Телевидение и созидание реальности


Реферат

Телевидение и созидание реальности


Выполнили:

Н.А. Аникина


ВВЕДЕНИЕ

телевидение социальный массовый восприятие

Телевидение Ї основной источник влияния на сознание человека

На сегодняшний день телевидение во многом - основной инструмент влияния на сознание человека. В зависимости уровня развития страны степень влияния колеблется от 40 до 95%. В России - это около 70%. Фактически, семья, окружение, система образования - влияют на формирование личности почти в два раза меньше, чем телевидение.

Кроме того, что телевидение - основной инструмент влияния, это ещё и основной способ времяпрепровождения у большинства людей. По статистике, подавляющее количество свободного времени человек проводит именно у экрана телевизора. У молодежи просмотр телепередач и прослушивание радио занимают половину всего свободного времени, в среднем - около 3 часов в день. Для сравнения: на прогулки, спорт, общение с друзьями, посещение культурных мероприятий - выделяется в несколько раз меньше времени, а на собственное развитие и общественно-полезную деятельность 2-3 мин. в день.

Телевидение, основной функцией которого является информирование населения об окружающем мире и происходящих в нем событиях, является одним из самых значительных факторов формирования общественного сознания. И, несмотря на декларируемую объективность, зачастую оно задает схемы интерпретации обсуждаемых событий и явлений, путем оценок и комментариев, тем самым, имея возможность формирования желаемого сознания общества, которое будет отвечать потребностям владельцев телевизионных каналов и соответствовать проводимой ими политике. На сегодняшний день телевизионные средства массовой информации проникли практически во все сферы жизни общества, поэтому их роль в конструировании общественного сознания повышается. Такое противоречие, как существование потребности в получении достоверной многогранной информации и в то же время возможность оказаться объектом манипуляции, обнажает проблему изучения степени влияния телевидения на формирование общественного сознания. Важно определить, возможно ли создание с помощью телевидения определенного образа реальности, который будет выгоден и насколько сильно ТВ способно оказывать влияние на сознание, определить эффективность этого воздействия.


1.ИСТОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЕГО ТИПОЛОГИЯ


Исторически сложилось так, что регулярное телевещание началось почти одновременно в трех регионах - США (1944г.), Западной Европе (во Франции - в 1944г., в Англии - в 1946 г.) и Советском Союзе (1945 г.) (в остальных странах появление и развитие телевидения происходило уже в 50-е годы). Соответственно сформировались три основные модели социально-экономической организации телевидения - американская, западно-европейская и советская. Различия между ними радикальны, в каждой из них по-своему решаются ключевые вопросы: кому принадлежит телевидение, и кто его финансирует, чьи интересы оно отражает, кто и как его контролирует, каковы взаимоотношения между ТВ и обществом, ТВ и культурой, ТВ и властью.

США являются классической страной коммерческого телевидения. Телевидение здесь находится в частной собственности, государственное телевидение отсутствует. Частное коммерческое телевидение подчиняется жестким законам рынка, и, прежде всего, принципу конкурентной борьбы, который заставляет телевещателей находиться в постоянном поиске новых телевизионных форм, технических ухищрений, для того чтобы удержать телезрителей у своего канала. Этот принцип диктует американскому телевидению ориентацию на зрительские интересы, высокую мобильность, нацеленность на динамичное развитие. Ориентация на интересы и потребности «большинства» определяет преобладание в программах наиболее массовых видов зрелищ: информации и развлекательных программ. Развлекательные программы различных видов и жанров составляют до 70% эфирного времени; в основном это телесериалы и фильмы, игры, шоу, викторины и музыкальные программы. И хотя профессиональный уровень американских телепрограмм высок, их интеллектуально-художественная ценность, как правило, очень низка, поскольку ориентация на массовость и общедоступность требует стандартизации и «усреднения» их до уровня наиболее распространенного типа потребителя. Иными словами, культурно-просветительские функции ТВ вступают в противоречие с коммерческими целями и неизбежно приносятся в жертву последним.

Противоположностью рыночной (коммерческой) модели выступает государственное телевидение. Модель государственного телевидения, которая сложилась на этапе появления и распространения телевидения в Западной Европе, называют общественной (иногда общественно-государственной, публично-правовой и т.д.). Телевидение здесь финансируют полностью или в основном сами зрители путем ежемесячной абонентской платы. Эта модель функционирования телевидения имеет некоторые защитные механизмы от рыночной стихии и конкурентной борьбы, а главное - от диктата рекламодателей, ориентированных на вкусы усредненного большинства, что позволяет телепроизводителям создавать культурно-просветительские программы, ориентироваться на гуманистические, общечеловеческие ценности.

И, наконец, третья модель организации и социального функционирования телевещания сложилась в СССР и была в основном репродуцирована в социалистических странах Восточной Европы. Это тоже государственное телевидение, но построенное на совершенно иных принципах. Советскую модель телевещания называют государственно-монополистической, авторитарной, тоталитарной. Она характеризуется государственной монополией на телевещание, госбюджетным финансированием, полным подчинением телевизионной политики власть предержащим, жестким идеологическим контролем.

Телевидение (как и другие коммуникативные институты) рассматривалось, прежде всего, как средство массовой информации и пропаганды коммунистической идеологии, как часть общепартийного дела, как «орудие осуществления великой организаторской задачи КПСС - вовлечения трудящихся масс в активное строительство коммунистического общества». Идеологическая (пропагандистская, воспитательная) функция была важнейшей и первоочередной для советского телевидения. Другой важной задачей советского ТВ была пропаганда достижений науки и техники, распространение знаний и образования, т.е. культурно-просветительская функция. В середине 60-х годов был создан даже первый в мире самостоятельный учебно-образовательный телеканал, а затем литературно-просветительный - «для интеллигенции». В последнюю очередь всегда упоминалась развлекательная функция ТВ, которая рассматривалась как задача «организации культурного досуга населения».

Таким образом, в 60-х годах в мировом вещательном пространстве окончательно оформились три ведущие модели: коммерческая, общественная и государственно-монополистическая. Но развитие техники, освоение новых технологических возможностей телевещания, а также изменения в социально-политической атмосфере привели к трансформации сложившихся моделей. Преобразования в каждой из них, однако, имели разные причины и разную направленность.

Коммерческое телевидение в США, ориентированное на массовую аудиторию, породило противоположное себе явление - индивидуализацию спроса. Ориентация на удовлетворение разнообразных потребностей зрителей стимулировала возникновение множества программ, каналов, чему способствовало развитие локальных кабельных сетей и спутникового вещания. Мультиканальное вещание, порожденное когда-то кабельными сетями, изначально рассчитано на «узкие» интересы, на удовлетворение потребностей в телесмотрении конкретных целевых групп, что также представляет интерес для рекламодателей. Специализированные - спортивные, развлекательные, информационные, фильмовые, детские, семейные и пр. - телевизионные каналы составляют сегодня значительную долю американского телевизионного эфира. Правда, это уже не бесплатное удовольствие. За возможность смотреть программы «по интересам» зрителям приходится платить, осуществляя своего рода «подписку» на тот или иной интересующий канал (или пакет каналов). Такой подход к телевизионному вещанию приводит к возникновению новой модели - маркетинговой, при которой определяющим становится уже «меньшинство», а успешность функционирования телевидения зависит от количества денег у этого «меньшинства». В конце 70-х годов американское коммерческое телевидение стало вторгаться в европейские границы, вступая в конкурентную борьбу с общественно-государственными телекомпаниями. Это повлекло за собой коренную перестройку европейской модели общественно-государственного телевещания, и, прежде всего, системы государственного регулирования вещания. Процесс трансформации европейской модели телевещания шел в направлении коммерциализации и ослабления государственного регулирования. Коммерциализация телевидения в Европе привела к тому, что общественно-государственные каналы, не будучи в состоянии конкурировать с коммерческими, вынуждены были прибегнуть к рекламе как к дополнительному источнику финансирования. И сегодня практически все европейские государственные каналы (за исключением Би-Би-Си) используют рекламу.


2.СУЩНОСТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И НАСТРОЕНИЯ


Телевидение оказывает значительное влияние на социальное настроение людей. Для того чтобы оценить воздействие, оказываемое телевизионными программами, проводилось большое количество исследований, установивших, что телевидение оказывает непосредственное влияние на поведение и социальное настроение людей. Три наиболее исследованные темы - это влияние телевидения на предрасположенность к совершению преступлений и насилию, эффекты новостей и роль телевидения в политической жизни.

Демонстрация насилия в телевизионных программах и его воздействие на поведение людей исследовалась социологами и психологами достаточно подробно, но единой объясняющей модели не предложено. Ученый А.Ю. Дроздов выделяет три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение людей.

Первая - «гипотеза модели», согласно которой агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей, разработана А. Бандурой. В ходе экспериментальных работ, осуществленных под его руководством в первой половине 60-х годов, детской аудитории показывали, к примеру, снятого на кинопленку взрослого, бьющего палкой большую куклу. После этого дети играли в комнате, а экспериментатор скрыто наблюдал за ними. Как правило, оказывалось, что в экспериментальной группе при общении детей агрессивные проявления обозначались намного явственнее, чем в контрольной группе, не смотревшей указанную ленту. Агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реального поведения. Результаты большинства проведенных исследований подтверждают эту гипотезу, чему есть многочисленные подтверждения.

Вторая гипотеза - «гипотеза катализатора». Российский ученый Д. Берковитц предполагает, что сцены насилия служат своеобразными стимуляторами возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакции). Такие сцены выступают стимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (вызывают агрессивные воспоминания, идеи), что уже, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению.

Третья гипотеза - «гипотеза катарсиса», наоборот, указывает на то, что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода сброс эмоционального напряжения (катарсис).

Все три гипотезы имеет место быть, но результаты большинства проведенных исследований подтверждают «гипотезу модели». Так, в 1972 г. Комитет по изучению телевидения и социального поведения Министерства здравоохранения США в своем отчете признал существование причинно-следственной связи между насилием на телеэкране и насилием в жизни. Косвенно все эти выводы подтверждаются фактом выявленной взаимосвязи между распространением телевидения в различных странах, и ростом в них насильственной преступности, в частности убийств.

Воздействие фильмов на эмоции, социальные установки и поступки людей - процесс, трудно поддающийся объективному изучению. К сожалению, эта проблема недостаточно рассмотрена отечественными исследователями, хотя в последнее время и в нашей печати появляется большое количество исследований, посвященных воздействию экранного насилия на настроение и поведение людей.


3.ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ


Наиболее негативное влияние телевизора распространяется на зрение.Оказывается, что сам просмотр программ транслируемых по телевизору никак не влияет на зрение. Устают глаза от резких перепадов ярко освещенного экрана и темной комнатой. При этом самому зрению ущерб не наносится. Устранить такой дискомфорт и уберечь свои глаза от усталости очень просто, в угол комнаты можно поставить включенный светильник, чтобы комната не была такой темной

Опасен даже не телевизор сам по себе или его излучение, а просто факт длительного процесса ничегонеделания. Это опасно, потому как длительные периоды неподвижности нарушают регулятивные процессы в организме и сахар с жирами не усваиваются, а накапливаются в организме. Люди недооценивают важность физического труда и необходимость физических упражнений.

Негативно влияет на жизненные процессы «эффект 25 кадра». Эффект 25-го кадра возникает из-за того, что зрение человека обладает определенной инерционностью (24 кадра в секунду) и если в обычную киноленту добавить при монтаже 25-й кадр, не относящийся к основному сюжету, то он будет незаметен. Информация об этом кадре не поступает в зрительный центр, но 25-й кадр попадает в мозг в область подсознательного, и подталкивает человека к совершению определенных, запрограммированных действий. Информация, закодированная с помощью технологии 25-го кадра, проходит непосредственно в подсознание - в результате человек воспринимает внушение как собственные мысли, даже не осознавая наличия воздействия, то есть индивид не осознает, что его потребность появилась извне, и расценивает ее как свою собственную. Но информация не должна полностью противоречить внутренним установкам зрителя, иначе она не будет воспринята как команда к действию. Одним из первых экспериментов в данной области был опыт Джеймса Вайкери, проведенный им в середине 50-х гг. XX в. в одном из кинотеатров. С помощью специального инструмента (тахитоскопа) он выводил на экран на 1/30 долю секунды сообщения следующего содержания: «Ты голоден? Ешь попкорн», «Ты испытываешь жажду? Пей кока-колу». По его свидетельству, продажи попкорна в данном кинотеатре увеличились более чем на 50%, а продажи кока-колы - на 20%.


4.ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА


Технический прогресс погружает современного человека в настолько бурный информационный поток, что в сложившейся ситуации возрастает роль «маяков», помогающих справиться со всем объемом обрушивающейся информации, под которыми маскируются манипуляторы общественного сознания. Совершенно очевидно, что телевидение в нынешнем постиндустриальном мире, это уже не просто средство передачи информации, а очень важный социальный манипулятор. Влияние телевидения на молодежь просто огромно. В связи с этим возникает проблема объективности и достоверности передаваемой информации посредством телевидения, а также структура телевизионных передач. Большое значение имеет сторона, которую занимает телевидение. Ведь у каждого из нас нет возможности напрямую узнать достоверные факты о тех или иных политиках, событиях в стране или за рубежом. Основным источником информации для нас становится телевидение, которое формирует наши ценностные суждения о них. Проблема заключается в возможности собственников телевидения манипуляций над обществом, получения необходимого одобрения или неодобрения общества. Сознание молодежи находятся в процессе развития, поэтому оно требует определенного времени для получения устойчивости, в связи с этим оно зависимо от внешних информационных факторов, существенным из которых является телевидение.

Влияние телевидения для многих начинается еще в утробе матери. Телевидение начинает влиять на ребенка, большинство звуков ему еще не понятны, но его мама так часто смотрит телевизор, что постепенно звуки телевизора становятся родными. Человек еще не успел появиться на свет, а уже попадает под влияние телевидения.

Заставки любимых телепередач начинают со временем действовать на зрителя, как звонок на собак академика Павлова. Вырабатывается условный рефлекс, сердце начинает биться чаще, появляются различные эмоции (в зависимости от телепередачи), а у некоторых и слюна начинает выделяться. Все это говорит о том, что организм готов погрузится в красивую виртуальную реальность. Ведь телевидение, как раз и формирует представление о той реальности.

Управлять человеком, его желаниями, поступками оказалось очень просто, достаточно ежедневно крутить перед ним эту сформированную реальность. Несомненно, телевидение иногда несет и что то полезное, но львиная доля телеэфира отводится на то, что бы пугать, щекотать нервы, побуждать ненависть и возмущение, настраивать против «плохих парней» и настраивать на сторону «хороших», и вообще развлекать зрителя всеми доступными средствами. Влияние телевидения сводится как раз к тому, чтобы выжимать эмоции из зрителя и как можно чаще, а не будет эмоций, то зрителю наскучит телевизор и он его может выключить. А что случается, если человек выпадает из под телевизионного влияния? Правильно он начинает смотреть по сторонам и видеть, что реальность совсем другая. Кому-то это может быть не выгодно.

В середине 1960-х годов был произведен эксперимент. В Африке было найдено дикое племя. Оно было настолько диким, что не знало про мир за стеной джунглей буквально ничего. Оно не знало, что прошли две мировые войны, что человечество освоило воздушное пространство и изобрело атомную бомбу. Оно вообще ничего не знало. И тогда ученые умники решили сократить культурную пропасть, показав дикарям выпуск документальной хроники. Их посадили в кружок вокруг проектора, натянули простыню и запустили пленку. Племя сидело тихо и не разбежалось, как первые парижские зрители на премьере фильма братьев Люмьер. Они жевали бананы и попросту не поняли, что происходит!

Отсюда вывод: человек, вычеркнутый из-под влияния телевидения, вообще не понимает, что ему показывают. Он не понимает телевидения как языка, на котором к нему обращаются с экрана. Он не понимает, что смотрит передачи, которые рассказывают о жизни по определенным правилам. Человек, который не попал под влияние телевидения с детства, как правило, психически здоров, глубоко наивен, верит в Добро, Справедливость.

Телевизионные передачи - это смоделированная реальность.

Сегодня каждый гражданин, который лежит на диване перед телевизором и смотрит передачи, считает, что держит руку на пульсе событий. На самом деле он держит руку на пульте от телевизора, который держит в руках его сознание и управляет им. Влияние телевидения на человека шагнуло так далеко, посудите сами: после атаки «правдивых сюжетов» на массовое сознание, и демократическое общество Запада начало несколько войн. Человек сидит на диване пьет чай и смотрит, как геройски американские военные бомбят Ирак. Он находится далеко от событий и не чувствует запаха крови, пожарищ, и чем больше трагедии, тем интереснее человеку смотреть на это. Вся прелесть телевизионного влияния в том, что можно показать человеку не одно, а скажем четыре трагедии, правда в далеких и неблагополучных странах, чтобы больше ценил свою политическую систему и демократию. Трагедии на телевидении незаметно внушают: будь послушным и хорошим, голосуй вовремя, а иначе в твоем уютном городке будут твориться ужасы, как в тех странах.


5.ВИДЫ МАССОВОГО ВНУШЕНИЯ


Различают следующие виды такого массового внушения:

. Успокаивающее воздействие, направленное на успокоение, ослабление болезненных ощущений или смягчение эмоциональной реакции на болезнь (с целью успокоения общества телевидением умышленно скрывается статистика самоубийств, абортов, криминальных преступлений; смягчается катастрофическое состояние экономики, экологии и духовной нравственности народа).

. Коррелирующее воздействие, призванное выработать определенное отношение к кризисам общества и ослабить негативную значимость причин кризиса. Слепая беспорядочная масса (под влиянием этого вида внушения) движется в том направлении, которое ей даст тщательно продуманная и заранее сформулированная установка. В этой связи особенную тревогу вызывает распад некогда могущественного государства и создание на этой почве взаимной вражды между двумя православными братскими народами России и Украины. Всякая нежелательная информация, основная идея которой не совпадает с официальной информационной доктриной (идеи Православия, патриотизма, разумные решения в плане государства и экономики) обязательно изглаживается, вытравливается последующим показом фильмов и передач с отвлекающим или явно противоположным содержанием.

. Стимулирующее воздействие, имеющее целью мобилизовать компенсаторные механизмы и повышение социальной активности больного общества. Для примера можно упомянуть телевизионное насаждение нового для нас принципа жизни общества - демократии. Для доказательства мнимой важности их воплощения в жизнь ведется показ видеорепортажей о плодах демократии в западных странах, а особенно в США. И масса, под воздействием их, воплощает эту мировую "благоприятную" идею в жизнь.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, телевидение на сегодняшний день стало неотъемлемой частью жизнью людей разных возрастов. Информация, передаваемая с голубых экранов, подчас не отражает объективную реальность, а формирует в умах населения новую, наполненную неправдивыми фактами и чужими домыслами людей, вещающих с телеэкранов.

Телевидение является на данный момент основным инструментом влияния на общественное сознание, и для позитивного преобразования общества необходимо наилучшим образом использовать этот инструмент.

Конечно, идеальный вариант, к которому нужно стремиться - это выход на международный уровень. Тематика общечеловеческих ценностей этому соответствует. Оптимальной формой для этого могло бы быть общественное телевидение Системы, для которого (в конечном итоге) источником финансирования должны быть общественные проекты. В этом случае общественное телевидение работает, как не прямая реклама Системы, а каждое из подразделений Системы должно быть напрямую заинтересовано в успешной реализации данного проекта.

Сегодня средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые погружают его. В настоящее время телевидение, стремясь повысить рейтинг канала, зачастую преподносит ту информацию, которая пользуется наибольшей популярностью. Чтобы привлечь внимание телезрителя, телевидение обращается к скрытым инстинктам и желаниям человека, пропагандирует сцены насилия. Другой проблемой, кроме насилия, является то, что большинство информационных программ несут негативный эмоциональный настрой. Таким образом, телевидение влияет на нагнетание страха в стране, и, соответственно, на формирование пессимистического социального настроения. Запугивание страны ужасающим настоящим и беспросветным будущим становится самым перспективным бизнесом, и данный прием особенно часто применяется во время избирательных кампаний.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Азарян С.Г. Телевидение как инструмент государственной культурной политики // Краснодар, 2006. - 319 с.

.Березовская Е.С. Актуальные вопросы исследования телевидения как социального института // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т., М., 2003. - 646 с.

.Гладько А.М. Перспективы общественного телевидения в России // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т., М., 2003. Т. 2.

.Дондурей Д.Б. Самый перспективный бизнес - запугивание страны // Эксперт. 1998 №13.

.Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. №8.

.Зубарева Л.В. Социальное самочувствие студентов // Молодая наука в классическом университете. Тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново, 2002.

.Кара-Мурза С.Г. Велик Русский язык, а отступать некуда // Евразийский вестник. Журнал теории и практики Евразийства. №8. (www.e-journal.ru/kultura-stl-8.html)

.Конецкая В.П. Социология Коммуникации. М., 1997.

.Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // loboyko.by.ru/index.html

.Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб. 2000.

.Орлова Л.А. О социальном самочувствии учителей Московской области // Социологические исследования. 1998. №8.

.Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., 1966.

.Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. №12.

.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1990.


Теги: Телевидение и созидание реальности  Реферат  Журналистика
Просмотров: 21581
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Телевидение и созидание реальности
Назад