Оглавление
Введение
Фотожурналистика как часть журналистики
Морально-этические установки фотожурналиста
Примеры из истории
Вывод
Литература
Введение
С возникновением журналистики можно начинать отсчет действия некоторых этических норм, которые со временем вошли в обиход всех работников этой сферы. Этика журналиста сродни этике медицинского работника. И в одной, и в другой сфере действует правило «не навреди», ведь ранить человека можно не только физически, но и одним словом, необдуманно оброненным в телевизионной передаче, напечатанном в периодическом издании либо фотографией.
С приходом в область журналистики такого явления, как фотография, этические нормы стали едиными для всех, ведь иллюстрация очень часто может сказать намного больше, нежели получается выразить словами. И здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы не нанести непоправимый ущерб, передавая через изображение информационный факт.
В курсовой работе будет рассмотрено такие понятия, как нормы морали и этики в фотожурналистике, которые стали постоянными спутниками большинства изданий в современном мире информации. Здесь будут рассматриваться этические нормы, которые присущи как журналистике, так и фотографии в этой сфере деятельности. Будут приводиться примеры корректного использования фотожурналистом норм этики и морали, а также ошибки в его деятельности.
Фотожурналистика как часть журналистики
Прежде, чем разбираться в месте фотожурналистики в таком виде деятельности, как журналистика, стоит дать понятие второй. Ведь невозможно оценить весь масштаб деятельности одной профессии, не зная целей ее основоположника.
Итак, журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова - система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности - произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.
Однако, журналистика - это не печать и пресса, не газеты с журналами, которые люди используют для получения информации. Журналистика - это вид деятельности, который предшествует и способствует появлению информации.
Журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить.
По сравнению с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет короткую биографию. Она не существовала, например, в античном мире и во времена средневековья.
Выделяя фотожурналистику в самостоятельный вид, необходимо указать на то, что время ее становления не совпало с рождением фотографии как таковой. Открытие Ньепса, Дагера, Тальбота - это лишь предыстория фотожурналистики. Только через несколько десятилетий после получения первых дагерротипов фотография начала появляться в печати. Но и после этого прошло немало времени, прежде чем стало возможным говорить о самоопределении нового вида фотографического творчества - о фотожурналистике.
Первоначально фотограф не мог запечатлеть всего, что он хотел, что представляло, с его точки зрения, интерес. Город, улица с постоянным движением, сменой освещения, минутными встречами, конфликтами, ситуациями - были недоступны фотографу с его несовершенным оборудованием. Понятно, что пропасть между журналистикой и фотографией, замкнутой в стенах фотоателье, была огромна. Однако техническое оснащение фотографа не стояло на месте. В начале прошлого века появляются фотоаппараты, уже сравнительно удобные в употреблении, с малой экспозицией, оснащенные оптикой достаточной светосилы, позволяющей производить фотосъемку в неблагоприятных световых условиях.
Появление фотографии в печати сопряжено не только с развитием непосредственно фотографической техники, позволяющей получать необходимые прессе снимки, но и с развитием полиграфической промышленности.
Развитие фотооборудования и полиграфической промышленности явилось технической, материальной базой для выхода фотографии в печать. Без технических предпосылок самоопределение фотожурналистики было бы объективно невозможно.
Фотожурналистика возникла как элемент идеологической надстройки в силу потребностей, испытываемых обществом на определенном этапе его исторического развития. Без потребности нет производства. Но именно потребление воспроизводит потребность.
Рубеж веков характеризуется значительным ускорением темпов исторического развития. Расширяются связи между странами, углубляется взаимовлияние самых различных процессов, сфер человеческой деятельности (науки и политики, например), происходят резкие социальные сдвиги, в активное «творение истории» втягиваются многомиллионные массы. Все это оказывает непосредственное влияние на количественный рост информации, которую должна давать пресса.
Для человека все большее значение приобретает общение в широком смысле этого слова, потребность осознать происходящее, причем не только в рамках его квартала, города, страны, но и в мировом масштабе. Газеты и журналы информируют своих читателей о все более широком круге фактов, явлений, проблем. Читатель, в свою очередь, должен воспринять и осмыслить эту нарастающую лавину информации. Обилие многообразных сведений самого различного характера вынуждает вычленять главное, основное. Лапидарным, более «сухим» становится газетный язык. Но все насущней встает вопрос о включении в структуру прессы нового средства информации и пропаганды. Им становится фотография. Быстрота ее восприятия, наглядность, легкость понимания ее смысла делают фотографию незаменимым элементом печати. Одним снимком можно очень многое сказать, и это «многое» будет почти моментально воспринято читателем.
Фотография может сделать человека как бы свидетелем событий, происходящих в мире, возбудить чувство сопричастности этим событиям, она дает наглядное представление об отдельных эпизодах общественной жизни, военных столкновениях, стихийных бедствиях, научных открытиях, происходящих в самых отдаленных уголках нашей планеты.
Но и это еще не все. Появление фотографии в прессе в значительной степени обусловлено потребностью читателя в документальном, достоверном отражении фактов. Фотография создает иллюзию того, что она предоставляет объективные и достоверные показания о факте, поэтому читатель ищет в ней как бы точку отсчета истинности журналистской информации.
Необходимо отметить, что включение фотографии в сферу журналистики и выполнение возложенных на нее в печати функций обусловливаются и возросшим культурным уровнем аудитории. Читатель-зритель постепенно приобрел способность видеть в конкретной фиксации объекта, осуществляемой с помощью фотографии, информацию более глубокую, нежели представление о материальной «данности» объектов в реальной действительности, увидел в фотографии отражение смысла явления или даже целой группы явлений и фактов.
Фотожурналистика как самостоятельный вид фотографии, со специфическим предметом исследования, содержания, функциями, формой, возникла не на пустом месте, она имеет свою предысторию.
В истории фотографии XIX - начала XX века можно обнаружить стилистическое направление, близкое по своей проблематике и форме тому, что впоследствии получит дальнейшее развитие в фотожурналистике. Мы имеем в виду гак называемую «социальную» фотографию.
Представители социальной фотографии были первыми военными репортерами, которые обратили внимание не на парадную сторону войны, а на те бедствия, которые она несет с собой. Здесь можно назвать Мэтью Брэди (1823-1896 г.г.), снимавшего гражданскую войну в США, Д. Никитина и А. Иванова, рассказавших своими фотографиями о русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., А. Савельева, показавшего на снимках страдания беженцев и раненых во время первой мировой войны.
Этот далеко не полный перечень имен показывает, что уже в XIX - начале XX века фотографы обратились к социально-политическим проблемам. Это можно объяснить тем, что внутренняя логика развития искусства всегда тесно связана с проблемами своего времени, с процессами, которые оказывают воздействие на духовную жизнь общества. Она порождает потребность в новых средствах отражения, в еще более близких контактах с жизнью. И эта возрастающая по мере удовлетворения жажда максимально приблизиться к действительности объясняется в конечном счете не только внутренней эстетической закономерностью, но и прежде всего той ролью, которую призвано играть искусство в обществе.
Темы, которые затрагивались представителями социальной фотографии, различны по своей общественной значимости - от бесконфликтных уличных сценок до изображения ужасов войны и подневольного труда. Большинство фотографов, принадлежавших к этому направлению, не занимало четких и определенных классовых позиций, их политические воззрения были эклектичны и весьма разнородны. Однако они были искренни в своем стремлении честно и всесторонне отразить в своих снимках реальные проблемы, стоящие перед обществом.
Социальная фотография близка по своей проблематике и форме к фотожурналистике. Действительно, отказ от «салонности», от подражания живописи, предпочтение, отданное репортажному методу съемки, - это первые шаги на пути к самоопределению фотографии в прессе как самостоятельного вида фотографии.
Таким образом, определяя причины и предпосылки появления фотожурналистики, можно выделить следующие основные моменты:
первое - общественная необходимость нового средства познания и отражения экономических, политических, социальных процессов современности, появившаяся на определенном этапе исторического развития общества. Фотография удовлетворяет требованию наглядности и быстроты восприятия, продиктованному резким ростом информации. В силу своей документальности она как бы делает зрителя свидетелем события, заставляя его поверить заключенной в снимке информации;
второе - появление и развитие технических возможностей для удовлетворения потребности общества в расширении средств массовой коммуникации и социально-политического управления;
третье - наличие содержательно-стилистической базы в лице социальной фотографии, с которой начала свое развитие фотожурналистика.
Все эти компоненты находятся в диалектическом единстве и взаимовлиянии. Их совокупное развитие и определило появление фотожурналистики.
Нормы морали и этики в журналистике
В современном мире очень важное место в журналистике отдается фотографии, ведь всего одним снимком можно передать информацию о происходящем полнее и точнее, нежели корреспондент опишет словами. Сегодня перед фотожурналистами ставится задача достать снимок любой ценой, временами даже - переступая нормы этики и морали, которые стали основой в деятельности пишущих журналистов.
Однако стоит помнить, что фотожурналисты работают в тех же рамках объективности, что и остальные журналисты. Как снять и кадрировать, что можно, а что нельзя редактировать - такие вопросы постоянно решает фотожурналист. Не все так просто, когда дело доходит до подачи фотографического материала на страницы газет и журналов.
Рассмотрим сами понятия морали и этики. Что они обозначают и для чего они существуют, как действуют?
Сущность морали составляет добрая воля индивида к согласованию своих действий с интересами общности. Эта добрая воля изначально обусловливается тесной связью между обстоятельствами выживания индивида и общности. Она восходит к общим «точкам отсчета» этих интересов, фиксируемым в общественном сознании на том или ином этапе в виде определенных ценностей, и проявляется через особые отношения индивида и общности - моральные отношения.
Хотя мораль не «прикреплена» ни к какому социальному учреждению и ее нельзя «потрогать руками», тем не менее, она является реальным компонентом социальной жизни. Ее реальность ощущает каждый человек: она дает знать о себе то муками совести, то повелением долга, то больно задетой честью, ввергая нас в глубокие эмоциональные переживания и нелегкие размышления, а иногда даже в опасные ситуации.
Этика - наука, изучающая мораль. Суть профессиональной этики - научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, журналистская и прочая этика.
Профессий, при которых нравственные (этические) нормы входят в саму суть профессиональной деятельности, не так немного. В работе такого рода моральный выбор становится для специалиста сопутствующим во всем. Одной из таких профессий является журналистика.
Профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде, и поддерживаемые силой общественного мнения профессионально-творческие моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем, с этической точки зрения, выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
В профессиональной этике складывается некий свод принципов, правил достойного поведения и запретов, фиксируемых либо в неписанных, либо в разработанных журналистскими организациями и созданных кодексах чести. Контроль за соблюдением этических норм ведется как изнутри, так и извне. Изнутри - это совесть журналиста, которая, в зависимости от характера поведения, или заставляет его переживать стыд, самоосуждение, или напротив, вызывает гордость. Извне действуют журналистские организации или «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов. Грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов профессиональной журналистской деятельности.
Сетка связей журналистики и морали выглядит так:
журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта;
в своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, - значит, мораль, моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики;
журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали;
при оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент.
Исследователь журналистской этики Д. С. Авраамов поддерживает и подкрепляет серьезными аргументами утверждение, согласно которому, в профессиональных группах, где объектом труда является человек, мораль имеет определенную специфику, отчетливо проявляющуюся «как в наличии дополнительных требований, не являющихся эквивалентами требований общих, так и в кардинально иной расстановке нравственных ценностей в сознании специалистов».
Профессиональная мораль рождается в рамках конкретной деятельности, образуя одну из сторон способа этой деятельности. Ее функция - обеспечить такое поведение членов профессиональной группы, при котором данная деятельность приносит наилучшие результаты, оправдывая свое общественное предназначение. Поэтому профессиональная мораль непосредственно включена в технологический процесс деятельности каждого члена трудовой группы, ориентируя его конкретные личностные проявления на выработанные стандарты поведения.
На сегодняшний день, фотожурналистика имеет несколько основных этических принципов, принятых и устоявшихся в настоящее время: фоторепортеру нужно с особым вниманием относиться к частной жизни объекта съемки, сценам насилия, сексуальной и социальной благопристойности, подавать информацию без искажения фактов.
Рассуждать над тем, как это отразится на качестве работы, нужно не только в момент съемки, но и во время подготовки фотоиллюстрации к печати. Поэтому ответственность лежит как на самом фоторепортере, так и на редакторе.
Более широко и всесторонне этические принципы работы фотожурналиста описаны в этическом кодексе Национальной ассоциации фотожурналистов. Во вступительном слове говорится о том, что каждый фотожурналист - профессионал, который должен следовать ряду правил, выведенных за долгий срок деятельности организации.
«Национальная ассоциация фотожурналистов ? профессиональное объединение, пропагандирующее высокие стандарты в фотожурналистике, и проявляющее заботу об осуществлении естественного права общества на получение правдивой и полной информации о событиях, происходящих в мире.
Фотожурналисты являются представителями общественности. Наша цель - достоверно отобразить важные события, происходящие в мире, а также различные точки зрения на эти события… Фото и видео материалы могут выявить правду, разоблачить злодеяния, поселить в людях надежду и понимание, объединить людей вокруг всего земного шара. Фотографии также могут нанести большой вред, если они были сделаны насильно или были кем-то продиктованы», - говорится в кодексе.
В нем также изложен ряд правил, которые позволят сделать работу фотокорреспондента качественной, и самое главное - не нарушающей норм этики и морали, которым соответствуют печатные и телерадиоиздания.
Согласно этическому кодексу Национальной ассоциации фотожурналистов, фоторепортер должен:
давать точную и полную картину происходящего (правдивость и объективность);
избегать манипуляции с чей-либо стороны;
давать полное описание фотографируемых или снимаемых на видео событий;
относиться ко всем участникам событий с уважением. Уделять особое внимание и сострадание жертвам преступлений и трагедий. Вмешиваться в личную жизнь пострадавших, только если в обществе существует недопонимание и реальная потребность увидеть правду;
не пытаться преднамеренно изменить смысл фотографируемых событий;
редактировать материал так, чтобы он был целостным и полным. При редактировании не пытаться подделывать изображения, не добавлять и не изменять звуки. Это может ввести людей в заблуждение и недостоверно отобразить событие.
Разберем некоторые из пунктов данного устава. Итак, почему фоторепортер должен показывать полную картину происходящих событий правдиво и объективно? Ответ чрезвычайно прост - односторонняя подача информации может повлиять на адресата. Корреспондент с фотокамерой в момент происходящего события просто фиксирует его, не приукрашивая, не добавляя деталей, которые могли бы изменить суть действия, запутать зрителя. Репортер должен в этот момент быть независимой стороной, его мнение может не совпадать с мнением части аудитории, но именно по этой причине фотография должна быть объективной. Каждый человек сможет дать оценку происходящему исходя из полученной информации.
Столкнуться с подобной проблемой можно было во многих странах, но яркий пример нарушения данного правила - цензура во время Великой Отечественной войны, когда на страницы газет попадали фотографии лишь положительно характеризующие обстановку на фронте, оккупированных территориях. Снимки, показывающие голод, гибель людей, тяжелые условия жизни не допускались к печати, оставались в архивах фотографов. Население страны по большей части оставалось в неведении о происходящем.
Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют основу профессиональных добродетелей. Эти неопровержимые принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость в своей деятельности журналисты ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. Профессиональная мораль обязывает журналиста показывать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире.
Объективность можно понимать, как, непредвзятость, беспристрастность, «неангажированнось». Это принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, объективность не является жесткой нормой. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных пристрастий, отображать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной этикой журналистики. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом для аудитории, что ее не будут вводить в заблуждение. Нравственная оценка отношения журналиста к аудитории учитывает и общественный резонанс материала, и его реакцию на читательский облик, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании своего произведения. Право аудитории на истину гарантируется, в первую очередь, осознанием журналиста своей ответственности перед ней и готовность реализовать это чувство, когда он берется за перо.
В «Международных принципах журналистской этики», написано: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».
Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Тем не менее, подобные нарушения происходят часто, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы в средствах массовой информации истина была превыше всего.
Избегать манипуляции с чьей-либо стороны фотокорреспондент должен по тем же причинам, что были описаны выше. Субъективизм в подаче материала нарушит основные принципы журналистики, ведь сотрудник издания не покажет факт «как есть», а целенаправленно предоставит информацию, которая будет на руку одной стороне, и принесет неудобства, или даже неприятности другой.
События на фотоснимке должны быть дополнены описанием, так как одно лишь изображения происходящего факта не всегда может точно и полно рассказать о нем. Задача же фотожурналиста - донести информацию так, чтобы она понятной всем.
Вторжение в частную жизнь - больная тема современной журналистики. Актуальна она не только в текстовой информации. Сегодня газетные, телевизионные или интернет-материалы, в которых описывается личная жизнь человека, немыслима без фотографий. Наиболее распространенным способом показать какой-то инцидент является фоторепортаж. В зарубежных журналах и «желтой» прессе для поиска и поставки снимков такого рода все средства хороши. Фотографы таких изданий не задумываются над этикой своих работ, более того, чаще они работают по прямому заданию и за публикацию отвечают редакторы. Относительно вежливое отношение к частной жизни имеют издания популярного развлекательного профиля. Здесь личность подана в пристойном виде: в кругу семьи или в спокойной домашней обстановке. В обоих случаях фотожурналист преследует разные цели: в первом - выставить человека в несвойственном его виде, порочащем репутацию или раскрывающем семейную драму, во втором случае - человек полностью согласен с ситуацией, в которой его изображают. Временами эти случаи могут носить общий характер, когда речь идет о различных рекламных кампаниях, когда публичное лицо, заведомо зная о том, что производится съемка, «играет на камеру».
Более сложная ситуация с изображением насилия (военных действий, прямого контакта на публичных и других мероприятиях) и социальных катаклизмов. Здесь человек полностью беззащитен перед фотоаппаратом и в голове, прежде всего фотожурналиста встает вопрос об этике.
Яркий пример таких фотографий - слезы, истерики людей, мольба о помощи. Эмоциональная составляющая дополнена другими признаками - состояние одежды, выражение лица, поза и контекст события. Все эти детали - мощное средство воздействия на публику. Чаще всего такие фотографии, выраженные в виде фоторепортажа или фотоинформации, несут цель показать всю тягость события, предупредить и обратить внимание людей, не попавших в эту беду. Статья здесь является не столько стержнем, сколько вспомогательным материалом и даже просто пояснением изображенного. Жанр статьи выбирается адекватно ситуации, обычно это репортаж с четкими моментами события, но иногда это может быть коротким новостным материалом. Взаимодействие текста и иллюстрации здесь является вершиной журналистской этики в целом. С одной стороны журналисты (в их числе имеются в виду и фотографы) пытаются показать тяжесть события, его социальную значимость. Этика фоторепортера в данном случае направлена на известный тезис «не навреди». С другой стороны, показ беззащитной личности (чаще всего это даже не публичное лицо) в процессе ее драматического страдания, горя может нанести душевную травму, как самому изображенному человеку, так и его родственникам, окружающим людям.
Как создать яркий, запоминающийся кадр и не навредить, не перейти черту моральных устоев и этических соображений? Этот вопрос не столько этический, сколько психологический. Фотожурналист волен сделать кадр так, как посчитает нужным, если это не нарушает правовую сторону дела. Огромную роль здесь играет процесс редактирования, окончательной оценки редакторов, мнение самого журналиста, к чьей статье подобраны снимки. Если все же «тяжелые» фотографии попадают на страницы издания, все люди, занятые в данном процессе, будут являться ответственными лицами.
Еще один этический аспект, на который все реже обращается внимание в некоторых изданиях - сексуальная благопристойность. Это один из самых сложных вопросов журналистской этики, который решается, прежде всего, изданием, точнее его ориентацией или иллюстративной политикой. Современная пресса превосходит не в лучшую сторону по этой проблеме все имеющиеся средства массовой информации, за исключением интернета. Многие издания уже не обходятся без таких снимков на своих страницах, так как они сильно привлекают публику, создает видимую картину вседозволенности. На страницах журналов и газет, печатающих подобную иллюстрацию, очень часто встречается фотомонтаж. Фоторепортер, таким образом, отходит на второй план и важен только в случае скрытого репортажа или создания личного портфолио. Главную роль здесь играет обработка конечного снимка, за что отвечают редакторы иллюстративной информации.
Примеры из истории
Одним из ярких примеров, широко раскрывающим необходимость рассматривать каждый снимок со стороны не только эстетического совершенства, но и с моральной точки зрения, является знаменитая работа «Голод в Судане» южно-африканского фоторепортера Кевина Картера.
Фотография, сделанная Картером, облетела весь мир и принесла ему известность, но кроме того, сделала его глубоко несчастным человеком, которого если и не осуждали, то точно не понимали многие.
Снимок «Голод в Судане» был сделан в начале весны 1993 года. В тот год Кевин Картер специально прилетел в Судан, чтобы снимать сцены голода в маленькой деревне. После продолжительной фотосъемки умерших от голода людей в деревне, он вышел на поле, чтобы отдохнуть. Здесь фотограф услышал тихий плач. Оглядевшись, он увидел лежащую на земле маленькую девочку, по всей видимости, умирающую от голода. Кевин хотел сфотографировать ее, но внезапно в нескольких шагах приземлился гриф-стервятник. Очень осторожно, стараясь не спугнуть птицу, фотокорреспондент выбрал наилучшую позицию и сделал снимок. После этого он подождал еще минут двадцать, надеясь, что птица расправит крылья и предоставит ему возможность сделать кадр лучше. Однако ожидания его не оправдались - гриф стоял на том же месте, не двигался. Кевин отогнал ее, в этот момент ребенок стал двигаться дальше. Фотограф сел возле дерева и заплакал, ему вдруг очень захотелось обнять свою дочь.
Через день он вернулся в Йоханнесбург (ЮАР). В это время голод в Судане был «модной» темой и «Нью-Йорк Таймс» сразу же купил его фотографию. 26 марта 1993 года она была опубликована. Фотография сразу же стал символом бедственного положения в Африке, а Кевин Картер стал знаменитостью. Признание пришло чуть позже - в мае 1994 года, когда Кевин Картер получил Пулитцеровскую премию.
Однако на этот снимок обратили внимание журналисты многих газет, которые не просто критиковали Картера за бездушность, а называли его хищником, люди присылали письма фотографу, в которых спрашивали его о том, что же случилось с девочкой, жива ли она…
Позже Картер говорил друзьям, что жалеет о том, что не помог девочке: ведь рядом был лагерь Объединённых Наций, где голодающим оказывали помощь. Но было уже слишком поздно. Он впадает в глубокую депрессию. Это тут же сказывается на его работе.
А уже 27 июня 1994 года Кевин Картер покончил жизнь самоубийством. Это были, как предполагают психологи и журналисты, последствия не только продолжительной депрессии, связанной с серьезными проблемами на работе, но и воспоминания о девочке из Судана, множестве смертей. Эти предположения находят подтверждения в предсмертной записке Кевина, он писал: «…Меня преследуют воспоминания об убийствах и трупах, и злости, и боли… о голодных или раненных детях».
Не менее известным снимком является «Падающий человек» фотографа Ассошиэйтед Пресс Ричарда Дрю. Это фотография, рассказывающая о последних минутах человека, от безысходности выпрыгнувшего 11 сентября 2001 года из окна Всемирного торгового центра.
После съемки перед фотографом и бильд-редактором стоял вопрос - можно ли пропускать в печать такое фото? Ведь еще живы воспоминания о теракте в людской памяти, а публикация фотографии, напоминающей о нем, как и сам факт запечатления последних мгновений жизни человека - весьма сложные вопросы.
Фотограф называет свой снимок «самой известной фотографией, которую никто не видел». Репортер «Эсквайр» Том Джунод позднее писал о сложном выборе при верстке материала, о решении редакции по поводу снимка падающего с небоскреба человека: «В тот день, который больше всех других дней в истории был запечатлен на камерах и на фотопленке, единственным табу с общего согласия стали снимки выпрыгивающих из окон людей».
Здесь очень четко раскрывается моральная сторона вопроса - снимок попал под цензуру по этическим соображениям. Редактор не взял на себя ответственность и смелость опубликовать кадр гибели человека. Это еще раз подтверждает, что необходимость рассматривать каждый снимок с точки зрения этики морали можно и нужно. Ведь неизвестно, как он может повлиять на судьбы людей.
Вывод
Очевидно то, что происходит со средствами массовой информации, то же происходит и со страной. Однако со временем все очевиднее становится другое - происходящее в мире, стране все в большей мере зависит от СМИ. Не зря ведь средства массовой информации признаны, хоть и не официально, «четвертой властью».
Но возросла ли в той же степени и нравственная ответственность журналистов, ответственность перед обществом, перед массовой аудиторией, перед своими коллегами по цеху, перед человечеством?
Не все журналисты осознают то обстоятельство, что защита нравственных принципов и идеалов для них обязательна еще в большей степени, чем для священнослужителя, хотя бы потому что «прихожанами» СМИ выступают все члены общества. Что именно эти ценности определяют не только степень терпимости к многообразию интересов и взглядов зрителей, читателей и слушателей, но и меру нетерпимости к проявлениям пошлости, отсутствию вкуса, жестокосердию, цинизму и тривиальности. Что понятие о нравственной ответственности не допускает подмены всеобщих идеалов, сиюминутными умонастроениями аудитории.
Этически «воспитанный» журналист не позволяет себе забыть о последствиях своих слов и действий, забыть о том, что его публикации могут сказаться на жизненных судьбах его героев. Бывает, что после неловкого слова в прессе человек с хорошей репутацией вдруг превращается в объект подозрений и пересудов, способных надолго отравить ему жизнь. Речь в данном случае идет о журналистских «неловкостях», в адрес героя. А если журналистские оценки предвзяты, поверхностны, проявлены профессиональной недобросовестностью, тогда и случаются с людьми сердечные приступы.
Журналист может попасть в зависимость от рекламодателя или своего руководства, чьи указания противоречат его этическим принципам, польстится соблазнами популярности. Журналист не имеет права становиться жертвой собственного тщеславия. Каждый журналист обязан взвесить все возможные «за» и «против», всякий раз, когда его материал, будь то текст или фотография, готовится к печати. Ведь одно необдуманное слово или снимок с искаженной сутью могут погубить не только доброе имя, но и жизнь. Этические принципы журналистики, однозначны. Для журналиста они все ровно, как присяга солдата или клятва врача.
Подводя итог, надо сказать, что фотожурналист в большей степени уязвим, чем пишущий автор. Фоторепортер должен работать непременно с людьми и не может сделать изобразительный ряд, например, по телефону. Опасность работы фоторепортера заключается в личном присутствии во время происшествия. Журналист никак не защищен в ситуации социальных катаклизмов, свой профессиональный долг фотограф выполняет согласно собственным убеждениям. Поэтому можно сказать, что фотожурналист в гораздо большей мере зависим от этических норм, нежели публицист, готовящий статью. Работа фотожурналиста всегда связана с личными стереотипами и нередко встает в противоречие со служебным долгом. Фотограф должен доказать автору почему именно данное фото должно иллюстрировать его статью, как оно может с ней взаимодействовать.
Таким образом, фоторепортеры и публика находятся по разные стороны баррикад. Их объединяет желание «достучаться» до общества, власти, но разъединяет гораздо большее - социальные мотивы, нравственность и этические представления. Люди требуют совсем немногого - учет их мнения, согласие, но журналистика не может ждать этого согласия, когда материал уже должен быть опубликован, иначе он потеряет актуальность.
Литература
мораль фотожурналистика этика
«Профессиональная этика журналиста», Лазутина Г. В., Учебное пособие, М.: Аспект Пресс, 2000 г.
«Профессиональная этика журналиста», Аврамов Д. С., 2000 г.
«Основы журналистики», Корконосеноко С. Г., М.: Аспект Пресс, 2004 г.
«Репортер: Профессионализм и этика. (из серии Практическая журналистика)», Шостак М. И., М.: Изд. РИП-холдинг, 2001 г.
Этический кодекс Национальной ассоциации фотожурналистов.
«Специфика содержания и формы фотожурналистики», Бальтерманц, И. Д., Москва, 1981 г.