Древнееврейское общество в Палестине во II тысячелетии


СОЧИНЕНИЕ

По дисциплине: История Древнего мира

На тему: ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПАЛЕСТИНЕ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ


План


1. Введение

2. Ханаанская культура ко времени появления евреев в Палестине

3. Пришествие Авраама в Палестину

4. Древнееврейское общество после возвращения из Египта

5. Состояние ханаанских племен во время израильского завоевания

6. Завоевание израильтянами Палестины

7. Духовно-нравственное и политическое состояние израильского народа в период судей

8. История войн в период судей

9. Установление монархии в израильском народе и первые цари

Заключение

Список литературы

древнееврейский общество царь ханаанский

1. Введение


Происхождение слова «евреи». История древнееврейского общества начинается с начала II тысячелетия до Р.Х., когда Авраам пришел в Палестину. Блж. Феодорит Кирский пишет, что «…евреи получили свое наименование от того, что патриарх Авраам из земли Халдейской вступил в Палестину, перешедши реку Евфрат, потому что слово «евер» на сирийском языке называется пришелец…».

Первоначальное название Палестины. Евреи, переселившиеся в Палестину во II тысячелетии, называли ее Ханаан, потому что на ней жили потомки Ханаана, сына Хама, которые пришли туда в III тыс. до Р.Х. «У Ханаана было одиннадцать сыновей, ставших родоначальниками одиннадцами отдельных племен. Четыре из них поселились в Сирии и Финикии, а остальные семь (хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, хананеи и ферезеи) заняли и заселили Палестину».

Происхождение слова «Палестина». «Палестиной первоначально назывались только восточное побережье Средиземного моря, занятое филистимлянами. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея…» В переводе с иврита слово «пелешит, или «плиштим» буквально означает «вторгшиеся». Эту землю греки называли Палестина или Сирия Палестинская. В Библейской энциклопедии Брокгауза сказано, что «слово "Палестина" пpедставляет собой сокpащение гpеч. слов Палайстина Сюриа - "Сиpия филистимлян". Так, в отличие от севеpной Сиpии, гpеки называли Южную, лежащую по обе стороны от pеки Иоpдан, Меpтвого моpя и Аpавы, хотя в целом эта область значительно обширнее, чем заселенная некогда филистимлянами пpибpежная pавнина».

Территория Палестины. «Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистою аравиею, Средиземным морем и Сириею, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана… К западу Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией… К северу она простирается от гор, Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии». Сейчас Палестина охватывает «примерно территорию современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, Иордании, части как Ливана, так и Сирии, от Сидона на побережье Средиземного моря до Дамаска в северной её части, и от Рафиаха до залива Акаба - на юге».

«Палестина исторически делится на следующие географические области: Прибрежная равнина (у Средиземного моря), Галилея (северная часть), Самария (центральная часть, севернее Иерусалима) и Иудея (южная часть, включающая Иерусалим), Заиорданье (Трансиордания) - восточный берег реки Иордан».

Палестина как Святая Земля. «…Это земное пpостpанство было избрано Господом как место ветхозаветного Божьего откpовения в Его наpоде и новозаветного откровения в Его Сыне Иисусе Хpисте». Поэтому Палестина называется «святой землей» (Зах. 2:12), «землей Господней» (Ос. 9:3). С Авраама начинается откровение Святой Троицы. История еврейского народа - это история ветхозаветного Божественного откровения и общения с Богом. Поэтому история древнееврейского общества является центром истории Древнего мира.

Географическое положение Палестины. Духовной цели было подчинено и географическое положение Палестины. Она «…лежала… в самом центре древнего мира… Посему-то Сам Господь говорит у пророка: "Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли" (Иез 5:5)…». Она была своего рода мостом между древними речными цивилизациями Месопотамии и Нила. В Палестине пересекались важнейшие сухопутные и морские пути древнего мира, и по ним истинное Богопочитание должно было распространяться по всему миру.

Плодородность древней Палестины. В древности Палестина была плодороднейшей страной. «В Библии Палестина представляется как самая прекрасная и плодородная земли, и текущая медом и млеком и которая напояется водою от дождя небесного». Там, где сейчас много пустых мест, невозделанные земли и известняковые скалы без всякой растительности, в древности были пастбища. «В лучшие времена в Палестине не было ни одного необитаемого места; всякий склон горы был садом, огородом, или виноградником». «Не даром иудеи говорили, что если рай еще есть на земле, то здесь именно дверь, которая ведет в него».

История древнееврейского общества описана в Библии, которая является самым полным и достоверным источником по данной теме. Поэтому данная работа основана прежде всего на священной библейской истории. Изучение истории еврейского народа в Палестине необходимо для понимания Священного Писания Ветхого Завета и Библии в целом.

Даты Древней истории приведены по хронологии известного библейского археолога Рона Уайетта. В 1978 г. он нашел на дне Аккадского залива Красного моря дорогу, по которой израильский народ переходил через море. Он поднял со дна остатки колес египетских колесниц, привет их в Каир в музей «Античности Египта». Директор музей сразу же сказал, что это колесо использовалось только в правление фараона Рамсеса II. Благодаря этому открытию удалось установить год выхода из Египта - 1446-й до Р.Х. На основе этой даты была составлена хронология библейской истории.


2. Ханаанская культура ко времени появления евреев в Палестине


«Палестина и прилегающие к ней области Финикии уже в III тысячелетии до н. э. представляли собой определенное культурно-историческое единство, хотя здесь и не было единого и более или менее прочного государства». В основном хананеи жили в городах, окруженных высокими стенами. Эти города были независимы друг от друга. «…Любого местного сиро-палестинского правителя могли именовать тремя разными обозначениями: для фараона он был «человек такого-то города», в дипломатических документах - «градоначальник», а для собственных подданных - «царь». Только правитель Хацора решался называть себя «царем» даже в письмах к фараону».

Ханананские племена были идолопоклонниками, т.е. поклонялись твари и бесам вместо Бога, и вели довольно безнравственную жизнь. Они обоготворяли природу. Их главными божествами были богиня плодородия Астарта и бог солнца Ваал, которому поклонялись под разными именами. Культы этих божеств сопровождались безнравственными ритуалами. Для умилостивления богов «…они приносили человеческие жертвы и, выходя из мнения, что чем дороже приношение, тем больше милости может получить приносящий, они не смущались убивать даже своих собственных детей…» О нравственности жителей Содома и окрестных городов сказано в книге пророка Иезекииля: «Вот в чем было беззаконие Содомы… и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим…» (Иез.16:49,50).

Основным занятием хананеев было сельское хозяйство. Также было развиты садоводство, виноградство и виноделие. Уже с III тыс. египтяне вывозили из Палестины большое количество оливкового масла. Также были развиты ремесла и строительство. «Ткани делали из шерсти и льна. Особенно высоко ценились цветные украшенные узорами и рисунками роскошные ткацкие изделия».


. Пришествие Авраама в Палестину


О появлении евреев в Палестине нам известно из Библии. В Харране (город в юго-восточной Турции) Господь явился Аврааму (в то время его звали Аврам) и сказал ему: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе…» (Быт. 12:1). Авраам вместе со своей семьей пошел в Ханаан. Ему тогда было 75 лет. Согласно хронологии Рона Уайетта, это было в 1921 г. до Р.Х.

Авраам был скотоводом, и с точки зрения гражданской истории, его племя находилось на низком уровне культурного развития. Но из Священного Писания нам известно, что он находился на самом высоком духовном уровне. Он был человеком, с которым Бог вступил в завет.

Предположительно племя Авраама состояло из примерно из 1000 человек. «Для такого количества людей требовалось, по крайней мере, не менее сотни палаток, сделанных, вероятно, из черной козьей шерси…» Язык, на котором говорили ханане, «…был весьма близок (если не тождествен) к еврейскому; у пророка Исаии (XIX, 18) еврейско-финикийский язык называется «языком ханаанским». В своих сношениях с древними обитателями евреи, по-видимому, совершенно не нуждались в переводчиках…» Кроме хананеев, Авраам общался с аморреями, которые в то время занимали центральную и юго-восточную области Палестины. У него были самые дружественные отношения с мирным племенем хеттов, живших у дубравы Мамре. «Свои стада он пас среди них и к ним именно он обращался за покупкой пещеры Махпела. Это был народ просвещенный и высоко цивилизованный. Один из их южных городов известен был под названием Кириаф-Сефер, т.е. «город книг», - название, которое указывает на существование в нем целой библиотеки…» Одежда хеттов говорит о том, что они были каппадокийского происхождения. «Ферезеи, жители деревень, были, вероятно, те же самые хеттеи, только под другим названием и жившие в различной местности. Филистимляне упоминаются как жители Герара на юго-западе». В то время филистимляне не были сильными и вели мирную пастушескую жизнь.

В то время в Палестине обитало от 7 до 10 разных племен. Большая часть из них были малочисленными. Они были настолько разделены между собой, что не было нужды враждовать друг с другом из-за земель. «Аврам не встречал никаких затруднений в прокормлении своих стад, где только ему хотелось…»

Племя Авраама представляло резкий контраст с образом жизни хананеев. Он ставил палатку себе и отдельно для жены и ее служанок. «Их пища состояла из пресных лепешек, сбитых сливок или масла, мяса свежее убиваемых козлят или телят. Рабы, рожденные ли в доме или приобретенные покупкой, пользовались хорошим обхождением и составляли стройную общину, над которой глава рода имел безусловную власть, ограничиваемую естественною добротою характера… Женщины Аврамова каравана совершенно не походили на тех жалких забитых существ, какими были женщины окружающих племен».

В семье Авраама, т.е. у древних евреев, была патриархальная форма правления. «Она состояла в том, что власть по заведыванию всеми гражданскими делами сосредоточивалась в главе семейства или рода. Патриарх, как глава семейства, бы в то же время и единственным решителем всех дел, возникавших между членами его семейства или рода. Он вполне распоряжался судьбою своих детей и домочадцев, производил суд и расправу, имел право жизни и смерти… за которым признвалось право войны и мира. Но все эти права и обязанности не имели еще вполне определившегося характера и все вытекали лишь из естественного положения отца в семействе, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего рода».

«Патриархи - мирные пастухи, которые переселяются с одного места на другое для отыскания лучших пастбищ, и единственными вьючными животными служат у них верблюд и осел. Лошадь им еще была неизвестна… Земледелие еще было мало развито и составляло лишь временнее и случайное занятие. Поземельной собственности у них не было. Авраам купил себе землю только для погребения, и только Иаков приобрел в собственность участок для своего шатра. Запасов жизненных не делалось, вследствие чего голод часто вынуждал переселяться в соседние страны…» «Ко времени Авраама мы видим зачатки меновой монеты, хотя и в виде кусков известного металла с определением его ценности по весу; при Иакове являются своего рода «монеты», а сыновья его уже хорошо знакомы с ходячими сребрениками, за которые они и продали своего брата Иосифа». У евреев уже были именные печати (Быт. 18:18,25).

«…Предание приписывает Аврааму высокие познания в астрономии и математике, которым он будто бы научил египтян. Следов письменности в собственном смысле не встречается, хотя нет достаточных оснований сомневаться в ее существовании, тем более, что в соседних с Палестиной странах она уже несомненно существовала».

4. Древнееврейское общество после возвращения из Египта


В 1706 г. до Р.Х. при патриархе Иакове евреи во время голода переходят в Египте, а в 1406 г., через 300 лет, они вернулись в Палестину. Теперь еврейский народ управлялся «старейшинами сынов Израилевых» (Исх. 3:16; 4:29), которые были уже не главами, а представителями колен. Израильский народ представлял собой союз, сплоченный теократическим правлением и кровным родством. Каждое колено было самостоятельным. Оно «…представляло собой как бы вполне независимую республику - с своим особым правительством, своею особенною народно-общественною жизнью, с своими особенными отношениями и интересами. Оно имело во главе управления представителя колена, который был самостоятельным, независимым князем…»

Общенародные дела решались представителями всех колен, избираемых народом. Во главе народа стояли 12 старейшин, избранных по одному из каждого колена (за исключением колена Левия, которое по причине своего особенного назначения и положения не участвовало в политических делах народа).

Вторую группу представителей народа составляли избранные 70 мужей: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилевых… Я сойду.. и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Числ. 11:16-17). «Эти представители народа составляли из себя постоянный сенат, который Моисей постоянно имел при себе в качестве советников и помощников».

Третью и самую многочисленную группу представителей народа составляли «начальники» или «судьи» народа. Эта должность была учреждена Моисеем в пустыне по совету его тестя Иофора для облегчения трудов по управлению народом (Исх. 18:14-26). Эти начальники обязаны были заниматься разбором мелких дел.

Но все колена вместе представляли собой единый народ, «царство Иеговы», народ Божий, объединенный теократическим правлением. «Но самым сильным средством, служившим связующим элементом всех колен, были общие народные собрания, собиравшиеся по важным делам, касавшимся всего народа». Оно состояло из старейшин и начальников народа (и даже десятиначальников) и было наивысшим выражением народной воли. В нем участвовало более десятой части всего мужского населения. Оно состояло из совета народного собрания, в который входили главы глав колен и старейшин («князей»), и общенародного собрания, состоящего из старейшин семейств: надзирателей народа и начальников или вообще судей («общества»). Народные собрания происходили сначала перед скинией, отчего и сама скиния часто называлась «скинией собрания» (Лев. 4:4,5,7), а впоследствии - в различных городах, в основном в Массифе («место наблюдения»; город в колене Вениаминовом) (Суд.11:11).

«Таким образом по своему внутреннему складу израильское государство должно было представлять собою форму народного самоуправления, под верховным главенством Иеговы»

В то время в Палестине могло жить многочисленное население. Когда было произведено исчисление израильтян (Числ. 26), то народ, принадлежавший к девяти с половиной коленам, которым предстояло населить западную Палестину, насчитывал 2,5 миллионов человек. Это составило бы примерно 135 человек на квадратный километр. «В лучшие времена в Палестине не было ни одного необитаемого места; всякий склон горы был садом, огородом, или виноградником».

Согласно закону Моисея, земля являлась собственностью Иеговы, Который являлся ее полноправным распорядителем по Творца вообще и по праву дарителя Палестинской земли избранному народу в частности. «Моя земли, говорит Господь, - вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:20-21). «Сущность теократического принципа в данном случае составляет одинаковое право всех членов Моисеева государства на землю». Когда израильский народ был исчислен по поколениям и семействам, Бог сказал Моисеею: «сим в удел должно разделить землю по числу имен; кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее» (Числ. 26:53-54). Земля разделялась по коленам, племенам и семействам. Законом было запрещено продавать или передавать землю в другое колено или племя (Лев. 25: 25,26,28), а также продавать землю навсегда (Лев. 25:23). Это исключало захват чужой земли, препятствовало обнищанию одних и чрезмерному обогащению других и устраняло несправедливость. Благодаря этим законам, государство евреев, которое было по преимуществу земледельческим, состояло из свободных землевладельцев-собственников. Со временем в нем стали выделяться более и менее состоятельные.

Благодаря теократическому правлению, в израильском народе были гармонично соединены две крайности: «…каждый отдельный индивид принадлежал одинаково и себе самому, и обществу; сам пользуясь свободой, согласовал бы ее в то же время с законом, с свободой всех…» Главной единицей общества являлась община, в которой каждый ее член находил полную защиту и обеспечение своих прав.

В израильском народе отсутствовали сословные различия и привилегии и все были равны перед законом и государством. В нем не было рабства в собственном смысле того слова. Оно было возвышено «…до нормальных, необходимым в общественной жизни служебных отношений…» Не было пыток. Начиная с Моисея, у еврейского народа появляется литература. Прежде всего это было Пятикнижие - первые книги Священного Писания.


. Состояние ханаанских племен во время израильского завоевания


В гражданском отношении ханаанские народы были уже на довольно высокой степени цивилизации, особенно финикийцы, которые в это время уже вели обширную морскую торговлю и знакомы были со всеми сторонами цивилизованной жизни. «Хананейское общество до прихода Иисуса Навина в XVI- сер. XIII вв. было чрезвычайно богатым…» Они не строили огромных храмов. «Страна наполнена была городами и селениями, среди которых расстилалась роскошнейшие нивы и пастбища. Города, большею частью сильно укрепленные, строились по преимуществу на высотах гор, что делало их еще более неприступными… и что… особенно устрашило израильских соглядатаев».

Но при этом идолопоклонство ханаанских народов приобрело самые страшные формы. Если раньше они приносили человеческие жертвы по особым случаям, то в это время они у них были распространены широко. «При возведении какого-нибудь важного здания или, например, крепости в основание закладывалась человеческая жертва».

У ханаанских народов не было политического единства. Поэтому они не могли вместе оказать сопротивления израильтянам. Не только отдельные племена, но и отдельные города считали себя совершенно независимыми друг от друга, управлялись своими собственными царьками, которые постоянно соперничали между собою. Даже общая опасность не смогла объединить их между собою, и каждый город защищался собственными силами. Только впоследствии образовывались союзы из нескольких городов, которые пытались общими силами оказать сопротивление евреям.

В XVIII в до Р.Х. Палестину и Египет заняли гиксосы («правители чужых стран» - от егип. «хегу-хасут») и более двух сот лет правили в этих землях. В первой половине XVI в. до Р.Х. началось изгнание гиксосов из Палестины и завоевание египтянами. Это сильно ослабило ханаанские племена.


. Завоевание израильтянами Палестины


Из-за идолопоклонства и безнравственности ханаанских народов Моисей запретил израильтянам вступать в союз с ними. Войдя в Обетованную землю, они должны были освободить и очистить ее от таких грехов и истребить или изгнать из нее эти племена.

После смерти Моисея вождем еврейского народа стал Иисус Навин. Под его руководством израильский народ переел Иордан. Согласно хронологии Рона Уайетта, это было в 1406 г. Чудесным образом был взят Иерихон, который был центром идолопоклонства и одним из самых сильных городов в стране. Затем была покорена вся южная половина Палестины и середина, за исключением нескольких городов, в том числе и Иерусалима. После этого была покорена северная часть. «Война продолжалась около семи лет; в течение ее были покорены, хотя и не вполне истреблены, семь народов, и в битвах пали тридцать один царь». Но «на севере страны, у подножия Ермона и по Финикийской границе еще оставались хананеи… На западе - побережье Средиземного моря, роскошная равнина Саронская, к югу от Кармила - богатая равнина Шефела, тянущаяся до Газы, не перешли вполне под власть израильтян. На равнине Шефела пять князей филистимских, с своими железными колесницами, сохранили свою независимость, и часто поэтому нападали на своих соседей. К востоку от нижнего Иордана и Мертвого моря продолжали жить потомки Лота: аммонитяне и моавитяне… эти кочевники … не раз делались для израильтян соседями опасными и страшными… Но даже и внутри самого Ханаана не все прежние жители были истреблены или изгнаны». Во многих городах, занятых израильтянами, оставались остатки прежнего населения и жили вместе с израильтянами.

После этого Палестина была разделена по жребию между девятью с половиной коленами, кроме двух с половиной колен, которые получили себе наделы за Иорданом еще до перехода через него. Иисус Навин оставил свою должность вождя народа, и колена рассеялись по отведенным уделам. У них закончилось религиозное воодушевление, и они оставили военную деятельность, желая спокойной жизни. Некоторые ханаанские народы Господь оставил в Палестине, «чтобы искушать ими Израильтян… для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых…» (Суд. 3:1-2). Но другие народы израильтяне не стали изгонять и истреблять «…во-первых, по лености, а во-вторых, по любостяжательности…», предпочитая оставлять их в качестве своих данников, нарушая этим повеление Божие.


. Духовно-нравственное и политическое состояние израильского народа в период судей


Духовно-нравственное отступление в период судей. Новое поколение, не видевшее благодеяния Божии народу, даже стало заключать с ними браки, что было причиной впадения в идолопоклонство и безнравственность (Суд. 3:6,7). Соседние народы стали нападать на них, грабить, убивать и заставлять платить дань. Кроме того, ханаанское население, оставшееся в Палестине, скоро оправилось после завоевательной деятельности Иисуса Навина и стало нападать на израильтян, а во время войн присоединялось к их врагам. «…Бог с отеческой любовью, когда израильский народ преступал закон, предавал его иноплеменникам, употребляя последних как бы вместо жезла и бича…» Когда народ каялся в своих грехах, Бог посылал ему судей, которые с помощью Божией освобождали народ от чужеземного ига. Период правления судей продолжался около 350 лет, до установления монархии в 1050 г. до Р.Х.

Политическое состояние израильского народа. В период судей израильтяне не занимались ни торговлей, ни промышленностью. У них не было единого правительства. Каждое колено было независимым. Все местные власти были наследственными, и не было вообще законодательной власти. Не издавалось никаких новых законов, не было налогов, кроме десятины, которую они должны были приносить Богу и левитам. Не было никакой армии. Когда нужно было воевать, каждый вооружался, чем мог, что попадало в руки.

Каждый город также был совершенно самостоятельным. Каждый дом и каждая семья заботилась сама о себе. Каждый жил доходом со своего поля и от своих стад. Не было даже особого сословия ремесленников, были только земледельцы и скотоводы. Мастера были исключением. «Таким образом, народ был так же независим в своих потребностях, как независим и в управлении… У него не было особых судей для водворения правды, не было полиции для надзора за исполнением законов… Когда нужно было уладить распри, то спорные дела, по обычаю, обсуждались старейшинами народа, то есть, главами семейств, у городских ворот». Если судьи не могли согласиться между собою, или если одна из сторон отказывалась принять их приговор, то Моисей установил, чтобы дело переносилось на решение священников (Втор. 17:8,9). Об этом времени в Библии сказано: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.17:6).

Военачальниками были главы семейств, но не всякий глава был воином. Потому во главе становился наиболее мужественный и храбрый. Такой человек тогда делался судьей израильским. Когда такой судья издавал призыв к оружию, под его власть шел, кто хотел: принудительной службы не существовало. Все зависело от умения судьи управлять людьми и заставлять подчиняться. Когда же общественная опасность, благодаря которой судья становился во главе народа, проходила, он возвращался домой и занимался своими делами. «Судьи вообще были начальниками…временными, случайными властями, которые Бог устанавливал в исключительных случаях, по нужде своего народа». Главной функцией судей была военная, а не судебная. Судья был освободителем народа, а не начальником.

Из-за такого политического устройства израильтяне не могли объединиться политически и стать единым сильным народом. Поэтому они не могли входить в политические отношения с другими государствами и, будучи отделены от них географически, жили совершенно обособленно от них. Это ограждало их от языческих обычаев.

Почему Бог не давал израильтянам царя. Бог не давал израильтянам царя, чтобы они чувствовали, насколько всецело находятся в Его полном распоряжении. Не имея над собою человека, который бы мог их защитить от врагов, они сильнее чувствовали свою зависимость от Бога, Который для них был то же, что царь для других народов. Поскольку они не сомневались в Его всемогуществе, то в своих нуждах прибегали к нему, а свои несчастья приписывали гневу Божию. Если же над народом стоял бы царь, то в своих бедах народ бы обвинял его, а не себя.

Кроме того, любая политическая власть стремится к расширению. Даже бедуины, ведущие совершенно кочевую жизнь, ведут межплеменные войны и живут грабежом. Поэтому введение монархии на начальном этапе жизни в Палестине стало бы постоянным поводом к войне с другими народами либо к установлению торговых отношений, которые всегда ведут к культурному и религиозному влиянию.

Религиозное единство израильтян. В то время вера и обрядовый закон объединяли народ. Жертвы можно было приносить только в скинии, которая была религиозным центром народа. Ежегодно народ собирался в праздники у скинии. Сильно поддерживали в народе веру левиты, которые жили во всех коленах, что напоминало евреям об их религиозном единстве. В отличие от жрецов в Египте и Вавилоне, они не были правящим сословием, хотя само правление в народе было теократическим. Служение левитов было чисто духовным и лишено политической власти. Когда же стала в народе оскудевать вера, тогда была создана центральная политическая власть, которая объединила его политически.


. История войн в период судей


Сначала евреи попали под власть месопотамского царя Хусарсафема, которому служили восемь лет (Суд. 3:8). «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова» (Суд. 3:9). Через 40 лет на израильтян напал моавитский царь вместе с аммонитянами и амаликитянами. Он покорил их и брал с них дань 18 лет. Когда евреи обратились к Господу, Господь послал им судью Аода, который избавил их от врагов.

В XIII в. до Р.Х. из Малой Азии в Восточное Средиземноморье вторглись эгейско-анатолийские народы («народы моря»). «В их состав предположительно входили греки - ахейцы-индоевропейцы, а также догреческое население материковой Греции…» Они пользовались железными колесницами, а их флот совершал нападения даже на Египет. «…Продвижение их на Египет было остановлено фараоном Рамсесом III в какой-то момент после середины XII в. до х.э. Два племени из числа «народов моря», известные в дальнейшем под названием…» Они «…завладели укреплёнными городами, из которых самым мощным был Газа» , «…осели на плодородном палестинском побережье, на полосе длиной 60 км и шириной 20 км… и создали здесь союз пяти самоуправляющихся городов: Газы, Аскалона, Аккарона, Гата и Ашдода». Поэтому окрестные семитоязычные народы стали называть их «плиштим», что значит «вторгшиеся», или филистимляне.

После победы над месопотамским царем израильтяне снова стали развивать расширять свои отношения с языческими народами и обогащаться. «Колено Даново вошло в тесные сношения с филистимлянами города Иоппии, и само занималось морскими промыслами и мореплаванием… Благосостояние народа развилось настолько, что женщины и девицы носили разноцветные одежды и на шеях вышитые платки, а в городах было много сокровищ… Стала развиваться и торговля… и… народ становился с каждым годом богаче и сильнее».

После смерти Аода израильтяне снова подверглись «культурному» влиянию язычников и стали поклоняться их богам. За это они «…были преданы под власть Ханаанского царя Иавина, который угнетал их в течение двадцати лет. Резиденцией Иавина был город Хацор, лежавший в северной части Палестины, сожженный при И. Навине… но восстановленный позднее Хананеями…» У Иавина было 900 колесниц, которыми заведовал военачальник Сисара. Из-за нашествия хананеев у евреев была прекращена всякая торговля. Они скрывались в долинах и городах. Когда израильтяне обратились к Богу с покаянием, Господь послал им пророчицу Девору из колена Ефремова, к которой народ ходил для разбирательства своих дел. По словам блж. Феодорита, она была «удостоена дара пророчества в обличение тогдашних мужей, потому что когда ни один не был найден достойным благодати, тогда Девора прияла дар Всесвятого Духа». После победы над Иавином израильтяне жили в мире 40 лет.

Затем они снова стали уклоняться в идолопоклонство, и за это подверглись нашествию мадианитян и других кочевых племен. Мадианитяне были потомками Авраам от Хеттуры и считались одними из самых непримиримых врагов израильтян. Мадианитяне соединились с амаликитянами и бедуинами, собрали войско в 120 тыс. человек и в каждый год в течение 7 лет совершали нашествия на Палестину. Они угоняли весь встречающийся скот и вытаптывали посевы. Когда народ снова обратился к Богу, Господь послал их избавителя Гедеона. После победы над мадианитянами Гедеону предложили верховную власть. «…В первый раз возникла мысль о центральной власти и об основании монархии в Израиле». Но Гедеон считал Бога единым истинным царем Израиля и отказался, сказав: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд. 8:23).

После этой победы израильтяне мирно жили 40 лет. Снова началась торговля с язычниками, которые даже добились того, что им разрешили построить храм в честь своего бога в Сихеме, а может быть, также и в других городах. Сын Гедеона от сихемской наложницы Авимелех решил самовольно основать царскую власть в Израиле и провозгласил себя царем, но был убит за жестокость к израильтянам.

В последующее время благоденствия евреи снова стали уклоняться в идолопоклонство. Господь снова предал израильтян «…в руки Филистимлян и в руки Аммонитян; они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет, всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана в земле Аморрейской…» (Суд. 10:7,8). Когда народ обратился к Богу, Он послал им избавителя Иефая.

К борьбе с внешними врагами прибавились и междоусобные между коленами. После победы над аммонитянами колено Ефремово отказалось признать Гедеона судьей. Между ним и заиорданским полуколеном Манассиина произошла война, в которой было убито около 42 тыс. человек.

К концу периода судей самым сильным народом Палестины были филистимляне. Они составили союз из пяти городов и приобрели сильное влияние в стране. Их города были центрами промышленности. Они были единственным ханаанским народом, который не только был совершенно независим от израильтян, но и постоянно держал их в страхе своими неожиданными нападениями. Их главным делом была война. Они угнетали израильский народ 40 лет. Избавителем от них стал судья Самсон.

В Библии упоминается еще об одной междоусобной войне. Колена Вениаминово настолько было развращено, что колена Израилевы начали вести против него войну, пока почти полностью не истребили его (Суд. гл. 19-21).

Израильский народ понял, что его главная сила в религии, и после Самсона судьей стал первосвященник Илий, но его сыновья сильно согрешали перед Господом. Судьей стал пророк Самуил из колена Ефремова. В это время народ все больше разобщался. Национальное единство разрушалось и преобладало стремление к независимости. Упало влияние старейшин и священников. Между некоторыми коленами появилось соперничество. Для того чтобы пробудить народе чувство единения, Господь послал филистимлян, которые «решились окончательно покорить себе всю землю обетованную». В первом сражении с филистимлянами израильтяне потеряли 4 тыс. человек, во втором - 30 тыс., и Ковчег завета был взят в плен, город Силом, где стоял Ковчег, был разрушен, а все его жители были истреблены «за нечестие». «Никогда еще такое бедствие не постигало народ со времени оставления им Египта». Через 7 месяцев филистимляне вернули Ковчег, но угнетали израильтян 20 лет.

Благодаря деятельности Самуила в народе произошло обращение к покаянию. Евреи подняли восстание в Массифе и с помощью Божией нанесли поражение филистимлянам. Израильтяне вернули себе все города, захваченные филистимлянами. В народе появилось стремление к национальному единству, идолопоклонство было отвергнуто. Самуил основал пророческие школы, целью которых было возрождение религиозно-нравственной жизни народа.


9. Установление монархии в израильском народе и первые цари


Но сыновья Самуила уклонились от благочестия, и народ, сознавая свою неспособность жить по началам теократии, попросил себе царя. В 1050 г. до Р.Х. в израильском народе была установлена монархия. В цари был помазан Саул из колена Вениаминова. Через некоторое время аммонитяне напали на заиорданские колена, захватили многие города, а жителей обратили в рабство. Саул под угрозой наказания приказал всему народу собраться на войну. Собралось войско в 330 тыс. человек, и израильтяне одержали победу.

Затем Саул решил полностью освободить свой народ от филистимлян, которые жили среди него. Филистимляне объединились и выступили против израильтян. Саул вынужден был отступить, и в Галгале он самовольно принес жертву, нарушив «…основное условие своего избрания на царство, так как он заявил незаконное желание действовать не как представитель высшего Царя, а как самовольный независимый правитель. Он заявил притязание на объединение в своей личности не только независимой гражданской царской власти, но и религиозной священнической…» Филистимляне захватили почти всю страну и держали ее в течение года или двух, пока в Гивах им не было нанесено первое поражение. После этого Саул успешно вел войны со своими соседями и истребил амаликитян. Но за то, что он прямо нарушал повеления Господа, он был отвергнут, и в 1010 г. до Р.Х. царем был помазан Давид из колена Иуды.


Заключение


История древнееврейского общества является первым в истории человечества систематическим изложением истории. Она написана на людьми, а дана Богом как часть Божественного Откровения. В ней Господь открыл людям, что история - это прежде всего история духовно-нравственной жизни. История - это история отношений человека с Богом. Именно они определяют все остальные стороны жизни общества и человека. История - это религиозный предмет, и изучать ее нужно только с точки зрения веры и нравственности. Господь нам открыл историю древнееврейского общества как образец того, как правильно нужно смотреть на историю любого народа и в том числе и своей личной жизни.

Современная история Древнего мира стала развиваться только в 19 веке в связи с археологическими открытиями. Достижения светской науки дополняют и проясняют некоторые стороны уже Богом открытой истории древнееврейского общества во II тысячелетии. Но сами светские историки сосредотачиваются только на внешней ее стороне, не видя духовно-нравственных причин изменений в обществе и войн. Теряя из виду самое главное, они превращают историю в набор событий. По словам великого древнеримского философа Цицерона, образом, история - наставница жизни. Но при светской подходе она превращается в набор знаний о давно прошедших событиях и теряет свою назидательную функцию.

Богом открытая и историками подтвержденная история древнееврейского общества II тысячелетия показывает греховность человека и святость Бога. Этому народу Бог дал Свои законы устроения общественной жизни. Очевидно, что это самые справедливые и человеколюбивые законы. Их цель - устроить жизнь общества так, чтобы оно не подавляло личность, а обеспечивало ей свободу и развивало сознание единства с обществом. Конечной целью Божественных законов является святость всего общества и каждого его члена.

История древнееврейского общества показывает, что власть - это сила, исходящая не от народа, а от Бога. Справедливые отношения в обществе возможны только при понимании, что единственным собственником земли является Бог.

История израильского народа открывает, что усиление политической власти является следствием оскудения веры и нравственности в народе и как восполнение недостатка в них. Сильная политическая власть нужна там, где оскудевает благочестие. Для благополучной жизни народа, заключившего завет с Богом, достаточно пребывать верным завету, а Бог будет управлять политической жизнью. В Новом Завете это выражено словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). С другой стороны, в рассмотренной истории ясно показано, что никакие усилия и средства не могут избавить народ от бедствий, если он не кается в грехах и не обращается к Богу. Страдания и посылаются Им, чтобы обратить народ к вере и жизни по вере. И чем дольше общество пренебрегает этим призывом, тем в более худшее состояние оно приходит.

История древнееврейского общества - это ключ к пониманию истории любого народа и самая истинная наставница жизни.


Список литературы


1. Блаженный Феодорит Криский. Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. - М.: Издат. Совет РПЦ, 2003. - 440 с. (Серия «Творения святых отцов и учителей Церкви»).

. Библейская история при свете новейших изследований и открытий. Ветхий Завет в двух томах. / Сост. А.П. Лопухин. Т. 1. От сотворения мира до пророка Самуила. - СПб., 1889. - 1000 с.

. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. - М., 1990 - Репринтное изд. 1891 г. (Электронная версия).

. #"justify">. Библейская энциклопедия.Брокгауза. Ринекер Ф., Майер Г. - Перевод с нем. Оригинальное издание: Lexikon zur Bibel © 1994 Brokhaus Verlag Wuppertal (Электронная версия).

. Авдиев В. История Древнего Востока. - М., Высшая школа. - изд. 3-е, перераб. - 1970. - 608 с.

. История Востока. В 6 т. Т.1. Восток в древности / Гл. редкол. : Р.Б.Рыбаков (пред.) и др.; - М., Вост. лит., 2002. - 688 с. : карты.

. #"justify">. Деопик Д. История Древнего Востока. ПСТБИ, 2001. - 210 с.

. Всемирная история: Бронзовый век / А. Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н. М. Волчёк и др. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 512 с.

. Библейская история при свете новейших изследований и открытий. Ветхий Завет в двух томах. / Сост. А.П. Лопухин. Т. 2. От пророка Самуила до Рождества Христова. - СПб., 1890. - 1042 с.

. Бухарин М., Ладынин И., Ляпустин Б., Немировский А. История Древнего Востока. - М.: Дрофа. - 2009. - 1163 с.

. История Востока. В 6 т. Т.1. Восток в древности / Гл. редкол. : Р.Б.Рыбаков (пред.) и др.; - М., Вост. лит., 2002. - 688 с. : карты.

. Всемирная история. В 10 т. Т.1. Под ред. Ю.П. Францева (ответств. ред.) и др. - М., Гос. изд-во политич. лит-ры, 1955. - 747 с.


Теги: Древнееврейское общество в Палестине во II тысячелетии  Сочинение  История
Просмотров: 16686
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Древнееврейское общество в Палестине во II тысячелетии
Назад