Европейская экспансия в русскую культуру и духовную жизнь 1-й четверти XVIII века: результаты и последствия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Истории и политологии


Дисциплина: «История»

РЕФЕРАТ

на тему:

«Европейская экспансия в русскую культуру и духовную жизнь

-й четверти XVIII века: результаты и последствия»


Выполнил:

Студент гр. СА-21, ФЛА

Гончарик О.А.

Проверила:

Доцент кафедры истории и политологии

Кармазина Е.В.


Новосибирск 2012

Содержание


Введение

Структурное преобразование

Реформы в области науки, образования, культуры по европейскому образцу

Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи

Изменение быта

Заключение

Список литературы


Введение


Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». В последние годы 17 века Россия во многом ещё сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. Но уже к середине 18 века средневековые традиции существенно ослабили свои позиции, открыв простор чему-то новому. Стремительно происходило замещение старого на новое - европейское: быт, одежда, манеры, войско, мораль. Была создана по европейскому подобию столица.

Если ещё в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперёд. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий. Отечественные учёные и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным взлёт русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Связующим мостом же между Европой и Россией стало Великое посольство - дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697-1698 годах. В первой своей заграничной поездке в 1697-1698 гг. Пётр сумел увидеть многое. И это чрезвычайно поразило царя. Европа и Россия конца 17 века разительно отличались во многих областях науки, культуры, искусства, военного дела. Российская армия состояла из неграмотных крестьян, искусство развивалось под большим влиянием церкви: в архитектуре в основном преобладают церкви, в живописи - иконы. В ремёслах и науке также велико влияние церкви. «Ревнители древлего благочестия» всячески противились всему новому, и поэтому Россия отставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.

Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Начинается новая культурная эпоха в развитии России. Влияние Европы на жизнь России становится очень заметным.

В данной работе будет преобладать рассмотрение процессов и событий деятельности Петра Великого, так как он был инициатором и координатором европеизации России.


Структурное преобразование


Для первой четверти 18 века в России характерно политическое преобразование, выдвинутое сверху - правительством. Так сказать, попытка полностью изменить мировосприятие народа. Целью преобразования являлось построение общественной модели, аналогичной европейской, которую правительство считало наиболее подходящей для достижения успеха в войне с Турцией и преодоления отсталости от Европы во всех сферах государства. При этом, основываясь на опыте европейцев, модель не являлась и не могла являться точной копией европейской. Ей всё же были присущи некоторые исконно славянские особенности. И экспансия из Европы проводилась в ускоренном темпе, что было возможным благодаря копированию, но всё же опережало изменения в сознании людей.

В Голландии Пётр побывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах. В Англии осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил Английскую королевскую академию наук и Оксфордский университет. В Дрездене ему показали королевскую кунсткамеру, в Вене кунсткамеру и библиотеку.

С большим уважением относился Пётр к знаниям и знающим людям. Пётр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Пётр ставил приглашённым иностранцам - обучение русских. Работа рука об руку с опытными иностранными мастерами была отличной школой для русских военных, учёных, архитекторов, скульпторов и живописцев.

Россия начала 18 века - вожделенна для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились они сюда в надежде разбогатеть, сделать карьеру, реализовать свои творческие способности. Ехали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, учёные и просто мастеровые. Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии. Многие находили в России вторую родину, заводили семью, а главное - трудились на благо России. Наверное, не было во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.

Изменение Петром I внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения во внутренней жизни России, и затронуло все области науки, культуры, искусства, а также быт всех без исключения слоёв населения.


Реформы в области науки, образования, культуры по европейскому образцу


Слово учиться стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Пётр с большим уважением относился к наукам и учению. Во время второго заграничного путешествия в 1717 года ему было присвоено звание почётного члена французской Академии наук. Задумал Пётр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о её основании: …учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги .

Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования. Пётр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам довольное жалованье, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были учёные с мировым именем - математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ, признавался: я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии. В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и гравёрная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением с тремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.

Образование Пётр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы - навигации, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Ещё со времён первой поездки за границу, Пётр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Школа навигации. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки - арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать с принуждением. Около пятисот учеников школы получали кормовые деньги, а те, кто победнее, ещё и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.

В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны. Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская, будущая русская императрица Екатерина I - жена Петра.

В 1714 г. Петр I подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших и неслуживших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжёлым испытанием: будущий известный дипломат Пётр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины голодали, т.к. жалованье приходило с большим опозданием. Царь был твёрд в своём намерении заставить дворян учиться.

В петровское время юноши, закончив учёбу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с фундаменту, т.е. в армии и на флоте - рядовыми, в гражданском учреждении - низшим чиновником.

В 1722 была введена Табель о рангах, в соответствии с которой различались три вида службы: военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим - генерал-фельдмаршал. На гражданской - коллежский регистратор и действительный тайный советник, или канцлер. Пётр стремился пополнять ряды дворян за счёт талантливых выходцев из других сословий. Недворянин, дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. Табель о рангах уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.

При Петре I появился и первый российский музей - Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царём во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия царь приобрёл в Данциге для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме - заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же он приобрёл уникальную анатомическую коллекцию. Пётр издал указ с призывами к населению доставлять каменья необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервые была открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719 году. Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание. Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр I велел сделать вход бесплатным, …если кто придёт с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счёт чашкою кофе, рюмкою вина или водки. На эти цели из казны выделялась немалая по тем временам сумма - 499 рублей в год.

В конце 1702 года произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты Ведомости. Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 года, вышел большим для своего времени, тиражом - около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизни России. Пётр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь, размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер Ведомостей угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.

В 1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей день используется. Петр I лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы - омега, пси, ижица и другие. Числа, писавшиеся буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими цифрами, среди них был и первый русский учебник Арифметика, сиречь наука числительная, написанный Леонтием Магницким, преподавателем Школы навигации.

Пётр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг. Пётр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг - книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет. Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям стимулировали и развитие библиотечного дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г. библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая древние.

января 1702 года Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимён, на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю». В центре внимания светской культуры Петровского времени главенствует человек. И это, пожалуй, одно из самых существенных нововведений из Европы того времени. В средневековой культуре человек играл второстепенную роль, по сравнению с богами или святыми. Особенно это проявилось в литературе. Среди читающей публики пользовались популярностью небольшие приключенческие истории. Произведения как в зеркале отражали свою эпоху и её героев - умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха.


Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи

реформа петр европа россия

Первое сообщение в «Ведомостях» о строительстве Петербурга гласило: «Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость на своё государское именование прозванием Питербурхом обновить указал». Город был заложен 16 мая 1703 года. Первоначально Петербург закладывался как крепость. Руководить работами было поручено Доменико Трезини. Перед приездом в Россию Трезини находился на службе у датского короля, и был завербован русским послом Измайловым. Любопытно, что при заключении договора Трезини оговорил возможность беспрепятственного выезда из России по окончании работ, но так и не захотел уехать, оставшись в России до конца своих дней, и полностью посвятив себя строительству Нового города.

Петербург - один из красивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминанты, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер целостного архитектурно-строительного ансамбля; сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.

Петербург основывался как крепость, вокруг которой и близ домика Петра (один из первых образцов "типового" жилого дома Санкт-Петербурга) на Городском острове начал формироваться город. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, а позже получила название Петропавловской, произошедшее от находящегося в ней собора Петра и Павла. Поначалу храм был деревянным, позже Трезини перестроил его, сделав каменным. В Петровское время собор был нетипичен для русского зодчества, т.к. он имел форму базилики - здания, сильно вытянутого с запада на восток, характерного для архитектуры Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русского храмового зодчества полукруглые выступы - апсиды. На храме установлен золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней. Высота шпиля 120 метров, что позволило собору долгие годы считаться самым высоким зданием России. В 20-е годы на колокольне установили куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии. Как внешнее убранство было нетипично для русского зодчества, так внутреннее поражало своей необычностью. Стены украшали картины, написанные в новой реалистичной манере, стены и своды расписаны под мрамор и украшены ордерными элементами. Пожалуй, главное отличие архитектуры нового времени от русского средневековья состояло в использовании архитектурного ордера (ордер в переводе с латыни означает строй, порядок). Действительно, архитектурные сооружения петровского времени имеют чёткий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий. Любое более или менее значимое здание сооружается с использованием ордерных элементов, а изучение классических ордеров ложится в основу архитектурного образования.

В мировой истории градостроительства найдётся очень мало примеров создания крупных городов всего за два-три десятилетия. Петербург занимает особое место в этом ряду. Масштабное строительство новой русской столицы, а так и задумал царь Петр Алексеевич, невозможно было без чёткой организации и команды лучших зодчих, знакомых с мировыми достижениями архитектуры. Строительство приобрело большой размах и велось планомерно под руководством архитекторов, приглашенных Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов). В 1706 году для руководства строительством была учреждена "Канцелярия городовых дел". В 1714 году для концентрации строительных усилий был принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве, кроме Петербурга. В 1715 - 17 гг. созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове: один с прямоугольной сетью улиц и каналов (арх. Д. Трезини; этот план лежит в основе существующей планировки), другой, основанный на абстрактной идеальной схеме овального в плане города-крепости (арх. Леблон; этот план был отвергнут Петром). В 1716 году созданы "образцовые" проекты жилищ, ставившихся по линии улицы (арх. Леблон и Трезини): кирпичных - для "именных" и зажиточных; на деревянном каркасе с заполнением глиной и росписью стен под кирпич - для "подлых", т. е. для рядовых горожан. На Троицкой площади и вокруг Троицкой церкви, складывался городской центр, были возведены обширные деревянные и мазанковые здания Сената, Таможни, Монетного двора. От домика Петра I вверх по Неве на площади располагались дома вельмож, высших военных и гражданских чинов, духовенства. Адмиралтейская крепость стала вторым центром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц, расходившихся лучами, что легло в основу последующего плана. К 1725 году в застройке города, организации его пространственно-планировочной структуры, охватившей все основные острова и материковую часть, особую роль стали играть общественные здания. Кроме Петропавловской крепости и Адмиралтейства, которые явились доминантами в панораме новой столицы, привлекали внимание Меншиковский дворец и строившаяся Кунсткамера - первое монументальное здание близ стрелки Васильевского острова, высотная композиция которой перекликалась со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось своими размерами и мерными композиционным ритмом повторяющихся секций здания Двенадцати коллегий.

Центр Петербурга застраивался домами знати, но для царя были возведены два дворца - Зимний и Летний с огромным парком. В окрестностях Петербурга на самом берегу моря Пётр заложил в 1714 году дворец Mon plaisir (фр. «Моё удовольствие»). Петергоф расположен на берегу Финского залива. Четыре начала составляют чудо Петергофа - архитектура и скульптура, зелень и вода. Пётр хотел, чтобы Петергоф был подобием Версаля. Однако Петергоф превзошёл Версаль. Одну из главных достопримечательностей составляют фонтаны. С фонтанным искусством в России познакомились именно в петровское время. По сей день поражают воображение дворцы Петергофа, его садово-парковый ансамбль и каскад фонтанов.

Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало ещё более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697 - 1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695 - 1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690 - 1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.

В петровское время были созданы не только выдающиеся памятники архитектуры и градостроительного искусства - Петропавловская крепость и её собор, Александро-Невский монастырь, Петербург и Петергоф. В начале 18 века В России сформировались основные принципы зодчества нового времени - ордерность, регулярность. Русская архитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.

Скульптура в средние века не была широко распространена в России. Каменные барельефы древнего Владимира, народная резьба по дереву, глиняная игрушка - вот, пожалуй, и все, что можно отнести к скульптуре в допетровское время. Знакомство русских с западной скульптурой произошло задолго до Петра 1. Однако как уже говорилось ранее, огромное влияние на развитие искусства и культуры оказывала церковь. Её мнение было решающим. Первое же узаконенное появление трёхмерной скульптуры в России относится к 1695 году. Тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка в честь взятия Азова. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.

Даже в новое время скульптура непросто приживалась на русской почве - публика не готова была её воспринять. Тем не менее, уже при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах, парках, храмах, на триумфальных арках. Постепенно все большую роль скульптура стала играть и в оформлении внутреннего убранства интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одного дворца.

Не имея за своими плечами многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот вид искусства. Поначалу пробел восполняли иностранные мастера. Одним из самых ярких представителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Наше представление о Великом Петре сложилось во многом благодаря скульптурам Растрелли. Его, как и многих работавших в России иностранцев, занимала необыкновенная личность русского царя - преобразователя. В 1719 г. скульптор снял с лица Петра гипсовую маску, которая послужила образцом для работ не только самого Растрелли, но и для головы знаменитого Медного всадника Фальконе. Незадолго до смерти Петра мастер выполнил бронзовый бюст царя.

Скульптура при Петре I заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь. Благодаря Петру в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.

Как и в архитектуре и скульптуре в живописи происходят революционные перемены. Основным художественным методом становится реализм. Кардинально изменяются способы изображения. Русские художники начинают постепенно отходить от традиционной, иконописной манеры письма. Они приобщаются к новой живописи, известной в Западной Европе ещё с эпохи Возрождения, где проблемы формы и пространства решались иначе. Древнерусские художники не стремились передать объем предметов и глубину окружающего пространства. Живописцы нового времени, наоборот, осваивают искусство светотени, а для создания трёхмерного пространства обращаются к линейной перспективе - одному из величайших достижений изобразительного искусства эпохи Возрождения. Помимо линейной художники стали пользоваться и световоздушной перспективой. Принято считать, что первым этот приём открыл Леонардо да Винчи.

По-другому художники стали относиться и к проблеме времени в живописи. В средние века иконописец мог на одной иконе изобразить два или три разновременных действия с одними и теми же персонажами. В новое время на картине изображают событие в момент его свершения, вместе с тем живописец пытается преодолеть статичность средневековой живописи и создать иллюзию движения.

В петровское время начали формироваться жанры живописи, такие как батальный, портретный, пейзажный, бытовой, натюрморт. Формально, самым «высоким» среди жанров считается исторический, самым же распространённым - портрет.

Изменяется и техника письма, появились новые материалы. Раньше иконописец писал на доске. Теперь же картины выполняются на холсте, темперу - краску, замешанную на яичном желтке, сменяют масляные краски. Готовую картину вставляют в раму. Она играет важную роль в восприятии произведения.

Именно в то время появился в России выдающийся живописец, вставший вровень с европейскими мастерами, - Иван Никитин. Пётр заметил талантливого юношу и в 1716 г. отправил его вместе с братом учиться в Италию. Художник целиком посвятил себя портретной живописи, и выполнил много великолепных работ, которые донесли до наших дней характер изображённых личностей, их быт.


Изменение быта


Самый устойчивый компонент жизни людей - это быт. И он испытал серьёзные изменения в эпоху реформ. Поставив целью сформировать европейское общество, Пётр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.

С начала 18 в. многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на «Вы», «Милостивый государь», «Господин». Письма заканчивали подписями: «Ваш покорный слуга», «Остаюсь к услужению готовый». Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новых слов, преимущественно иностранного происхождения. И это является, возможно, одним из самых значимых и заметных аспектов европейской экспансии. Уже в наше время можно заметить, что русский язык сильно удалился от украинского, белорусского, польского, силезского, русинского языков. При этом последние весьма схожи между собой. В русский язык было внесено множество голландских, немецких, французских и других слов, в основном использующихся для обозначения новых европейских «диковин» и терминологии.

В царствование Петра в обиход вошёл юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. В связи с этим событием началом года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября : Указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с числа 1 от Рождества Христова 1700 года . Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверки именно при Петре. Устраивались они по большим праздникам: в новогоднюю ночь, в день рождения царя, в честь военных побед.

В январе 1700 г. выходит царский указ об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно. Не менее трудно было Петру заставить горожан брить бороду, считавшуюся на Руси признаком мужественности и символом православия.

По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 века имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным - 24. В начале 18 века куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями.

К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется быт как простых, так и знатных, зажиточных людей. Меняются на западный манер одежда, пища, жилище. Бояре и дворяне стригут волосы и бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, входит в моду курение табака.


Заключение


Преобразования в области культуры были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений.

При этом была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Европейские технологии, культура и быт были заимствованы без демократических и капиталистических тенденций. Шаг вперёд сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Европеизация в исполнении правительства встретила ожесточённое сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Пётр I не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.

Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

Европеизацию того времени можно охарактеризовать как явление, имевшее огромное значение для страны. Были введены общественные механизмы, успешно зарекомендовавшие себя в Западной Европе. Была открыта новая площадка для деятельности художников, учёных, философов, писателей. Общество освобождалось от многих пережитков прошлого, замедляющих его духовное и бытовое развитие. Был совершён колоссальный прорыв из затянувшегося простаивания. Весьма показательно, что за основу были взяты Нидерланды - прогрессивная и реформаторская страна. Да, российское правительство обошло стороной заимствование демократии, а за экономическую основу была взята не свободная торговля, а протекционизм. Но такой виделась модель развития страны на тот период времени правительству. Хочу отметить, что Западная Европа проходила этот путь за столетия. В то время как Россия лишь быстро навёрстывала упущенное, разумно выбрав западный вектор развития как альтернатива азиатскому или самоизоляции.

Как результат, Россия стало той страной, что уже не может быть просто захвачена как колония или вассализирована подобному тому, как это было при татаро-монгольском иго. А независимость и сильная культура позволяют развиваться в соответствии с выбранными приоритетами, так сказать, естественным историческим путём. При этом жизнь людей приобретает новые краски, растут патриотизм и душевное богатство людей.

Мне жаль, что данная экспансия не была продолжена. А позже и вовсе была свёрнута. Рассматривая пример Великого Княжества Литовского - западного соседа Руси, которое было интегрировано с Западной Европой на протяжении большей части истории, можно заметить, что тесное сотрудничество с Европой и направленность на Запад являлись весьма действенным способом повышения общего благосостояния и обогащением культуры народа. А принятие мер по интегрированию с Европой в России позволило ей некоторое время оставаться лидером в регионе и одолеть ВКЛ, чего не удавалось на протяжении нескольких столетий. Теперь Россия обладала собственной сферой влияния и могла наращивать свой потенциал.


Список литературы


1. Большая Советская Энциклопедия, - Москва, 1975. Тома 18, 19, 20, 21.

. Белозорович В.А. Учебное пособие «История Беларуси. Вторая половина XVI - конец XVIII в. 8 класс» - Минск, 2004: Народная Асвета.

. Рябцев Ю.С. Учебное пособие «История русской культуры 18-19 веков». - Москва, 1997: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.

. Соловьев С.М. «Об истории новой России». - Москва, 1993: Просвещение.

. www.ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I .


Теги: Европейская экспансия в русскую культуру и духовную жизнь 1-й четверти XVIII века: результаты и последствия  Реферат  История
Просмотров: 43100
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Европейская экспансия в русскую культуру и духовную жизнь 1-й четверти XVIII века: результаты и последствия
Назад