Web-студия в системе издательского холдинга
Введение
Informatio (лат.) в переводе означает сведения, разъяснение, ознакомление. Понятие информация рассматривалось еще античными учеными, философами, жрецами, и до начала промышленной революции так и оставалось прерогативой философов. Однако затем это понятие и методы его использования перешли в область науки.
Визуальная информация тысячи лет была основным источником передачи накопленных знаний, это и наскальные надписи, и глиняные таблички, и доски объявлений. Создание алфавита привело к ведению летописи, и уже многим позже, благодаря изобретению Иоганна Гуттенберга (XV век) появилось книгопечатание и почти V веков издания (книги, газеты, журналы) являлись основным средством распространения знаний.
В информационном развитии немаловажную роль сыграл резкий скачок информационных технологий, произошедший во второй половине XX века. Появилось новое понятие - «невещественный носитель», - под которым подразумевалось любое электронный носить длительного хранения информации.
В то же время происходят существенные изменения в подготовке изданий, если в большинстве отечественных издательств она основывалась на использовании «бумажных» технологий, то в последнее десятилетие XX века практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку печатной продукции. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера или на специальном информационном носителе долговременного хранения, уже можно было назвать «электронным изданием».
Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце первого десятилетия XXI века эти средства стали повсеместными. Электронные издания стали распространяться по глобальной сети Интернет.
Термин «информационный ресурс» возник благодаря появлению информационных баз данных, доступ к которым доступен большому количеству пользователей (например, электронная энциклопедия #"justify">В предложенной работе рассматриваются организационная структура издающего предприятия, на базе которой можно создать сетевую редакцию (web-студию), техническое и программное обеспечение, которое необходимо приобрести для нового структурного подразделения в издательстве, а также различия создания визуальной информации (web-сайт и рекламный буклет), с учетом схожести основных функций и задач информационных электронных и бумажных ресурсов.
Над претворением в жизнь любого из заявленных проектов работает большое количество специалистов. Их задачи имеют много общих черт, хотя существуют и различия. На Западе практикуется создание многопрофильных сетевых издательств системы Ecosystem, но в России, если подобное и практикуются, то лишь в центральном регионе и количество их чрезвычайно мало.
Возникают вопросы:
×какое количество средств необходимо затратить, для обеспечения web-студии на базе издательского дома?
×какой должна быть организационная структура предприятия?
×существуют ли уже готовые специализированные программные пакета для работы с печатной и электронной продукцией?
×существует ли схожесть в основных процессах создания web- и печатной продукции?
Для ответа на эти и другие вопросы предназначено данное исследование, целью которого является систематизировать знания, вывести наиболее верную организационную структуру современного издательства, а также на примере создания рекламного буклета и web-сайта для ООО «Спектр-ТВ» доказать, что одновременная работа над двумя проектами экономит как время, так и финансовые затраты.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
×вывести наиболее верную организационно структуру современного издательского предприятия,
×проанализировать сходства и различия создания бумажных и электронных информационных носителей,
×создать рекламный буклет и сайт для предприятия на основе одних и тех же фотографий, текста, шаблонов.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что в настоящее время вопросы сходства создания электронных ресурсов и общепринятых детально не рассматривались. Хотя знания основных принципов создания тех и других позволит существенно сэкономить время, финансовые затраты, сократить производственные мощности, направленные на создание данных ресурсов, а также сведет влияние «человеческого фактора» к минимально возможному.
Научные труды и учебную литературу по издательскому делу легко заказать по почте или приобрести в магазинах, резкий прорыв информационных технологий привел к появлению узкоспециализированной литературы, по созданию web-сайтов, однако литературы, которая рассматривает взаимодействие информационных и издательских технологий, не существует, не смотря на актуальность данной темы.
Объектом исследования в данной работе является издательское предприятие с внедренным структурным подразделением, отвечающее за создание и распространение информационных материалов через электронные носители и глобальную сеть, а предметом исследования стала работа этого отдела и его взаимодействие с другими отделами издательства.
Для достижения целей исследования использованы методы наблюдения, обобщения, практического применения.
Введение посвящено разъяснению актуальности данной работы, исследованности темы и описанию структуры работы.
В первой главе рассматривается сама организация работы web-студии на базе издающего предприятия, оптимальная организационная структура для внедрения нового отдела. В одном из разделов показано, что издательство, имеющее техническую базу, с очень низкими материальными затратами образует сетевую редакцию. Также рассматриваются все специалисты издательства, с учетом новых должностных обязанностей.
Во второй главе рассматриваются методы создания концепций и основные различия, такие как концепция для сайта динамична, а для проспекта (книги) - статична. Показывается различия в форматах, связанное это с технологией распространения продукции, а так же основные принципы дизайна, которые непоколебимы, и текстовая информация, в основном методы создания текста для представительской продукции.
В третьей главе представлен бизнес-план web-студии на базе издательского дома «Приамурские ведомости».
Заключение содержит выводы, сделанные в резбультате исследования и анализа информации полученной в процессе практического применения. В Приложении 1 приложен экземпляр рекламного буклета ООО «Спектр-ТВ», в Приложении 2 - распечатанные страницы представительского web-сайта. В Приложении 3 приводится редакторская подготовка рукописи С.А. Монаховой «И звуки музыки напомнили былое. Культурная жизнь старого Хабаровска».
1. Организация работы web-студии
.1 Web-студия в системе издающего предприятия
Классическая форма коммерческого издательства обусловлена тремя критериями: программная политика на книжном рынке; стратегическая направленность; психологическая модель поведения владельца издательства на конкурентном поле.
Ориентация издательской деятельности на личность владельца издательства хотя и остается доминирующей, но и постепенно заменяется моделью издательства с менеджерскими принципами управления, что означает:
1)функциональный принцип управления отделами, разграничение ответственности между отделами внутри них;
2)коллективное принятие решений;
)участие руководителей отделов тематического планирования и маркетинга, а также производственного отдела в работе совета директоров.
Функциональная структура подразумевает деление издающего предприятия на взаимосвязанные отделы или подразделения: редакционную, художественно-оформительскую, производственную, экономическую, маркетинга и распространение книг и прочие. Обычно отделы выделяются по четко определенным конкретным функциям, задачам и обязанностям. Функциональная система идеально подходит для издательств малого и среднего бизнеса при небольшом объеме выпуска, однородной продукции (по видам литературы или целевому назначению изданий).
При наличии широкого репертуара печатной продукции в условиях быстро меняющихся читательских предпочтений организационная структура делится на элементы и блоки по видам товаров или услуг (товарная), по группам или видам покупателей (рыночная), по географическим регионам (региональная) [Эриашвили, 112].
Оперируя понятием организационная структура, книгоиздатель Н.Д. Эриашвили приравнивает ее к дивизиональной, которая основана на диверсификации деятельности компании. Предприятие разбивается на подразделения, каждый из которых оперирует на отдельном целевом рынке, причем подразделениям предоставляется значительная автономия от руководства. Руководитель подразделения уполномочен решать все вопросы (как оперативные, так и стратегические), связанные с операциями предприятия на соответствующем целевом рынке. Одновременно задачи стратегического управления деятельностью компании как единым целым остаются за ее руководителем.
В зависимости от признаков выделения предприятием целевых рынков различаются клиентские, продуктовые и региональные подразделения [Быкова, 32]. Таким образом, Н.Д. Эриашвили клиентское подразделение именуют рыночной, а продуктовую - товарной.
Подразделения, по мнению А.А. Быковой, возникают, когда у предприятия появляются несколько групп потребителей, которые для нее настолько важны, а потребности их настолько специфичны, что организация решает создать подразделения, каждое из которых будет обслуживать только свою группу потребителей и действовать как практически независимая единица.
Товарная (клиентская) группа в издательствах представлена в виде узкоспециализированных отделений: школьных учебников, справочников, путеводителей и пр. Конкретным видам изданий уделяется в результате столько же внимания, сколько уделяла бы им небольшая, но полностью специализирующаяся на них фирма.
В мировой практике не существует каких-либо строго определенных форм организации для издательства: структуру каждое издательство создает самостоятельно, руководствуясь объемами своей деятельности, поставленным целям, рыночной конъектурой. Существующие структуры издательства можно рассматривать как варианты, причем нередко они носят смешанные формы. В конечном итоге структура должна обеспечить гибкую конкурентоспособную организацию, т.е. достаточно гибкую, менее чувствительную к кризисным ситуациям.
Так в настоящее время производство печатной продукции все больше интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Составной частью этого процесса является интеграция печатных и электронных изданий, ведь практически все информационные технологии перешли на цифровую форму, оснастились компьютерной техникой, программным обеспечением профессионального уровня, техническими средствами обработки изображений. Тот же процесс происходит и с распространением любых видов информационной продукции: появились компакт- и DVD-диски с электронными изданиями, а также музыкой и видео. Издательства внедрили новейшие сетевые технологии, связанные с распространением медиа-информации по интра- и экстрасетям, в глобальной сети Интернет (Вуль, 2001).
На Западе создаются сетевые структуры, которые предполагают интегрированную систему, включающую издательства, технических провайдеров (поставщиков операционных и сервисных средств) и фирм, стимулирующих интеллектуальную и финансовую поддержку сети. Такая кооперация обеспечивает создание сетевой издательской системы Ecosystem с максимальным использованием потенциала и эффективности электронной информации.
Ecosystem включает профессиональные издательства, графические дизайнерские бюро, бизнес-фирмы, ведомственные издательства и потребителей. Экономические выгоды от электронной информации - решающий фактор, как для традиционных издательств, так и для крупных фирм и корпораций, для которых издательская деятельность не является основной.
Например, крупнейшими издателями являются такие всемирно известные международные промышленные корпорации, как IBM и General Motors, наделенные собственными издательскими правами. Участие таких крупных промышленных магнатов, с их огромными капиталами и техническими возможностями оказывает положительное влияние на развитие Ecosystem и эффективность электронной информации.
Технические провайдеры включают компании, которые поставляют необходимую сервисную технику, программные и аппаратные средства, различные устройства, вспомогательные сервисные и программные средства инфраструктуры, обеспечивающий сетевой комплексный процесс обработки электронной информации с использованием Internet [Сетевые издательства, 34].
С учетом технологического прорыва в последние годы региональные издательства едва ли смогут быть конкурентоспособными для издающих предприятий средней полосы России и зарубежных. Создание же сетевого подразделения (web-студии) на базе регионального издательства положит начало успешной интеграции печатной и электронной продукции. Освоение новых технологий сделает регионы конкурентоспособными.
Для создания правильной и работоспособной структуры издательства необходимо четко сформулировать функции каждого из подразделений.
Директор издательства руководит всей деятельностью предприятия. Организует работу издательства и всех его подразделений, осуществляет контроль за содержанием издаваемой литературы, качеством художественного и технического оформления. Также анализирует состояние книжного рынка с целью обеспечения конкурентоспособности и повышения рентабельности выпускаемой литературы, осуществляет руководство разработкой перспективных планов издания, проверяет правильность подготовки договоров с авторами и учреждениями, утверждает тиражи продукции. Кроме того, контролирует своевременное материальное обеспечение производственной деятельности и ход выполнения заключенных договоров.
Редакционный отдел - это структурное звено редакционного аппарата издательства, выделенное для специализации редакционной работы определенного направления: подготовка и выпуск книг одного из разделов тематического плана или вида издания (например, учебных, изобразительных, переводных и т.д.), либо книг для определенной категории читателей (детей, юношества, пенсионеров, домохозяек и т.д.). Помимо решения исключительно редакторских задач, связанных с работой над авторским текстом, он в значительной мере определяет издательское направление и руководит всей допечатной подготовкой.
Отдел маркетинга - структурное подразделение, в котором ведущие специалисты выбирают целевой рынок, привлекают новых потребителей. В их обязанности входит анализ внутренней и внешней сред заказчиков и конкурентов, позиционирование и продвижение товара, ценообразование, формирование ассортимента, формулирование требований заказчиков к качеству продукции, поддержка имиджа предприятия.
Технический редактор разрабатывает техническое оформление каждого издания, подготавливает его к полиграфическому исполнению путем разметки каждого его элемента, контролирует выполнение типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, всех технических правил набора и верстки.
Отдел художественного оформления занимается оформлением и художественным редактированием изданий. Главная задача специалистов - создать художественный образ книги, превратить авторский оригинал в издательский.
Производственный отдел осуществляет связь издательства с типографиями. В его обязанности входит обеспечение технических требований типографий к оригинал-макету, а также контроль качества издательско-полиграфического оформления издания. Отслеживает сроки выполнения заказа, рассчитывает потребность в бумаге и переплетных материалах, контролирует их расход полиграфическим предприятием.
Юрисконсультант решает технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства, вопросы, связанные с авторскими правами, а также в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений.
Бухгалтерия, отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику, отдел снабжения, отдел планирования и экономическая служба являются достаточно привычными структурными подразделениями в любой организации, а, следовательно, выполняют традиционные функции с поправками на специфику предприятия.
Сетевая редакция (web-студия) - редакция, занимающаяся разработкой и созданием Интернет-проектов (web-сайты <mhtml:file://D:\Diplom\Материалы%20для%20Диплома\Web%20студия_%20задачи,%20функции,%20перспективы%20-%20BSWS.mht!#"523" src="doc_zip1.jpg" />
Рис. 1.
Сфера производства в книжном деле представлена редакционно-издательским процессом, перманентно переходящим в процесс полиграфический. Область создания web-продукции несколько отличается от производства книги, но в целом они равноправны, так процесс работы над Интернет-проектом, плавно переходит в тестирование и размещение в глобальной сети. Для наглядности сходства и различий основных стадий процесса производства печатной и web-продукции сведены в таблицу 1:
Таблица 1. Основных стадий процесса производства книжной и web- продукции
Книжная продукцияWeb-продукцияКоммерческое предложение, поиск заказчикаКонцепция проекта - официальный документ, в котором проект (издание) переходит от туманных идей в форму конкретики.Формирование бюджета проекта (подсчет себестоимости)Создание графика производстваРедакторская правка текста - анализ и всесторонняя оценка, в результате которой редактор может предложить автору вскрытые им недостатки: фактические, логические, стилистические погрешности.Разработка web-страницКорректура текста - вычитывается текст на предмет орфографических, стилистических и прочих ошибок.