Фотопортрет на страницах корпоративной печати

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»

Факультет филологии и журналистики

Кафедра журналистики

Специальность: 030601.65 «Журналистика»


КУРСОВАЯ РАБОТА

ФОТОПОРТРЕТ НА СТРАНИЦАХ КОРПОРАТИВНОЙ ПЕЧАТИ


студентки 5 курса

группы 30711

Лушниковой Натальи Павловны

Работа допущена к защите:

научный руководитель

ст. преподаватель

Н.Л. Фесянова


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОТОПОРТРЕТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

.1 Портрет как жанр фотожурналистики

.2 Виды фотопортретов и их функции в газетном номере

ГЛАВА 2. ПОРТРЕТИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ПЕЧАТИ

.1 Типологические особенности корпоративной газеты «Нефтехимик»

.2 Фотопортрет в корпоративной газете «Нефтехимик»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Во времена Советского Союза страницы газет были сплошь заполнены снимками передовиков производства, партийных лидеров, колхозников и так далее. Именно эта тематика являлась ведущей в тогдашних печатных изданиях. Времена изменились, а вместе с ними изменилась и периодические издания. Сегодня информационный крен направлен больше на публичных людей в сфере политики, шоу-бизнеса и спорта. Теперь фотография на страницах газет это неотъемлемый компонент дизайна, который не только привлекает внимание читателя к изданию, но и выполняет информационную функцию. Правильно подобранные иллюстрации, сопровождающие текстовый материал, могут многое - помочь читателю понять суть сообщения или напротив, акцентируя внимание на мелочах или второстепенных элементах отвлечь его от некоего актуального события. Поэтому вдвойне удивительно, почему современные корпоративные издания так и остались в советском прошлом, почему среди такого огромного жанрового разнообразия фотографий, среди огромных возможностей фототехники на страницах корпоративных изданий, одно из ведущих мест по-прежнему занимают шаблонные портреты передовиков производства, руководителей, победителей-новаторов и так далее. Ясно, что без такого жанра как фотопортрет любой газете не обойтись, он нужен, он интересен читателю. Но при этом даже выбор фотопортрета в корпоративных СМИ зажат в клишированные рамки - «Рукопожатие и улыбка», «Созерцатели», «Награждение» и тому подобное. Жанр фотопортрета, в первую очередь призванный показать эмоции человека, его характер, статус, положение в обществе, превратился в простое статичное, тусклое, техническое изображение. Поэтому в данной работе мы попытаемся понять жанровую специфику фотопортрета на страницах периодической печати, найти путь по возрождению истинных функций фотопортрета в корпоративных СМИ.

Степень изученности темы. Благодаря деятельности ведущих специалистов факультета журналистики российских университетов В.В. Ворошилова, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, А.А. Тертычного рассмотрена система жанров в фотожурналистике, а так же частично затронуты проблемы ее современного развития.

Объект исследования - портрет как жанр фотожурналистики.

Предмет исследования - корпоративная газета «Нефтехимик».

Цель работы - изучить особенности использования фотопортрета в корпоративной печати.

Основные задачи исследования:

- изучить и проанализировать портрет как жанровый элемент изобразительной печати;

- рассмотреть способы использования портрета на страницах корпоративной газеты;

систематизировать жанровую специфику использования фотопортрета;

- раскрыть особенности фотоснимков в производственной газете;

При проведении исследования мы опирались на труды: В.В. Ворошилова, С.Г. Корконосенко, С.М. Гуревича, З.С. Смелковой.

Методы исследования. Изучение научной литературы, касающейся роли фотографии в печатных средствах массовой информации, а также анализ портретных снимков используемых в корпоративном издании с целью найти наиболее оптимальные и эффективные варианты применения их в газете.

Эмпирическая база исследования - 1560 фотографий ОАО «НКНХ» представленных на страницах газеты «Нефтехимик». Хронологические рамки 2011 - 2012 год.

Новизна исследования. В данной работе впервые предпринята попытка рассмотреть жанровую специфику фотопортрета в корпоративной периодике.

Структура курсового исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложении


ГЛАВА 1. ФОТОПОРТРЕТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


.1 Портрет как жанр фотожурналистики


В творчестве пишущих журналистов все материалы делятся на определенные жанры. Существуют новостная заметка, аналитическая статья, очерки, репортажи и более фундаментальные тексты. Система жанров фотожурналистики специфична и не повторяет традиционного разделения жанров текстовой публицистики. У фотографии помимо репортажных снимков, фотопортретов, фотомонтажа, фотоплаката, фотоочерка и так далее есть и множество других критериев определения фотографического жанра. Фотожурналисты, выпускающие редакторы, критики - все говорят на разных языках, у всех своя терминология. Иногда критерием определения фотографического жанра становится объект съёмки или же специфика и метод работы фотографа. Репортажный портрет, к примеру, и студийный портрет - далеко не одно и то же, хотя объектом съёмки является человек.

Мы примем за основу систему жанров фотожурналистики, предложенную профессором В.В. Тулуповым в книге «Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты». По мнению В.В. Тулупова, исторически сложились три «родовых», канонических жанра: фотоинформация (фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж. Остановимся подробнее на жанре - фотопортрет.

Портрет - старейший и наиболее распространенный жанр фотожурналистики, ведь его история непосредственным образом связана с историей зарождения самой фотографии. Путь у фотопортрета был не из легких. Не успело последовать официальное признание изобретения Л. Дагерра, как в том же 1839 году немецкая газета «Лейпцигер Анцейгер» разразилась гневным осуждением: «Желание фиксировать беглые отображения граничит с кощунством. Бог создал человека по своему подобию, и никакой человеческий аппарат не может зафиксировать изображение подобия бога; бог должен был бы изменить своим вечным принципам, чтобы позволить какому-то французу из Парижа бросить в мир такую дьявольскую выдумку». Наиболее рьяные противники «механического изображения» особенно недопустимой считали съемку людей. Они видели в этом чуть ли не богохульство. Из первых снимков в истории фотопортрета, исполненных самим Л. Дагерром, дошел до нас портрет лондонского инженера Э. Шанкса. Сеанс проводился на ярком солнце, и все же выдержка продолжалась около часа. В сентябре 1839 года в Мюнхенском союзе искусств профессор И. Штейнгель впервые показал два фотопортрета, полученные им по способу Л. Дагерра, а в следующем году газета «Гамбургский корреспондент» уже писала о «выставке фотографических портретов художника Изеринга».

История фотопортрета в России тоже развивалась. Судя по датам, Россия даже опередила немцев. Газета «Московские ведомости» за 1840 год (№51) уведомляла об открытии А. Грековым «художественного кабинета». Пытливый русский умелец предлагал обзавестись фотопортретами «величиной в обыкновенную золотую табакерку».

В 1878 году случилось событие, которое в истории фотопортрета стало знаковым - в садах Ватикана сфотографировался со своей свитой сам папа Лев XIII. Свои впечатления о результатах он излил латинскими стихами. В них воспевалось «новое изображение природы, которое не может быть выявлено более совершенно, даже рукой самого Аппеллеса...».

Итак, анафема сменилась панегириками... Но, не дожидаясь этого события, портрет человека уже появился на страницах газет. В 1867 году специально для газеты «Таймс» Р. Хьюлетт сделал репортаж о строительстве огромного корабля «Grait Eastern». Среди прочих снимков был портрет И. Брюнеля, разработчика корабля и крупнейшего инженера своего времени. С тех пор интерес к наглядному изображению человека стал постоянен, на это не в силах влиять никакие общественные или социальные изменения.

В наши дни успех или неудача какой-то личности по-прежнему вызывают неизменный интерес общественности. Люди совершенно разных занятий, со своими неповторимыми чертами внешности или характера, особым взглядом на жизнь становятся героями полотен художников, персонажами литературных произведений и, конечно же, журналистских материалов. Интерес прессы к наглядному изображению человека постоянен, так как читателям интересно знать, как выглядит персонаж очерка или интервью, отразился ли его характер, карьера, судьба на его внешности. Суть фотопортрета на страницах периодики заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о личности волею судеб попавшей на страницы газет, показать человека не только таким, каким его знают и привыкли видеть, а найти и выявить скрытые достоинства, отражающиеся во внешности человека.


1.2 Виды фотопортретов и их функции в газетном номере


Несмотря на то, что фотопортрет создаётся совсем не с помощью кистей и красок, традиции и правила фотопортрета ведут своё начало из живописи. Однако позаимствовав некий каркас правил, для фотопортрета выработано и множество своих, специфических правил, традиций, направлений и видов которые мы попытаемся рассмотреть в данной работе.

Фотопортреты, подобно живописным, разделяются на индивидуальные, парные и, групповые. Групповой фотопортрет очень труден для съемки. Только умелое техническое исполнение позволяет показать в нем типические черты человеческого характера. В рубрику групповых портретов входят снимки различных делегаций, сотрудников учреждений, выпускников учебных заведений и тому подобные.

В практике фотографирования утвердилась также классификация, исходящая из приемов получения снимка. Различают портреты: репортажный, исключающий инсценировку, и поставленный (то есть режиссерски подготовленный). Возникший на заре фотографии, близкий к живописному станковый фотопортрет (сегодня его называют то павильонным, то поставленным) то есть предварительно организованный и подготовленный, широко распространен и сейчас. Для такого рода портретов характерна предварительная работа с портретируемым человеком. Отыскиваются характерные и выразительные позы, жесты, направление взгляда, выстраивается как бы «драматургическая линия портрета». Тщательно оттачивается композиционная форма снимка, иногда в кадр специально вводятся предметы обстановки и реквизита. С помощью осветительных приборов разрабатывается схема света. Разумеется, поставленный фотопортрет с течением времени претерпел немалые изменения, стал более живым, динамичным, приобрел более свободные изобразительные формы. К числу поставленных портретов следует отнести также снимки, показывающие человека непосредственно у рабочего места в трудовой обстановке. Например, фото в материале «НГДУ «Альметьевнефть» исполняется 60 лет» (газета «КП», №134 2012г.). Особенность производства, профессиональные атрибуты - вся атмосфера действия служит добавочной характеристикой образа. На современном этапе большую услугу поставленному портрету оказало развитие репортажного направления фотографии. Это оно дало образцы наполненных жизнью, динамичных снимков, в том числе и портретных.

Самая современная форма - портрет репортажный, дающий возможность не только изобразить человека в действии, движении, но и передать атмосферу события, в рамках которого возникает этот особый взгляд на событийный материал, портрет, снятый в реальной обстановке, крупный план героя события или другого действующего лица. Например, фото в материале «Тайна перевала Дятлова» (газета «КП», №135 2012г.). Такой портрет - форма чрезвычайно емкая: сохраняя всю психологическую глубину портретного жанра, он еще и насыщается действенностью фоторепортажа; повествуя о нашем современнике, он рассказывает и о его славных делах. Содержание здесь остается обычным для портретного жанра. Методика работы целиком идет от репортажа. Стилистика изобразительных решений также тяготеет к репортажным формам. Репортажные портреты (индивидуальные или групповые) мы постоянно видим на страницах периодической прессы. Они в своей основе имеют какую-либо жизненную ситуацию. Таким снимкам присуща событийность, динамичность. Действующие лица изображаются в их взаимоотношениях друг с другом - в столкновении или общности интересов и чувств.

Отдельное место занимает так называемый «официальный» или деловой портрет. Деловой портрет(business portrait) относится к публичному типу портрета и находится в сфере коммерческой фотографии. Поэтому иногда деловой портрет еще называют рекламным портретом или просто фотографией крупным планом (mug shots) - это словосочетание также используется для фотографий в уголовных делах. Приведенные выше определения наиболее красноречиво отражают специфику этого вида портрета. Фотографии, выполненные в форме делового портрета, являются визитной карточкой фирмы и используются для визиток, в пресс-релизах о компании, размещаются на сайте, включая портретную галерею компании.

Условно можно выделить два вида делового портрета: студийный и на рабочем месте. Портрет в студии часто делается погрудным, иногда во весь рост, на нейтральном светлом фоне. Например, фото в материале «Мила Йовович: американская мечта моей мамы сбылась, а она продолжала плакать» (газета «Труд», №128 2012г.). В отношении позы представленной фигуры различают «с лица», в три четверти поворота направо или налево.

Деловой портрет на рабочем месте, где портретируемого окружают предметы его непосредственной деятельности, придавая тем самым большую выразительность изображению, по форме напоминает репортажный стиль в портрете, известный и хорошо практикуемый еще с XIX века. Например, фото в материале «Держаться восточнее» (газета «Труд», №129 2012г.). И хотя деловой портрет не сильно отличается от обычных портретов, он все же более регламентирован. Изображение в данном случае становится жертвой задачи. Такой портрет принято выполнять крупным планом. Главная отличительная черта - строгость, обязательное соблюдение правил делового этикета в одежде и прическе. Но даже в портрете, выполненном на рабочем месте, не всегда четко просматривается принадлежность к профессии, что часто подчеркивается в художественном и репортажном портрете. Внутренний мир портретируемого также остается вне сферы интересов делового портрета.

Далее, в свою очередь фотопортреты делятся на головные, погрудные (или бюстовые), поясные, поколенные, фигурные (в рост). Здесь важен масштаб основного объекта изображения, который и предопределяет планы - крупный, средний и общий. Фотопортрет крупного плана фиксирует особенности формы лица, передает его выражение, мимику, улыбку. Например, фото в материале «Горный король удочерил Аннушку» (газета «КП», №134 2012г.). В снимке среднего плана акцент смещается на позу и жест - на движение всей фигуры. Например, фото в материале «Фермер-новатор ввел в селе свою валюту - и вылетел с работы» (газета «КП», №134 2012г.). Наконец, общий план показывает человека в окружающей его обстановке (интерьере или пейзаже) Например, фото в материале «Дома у Кобзона» (газета «КП», №134 2012г.).

По классической теории все фотоматериалы делятся на информационно-публицистические жанры (фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация), и художественно-публицистические жанры - фотозарисовка, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж и фотоколлаж. Так как фотопортрет относится к художественно-публицистическому жанру, на газетной полосе он должен выполнять соответствующие функции.

Н.И.Ворон выделяет следующие функции фотопортрета:

акцентирует внимание читателя. Фотопортрет нередко играют роль зрительного центра полосы. В композиционном плане он как бы замыкают на себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы;

ориентирует читателя. Фотопортрет может сразу подсказать читателю о ком публикация;

служит средством художественного оформления печатных полос.

Фотопортрет - самый трудоемкий жанр. Он своеобразный показатель мировосприятия, культуры и наблюдательности автора. Чтобы уйти от банальности, надо преодолеть рутинные навыки съемки, уметь выделить главное, отобрать и обобщить, только тогда можно добиться внутренней правды образа. Но многие вопросы фотопотретного жанра еще остаются областью общих фраз и субъективных оценок. Достаточно сказать, что даже в определении видов фотопортрета существует произвольная классификация. Так, например, в одном методическом указании к программе фотокружка для начинающих предлагается: «Рассказать о делении портретов на официальные, производственные и бытовые». Немало путаницы внесено и в вопрос композиции. К сожалению, нередко она трактуется лишь в аспекте формальных технических требований. Надо ли разъяснять, что самые грамотные технические указания, при отсутствии идейно-художественного назначения композиции неизбежно приводит к формализму. Так появляются фотоштампы или статичные, «клишированные» кадры. Например: «Рукопожатие и улыбка» - очень распространенный штамп - двое людей пожимают друг другу руки, улыбаясь в объектив. Образцом может служить фото в материале «Андрей Кончаловский: не смотрю фильмы, которые снимает сын» (газета «КП», №135 2012г.). «Созерцатели» - трое сидят или стоят вокруг какого-то документа на столе. Например, фото в материале «Новые требования» в рамках старой системы (газета «Республика Татарстан», №185 2012г.) «Награждение» - рукопожатие и передача награды, приза или грамоты. Например, фото в материале «Остров Русский после саммита АТЭС заселят студентами» (газета «КП», №134 2012г.). «Грамотно» построенный кадр остается только рассудочной конструкцией, если его формальное решение не одухотворено творческим замыслом. Тогда как хороший фотопортрет, позволяет зрителю увидеть в чертах конкретной личности образ-тип, персонифицирующий собой людей определенной социальной категории. Такой снимок показывает типичное через индивидуальное, раскрывает за внешним внутреннее.

Итак, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что границы между фотожанрами необыкновенно текучи: подборка фотозаметок может восприниматься как репортаж; порой трудноразличимы фотоинформация и фотопортрет... И хотя жанровая структура явление устойчивое, ее видовые формы способны эволюционировать, меняться. Ведь жанры развиваются не изолированно друг от друга, а, совершенствуясь, взаимообогащаются, влияя один на другой своими новыми находками и достижениями. Что касается фотопортрета, то по сравнению со всеми существующими видами фотографического изображения портрет отличается особо точной конкретизацией составляющих его элементов. Поэтому малейшее изменение их взаимосвязи ведет к снижению портретного сходства, а с этим и к утрате достоверности. К тому же без идеи и творческого замысла, даже технически грамотно выстроенные кадры, преобразуются в фотоштампы, которые не несут читателю практически никакой информации.

ГЛАВА 2. ПОРТРЕТИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ПЕЧАТИ


2.1 Типологические особенности корпоративной газеты «Нефтехимик»


В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются определенное издание. Рассмотрим типологию газеты «Нефтехимик».

Регион распространения. За основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. По данному типологическому признаку газету «Нефтехимик» относится к корпоративному печатному изданию акционерного общества «Нижнекамскнефтехим», и распространяется оно на территории предприятия среди его сотрудников. «Нефтехимик» - это универсальное издание с преобладанием местной корпоративной тематики. Данная газета является главным поставщика внутрипроизводственной и социально-полезной информации. Между работниками «Нефтехима» и редакцией давно сложились особенно доверительные отношения, журналисты близко знакомы со многими своими читателями, а те в свою очередь привыкли обращаться в редакцию за помощью или советом, охотно откликаясь на предложения в сотрудничестве.

Аудитория. Многотиражная газета «Нефтехимик» основана в мае 1968 года. Зарегистрирована в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В апреле 1968 года партийный комитет и дирекция Нефтехима получили разрешение Татарского обкома партии об издании на предприятии многотиражной газеты, которой дали название «Нефтехимик». Первый номер было решено выпустить ко Дню химика, в конце мая 1968 года. Долгие годы газета выходила на четырех страницах. В 2005 году назрела необходимость реформирования корпоративных средств массовой информации ОАО «Нижнекамскнефтехим». Таким образом, «Нефтехимик» кардинальным образом поменял свое «лицо» и стал выходить на восьми страницах. За последние годы газета «пополнела» до двенадцати страниц.

Газета в основном ориентируется на работников предприятия, но есть несколько рубрик, которые интересны и другой читательской аудитории. Так же издание имеет преимущественно широкий размах в возрастных отношениях, учитывая интересы каждого поколения.

Учредитель. Согласно российскому законодательству, учредителями (основателями) СМИ, почти без исключений, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. В нынешней России на первые места среди учредителей, по количественному признаку, вышли сами редакции и издательства, частные лица, государственные органы различных уровне, производственные предприятия. Так учредителем газеты «Нефтехимик» является ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Издательские характеристики. Или по-другому - технологические типологические признаки. Имеется ввиду весь комплекс сведений о периодичности, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Газета «Нефтехимик» выходит один раз в неделю в цветном варианте. Тираж газеты 12850 экземпляров. Формат у газеты - А3 (средний). Количество полос - двенадцать. Способы распространения печатного издания - с помощи подписки на газету. Бумага - офсетная.

Позиция печатного издания. В «Нефтехимике» используются постоянные полосные тематические рубрики - это «События недели», «Деловой вторник», «Производство», «Экологическая сводка», «Культура», «Весь спорт», «Итоги» и др. Каждая из них стоит над соответствующей полосой. Столь же активно в газете используют и служебные рубрики. Их в «Нефтехимике» несколько видов: жанровые - «Наше интервью», «Репортаж», «Прямая речь», «Охрана труда», «Капремонт» и др., временные - «Ветераны», «Знай наших», «Эхо праздника», «Юбилей», «Люди дела» и др., региональные - «Отраслевые новости», аудиторные - «Потребитель», «Полезная полоса», «Здоровое питание», а также специальное приложение «Отдыхай» в каждом номере.

Все информация данного издания имеет информационно-познавательный характер. Преобладают в основном новостные жанры: встречаются заметки, отчеты, реже - интервью, что вместе составляет около 60% информации в издании. Среди аналитических жанров 40% информации представлено в виде статьи, обозрения и комментария. Художественно-публицистические материалы представлены очерком (не в чистом виде). Они составляют лишь 10% от всего объема текстов.

Подведем итоги. Газета «Нефтехимик» относится к корпоративному типу издания. Если же говорить о типе издания, то это - издания для персонала (business-to-personnel, b2p), так как газета стремится информировать только своих работников и распространяется по подписке. Надо отдать должное, газета стремится информировать читателя по более широкому кругу проблем, выходящих за рамки корпоративных новостей (городские праздники, кулинарные рецепты, афиша).


2.2 Фотопортрет в корпоративной газете «Нефтехимик»


Как показал опрос, проведенный ВЦИОМ в 2011 году, в каждой десятой российской семье хотя бы один человек регулярно читает корпоративные издания. Вроде бы ничего удивительного в этом нет - во всем мире работники крупных компаний с интересом следят за прессой, посвященной жизни своего предприятия. Но тогда почему фирменные издания не пользуются популярностью. В этом есть несколько причин. Самая главная в том, что компании по большей части относятся к своим средствам массовой информации формально: наличие собственного издания служит доказательством того, что фирму можно считать серьезной и современной. Как правило, бизнес не ждет от корпоративных средств массовой информации никакой другой пользы и, соответственно, не стремился делать их качественно. Именно поэтому при просмотре корпоративного издания мы зачастую видим скучные полосы, заполненные большими, объемными текстами различных докладов, отчетов и тому подобное. Фотография призванная хоть сколь-нибудь разбавить эту картину, так же оставляет желать лучшего. Для примера рассмотрим использование фотографий в корпоративной газете «Нефтехимик».

Газета полностью выходит в цвете. Почти все фотографии в газете «Нефтехимик» являются работами Рамиса Гайнутдинова и Константина Губарева, фотографов акционерного общества. Каждая работа подписана, что подтверждает их авторство (см. Приложение 1).

Проанализировав фотоиллюстрации «Нефтехимика» за 2011-2012 год можно сделать вывод, что в газете преобладают такие жанры как портрет, групповой портрет и фотоотчёт. Такие жанры как фотоочерк, фотозарисовка, за исследуемый период (с 2011 по 2012 год) не встретились ни разу. Крайне редко можно увидеть в «Нефтехимике» и жанр фотопейзаж, фотонатюрморт. Его изредка используют в рубриках «Потребитель» и «Творчество».

«Нефтехимик» как сугубо корпоративная газета чаще всего использует на своих страницах фотопортреты руководителей предприятия, работников акционерного общества и членов их семей. Это с одной стороны привлекает читателей, ведь они получают возможность увидеть себя, своих коллег на страницах данной газеты. Но с другой стороны газета грешит тем, что газетные полосы целиком заполнены фотопортретами - на одной полосе их количество может доходить до 5-6 и более (см. Приложение 2), что приводит к излишней портретизации номера и не цепляющей взгляд читателя верстке.

Рассмотрим диаграмму.


Диаграмма. Жанры фотоизображений в газете «Нефтехимик»

фотопортрет корпоративная газета

При этом, даже очень хорошие фотопортреты, когда фотограф, пытаясь уйти от банального статичного снимка, берет крупноплановый портрет не исключая при этом предметного фона (см. Приложение 3), теряют с таким трудом найденную тему сюжетного портрета. Портретный снимок «Парашютисты», в котором автор показывает лица мальчишек перед прыжком с парашютной вышки, предметным фоном выступает панорама города. На снимке отчетливо видно, что твориться в душах ребят - страх и восторг одновременно захватили их. Но верстка этой полосы, почему-то задвинула отличный снимок в угол, освободив место для банальных фотографий утренней зарядки и «прямой речи» официальных лиц.

Возможно поэтому, видя результаты своего творчества уже на полосе, у фотографов пропадает желание искать новые способы подачи того или иного события. Вместо современного фотопортрета, когда человек показан со всеми особенностями его характера, внутреннего мира, деятельности, на сверстанных полосах «Нефтехимика» все чаще мы видим фотоштампы или статичные, «клишированные» кадры (см. Приложение 4).

Более 50% всех фотопортретов в «Нефтехимике», выполнены в форме делового портрета (см. Приложение 5). Вольное истолкование образа здесь совершенно исключено. Съемки, как видим, обычно осуществляются на месте пребывания официального лица (на съезде, приемах, встречах) или в рабочем кабинете фотографируемого. К тому же стоит заострить наше внимание на первой полосе. Зачастую фотосопровождение совершенно не подходит по своей содержательности к тексту. К примеру, материал «Диплом в кармане. Что дальше?» (газета «Нефтехимик» №34 за 2012 год) сопровождает фотография работников «Нефтехима», хотя в тексте говорится о выпускниках вузов, которые не могут найти работу по специальности. Предложенный автором материала фотопортрет молодого человека с газетой «Ищу работу» в руках, руководство компании отвергло - аргументируя свой отказ пиар-политикой ОАО «НКНХ».

Намного лучше обстоят дела с репортажными портретами с различных корпоративных мероприятий, вот они интересны читателям. Интересны, потому что именно в этом жанре фотопортреты как правило, не постановочные, а значит в них меньше фальши, надуманности (см. Приложение 6). Именно на этих кадрах видно то, к чему и должен стремиться фотограф, снимающий современный фотопортрет - раскрыть за внешним видом человека, его внутреннее состояние, его характер.

Стоит отметить, что в «Нефтехимике» до сих пор можно увидеть рисованный портрет героя заметки, очерка, репортажные зарисовки художника (см. Приложение 7). Теперь этот вид портрета, забытое прошлое и редко используется в газетах, что в общем-то обедняет содержание и графику издания. В «Нефтехимике» этот жанр сохранился и по большей части используется в рубриках «Воспоминание», «Ветераны», «Люди и судьбы». Ранее, когда технический прогресс был еще не столь развит, часть фотографий людей труда, передовиков производства, первостроителей была безвозвратно утеряна, но зато сохранились рисунки, сделанные с тех фотографий. Сегодня они являются не только историческими артефактами музея ОАО «НКНХ», но и активно используются на страницах газеты акционерного общества.

Мы выяснили, что на страницах газеты «Нефтехимик» присутствуют все виды портретного жанра фотожурналистики - поставленный, репортажный, официальный, групповой и индивидуальный, поясной, в полный рост и даже рисованный. Своеобразие этих фото довольно обширно, но их деление весьма условны. Некоторые из этих фотопортретов могут быть обозначены и как фотозаметка, фотоочерк или как фоторепортаж. Границы их разделения условны.

Газета «Нефтехимик» ставит своей задачей поднять престиж своей компании, вызвать интерес молодежи и их желание трудиться именно на этом предприятии. Исходя из этих задач, вытекает и направленность газеты, ее идеология, отсюда и соответствующие снимки, фиксирующие и освещающие различные события, происходящие на ОАО «Нижнекамснефтехим». Поэтому преобладающим жанром фотоиллюстрации в «Нефтехимике» являются фотопортрет и фотоотчет, потому что именно эти жанры соответствуют текстам, к которым и подбирались фотографии-сопровождения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сегодня в корпоративной прессе наступает новый этап. Фирменные средства массовой информации перестает быть объектом затрат компании и становится источником прибыли. Очевидно, что стал важен не только текстовый материал газеты, но и её дизайн, а значит и фотоиллюстрации используемые в газете. То, что было важно сугубо городским, развлекательным газетам, стало важным и корпоративной прессе. Поэтому подводя итог, хотелось бы отметить, что проанализированная нами газета «Нефтехимик» как сугубо производственная газета чаще всего использует на своих страницах фотопортреты руководителей компании, передовиков и новаторов производства. Газета страдает излишней портретизацией, на одной полосе может быть до 5-6 портретов одновременно. К тому же рассмотрев способы использования портрета на страницах корпоративной газеты, и проанализировав эти снимки, на соответствие их к тексту, можно отметить, что они не всегда исполняют роль фотосопровождения. Это связано с политикой акционерного общества - на первой полосе, вне зависимости от материала должны быть клишированные фотографии руководителей предприятия или работников «Нефтехима».

Ничто так не украшает газетную страницу и не сообщает ей столько движения и эмоций, как фотография. А так как большинство статей в «Нефтехимике» о людях: их работе, достижениях, победах и судьбах, естественно, хочется знать, как эти люди выглядят. И это нужно показать. И только хорошая портретная фотография может рассказать читателю историю человека изображенного на снимке, еще до того, как читатель обратиться к тексту. Возможно, со временем кардинальные изменения коснутся и «Нефтехимик», шаблоны и клише уступят место творчеству и фантазии. Для того чтобы пресса смогла выжить при новых рыночных отношениях, она должна не только информировать, но и привлекать внимание.

Изучить и проанализировать портрет как жанровый элемент изобразительной печати, можно сделать вывод, фотопортрет сегодня - столь же популярная жанровая форма иллюстрации, как и репортажный снимок. Он используется для показа внешности не только героев очерков, зарисовок, участников интервью и бесед, а также известных общественных и государственных деятелей прошлого и настоящего, и даже иногда для ознакомления читателей с авторами публикаций. Сегодня в газетной верстке, нередко помещают фотопортрет журналиста или внередакционного автора материала. Фотопортрет давно стал неотъемлемой частью облика газетной страницы. Он несет дополнительную информацию, передает настроение человека, привлекает внимание к статье, разбивает текст, останавливает мгновенье и позволяет изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. Фотопортрет жанр уникальный, он может, как давать ответы на вопросы о том, кто изображён на нём, чем занимается этот человек, что он представляет собой; так и оставлять их без ответа.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Источники:

1. «Нефтехимик»: корпоративная газета объединенного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">Литература:

2. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник/ В.В. Ворошилов. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2000. - 336с.

. Ворон Н. И. Жанры советской фотожурналистики / Н. И. Ворон. - М.: Высшая школа, 1991. - 78с.

. Гуревич С.М. Номер газеты: учебное пособие/С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2002.

. Засурский Я.Н. Искушение свободой: рос. журналистика, 1990-2004 / Я. Н. Засурский; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 464с.

. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2004. - 336с.

. Киселев А. П. От содержания к форме: основные понятия и термины газетного оформления / А.П. Киселев. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974. - 48с.

. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов / С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. -272с.

. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Прохоров Е. П. - 6-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 367с.

. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2004. - 318с.

. Табашников И.Н. Газета и дизайн. Архив провинциальной журналистики. / Табашников И.Н. - Тюмень: СофтДизайн, 1994. - 160с.

. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. Пособие / А.А. Тертычный. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320с.

. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В.В. Тулупов. - Воронеж, Изд-во «ИНФРА», 1996. - 112с.

. Фотография в прессе. Вопросы истории, теории и практики: Сб. / Под ред. Мандрики Ю.Л. - Свердловск; Тюмень: Свиток 1989. - 176с.

. #"justify">16. #"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Подтвержденное авторство фотографов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Излишняя портретизация газетной полосы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Групповой фотопортрет «Парашютисты»


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Клишированные кадры


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Деловой фотопортрет


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Репортажный портрет


ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Рисованный портрет


Теги: Фотопортрет на страницах корпоративной печати  Курсовая работа (теория)  Журналистика
Просмотров: 6081
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Фотопортрет на страницах корпоративной печати
Назад