Курсовая работа
Тема
Эссе в современных периодических изданиях
Выполнила:
Жовтис Роман Евгеньевич
Введение
В современном мире средства массовой информации играют значительную, и все более возрастающую со временем, роль в формировании мнений общества о социально-значимых явлениях, процессах и проблемах.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что жанр эссе становится все более популярным, поскольку предусматривает полную свободу самовыражения и неограниченное движение авторской мысли. Эссе превращается в подходящую и необходимую форму отражения действительности.
Кроме того, актуальность исследования обусловлена влиянием жанра на другие крупные жанры, как публицистические, так и чисто литературные.
Диалог аудитории с большей частью социальных явлений происходит за счет массовой коммуникации. Так о происходящих ежедневно во всем мире событиях и явлениях общество узнает из печатных периодических изданий и других видов СМИ. С другой стороны, немалое число социально-значимых вопросов зачастую остаются незатронутыми, или неполно освещенными, журналистами, то есть остаются за пределами публичного высказывания.
Как правило, именно такие темы освещают в своих работах эссеисты, ведь этот жанр был и остается зеркалом отображения социально-значимых явлений, толчков ежедневных потрясений сегодняшнего времени.
Объектом курсовой работы является эссеизм как определяющий, сущностный признак современной публицистики.
Предметом исследования служат публицистические эссе газеты «Невское время», а именно, рубрики «Взгляд»; рубрика «Авторская колонка» российской «Новой газеты», а так же материал блогера А. Навального «Чувак из Коврова всех победит».
Целью работы является исследование жанра эссе, публикующегося на страницах современных периодических изданий. Необходимо рассмотреть постепенное формирования данного жанра в российских и зарубежных журналистских текстах, в связи с процессом зарождения и эволюции эссеистики за время ее существования, определение социально-значимых особенностей и предметно-тематического содержания. Важно определить жанровую принадлежность эссе и выявить составляющие элементы эссеистских текстов.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
выявить особенности развития эссеистики в российском и зарубежном информационном пространстве;
рассмотреть тексты, относящиеся к жанру эссе на страницах отечественной прессы;
на основе проведенного исследования определить перспективы развития жанра эссе в печатных средствах массовой информации.
Базу исследования составили газеты с публикациями эссе, изданные в России и за рубежом за 20012-2013 годы.
Степень изученности темы. В отечественной и зарубежной критической литературе вопросам периодической печати посвящено немало работ. Значительная их часть связана с жанровой принадлежностью материалов, в том числе, с эссе. Несмотря на большое количество работ, посвященных теории жанра эссе, феномен и явление эссеизма в публицистике изучены неполно. В то же время разработки А.Г. Бочарова, Б.В. Стрельцова, М.Н. Эпштейна, М.М. Бахтина, А.В. Лукиной и И.П. Магая, Т.Ю. Лямзиной заложили базу для рассмотрения эссеизма как особого составляющего современной публицистики.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды как отечественных, так и зарубежных исследователей: Н.С. Валгина «Теория текста», С.М. Гуревич "Газета вчера, сегодня, завтра", Л.Г. Кайда "Эффективность публицистического текста", М.Н. Ким " Очерк: Теория и методология жанра", М.И. Стюфляева "Убеждающее воздействие публицистики".
Структура работы определена целью исследования и, соответственно, задачами. Курсовая работа «Эссе в современной периодической печати» состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Аннотация работы по главам: В первой главе курсовой работы представлен краткий исторический обзор жанра эссе. Далее эссе рассматривается как жанр, способный существовать как в литературе, так и в публицистике, а также исследуется его жанровая принадлежность и рассматриваются функции эссе.
Во второй главе на примере текстов, опубликованных на страницах периодической печати, исследуется функция отображения социально-значимых событий и влияния на аудиторию, а также анализируется принадлежность материалов к жанру эссе.
Глава I. Жанровый статус эссе: Развитие, особенности, функции
1.1Исторический аспект развития жанра эссе
Сегодня, в газетах и журналах всё реже встречаются материалы с ярким субъективно-эмоциональным авторским началом. Аудитория привыкает к большому многоканальному потоку информации. Ориентируясь в огромном количестве источников, акцентируя внимание на маленьких информационных сообщениях, у читателя почти не остается времени на большие аналитические материалы. Одним из свойств эссе стала способность заставить читателя остановиться, прислушаться к автору, поразмыслить над проблемой.
Эссе - универсальный жанр, который существующий в гуманитарной теории более четырех веков. Официально отцом жанра является французский мыслитель Мишель Монтень (XVI в.). Во Франции в 1580 году была опубликована книга «Essais», в которой автор рассуждает о судьбе общества и человека. По мнению многих исследователей и Л.Г.Кайды, жанр ведет свою историю с античных времен. В «Декламациях» Лукиана, «Диалогах» Платона, трактатах Марка Тулия Цицерона прослеживаются начала личностного отношения человека ко всему земному. В древнерусской литературе жанр «Слово» (XI в.), «Слова и речи» Феофана Прокоповича и эссеистический сериал «Слово» Михаила Васильевича Ломоносова, которые по всем признакам близки к эссе, могут считаться истоками мировой эссеистики.
В 1697 году, Френсис Бэкон написал сочинения, которые обозначил как «essays» и стал основоположником английского эссе.
Жанр постепенно модифицировался - его начали видеть, как опыт в рассуждениях о какой-либо определенной проблеме.
Сегодня создателем именно газетного эссе считают журналиста Ричарда Стила. В своем журнале "Болтун" ("The Tatler", 1709-1711) Стил публиковал эссе своего друга и напарника Джозефа Аддисона. Эти работы считаются примером классической эссеистики. «Эссе Стила и Аддисона создавались от имени выбранной маски и посвящались различным событиям лондонской жизни». К этому времени эссе стали отличаться своей краткостью.
Свои эссе в газетах начали публиковать известные писатели того времени: Дж. Свифт, Г.Филдинг и др. В XVIII-XIX вв. эссе стоит в ряду ведущих жанров журналистики Англии и Франции.
В США эссе стало развиваться к концу XVIII - начале XIX веков. В это время Б.Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой.
К XX веку жанр эссе использовали знаменитые писатели Анатоль Франс, Томас Манн, Бернард Шоу, Джордж Оруэлл, Жан-Поль Сартр и другие.
Для русской и литературы и публицистики жанр эссе нехарактерен. Но, тем не менее, образцы эссеистики имели место в эпоху Просвещения, когда эссе являли собой рассуждения мыслителей о русской культуре, литературе, языке, о русском человеке и быте. Сегодня известны литературные портреты-биографии А.С.Пушкина, которые многие исследователи называют высотой русской эссеистики: «Ломоносов», «Дельвиг», «Александр Радищев».
Так же образцы эссеистики имели место в произведениях Чаадаева П.Я., Гоголя Н.В, А.И. Герцена «С того берега», Ф.М. Достоевского «Дневник писателя» и др. Эссеистику 30-40-х годов разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург, Алексей Толстой, Иосиф Бродский и многие другие авторы. Эссе этих публицистов имели форму открытого письма.
В послевоенные годы отношение к эссе изменилось. В печати больший интерес получали материалы, дающие мгновенный результат: статья, памфлет, фельетон. Но эссеистика не перестала существовать полностью. Доказательством этого может служить газета «Неделя», издававшаяся в конце 60-х, начале 70-х годов. Эссеистические тексты публиковались в рубрике «Колонка редактора».
С появлением качественно новой публицистики в 80-90-х годах, произошло возрождение жанра эссе в журналистике. Гласность и свобода мнений позволила обществу открыто рассуждать на любые темы и свободно озвучивать свои мысли. Появились интерес и необходимость в жанре эссе. Журналистика стала персонифицироваться. Эссе становится популярнее остальных жанров художественной публицистики.
Конец XX - начало XXI века известны в истории русской литературы, как годы поиска авторов в области эссеистики. Примером этого, служат работы И. Бродского, М. Эпштейна, Л. Аннинского, С. Лурье, С.Гандлевского, М. Айзенберга, А. Арьева, И. Клеха, К. Кобрина и других публицистов. В своих текстах авторы стремились к исполнению основных жанровых требований, несмотря на то, что сами требования имеют довольно неопределенную метафорическую формулировку: «Эссе - плод медленной мысли, медитативного разглядывания предмета, экзистенциального переживания ситуации. В идеале эссе (лучшие из них писал Мандельштам) - как стихи: их нельзя пересказать, только процитировать. Эссе не имеет четких концепций, потому текст возникает от потока хаотичных мыслей, а результат его зачастую является непредсказуемым.
1.2Жанровые особенности эссе и его функции
По мере своего развития публицистика испытывала размежевание. Постепенно формировались роды (информационная, аналитическая, художественная публицистика), выделялись жанры (репортаж, статья, корреспонденция, фельетон, очерк, эссе и др.), проявлялись виды (политический, экономический, литературно-критический, морально-этический и т.д.), стили (полемический, сатирический, пропагандистский, агитационный, критический и др.).
Эссе как жанр на протяжении всего времени трансформировалось. В результате чего у эссе по-прежнему нет ясных границ, определяющих его формы, типы, четкое выделение среди других жанров публицистики. Это привело к появлению разрозненных мнений множества ученных, высказывающихся по поводу отношения эссе к тому или иному жанру.
Эссе (франц. «essey» - опыт, набросок) - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Такое определение дает данному жанру исследователь С.И. Чупринин.
В толковом словаре русского языка Ожегова эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и, обычно, неполно.
В большом энциклопедическом словаре дается следующее определение эссе: жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Исходя из вышесказанных определений эссе, можно прийти к выводу, что жанр этот есть и своего рода философствование автора на ту или иную тему.
Это значит, что эссе не является только художественной литературой со свойственными ей чертами (тропы, стиль и т.д.). Отделяясь от нее, эссе может приближаться, как к публицистике, так и к философии своими бесконечными рассуждениями.
Но есть и четкая граница между философией и эссеистикой. Философское мышление подразумевает принцип, что истина является более важным, чем просто мнение, и истина неразрывна с её же логическим или интуитивным познанием. Эссеистское же мышление, остается на основании субъективного человеческого мнения. Чистая субъективность, спонтанность мысли и чувства, ситуативность, каприз и произвол - вот, что такое эссе, по мнению В. Ковалева.
Таким образом, эссе является более литературным явлением, чем философским. В эссе главное - авторское «Я», его размышления на конкретную тему и отношение к волнующему вопросу.
В газетной, документальной публицистике жанр эссе рассматривается чаще как «гибридный» тип текста, где использование элементов эссе зависит от индивидуального стиля автора.
Чтобы ответить на вопрос, к какому стилю относится жанр эссе, следует найти в нем жанрообразующие факторы как аналитической, так и художественной публицистики. К основным жанрообразующим факторам как аналитической, так и художественной публицистики относятся: предмет отображения, целевая установка или функция и метод отображения.
Во-первых, следует рассмотреть эссе как жанр аналитический. К таковым эссеистические тексты относит А.А. Тертычный. В своей книге он пишет о том, что в аналитической публикации предмет отображения авторской мысли практически всегда находится во внешнем мире по отношению к самому эссеисту. Хотя иногда он может существовать и во внутреннем мире автора. В таком случае речь уже будет идти о самоанализе.
Следующий жанрообразущий фактор - целевая установка. Действительно, то, каким по жанру будет являться готовый текст, во многом зависит от того, ставит ли автор материала своей целью подробно, во всех деталях, описать событие или явление, затрагивая причины и прогноз его развития, создавая при этом аналитический материал.
Следует рассмотреть эссе с точки зрения и художественной публицистики.
В отличие от научных, художественные тексты отличаются языковой образностью, многозначностью понятий, обобщением конкретного факта, классификацией явлений. Еще одно различие между научными и художественными текстами очевидно в объекте материала: в научных публикациях - это предметы и события окружающего мира, в художественном - преимущественно сам человек со своим отношением к внешнему, с его восприятием, считает В.Л. Цвик.
Тексты, написанные в эссеистской манере, несут в себе именно размышления автора по поводу, его личностное отношение к явлению, его прямое или косвенное побуждение к действию читателя.
Если говорить о методах, здесь очевидным будет наличие средств художественной выразительности, фраз, слов, ярко или приглушенно выражающих отношение самого автора и т.д.
Относя эссе к художественной публицистике, А.И. Гальперин также выдвигает основные ее функции. Важно воздействие на аудиторию, убеждение в правильных (своих, субъективных) взглядах.
И.Р. Гальперин, выдвигает основные задачи эссе: «Можно говорить о воздействующей функции, но воздействие это происходит более длительно (сравнить, например, с ораторской речью), то есть эффект его медленный»
Помимо авторской личности для эссе характерно наличие еще нескольких характерных черт. Во-первых, это злободневность, отношение события к данному моменту времени. Во-вторых, наличие средств художественной выразительности. В третьих, именно стиль текста отображает темперамент и личность автора.
К признаку эссе следует отнести диалогичность. Не зависимо от формы изложения авторских размышлений, композиции, диалог самого автора с читателем остается главной чертой этого жанра. Наиболее простым приемом является наличие риторических вопросов в тексте. Читатель мысленно отвечает на них.
Известны некоторые виды эссе. Литературно-критическое или художественно-критическое. Такие работы задаются самим произведением искусства, автор лишь отображает свой взгляд на музыку, живопись, литературу и т.д. с помощью различных средств выразительности.
Существует и философское эссе. В центре авторского внимания стоят теории философии, рассуждения о человеке и о мире вообще.
Существующая классификация эссе на повествовательное, описательное, аналитическое, критическое, рефлексивное и др. является довольно сомнительной, так как любой текст эссе может сочетать в себе несколько данных характеристик одновременно.
По мнению А.А. Муравьевой, правильнее было бы разделить эссеистические произведения на: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Высказывая свою точку зрения, автор прямо или косвенно (завуалированно, с помощью приема иллюзии объективности), использует функцию убеждения, которая является доминирующей функцией жанра эссе.
Итак, в ходе рассмотрения истории возникновения и развития жанра эссе в публицистике, были выявлены некоторые особенности. Зарождение жанра эссе началось задолго до появления первых печатных СМИ, а точнее, с «Декламаций» Лукиана, «Диалогов» Платона, трактатов Цицерона. Также к истокам эссеистики относят древнерусский жанр «Слово».
Жанр эссе активно проявляет себя в переменные времена для общества, когда происходит формирование принципиально нового, отличного от прежнего, мировоззрения.
Являясь одновременно жанром философским, литературным и публицистическим, эссе все же отдаляется от философии и все больше относится к литературе, так как в отличие от философии в эссеистике на первом месте не истина, а интуитивное или опытное познание. Вместе с тем, жанр эссе является более публицистическим, нежели литературным, поскольку, если в литературе существует ирреальность героя, места или времени, то текст эссе раскрывает читателю правдивую действительность, но раскрывает так, как ее принимает сам автор.
Жанр, эссе близок к аналитическим текстам, благодаря предмету своего отображения, находящемся во внешнем мире; оценочности; целевым установкам таким, как описать явление в деталях, давая событию прогноз; благодаря теоретическому подходу автора в написании работы. Еще больше данный жанр приближается к художественно-публицистическим жанрам, поскольку возможен эмпирический подход автора; типизация реально-документальной действительности; эмоции автора опережают место факта; в текстах всегда используются средства художественной выразительности, и сам текст появляется в свободном потоке мыслей; эссе присуща парадоксальность.
Отсюда становится ясно, что эссе это смежный жанр, умело сочетающий в себе признаки, как аналитики, так и художественности, это происходит благодаря широте выполняемых текстами функций и выбору авторского подхода в собственной работе. То, что будет стоять на первом месте: факт или его же мнение, во многом определяет судьбу его текста.
Происходит все большая эссеизация печатных материалов. Можно привести самый яркий пример - появление блога, который реализует себя именно в эссеистской манере письма.
Большой объем информации приводит к тому, что аудитория имеет возможность выбирать не только текст, интересный каждому читателю в отдельности, а также точку зрения пишущего и самого автора.
Публицистика становится более персонифицированной, сам автор уже не является обезличенным источником информации, теперь он интерпретирует эту информацию, вызывая тем самым интерес читающей аудитории к своей персоне.
Глава II. Анализ эссе в современных периодических изданиях
.1. Владимир Соболь. Человек человеку - кто? (газета «Невское Время»)
Мы проанализировали Владимира Соболя: «Человек человеку - кто?». Информационным поводом для этого произведения послужила статья другого журналиста. В тексте автор не упоминает ни имени журналиста, с которым вступает в полемику, ни названия издания или материала, считая это не нужным. Автор цитирует другого журналиста, ссылаясь на стороннее СМИ. Читателю не предоставляется возможность составить собственное мнение о материале, с которым не согласен автор и он вынужден расценивать мысль эссеиста, верной, как своеобразную «точку отсчета».
Материал начинается с постановки проблемы «межнациональных конфликтов» и «войны цивилизаций». Автор обозначает свое отношение к проблеме, вызывая читателя на спор, риторическим вопросом: «А может, уместнее, наоборот, «опуститься» до человека и вспомнить, что каждый из нас - личность?». На протяжении всего материала прослеживается классическая черта эссеистского материала - движение от частного к общему. Соболь цитирует неизвестного журналиста, вскользь рассказывает о его статье, приводит цитату. От единичного случая из статьи неизвестного журналиста, автор движется к совершенно общему, философичному рассуждению о двадцатом веке и человеческих качествах.
В материале ярко выражена личность автора, в тексте неоднократно встречаются субъективные оценки: «Приятно, что коллега вспомнил о князе Валериане Мадатове», «Это неправильно» и т.д. Композиция, лексика, суждения позволяют нам понять авторскую позицию. Соболь приводит цитаты, примеры событий, чтобы обосновать свою точку зрения. Так, в конце материала автор вставляет цитату Редьярда Киплинга «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток…», которая выступает логическим завершением рассуждений автора, подтверждая его позицию.
В этом материале явно прослеживается эссеизация текста. Смешение жанра происходит практически непроизвольно. Автор в начале текста замечает: «Приятно, что коллега вспомнил о князе Валериане Мадатове, знаменитом генерале русской армии, герое моего романа - в полном смысле этого выражения. Я не только восхищаюсь этим гусаром и храбрецом, но написал его историю в четырёх книгах». После чего, начинает расписывать историю самого князя. В тексте присутствуют множество исторических ссылок, описательных конструкций, присущие жанру исторического романа, очевидно, близкому автору. Рассказывая про Валериана Мадатова, автор всё же не забывает про проблему. Соболь дает понять, что не важна национальность, важна человеческая порядочность и храбрость: «Он был русским офицером, но сумел сохранить связь с землёй, в которой родился. Он воевал отчаянно храбро, но уважал противника, видел в нём равного себе. И когда умер при осаде турецкой крепости, командующий гарнизоном приказал открыть ворота, чтобы похоронить храброго и благородного Мадат-пашу на христианском кладбище».
После рассказа о князе Мадатове, автор выносит проблематику на современность: «Увы, сейчас времена иные. В ХХ веке война стала тотальной, и сил, чтобы оказать почести мужественному врагу, уже не осталось. Мы разучились видеть в людях их личные качества…». К этому времени, читатель уже на стороне автора и вместе с ним сетует на человеческое несовершенство. Тем самым автор заставляет читателя задуматься о происходящем, расширяя его мировоззрение, подталкивая на развитие. Автор подкрепляет свое суждение тем, что приводит часть цитаты классика Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…». Но сразу же дает субъективную оценку: «Это неправильно, и прежде всего потому, что из великой баллады Редьярда Киплинга вырвана цитата, которая не открывает истинного пафоса сочинений британца…». В конце материала, Соболь приводит цитату целиком. Материал в данном случае выполняет воздействующую, воспитательную функции, а так же функцию освещения социально-значимых событий.
После слов о современности, автор рассказывает нам еще одну «человеческую историю» - о бароне Торнау. История о том, как барон, служивший в разведке, решил «расцветить карту Кавказа хотя бы в немногих точках». Проводниками Торнау стали братья из знатной горской семьи, которые когда-то провинились перед царем и лишись земель. За помощь «нашему агенту» им обещали вернуть земли, но по возвращению были обмануты. Автор указывает на то, что нужно быть критичным, заставляет на примере истории понять, что «мы» тоже можем быть «плохими». Он рассказывает о том, что Барон, как человек чести, боролся до последнего и добился своего, вернул земли братьям. Но в следующем походе ему отомстили, и он попал в плен. После двух лет заточения, те самые братья освободили его, в память о выполненном уговоре, в знак уважения и верности. Соболь показывает нам, что важен сам человек и его поступки.
Все эти темы в совокупности, позволяют понять основную идею материала - при возникновении проблемы, нужно обращаться к личности, а не к нации, к которой он принадлежит. После полной цитаты Редьярда Киплинга, которую автор приводит в конце материала, он добавляет свою ремарку: «Вот о чём писал Киплинг - если человек по-настоящему сильный, то в другом он видит прежде всего человека». Тем самым, автор призывает читателя быть «сильным человеком», выполняя воспитательную функцию.
Таким образом, автор, высказывая свою позицию на тему национальностей и личности человека, не старается привиться личную точку зрения читателю, но призывает задуматься. Публицист способен заставить аудиторию размышлять шире одной проблемы, именно переходя от частного к общему, от локального к глобальному.
.2 Дмитрий Быков. Евразийское. (издание «Новая Газета»)
Использование элементов эссе в других жанрах периодической печати, и наоборот, является процессом, который сегодня становится все популярнее, называется эссеизация.
Мы проанализировали Дмитрия Быкова «Евразийское». Это любопытный пример проявления свойств эссеистики в других жанрах.
Тема выдержана одна на протяжении всей работы - гипотезы активиста, политолога, философа Дугина о евразийстве (сверхдержаве, состоящей из стран, входивших ранее в состав СССР) и скептическое отношение к этим гипотезам самого Быкова.
С первого же абзаца мы видим, что крайне субъективное отношение автора к Дугину если и не отрицательное, то насмешливое. Быков с сарказмом пишет: « Я в восторге от подобных эдиктов и других его мыслительных взбрыков», и позже добавляет: «Березовский, разумеется, помер. Но ведь Дугин вообще не рождался!». Автор всеми способами снижает авторитет Дугина в глазах читателя.
Произведение имеет небольшой объем это также свойственно жанру эссе. Автор лаконичен, пытается каждой строкой спровоцировать читателя, задеть за живое. Это свойство характерно и эссе и поэзии, неудивительно, что оно так ярко проявляется в творчестве Быкова: «Главный враг наш, разумеется, Запад (да кого ж они придумают кроме?): он нас хочет разделить и захапать. «Он не дремлет, мать его, он на стреме». Автор говорит о том, что враг, в лице запада, навязан, и по существу не является врагом вовсе. Читателя помогает в этом убедить стихотворная форма, в которой пишет Быков и просторечное выражение «мать его, он на стреме».
Композиция материала свободная, но, несмотря на это, сохраняется внутреннее смысловое единство текста. На протяжении всего текста, автор обращается к Дугину, контраргументирует его гипотезы, приводит аргументы в пользу своих суждений о «евразийстве».
В материале прослеживается яркая черта эссе - диалогичность. Автор часто задает риторические вопросы, вынуждая читателя про себя отвечать на них. Так же в тексте встречаются фразы: «Мы слыхали про мистику империй», «Отнеситесь к этой догме без паник», «Мы же арии». Обращения, местоимения «мы» и «нас» заставляют автора быть «вместе» с читателем заодно. Читатель мысленно сопутствует рассуждениям автора, невольно принимая их как свои.
В произведении присутствуют черты памфлета. Автор высмеивает Дугина, создает зло - «евразийство», со всех сторон выставляя его в невыгодном свете: «Целование начальника в Опу - это истинная суть евразийства». Смешение жанра происходит незаметно, так как это уже наработанная особенность автора. В этом ключе, можно говорить о создании нового жанра.
.3 Алексей Навальный. Чувак из Коврова всех победит. (интернет ресурс livejournal.com)
На сегодняшний день заметно увеличение популярности в современной журналистике жанра эссе. Авторские соображения на различные темы все чаще публикуются на страницах толстых журналов и еженедельных газет.
Происходит все большая эссеизация печатных материалов. Можно привести самый яркий пример - появление блога, который реализует себя именно в эссеистской манере письма.
Блог - это веб-сайт <#"justify">Мы проанализировали материал из блога Алексея Навального. Прежде всего, мы хотим отметить форму подачи материала. Текс достаточно трудно воспринимать визуально, поскольку нет четкой структуры расположения строк на странице. Фотографии, графические изображения, многочисленные гиперссылки отвлекают внимание читателя от содержания. Но в то же время, фотографии позволяют представить картину происходящего и окунуться в атмосферу события. Автор воспользовался формой передачи информации, присущей репортажному стилю, что не мешает сочетаться с элементами эссеистского текста.
Информационным поводом для написания материала послужила встреча автора с жителем города Коврова. Он встретил Навального, держа в руках плакат с надписями в его поддержку. Проанализировав слова автора, можно сделать вывод, что он считает жителей маленьких провинциальных городов обладателями большого потенциала и призывает их проявлять политическую активность. Отсюда следует, что материал обладает одной из главных функций эссе - воздействующей.
Навальный намеренно не придерживается строгой композиции, переходя от одной темы к другой. Суждения автора не имеют логической последовательности, то есть представляют собой неструктурированный мыслительный процесс. Следовательно, текст обладает еще одной чертой присущей эссе. Заголовок материала «Чувак из Коврова всех победит» можно назвать непрямым, так как «человек из Коврова» это собирательный образ людей из провинции, которые, по мнению автора, могут влиять на политическую ситуацию в стране. Автор обращается ко всем гражданам живущим на периферии. «Может, это и есть самое важное. Вот такие чуваки из Коврова. И никакой другой мотивации для работы не нужно, пока в условном коврове есть условные чуваки, обращающиеся к условным алексеям и юлям (которыми может быть кто угодно - от "узников Болотной", до преследуемого регионального журналиста)», - этот отрывок показывает как автор проводит параллель между им самим и любым гражданином России. Между строк, он обращается к читателю, заставляет проецировать «условных алев и юль» на себя. Исходя из этого, мы можем сказать, что материал обладает еще одной чертой эссе - диалогичностью.
Автор не скрывает своей политической позиции. Из нижеприведенного: «Сегодня уже возбудили дело. Такая история. Совсем, увы, неоригинальная, для России, управляемой путинским ворьём», можно судить о крайне субъектном отношении автора к политической ситуации в стране, возглавляемой В.В. Путиным.
Текст написан в разговорном стиле речи, для того чтобы приблизить автора к читателю. Маркером разговорного стиля является использование следующих слов и лингвистических конструкций: «чувак», «обращаются к условным алексеям и юлям», «ну, ок», «вообще». Тем самым, автор приближает себя к народу, к читателям, показывает себя представителем общества, которое не безразлично ему.
После рассмотрения текстов эссе, опубликованных на страницах печатной периодики, можно сделать следующие выводы.
Личность автора является главным образующим фактором в эссеистском тексте. Автор вызывает читательский интерес к своей персоне, именно его интерпретация информации сегодня опережает факт в чистом виде. В своих размышлениях эссеист использует различные приемы: например, вопросы и ответы, что приводит к диалогичности. Читатель, наблюдая за открытостью авторских высказываний, начинает додумывать и отвечать на вопросы, поставленные в тексте.
В тексте эссе мысль автора движется от узкого к более широкому, от проблемы к теме. И рассуждение это обязательно включает опыт из собственной жизни пишущего.
Использование элементов эссе в других жанрах периодической печати, и наоборот, является процессом, который сегодня становится все популярнее, как эссеизация. Эссеизм же является проявлением эссеизации, то есть распространения принципов такого письма на другие жанры.
Популярность существующего эссеизма заключается в востребованности аудитории получать авторские работы, выражающие субъективный взгляд автора на проблемы, которые существуют в повседневности, то есть в интимизации письма. Это в свою очередь приводит к интерактивности.
Автор является представителем того общества, к которому обращается в своих материалах, а значит, ему не безразлична судьбы читателя, судьба страны. Он говорит от лица своего народа, возмущаясь тому, что люди не терпят других людей, таких же, как они, только другой национальности, он ругает правительство, потому что обидно за тяжелую жизнь сограждан. Автор говорит о воспитании и морали. А читатель соглашается с эссеистом или протестует.
Так или иначе, аудитория реагирует на субъективное восприятие автором окружающей действительности и событий, происходящих в обществе, и значит, входит в диалог с рассуждающим.
Заключение
век можно называть веком эссеизма. Сегодня очевидно повышенное внимание не только к публицистике фактов или мнений, но и к отдельному суждению личности и даже к самому автору.
Важность роли одного индивида и интерес к субъективной авторской точке зрения, к его личному опыту, привели к тому, что личные размышления и переживания начинают исследоваться в публицистике.
Некоторое время назад на первом месте в журналистике стоял факт, само событие, но сегодня приоритетным считается и отношение конкретного человека к нему, переживание, что приближает аудиторию к журналисту. Возникает доверие читателя уже не просто средству массовой информации, а конкретному человеку. Но публицистика не предлагает читателю только точку зрения автора на явление, аудитория может проследить ход мысли пишущего, с самого ее зарождения. При этом и самому журналисту важно прослеживать свое суждение, так как от манеры письма, и других важных моментов (обороты, стиль, обращения) этого зависит степень доверия аудитории, авторский диалог с публикой. Так возникает сопереживание, и читатель становится не только пользователем готового текста, но и сотворцом. Возникает монодиалогичность.
Отражение в тексте самого себя, или саморефлексия, дискурсивность, диалогичность, интерпретация и сопереживания являются яркими и основными особенностями не только жанра эссе, но текстов, являющихся смежными с ним по своей жанровой принадлежности. Использование элементов эссе другими жанрами периодической печати, и наоборот, называется эссеизацией. Проявление эссеизации, как процесс, носит название эссеизм, то есть, способность жанров пересекать границы, не нарушая своей текстовой структуры.
Существование эссеизации в свою очередь приводит к тому, что при работе над таким текстом, автор должен строго организовывать написание. Важна собственная стратегия письма, чтобы конструкция текста не разрушалась, во время мысленных блужданий журналиста. Чаще публицисты следуют принципу: тезис, антитезис (система аргументации, доказательство), синтез (вывод). Кроме того, выбранный публицистом способ построения письма оказывает влияние на формирование индивидуального стиля, манеры, то есть тех факторов, которые оказывают последующее влияние на выбор аудиторией своего автора. Качественное печатное издание сегодня обязательно имеет на своих страницах материал, написанный в жанре эссе. Подобные тексты выходят с различной периодичностью: от одного раза в месяц до восьми. Частота появляющихся публикаций зависят не только от статуса журналиста и восприятия его аудиторией, но и от умения автора находить тему в окружающей действительности, что и подводит жанр эссе к злободневности. Ведь то, насколько актуален текст сегодня, оказывает огромное влияние на последующую читаемость журналиста, на популярность его и доверие со стороны публики.
Сегодняшняя публицистика заимствует у жанра эссе способ отображения окружающей действительности путем субъективного отношения и понимания. Эссеизм, как и сам жанр эссе требуют от автора высокого уровня работы со словом и, следовательно, приближают материалы к художественной литературе. Популярность развивающегося эссеизма обусловлена тем, что аудитория сама требует материалы, выражающие субъективную точку зрения выбранного ей автора на проблемы, которые ее же волнуют. Таким образом, особенность жанра эссе заключается в его интимизации. По итогам рассмотрения жанра эссе на страницах современной периодической печати, можно выделить следующие положения на защиту:
.Зарождение жанра эссе началось еще задолго до появления первых СМИ, а именно с «Декламаций» Лукиана, «Диалогов» Платона, трактатов Мака Тулия Цицерона, и древнерусского жанра «Слово».
.Появление и развитие жанра связано с социально-психологическими изменениями в сознании народа. И на протяжении своего существования жанр эссе продолжал проявлять себя именно в переломные моменты для всего общества, когда начинает формироваться новое мировоззрение.
.Эссе - жанр публицистики, рассматривающий объектом своего исследования субъективное видение окружающего мира автором и его внутренние переживания, которые эссеист способен адекватно обосновать, воздействуя тем самым на читающую аудиторию, что приводит к интерактивности; жанр, находящийся на пересечении аналитики и художественности, нарушающий границы других жанров, но нуждающийся в строгой организации текста.
.Функции жанра эссе: воздействующая, функция обратной связи (диалогичная), освещение социально-значимых событий.
.Для жанра эссе характерны: актуальность фактов, совмещенная с субъективизмом; интимизация в тексте; движение мысли от частного к общему.
.Перспективы развития жанра эссе. Возможна все большая эссеизация текстов. Конкретный же жанр эссе будет популяризироваться в освещении социально-значимых событий.
Список использованной литературы
эссе литературный периодический издание
1.Бахтин М.М. Проблема текста/ М. М. Бахтин М.М. - М., 1996. Т.5. - 732 с.
2.Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб. 2000. - 336 с.
.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1986. - С. 381-392.
.Большой энциклопедический словарь. - М., 2008. -1248 с.
.Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики / А.Г. Бочаров. - М., 1982. -51 с.
.Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. - М., 2003. - 280 с.
.Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. - М., 1958. - 459 с.
.Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. - М., 2004. - 288 с.
.Кайда Л.Г. Эссе как жанр в литературе и публицистике/Л.Г. Кайда // Вестник Московского университета. Сер. «Журналистика».- 2008.- № 4. - С. 19-24.
.Кайда Л.Г. Эссе: Стилистический портрет / Л.Г. Кайда. - М., 2008. -98с.
.Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста / Л.Г. Кайда. - М.,1989.- 182с.
.Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения / М.Н. Ким. - СПб., 1999. С. 28-35.
.Ким М.Н. Очерк: Теория и методология жанра / М.Н. Ким. - СПб., 2000. - 168с.
14.Ковалев В.И Эссе об эссе [электронный ресурс] // www.hegel.ru/esse.html. - (Дата обращения: 13.04.2013).
.Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста / С.Г. Корконосенко. - М., 2000. -272с.
.Краткая характеристика художественно-публицистических жанров журналистики. Тема 1. Эссе [электронный ресурс] // #"justify">Приложения
Приложение 1
Владимир Соболь Человек человеку - кто?
Сегодня многие, говоря о межнациональных столкновениях, спешат подняться до более крупных обобщений: это, мол, война цивилизаций. А может, уместнее, наоборот, «опуститься» до человека и вспомнить, что каждый из нас - личность?
В одном из онлайновых СМИ прочитал статью об этнической преступности в Петербурге. Автор печалится, что выходцы из закавказской провинции образовали клан в Петербурге и борются за влияние в теневом бизнесе. Сначала приехали те, потом нагрянули эти… В общем, омерта с лупарой отдыхают в тепле под оливами...
Но тут я зацепился за одну фразу: мол, современные потоки информации больше уделяют внимания разнообразным гангстерам, а не их земляку, «уроженцу Шамхора генералу Мадатову, который когда-то сражался на стороне России против персов…».
Приятно, что коллега вспомнил о князе Валериане Мадатове, знаменитом генерале русской армии, герое моего романа - в полном смысле этого выражения. Я не только восхищаюсь этим гусаром и храбрецом, но написал его историю в четырёх книгах. И замечу, что князь Валериан Григорьевич - уроженец Нагорного Карабаха. А под Шамхором, на берегах одноимённой речки он осенью 1826 года всего с тремя батальонами разбил авангард огромной персидской армии и спас столицу Грузии от очередного нашествия.
Мадатов долгое время был ближайшим помощником генерала Алексея Ермолова. Слыл деятелем жёстким, даже жестоким, но это если считать по нынешним меркам. А тогда Ермолов в письмах отзывался о нём как о существе благородном. И все знавшие Мадатова отмечали его человечность. Не мягкотелость, но именно умение поговорить с каждым человеком на языке если и не родном, то знакомом. А это в условиях тысячеязычного Кавказа ой как не просто! И Мадатов никогда бы не перепутал гянджинца с талышом, как и табасаранца с аварцем. Он был русским офицером, но сумел сохранить связь с землёй, в которой родился. Он воевал отчаянно храбро, но уважал противника, видел в нём равного себе. И когда умер при осаде турецкой крепости, командующий гарнизоном приказал открыть ворота, чтобы похоронить храброго и благородного Мадат-пашу на христианском кладбище.
Увы, сейчас времена иные. В ХХ веке война стала тотальной, и сил, чтобы оказать почести мужественному врагу, уже не осталось. Мы разучились видеть в людях их личные качества. Индивидуальный подход не в моде, его перебивают раса, страна, профессия, место рождения и обитания. Все сбиваются до кучи в стаю, потому как, известное дело, гуртом лупить кого-нибудь куда проще. Ещё полвека назад мы твердили, что человек человеку друг, товарищ и брат. Теперь вспоминаем, что, пожалуй, люди друг другу всё-таки волки. И одну из самых больных коллизий века нынешнего формулируем строчками столетия позапрошлого: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…» Это неправильно, и прежде всего потому, что из великой баллады Редьярда Киплинга вырвана цитата, которая не открывает истинного пафоса сочинений британца…
Но сперва ещё одна человеческая история. В 1830-е годы в Кавказском корпусе служил барон Торнау. Фёдор Фёдорович происходил из рода остзейских немцев, но числил себя потомственным офицером русской армии. Человек умный, образованный, мужественный, он выбрал себе нелёгкую долю - разведку. В те времена карта Кавказа была одним большим белым пятном. И Торнау пытался расцветить её хотя бы в немногих точках. В частности, он прошёл через горы в тех местах, где сейчас возводят сооружения будущей Олимпиады. А тогда они представлялись дебрями, совершенно дикими и непонятными. Проводниками Торнау стали братья из знатной горской семьи. Когда-то они провинились перед Белым царём, но за помощь нашему агенту им обещали вернуть и земли, и скот. Горцы безукоризненно выполнили свою работу - протащили неопытного русского через снежные перевалы, уберегли при встречах с соплеменниками. Но когда путешественники спустились вниз, наши генералы отказались выполнить договор. Барон возмутился, писал через голову начальства в столицу и добился исполнения обещаний, данных под слово чести.
Ему отомстили. В следующее предприятие его вынудили взять ненадёжных проводников, которые без раздумий продали подопечного горцам. Больше двух лет Фёдор Фёдорович провёл в плену. Трижды пытался бежать - и всё напрасно. Он уже приготовился закончить дни свои прикованным к стене горской хижины, но его спасли. Те самые братья, прежние проводники, выкрали Торнау из плена и вернули в русский лагерь. Они не любили Россию и русских, не за что было любить. Но чувствовали себя кровно обязанными человеку, который шёл вместе с ними, вместе с ними замерзал и голодал, а потом сдержал своё слово, слово русского офицера...
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, / Пока не предстанет Небо с Землёй на Страшный Господень суд. / Но нет Востока и Запада нет, что племя, родина, род, / Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт…
Вот о чём писал Киплинг - если человек по-настоящему сильный, то в другом он видит прежде всего человека.
Приложение 2
Дмитрий Быков Евразийство
Нынче повод непростой и высокий. Тут вот Дугин, например, погрозился, что не будет никаких философий, а останется одно евразийство. Я в восторге от подобных эдиктов и других его мыслительных взбрыков. Все мертвы, он говорит: Венедиктов, Шендерович, Березовский и Быков. Идеолог у них был Березовский, проплативший эту хаву нагилу, но теперь-то их балет мерлезонский вслед за ним переместится в могилу. Все погибнут, а особенно Познер, обладатель четверного гражданства…
Березовский, разумеется, помер. Но ведь Дугин вообще не рождался! Чтоб на трупе он моем не резвился, предаваясь непристойному лаю, - я хотел бы объяснить евразийство, потому что я его понимаю. Разговор о нем, понятно, недолог. Будем резать, так сказать, по живому. Дугин, кстати, вообще конспиролог, любит термины, читает Эволу (или Эволу, такой эзотерик, часто с Юнгером его поминают). Будем прямо говорить, без истерик, потому что ведь не все понимают. Просвещение теперь на ущербе, это Дугин догадался не первый; многим нравятся Генон, «Анненербе», метафизика великих империй, то есть некогда мы были титаны, а теперь у нас одна калиюга… Соберем гиперборейские страны против алчного торгового Юга! Мы же арии, священная раса, света воины, жрецы Аркаима… В нас входили до известного часа закавказцы, Казахстан, Украина, - мы их временно тогда упустили, но в Таможенном союзе с Китаем в евразийском всевместительном стиле мы их заново с собой сочетаем. Главный враг наш, разумеется, Запад (да кого ж они придумают кроме?): он нас хочет разделить и захапать. «Он не дремлет, мать его, он на стреме»*. Мы и сами этот путь выбирали, но теперь определились, воспрянув, - да и смогут ли чего либералы против нашенских арийских титанов?
Отнеситесь к этой догме без паник, хоть уместно от нее раззеваться, ибо Дугин не титан, а титаник, и такое ж у него азиатство. Мы слыхали про мистику империй, это старая короста с погоста, ибо с помощью высоких материй людоедство золотить очень просто. Как до вошки низвести человека с понтом мистика и статью эксперта - объяснил еще догадливый Эко, из Италии, который Умберто**. Чтоб не мучился никто, перепутав евразийца и скина, пику с червой, - там приводятся четырнадцать пунктов, и эклектика, естественно, первый. Вся подкрашенно-фашистская скверна, людоедство ради пафосной цели, архаичность, неприятье модерна, смерти культ и отрицанье рацеи, - но не стоит прибегать к микроскопу, а не то, глядишь, масштаб исказится. Целование начальника в Опу - это истинная суть евразийства. А в процессе целования в Опы впору вырваться такому экстазу, что мельчающие Штаты-Европы не почувствуют такого ни разу. Облизать ее, верховным в угоду, в соответствии с древнейшим заветом, и пожертвовать побольше народу, изнасиловав попутно при этом, - вот и мистика твоя, евразиец, что повылез из загробных пристанищ. Ты тут думаешь восстать, как Озирис? Ты тут даже как вампир не восстанешь.
А соратникам, друзьям и подругам я отвечу с легкомыслием юным: если начал хоронить меня Дугин - жить мне, видимо, не меньше, чем Юнгер.
Приложение 3
Алексей Навальный Чувак из Коврова всех победит
Меня до глубины души поразил какой-то чувак из города Коврова. К сожалению, я даже и не видел его, а просто увидел в твиттере сообщение о том, что на остановке в Коврове к нашему весёлому поезду подошёл человек и развернул плакат "Алексей, Юля, мы с вами" <http://instagram.com/p/YLTDbeSqzO/>.
Вот берёт человек в городе Коврове ватман. Рисует плакат и глубокой ночью идёт на вокзал, чтобы показать этот плакат проходящему поезду. При этом понимая, что с вероятностью 99% этот плакат никто и не увидит. Может, это и есть самое важное. Вот такие чуваки из Коврова. И никакой другой мотивации для работы не нужно, пока в условном коврове есть условные чуваки, обращающиеся к условным алексеям и юлям (которыми может быть кто угодно - от "узников Болотной", до преследуемого регионального журналиста). И они не просто есть, их становится больше.
Ещё раз спасибо огромное всем, кто ездил поддержать меня в Киров из Москвы на нашем "поезде в огне". Это было весело и действительно похоже на что-то среднее между "АккупайАбай" и фильмом "Бриллиантовая рука". Тем, кто приехал из других городов, география самая обширная: Питер, Воронеж, Ижевск, Самара, Саратов, Пермь, Казань. Приезжайте ещё.
Плавно переходим к нашим новостям. Не только Чувак из Коврова убеждает нас в правильности действий, но и чуваки с Технического переулка. Сегодня утром в поезде меня застала такая новость от СК: «В отношении братьев Навальных возбуждено еще одно уголовное дело по факту мошенничества» В результате действий братьев Навальных, навязавших посреднические услуги, в которых не было никакой необходимости, компании «МПК» причинен ущерб в размере не менее 3,8 млн. рублей. Эти денежные средства были перечислены на счета «Главного подписного агентства», а затем, как полагает следствие, похищены братьями Навальными.
Релиз выпустили аж в 7:45 утра. Всё то же, что и раньше. Братья Навальные ходят по стране, вынуждают заключать договоры, а цены завышенные СК ходит по следам преступных братьев и спасает всех, кто страдал от завышенных цен.
Из меня бы получился отличный агент по продажам: захожу в офис, делаю предложение от которого нельзя отказаться, выхожу с контрактом, подписаным по завышенной цене. Вообще, случай с компанией МПК печальный, конечно. Только вот два дня подряд говорил в Кирове про них журналистам и приводил как пример небольшого бизнеса, не испугавшегося наезда. И "Ив Роше", по которому было возбуждено первое уголовное дело <http://navalny.livejournal.com/758143.html>, и "МПК" были клиентами ГлавПодписки. И к тем, и к другим пришли ФСБ и СК, сказав: пишите заявления, что вам нанесли ущерб "Братья Навальные". Большой "Ив Роше" заявление написал сразу, а маленький клиент "МПК" следователей послал, сказав "Что за бред, какой ещё ущерб, никакого заявления писать не будем".
Была прикольная история: жирные богатые иностранцы сразу струсили, а маленькие уязвимые сограждане - нет. Вот этих сограждан долбали выемками, обысками и допросами, но они держались. А вчера вечером они сообщили: всё, больше не можем. Сегодня уже возбудили дело. Такая история. Совсем, увы, неоригинальная, для России, управляемой путинским ворьём. Кстати, сигнал о том, что у них крайне тухло всё обстоит с первым делом - по ИвРоше. Одно дело просто заявление выбить, другое дело - рассчитать и обосновать ущерб.
Если компания три года подряд получала услуги и была совершенно этими услугами довольна, то ей нелегко будет обосновать, почему это весь объём перечислений по договору - "сумма похищенных средств". Вот и нужен очень второй потерпевший, чтобы дело не "расползалось". Ну ок. На меня уже это небольшое впечатление производит. Было 4 дела, стало 5. Разница небольшая. Я потерплю. Когда-нибудь рассчитаемся сразу за всё. Потому что Чувак из Коврова всё равно победит.