Зависимое население на Руси X-XII вв.


Контрольная работа на тему:

ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ НА РУСИ Х-ХII ВВ.

Содержание


Введение

Процесс ограничения прав лично свободного населения в 9-10 вв.

Социальная структура феодально-зависимого населения в 10-12 вв. (смерды, холопы, рядовичи, закупы, холопы)

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Рассматривая разные виды личной зависимости человека в Древней Руси, можно сделать предположение о том, как примерно шел процесс, который привел к процессу фактического порабощения (закрепощения) большей части населения страны, сведения значения бывшего рядового члена общины буквально до предмета, пребывающего в абсолютном распоряжении феодала, а также узнать об особенностях формирования права на Руси.

Данный процесс происходит (при многих других особенностях) посредством предоставления возможности аренды, следовательно, он идёт параллельно с процессом развития законодательства и частной собственности. При этом особенно интересной является роль законов, направленные на процессы укрепления и сбережения хозяйства (вотчины) князя или боярина. Процесс бурного роста населения, рост посевных площадей, строительство новых поселений, низкие цены на землю, дороговизна рабочей силы повлекли за собой процессы развития помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества.

Несовершенство сельскохозяйственных орудий, взимаемая дань, неурожаи обусловливали разорение рядовых общинников. Таким образом происходил процесс формирования зависимого населения Древней Руси.

Целью нашей работы явилось изучение процессов становления зависимого населения в Древней Руси. В соответствии с поставленной целью работы нами были поставлены и реализованы такие задачи:

изучить литературу, посвященную проблеме работы;

проанализировать сущность зависимого населения Древней Руси и его структуру.

Процесс ограничения прав лично свободного населения в 9-10 вв.

зависимый русь население социальный

В Древнерусском государстве IX-X вв. консолидирующемуся господствующему классу противостояло простое лично свободное население сел и развивающихся городов, центров ремесла, торговли, административного управления, социальная структура которых качественно отличалась от социальной структуры сельских поселений. Общим обозначением этого населения стало понятие «люди», которое, впрочем, и позднее, в XI - XIII вв., продолжало сохранять самый широкий смысл с семантической близостью: люди - народ - язык как обозначения всего народа в целом, а также подданных князя без различия, правящие это группы пли низшие слон населения.

Политический строй древнерусского государства в середине X в. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Возглавлял государство великий князь Киевский. Он руководил совместно с советом других князей, которые составляли боярскую думу. В первой половине X в. племенные княжения восточных славян еще сохраняли определенную автономию. Местные князья находились в вассальной зависимости от Киева. Они платили ему дань и привлекались как союзники к участию в походах. Большое значение в то время имела военная дружина князя, которая осуществляла сбор дани и судебные функции. Верхушка жены была господствующим слоем государства. С помощью жены князь укреплял свою власть над населением. Киевская Русь во времена Олега (882-912) и его племянника Игоря (912-944) вела успешные войны против соседних государств и кочевников (печенегов, половцев). Походы Олега и Игоря на Византию завершились заключением русско-византийских договоров, что создавало благоприятные условия для развития торговли русских купцов. Первой серьезной попыткой ограничить власть местной знати стали реформы княгини Ольги (945-962). Ольга заняла великокняжеский стол после трагической гибели своего мужа - князя Игоря. Самовольно удвоив дань, взималась киевским правительством с населения Древлянской земли, Игорь был убит восставшими в 944 г. Собрав достаточно войска, Ольга выступила войной на землю древлян. Вследствие этого похода было ликвидировано местное правящую династию, после чего введен более строгий порядок сбора дани. Налоги стали регламентироваться. Во времена Ольги связи Руси с Византией укрепились. В княжение Святослава (964-972), сына Игоря и Ольги, отважного воина и талантливого полководца, Киевская Русь разгромила Хазарский каганат, одержала победу над Волжско-Камская Булгария, утвердилась на Северном Кавказе и в Восточном Крыму, где в то время уже существовало Тьмутараканское княжество. Святослав совершил несколько походов на Дунай. Ему не удалось реализовать свои грандиозные планы на Балканах, поскольку Руси противостояли две силы - Византия и печенеги. Итак, времена Аскольда, Олега, Игоря, Ольги, Святослава - это период наибольшей экспансии Киевского государства, в результате которой Русь значительно расширила свои границы, утвердилась на Черном море, а почти все причерноморские страны вошли в сферу ее влияния.

Период расцвета Киевской Руси (конец X - первая половина XI в.) Период расцвета Киевской Руси приходится на время княжения Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого. Борьба с печенегами стала в X в. основной задачей внешнеполитической деятельности Киевского государства. Огромные просторы лесостепи, обильно покрыты городами и селами, были беззащитны перед неожиданными набегами кочевников. Поэтому оборона от печенегов была не только государственной, но и всенародной проблемой. Конечно, князь, возглавивший эту борьбу, стал народным героем. Им был молодой из сыновей Святослава Владимир, который в 980 г. после нескольких лет междоусобиц с братьями занял великокняжеский стол в Киеве. Утвердившись в Киеве, Владимир энергично принялся укреплять и развивать государство. На северо-востоке до Руси были присоединены вятичи и радимичи. Впоследствии Владимир отправляется в поход против Польши и Венгрии и возвращает западные русские земли, ранее попавших под их власть.

При Владимире завершилось объединение восточнославянских земель в составе Киевского государства. Значительное возвышение получило земледелие, произошли качественные сдвиги в развитии ремесла, оживилась торговля. Местное управление отныне было сосредоточено в руках великокняжеских наместников и посадников. В важных политических центрах Руси - Новгороде, Полоцке, Турове, Ростове, Муроме, Искоростене - Владимир посадил своих сыновей, чем ввел династическое правление в государстве. Развитие ремесел и культуры Киевской Руси Киевская Русь характеризовалось высоким уровнем культурного развития, что было обусловлено развитием феодальных отношений, становлением древнерусской государственности; отделением ремесла от сельского хозяйства; оживлением торговли; активизацией и расширением международных контактов; введением христианства и др. Тесные контакты Киевской Руси с передовыми странами Европы, особенно с Византией, безусловно, повлияли на ее культурное развитие, но роль этого воздействия не была решающей. Древнерусская культура является своеобразным синтезом местных традиций и достижений соседних народов Запада и Востока. Следы культурных традиций, которые достигают глубины веков, четко прослеживаются в жилищном фортификационном строительстве, прикладном искусстве, литературе, музыке. Неотъемлемой их частью были языческие песни, танцы, фольклор, свадебные и похоронные обряды, эпические легенды. Введение христианства способствовало распространению письменности, которую славянские племена знали раньше.

В хозяйственном развитии Киевской Руси приобретало все больший вес ремесленничество, важнейшими отраслями которой являлись металлургия и металлообработка. Древнерусские кузнецы владели всеми известными на то время приемами обработки железа: ковкой, закаливанием, сваркой стальных лезвий, инкрустацией цветными металлами. Ассортимент изделий насчитывал до 150 наименований, от простых гвоздей до сельскохозяйственного инвентаря и замков. Особенно развивалось оружейное дело. Тогдашний Киев был значительным центром производства перегородчатой эмали. Развивались также гончарство, плотничество.

Княжение Владимира и Ярослава является завершением целой эпохи истории Киевской Руси X-XI вв. Оценивая ее, необходимо отметить, что в данный период было образовано одно из самых мощных государств тогдашней Европы, государство, отвечавшее высоким образцам тогдашней цивилизации.

Славу Владимиру и Ярославу принесла не экспансия на чужие земли, а оборона своих забота о своем народе, установления государственного порядка в своей стране. Они ввели новую административную организацию, новое государственное право, способствовали развитию культуры и письменности среди населения.

В договоре 944 г. «все люди Руския земля» указаны после князей и бояр в названии русской договаривающейся стороны, что свидетельствует о более низком по сравнению с князьями и боярами положении «людей», купцов, ремесленников, земледельцев, скотоводов, охотников, независимо от рода занятий, социального положения, иола и возраста, что соответствовало феодальной социальной иерархии в раннесредневековой Европе.

Проблема происхождения и развития крепостного права в России - одна из наиболее сложных проблем в нашей истории. Подобный процесс проходил и в других европейских государствах, и в каждой стране он имел свои характерные особенности. Рассмотрим особенности возникновения и развития крепостного права в России.

Особенность крепостного права в России заключается, в частности, в более позднем сроке возникновения; большей, нежели на Западе, длительностью существования; особенной связью данного процесса с развитием земельной собственности.

Законодательное оформление крепостного права продолжалось на протяжении долгого времени, нескольких веков. И, не рассматривая подробно условий крепостного права, можно утверждать, что от судебника к судебнику прослеживается тенденция ко все большему закрепощению землепашца, благо в данном случае в союзниках у власти была сама община землепашцев.

Крепостное право в России - существовавшая система правоотношений, которые вытекали из зависимости земледельца, крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. Причем юридически данная зависимость оформлена не была, а когда стала оформляться (с XV века, со введения ограничения права перехода от одного помещика к другому), то имела подтверждающий характер того, что уже существовало фактически. Крепостное право существовало уже в Киевской Руси XI века.

С развитием производительных сил значение простого свободного населения Древней Руси неизменным образом происходило возрастание в социально-экономической жизни страны. Но море возникновения классов и более мелких общественных групп значительно увеличивалась, его социальная активность в системе межклассовых и внутриклассовых отношений, в качественно изменяющихся семье-общине.

Однако диалектика исторического развития такова, что с усложнением общественных отношений, возникновением и развитием государства роль непосредственных производителей в политическом управлении страной быстро падает, поскольку основной функцией государства наряду с внутренним управлением и внешней защитой страны становится организация классового господства правящего класса и подавление сопротивления эксплуатируемых непосредственных производителей, что предопределило социально-политическую активность последних в форме классовой борьбы и участия в органах местного самоуправления.


Социальная структура феодально-зависимого населения в 10-12 вв. (смерды, холопы, рядовичи, закупы, холопы)


В течение 10-12 вв. в Древнерусском государстве было сформировано крупное княжеское, боярское и церковное землевладение. Вместе с лично свободными крестьянами-общинниками и горожанами существовали обширные группы зависимого и полузависимого населения (смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы, рабы и др.).

Несвободное население Древней Руси делилось на две большие категории - полузависимые и люди, находящиеся на положении рабов.

К первым необходимо отнести закупов и рядовичей. Человека, который отрабатывает ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» именует закупом. За закупом сохранялось личное имущество и большая часть юридических прав, а главное - возвращалась полная свобода, если он расплатился с кредитором. Однако до выплаты долга закуп был обязан работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 г.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.

Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.

Полностью зависимых людей в Древней Руси именовали холопами, челядью или робами. В «Русской правде» указывается на три главных источника «обельного» (полного) холопства:

) добровольная самопродажа в рабство;

) женитьба на робе без особого договора-ряда;

) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора-ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.

Пожалуй, самым тяжелым было положение было у изгоев - лиц, которые не относились ни к городской, ни к сельской общине, были лишены покровительства князя и, разумеется, вынуждены были рассчитывать лишь на собственные силы.

Существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, которая была сходна с мелким рыцарством. Но преимущественная часть полемики ведется по линии свободные - зависимые.

Смерд выступает как крестьянин, который владеет домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня законом устанавливается штраф 2 гривны. За "муку" смерда устанавливается штраф в 3 гривны. В Русской Правде конкретным образом не указывается на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), которые характерны для свободных граждан.

В Русской Правде всегда указывается при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.). В ряде статей о свободных людях именно свободные и подразумеваются, о смердах речь заходит только там, где их статус необходимо специальным образом выделить.

Возможно, было два вида смердов - свободный (государственный) и зависимый (господский). В Русской Правде говорится, главным образом, о зависимых смердах. Они судятся хозяином, их убийство рассматривается как имущественный ущерб хозяину, возникает право мертвой руки.

На начальной стадии государственности смерд существовал в барском хозяйстве рядом со старой челядью. При данных условиях и на смерда порой распространялись черты, которые были характерны для челядина и которые значительно роднили его с положением патриархального раба.


СословиеОсобенности положенияСмердыПодавляющее большинство крестьянства, лично свободные крестьяне, имевшие собственное хозяйство, земельные наделы, платившие дань державе и выполнявшие в его пользу определенного рода повинностиЗакупыВременно зависимые крестьяне, по разным причинам разорившиеся и обязанные работать в имении господина в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами)РядовичиВременно зависимые крестьяне, заключавшие договор с землевладельцами (ряд) о найме, в соответствии с которым работали на него в его хозяйствеЧелядьРазличные категории зависимого населения, разорившиеся и работавшие на землевладельца. Их разрешалось продавать, дарить, передавать по наследствуХолопыЛица, пребывавшие в полной собственности землевладельца

О социальной природе, а так же функциях рядовича также нельзя сказать ничего однозначно. У Сергеевича о рядовичах два мнения. Он считает рядовича, который упоминается в «Правде Русской», «рядовым» рабом на том основании, что «ценят его в 5 гривен, а это цена обыкновенного раба». Он же допускает, что рядович - не всегда раб. «Рядович - всякий по ряду (договору) у кого-либо живущий». Так же есть мнение, что рядович - несвободный приказчик или низший агент хозяйственного или административного управления. Доказательством данного мнения служит текст из Даниила Заточника: «Тиун бо его (князя) яко огньтрепетицею накладен, а рядовичи его яко искры», потому не держи двора или села рядом с князевым.

Если принять характеристику: «рядович - всякий, по ряду у кого-либо живущий», то из неё следует, что рядович - это не холоп. Если рядович не раб, то он также и не наемный рабочий капиталистического общества. Его зависимость чисто феодальная, так как рядович через договор вступает в зависимость крепостнического характера и становится принадлежностью зависимого населения вотчины рядом с холопом, т. е. входит в состав челяди.

В самой «Правде Русской» имеются данные для объяснения социальной сущности рядовича: «А холопство обельное трое:... поиметь робу без ряду; поиметь ли с рядом, то како ся будет рядил, на том же и стоить. А се третие холопство: тиунство без ряду или привяжеть ключ к собе; с рядом ли, то како ся будеть рядил, на том же и стоить». Отсюда видно, что человек, собирающийся жениться на рабе, имел основание предварительно заключить ряд с господином невесты. Но необходимо было сначала, до женитьбы, оговорить условия. По ряду можно было поступить в ключники или тиуны.

Эти указанные два случая не исчерпывают все возможные виды ряда при поступлении на службу или на работу, потому что оба эти случая приводятся «Правдой Русской» только в связи с происхождением обельного холопства. Также в «Русской Правде» рассматривается случай, когда рядович умирает, и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства. «Выряд» - это аннулирование «ряда», выход из зависимого положения, созданного рядом. Таким образом, рядович не раб, так как может отработать или откупиться от своего господина.

Закуп - несвободный человек, который находился в тяжелейших условиях зависимости. Это одна из обычных категорий феодальной зависимости населения, в какой пребывали непосредственные производители в средние века вообще. Закуп, названный наймитом, - это человек, который не просто продал свою рабочую силу, но при помощи «долга», посредством особенного рода «ряд», то есть договор, который попал в особого вида личную зависимость. Условия договора займа можно обнаружить в «Правде Русской», но задолжавший человек еще не является закупом.

Закуп не свободный наймит, а человек, который пребывал на грани холопства.

Закупу гарантировалось право суда со своим господином и право ухода от господина «искать кун»: довольно точно определялись случаи ответственности закупа за господское имущество, значительным образом защищались имущественные и личные права закупа. Господин может безнаказанно бить закупа лишь «про дело», но никак не «без вины», «не смысля» или на пьяную голову.

Возможно, закуп - вид челяди со своеобразным рядом. В таком случае есть два вида челяди: челядин полный, т. е. холоп обельный, и челядин-наймит, или «закупный». Закуп может разорвать свои закупнические отношения с господином. Он на это имеет право, но должен в этом случае вернуть своему господину задаток в определенном размере.

Таким образом закупный наймит выступает в виде зависимого человека, весьма мало похожего на капиталистического рабочего, продавшего свою рабочую силу.

Заключение


Постепенно феодальное землевладение: княжое, монастырское, боярско-дружинное - широко распространяется по всей территории русской земли. Оно приводит к вытеснению и подчинению себе общинного землевладения. Князья, бояре-дружинники, монастыри быстро осуществляют захват земель и угодий общинников, подчинение последних себе и закабаление их, превращая в зависимый, феодально-эксплуатируемый люд, в рабочую силу своих вотчин.

Чем больше происходил процесс роста и укрепления феодальной земельной собственности, чем более происходило развитие вотчинного хозяйства князей и бояр, тем большее значение приобретали слуги-управители. Князь постоянно окружен ими, он советуется с ними, делится с ними частью своих доходов (даней, вир, военной добычи).

Реализуя выполнение определенных поручений князя, данные «княжие мужи» кормятся за счет населения. Огнищане и тиуны, которые ведали княжеской вотчиной, приобретают все большее и большее значение в политической жизни княжества и становятся правой рукой князя по управлению его вотчиной.

Основную же массу населения древней Руси составлял сельский люд. Челядь, люди - всякого рода зависимый люд. Это рабы, приобретаемые в результате захвата в плен ("полона"), в процессе войн, и соплеменники, которые по причине той же войны или неурожая попадают в зависимость, распространяется ростовщичество.

В это же время наблюдается быстрый рост населения, который приводит к разложению сельских общин.

Со временем, с развитием частной собственности и общественного права население становится весьма разнообразно по степени и роду зависимости: смерды, закупы, рядовичи, изгои.

Процесс бурного роста населения, роста посевных площадей, строительства новых поселений, низкие цены на землю, дороговизна рабочей силы обусловили процессы развития помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества.

Несовершенство сельскохозяйственных орудий, взимаемая дань, неурожаи обусловливали разорение рядовых общинников. Таким образом происходило формирование зависимого населения Древней Руси.

зависимый русь население социальный

Список использованной литературы


1.Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 752 с.

.Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.: Госполитиздат. 1953г. - 567 с.

.История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Изд-во «Проспект», 2011. - 544 с.

4.История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 727 с.: ил.

.История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. - 430 с.

6.История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 430 с.

.История России (ІХ-ХХ в.) /Я. Перехов. - М., 2002.-623 с.

.История России (ІХ-ХХ) /Под ред..А. Дворниченко, В. Измозика - М., 2003. - 530 с.

.История России XIII-XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 784 с.

.История России с древнейших времен. - М. Голос, 1993. - 768 с.

.Отечественная история. Часть I. Учебно-практическое пособие. / Под научной редакцией профессора Еремина Ю.В. Авторы - составители: Неверов В.Н., Вьюнов И.А. - М., МГУТУ, 2007 - 119 с.

.Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г.: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. - 3-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2004. - 536 с.: карты.

.Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987

.Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.: "Наука", 1983. - 240 с

.Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979. 154 с.

.Третьяков П.Н. У истоков Древнерусской народности. - М., 1970. - 456 с.

17.Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. XVIII века // Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. - М., 1989

18.Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Послеоктябрьский период. - М., 1994. - 468 с.


Теги: Зависимое население на Руси X-XII вв.  Контрольная работа  История
Просмотров: 5967
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Зависимое население на Руси X-XII вв.
Назад