1. Телевидение как социокультурный феномен
1.1Место и роль ТВ в современном социокультурном пространстве
В постиндустриальном медийном обществе нельзя недооценивать роль телевидения в создании и трансляции всем социальным группам ценностей, норм, комплексов, страхов, спокойствия - основных систем представлений - тех смыслов, которые наполняют всю нашу жизнь. Телевидение не только формирует восприятие обществом своего собственного будущего, определяет выбор средств для его строительства, но и через культуру выходит на человека, воздействуя тем самым на экономику, социальные отношения, политику, мораль. В современном мире телевидение - основной проводник, транслятор культурных образцов, идеалов, критериев познания происходящего, но и - опять же через культуру - важнейший сегодня институт управления страной, не менее значимый для ее сохранения и развития, чем экономика или национальная безопасность.
В России принято недооценивать функции ТВ как транслятора культуры. Оно уже давно не просто средство массовой информации, а мощная система программирования сознания миллионов людей, инструмент контроля за их поведением, мир психологических компенсаций, источник получения удовольствий, главный фактор формирования любых представлений о жизни. Недостаточно определять телевидение и в качестве средства массовой коммуникации - это вовсе не мобильный телефон, не интернет, оно приходит к каждому человеку в дом, на кухню, в спальню всегда как комплекс именно смыслов, столь необходимых для существования отдельного индивида и системы в целом.
Интересен подход И.А. Климова, по мнению которого, телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное социальное явление, которое можно изучать в разных аспектах. Во-первых, как социальный институт - производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой, связанную с множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс - систему языковой коммуникации. В-третьих, как форму социального знания, как способ накопления обществом знаний о самом себе. И, в-четвертых, как элемент повседневной жизни значительной части людей, которые удовлетворяет с помощью него свои индивидуальные потребности.
Современные федеральные телеканалы предлагают молодому зрителю передачи, предназначенные специально для него. Их особенно много на музыкальных каналах MTV и МУЗ-ТВ, а также развлекательных СТС и ТНТ. Это программы о жизни «звезд» шоу-бизнеса, игры, реалити-шоу. Они рассчитаны на примитивные потребности зрителя, непритязательный вкус, что позволяет медиаменеджерам быстро, с небольшими затратами повысить рейтинг программ, их рекламную привлекательность и, соответственно, прибыль предприятия. Для того чтобы выявить специфику телевидения, следует сравнить его с другими видами СМИ и художественными средствами выражения, например кино и театром.
Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью «проникнуть в личное пространство». Отличие телевидения от радиовещания - в средствах выражения. Единственное средство радио - звук; телевидение воздействует и звуком, и изображением.
Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы. Иными словами, телевидение подобно кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность.
Отличие телевидения от кино - в условиях просмотра и характере аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту.
Подобно театру телевидение использует слово и игру актеров; в силу своей природы телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства.
В отличие от театра у телевидения иная аудитория и условия просмотра. Зритель в театре «может играть роль», его можно в определенном смысле назвать участником спектакля. Известно, что от зрителя, от его реакции во многом зависит ход спектакля; публика заставляет актера подчиняться своему смеху, аплодисментам или свисткам; зритель в театре может даже сорвать спектакль. В телевидении же сценическое действие ограждено от такого вторжения зрителя. Единственное, что в его власти - это выключить телевизор. Но в этот момент он уже перестает быть зрителем. Еще один фактор, разделяющий театр и телевидение, - способность телевизионной камеры «вырезать» часть пространства. Отсюда происходит еще одно очень важное отличие-то, как мы видим происходящее действие. В театре вы видите все пространство сцены, и другой возможности нет. На экране можно увидеть часть пространства (ту, которая «вырезана» камерой). Внимание телезрителя на том или ином объекте сосредотачивает телевизионный режиссер, так как в поле зрения камеры находится не вся сцена, а лишь тот ее участок, который в данный момент заслуживает, по мнению режиссера, наибольшего внимания.
Таким образом, можно сказать, что телевидение - это неоднозначно понимаемое, многоаспектное социальное явление, отличающееся спецификой своей деятельности от других каналов коммуникации. Телевидение играет заметную роль в обществе и выполняет множество социальных функций.
Новый взгляд на воздействие телевидения как важнейшего инструмента трансляции культуры требует пересмотра самого взгляда на его функции и значение. Теперь это не только средство информации, отражения действительности, развлечения или просвещения миллионов людей всех возрастов, не только канал заполнения эфира игровыми и документальными фильмами, классическими и эстрадными концертами, мультипликацией и спектаклями, передачами об истории или жизни выдающихся людей. Необходимо осознать, что это главный институт распространения культуры, понимаемой как в широком, так и в узком смысле.
Фундаментальными ценностями русской культуры являлись православные, духовно-нравственные ценности: ценность правды, ценность добра, ценность подвига, которые ставятся выше ценностей разумности, расчетливости и эффективности. К ним можно добавить традиционные для исторической России идеалы: идеалы нравственности, христианской терпимости, уважения к личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения Отечеству. Единение государственнических и глубоких духовно-нравственных начал давало возможность государству с глубокой древности и вплоть до рубежа нашего века преодолевать острые кризисы в развитии России, возникавшие, когда такое единение нарушалось. В результате формационного пути, который прошла Россия за последние двадцать лет, изменился тип не только материального, но и духовного производства: он приобрел черты, свойственные западноевропейской и американской культурам, основанным на католическо-протестантских ценностях. К ним относятся демократизм, плюрализм, динамизм и прагматизм, которым обусловлен основной тип личности, характеризующий человека западной культуры, стремящегося к материальному благополучию, комфорту, наслаждению разнообразными удовольствиями, получаемыми путем материального обмена. Столкновение двух культур с полярными ценностными традициями привело к грандиозной перестройке самосознания россиян и появлению новых социокультурных программ.
В условиях преобразования ценностной системы российского общества молодежи необходимо усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, освоить социальные роли, выбрать и получить профессию. В ходе модернизации российского общества изменились не только условия социализации молодежи, но также роли и характер влияния основных институтов, каналов, агентов социализации. В частности, произошло снижение значимости и влияния таких традиционных, «краеугольных» институтов трансляции культурных ценностей, как семья и система образования.
Молодежь, в силу своих возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей, нуждается в социокультурной идентификации, в усвоении систем ценностей, норм, определяющих основные формы поведения, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы, восприимчива к тенденциям, распространенным в окружающей их информационной среде.
Наряду с общественными реалиями и условиями жизни фантастически возросла социализирующая, воспитательная роль информационной среды, являющейся совокупностью информационных условий существования (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры).
«Возрастающее влияние СМК - процесс, характерный для современного мира в целом. Постоянное развитие технических средств и каналов массовой коммуникации, их вездесущий и всеобъемлющий характер сделали их основными трансляторами социальных и культурных ценностей, фактически заменившими такие традиционные институты социализации, как семья, школа, церковь, общественные организации. СМК воздействуют на массовое сознание, широко распространяя и популяризируя определенные социокультурные образцы, стили жизни и нормы поведения, моделируя идеальный образ реальности, к которой необходимо стремиться».
1.2 ТВ как фактор социализации
В современном мире телевидение является одним из основных факторов социализации для подрастающего поколения.
Чтобы проанализировать каким образом телевидение влияет на процесс социализации человека, вспомним что такое социализация. Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.
Рассматривая телевидение как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации - зрителей тех или иных телеканалов.
Влияние телевидения на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. ТВ выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей. С рекреативной тесно связана релаксационная роль ТВ. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о молодых людях, подростках. Для большой части молодежи просмотр телевизора становится своеобразным восполнение дефицита нехватки межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает телевизор для того, чтобы снять ощущение одиночества.
Средства массовой коммуникации, в частности, телевидение играют также большую роль в развитии человека. Хотя эта точка зрения отнюдь не бесспорна. Появление нового вида коммуникации вызывало споры о том, насколько благоприятно его влияние на людей. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых».
Средства массовой коммуникации, являясь одним из социальных институтов, в той или иной мере оказывают определенное влияние на отдельные возрастные и социальные слои, а также на население в целом. Это и позволяет считать, что ТВ, которое относится к СМК в той или иной мере оказывает довольно широкое влияние на социализацию.
Во-первых, телевидение влияет на усвоение людьми разных возрастов различных социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в областях политики, экономики, права и пр.
Во-вторых, особенно в наше время, телевидение фактически является системой неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения ТВ наиболее часто используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные сведения, как положительные, так и отрицательные о различных явлениях, транслирующих по телевизору.
Воспитание как относительно социально контролируемая социализация в течение длительного времени использовало лишь печатные средства массовой коммуникации. Во второй половине XX столетия стали использовать возможности кино, и главным образом телевидения, в процессе обучения.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В нынешних же условиях, овладение человеком умением использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает большое значение. В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков.
Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации (научить человека понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оценивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаобразование осуществляется как в школе, так и в других воспитательных организациях, а также в организациях, специально созданных для этой цели (например, во Франции - «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).
В школе медиаобразование осуществляется как в рамках традиционных предметов (родного языка, изобразительного искусства, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета. В разных странах он называется по-разному, но имеет примерно одинаковое содержание. Наиболее часто в него включаются разделы: «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых системах и способах представления информации», «Массовая коммуникация и ее закономерности», «Средства массовой коммуникации и их особенности», «Реклама». В последнее время появилась тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной грамотности.
Создание системы медиаобразования - процесс длительный и дорогостоящий. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют приступить к решению этой задачи и в первую очередь - в школе.
Идея медиаобразования, имеющая в стране и мире более полувековую историю, сегодня приобретает глобальный характер. Получают развитие современные модели медиаобразования, которые предполагают как адекватное восприятие молодежной аудиторией средств массовой информации, так и самостоятельное вхождение в информационное пространство.
2. Телевидение и его влияние на молодежь в России
2.1 Оценка роли телевидения в жизни современной российской молодежи
Современную молодежную культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного пространства современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, оказывающий влияние на социальные процессы, их структуру, динамику. Отрицать огромное влияние ТВ на формирование личности молодого человека не имеет смысла, поскольку сила телевидения в его глубоком воздействии на человеческий разум. Оно стало своего рода манипулятором сознания большинства людей. А разумом и поведением молодого человека очень легко. Поэтому все чаще руководители ТВ-каналов выпускают в эфир передачи, рассчитанные на эти «слабые умы», которыми легко манипулировать, на низменные инстинкты населения.
В частности российское телевидение построено так, что включая телевизор, среднестатистический человек сразу начинает видеть совершенные где-либо преступления, насилие, коррупцию и все это показывается в самом извращенном виде. И как все это воспринимает молодой человек? Оставляет ли он включенным тот канал, где больше насилия, пошлости или обмана? От того, что смотрит нынешняя молодежь зависит ее будущее. В связи с эти становится важной задачей в современном мире, изучение влияния ТВ на формирование молодых людей.
Влияние ТВ на нашу молодежь огромно. Исходя из этого возникает проблема достоверности и объективности передаваемой информации посредством телевидения, а также структура телевизионных передач. Важно понять, имеется ли у современной молодежи способность к критической оценке телевидения, кто формирует информацию для нас и в каких целях.
Способность без принуждения приковывать к себе внимание людей а их повседневных практиках и формирует властный потенциал экранных медиа. Властные интенции современных аудиовизуальных медиа состоят, по мнению Ж. Бодрийяра, в том, что «…они предстают в качестве антироводника, что они нетранзитивны, что они антикоммуникативны. …Самим своим существованием ТВ представляет социальный контроль над самим собой. Нет нужды и воображать его себе в качестве шпионящего глаза режима в частной жизни каждого гражданина; телевидение куда больше, чем все это: это уверенность в том, что люди больше не разговаривают между собой, что они окончательно изолированы - перед лицом слова, лишенного ответа».
Телевизионный поток и Интернет-контент насыщены визуальной риторикой и предлагают переизбыток эмоционально насыщенных визуальных образов и повествований, дифференцированных в соответствии с растущей фрагментацией интересов публики. …Привлекательность графического дизайна становится значимым ресурсом в борьбе за внимание публики, а это означает рост профессиональной компетентности создателей визуальных медиа-ресурсов в знании о визуально-эстетических пристрастиях зрителей. Вместе с тем, избыточная, профессионально сделанная, навязываемая виртуальная образность опережает создание внутренних образов людей, вытесняет способность к самостоятельному их конструированию и оставляет лишь право на желание, поиск, выбор и эмоциональную реакцию.
За последние 15 лет в системе отечественного телевещания произошли существенные изменения. Телекомпании были разделены по типу деятельности (на вещательные и программопроизводящие), появились новые формы собственности (коммерческое, общественное телевидение), новые технологические способы передачи сигнала (кабельное телевидение, спутниковое, цифровое), выросло число региональных и местных вещателей. Стал использоваться новый для отечественной телевизионной системы сетевой принцип распространения программ. Меняется специфика программной политики компаний, на которую большое влияние стали оказывать федеральные телевизионные каналы. Происходит унификация содержания, подачи материалов, дизайна «картинки».
На наших глазах трансформируются функции телевидения: на первый план выходят информационная и рекреационная, а также появляются новые, такие как электоральная (управление общественным мнением), медиаобразовательная.
Исторически сложилось так, что телевидение, более других СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто сегодня ими владеет. Но одновременно, используя весь свой арсенал интеллектуальных, творческих, организационных, экономических, технических и технологических средств, оно воздействует на общественное сознание, формируя общественное мнение, определенные идеи, ценности, нормы и образцы поведения. При этом телевидение обладает большими преимуществами: оно доступно, привлекает внимание наличием звука, видеоизображения, оперативностью, массовостью.
2.2 Специфика влияния ТВ на сознание и поведение молодежи на примере российских СМИ
Наиболее популярным и самым влиятельным СМИ на сегодняшний день является телевидение. Молодежь сегодня становится для телевидения одной из наиболее привлекательных аудиторий. По возрасту, она делится на три подгруппы - школьники (14-17 лет), студенчество (17-25 лет), работающие (25-30 лет).
Если телесмотрение работающей молодежи в целом схоже с телесмотрением зрелой аудитории, то школьники и студенчество, ввиду иного образа жизни, сморят телевизор в другое время, чем взрослые. И предпочитаемые телеканалы тоже иные, чем у взрослых.
После перехода телевизионных каналов на круглосуточное вещание, конкурентная борьба за молодежную аудиторию развернулась и в ночном эфире. По словам ведущей ночной программы ТВЦ «Синий троллейбус» И. Палей, в последнее время произошло качественное изменение аудитории: «Если раньше преобладали брошенные женщины или отвязная артпублика, то теперь звонят состоявшиеся, социально активные люди, не имеющие возможности высказаться днем».
Директор Национального исследовательского центра телевидения и радиовещания А. Самохвалов подчеркивает, что наибольшую часть ночной аудитории составляют люди свободных профессий и молодежь, ведущие ночной образ жизни, а также интеллектуалы: аспиранты, преподаватели вузов, журналисты. Это наиболее активная часть аудитории.
Говоря о российском телевещании последних лет, медиакритики констатируют, что, несмотря на снижение количества негативных сюжетов на отечественном экране, объективных, информационно сбалансированных, действительно профессиональных программ пока не появляется. «Многие исследователи отмечают растущую тенденцию к формированию особой «новостной реальности», «новостного шоу», определяют современные теленовости как инструмент мистифицирования общества». Сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится полифункциональным. Телевидение включает в себя следующие разновидности: антенное телевизионное вещание, спутниковое, кабельное, кассетное, лазеровидение, титровое (видеотекст, телетекст).
В России разработана Федеральная целевая программа развития телерадиовещания до 2015 года, которая предусматривает переход на цифровое вещание. Переход на «цифру» открывает большие возможности развития многоканальности, а вместе с ней тематической дифференциации телеканалов, повышения качества телевизионного зрелища. Цифровое ТВ позволяет пользоваться услугами интерактивного телевидения, подключаться к Интернету. Это те формы коммуникации, которые сегодня наиболее привлекательны для молодежной аудитории.
При анализе приведенных данных следует понимать, что активная, мобильная, «продвинутая» молодежь быстро осваивает медиапространство и из всего спектра медиапрограмм выбирает то содержание, которое соответствует уровню ее медиакомпетентности. В этой связи вариативность предложений - главный вопрос медиаобразования - должен решаться в плоскости социальной ответственности средств массовой информации и их медиаобразовательной деятельности. При этом очевидно, что подчас СМИ в погоне за прибылью не оставляют молодому человеку выбора, массово предлагая однообразно пошлый и уныло безвкусный информационно-развлекательный продукт.
Молодежная аудитория сегодня выступает в роли своеобразного индикатора, по которому можно судить о нравственном, психологическом, социальном здоровье общества. С одной стороны, проблема насилия, которой обеспокоено общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров. Все это во многом обусловлено состоянием медиасреды. С другой стороны, та же среда порождает новое медиаповедение молодежной аудитории, когда она, используя современные технологии, проявляет супермобильность, высокие коммуникативные способности, интеллект, креатив. Вопрос дня: какая из тенденций будет превалировать в будущем?
Для завоевания молодежной аудитории СМИ используют новые медиатехнологии. Телевидение с его клиповой структурой и техническими возможностями прибегает к различным приемам соединения информации с развлечением. Традиционные жанры «мутируют», рождая оригинальные телевизионные формы. Порой это воспринимается как «художественный скандал».
В стремлении привлечь молодежную аудиторию телевидение использует ее современные установки на легкий успех, развлечения, гламур, эротику. Многочисленные игры и конкурсы («Поцелуй на вылет», «Любовь с первого взгляда»), эксплуатирующие тему сексуальных увлечений, рассчитанные на примитивного зрителя и дурной вкус, видоизменяясь, вновь и вновь появляются на экране. Более успешные «Кандидат», «Офис» делают ставку на стремлении молодых людей выделиться любой ценой, занять более высокий статус в обществе.
С учетом подвижной структуры восприятия медиатекста для молодежи создаются синтетические телевизионные жанры. Кафе в режиме закрытой вечеринки соединяется с концертом и возникает «Comedy Club», студенческий театр миниатюр плюс викторина - КВН. Викторина и рулетка - клуб «Что? Где? Когда?». Сегодня стало модным соединять различные виды искусств, казалось бы, несоединимые: фигурное катание и драматическое искусство, искусство театра и бальные танцы, реп и балет, балет и эстрада. Новаторски используются юмор и музыка.
Для привлечения молодежной аудитории телевидение использует специальные жанры: различного рода игры, конкурсы, реалити-шоу. Остановимся лишь на некоторых, наиболее популярных и эффективных.
Особое и, пожалуй, лидирующее место в телевизионном эфире заняли реалити-шоу. Все они построены на разных видах инстинкта выживания. Психологи выделяют три вида инстинктов: физиологические - «Голод», «Последний герой» и др.; социальные - «Фабрика звезд», «Ты - супермодель», «Большой брат», «Кандидат»; и видовые, то есть успех в отношениях - «Дом 2».
«Реалити-шоу это квинтэссенция телевидения. В отличие от кино, здесь нет жесткого драматургического каркаса, смягчен контроль автора над развитием сюжета. Реалити-шоу - это продукт группового творчества. Здесь отсутствуют запрограммированные мифологические структуры. Нет системы архетипов, которые давали бы возможность бесконечного повторения и самовоспроизводства смысла. Реалити-шоу - это продукт одноразового применения, в то время как хорошее кино можно смотреть снова и снова». Реальность реалити-шоу - сиюминутная, она не претендует на вечность. По сути - это «сетевая реальность», в которой действует принцип «здесь и сейчас».
Возможность влиять на развитие сюжета и судьбы героев наделяет телезрителя новым статусом - из свидетеля событий он превращается в их участника. Он ощущает власть над заэкранным миром. При этом сохраняется анонимность: зритель словно наблюдает в замочную скважину. Подсматривающий может сравнивать свою жизнь с жизнью другого человека и решать, лучше он или хуже. Авторы шоу полагают, что эти проекты помогают молодому человеку в его поисках идентичности и таким образом являются программами социализации. Именно молодежи необходимо себя с кем-то ассоциировать.
В апреле 2007 года было проведено несколько поисковых исследований, направленных на изучение восприятие реалити-шоу учащейся молодежью. Вот что выявили эти исследования:
. Студенты хорошо осведомлены о реалити-шоу, которые по-прежнему популярны.
. Однако интерес к жанру «реалити» у молодежной аудитории снижается.
. Студенты считают сами реалити и их участников глупыми.
. Студенты ничему не учатся у героев реалити-шоу, потому что считают их невоспитанными, неинтересными, неблагородными.
. Студенты считают, что ведущим реалити-шоу не хватает интеллекта. 30% опрошенных студентов считают ведущих «Дом-2» людьми с низким интеллектуальным уровнем и 25% - наглыми и пошлыми.
. В студенческой среде считается дурным вкусом смотреть реалити-шоу.
. Молодые люди считают, что реалити-шоу - это жанр прикола, хохмы или стеба. Участники этих телепроектов оказываются порой предметом насмешек.
Одним из эффективных, но более всего вызывающих тревогу общественности способов привлечения к телевизионному экрану молодежной аудитории, особенно подростков и детей, является демонстрация сцен жестокости, асоциального поведения, насилия.
Формулировка понятия «насилие на экране» в российской науке принадлежит К.А. Тарасову: оно трактуется исследователем как аудиовизуальное изображение разновидности «социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный или имущественный ущерб». Проблемой трансляции насилия на российском экране, в средствах массовой коммуникации в последние годы последовательно занимаются такие исследователи как К.А. Тарасов, В.С. Собкин, А.В. Шариков, А.В. Федоров.
Исследования в области влияния СМИ на молодежь показывают, что современные российские медиасистемы в значительной мере пренебрегают интересами этой аудиторной группы. Познавательная, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой нуждается молодежь, подменяется содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, на легкое достижение карьерного роста, финансового благополучия, на развлечения. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежь с ее истинными интересами на периферию медиа-рынка.
Заключение
Таким образом, новый взгляд на воздействие телевидения как важнейшего инструмента трансляции культуры требует пересмотра самого взгляда на его функции и значение. Теперь это не только средство информации, отражения действительности, развлечения или просвещения миллионов людей всех возрастов, не только канал заполнения эфира игровыми и документальными фильмами, классическими и эстрадными концертами, мультипликацией и спектаклями, передачами об истории или жизни выдающихся людей. Необходимо осознать, что это главный институт распространения культуры, понимаемой как в широком, так и в узком смысле.
Исследования в области влияния СМИ на молодежь показывают, что современные российские медиасистемы в значительной мере пренебрегают интересами этой аудиторной группы. Познавательная, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой нуждается молодежь, подменяется содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, на легкое достижение карьерного роста, финансового благополучия, на развлечения.
Средства массовой коммуникации, являясь одним из социальных институтов, в той или иной мере оказывают определенное влияние на отдельные возрастные и социальные слои, а также на население в целом. Это и позволяет считать, что ТВ, которое относится к СМК в той или иной мере оказывает довольно широкое влияние на социализацию.
Во-первых, телевидение влияет на усвоение людьми разных возрастов различных социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в областях политики, экономики, права и пр.
Во-вторых, особенно в наше время, телевидение фактически является системой неформального образования, просвещения различных слоев населения.
Влияние ТВ на нашу молодежь огромно. Исходя из этого возникает проблема достоверности и объективности передаваемой информации посредством телевидения, а также структура телевизионных передач. Важно понять, имеется ли у современной молодежи способность к критической оценке телевидения, кто формирует информацию для нас и в каких целях.
На наших глазах трансформируются функции телевидения: на первый план выходят информационная и рекреационная, а также появляются новые, такие как электоральная (управление общественным мнением), медиаобразовательная.
Молодежная аудитория сегодня выступает в роли своеобразного индикатора, по которому можно судить о нравственном, психологическом, социальном здоровье общества. С одной стороны, проблема насилия, которой обеспокоено общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров. Все это во многом обусловлено состоянием медиасреды. С другой стороны, та же среда порождает новое медиаповедение молодежной аудитории, когда она, используя современные технологии, проявляет супермобильность, высокие коммуникативные способности, интеллект, креатив.
Первую строчку молодежного «медиаменю» все же пока устойчиво занимает телевидение. Молодых людей на экране телевизора в основном привлекают образы, приближенные к современной действительности, которая демонстрирует примеры борьбы за выживание, жестокости и культа силы. Это отчасти объясняет, почему почти треть всех опрошенных отмечают наличие противоречивых чувств по отношению к сценам насилия на экране. На второе место по популярности, потеснив традиционные средства массовой информации, вышел Интернет. Сегодня можно говорить о возникновении нового медиаповедения молодежи и формировании новой медиасреды.
Сегодня на повестку дня выходят новые вопросы. В частности, какие медиаобразовательные модели, методы, технологии могут быть более эффективными в подготовке нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и пониманию различной информации, и как медиаобразованная аудитория может влиять на средства массовой информации, возвращая их социализаторские функции.
Идея медиаобразования, имеющая в стране и мире более полувековую историю, сегодня приобретает глобальный характер. Получают развитие современные модели медиаобразования, которые предполагают как адекватное восприятие молодежной аудиторией средств массовой информации, так и самостоятельное вхождение в информационное пространство.
Список литературы
1.Аванесова Г.А. Цивилизационные и социокультурные параметры преобразований современной России // Культура в современном мире. - 2001. - №6.
2.Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс] // #"justify">.Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Минск: Экономпресс, 2001.
.Жилавская И.В. Российские СМИ и молодежная аудитория: особенности отношений //#"justify">.Климов, И.А. Телевидение: модальности существования [текст] / И.А. Климов // СОЦИС - 2005 - №10 - С. 93-99.
.Колосов А.В. Визуальные коммуникации в социально-политических процессах // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2009. - №1 С. 81-87.
.Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002.
.Мясникова М.А. Динамика телевизионных форм // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 380.
.Перепелкин А.С. Реалити-шоу и модели жизни // Журналистика в 2009 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. С. 384.
.Полуэхтова И. Американские фильмы как фактор социализации российской молодежи в 90-е годы // Социальные изменения в России и молодежь. - М., 1997.
.Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества // Информационное общество. - 2001. - Вып. 5. - С. 50-54
.Средства массовой информации России. М., 1998. С. 65-67.
.Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. 2002. №3.С. 69.
.Телевизионная журналистика под ред. Юровского, А.Я. [текст] / Юровский А.Я. - М.: Изд-во МГУ. - 1994. - 237 с.
.Шариков А.В. Медиа-образование // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1. - С. 555-556.
.Шеина И.Б. Телевизионная критика о современном новостном ТВ // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сб. материалов науч.-практ. конф. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 394.
.Шилова В.А. Реалити-шоу в оценке студентов. Журналистика в 2007 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007. С. 395-396.
российский телевидение социокультурный молодежь