Введение
Читатель, а не редакции СМИ, первым предпочел интернет - бесплатное и удобное средство доставки информации, ныне обладающее неограниченным выбором газет, журналов и прочих средств массовой информации. Теперь все СМИ, одно за другим осваивают новые форматы в погоне за неуловимыми читателями. Журналистам сейчас приходится думать, как оставаться интересным, полезным и удобным изданием для читателя. Медийщики признают, что правила задает аудитория. И СМИ приходят туда, где читателю удобно - в социальные сети, в мобильный телефон, на интернет-телевидение. И в том формате, в каком удобно читателю - инфографика, видео, короткие сообщения в twitter, возможность переходить по ссылкам, все больше углубляясь в подробности сюжета.
«Поле деятельности журналистов и сама медиасфера значительно расширились. Если раньше преобладала четкая специализация того или иного сотрудника СМИ на газетной, журнальной, теле- или радиожурналистике, то сегодня на сцену вышел мультимедийный журналист, который умеет не только написать статью, но и опубликовать ее в интернете, сопроводив заметку собственными фотоснимками» [См. Засурский, 2007, С. 10].
Новый медийный сегмент интернет-журналистики, появился в результате конвергенции и освоения интернета профессиональными производителями информации. С момента его появления прошло всего около 13 лет, Интернет развивается стремительными темпами, а вот теория Интернет-журналистики пока отстает. На базе МГУ им. Ломоносова в 2008 году открылась кафедра новых медиа и теории коммуникации, теоретические аспекты нового сегмента СМИ осваиваются постепенно и, по большей части, на основе анализа столичных СМИ…
О значении видео в интернет-СМИ, много цифр, часть прогнозов, высказывания экспертов. Не изучено, так как информация быстро устаревает. Действующие профессионалы делятся опытом на специализированных конференциях.
Цель: Охарактеризовать жанровую структуру видеопродуктов федеральных интернет-СМИ
Задачи:
1.Представить понятийный аппарат и охарактеризовать видео в интернете как основной элемент мультимедиа;
.Охарактеризовать основные особенности видеопотребления аудиторией интернет-СМИ;
3.На основе анализа выбранных интернет-СМИ, охарактеризовать общие особенности видеоконтента федеральных интернет-СМИ;
.Описать жанровые характеристики видеопродуктов федеральных интернет-СМИ.
1. Видео как основной элемент мультимедиа (как основной критерий мультимедийности)
.1 Стремление к мультимедийности как современная тенденция
Интернет-СМИ начинались с небольших информационных служб, доставляющих новостные сообщения узкому кругу подписчиков. Такие СМИ не были массовыми хотя бы потому, что русскоязычный Интернет не был массовым. В доказательство уместно привести цитату Антона Носика из предисловия к книге «Интернет для журналиста»: «…здравый смысл подсказывает, что создание средств массовой информации в русском интернете стало возможно не раньше, чем сам по себе Рунет стал явлением сколько-нибудь массовым. До наступления этого срока (который можно отсчитывать, к примеру, от 1998 года - времени преодоления Рунетом отметки в 1.000.000 российских пользователей) новостным изданиям, серверам и информационным службам на русском языке ничто не мешало существовать в сети, однако они присутствовали там скорее в качестве средства доставки данных ограниченному кругу подписчиков, нежели в качестве полноценных СМИ, способных конкурировать с традиционными источниками информации…» [Носик].
По мере увеличения числа пользователей Интернета, возрастает их потребность получать разнообразную информацию в виртуальном пространстве. В то же время, увеличивается конкуренция между интернет-СМИ, которая влияет на их желание предоставлять своей аудитории как можно больше поводов задержаться на сайте. Эти СМИ ориентируются уже на конечного потребителя - пользователя Интернета.
Для того чтобы привлечь как можно больше читателей и удержать их на сайте, Интернет-СМИ используют все новые возможности, которые им предоставляет Интернет, в том числе возможность транслировать видео.
Дадим краткую характеристику основным понятиям:
Мультимедийность - характеристика представления информации с помощью различных ее типов - вербального текста, фотографии, аудио-, видео-, графики, анимации и других производных от них форм.
Конвергентность (латин. convergens - совпадающий) в общем - это характеристика совпадения каких-нибудь признаков, свойств независимых друг от друга явлений [Ушаков], в журналистике этот термин употребляется, как характеристика процесса соединения в одно целое различных СМИ или различных форматов (редакция газеты, начинающая производить видео- и аудиоконтент, кроме текстового, становится конвергентной).
Таким образом, мультимедийная журналистика - это создание мультимедийного материала для конвергентного СМИ [Лосева, 2009].
Процесс мультимедизации не стремительный, интернет-СМИ становятся мультимедийными постепенно. По данным службы Яндекс. Новости: «мультимедийные объекты в сообщениях онлайн-СМИ встречаются довольно редко: изображения - в 39% сообщений, а аудио и видео - всего в 1-2%. Даже в сообщениях на сайтах телеканалов и радиостанций они есть далеко не всегда. А мультимедиа всех трёх типов (и изображения, и аудио, и видео) в заметном количестве встречаются в основном на сайтах телеканалов, например, «Россия» (vesti.ru) и «Дон-ТР» (dontr.ru)» [Яндекс. Новости, 2010-2011].
Для создания мультимедийного материала требуются цифровые устройства записи разных типов информации, кодирующие устройства (например, цифровые видеокамера, диктофон, фотоаппарат и т.д.). Очевидно, что создавать и передавать такую разнородную информацию изотропное (однонаправленное) СМИ не может. Например, газета может передавать только текст и фотоматериалы, бумага не передаст звук или движение. Радио не может передать изображение. Телевидение передает вербальные тексты, звук и видеоряд, а также фото и графические изображения (статичные и подвижные). Однако телевизионная «мультимедийность» линейная, т.е. все знаковые формы используются в одном временном диапазоне. Таким образом, полноценно передавать мультимедийную информацию способно только конвергентное СМИ, у которого есть все технические возможности для ее производства и передачи.
Коммуникации через интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст, голос, музыку и анимацию, иными словами - все основные мультимедийные элементы. Таким образом, «интернет добавил к средствам и инструментам коммуникационной среды новое измерение, которое не могли дать ни книгопечатный станок Гуттенберга, ни радиопередатчик Маркони» [См. Карякина, 2007, С. 127].
Д.С. Голосманов в своем исследовании пишет: «В Интернете начинает формироваться новый тип сетевых СМИ - информационный портал, включающий в себя как информационный, так и другие типы контента, а также, наряду с элементами сетевого издания, сочетающий в себе элементы сетевого радио и телевидения» [См. Голосманов, 2007, С. 35]. Этот новый тип СМИ и есть элемент мультимедийной журналистики. По мнению авторов пособия «Интернет-СМИ», основные характеристики, позволяющие выделить его из традиционных СМИ - это родовые признаки интернета как канала передачи и распространения информации: гипертекст, мультимедийность, интерактивность, трансграничность.
Процесс конвергенции совпал с техническими усовершенствованиями сети интернет - увеличением скорости передачи данных к клиенту (преимущественно вытеснение обычного доступа через телефонную линию доступом по выделенной линии или через ADSL), появлением flash-технологий анимации в интернете, усовершенствованием процессов сжатия видео и многого другого.
Стремление интернет-СМИ к мультимедийности обязательно сопровождают некоторые процессы (мы воспользуемся ими позже, как признаками мультимединости):
1.Стремление к интерактивности. С середины 90х годов на интернет-сайтах СМИ растут возможности вмешательства пользователя в содержание СМИ (возможность оставить комментарий, написать отзыв на статью, проголосовать за материал, отправить ссылку другу и т.д.).
2.Работа с UGC (user-generated content). Это, прежде всего, постепенное разбавление материалов, подготовленных профессиональными журналистами контентом, созданным самим пользователем и присланным в редакцию, а также размещение на сайтах традиционных СМИ площадок для общения журналистов и читателей (часто в форме блогов журналистов).
3.Стремление к индивидуализации, предоставление разной информации для разных групп потребителей. Это произошло не только из-за увеличения разнообразия контента СМИ, но и из-за появление новых приборов индивидуального потребления СМИ (мобильных устройств с возможностью «закачки» подкастов и других медиаматериалов).
4.Визуализация. Визуальная составляющая растет в СМИ со времен развития телевидения. Приведем некоторые цифры. По данным исследования Web-Index компании TNS Gallup Media за февраль 2013 года [TNS, 2013]., хотя бы раз в месяц в интернет в России выходят 68 878 тысяч человек в возрасте от 12 до 64 лет. Эта цифра постепенно растет. Огромной популярности среди аудитории интернета пользуются ресурсы, содержащие большое количество визуальной информации (видеоролики, особенно). В феврале 2013 года хотя бы раз в неделю видеоролики на RuTube просматривали 1 483.9 тысяч человек.
Можно выделить еще несколько тенденций, например, тенденцию к сращиванию интернет-технологий с технологиями мобильной связи, тенденция предпочтения оперативной (срочной) публикации новостного материала правдивости и тщательной проверкой фактов.
Таким образом, визуализация контента, в том числе создание видеопродуктов - один из основных признаков мультимедизации.
1.2 «Трансформация» аудитории интернет-СМИ под влиянием мультимедийных технологий
Появление «новых» СМИ (интернет-СМИ, мобильных СМИ) и новых видов коммуникации - блогов, мобильных телефонов и т.д. стало причиной увеличения конкуренции среди СМИ за внимание потребителя. При этом общее время, которое человек готов тратить на потребление информации, почти не изменилось. Единственное, появились такие медиапродукты, которые человек может потреблять в рабочее время на беду «бдительных начальников». По данным, опубликованным в сборнике «Журналистика и конвергенция.», время, отводимое под медиапотребление, расширилось в среднем на полчаса в день за счет того, что мы общаемся в социальных сетях на работе, украдкой читаем информационные интернет-сайты [Кирия, 2010 С. 12]. Больше всего, в условиях ограниченного времени, потребители информации предпочитают индивидуальные и интерактивные СМИ (из-за их наглядности и возможности использовать для потребления разные мобильные устройства, человек может потреблять их на бегу).
Время, затрачиваемое на чтение газет, неуклонно снижается. Во США это время снизилось до 25 минут в день [См. Кирия, 2010, С. 35-36], во многих других странах не намного больше. Около половины жителей крупных городов читают газеты крайне нерегулярно, не каждый день и очень выборочно. Универсальные каналы на ТВ постепенно уступают место нишевым, специализированным, преимущественно кабельным каналам. Постепенно такая индивидуальная активная модель потребления вытесняет модель «пассивного смотрения».
Ксения Корякина в своей работе объясняет человеческое медиавосприятие с помощью «кликовой теории» А. Эверетта. «Концепция «кликового сознания», характеризует, по мнению психологов, подавляющее большинство представителей современного молодого поколения. «Кликовость» заключается в восприятии информации и визуальных образов нелинейно, фрагментарно, множественно, на основе мультиканальных, ограниченных по времени ресурсов. Классическим примером может стать то, каким образом современная молодежь, в отличие от своих родителей, смотрит телевизионные программы, от телефильмов до новостей: с пультом в руках, постоянными «кликами» переключая каналы и пытаясь составить целостную картину на основе множества обрывочных информационных потоков» [См. Корякина, 2007, С. 149].
Ориентируясь на активного пользователя, СМИ становятся интерактивными. Согласно книге «Журналистика и конвергенция…» [Кирия, 2010], интерактивное медиа - это медиа, которое читатель создает как бы самостоятельно на основе большого количества предложенных вариантов. В этом состоит принципиальное отличие языка мультимедиа от языка других сред - без вмешательства пользователя информация остается неполной (только пользователь может своими действиями вывести на экран ту или другую версию информации, он решает смотреть ему видео или нет, решает, когда остановиться). Мультимедийный контент заставляет пользователя самостоятельно выбирать свои перемещения по разным материалам или частям материала и свою логику получения информации.
Мы уже говорили, что аудитория рунета перевалила за 60 млн человек и эта цифра все время растет. Приведем некоторые результаты исследований аудитории интернета. По данным «Руметрики» [Руметрика, 2011] аудитория рунета становится старше и серьёзнее: больше времени проводит за чтением новостей, чем за общением, играми. 87% пользователей посвящают своё время в сети информационно-поисковым сервисам, 61% - развлекательным, 46% - социальным, 17% - финансовой деятельности онлайн. Самые популярные виды сетевой активности рунета: новости (77,4%), e-mail (62,3%), прогноз погоды (60,5%), поисковые сервисы (48,5%). За 1,5 года выросла популярность новостей в сети: +10,4% - чтение новостей, +17% - обращение к блогам и форумам, +48% - онлайн-ТВ. 48,6% времени пользователи читают новости, за раз просматривая порядка 7 страниц.
По данным компания ComScore и видеосервиса RuTube количество просмотренного видео в Рунете с марта по декабрь 2011 года выросло почти в два раза - с 3,136 млрд, до свыше 6 млрд [СNEWS].
Заместитель директора высшей школы журналистики ГУ ВШЭ Илья Кирия в презентации на тему нового типа аудитории [Кирия, 2009] говорит об отличии аудиторию интернета от аудитории других СМИ. За три с половиной года некоторые данные, вероятно, устарели, но существенно ситуация не изменилась, кроме того, презентация Ильи Кирия пока единственный собранный воедино полный анализ потребления информации аудиторией интернета. Итак:
ОНИ ПОЛУЧАЮТ ИНФОРМАЦИЮ
Избирательно (6%)
Поверхностно (11%)
Только по будням (3%)
И по будням, и в выходные, изредка (8%)
Только номер в выходные, не весь (7%)
Только номер в выходные, серьезно (6%)
Избирательно и понемногу (10%)
ЧИТАТЕЛЬ В ИНТЕРНЕТЕ ХОЧЕТ
Быстро перемещаться по рубрикам
Быстро перемещаться от факта к комментарию и другим жанрам
Смотреть на фотографии
В более позднем своем исследовании, Кирия добавляет, что:
·Более половины из 11,8 часов, еженедельно проводимых в онлайне, раньше отводилось на просмотр ТВ;
·Пользователи интернета смотрят телевидение на 28% меньше, чем непользователи» [Кирия, 2009].
В 2009, когда интернет показывал очень высокие темпы роста, некоторые эксперты прогнозировали, что все больше людей будут отказываться от телевидения в пользу интернета. Сейчас же, когда темпы роста числа сетевых пользователей несколько замедлились, эксперты в области телевидения говорят уже о других тенденциях. Алена Ватбольская, представитель холдинга ВГТРК на Международной конференции «СМИ и социальные сети - 2011» рассказала о том, что телевидение чувствует себя прекрасно: «…со времен появления интернета мы потеряли только 1% аудитории, эта цифра не растет и не будет сильно расти… Я считаю, что в ближайшем будущем ТВ научится использовать интернет, как еще один канал доставки своего контента» [Ватбольская].
Ответ на вопрос о том, почему СМИ становятся мультимедийными, без сомнения, связан с изменениями в аудитории. На этот вопрос бывший мультимедийные редактор РИА Новости Наталья Лосева отвечает так: «Эксперты считают, что аудитория интернета не «читает», а «смотрит», даже текст. Наша аудитория мультимедийна по сути, и сама научилась производить мультимедийный контент. Она выбирает такой язык обмена информации» [Лосева, 2009]. Феномен «сканирования» («просматривания») читателем текста известен давно, исследователи говорят о замене линейного чтения текста чтением смысловым, навигацией по логически связанным фрагментам текста.
Другими словами, аудитория требует профессиональную «выжимку», тщательно отобранный структурированный мультимедийный материал, так как «обладает иными визуальными, интерактивными, пользовательскими возможностями… Все эти тенденции в изменении образа жизни и моделей медиапотребления пользователей в конечном счете стали драйверами (движущими силами) новой цифровой революции в медиасфере» [См. Кирия, 2010, С. 42].
На конференции «Неделя российского интернета» (Russian Internet Week, RIW) в октябре 2012 года эксперты назвали перспективные направления развития современных интернет-СМИ [РИА Новости]. Среди них развитие мультимедийной подачи информации. По словам Ирины Кедровской, мультимедиа позволяет интернет-СМИ охватывать читателей с разной «скоростью» взаимодействия с информацией. Кто-то бегло изучает заголовки, кому-то интересно мнение конкретных личностей и аналитический разбор темы, кто-то любит долго посидеть на сайте интернет-СМИ. Разные типы информации служат разным типам аудитории, сказала она.
Однако эксперты признали, что скорому развитию мультимедийности в интернет-журналистике мешает, в том числе, тот факт, что такой метод подачи требует большой пропускной способности от интернет-инфраструктуры, а похвастаться ей могут далеко не все регионы России.
Замруководителя международных проектов «Российской газеты» Ольга Иванова отметила, что западные СМИ делают большую ставку на видео в интернете. В качестве примера она привела Wall Street Journal Live - бесплатный видео-сервис, который активно набирает популярность.
Говоря о мультимедийности, многие эксперты имеют в виду наличие кроме текстовых новостей видеоконтента на сайтах интернет-СМИ. Несмотря на то, что аудио и инфорграфика тоже немаловажные элементы мультимедийности, видео все же самый дорогостоящий и технологически сложный продукт. Поэтому для многих именно наличие видеоконтента становится критерием мультимедийности.
Таким образом, именно ориентация на аудитории на визуальную информацию заставляет редакции интернет-СМИ делать ставку на видео, расширять и разнообразить свой видеоконтент по мере возможностей.
Особенности потребления видеоконтента, как одного из главных элементов мультимедиа, мы постараемся проанализировать в следующем параграфе.
1.3 Особенности видеопотребления в интернет-СМИ
Сегодня видео уже не является эксклюзивным контентом только в телевизионных приемниках. Видео в настоящее время претерпело значительное и преобразование и новым каналом распространения становится интернет.
Появилось множество вариантов устройств, с помощью которых можно получать видеоконтент. «Все более распространенным явлением становится увеличение количества экранов в домохозяйстве, включающем стационарный телевизор, персональный компьютер, ноутбук, игровую приставку, планшет, смартфон. Важным также является рост использования продвинутых устройств видеозаписи» [Назаров].
По данным MIndex (Россия, 3 кв. 2011), которые медиаисследователь Назаров приводит в своей работе о нелинейном телесмотрении в контексте онлайн-видеопрактик, 25% россиян имеют широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 2 Мб\сек (то есть, по сути, имеют возможность просматривать видеоролики онлайн). Эта цифра намного больше в крупных городах, по данным TNS на январь 2013 в крупных городах 74% жителей имеют широкополосный доступ [Статистика рунета].
Таким образом, проникновение широкополосного интернета как одного из важнейших условий развития онлайн-просмотра оказывается пока не слишком высоким, но в крупных городах эти цифры оказываются существенно бо´льшими. Кроме того, динамика роста проникновения интернета оказывается в последние годы весьма высокой именно за счет его проникновения в регионы.
По данным компании ComScore и видеосервиса RuTube количество уникальных пользователей, смотрящих видео в Рунете, с марта по декабрь 2011 года увеличилось на 20% - с 39,2 млн. в марте 2011 г. до 47,4 млн. в декабре. Количество просмотренного видео в Рунете выросло почти в два раза - в марте 3,136 млрд., в декабре свыше 6 млрд. видеороликов. Также выросло среднее время, которое пользователь ежемесячно тратит на просмотр видео - 15 часов 30 минут в декабре против 9 часов 20 минут в марте. Однако за счет роста общего числа просмотренных роликов время, среднее время, затраченное на одно видео, практически не изменилось - около 7 минут. Топ видеоресурсов Рунета (по уникальным посетителям, декабрь 2011 года) выглядит следующим образом: на первом месте, согласно данным Video Metrix, находятся сайты Google (YouTube), на втором месте - Mail.ru Group, третье место занимают сайты группы Gazprom Media (RuTube, NTV.ru и т.п.). Социально-демографический портрет аудитории онлайн-видео Рунета за год фактически не изменился. Ядро аудитории составляют молодые люди в возрасте 15-34 лет, на которых приходится более 60% всех просмотров видео, они наиболее активны и ежемесячно смотрят в среднем 138 роликов. При этом они затрачивают на просмотр в два раза больше времени, чем 35-44-летние, в три раза больше, чем 45-54-летние и в восемь раз больше, чем люди старше 55 лет [CNEWS].
Согласно данным Назарова на конец 2011 г., большая часть аудитории - 78% смотрела онлайн-видео с помощью компьютеров и 27% с помощью ноутбуков. Около 20% смотрели видео онлайн с использованием телевизора (SmartTV); около 1% использовали смартфон и планшет. С тех пор прошло больше года и последние цифры, судя по всему, несколько выросли в связи с распространением и удешевлением смартфонов и планшетных компьютеров.
Видеопотреблением можно назвать потребление разных форм видеоконтента: традиционное (вещательное) телевидение, просмотр скачанного из интернета, онлайн-просмотр короткого или длинного видео.
В своем исследовании Назаров приводит данные о длительности потребления различных форм видеоконтента в среднем в минутах в сутки в различных группах российской аудитории. Здесь же приводится информация об относительной доле каждой формы в видеопотреблении в целом.
Формы видеоконтентаВсе 15+15?34Минут в день%Минут в день%Просмотр коротких роликов онлайн3,91,48,54,2Просмотр ТВ (линейный просмотр)246,590,7156,777,0Просмотр скачанного контента9,73,620,310,0Нас в рамках исследования больше всего интересуют данные о просмотре коротких роликов онлайн, именно такое видео больше всего распространено в новостных интернет-СМИ. По сравнению с другими формами просмотра, доля смотрения коротких роликов онлайн (в число которых входят не только исследуемые нами новостные ролики, но и любой другой короткий видеоконтент) невысока, а традиционное линейное телевещание - доминирующий формат потребления видеоконтента. Тем не менее, у молодых зрителей (в возрастной группе 15-34) просмотр телевидения занимает меньше времени - 77% против 91% среди всех телезителей в возрасте «15 лет и старше». Интернет-видео молодая аудитория смотрит значительно активнее: 10% времени приходится на скаченный контент (против 3,6% у зрителей в целом); и более 4% (все зрители - 1,4%) на короткие ролики онлайн. Таким образом, нелинейное видеопотребление становится заметным сегментом в структуре видеопотребления [Назаров].
Существование возможности нелинейного просмотра позволяет пользователю запрашивать информационные материалы в любом порядке, а также обращаться к архивной информации годичной, двухгодичной и большей давности. Интернет позволяет сделать то, что невозможно сделать на традиционном телевидении - вернуть передачу назад, например. Пользователь может использовать поиск по архиву аудио- и видеоинформации, набирая ключевые слова по признакам: дата, автор, тема, программа и т.д.
«Если традиционно эти взаимоотношения строятся на «добровольно-принудительной» основе - зритель может смотреть только то, что в строго заданное время в безальтернативном порядке предлагает ему тот или иной вещатель, то с развитием интернет-вещания зритель получит гораздо большую свободу, и не только в выборе того, «что» и на каком канале смотреть, но также - «когда» и «как» смотреть» [Гарматин].
Обычно эксперты условно делят видеоконтент на два противоположных по содержанию типа. Первый тип - это пользовательский видеоконтент (UGC): в среднем недорогой, с невысоким качеством, не всегда интересный, малоизвестный, с невысокими возможностями монетизации. Второй тип ? это профессиональный контент. Он, как правило, дорогой, качественный, интересный, известный, хорошо монетизируемый.
Насчет монетизируемости профессионального контента высказывался Я.Н. Засурский: «По мере увеличения объема сферы общественного достояния парадоксальным образом станет более жизнеспособной и экономика коммерческого сектора, потому что потребность в узкой специализированной информации из платных источников может возникнуть только в контексте большой и «богатой» информационной системы с открытым доступом к знанию. Мало кто готов платить за информацию общего характера, но трудно отрицать, что получение отдельных, специализированных информационных объектов мотивирует к их покупке по хорошей цене» [Засурский]. Тема монетезируемости профессионального видеоконтента в интернете очень интересна, активно обсуждается и почти не изучена, но мы постараемся в этой работе касаться ее как можно меньше, чтобы не уйти от главного.
В конце 2012 года в Москве прошла третья ежегодная конференция TechCrunch Moscow 2012, которая была посвящена глобальным тенденциям на рынке информационных технологий. Участники в числе прочего обсуждали развитие видео в интернете. В дискуссии они отметили, что видео, пожалуй, самый быстроразвивающийся сегмент российского интернет-бизнеса. Оборот его составляет 60 млн долларов, а рост - 80% в год. Однако этот рынок находится сейчас в самой ранней стадии развития [ASTERA].
Само видео в интернете появилось сравнительно недавно. Мы приводим в нашей работе краткую историю развития видео в интернете, составленную по материалам доклада Ярослава Городецкого представителя крупной компании CDNvideo на международной конференции в 2011 году [Городецкий].
Краткая история развития интернет-видео в мире:
: появление RealAudio первой технологии потокового вещания через интернет;
2002: Macromedia Flash Player 6.0 установили на 90% ПК с выходом в интернет, впервые появляется возможность проигрывания видео;
2005: Adobe покупает компанию macromedia и выпускает Adobe Flash Player 6.0, поддерживающий кодек On2 VP6 (дал возможность показывать качественное видео там, где есть широкополосный доступ). Этот кодек на несколько лет стал, по факту, стандартом;
2006: YouTube, первый массовый видеосервис в интернете, продан Google через 21 месяц после основания за $1,65 млрд;
2008: ведущие американские производители телевизионного контента запускают сервис Hulu, который впервые позволяет легально и бесплатно просматривать профессиональное видео через интернет;
2008: Apple выпускает iPhone 3G и технологию потокового вещания на мобильные HTTP Adaptive Streaming (Caprtino), начинает ее активно пропагандировать;
2009: крупнейшие массовые производители телевизоров выпускают на рынок модели SmartTV|ConnectedTV, которые позволяют просматривать видео через интернет;
2010: Netflix, сервис показа кинофильмов через интернет, становится крупнейшим генератором контента в США (24,7% от всего североамериканского трафика).
История развития интернет-видео в России:
: запущен видеохостинг RuTube, через 2 года продан холдингу «Газпром-медиа» за $15 млн.;
2008: создана первая сеть показа интернет-рекламы VideoNow, позволяющая монетизировать видео любым интернет-площадкам;
2009: запущены несколько сервисов по показу профессионального видео по рекламной модели (zoomby, ivi, TVzavr);
2010: сайт vesti.ru (ВГТРК) выпускает приложение на iPhone с возможностью просмотра прямого эфира телеканала «Россия-24»;
2011: запущен первый сервис просмотра видео по подписке Now.ru
В мировой и российской истории развития интернет-видео есть общая тенденция: сначала появлялись хостинги UGC (пользовательского контента), а потом хостинги профессионального контента, далее постепенно происходит развитие мобильного вещания.
Итак, интернет-СМИ производят профессиональный видеоконтент. По словам руководителя департамента новостей и политики на YouTube Стива Гроув, на персональных каналах газет внутри портала yuotube.com больше собственного контента, чем пользовательского: «Например, Associated Press загружает около 300 роликов в неделю. The New York Times загружает приблизительно от 6 до 12 роликов в неделю. Примерно столько же - The Washington Post. Ещё несколько лет назад эти новостные организации вообще не умели снимать видео, но они научили своих репортёров делать это и наняли в штат профессиональных операторов» [Видео в интернете].
Видео для СМИ интересно еще и потому, что это дополнительная площадка для размещения рекламы. Кроме стандартных баннеров на странице, всплывающих видеобаннеров, есть возможность поместить видеорекламу непосредственно перед видеороликом, который собирается посмотреть пользователь.
Согласно исследованиям CDNvideo [Городецкий], такая реклама эффективна потому что:
Комфортное восприятие рекламы. Пользователь может пропустить рекламный ролик через 5-10 секунд (время, до того, как можно будет пропустить ролик, показано, так же как и известна длительность самого ролика). По словам Городецкого, такая реклама раздражает пользователя намного меньше, чем маячащая баннерная или видеореклама поверх контента. Кроме того, пользователь настраивается на просмотр видео и в таком подготовленном состоянии лучше всего воспринимает видеорекламу. У пользователя также есть возможность легко перейти на сайт рекламодателя, если он его заинтересовал.
Только один баннер находится в поле зрения зрителей. Он не конкурирует ни с самим контентом, за которым пришел пользователь, ни с другими баннерами, так как внимание обращено в область проигрывателя, где через 5-10 секунд можно будет начать просмотр.
Достаточно продолжительный контент.