Договор Руси с Византией 907 года. Грамота Ивана IV пошехонскому Адрианову монастырю

1. Договор Руси с Византией 907 года

договор византия грамота пошлина

2 сентября 911 года великий князь Олег, после успешной русско-византийской войны 907 года, заключил договор с Византией, который регулировал уголовные и гражданские отношения между русами и ромеями (греками).

После военного удара Руси по Византийской империи в 907 году и заключения между русами и греками общеполитического межгосударственного соглашения в отношениях между двумя державами наступила пауза в четыре года. Затем в летописи сообщается, что князь Олег послал своих мужей "построити мира и положити ряд" между двумя государствами и излагается сам текст соглашения. Договор 911 года дошёл до нас полностью со всей основной договорной структурой: с начальной формулой, заключительной клятвой и датой. После текста соглашения, летописец сообщает, что ромейский император Лев VI почтил русское посольство, одарил его богатыми дарами, организовал экскурсию по храмам и палатам, а затем отпустил на Русскую землю с "честию великой". Послы прибыв в Киев поведали великому князю "речи" императоров (в этот момент правил император Лев VI, а его соправителями были - сын Константин и брат Александр) и рассказали о сотворении мира и принятии ряда-договора.

По мнению ряда исследователей договора (в том числе А.Н. Сахарова), это обычный межгосударственный договор. В нём есть две стороны: "Русь" и "Греки", или "Русь" и "хрестианы". Кроме того, он является типичным соглашением "мира и любви": его общеполитическая часть повторяет договора 860 и 907 гг. Первая статья соглашения посвящена проблеме мира, обе стороны клянутся сохранять и соблюдать "любовь непревратну и непостыжну" (мирные отношения). Фактически договор подтверждает прежние "словесные" (или в основном словесные) подобные соглашения.


2. Грамота Ивана IV пошехонскому Адрианову монастырю с разрешением организовать торг и собирать с него торговые пошлины на монастырские нужды


Се яз царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии пожаловал есми Успения Пречистые Адриановы пустыни, что в Пошехонском уезде на речке на Вохте, игумена Саву с братьею или по нем кто иной игумен или строитель в том монастыре будет. Били мне челом, что пожаловали есмя бывшего игумена Алексея с братиею для монастырские нужи, велели им на их роспаши на речке на Пертуе у живоначальные Троицы да у Ивана Богослова учинити торг. И по нашему приказу наши казначеи дали им на тот торг грамоту, а оброку с них положили откупу за тамгу, и за пуд, и за пятно, и за помер, и за явку, и за всякие пошлины с году на год по полтине. А торговали де и прежде того, по понедельникам съезжаяся, сельские люди с солью, и с лыки, и с рыбою, и с иными с сельскими товары, и подле де их подворья наши черные волости и села подклетные около их поопустели; и ныне де съезжаются люди, а торгуют по вторникам, а городы де от них далече: до Бела озера два девяноста верст, а до Вологды сто верст, и до ближнего города до Романова шестьдесят верст; и они де и ту полтину за тамгу платят своими деньгами, а приезжают де и торгуют у них на торгу нашего подклетного села Белого крестьяне, а тамги де им со своих товаров ни с каких не дают. И нам бы игумена Саву с братьею, или по нем [кто] в том монастыре иной игумен или строитель будет, пожаловати, велети им тое тамгу дати в дом Успения пречистые Богородицы Адриановы пустыни игумену Саве с братьею в прок на ладон и на воск и на вино на церковное, чтоб им с тою таможною пошлиною к Москве в нашу казну платити из монастыря не ездити и откупщиком бы у них тое тамги вперед откупати не велети и торгу не розочняти. И яз царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии Успения Пречистыя Адриановы пустыни пожаловал игумена Саву с братьею, или кто по нем в том монастыре иной игумен или строитель будет; велел им тое тамгу сбирать в дом Успения Пречистые на ладон и на воск и на вино на церковное, а откупщикам у них тое тамги откупать вперед не велел никому; а кто к ним на тот торг станет приезжати торговых людей белозерцов, и вологжан, и романовцев, и ярославцев, и угличан, и иных торговых людей из нашего государства, и крестьяне наших дворцовых и подклетных сел и езовых деревень, и игумену Саве, или [кто] по нем в том монастыре иной игумен или строитель будет, с их со всяких товаров тамги, и пуд, и померное, и пятно, и всякие пошлины имати по прежней уставной грамоте, какова им наша уставная грамота дана наперед сего. Да тако ж есми игумена Саву с братьею пожаловал: которые будут торговые люди в каких товарах нибудь учинят меж себя спор, а игумену учнут, приходя, бити челом о приставе, и игумену Саве с братьею тем людем давати приставом слуг монастырских и велети их приводити перед себя да их в том судити, и управа меж их чинити безволокитно. А в чем будет меж их управы учинити не мочно, и игумену Саве с братьею с суда своего списки и обоих истцов за поруками присылати к докладу ко мне, царю и великому князю. К сей грамоте яз, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси велел печать свою приложити. Дана грамота на Москве лета 7083 [1575], июня в 12-й день.

Оброк представлял собой, по сути дела, разновидность откупа.

В откуп могли отдаваться сборы как с целых городов и местностей, так и с отдельных небольших торгов и ярмарок. За два месяца до истечения откупного срока (как правило, одного года) откупщик должен был заявить о своем отказе от намерения впредь "держати тамгу" ("буде он тое тамги и кабака за собою ведать не похочет и ему тое тамгу и мыт и кабак отказать"), если же такого заявления не следовало ("а не откажет"), то срок откупа автоматически продлевался еще на год, а его сумма удваивалась - "а наддачи у него взяти против нынешнего откупу вдвое" [29].

Место жительства откупщика роли не играло - часто откупщиками были жители той местности, в которой производилась отдача таможенных пошлин в откуп, нередки, однако, случаи, когда право откупа с торгов и ярмарок получали иногородние.

Согласно историческим данным, откупщик в одиночку не мог обеспечить сбор таможенных пошлин, ему для этого требовались помощники - "товарищи", в особенности если регион был достаточно большим.

В случае неуплаты в срок оговоренной суммы откупщиков ждали большие неприятности.

Время показало, что откупная система, как и верная, не решала всех проблем в сборе таможенных пошлин, "потому что откупщики выписи в платеже пошлин дают не по указу во многих платежех, а пошлины емлют малыя по стачке с торговыми людьми, и от того его великого государя казне чинится многая истеря, и откупщики тем напрасно корыстуются, а его великого государя казне чинят многую поруху". Нередко желающих взять таможенные сборы на откуп, рискуя своими деньгами, не находилось вовсе, особенно при большом размере откупной суммы.

В 1654 г. откупы были отменены, и все сборы пошлин перешли в руки верных выборных голов и целовальников.

Позднее откупы вновь возрождаются на некоторое время, затем опять уничтожаются в июле 1681 года "по случаю оказавшихся больших недоимок" и снова широко применяются в первой половине XVIII в., вплоть до самого момента упразднения внутренних таможен и таможенных сборов.

Централизованный орган управления таможнями начал формироваться к концу XVIII столетия.

Особенность таможенных служб заключалась в том, что они выполняли только фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов и торговых центров.


Список использованной литературы


1. История России с древнейших времен и до конца XVIII века. А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; под редакцией А.Н. Сахарова - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006 г.

. История таможенного дела и таможенной политики России, В. Пиляева. М.: Юрид. Лит. 2012 г.

. Хачатуров Р.Л. Мирные договоры Руси с Византией. М.: Юрид. Лит. 1988

. #"justify">. http://modernlib.ru/


Теги: Договор Руси с Византией 907 года. Грамота Ивана IV пошехонскому Адрианову монастырю  Контрольная работа  История
Просмотров: 8007
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Договор Руси с Византией 907 года. Грамота Ивана IV пошехонскому Адрианову монастырю
Назад