Содержание
Введение
Глава 1. Личностный имидж ведущего ток-шоу на Российском телевидении
.1 Ток-шоу - новый жанр отечественного телевидения
.2 Слагаемые успешного имиджа тележурналиста
Глава 2. Составляющие журналистского мастерства Светланы Сорокиной - ведущей ток-шоу «Основной инстинкт» и сериала «Русские»
.1 Специфика журналистского мастерства Светланы Сорокиной в ток-шоу «Основной инстинкт»
.2 Мастерство Светланы Сорокиной на примере документального сериала «Русские»
Заключение
Список литературы
имидж ведущая сорокина тележурналист
Введение
На сегодняшний день телевидение является мощным инструментом формирования мыслей, взглядов и вкусов огромной части населения Земли. Телевидение оказывает, в силу присущих ему свойств, все большее воздействие на характер развития человеческого общества в целом и каждого человека в отдельности, на его моральные, политические и эстетические взгляды. Телевидение, как целостная общественная система, требует не только точного отражения явлений действительности во всем их разнообразии, но и некоторого опережающего реальное время понимания важнейших задач современности, стоящие сегодня перед народом.
Телевидение - это инструмент, с помощью которого можно говорить о самых простых и о самых сложных вещах. Сознательный выбор передачи, отвечающий запросам и подготовленности зрителя - вот то, что может устранить многие негативные тенденции, существующие в практике современного телевидения.
Значение личности на современном ТВ стремительно возросло в последние десятилетия. Очень часто внимание телезрителя привлекает именно тот или иной телеведущий, неважно, какую тему он затронет в своей программе. Поэтому как никогда актуальным становится исследование способов формирования телеведущими своего имиджа. Особое внимание следует обратить на то, что понятие «имидж» до сих пор не обрело однозначного определения. Поэтому любое исследование, связанное с попыткой изучения «имиджа» приобретает особую значимость, которая связана с выявлением возможных новых оттенков и особенностей этого ключевого понятия в теории журналистики явления. При этом следует заметить, что понятие «имидж» тесно связано не только с журналистикой, но и с другими областями общественной деятельности. Оно используется в теории рекламы (PR-компании), в политике (политическая имиджелогия), в экономике (теория рынка и маркетинга).
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что проблема общения личности на телевидении и зрительской аудитории все еще мало изучена и отсутствуют серьезные монографические исследования по данной проблеме.
В книге «Эффективность средств массовой информации» под редакцией Г.П. Давидюка и B.C. Коробейникова утверждается, что «процесс включения личности на телевидении можно представить как единство двух процессов: реализации коммуникатором предлагаемой модели социальной действительности (модель как система определенных знаний, ценностей, норм поведения), как бы «материализующейся» «определенной» в сообщениях СМИ - с одной стороны и реализации аудиторией ожидаемой модели социальной действительности (модель как система информационных интересов, ожиданий), начинающейся с момента выбора источника информации и восприятия, «распредмечивания» конкретного сообщения - с другой стороны».
Участие личности в процессе массовой коммуникации не сводится только к восприятию сообщений СМИ: оно включает в себя освоение, выработку отношения и запоминание информации, а также такие формы участия, которые по сути дела, совпадают с производством и распространением информации.
Основные факторы включения личности на телевидении - личностные и текстовые - взаимосвязаны между собой. Поскольку модель социальной действительности в значительной мере формируется под воздействием различных социальных институтов, и, прежде всего непосредственного социального опыта, то телевидение должно, во-первых, дополнять и углублять деятельности других институтов социального управления, и, во-вторых, формировать предполагаемую модель (как на уровне содержания, так и на уровне формы) в соответствии с теми особенностями, которые присущи данному типу зрителя.
В настоящее время проблема личности журналиста выдвигается логикой развития журналистской науки на передний план. В разных аспектах, с разных теоретических точек зрения она рассматривается во многих исследованиях, посвященных журналистскому творчеству. Эффективность функционирования журналистики и деятельности каждого журналиста определяется степенью их соответствия объективным закономерностям журналистской деятельности.
О работе ведущего информационной программы пишут, но только в нескольких словах некоторые российские авторы. В книге «Мастерство журналиста» под редакцией В.М. Горохова и В.Д. Пельта рассказывается в основном о том, как телевидение влияет на зрителя, и совсем немного затрагивается вопрос о личности ведущего в эфире.
Книга под редакцией А.Я. Юровского «Телевизионная журналистика» показывает телевидение изнутри, обнажает язык экрана. Вторая глава книги посвящена журналистским профессиям на телевидении и всего несколько страниц отведено ведущему программы новостей.
В книге «Глядя прямо в глаза» Г.И. Зубков обращается к передачам польских, чехословацких, украинских ведущих. Он охватывает программы разных жанров и говорит о том, как каждый ведущий преподносит «свое детище» зрителю, о его внешности, манерах, поведении и т.д. Главная задача автора была, как мне кажется, показать личность на экране во всем ее многообразии.
А.А. Тертычный в своей книге «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход» комплексно исследует основные стороны аналитической журналистики. Он выделяет особенности выбора направлений анализа действительности, виды и приемы обоснования достоверности аналитического текста, его построения. Автор подробно анализирует аудиторию и прослеживает, как она относится к источнику информации и как его воспринимает. Целая глава у него посвящена жанрам аналитической журналистики, где есть и аналитическое интервью и беседа, что позволяет точно определить жанр программы «Основной инстинкт».
Книга «Деловое общение» Л.В. Власова и В.К. Сементовской разъясняет, чем отличаются понятия «слышать» и «слушать». Авторы подробно описывают деловой разговор, его психологическую сторону, формы. С точки зрения делового общения затрагиваются понятия «внимание» и «понимание». Авторы книги пытаются понять, как собеседник воспринимает личность при деловом общении.
«Искусство разговаривать и получать информацию» - в этой работе дается информация об общении людей и доказывается, что все люди - интервьюеры, так как ежедневно задают вопросы и выслушивают ответы. В эту книгу включены опыты и советы зарубежных авторов, таких как Д, Карнеги, Д. Аллен и другие.
Б.И. Ямпольский в своей работе «Сатирическая журналистика» описывает картину жизни 1860-х годов и рассказывает, как сатирические журналы того времени принимали участие в повседневной политической борьбе. Но с нашим временем эта книга связана смехом - «сильным орудием против всего», который в те годы звучал только с газетных и журнальных полос, а сейчас и с телеэкрана.
Цель нашего исследования - на примере ток-шоу «Основной инстинкт» и цикла документальных сериалов «Русские» рассмотреть мастерство журналистки Светланы Сорокиной. Выяснить, чем вызвана востребованность и популярность ток-шоу «Основной инстинкт». Определить, что помогло журналистке добиться успеха и в чём состоит секрет её мастерства.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
выявить жанровые особенности ток-шоу на отечественном телевидении;
Определить составляющие журналистского мастерства;
Выявить устойчивую систему приёмов и методов работы на материале программы «Основной инстинкт» и документального сериала «Русские»;
Определить обусловленность этой системы личными качествами автора;
Оценить функциональную целесообразность приёмов и методов деятельности Светланы Сорокиной;
выявить своеобразие ток-шоу «Основной инстинкт».
Объектом изучения в данной работе стало ток-шоу Светланы Сорокиной «Основной инстинкт».
Предмет работы - способы и приемы формирования имиджа популярной ведущей то-шоу Светланы Сорокиной.
Основными методами исследования стали: анализ, контент-анализ, обобщение, классификация, группировка, типологизация, метод публицистического прогнозирования, «личное наблюдение», то есть просмотр и анализ телепередач, записанных на видео.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные работы, посвященные фундаментальным проблемам методологии научного познания в области журналистики, в частности ряд исследований по жанрам тележурналистики и журналистскому мастерству. Мы опирались на монографии: Багирова Э.Г. «Основы телевизионной журналистики», Борецкого Р. «Журналист ТВ: за кадром и в кадре», Шепеля В.М. «Имиджелогия. Как нравиться людям», Смирнова В.Б. «Ф.М. Достоевский и русская демократическая журналистика 70 - 80-х годов», Тертычного А.А. «Аналитическая журналистика», Почепцова Г.Г. «Имиджелогия», Ричарда Харриса «Психология массовых коммуникаций».
Практическая значимость данной работы состоит в том, что исследуемые нами личностные качества телеведущего играют огромную роль в условиях возросшего интереса к «разговорным» жанрам. Поэтому наши выводы могут использоваться теми, кто занимается профессиональной журналистской деятельностью.
В целом, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы; а также приложения.
Объем дипломной работы - 58 страниц.
Глава 1. Личностный имидж ведущего ток-шоу на Российском телевидении
.1 Ток-шоу - новый жанр отечественного телевидения
в переводе с английского означает «разговор», «беседа»; show - «спектакль», «зрелище». В последнее время телевидение все чаще проявляет себя как наиболее эффективное средство массовой информации. По самым скромным подсчетам на Земле сегодня ежедневно смотрят телевизионные передачи около пяти миллиардов человек. В России телевизионным вещанием охвачено 99% населения. Социологические исследования показывают, что средняя российская семья проводит у голубого экрана от 10 до 14 часов в неделю. Человечество всегда представляло собой многоцветие индивидуализированных существ. А индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений, - он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. Включая телевизор, человек приглашает к себе в дом собеседника, умного знающего друга, хорошего знакомого, с которым он хочет провести вечер. И успех любой программы зависит от ведущего. Именно его правильный или неправильный выбор определит, будет ли зритель смотреть вашу передачу или нет. В особой мере это относится к ведущим ток-шоу, поскольку весь ход передачи зависит от их умения через «беседу» с гостями, зрителями в студии, экспертами раскрыть тему передачи. Ведущий - центральная фигура в ток-шоу, и к нему предъявляется особый комплекс требований: этических, языковых, поведенческих, внешних. Каждая передача должна заботиться о собственном типе ведущего. А каждый ведущий должен стремиться к созданию на экране своего позитивного имиджа, образа.
Вспомним «Тему» с Владом Листьевым, «Мы» и «Человек в маске» с Владимиром Познером, «Я сама» с Юлией Меньшовой, «Один на один» с Александром Любимовым, «Основной инстинкт» со Светланой Сорокиной. У каждого из этих журналистов свой стиль, свой подход к собеседнику, своя собственная концепция и логика построения передачи. У каждого - свой имидж. Всегда разная, умеющая войти в доверие телезрителям Светлана Сорокина, всегда с улыбкой и юмором, умением держать аудиторию Влад Листьев, скромный, с мгновенной реакцией на неожиданный ответ собеседника Владимир Познер. Разные характеры, разные стили, разные концепции, а жанр один - разговорные передачи.
Телезрителей ток-шоу привлекает развитием «искусства беседы», активизацией их гражданской позиции. Именно на это обратил внимание исследователей и практиков один из крупнейших американских кинорежиссеров - Орсон Уэллс. Он назвал разговорные передачи наиболее естественным и законным, единственным чисто телевизионным, не заимствованным из смежных сфер, жанром. Важно заметить и то, что в наше время господства рыночной экономики и усиленной борьбы телекомпаний за рейтинги, ток-шоу - один из самых рентабельных жанров. Их организация не требует огромных материальных затрат, они достаточно дешевы и под силу любой, даже самой скромной телекомпании. Неслучайно в условиях жесточайшей конкуренции западных и американских телекомпаний в борьбе за телезрителя, пальма первенства принадлежит именно этим передачам. С одной стороны - они дешевы, с другой - зрители ценят в них развлекательный антураж, отсутствие прямых поучений, возможность получить необходимую и полезную информацию.
Так что же это за чудо такое - ток-шоу? Откуда появилось?
История возникновения такова. Журналист Фил Донахью в 1967 году (г. Детройт, США) вел в прямом эфире обычное телешоу и, беседуя с очередной знаменитостью, неожиданно понял, что не может придумать следующий вопрос. Чтобы сгладить неловкую паузу, он бросился в зрительный зал и спросил у первого попавшегося зрителя: «Может, у вас есть вопрос?…» Тот действительно сразу задал несколько вопросов, ничуть не хуже вопросов телеведущего. Донахью после этой передачи понял, какие колоссальные возможности открывает общение с самой обыкновенной зрительской аудиторией. Так появилось ток-шоу - передача, в которой присутствующая в студии публика задает герою свои вопросы. «Таких передач мы еще не видели и ни к чему подобному не привыкли», - писали ошеломленные зрители. Обычный зритель обрел свой голос в экранном действе, получил возможность выступить наравне с профессионалами. Фил Донахью давно отказался от телевизионной карьеры, а созданное им детище живет и развивается на телеканалах мира.
Россия познакомилась с этим жанром лишь в 1991 году, когда на РТР были показаны лучшие выпуски Донахью-шоу с предисловием Владимира Познера. А через год стартовала «Тема» - первое русское ток-шоу. Именно русское, поскольку похожим на американское его назвать трудно. Общепризнанными канонами жанра зарубежного ток-шоу являются: легкость разговора, артистизм ведущего (причем, не просто журналиста-репортера, интервьюера, комментатора, а шоумена), обязательное присутствие гостя, экспертов, аудитории и «железный», точно выверенный сценарий.
Донахью, когда приезжал в Россию, жаловался, что ему трудно работать с русской аудиторией: «Они прочитали длинные романы Толстого и Достоевского и хотят раскрыть перед микрофоном свою душу, рассказать сразу все, что знают».
Рассматривая жанр ток-шоу на отечественном телевидении, невозможно обойти стороной такой вид телевизионного творчества как интервью - жанр публицистики, представляющей собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам».
Телевизионное интервью обогатило жанр существенным качеством - зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем её богатством риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как и на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а не редко окружающая их среда (интерьер помещения, окружающие люди и др.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие широкое распространение жанра интервью в телепрограммах. А для ток-шоу - это просто незаменимый элемент построения передачи.
Распространённая ошибка начинающих интервьюеров - убеждение, что спрашивать легче, чем отвечать. Нет, интервью - это совместное творчество. Успех его во многом зависит и от ведущего, и от собеседника. В своих вопросах журналист как бы предвосхищает то, что хотели бы спросить сами телезрители.
Многое зависит от характера поведения журналиста во время передачи. Он всегда должен оставаться хозяином положения, направлять ход беседы, не пускать её на самотёк, однако делать это следует тактично, незаметно. Журналисту всегда нужно помнить о том, что не он, а его собеседник, его слова и действия должны господствовать в кадре, т.к. информация, исходящая именно от интервьюируемого, представляет интерес для телезрителей. Роль журналиста - подчинённая, служебная. Поэтому нередко определяется стандартный приём «двупланового» показа интервью: журналист, задающий вопрос, показывается дальним - средним планом через профиль интервьюируемого, последний - только крупным планом. К тому же, интервьюера часто оставляют за кадром, даже в тех случаях, когда он говорит, чтобы показать реакцию интервьюируемого на вопросы.
В определённом смысле интервьюер - представитель телезрителей: не опускаясь до уровня менее подготовленной их части, он всегда должен уметь в какой-то степени становится на точку зрения тех зрителей, которым знаком предмет разговора, для более тесного контакта с ним.
Некоторые специалисты делят вопросы на контактные, адресные, программные и экранные. Что имеется ввиду? Прежде всего, собеседникам надо войти в контакт, познакомиться друг с другом. Опытный журналист постарается, сразу же создать непринуждённую атмосферу общения, расположить интервьюируемого. Для этого есть не мало способов: шутка, подходящий к случаю анекдот. «Здравствуйте, рад Вас видеть! Я Вас именно таким и представлял…»
Адресные (ил анкетные) вопросы позволяют журналисту выяснить биографические данные собеседника. Эта часть беседы не должна превратиться в своеобразный допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране.
Программные вопросы - это уже разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе, интервьюируемый, что называется выговориться и в результате во время ни ему, ни зрителям будет не интересно.
В зависимости от задачи, поставленной перед журналистом различают интервью-мнение (высказывание по какому либо поводу) и интервью-факт. Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную компанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды.
Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:
политические и государственные деятели, специалисты и др. люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области, их интервьюируют, чтобы узнать о чём-нибудь;
знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;
обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе. У них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событие.
В идеале интервью на экране (за исключением ситуации официального характера) должны выглядеть как непринуждённый разговор двух людей, один из которых более информирован по обсуждаемой теме. Но просто эти люди могли бы поговорить и не в студии, без камер и осветительной аппаратуры. Стало быть, в самой природе телевизионного диалога, есть некая двойственность. Чтобы разобраться в этом, приведем типологию интервью в зависимости от их цели (а вместе с целью меняется и способ её достижения, т.е. тактика поведения журналиста).
. Протокольное интервью проводится для получения официального разъяснения по вопросам внутренней и внешней политики государства.
Интервьюируемый, соответственно - официальное лицо высокого ранга. Протокольное интервью внешне представляется весьма простым. Журналист задаёт вопросы: нередко заранее согласованные композиционно никак не связанные. Но интервьюеру необходимо изобразить непринуждённость, задавать выученные наизусть вопросы, как бы подыскивая слова.
. Информационное интервью. Его цель - получение определённых сведений; ответ собеседника не является официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Это наиболее распространённая форма экранного диалога.
. Интервью-портрет - особая разновидность телевизионного интервью с целью всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение приобретает психологические, эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Интервью-портрет не редко выступает как составная часть экранного очерка.
Портретное интервью так же отличается от выступления человека в телехронике, как фотография на паспорт от произведения фотохудожника, запечатлевшего тоже лицо.
. Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.
. Интервью - анкета проводится для выяснения мнений по определённому вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом.
Интервьюер - самостоятельная журналистская специализация, хотя нет журналиста, который не занимался бы интервьюированием. Любой репортёр задаёт вопросы, однако большое портретное или проблемное интервью качественно отличается от репортерского, информационного. Репортёра интересует факт или мнение; если он вдруг заинтересуется чем-то иным (а кстати, расскажите о…), это будет вовсе не кстати. Информационное интервью должно быть кратким и «по делу»: психологические характеристики собеседника играют лишь второстепенную, вспомогательную роль. В портретном интервью именно психология выходит на первый план. А в проблемном - собеседник подчас становится в сложное положение, интервьюер тогда может напоминать следователя прокуратуры. Понятно, что уровень подготовки к интервью и методика его проведения (а интервью-портрет может длиться и 30 и 60 минут) принципиально отличается от репортёрской работы.
В американских учебниках тележурналистики подготовка к большому интервью сравнивается с разработкой плана сражения. Если в информационном интервью репортёр и его собеседник выступают как сотрудники, которым надо решить общую задачу, т.е. в доходчивой форме поведать что-то аудитории, интервью может быть отрепетировано, то портретное и проблемное интервью всегда содержит «ловушки», нечто неожиданное для партнёра. В этом драматургия подлинного интервью, в этом секрет популярности жанра, в этом, наконец, объяснение, почему хороших интервьюеров так мало, а тем, которые достигают успеха, обеспечили высокие гонорары и известность.
Чтобы добиться откровенности и эмоционального накала интервью журналист пускает в ход все психологические и актёрские ресурсы своей личности; он должен предать своим обликом и взглядом величайшую заинтересованность, иногда сочувствие, в нужном месте сомнение; иногда полезно притвориться непонимающим, чтобы собеседник яснее выразил свою позицию. Молодые журналисты часто бояться этого и механически кивают, даже если от волнения плохо слышат собеседника.
Как и во всякой телевизионной деятельности, хорошее интервью - плод длительного планирования. Интервьюер должен быть на столько «в теме», чтобы позволить своему собеседнику любые отклонения, но и, в конце концов, мягко и неотвратимо подчинить его своему стратегическому плану, использовать как материал для создания волнующего зрелища.
Тон и атмосфера интервью не менее важны, чем содержание: собеседник должен ощущать постоянный контакт с вашими глазами, а не телевизионный камерой. Опытные интервьюеры говорят о «флюидах», которые исходят из глаз, об интуиции и необъяснимой связи людей в настоящем диалоге.
Позиция интервьюера высшего класса по отношению к собеседнику может быть разной - от глубокого сочувствия до шутливого «пикирования». Но в любом случае с первых фраз должна установится некая база для общения.
Юрий Черниченко полагает, что в процессе интервью всем своим видом журналист выражает (или талантливо играет) величайшее внимание и понимание собеседника. Разработка оригинальных вопросов важнейший этап в работе каждого журналиста, даже если он сохраняет имидж «неподготовленного» интервьюера. Главная заповедь интервьюера звучит так: «Хотите получить интересный ответ - поломайте голову над интересными вопросами».
Итак, ток-шоу сегодня - один из самых популярных жанров на российском телевидении. И то, что с каждым годом их становится всё больше, это абсолютно нормальное явление. Ток-шоу дают людям возможность выговориться, сказать на всю страну о том, что их по-настоящему волнует, дают возможность осознать, что телевидение - не просто «ящик», крутящий с утра до поздней ночи немыслимую смесь хроники, рекламы и кинофильмов, а удивительное техническое средство, которое может стать великим средством взаимопонимания и взаимообъединения. С его помощью можно высказаться о самом сокровенном и убедиться в своём единстве с миллионами других людей.
Основные особенности телевидения сегодняшнего дня: многоканальность, использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по-прежнему успех у зрителей той или иной программы во многом определяется обаянием личности телеведущего, а так же его умение «разговорить» собеседника, направлять в нужное русло тему беседы, дискуссии, подбирать «правильные» вопросы, т.е. от умения брать интервью - обязательного элемента современного ток-шоу.
.2 Слагаемые успешного имиджа тележурналиста
В переводе с английского имидж - это «образ», «изображение». На самом же деле - это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики - в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.
Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Главное предназначение имиджелогии - научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.
Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не обращался к имиджмейкерам. Имидж таких личностей отшлифован буквально до мелочей. Например, на лицах пожилых людей мимика сильнее фиксирует возрастные изменения, поэтому во время телепередач их лица подаются на определённом расстоянии от съёмочной камеры. Или такой факт: весьма важен фон, на котором представлена личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое признание в стране со столь консервативными порядками. Поэтому её имиджмейкеры пристальное внимание уделяли выбору интерьеров: большинство её телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжённого камина.
Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов досуга. Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Важная особенность телевидения - личностный, доверительно-интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».
Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение.
Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественного телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор - это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, которая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разговором.
Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекался огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.
В те годы при отборе кандидатуры для выступления в «масштабе кадра» меньше всего имелась в виду «телегеничность», т.е. способность выглядеть «красиво» в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телевизионная передача - не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре».
По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».
Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.
Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Телеведущий в первую очередь сам должен профессионально ответственно подходить к созданию личного имиджа на экране. «Грустно, когда внешний облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», - пишет П.С. Гуревич.
В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния» В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино- или телеэкране наш взор выхватывает и запечатлеет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других складывается по их внешности».
Каковы же эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? Некоторые эталонные качества действительно можно выделить. В самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то прежде всего нам бросаются в глаза такие конкретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки. Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук. Таким образом, при создании имиджа и в целях повышения эффекта своей смотрибельности на экране телеведущему следует иметь в виду эту логику зрительского восприятия телевидения, а потому придавать должное значение выше названным качествам.
Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм.
Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоциональных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье - обязательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет выглядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.
Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показывают крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах.
Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие - отсутствие явно выраженных недостатков на лице. Однако во всех случаях при работе на телеэкране полезно ориентироваться в своих физиогномических характеристиках и, используя визаж, подбор причёсок, эффект аксессуаров, проводить необходимые корректировки лица.
Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, «работает» на ведущего.
Стройная и пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых переживаний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего. Поэтому честолюбивому телеведущему следует уделять больше времени поддержанию своей физической формы, заниматься шейпингом, верховой ездой, игрой в теннис, чтобы эффектно смотреться на экране.
Белые, ровные зубы. Это категорическое требование. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Вспомним пресловутый «эффект смайла», широко используемый в американской и японской практике деловых людей и средствах массовой информации.
Приятно звучащий голос. Вокал - это главнейшее вербальное средство телеведущего. Он играет важную роль в создании имиджа. Обладатель резкого, визгливого, «деревянного» голоса профессионально исключается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой.
Выразительность жестов. Жесты так же, как и лицо, активно участвуют в создании имиджа. Они несут огромное количество информации. Жесты - это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего, а потому владеть техникой жеста - обязательное требование к работе таких профессионалов.
Живой ум. Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие вокруг, - великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.
Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.
Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства:
во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом;
во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться;
в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.
Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на этапы:
Выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать.
Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.
В качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и наши опросы журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа:
умение говорить «на языке» своей аудитории;
знание того, что именно сегодня ее волнует;
острота ума и чувство юмора.
Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора.
Привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта.
Вербальный (текстовой) ряд - что и как излагает журналист, насколько аргументировано, убедительно.
Способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть вашим читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ.
Самый главный этап. Журналист (коммуникатор) должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса:
Чего я хочу добиться как профессионал?
Что я могу (природой мне даровано лишь это)?
Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)?
Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата?
Итак, в профессии телеведущего приоритетный фактор успеха - умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультантов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам. Она помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой личности стремление к созданию яркого имиджа - мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой... Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям... чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».
В технологию самопрезентации В.М. Шепеля входят четыре мини-технологии:
визуализация облика;
коммуникативная механика;
флюидное излучение;
вербальный эффект.
Самая выразительная часть личного имиджа - лицо. Создать привлекательную мимику - одна из важных профессиональных проблем телеведущего. Обозначим основные приёмы решения проблемы «строительства внешности» телеведущего.
Гигиена кожи лица. Лицо любого человека, требует постоянного и тщательного ухода. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходимо следить за кожей лица. Не у каждого есть время и возможность посещать косметический салон. Поэтому необходимо знать особенности своей кожи и уметь за ней ухаживать. Хорошо использовать комплексное воздействие на кожу (очищение текстуры, тонизирование, увлажнение, защита), которое даёт хороший результат, помогает держать кожу в тонусе, не затрачивая на это много времени.
Макияж. Как женщины, так и мужчины на телевидении должны пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. В студию необходимо приезжать заранее. Нельзя появляться перед камерой без профессионально сделанного макияжа. В этом процессе большая роль отводится тонированию лица. Хорошо, если на студии есть визажист, который поможет ведущему справиться с этой задачей. Однако многие телеведущие предпочитают это делать сами, зная особенности своей кожи и конфигурацию лица. Для этого необходимы следующие средства: тональный крем, корректирующие или нейтрализующие маскирующие средства, высветлитель, компактная или рассыпная пудра.
Ведущие должны учитывать, что крупный план позволяет увидеть самые незначительные недостатки, подчас даже их усиливая. Так, неправильно поставленный свет буквально на моих глазах состарил обаятельную ведущую канала, высветив все недостатки макияжа неровности кожи. Плюс неудачно подобранная причёска.
Причёска. Привлекательная причёска жизненно необходима для создания хорошего имиджа на экране. Ведущему важно уметь оценить, насколько форма, цвет и структура причёски «работают» на него перед глазом телекамеры. Волосы должны быть не только причёсаны «волосок к волоску», но выглядеть естественно и быть к лицу. Нет проблем, если на канале или в передаче работают опытные стилисты и парикмахеры, что сразу становится заметно. Сложнее, когда приходится обходиться своими силами. В этом случае нужна причёска, за которой было бы легко ухаживать между визитами к хорошему парикмахеру. Густые волосы и хорошую стрижку лучше закрепить гелем для волос, причёска будет выглядеть естественно. Если нанести много лака поверх волос, они будут выглядеть приклеенными. Ведущим программы информационных новостей иметь чрезмерно сложную причёску не желательно.
Глаза. При макияже глаз важно учитывать форму глаз и их цвет. Лучше не использовать голубые и зелёные оттенки теней. Наиболее естественно выглядят мягкие коричневые оттенки.
Одежда. При выборе одежды ведущему необходимо исходить из жанра передачи. Если это новости, то одежда должна быть строгой, в то время как ведущие развлекательных программ могут позволить себе стилевое и цветовое разнообразие. В одежде имеет значение шейный вырез. Если у ведущего шея короткая, то лучше не закрывать её высоким воротником. Идеально подойдёт V-образный вырез. Если шея длинная, то лучше использовать высокие воротники, надевать шарф под жакет, носить более длинные волосы. Важно, чтобы цвет одежды гармонировал с цветом кожи, тоном волос, он должен идти ведущему и не контрастировать с общим оформлением студии. Кстати, обратим внимание на то, как нелегко ведущим новостей канала «Культура» вписаться в новое оформление студии, где использованы яркие контрастные тона.
Выбирая цвет одежды, лучше избегать крайностей, например очень светлых и очень тёмных оттенков. Чёрный цвет подавляет, белый - ослепляет. Насыщенный цвет, от цвета фуксии до красного, в большинстве студий не поддаётся контрастированию. Такие цвета кажутся «кровоточащими», ибо контуры расплываются, будто краска.
Самые приятные тона одежды, которые могут использовать мужчины-телеведущие, это средне-синий, мягкий угольный, серовато-коричневый и зелёный. Белые рубашки на экране обесцвечивают лица белокожих людей, выглядят на них бледными и неинтересными. Предпочтительны светлые пастельные тона. При выборе галстука надо помнить, что не следует использовать галстуки цветов от насыщенных розовых до красного.
Язык жестов. По мнению В.М. Шепеля, имидж без выразительного языка взглядов и языка жестов маловыразителен. Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест и мимика есть опредмеченное проявление чувств и мыслей людей. Телеведущий всегда должен помнить, что поза, жесты говорят часто гораздо больше, чем слова. Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране.
Можно с уверенность говорить, что личность современного телеведущего определяет популярность той или иной программы. Имидж телеведущего складывается из усилий многих специалистов - модельеров, визажистов, парикмахеров, парфюмеров, решающая роль в его создании принадлежит специалисту, который научает личность искусно использовать их помощь - мимически, манерно, коммуникабельно, риторически. При этом, как бы не стремились многие телевизионные ведущие к популярности, без знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре невозможно создать положительный имидж, который будет востребован на том или ином телеканале, будет пользоваться доверенностью телезрителей и, в конечном счете, обеспечит программе, в частности ток-шоу, наибольшую популярность и высокий рейтинг.
Глава 2. Составляющие журналистского мастерства Светланы Сорокиной - ведущей ток-шоу «Основной инстинкт» и сериала «Русские»
.1 Специфика журналистского мастерства Светланы сорокиной в ток-шоу «Основной инстинкт»
«Основной инстинкт» - несомненно ток-шоу нового поколения.
Цель программы заставить соотечественников думать, анализировать, составлять собственное мнение о событиях в городе, стране и мире. Да, Светлана Сорокина интересуется политикой и хочет заинтересовать ею многих.
«Если о политике говорить скучно, спокойно и наукообразно, то это вообще никому не надо. Политика это все равно большая игра, согласитесь. Игра с технологиями, без них, с правилами, или без правил - всё равно это большая игра, где ставки больше, чем жизнь. Или меньше, в зависимости оттого, кто играет…».
«Мне бы очень хотелось прямо и откровенно говорить о многих вопросах и не лакировать действительность. Мне бы очень хотелось бы порушить стерильную чистоту, которая установилась на государственных каналах и немножко внести спора, иногда раздора, такого полезного для нас всех».
Каждый раз автор и ведущая Светлана Сорокина самостоятельно выбирает тему программы. Это может быть актуальное событие, которое необходимо немедленно обсудить. Это может быть любое другое, даже незамеченное широкой общественностью событие, которое Сорокина считает важным и значительным для всех нас. Вот только некоторые темы, обсуждавшиеся на ток-шоу «Основной инстинкт»: «Линия огня»; «Доза запрета»; «Миру - мир»; «Дело Филиппа Киркорова»; «Выборы в США»; «Границы дружбы»; «Дело чести»; «Год социальных реформ»; «Энергетическая авария в Москве»; «Дорогие дети»; «Америка бушует».
Название ток-шоу выбрано не случайно. Оно как бы задает тон все передачам, всем проблемам освещаемым в студии. Действительно, как бы не были потенциальные зрители далеки от политики (а тематика ток-шоу «Основной инстинкт» так или иначе завязана именно на политических событиях), все мы живем по ее законам. И любое политическое событие так или иначе отражается на нашей жизни. Основной инстинкт человечества - продолжить своё существование, не исчезнуть, не деградировать. Основной инстинкт каждого конкретного человека - выжить, сохраниться как личность, продолжить род. И это несмотря на стихии, болезни, катаклизмы. Кстати, политику, особенно российскую, смело можно отнести к стихиям. Как уцелеть? Как остаться человеком? Как сопротивляться обстоятельствам? Как оценить то или иное свалившееся на нас событие? Что такое нравственность? Отсюда и название ток-шоу.
В программе от 29.04.05 г. обсуждались «Нравственные проблемы СМИ» и Светлана сделала следующий комментарий: «Вообще, очень сложная сфера нравственность. Некий такой общественный договор о том, что мы считаем приличным, что неприличным, даже неписаный свод действительно. В религиозных странах церковь диктует эти нормы и следит за их исполнением. В тоталитарных странах плакаты и лозунги пишут тираны. В демократических или в странах, которые хотя бы стремятся стать таковыми, процесс куда более сложный, потому что здесь длительно, терпеливо нужно ждать, пока саморегуляция эта произойдёт. Какой здесь рецепт? Сама власть должна быть моральной, это, конечно, в первую очередь, потому что власть должна быть честной, открытой, для того, чтобы, по крайней мере, иметь право спросить со всех остальных быть таковыми же».
Каждый человек должен иметь шанс быть услышанным и получить необходимую помощь. Именно помощь, потому что предполагается, чтобы высокие политики и ответственные чиновники не только рассуждали о судьбах Родины, но и принимали участие в разрешении конкретных трудных ситуаций.
Главная задача Сорокиной напоминать людям о том, что только смелость, настойчивость и гражданская самостоятельность могут разрешить даже самые сложные ситуации. «Словом, я надеюсь превращать политиков в людей, а людей - в политиков», - говорит Светлана.
Константин Эрнст: «Мы долго спорили и потом решили, что эта передача для Светы вполне органична. Невозможно ведущей делать неорганичные вещи, потому что телеведущий - человек, который оперирует своей энергетикой. И если он это делает естественно, то только тогда он становится достоверным».
Роль журналиста - подчинённая, служебная. Светлана Сорокина выступает как представитель телезрителей. Она всегда умеет в какой-то степени становится на точку зрения тех зрителей, которым знаком предмет разговора. Журналистка никогда не задевает личное достоинство собеседника.
В программе от 25.06.04г, где обсуждалось «Дело Филиппа Киркорова» (все мы, наверно, помним нашумевший скандал Ароян - Киркоров). У Сорокиной была двойственная ситуация, с одной стороны, она вступалась за свой журналистский цех, с другой, она человек, которого мы видим на экране и о котором пишут, то есть знаменитость. Но и в этой ситуации она выдерживала жёсткий нейтралитет: «Я не защищаю пишущих, так или иначе, и знаю про заказы, и знаю про деньги, и про всё это. Но хочу сказать следующее. Я за взаимное уважение, это правда. Я думаю, что у нас в обществе накопилось очень много хамства. Я считаю, что особенно в этой ситуации никто из известных людей не может себе это позволить, хотя бы для того, чтобы пример не подавать, понимаете? Нельзя. Не подавайте пример. Ну, а что касается журналистов, знаете, Лев Николаевич Толстой давным-давно сказал: журналистов любить очень трудно, но нужно».
Общественно-политическое ток-шоу «Основной инстинкт» Светланы Сорокиной в наибольшей степени отвечает зарубежным требованиям построения. В первом акте ведущая называет проблему, о которой пойдёт речь, представляет людей (политиков, депутатов, общественных деятелей), которые будут участвовать в обсуждении. Во втором - ведущая и присутствующие в студии зрители подробно расспрашивают приглашённых о разных сторонах и подробностях проблемы. В третьем - вступают в разговор гости программы. С другой стороны, налицо новшество ток-шоу, в студии нет чёткого деления на публику, экспертов и героев. Все сидят рядом на скамьях амфитеатра, все имеют возможность высказать свою точку зрения. Все, включая ведущую. В итоге перед телезрителями развёртывается действие, в котором разные точки зрения проходят своего рода экспертизу на право признания или непризнания.
По многим внешним параметрам ток-шоу Сорокиной похоже на то, что делал в эфире её коллега Фил Донахью: амфитеатр, в котором располагаются люди, пришедшие в студию; зрители, которые не вступая в диалог напрямую, все же принимают участие в ходе беседы: они выбирают ответ «да» или «нет» на заданный вопрос с помощью пульта; тщательно подобранные эксперты, компетентность которых ни у кого не вызывает сомнения; и, в финале, очень короткие итоги, пожелания, предложения. Однако у американского мастера никогда не было стремления «подогнать ответы под задачку» к готовым решениям. Чувствовалось, что он искренне искал их вместе со студией и с телезрителями. А у Светланы Сорокиной почти всегда проглядывает её заранее сформированная позиция, которую она достаточно жестко проводит в ток-шоу. И это главное отличие её передач от других этого же жанра.
Например, в программе от 19.11.04 г. под названием «Дорогие дети» прозвучало много различных мнений на тему международных усыновлений и вообще усыновлений в России. Сорокина не навязывает своего мнения, она искренне сочувствует и сопереживает, тем самым заставляет к себе прислушаться: «К вам, уважаемые телезрители, и к вам, все собравшиеся здесь, в аудитории, я обращаюсь с огромной просьбой: узнавайте, идите, забирайте, берите! Я глубоко убеждена, что счастливый ребёнок обеззараживает пространство вокруг себя. Причём неважно, свой ребёнок или приёмный. Приёмный вдвойне, поверьте моему опыту. Идите и забирайте».
Мы видим, что Сорокина умеет улавливать настроение и ожидания аудитории.
Традиционный прием ведущей - оставлять вопрос открытым для следующих дискуссий.
В программе от 22.10.04. под названием «Граница дружбы» обсуждался вопрос, стоит ли объединяться России и Белоруссии. На протяжении всей программы шла дискуссия по этому поводу, которую Светлана подытожила так: «…Все определились: Лукашенко со своим выбором, оппозиция, Запад, Америка и страны Евросоюза. Вот лично мне кажется, что сейчас хороша какая-то определённость всё же. Хотелось бы знать всё-таки, как мы себя позиционируем, что мы собираемся предпринимать, и иметь эту ясность».
Заканчивая передачу, Светлана всегда подводит итог всему рассказанному и показанному одной ёмкой фразой - это может быть строчка из прочитанной книги, афоризм, интересная мысль, высказанная кем-то из коллег. Заключительная сентенция Сорокиной адресуется не только зрителям, но и властным структурам, и воспринимается как пожелание поразмыслить о насущных проблемах нашего нелёгкого бытия.
Вот как, например, Светлана закончила передачу «Америка бушует», посвященную очередной победе Джорджа Буша на выборах в Америке: «Я всё думала, чтобы такое в конце сказать, но на ум пришёл только кусочек цитаты из Бернарда Шоу, который сказал эти слова давным-давно, но которые можно адресовать к любому из руководителей любого государства: честность - лучшая политика. Всего доброго».
Аудитория ток-шоу тонко чувствует отношение к себе. Степень её доверия и симпатии к выступающему зависит от таких важных качеств, как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность и тактичность. Остановимся на этом подробнее. Мы помним описанные в теоретической части эталоны внешней привлекательности телеведущего, применим их на конкретном примере. Внешний вид Сорокиной излучает здоровье и оптимизм. Забота о здоровье - обязательное условие работы на телеэкране. Глаза, поза, мимика выдаёт её превосходное внутреннее состояние. Черты лица гармоничны, отсутствуют явно выраженные недостатки на лице. Выражение глаз очень важно на телевидении. Глаза Светланы Сорокиной, несомненно, отражают глубокое внутреннее содержание, увлеченность и заинтересованность в теме разговора, а это привлекает и ее собеседников и зрителей.
Мы видим прекрасно подобранный визаж (всегда приглушённые тона, коричневые оттенки), прекрасную причёску (аккуратно уложенное каре) - всё это гармонично сочетается со стилем в одежде ведущей, как правило, это всегда брючный костюм (соответствие политическому ток-шоу). Светлана Сорокина стремится к простоте линий, одевается без крикливости, поэтому выглядит не экстравагантной, а элегантной.
У ведущей белые, ровные зубы, приятно звучащий голос. Сорокина обладает приятным тембром. Мы видим умение Сорокиной владеть техникой жеста. Четкость позы, аккуратность, уравновешенность указывают на профессиональный подход к делу. Она выглядит привлекательно, но не без намека на излишнее внимание к собственной персоне.
Вообще, личные качества журналиста накладывают отпечаток на весь характер передачи. Светлана Сорокина очень обаятельная женщина, что, несомненно, привлекает к ней внимание, особенно мужчин-политиков.
Все это в определенной степени влияет на восприятие ведущей как умной и интересной женщины. Светлана Сорокина - человек эрудированный, обладает развитым интеллектом, знаниями в той области, в которой она специализируется (а именно, в политике). Однако это все не освобождает ее от необходимости каждый раз изучать тот предмет, по поводу которого она собирается разговаривать на очередном ток-шоу. Чем больше журналист будет знать о предмете разговора, тем больше он получит информации, тем увереннее будет чувствовать себя, и с тем большим уважением и серьезностью к нему будут относиться.
На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении. Однако, чем дольше длится общение, тем большее воздействие будут оказывать перечисленные выше характеристики коммуникатора в отношении как к аудитории, так и к тому, о чём он говорит. Незаинтересованное, формальное выступление оставляет людей равнодушными, высокомерие вызывает неприязнь. При этом важно знать, что даже хороший оратор или квалифицированный журналист не может скрыть своей внутренней позиции, если она не совпадает с тем, что он говорит. Достаточно точно установлено, что, когда человек неискренен, некоторые характеристики его голоса меняются определённым образом, не говоря уже о более доступных наблюдению сигналах мимики и жестов.
Таким образом, без учёта рассмотренных выше социально-психологических особенностей общения по телевидению невозможно понять задач, которые необходимо решить режиссёру, редактору и, конечно, самому выступающему в процессе подготовки его телевизионного выступления.
Так как проблемы обсуждаются самые острые, начиная от вопросов семейного насилия («Семейные войны» 13.03.03г) до вопросов нацизма («Миру - мир» 30.04.04г), причем каждый день поиск новой темы, Сорокиной во многом помогает умение импровизировать и «основной инстинкт».
«Журналистика - профессия, которая предполагает общение с людьми. Журналисту, как и политику, необходимо говорить и быть услышанным большой (и не только столичной аудиторией). Это вполне естественное желание - основной инстинкт профессии».
Светлана Сорокина обладает соответствующим складом мышления, умением не только и не столько фиксировать очевидное, но и видеть невидимое - связи, существующие между различными явлениями, определяет их причины, оценивает их значимость, прогнозирует их развитие. Кроме «общемыслительных» способностей, она обладает и специальными знаниями в той области, к которой относится предмет ее журналистского творчества, а именно: ее волнуют политическая и социальная ситуации в стране.
Предметом обсуждения в общественно-политическом ток-шоу «Основной инстинкт» чаще всего становятся самые актуальные вопросы современности; события, происходящие в стране и за рубежом; мировые тенденции и процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Для ток-шоу Сорокиной характерно обращение к вопросам выбора эффективных путей развития общества; выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, интересов, намерений, действий различных социальных сил; выявление современных противоречий тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей.
Важным является этап подготовки передачи. Выбрав интересную и актуальную тему, необходимо тщательно и скрупулезно продумать все этапы будущей передачи. Успех в немалой степени зависит от степени овладения искусством проведения обстоятельных, сложных по содержанию и эмоциональной обстановке бесед.
При подготовке к очередному выходу ток-шоу Светлана Сорокина, видимо, изучает раннее опубликованные журналистские материалы на эту тему, просматривает теле- и видеосюжеты, помня о необходимости сохранения самостоятельности взглядов.
При выборе экспертов ведущая исходит из того, насколько человек обладает необходимой информацией, в какой степени он компетентен в той или иной области или проблеме, чтобы руководствоваться журналистским правилом: задавать вопросы только тем людям, которые могут на них ответить.
Светлана Сорокина заранее отмечает у себя на листочке вопросы, которые хотела бы затронуть в программе. Предварительное составление вопросов полезно в любом случае, независимо от того, намерен ли журналист придерживаться их жестко или нет. Такая работа позволяет сосредоточиться на главной теме передачи.
Именно при работе в студии проявляется высокое мастерство журналиста. Светлана Сорокина пытается создать такую обстановку, чтобы гости программы чувствовал себя не так скованно. На это рассчитана и обстановка студии и точные вопросы ведущей, которые требуют точного ответа.
Любой деловой разговор должен вызвать у участника интерес. Интерес - это эмоциональное проявление познавательных потребностей личности. Интерес порождает внимание, активное мышление. В деловом общении существуют и нормы внешнего проявления чувств. Сдержанность в интонациях, силе голоса, мимике и жестах действует на собеседника сильнее, чем громкий голос и лишняя жестикуляция. Но все же самым главным в деловом общении является умение удержать внимание аудитории с помощью логики, фактов, психологического воздействия. Тогда легче и слушать и понять собеседника. И это очень важно на телевидении.
Привлекательность образа Светланы Сорокиной складывается, прежде всего, из таких характеристик, как умение свободно держаться, обладание чувством такта, уважение к зрителю и гостю программы, компетентность и другие. Взросление человека отражает его движение во времени, поиск самого себя. Специалист с дипломом инженера, экскурсовод, журналист, сотрудник ленинградского «Телекурьера», «600 секунд», РТР, НТВ и ТВ-6 - таков послужной список С.Сорокиной. На первый взгляд, простая «охота к перемене мест». На самом же деле здесь прочерчен сложный, идущий через преодоление кризисов путь к мастерству, который бесконечен.
Мы уже говорили, что для достижения успеха при работе в кадре нужны сообразительность, усердие, надежность и чувство языка. Мы считаем, что Светлана Сорокина обладает всеми этими качествами. Она внушает симпатию зрителю и своим собеседникам. Для зрителя же характерны такие подходы в общении ведущей и ее гостя, как: «я хочу обратить ваше внимание...», «что мне представляется наиболее интересным...» и т.д., то есть она направляет зрителей и экспертов в нужное русло. Следует помнить, что зритель весьма придирчив ко всему, что видит на экране. Расспрашивать людей - особое искусство, цель которого - собрать как можно больше информации, касающейся того или иного вопроса, обсуждаемого на ток-шоу.
Ведущая часто прибегает к чисто женским уловкам: взгляд, улыбка, женская интуиция. Конечно, бросается в глаза и ее замеченная эрудиция, уверенность в себе. Она очень свободно держится на площадке своего ток-шоу, в руках - неизменный лист бумаги, в который она периодически заглядывает. Там, видимо, обозначены темы или вопросы, которые ведущая собирается задать гостям программы. Иногда Сорокина помогает себе руками: эти движения минимальны, но имеют должный эффект.
Так на записи передачи «Америка бушует» в какой-то момент в общем-то спокойные эксперты вдруг разом заговорили - всем хотелось высказать свою точку зрения. Светлана, пока очередной гость заканчивал свое выступление, быстро обвела взглядом всех присутствующих и быстро выкинула руку вперед, указав на того человека, которому она, на правах ведущей, решила предоставить слово. Эксперты успокоились и, к слову, ведущая все-таки дала возможность высказаться каждому из них, но в порядке очередности.
Для успешного проведения программы ведущей очень важно умение слушать. Уметь хорошо слушать - это не значит не перебивать и не задавать вопросов. Порой нужно направить разговор. Необходимо, чтобы переход от одной темы к другой был легок и незаметен. Однако иногда ведущая отсекает предыдущую тему переходной фразой, которая показывает, что вопрос исчерпан и обсуждение переходит к другому предмету. Так обычно она говорит: « Я думаю, что с этим вопросом более менее понятно, а сейчас давайте поговорим вот о чем...». но происходит это не раньше, чем все желающие выскажут свою точку зрения на обсуждаемую тему. Внимание и уважение к гостям - первое условие успеха ток-шоу.
Как считают психологи, познавательные процессы не оказывают существенного воздействия на биологические свойства человека, а вот эмоции как раз служат тем механизмом, который способствует изменению внутренней среды организма под влиянием внешних воздействий. Поэтому одна из необходимых черт личности журналиста - зрелость его эмоционального мира. Светлана Сорокина эмоциональный человек, но в разговоре с политиками всегда старается сдерживаться. А вот например, на записи программы «Дорогие дети», где среди экспертов в подавляющем большинстве присутствовали женщины, она позволила себе немного эмоций. Несколько раз у нее вырывались фразы, типа: «Я не понимаю, как можно допускать это!» или «Я сама прошло через это!». Но все же эмоциональная устойчивость и самоконтроль принципиально для нее значимы, так как С ветлана Сорокина постоянно имеет дело с событиями быстро меняющейся реальности. Чувства в журналистской профессии - это «высший продукт развития эмоциональных процессов. В чувствах, связывающих между собой познавательные процессы, переживания, эмоциональные реакции, выражается социальная сущность человека».
Ток-шоу подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что ведущая немного расслабляется, напряжение спадает (хотя и в начале передачи особого напряжения не наблюдается), она чувствует себя свободнее. В конце каждой передачи Светлана Сорокина обращается к гостям с просьбой высказать свои пожелания или замечания. Благодаря такому удачному приему гости как бы делают обзор всей прошедшей передачи, во-первых, а во-вторых, акцентируют внимание на собственной точке зрения.
В передаче «Америка бушует» ведущая попросила экспертов высказать свои пожелания Джорджу Бушу, выигравшему очередные президентские выборы. Вот, какие пожелания мы услышали: «Пусть Буш учтет уроки и ошибки первого срока и не забывает ту половину американцев, которая за него не проголосовала»; «Пусть привлечет в свой аппарат людей, действительно интересующихся Россией, знающих ее. Если такие люди найдутся будет лучше всем»; «Пусть извинится перед мировым сообществом за Ирак и публично откажется от феномена «мирового господства», который он прокламирует»; «Пусть исполнит обещания, данные путину, и отменит поправку к закону, которая дискриминирует торговлю с Россией»; «Он должен знать не только интересы российской политической элиты, но и простых граждан, поэтому, когда приедет в Москву, пусть придет на радиостанцию «Эхо Москвы» и ответит на наши вопросы»; «Пусть не меняет команду во главе с Томом Грэммом, хорошо знающим Россию»; «если не публично признать свои ошибки, то хотя бы осознать их».
Таково своеобразное подведение итогов программы. И только после того, как все присутствующие выскажутся, Светлана в двух-трех предложениях подводит окончательный итог, благодарит экспертов и прощается со зрителями.
Итак, Телевизионный жанр ток-шоу дает многочисленной зрительской аудитории возможность обратить внимание на ту или иную проблему и выяснить возможные пути ее решения. Подводя собственные итоги, мы можем выделить несколько моментов. Новшество ток-шоу «Основной инстинкт» - равноправие всех его участников. Здесь нет деления на зрителей, экспертов и героев. Героем программы становится самый активный и самый убедительный. Его реплики транслируются на огромных студийных экранах. Светлана Сорокина принимает участие в дискуссии наравне со всеми, не скрывая своей позиции по тому или иному вопросу. Ведущая смело использует личное обаяние, не боится высказывать собственную точку зрения. Все это сформировало устойчивый имидж умной, интеллигентной, эрудированной ведущей.
Овладеть по-настоящему мастерством ведущего ток-шоу, безусловно, можно. Мы считаем, что Светлана Сорокина блестяще справляется со своей задачей.
.2 Мастерство Светланы Сорокиной на примере документального сериала «Русские»
Светлана Сорокина - яркая фигура российской журналистики. Ее телевизионна карьера началась в 1985 году. Диктор, ведущая информационных и аналитических программ, автор и ведущая ток-шоу. Диапазон ее интересов чрезвычайно широк. Она была автором и ведущей фильмов из цикла «Новейшая история»: «Сердце Ельцина», «Чисто российское убийство», «Съезд побежденных», «Первая Первая леди», «Блеск и нищета Гохрана», «Неподнятая целина», «Песни войны».
Дважды лауреат премии ТЭФИ: в 1996 г. в номинации «Лучший ведущий информационных программ» и в 2000 г. в номинации «Лучший интервьюер». Награждена орденом «За личное мужество», почётным знаком «Общественное признание» - все это говорит о несомненном признании ее профессионализма.
Теперь она стала участницей нового проекта - многосерийного документального сериала «Русские». В интервью «Российской газете» Светлана Сорокина рассказала о том, как создавался этот проект:
«Мне сложно отвечать за все. Дело в том, что к ним я присоединилась на самом последнем этапе. Вся работа длилась около двух лет, и делала ее Валерия Широкова. Она и автор, и редактор. А я - именно ведущая. И, к сожалению, все многочисленные страны, где исследованы жизни героев наших фильмов, мною не изъезжены. Моя работа заключалась в том, что я писала «обвязки», редактировала основные тексты и записывала так называемые «стендапы», но по хитрой технологии уже здесь в Москве, делая вид, что я в этих странах побывала».
Если форма существования искусства - отдельное произведение, то форма существования телевидения - программа. Любая телепередача реализует себя всегда в настоящем времени не только потому, что и при видеозаписи возникает впечатление трансляционности, но и потому, что делается в расчете на одномоментное восприятие, иногда на конкретный день и час.
Фильм, созданный для телевидения, рассчитан на неоднократный показ в ряду других передач, но также с учетом всего контекста телевизионной программы, ситуации и условий ее восприятия. Формулируя своеобразие телефильма, заключаем: это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Его драматургия и поэтика обусловлены существованием в рамках программы, в потоке передач.
Сегодня искусство создания подобных фильмов значительно преуспело. Мы видим качественные, хорошо срежиссированные фильмы и сериалы. Документальный цикл «Русские» - один из них.
Выбор жанра обычно обусловлен задачей, которая ставится перед журналистским материалом. Очерк - это пограничный жанр между документальным исследованием и художественным рассказом. Жизненная реальность фактов - документальная составляющая очерка, использование художественных форм и образов - от рассказа в его литературном определении. Очерк считается основным жанром художественной телепублицистики. В отличие от телеинформации, где приоритет отдается действию, в очерке на первом плане, как правило, человек как субъект этого действия. Наиболее распространенная разновидность очерка - портретный. Очерк - отражение определенного временного процесса, поэтому одна из специфических черт его на экране - изображение прошедшего. Инсценировка противопоказана документалистике, поэтому тележурналисты, работающие в этом жанре, используют чаще всего метод длительного наблюдения.
Именно жанр портретного очерка использован в работе над циклом «Русские», ведущей которого стала Светлана Сорокина, чье журналистское творчество мы исследуем. Действительно, во всех фильмах цикла мы наблюдаем характерные черты портретного очерка.
. Налицо документальная составляющая очерка.
Светлана Сорокина о цикле:
«Это - частные истории о наших современниках, которые разъехались по всему миру и строят свою жизнь в других странах. Это фильм-наблюдение о том, насколько им мешает или помогает то, что они русские».
Цикл «Русские» - это 29 уникальных историй о том, как добиться успеха в чужой стране, как не утратить веру в свои силы, как сохранить любовь к родине.
. На первом плане история конкретного человека. Герои фильма: супермодель Наталья Водянова и боксер Костя Цзю, депутат немецкого Бундестага Елена Хофман и прокурор в Мозамбике Елена Мокаселе, чикагский полицейский (бывший питерский милиционер) Вадим Данилов и звезда чилийского телевидения Ольга Мельник. А также студенты Гарвардского университета, обитатели знаменитого Брайтона, археологи в Сирии, моряки в Танзании и даже австралийские аборигены, которые носят фамилию Ильины.
Они по-разному одеты и говорят на разных языках. У них разный разрез глаз и цвет волос, разные привычки и профессии. Общее у них одно. Для всего мира они - русские. Они - наши, родные, они говорят на русском языке, в школе они непременно проходили «Чапаева» и писали сочинение на тему «Катерина - луч света в темном царстве», их принимали в пионеры, они понимают анекдоты про Штирлица и Василия Ивановича с Петькой, они обязательно смотрели «Бриллиантовую руку» и знают, кто такой Владимир Высоцкий.
Авторскому коллективу пришлось проделать громадную исследовательскую и собирательскую работу. Рассказы получились о самых разных людях из разных стран: Германии, Италии, Голландии, Франции, Великобритании, Сирии, Танзании, Мозамбике, Тунисе, Австралии, США, Чили, Боливии.
Мы стали свидетелями череды рассказов о ярких судьбах и незабываемых историях. Перед нашими глазами прошёл один день из жизни очаровательной парижанки Юлии Смирновой. По ночам она - звезда самого известного французского кабаре «Мулен Руж», а днём - прилежная студентка факультета психологии университета в Нантере.
Мы познакомились с Анастасией Ширинской, которая родилась в России, но всю жизнь прожила в тунисском городе Бизерта. Насте было семь лет, когда её семья (отец Ширинской был белым офицером, служил у Врангеля) оказалась за границей. Сегодня Ширинской - 93 года, но она сохранила прекрасный русский язык, твердый ум, острый язык и ясную память.
О том, как живется в Австралии самому именитому российскому боксеру Косте Цзю <#"justify">Агзанов Д.И. Журналистское исследование активности личности. -Казань, 1989.
Багиров Э.Х., Кацев ИХ. ТВ. XX век. Политика. Искусство. Мораль. - М, 1968.
Багиров Э.Х.. Основы телевизионной журналистики // Под ред. А.Я. Юровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,1987.
Бельчиков Ю.А. Анализ языка и стиля публицистических произведений. - М., 1962.
Большие проблемы малого экрана / сост. А,С. Плахов. - М., 1981.
Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - М., 1990.
Брус Льюис. Диктор телевидения / Сокр. пер. с англ. В. Ткаченко. - М., 1973.
Бырсан Г.Ф. Эффективность информационного процесса взаимодействия СМИ и аудитории. - Кишинев, 1989.
В зеркале критики. - М., 1985.
Вакурова Н. В, Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебно-методическое пособие. - М.: Мастерская телевизионной журналистики, 1997.
Вартанов А.С. Телевизионные зрелища. -М., 1986.
Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: новые средства массовой информации. Их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси, 1989.
Вендров М. Звук в телевизионной программе. - Л.; 1988.
Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - М., 1993.
Воробченко В.И. Пролетарская сатира. - М., 1982.
Гальперин Ю.М. В эфире слово / Юрий Гальперин. - М., 1977.
Гуревич П.С. Создание имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М., 1991.
Егоров В.В. Телевидение и зритель. - M., 1977.
Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М.. 1993.
Жидков В.П. В ответе за каждое слово. - М.. 1989.
Зубков ГМ. Глядя прямо в глаза. - М, 1970.
Ильин Р.Н. Основы телевидения. - М., 1996.
Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве: учебное пособие. - СПб.: Лаборатория оперативной печати факуьлтета журналистики СПбГУ, 2003.
Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. - М., 1993.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001.
Кондратов В.В. Сила воздействия. - Хабаровск, 1982.
Коробейников B.C. Голубой чародей. Телевидение и социальная система. - М., 1975.
Кочергин А.Н., Коган В.З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. - М., 1982.
Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985.
Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. - М., 1988.
Манаев О.Т. Включение личности в сферу влияния средств массовой информации: опыт социологического исследования. - М., 1982.
Мастерство журналиста / под. ред. В.М Горохова и В.Д. Пельта. - М., 1977.
Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. - СПб.: Питер, 2005.
Основы творческой деятельности журналиста // Под. ред. С.Г, Корконосенко. - СПб. и Лен, обл., 2000.
Пол Стейнли. Телевизионный репортаж. Интерньюс. - М.,1997.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М., 2001.
Проблемы эффективности журналистики / под. ред. Я. Засурского. - М., 1990.
Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. - М., 1981.
Ричард Харрис. Психология массовых коммуникаций. - М., 2002.
Рэндал Д. Универсальный журналист. - СПб: Великий Новгород. - 1999.
Сагал Г.А. Двадцать пять интервью: так работают журналисты. - 2-е изд. - М., 1978.
Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: учебное пособие / О.Р. Самарцев; под. общ. ред. Я.Н. Засурского. - М: Академический Проект, 2007.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л., 1979.
Саппак B.C. Телевидение и мы. Четыре беседы. - М., 1963.
Саруханов В.А. Были и сказки телевидения. - Минск, 1990.
Светана С.З. Телевизионная речь: функции и структуры. - М, 1976.
Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист и его работа. - М., 1979.
Смирнов В.Б. Ф.М. Достоевский и русская демократическая журналистика 70-80-х годов. - Волгоград, 1996.
Солганин Г .Я. Стиль репортажа. - М., 1970.
Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.
Сусанна Альперина. В круге Светы / Российская газета. - Неделя - №4177. - 2006. - 21 сентября.
Телевидение / под. ред. М.В. Антипина. - М., 1974.
Телевизионная журналистика / под ред. А.Я. Юровского. - М., 1994.
Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. - М., 1980.
Тертычный А. Аналитическая журналистика. - М, 1996.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998.
Хартли Д. Понимание новостей. - Нью-Йорк, 1982.
Цвик В.Л. В кадре и за кадром. - Киев, 1988.
Человек в кадре: Материалы научно-практической конференции. - М., 1990.
Шаповал Ю.Г. Изображение и слово в журналистике. - М, 1985.
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М., 2002.
Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния». - М., 2002.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М., 1999.
Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать...». - М., 1976.
Эльманович Т.В. Образ факта. От публицистики к фильму на эстетическом телевидении. - М., 1975.
Эффективность СМИ. / под. ред. Давидюка Г.П., Коробейникова B.C. - Минск, 1986.