите ли вы меня, бандерлоги?

Мы видим тебя, Пуу!

Дрожат ли ваши руки и ноги?

Совсем не дрожат, Пуу!

Мы все имеем доступ к компу, и лучше нас не запу...

Забейся в щель, подобно клопу. Как Ленин, сиди в шкапу.

Ах, так! - в ночи обретая глянец, воскликнул гневный удав

И начал свой кровожадный танец, на кончик хвоста привстав.

Он так плясал, что звери в тревоге к нему потянулись в пасть,

И только нахальные бандерлоги на все продолжали класть.

Да ну! - удав возбудился живо, зайдя в крутой разворот.

Вы все плоды моего режима, продукты моих болот! -

Но вдруг отпрянул, как будто на угли сорвался на вираже:

Он четко увидел, что это Маугли, а не бандерлог уже.

А дети лесов, большие и малые, смотрели все веселей,

Как вылезают новые Маугли - буквально из всех щелей,

Как собираются в полумраке к подножью горной гряды,

А все Табаки и все собаки вливаются в их ряды.

Да мы устроим честные выборы! - воскликнул медведь Балу.

Да вы диктатуры еще не видели, вы будете на колу!

Удав, расправься с ними, убогими! - Но в джунглях один закон:

Удав умеет лишь с бандерлогами. С людьми не умеет он.


Приложение № 2



Теги: Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в "Новой газете")  Курсовая работа (теория)  Журналистика
Просмотров: 14684
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в "Новой газете")
Назад