Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»
Кафедра журналистики
курсовая работа
по дисциплине: Основы творческой деятельности журналиста
Форма обучения очная
Фестиваль «Нашествие» глазами тульской прессы
Студент группы 821321 Трухачева Т.Е.
Тула 2014
Содержание
Введение
I. Что такое «Нашествие»?
Выводы к главе I. «Фестивальные» жанры в журналистике
Выводы по главе II. «Нашествие» в тульской прессе
) «Молодой коммунар»
) «Аргументы и Факты в Туле»
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы
Введение
В моей курсовой работе речь пойдет о культовом для всех любителей отечественной рок-музыки событии - о фестивале "Нашествие". Казалось бы, как может быть связано это мероприятие с творческой деятельностью журналиста? Дело в том, что события такого характера и масштаба любят и ценят так, что они становятся легендарными. О них нельзя не писать. С другой, менее романтичной стороны, "Нашествие" - серьезный медийный продукт, который включает в себя ежегодный трудоёмкий процесс подготовки, требует затраты огромного количества ресурсов и т.д. И журналистика, на правах "четвертой власти", является неким подспорьем для достижения тех или иных целей организаторов и гостей фестиваля.
Объект моего исследования - фестиваль «Нашествие», предмет - материалы об этом фестивале в тульской периодической печати. Что касается актуальности этого исследования - его можно считать злободневным до тех пор, пока фестиваль продолжает свое существование и пока о нем пишут в региональной печати. Актуальность темы определяется, в первую очередь, популярностью «Нашествия» в России, его культурной ценностью, а также необходимостью улучшения качества материалов о нем в региональной прессе с целью решения проблем организации и выхода фестиваля на мировой уровень.
Цели моей работы - определение тем, которых может касаться журналист, пишущий о фестивале, определение наиболее целесообразных жанров для такой работы, исследование публикаций о «Нашествии» в тульской периодике с момента основания фестиваля и выявление их проблемных сторон. Достижение этих целей требует решение как теоретических (исследование истории фестиваля, его концепции и задач, рассмотрение необходимых журналистских жанров, теоретическое их определение), так и практических задач (подробное изучение публикаций, их жанровой направленности и целей). Методы, используемые для решения этих задач - в первую очередь, обработка и анализ документов, а также метод моделирования.
Хочу отметить, что я не случайно выбрала предметом своего исследования печатные средства массовой информации. Дело в том, что именно в прессе есть необходимый для полноты анализа широкий диапазон возможных жанровых моделей.
Образцами для практического исследования послужили работы из региональных газет («Аргументы и Факты в Туле», «Молодой Коммунар», «Слобода»). Методологическими основами стали учебники, касающиеся вопросов жанровых моделей, классификаций и т.д.: Колесниченко А.В. «Практическая журналистика», Тертычный А.А. «Жанры периодической печати», Ким М.Н. «Технология создания журналистского текста», Лазутина Г.В., Распопова С.С. «Жанры журналистского творчества».
фестиваль жанр журналистика
I. Что такое «Нашествие»?
Фестиваль «Нашествие» - один из крупнейших в СНГ фестивалей мультиформатной отечественной музыки под открытым небом.
История фестиваля отсчитывается с 1999 года. «Наше Радио» готовилось отметить год начала вещания. Празднование годовщины решили совместить со стартом «Нашествия» (идея о создании «своего» фестиваля была давней и логичной). Организаторы фестиваля - конечно же, «Наше Радио» и компания «С.А.Т.» (занимается организацией фестивальных и концертных программ). Продюсерскую группу возглавляли четыре известных специалиста российского промоутерского бизнеса - Леонид Ланда, Андрей Матвеев, Дмитрий Гройсман и Александр Иратов - совместно с Михаилом Козыревым,
Итак, 1999 год, Москва, «Горбушка» (ДК Горбунова). Выбор закрытого помещения был неслучайным, поскольку годовщина «Нашего Радио» выпала на декабрь. 10 и 11 декабря на сцену «Горбушки» вышли коллективы-новички (на тот момент) российской рок-сцены - Земфира, «Смысловые галлюцинации», «Океан Ельзи», которые собрали аншлаг (около 4-х тысяч человек). Однозначный успех. Однако, зимний фестиваль указал на то, что «Нашествию» не место в четырех стенах. Поэтому в 2000 году принимается решение провести мероприятие, во-первых, летом, во-вторых, на открытой площадке. Этой площадкой стал ипподром в подмосковном Раменском, где фестиваль пропишется на ближайшие 3 года.
В 2003 году фестиваль вынужденно стал «виртуальным». «Нашествие - 2003» происходило в эфире «Нашего Радио» в связи с трагедией на «Крыльях» в Тушино (5 июля 2003 года). Вопросы безопасности с властями Московской области так и не согласовались, поэтому на открытой площадке фестиваль решили не проводить. Несмотря на это, 2 и 3 августа в здании «Нашего Радио» собрались три десятка коллективов, чтобы отыграть «живые» концерты в прямом эфире.
Когда весной 2004 года появились сообщения о том, что фестиваль «Нашествие» обретает новое место прописки (поселок Эммаус под Тверью) стало ясно, что фестиваль переходит на полностью автономный от московских властей режим. С одной стороны, «Нашествие» становилось событием федерального значения в полном смысле слова. Поэтому «переезд был очень сильным решением в контексте мировой фестивальной практики - все крупнейшие музыкальные фестивали проводятся именно в сельской местности, в поле. К тому же, Эммаус - место с богатым историческим пластом. Так что далеко не все местные жители сразу одобрили решение тверского губернатора предоставить землю организаторам рок-фестиваля. Тем не менее, «Нашествие» состоялось именно там. Помимо смены места, «Нашествие-2004» запомнилось первым кинопоказом в рамках фестиваля (зрители посмотрели «Ночной Дозор»).
Нововведения сопутствовали фестивалю все последующие годы: в 2005 году впервые действовали несколько площадок (одна главная сцена и две малые), в 2006 году фестиваль снова переехал (на этот раз в Рязань). В 2007 фестиваль, планирующийся во Владимирской области, не состоялся из-за организационных проблем. Эксперты утверждали, что проблемы были сугубо политические (местные власти просто не разрешили провести фестиваль).
Несмотря на ожидаемое закрытие фестиваля «насовсем» в 2008 году «Нашествие» состоялось. Организованные группы зрителей в составе автобусных туров прибыли в Эммаус из 46 регионов России, а также соседней Белоруссии. Для работы на фестивале были аккредитованы представители СМИ из 79 регионов России. Фестиваль начал принимать федеральные масштабы. В этом году организаторы порадовали гостей ночной программой - ночной кинопоказ (премьера документального фильма о легендарной британской рок-группе «The Rolling Stones»: Да будет свет» Мартина Скорсезе) и рейв под открытым небом с участием популярных на тот момент отечественных DJ - DJ Фонаря и DJ Паши Корейца и лазерным шоу.
В 2009 году фестиваль снова поменял прописку, не так существенно, как раньше, но тем не менее: всё в той же Тверской области, только теперь в Большом Завидово. Вместе с переменой места «Нашествие» приобрело полную готовность к любым погодным условиям. Впервые поле оборудовали стационарный дренажем для отвода поверхностных вод, поэтому осадки в первый день работы фестиваля не вызвали больших проблем на поляне, вода не скапливалась на поверхности, не создавала затопления. Площадка, несмотря на погодные условия, была комфортной для хорошего отдыха. Впервые за всю историю фестиваля частью программы стало авиашоу с участием лучших пилотажных групп России.
Последующие годы фестиваль продолжал набирать обороты. Вспомним 4 тысячи зрителей первого «Нашествия» - к 2014 году количество гостей возросло до 170 тысяч. Нашествие стало не просто рок-фестивалем, а местом отдыха для всей семьи. Здесь есть место и спорту (масштабная площадка, посвященная спортивным мероприятиям), и военному делу (выставка военной техники на площадке Минобороны РФ), разнообразные мастер-классы. На «Нашествии-2014» появился отдельный шатра «Нашего Радио», в котором проходили прямые трансляции с артистами и ведущими.
Выводы к главе I
Таким образом, «Нашествие» - фестиваль, пусть и с небольшой, но насыщенной историей. Каждый год он радует своих посетителей нововведениями, с одной стороны, и расстраивает бытовыми проблемами, с другой. Помимо этого, не обходят фестиваль и скандалы (связанные с местом проведения и политикой, с артистами и т.д.). Основной вывод из этого прост: «Нашествие» дарит журналистам массу информационных поводов, от самого факта проведения фестиваля до определенных ситуаций.
II. «Фестивальные» жанры в журналистике
«Жанры в журналистике - устойчивые формы журналистских произведений» [1], - так определяет жанры в своей книге Александр Васильевич Колесниченко. Несмотря на то, что формы устойчивые, сегодня существует несколько классификаций жанров, которые имеют несущественные различия и преимущественно сводятся к одному «скелету» - журналистика информационная, аналитическая и художественная публицистика [2].
В первую очередь, такое событие, как фестиваль, может найти отражения в информационных жанрах.
Во-первых, в жанре новостной заметки. Что можно считать новостью? По Колесниченко, новость - «информация, необходимая людям для принятия решения», а также «отклонение от привычного хода события». «Значение события определяется его масштабностью (сумма сделки, количество участников мероприятия, число жертв катастрофы) либо возможными последствиями для всего населения страны или определенных групп» [3], - пишет Колесниченко. «Нашествие» масштабно? Бесспорно, и по количеству посетителей, и по затратам, и по идейной направленности. Имеет ли «Нашествие» последствия? Да, если не для всего населения страны, то для определенной группы точно. К последствиям можно отнести как личные впечатления каждого из многотысячной толпы гостей, так и определенные ситуации (к примеру, конфликт по поводу проведения фестиваля в 2007 году, вызвавший довольно сильный общественный резонанс). Ввиду вышесказанного, даже сам факт проведения фестиваля достоин новостной заметки, не говоря уже о возможных казусах на мероприятии и ситуациях, произошедших на почве событий фестиваля, но уже после него.
Во-вторых, в жанре репортажа. Хотя Максим Николаевич Ким в своей книге «Технология создания журналистского произведения» говорит о том, что репортаж нельзя отнести к информационному жанру, поскольку он синтетичен [4], я скажу о нем в этой категории жанров. Колесниченко определяет репортаж как «рассказ очевидца, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события» [5]. Цель репортажа - создание «эффекта присутствия» - совпадает с целью повествования о событии такого рода, как фестиваль. «Нашествие» - из тех мест, где надо побывать, чтобы прочувствовать. Что и пытается сделать репортаж - «перенести» человека на место событий, максимально наглядно изобразить происходящее. Причем в рамках «Нашествия» можно написать любой из видов репортажа (а их тоже подразделяют на виды). Например, Колесниченко классифицирует репортаж по так называемой «красной нити повествования» - репортаж-хроника, репортаж-путешествие и репортаж-развитие доказательства[6]. Репортаж-хроника о «Нашествии» - это описание событий фестиваля в хронологической последовательности. Репортаж-путешествие - последовательный обход «места происшествия» с беседой с участниками, с описанием прибытия, отъезда и т.д. Репортаж-развитие доказательства - более сложный вариант. «В этом случае движение в репортаже происходит через раскрытие по-новому старой темы»[7], - объясняет Колесниченко. В случае с «Нашествием» можно «зайти» в репортаж с, например, рассказа очевидца о том, как непогода испортила ему отдых на фестивале в году, скажем, 2003, но в этом году все получилось удачнее из-за ряда мероприятий по благоустройству площадок.
В-третьих, в жанре интервью. Причем интервью предметно-личностное. Героем предметно-личностного интервью, предметом которого будет «Нашествие», может быть один из организаторов, музыкант, принимающий участие, а также, например, «завсегдатай» фестиваля - человек, который посетил каждое состоявшихся из «Нашествий». Важно, что в этом случае личность интересует журналиста только в связи с фестивалем.
С аналитическими жанрами журналистики дело обстоит иначе. Для того, чтобы обращаться к аналитическим жанрам, необходимо наличие проблемы (не зря Галина Викторовна Лазутина называет эту группу жанров «проблемно-аналитическими»[8]). Здесь журналисту придется, что называется, «покопаться», чтобы найти проблему и проанализировать ее. К сожалению (а для журналиста - к счастью), фестиваль имеет множество проблем, в первую очередь организационных. Например, проблема комфорта зрителей на фестивале. Взяв ее за основу, можно написать обозрение (перечисление всех «Нашествий» за всю историю фестиваля с анализом уровня бытовой организации мероприятия), комментарий (мнение сведущего в этой сфере человека с оценкой существующего уровня, предложениями и прогнозами), корреспонденцию (глубокий анализ от конкретной ситуации до проблемы в целом) или статью (рассмотрение проблемы комфорта на открытых фестивалях в России на примере «Нашествия»). Или же проблема невозможности выступления на фестивале ряда артистов по определенным причинам.
И, наконец, художественно-публицистические жанры. Это особые жанры, которые можно назвать «авторскими» или «писательскими» (по определению Александра Алексеевича Тертычного) [9]. Особый характер жанра проявляется «прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности», как рассуждает Тертычный [10]. Из многообразия художественно-публицистических жанров хочу выделить путевой очерк, как наиболее близкий к описанию такого мероприятия, как фестиваль. По Тертычному, путевой очерк представляет собой «описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста» [11]. Однако, писать «про всё подряд» не следует, хороший путевой очерк предполагает выделение самого важного, разумеется, важного в соответствии с замыслом журналиста. Кроме того, как подчеркивает Тертычный, «путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета». Путевой очерк о «Нашествии» может поведать читателю о том, как журналист, «путешествуя» по площадкам фестиваля, узнает, как отдыхают на этом празднике люди из различных регионов, как «нашествияне» из всех уголков страны и ближнего зарубежья добираются сюда, «выживают» и т.д.
Хочу выделить отдельные жанры, которые назову «свободными авторскими». К ним я отнесу журналистский материал в форме путевых заметок или дневниковых записей. Здесь журналист имеет определенный уровень свободы. Будет он писать что-то в направлении собственного замысла либо в номинативном хронологическом порядке - решать только ему.
Выводы по главе II
На мой взгляд, такие мероприятия, как «Нашествие» - простор для фантазии инициативного и профессионального журналиста. Мероприятие такого масштаба дает «фактуру» для большинства существующих и признанных сегодня жанровых моделей. Наиболее удобными жанрами для работы на фестивале я выбрала:
) новостную заметку;
) репортаж (независимо от вида);
) предметно-личностное интервью;
) обозрение;
) комментарий эксперта;
) корреспонденция;
) статья;
) путевой очерк
Также отдельно я выделила «свободные авторские» жанры, такие как путевые заметки или дневниковые записи.
III. «Нашествие» в тульской прессе
Исходя из предыдущей главы, можно сделать вывод, что фестиваль «Нашествие» - прекрасное «поле боя» для профессионального журналиста. Разнообразие возможных для применения жанров позволяет не только активно использовать фактических материал, который дает фестиваль, но и найти подход к анализу, а затем решению организационных и других проблем мероприятия.
Попробуем разобраться, как и насколько региональная пресса реализует возможности, которые дает фестиваль. Материалами для моего исследования послужили статьи из газет «Молодой коммунар», «Аргументы и факты в Туле», «Слобода» за период существования фестиваля, т.е. с 1999 года по наши дни (2014 г.).
1) «Молодой коммунар»
Первые упоминания о «Нашествии» встречаются в одном из июльских номеров 2001 года. Фестиваль упоминается вскользь - в интервью с Чичериной говорится о том, что певица планирует выступить с пятью песнями, а также предлагается поучаствовать в голосовании на официальном сайте Чичерины и выбрать те самые песни, которые она исполнит на «Нашествии». Чуть позднее в «МК» за 2 августа 2001 года появляется первый самостоятельный материал о фестивале. Рубрика «Тусовка», материал под названием «НАШЕ шествие на НАШЕСТВИЕ». По жанру я могу отнести этот материал к информационно-справочной заметке: приведен список групп и исполнителей-участников, информация о том, как добраться до Раменского 4 и 5 августа (именно там проходило «Нашествие-2001»), где и за какую сумму можно приобрести билеты, где посмотреть фрагменты фестиваля, если посетить не получается, а также указаны некоторые факты из истории.
В последующие годы, когда «Нашествие» проводился - 2002 и 2004 - материалов не было. Не упоминался фестиваль и в интервью с отечественными рок-музыкантами. В следующий раз о «Нашествии» в «МК» мы прочитаем уже в 2005 году (19 августа). Всё та же «Тусовка», материал «Главное. Летнее. НАШЕ». Правда, теперь это не просто справочный материал, а практически полноценный, хоть и небольшой репортаж-хроника: издание «командировало» на фестиваль двух девушек, которые не просто рассказали, как это было, но и сравнили «Нашествие-2005» с предыдущим. В хронологическом порядке перечислены события трех фестивальных дней, кроме того, пусть и не систематизировано, но выделены плюсы и минусы организации. Опять же есть краткая «историческая» справка. Что примечательно, герои материала не только туляки, которые отдыхают, но и которые выступают (биографическая справка о солистке коллектива «Блондинка Ксю», уроженке Тулы, а также рассказ об артистах «Дамки Шоу» из Алексина, выступавших с группой «Небо Здесь»). Язык материала, видимо, адаптирован под предполагаемую аудиторию рубрики: наркотики модно обозвали «травой» и «колесами», присутствуют популярные для молодежи тех лет выражения «кайф», «потусоваться» и т.п.
Следующий материал о «Нашествии» выходит также после внушительного перерыва - в 2009 году. Рубрика «Тусовка», материал «Нашествие-2009»: музыка без крыши». Привязать данный материал к какой-то определенной жанровой модели мне не удалось, скорее всего, это предполагалось как репортаж, вновь на фестиваль отправили «гонца». Сперва автор рассказывает о том, как добирались до «Нашествия» туляки, упомянул о трудностях, с которыми можно столкнуться «на личном авто». Затем автор резко перевел тему, начав рассказ о том, почему фестиваль сменил прописку (в 2009 году «Нашествие» «переехало» в Большое Завидово). После не менее резко в номинативном порядке автор перечисляет все, что привлекло его внимание на фестивале: «аттракционы, спортплощадки, рыцарский городок и бог знает чего еще». На этом моменте первая часть материала с названием «Большой размер - это плюс» (тут, видимо, отсылка к главной причине переезда фестиваля, на взгляд журналиста). Вторая часть материала - «Капитал», «бэпэшки» и наши люди» - была посвящена музыкальному наполнению «Нашествия». По крайней мере, начало говорит об этом: «И всё же главное на «нашествии» - это музыка!». Однако, далее следует рассказ о забавных людях, встреченных автором материала, а также о найденных на траве «бэпэшках» (лапши Быстрого Приготовления), «хавчике для панков». Далее следует рассказ о расценках в VIP-зоне (наверное, в контраст и логическое продолжение к продуктам быстрого приготовления). Потом, собственно, уже и о музыке. Автор упоминает о мультиформатности фестиваля как о концепции, далее говорит о новомосковской команде «Ангел неБес». Потом о «тульском представительстве» на фестивале и тут же о хэдлайнерах - командах «Мумий Тролль», «Кипелов», «Ю-питер» и «Чайф». Заключения такое же неожиданное, как и, в принципе, всё - «Есть в таких концертах что-то щемящее, трогательное для тех, кто любит российскую рок-музыку. То, что заставляет приезжать на «Нашествие» снова и снова…».
год. Обращаю внимание на то, что публикации о фестивале становятся систематизированными. Всё та же рубрика «Тусовка». Материал «Планы на лето и уже на осень». Снова нечто неопределенное по жанру, возможно, это просто тот самый свободный жанр путевых заметок. Автор рассказывает о эмоциях («Нашествие» - это маленькая жизнь»), упоминая при этом, что «Нашествие-2010» - юбилейное, что в этот раз было мало туляков… Затем следует информация о концерте экс-солиста группы «Агата Кристи» Глеба Самойлова («Самойлoff и The Matrixxx») в тульском клубе «Молот». А потом автор также пишет о планах - только уже о своих (о фестивале «Полярные ночи» в «Заполярье» Алексинского района). О свободном жанре говорит и язык автора - «Правда, это нифига не повод пропускать главное рок-событие лета!».
Последующие четыре года всё тот же автор делает почти всё то же самое - пишет информационные справки о том, как, куда, на что и на кого мы едем в этом году, а после самого фестиваля - конспектирует обрывки своих впечатлений в свободном жанре под незамысловатыми заголовками (материалы «НАШЕствие. Ангелы. Распил» в 2011 году, «Наши на НАШЕствии» в 2012 году, «Едем на НАШЕствие!» в 2013 году и «НАШЕствие: инструкция туляка» в 2014 году).
2) «Аргументы и Факты в Туле»
При исследовании обращала внимание не только на региональные, но и федеральные материалы. В «Аргументах и Фактах» о «Нашествии» не пишут, а если и пишут, то вскользь. Еженедельник «Аргументы и Факты в Туле» за 13 августа 2014 года, материал «Настоящая жизнь: стоит только посмотреть по сторонам». Автор рассказывает о первом в Тульской области форуме для молодёжи с ограничениями по здоровью: «А в этом году на фестивале «Нашествие» впервые были созданы специальные условия для инвалидов именно благодаря движению «Доступ закрыт». «Для колясочников «Нашествие» всегда было самым закрытым и сложным мероприятием», - рассказывает Мягков».
Такое «игнорирование» фестиваля в тульском «АиФ» объясняется политикой издания, в первую очередь, а во-вторых, фактической аудиторией - «АиФ» читает, преимущественно, «взрослое» поколение.
Выводы по главе III
Изучив образцы региональной периодической печати, можно сказать, что:
) в «МК» о «Нашествии» упоминалось не систематизировано вплоть до 2009 года. О фестивале пишут преимущественно в форме информационно-справочных материалов, есть попытки репортажей. С 2009 года до сегодняшних дней о «Нашествии» пишет один автор в свободном жанре заметок.
) в тульском «АиФ» подобные мероприятия остаются без внимания в силу общественно-политической направленности издания.
Заключение
К сожалению, предполагаемый объем курсовой работы не позволил оценить все аспекты отражения фестиваля «Нашествия» в тульской прессе. Однако, опираясь на поставленные задачи, некоторые выводы сделать всё же удалось. Итак, каково же «Нашествие» глазами тульских печатных СМИ?
Подробно изучив историю фестиваля и многообразие жанровых моделей, пригодных для применения в работе на фестивале, а также исследовав публикации, я могу сказать, что в тульских газетах о «Нашествии» либо не пишут совсем, либо пишут немного и непрофессионально. Полноценных материалов, отвечающих рамкам того или иного жанра, не наблюдено. Преобладают информационно-справочная информация и заметки с претензией на репортаж. Привлекая внимание общественности к тому или иному событию, логично ожидать какой-то реакции от этой самой общественности. Такое освещение мероприятия не только не оказывает помощи в решении организационных проблем фестиваля, но и может стать причиной угасания интереса к нему со стороны читателей этих самых газет.
Моими рекомендациями в этом случае могут быть следующие моменты. Во-первых, для улучшения качества публикаций нужно искать нестандартные подходы к вопросу. В данном случае, информация о том, где, когда будет проходить «Нашествие», бесспорно, важна, но «зачитаться» не заставит. Возможные варианты тем для публикаций я предложила во второй главе. Во-вторых, огромную роль играет профессионализм самого журналиста. От того, каким языком он пишет и насколько выдерживает рамки жанра, зависит то, насколько материал будет интересным. С таким разнообразием допустимых жанровых моделей можно написать очень много неплохих материалов. И адаптировать язык к предполагаемой аудитории - хорошо, но всё же «Нашествие» - мероприятия, которое посещают люди всех возрастов, и писать людям старшего поколения про «колёса» и «оттопырится», как минимум, некрасиво.
Список литературы
1. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения, СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001 г., 320 стр.
[4] - стр. 301
. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008 г., 117 стр.
[1] - стр. 3
[3] - стр 15.
[5], [6] [7] - стр. 41-44
. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2011 г., 320 стр.
[8] - стр. 157
. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000 г., 312 стр.
[2] - стр.2
[9] - стр. 115
[10] - стр. 234
[11] - стр. 306
. (статья «Нашествие»)
. (официальный сайт фестиваля)
«Молодой коммунар»
) № 192-193 (2 августа 2001 года). Кривенкова С. «НАШЕ шествие на НАШЕСТВИЕ»;
) № 108 (19 августа 2005 года). Кривенкова С. «Главное. Летнее. Наше»;
) № 50 (17 июля 2009 года). Литвинов Д. «Нашествие-2009»:музыка без крыши»;
) № 50 (16 июля 2010 года). Литвинов Д. «Планы на лето и уже на осень»;
) № 52 (15 июля 2011 года). Литвинов Д. «НАШЕствие. Ангелы. Распил»;
) №49 (13 июля 2012 года). Литвинов Д. «Наши на НАШЕствии»;
) №49 (14 июля 2013 года). Литвинов Д. «Едем на НАШЕствие!»;
) №47 (20 июня 2014 года). Литвинов Д. «НАШЕствие: инструкция туляка»
«Аргументы и факты в Туле»
) № 33 (13 августа 2014 года). Борисов Д. «Настоящая жизнь: стоит только посмотреть по сторонам».