Дворцовые цивилизации Крита в III—II тыс. до н.э.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Институт международных отношений, истории и востоковедения

Отделение "институт истории"

Кафедра исторического образования


Курсовая работа

Дворцовые цивилизации Крита в III-II тыс. до н.э.


студента группы 04.2-304

отделения очного обучения

Ризатдинова Наиля Фанисовича

Научный руководитель: к. и. н., ст. преподаватель кафедры исторического образования

Венидиктова Е.А.


Казань - 2014

Содержание


Введение

Глава I. Предпосылки возникновения государства на Крите

Глава II. Период старых дворцов

Глава III. Период новых дворцов

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение


Актуальность выбранной темы. Крит - крупнейший греческий остров, расположенный в Средиземном море. Этот вытянутый в длину остров с гористым рельефом по праву можно считать древнейшим очагом европейской цивилизации. Еще на рубеже III-II тыс. до н.э. здесь зарождается великая минойская цивилизация, названная по имени легендарного критского царя Миноса. Историю этой цивилизации принято рассматривать как этап, предшествующий эпохе античной Греции. Но дворцовая цивилизация Крита интересна не только как своеобразный пролог к истории Эллады. Древний Крит - это богатая самобытная культура, представляющая все еще большую загадку для современных историков, оказавшая огромное влияние на развитие культур Египта, Месопотамии и Балканской Греции, и кроме того, крупная морская держава, включавшая в себя, помимо самого Крита, часть островов Эгейского моря и областей на востоке побережья Балкан. Таким образом, история дворцовых цивилизаций Крита является важнейшей частью истории Древней Греции как этап становления цивилизации в Европе.

Объектом исследования в данной работе является процесс возникновения, дальнейшего развития и упадка дворцовой критской цивилизации в III-II тыс. до н.э.

Предмет исследования: политическая, экономическая и социальная история минойской цивилизации, дворцовые комплексы на о. Крит.

Цель работы: исследовать этапы возникновения, расцвета и упадка критской дворцовой цивилизации в III-II тыс. до н.э.

Для выполнения поставленной в данной работе цели требуется решить следующие задачи:

1)выяснить предпосылки образования государства на Крите;

2)проанализировать причины подъема экономики и культуры Крита в эпоху старых дворцов, проследить социальное, экономическое и политическое развитие критского общества на данном этапе его истории;

)исследовать процесс создания объединенной общекритской державы в эпоху новых дворцов;

)охарактеризовать структуру и назначение критских дворцовых комплексов;

)определить основные черты и особенности минойской религии и искусства;

)установить причины расцвета, упадка и гибели минойской цивилизации.

Анализ использованных источников и литературы. Количество источников по исследуемому временному периоду довольно ограниченно. Их можно разделить на три основные группы:

)материальные, вещественные источники, данные археологических раскопок. Наибольшее значение имеют находки, обнаруженные в ходе проведения археологических работ на территории дворцовых комплексов, расположенных на острове Крит. Это различные предмета быта, глиняные сосуды, на которые нанесены надписи из сокращенных слов, печати на глиняных пробках, а также остатки самих дворцов.

2)письменные греческие источники, относящиеся к I тыс. до н.э. и содержащие исторические сведения, касающиеся II тыс. до н.э. К данной группе источников можно отнести поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", созданные в VIII в. до н.э. В "Одиссее" приводится описание Крита как мощного островного государства. В "Илиаде" даются некоторые сведения о мифическом царе Крита Миносе. "История" Геродота рассказывает о древнейшем населении Крита, о борьбе Миноса и Сарпедона. О критском царе Миносе сообщается и в "Истории" Фукидида (V в. до н.э.). Аристотель в политике описывает государственное устройство Крита. В диалогах Платона рассказывается легенда, которая может быть связана с обстоятельствами гибели минойской цивилизации.

)труды более поздних греческих авторов, такие, как "География" Страбона (характеризуется география Крита и близлежащих островов, а также анализируются сведения, оставленные более ранними авторами - Гомером, Эратосфеном, Сосикратом и другими), "Сравнительные жизнеописания" Плутарха, "Описание Эллады" Павсания, "Историческая библиотека" Диодора Сицилийского.

Богатый материал об истории и культуре Крита дают разнообразные сказания и мифы, например, рассказ о Минотавре и Тесее. Небольшая информация о внешней политике Крита содержится в древневосточных памятниках. Крит упоминается в хеттских надписях XIV - XV вв. до н.э., а также в некоторых надписях фараона Тутмоса III, а на самом острове были обнаружены некоторые египетские вещи.

В ходе работы автор также пользовался научными трудами советских и российских историков: "Крит и Микены" Бориса Леонидовича Богаевского (дается подробная характеристика всех минойских периодов, описываются вещественные источники, такие, как предметы быта и ювелирные изделия), "Театрально-зрелищные действия на Крите и в Микенах во II тыс. до н.э." А.Н. Дальского (описывается обряд тавромахии, а также "сценическая площадка Кносса" и театрально-религиозные церемонии, проводимые на ней), "Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III - начало I тыс. до н.э.)" Ю.В. Андреева (рассказывается о критской цивилизации эпохи бронзы и раннего железа, о жизни и религиозных представлениях человека того времени), статьей "Дворцы Крита" Г. Бокиша (приводятся предпосылки возникновения критского государства, кратко рассматриваются все этапы существования минойской цивилизации), учебником под редакцией В.И. Кузищина "История Древней Греции" (одна из глав посвящена истории, культуре и религии минойского Крита, описываются структура и назначение дворцовых комплексов), статьей Е.Г. Рабинович "Богиня-мать" (рассказывается о богине Кибеле, почитавшейся древними критянами), "Легенды и мифы Древней Греции" Н.А. Куна (приводится легенда об уплате афинянами дани Миносу и подвиге Тесея), статьи М.К. Дэбни "Формирование государства на доисторическом Крите" (изучается проблема создания критского государства, объясняется причина плохой сохранности старых дворцов), книгой "Древние цивилизации" из серии "Детская энциклопедия" (рассматривается история крито-микенского мира, приводятся подробности природной катастрофы, погубившей минойскую цивилизацию).

Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при составлении и чтении лекций в школе и в вузе по учебным дисциплинам "Всеобщая история", "История Древнего Мира" и "История Древней Греции", при написании научных работ по истории и культуре минойской цивилизации.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три раздела, и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, проанализированы использованные источники и литература, раскрыта практическая значимость работы и описана ее структура. В разделе I выясняются предпосылки возникновения государства на Крите, в разделе II рассматривается развитие и устройство этого государства в раннедворцовом периоде, в разделе III анализируется структура критского общества и процесс создания морской державы Крита в позднедворцовом периоде, объясняются причины ее расцвета, упадка и гибели. В заключении обобщается материал, изложенный в основной части, и формулируются общие выводы проведенного исследования.

дворцовая цивилизация остров крит

Глава I. Предпосылки возникновения государства на Крите


Минойская цивилизация возникла на рубеже III-II тыс. до н.э., в конце эпохи ранней бронзы. Прежде культура Крита не обладала какими-либо заметными элементами, которые выделяли бы ее на фоне других древнейших культур, распространенных в Эгейском мире (западно-анатолийская, кикладская и др.) Но затем происходят резкие изменения качественного характера, критская культура переходит на новый, более высокий уровень развития. Причины этих изменений кроются в развитии и совершенствовании производительных сил на протяжении эпохи неолита и сменившей ее эпохи раннего бронзового века. Производство меди на Крите было освоено еще в начале III тыс. до н.э. Затем появились и бронзовые орудия труда. Они стали вытеснять каменные изделия, но протекал этот процесс довольно медленно: в 2200-1700 гг. до н.э. инструменты и оружие из бронзы составляли лишь 3/5 всех подобных изделий, причем четверть из них была изготовлена из бронзы довольно низкого качества. Все прочие изделия по-прежнему были медными и даже каменными.

Глубокие и важные изменения в это время происходят в сельском хозяйстве Крита. Увеличивается продуктивность главных его отраслей - земледелия и скотоводства. Земледелие становится ориентированным на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур, распространенных в Средиземноморском регионе: злаковых, винограда и оливы ("средиземноморская триада"). Таким образом, произошел переход от монокультурного земледелия к поликультурному. Расширялись посевные площади за счёт расчистки неиспользовавшихся земель от кустарников и лесов с помощью медных или бронзовых топоров и пил. Были освоены приемы террасного земледелия, что позволило задействовать горные склоны в земледельческой отрасли сельскохозяйственного производства. Но значительного технического прогресса в ней в это время не наблюдается. Серпы, мотыги и прочие земледельческие орудия труда оставались примитивными на протяжении III и даже II тыс. до н.э.

Экономические изменения привели к повышению жизненного уровня, к увеличению численности населения. В связи с ростом производительности земледельческого труда и увеличением избыточного продукта в общинах начинают возникать резервные фонды сельскохозяйственных продуктов. С их помощью можно было избежать голода в годы неурожая. Кроме того, за счет этой продукции могли обеспечиваться питанием специалисты-ремесленники, которые не были заняты в сельскохозяйственном производстве. Вследствие этого произошло отделение сельского хозяйства от ремесла, было положено начало развитию профессиональной специализации в различных отраслях ремесленного производства.

Уже во второй половине III тыс. до н.э. минойское ремесленное мастерство достигает высокого уровня развития. С изобретением гончарного круга удалось добиться большого прогресса в производстве керамики. Глиняные сосуды этого времени покрыты тонкой черной краской с усложненным линейным волнистым, а также спиральным орнаментом, глинистая облицовка отсутствует. Сосуды, прежде простейшего шаровидного типа, приобретают яйцевидную форму. Из стеатита изготавливались печати с изображением на трех сторонах сюжетов из ремесленно-хозяйственного быта. Известны так называемые "гончарные" печати, свидетельствующие об образовании гончарных цехов, каждого из них была своя печать, на которой изображались сцены гончарного производства. Высоко развитым было и ювелирное дело. Минойцы уже умели изготавливать разнообразные украшения из золота и серебра. Они делали тонкие золотые цепочки, подвески в виде цветов, листочков и т.п.

Образование излишком сельскохозяйственной и ремесленной продукции привело к созданию межобщинного и межплеменного обмена. Обмен мог осуществляться двум способами: через прямую сделку между товаропроизводителями (реципроция) и через посреднический центр (редистрибуция).

Прогресс критской экономики в эпоху ранней бронзы сопровождался процессом интенсивного социального расслоения критского общества. Об этом свидетельствуют различия в погребальной утвари некрополей второй половины III тыс. до н.э. Места для захоронений использовались из поколения в поколение, сначала в естественных пещерах, затем в толосах. О дифференциации свидетельствовало и появление печатей, которые были тесно связаны с личностью владельца, их помещали в могилу. Происходит выделение наиболее влиятельной прослойки знати внутри общины. В этот привилегированный слой общества входили жрецы и родовые вожди, которые освобождались от участия в производительной деятельности.

Развитие торговли на Крите тесным образом было связано с развитием судостроения и мореплавания. Критяне в ходе своих морских экспедиций смогли установить торговые связи с Египтом, о чем свидетельствуют найденные на Крите египетские каменные сосуды, амулеты и цилиндрические печати. Также жители Крита вступают в тесные контакты с населением Анатолии, островами Эгейского моря, Сирии материковой Греции и Малой Азии. Позднее с ними устанавливается двусторонняя торговля. Эти связи имеют большое значение для развития Крита. Например, искусство обработки металлов проникло на остров из Анатолии. Контакты с материковой Грецией осуществлялись посредством Кипра, обладавшим богатыми месторождениями меди. Не менее ключевую роль во внешней торговле Крита играла Троя. Она служила своеобразным перевалочным пунктом для меди, поставляемой Кипром, и для олова, привозимого из Малой Азии.

Большинство критских поселений располагалось на побережье либо неподалеку от него. Такое их положение способствовало получению прибавочного продукта в сельском хозяйстве, ремесле, рыболовстве, меновой торговле. Киклады являлись посредниками в доставке металлов из Анатолии и Кипра, сам Кипр экспортировал масло, вино, шерсть, кипарис, ремесленные изделия. В целом экономическое могущество и процветание Крита обеспечивалось такими основными источниками обогащения, как торговля, ремесло и пиратство.

На Крите начинается формирование новых типов политических отношений, в связи с подчинением сильными общинами слабых и в результате войн появляются рабы.

Таким образом, в результате сдвигов в экономике, качественных изменений в изготовлении орудий труда, сельском хозяйстве, ремесле, в развитии мореплавания и торговли, а также в возникновении социальной дифференциации на рубеже III-II тыс. до н.э. на территории острова Крит образовались первые дворцовые государства.

Глава II. Период старых дворцов


Первым основным этапом дворцовой цивилизации является среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII-XVIII вв. до н.э.). В конце III - начале II тыс. до н.э. сложилось несколько самостоятельных государственных образований. Они состояли из определенного количества (около нескольких десятков) поселений небольшого размера. Эти поселения образовывались на территории, принадлежавшей одному из больших критских дворцов. Главными минойскими дворцами были Кносс, Фест, Маллия и Като Закро (Закрос).

Со II тыс. до н.э. начинается экономический и культурный подъем в развитии Крита, он становится одним из важнейших центров Эгейского региона. Одной из основных причин данного процесса следует считать начавшееся в это время переселение индоевропейских племен, в результате которого сформировалась нестабильная обстановка, переселенцы стали вступать в военные конфликты с местным населением. Это переселение привело к разрушению поселений, существовавших на территории Кикладских островов, Анатолии и материковой Греции. Криту вторжение пришлых племен не угрожало. Об этом, в частности, свидетельствует анализ критского искусства, в котором отсутствуют сцены военного характера. Происходит ослабление и временный упадок государств Эгейского региона. Этой ситуацией спешат воспользоваться минойцы. Они расширяют торговые связи, сложившиеся еще в предыдущий, раннеминойский период. Их корабли обеспечивали охрану торгового пути, который связывал Крит с Кипром и Сирией. О неуклонном увеличении товарооборота в первые века второго тысячелетия до н.э. свидетельствуют многочисленные и разнообразные археологические находки. К ним относятся товары, импортируемые на сам остров Крит с востока. В их число входят египетские ювелирные украшения и талисманы в виде священных скарабеев, вазы, изготовленные из камня, фаянсовые бусы, изделия из слоновой кости и другие подобные предметы. Минойская керамика экспортировалась на территории Египта, Сирии, Палестины, Анатолии, Кипра. Проанализировав все эти вещественные источники, можно сделать вывод о том, что основной целью создания Критом подобных торговых связей являлось стремление получить дефицитное ремесленное сырье, наиболее важным было приобретение металлов. Дальние морские экспедиции были весьма дорогостоящими и рискованными, и если они все-таки организовывались, то именно ради столь необходимого товара. И если такие металлы, как серебро и медь, вполне можно было добывать в районах Эгейского бассейна (одним их которых была Восточная Аттика с Лаврийскими рудниками), то золото и олово минойцы вынуждены были ввозить из Восточного, а позднее и Западного Средиземноморья.

Развитие государства на Крите в период с 2100 по 1700 г. находило свое внешнее выражение в строительстве больших дворцовых комплексов. Знаменитый Кносский дворец был расположен на севере острова, Фест - на юге, Маллия - к востоку от Кносса, Като Закро - на восточном побережье. Кносский дворец, вполне вероятно, во времена старых дворцов не обладал большим могуществом и влиянием. Привилегированное положение Кносса будет характерной чертой развития государственности на Крите уже в новодворцовом периоде.

От существования старых дворцов мало что осталось. Виной тому позднейшая застройка. Из-за нее археологам трудно отыскать следы стародворцового строительства.

Лучше всех ранних дворцов удалось сохраниться Маллии. Ее поселение находилось на территории общей площадью около 1 кв.км. Сам дворец располагался в центре этой области. Среднюю часть дворца занимал прямоугольный двор с алтарем для жертвоприношений. Наличие алтаря позволяет сделать предположение, что двор был местом отправления религиозного культа минойцев. Вокруг двора располагались неправильными группами великолепные залы и более мелкие покои, стены которых были покрыты темно-красной штукатуркой, а также хозяйственные и подсобные помещения. Соединение отдельных трактов коридорами, потолочные опоры, колонны и пилястры содержат множество элементов, сходных с отличительными чертами древневосточной культуры. Тем не менее, культура Древнего Крита была достаточно самобытной и развивалась по большей части самостоятельно.

Определенная часть раннедворцовых строений сохранилась в Фесте. К ним относятся большой западный двор старого дворца, а также часть примыкающих к нему внутренних помещений. Основные элементы строительства, применяемые в Малии, можно наблюдать и во дворце Феста. К таким элементам относится размещение всего комплекса дворцовых построек вокруг прямоугольного центрального двора, вытянутого по осевой линии в направлении с севера на юг. Такой план застройки продолжал использоваться и в дальнейшем дворцовом строительстве.

Уже в это время дворец был не обычной правительственной резиденцией, но и центром прибрежной меновой торговли в рамках натурального хозяйства, а также внешнего обмена. Все это свидетельствует о том, что правитель (царь) должен был располагать деспотической властью. Это власть выражалась во внеэкономическом принуждении, которому подвергались люди, обслуживающие дворцовое хозяйство, а также ремесленники, работавшие в поселениях. Их могли часто принуждать к выполнению строительных работ во дворце, наверняка им приходилось выполнять и другие виды работ и повинностей, способствовавших укреплению экономики дворцовых хозяйств. Основная же часть населения, проживавшая на территории, относившейся к владениям дворца, судя по обширным дворцовым складским помещениям, облагалась натуральными повинностями.

Во внутренних дворцовых кладовых оседали большие богатства, созданные трудом рядового общинника. Они могли использоваться для обеспечения финансирования торговых экспедиций в восточные страны. Приобретаемые товары, ремесленное сырье, металл поступали в эти же дворцовые кладовые, откуда затем частично поступали к профессиональным ремесленникам, трудившимися на хозяйство дворца. Они занимались своей работой либо на территории самого дворца, либо в непосредственной близости от него. Эти ремесленники являлись "людьми дворца", то есть относились к дворцовому персоналу и освобождались от тягот земледельческого труда, содержались за счет натуральных пайков из дворцовых запасов. Подобной привилегией обладали жрецы, писцы, корабельщики и некоторые другие социальные и административные группы.

Минойское поселение, образовавшееся в округе дворца, которое часто называют протогородом, в качестве основного элемента своей структуры имело большую площадь прямоугольной формы - агору. Агора была обнесена каменной оградой. К площади с разных сторон примыкали различные постройки, такие, как жилые дома, склады, а также сооружения культового характера. Что касается вопроса о назначении агоры, ее функциях, то можно предположить, что она служила местом для проведения народных собраний и религиозных церемоний.

Как уже было сказано, отношения старого дворца и его протогорода носили деспотический, эксплуататорский характер. Эти отношения могли закрепляться определенными религиозными ритуалами. На это указывает устройство старого дворца в Фесте. Его большой мощеный западный двор располагался на стыке с жилыми кварталами протогорода. Здесь, вероятно, и осуществлялись контакты между аристократией и рядовыми общинниками. Эти контакты имели вид религиозного представления, празднества. Религия в ту эпоху играла важную роль в жизни критского общества, она способствовала его консолидации.

Происходит процесс постепенного преобразования племенной знати в придворную. Об этом говорит изменение места погребения. Знать со временем перестает использовать для захоронений старые родовые склепы, начинают появляться богатые одиночные захоронения, встречаются подкурганные и отдельные купольные гробницы. С концентрацией земледельческой знати как правящего класса постепенно развивается централизованное управляемое дворцовое хозяйство, в котором различные функции в области государственной экономики принимает на себя придворная знать.

Еще во времена старых дворцов экономика Крита достигает высокого уровня развития. То же самое справедливо и в отношении социальной и политической сферы жизни минойцев. Дворцовая критская цивилизация стала нуждаться в создании письменности. В раннедворцовое время возникает иероглифическое письмо, известное по так называемому "иероглифическому комплексу" Кносса. Иероглифы использовались в культовых целях и для печатей. Возрастание сельскохозяйственной и ремесленной продукции и начинающийся товарообмен требовали ведения документации, для чего понадобилась примитивная письменность. Пиктографическое, иероглифическое письмо постепенно сменяется более совершенной слоговой системой письменности. Она появляется в конце раннедворцового времени как протолинейное или линейное письмо А, представляющее собой комбинацию идеограмм и слоговых знаков. Чтение слоговых знаков остается пока невозможным, можно только установить, что они относятся к эгейской языковой сфере. Сохранились надписи посвятительного характера, а также документы хозяйственной отчетности записи. На глиняные таблички наносились счета, а глиняными печатями пломбировались крышки сосудов. Глиняные таблички не подвергались обжигу, а только высушивались. Можно предположить, что минойцы использовали и другие материалы для ведения записей, например, папирус, пальмовые листья.

Благодаря централизации хозяйства происходило дальнейшее развитие орудий производства и технических навыков. Такие важнейшие новшества, как гончарный круг и техника бронзового литья, были значительно усовершенствованы минойцами. Высочайшего уровня совершенства достигает изготовление керамики. Типичной керамической продукцией дворцовых хозяйств периода старых дворцов были прекрасные вазы, которые специалисты относят к стилю Камарес. Подобные гончарные изделия получили такое название благодаря пещере Камарес, расположенной на южном склоне горы Иды, в которой и была найдена керамика данного типа. Она использовалась главным образом в дворцовом обиходе и для приношений богам. Какая-то часть этой великолепной полихромной керамики могла отсылаться в другие страны как ценные дары правителям чужеземных государств. Стенки сосудов, выполненных в стиле Камарес, были очень тонкими, словно яичная скорлупа. Их украшали многоцветной росписью по черному фону и рельефным орнаментом. Эти вазы поражают своим техническим совершенством, необычайно богатым колоритом окраски и изощренностью украшающих их росписей. На темный фон асфальтового цвета рисунок наносили сначала белой, а далее красной или коричневой краской различных оттенков. В итоге получалась сдержанная, но красивая гамма красок. Впервые в искусстве минойцев появляются типичные критские мотивы - переплетающиеся растительные орнаменты, спруты, дельфины и морские рыбы. Здесь появляется и такая отличительная черта минойского искусства, как динамизм.

Подобно гончарному производству, усовершенствования не обошли стороной и обработку металлов. Мастерские в Маллии, занимавшиеся бронзолитейным производством, изготовляли боевые и парадные мечи высотой с человеческий рост. Рукояти и навершия мечей украшались рельефным орнаментом. Зернь на золотых украшениях впервые появляется с критскими мотивами. Это позволяет предположить, что пайка металлов была изобретена именно на Крите.

Крит начинает создавать свои фактории в Эгейском регионе. Такие опорные пункты возникли на Эгине, Асине, Фере и Мелосе.

Уже в раннедворцовом периоде минойцы располагали мощным флотом, который был способен предотвращать нападения вражеских кораблей и охранял торговые суда. Эти низкобортные многовесельные суда известны по изображениям на кикладской керамике, а также по печатям и моделям кораблей из серебра и глины, найденным в погребениях Крита и Киклад. К концу эпохи старых дворцов суда начинают оснащать парусами, а неподвижный руль сменяется подвижным.

Как известно, у дворцов Крита отсутствовали укрепления. Это не только говорит о том, что минойцы не опасались вторжений воинственных чужеземцев, но и свидетельствует о мирных отношениях между самими дворцами. Представители аристократической элиты не боролись друг с другом за господство одного дворца над другим.

Около 1700 г. до н.э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены в результате мощного землетрясения, которое сопровождалось большим пожаром. Однако это стихийное бедствие лишь на короткое время приостановило развитие минойской цивилизации. На месте разрушенных старых дворцов были построены еще более монументальные и великолепные новые дворцы.

В эпоху ранних дворцов доклассовые родовые отношения перестают играть господствующую роль в жизни критского общества. Образуются государственные структуры, создаются дворцы с развитым хозяйством, их можно воспринимать как предшественников ранних городов. Создание бюрократической системы для учета производимой продукции и оборота товаров осуществилось вместе с возникновением письменности. Освоение мореплавания, расширение торговых связей, централизация хозяйства создали предпосылки для расцвета минойской культуры, наиболее ярко проявившегося в керамике стиля Камарес.


Глава III. Период новых дворцов


Новый этап в истории дворцовых цивилизаций Крита продолжался с 1700 по 1400 г. до н.э. Это время можно считать своеобразным "золотым веком" в истории государства минойцев. Крит в этот период переживал экономический и культурный расцвет.

Отличительной чертой позднедворцовой эпохи является главенствующая роль кносского дворца. Кносс лежал в 4 км от моря, занимая площадь 1800 на 1500 метров, и по этому параметру он в два раза превосходил дворец Маллии и в два с половиной раза Фестский дворец. Население Кносса и его гавани достигало примерно 100 тыс. жителей. Поздний дворец Кносса имел в длину 150 и в ширину 100 м. Этот дворец, открытый археологом А. Эвансом, согласно преданию, принадлежал царю Миносу. Легендарный правитель Крита, по одной из версий, был сыном Зевса и Европы, по другой - Ликастия и Иды. Когда умирает его усыновитель Астерион, он решает захватить власть над Критом и объявить себя царем. Он был уверен, что быть правителем - это его предназначение, и сами боги благоволят ему. Минос просит у Колебателя Земли Посейдона ниспослать ему животное для жертвоприношения, и Посейдон посылает к нему быка чудесной красоты. Минос стал царем, однако решил оставить быка, предназначенного для жертвоприношения, себе, и заклал другого. Разгневанный Посейдон насылает на быка бешенство, а жене Миноса Пасифае внушает неестественную страсть к этому быку. У Пасифаи рождается кровожадный Минотавр - чудовище с туловищем человека и головой быка. Минос поселил Минотавра в своем дворце, который греки называли "Лабиринтом". После того, как афиняне убили сына Миноса Андрогея, на Афины была наложена дань: они должны были каждый девятый год отправлять в Лабиринт, из которого невозможно было выбраться, по 7 юношей и 7 девушек. Этой ужасной дани был положен конец, когда во время ее третьей уплаты знаменитый афинский герой Тесей убил Минотавра.

Минос был первым из властителей, создавших флот. Он стал правителем островов Кикладского архипелага, первым основал на них большую часть критских колоний, изгнал народ карийцев. Минос начал борьбу с пиратами, которая проходила довольно успешно и позволяла ему увеличить доходы своей державы. По мнению Аристотеля, Минос смог утвердить свое владычество над морем благодаря выгодному географическому положению острова Крит. Он писал, что остров "соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопонесса, с другой - от Азии, именно от Триопийской местности и Родоса". Минос разделил Крит на три части, в каждой из которой основал город. Этими городами были Кносс, Фест и Кидония.

Раскопки А. Эванса показали, что греческие сказания о Лабиринте не являются чистейшим вымыслом, а имеют под собой реальную почву. Археологи обнаружили в Кноссе огромный комплекс зданий общей площадью 16 тыс. кв. метров. Этот комплекс состоит из трех сотен помещений, назначение которых могло быть самым разнообразным. Планировка кносского дворца действительно напоминает запутанный Лабиринт. Жилые комнаты, помещения для хозяйственных нужд, коридоры, соединяющие их, световые колодцы, внутренние дворики - все они расположены, кажется, без всякой системы, хаотично, выглядят как нагроможденные друг на друга отдельные элементы.

Но определенный схема в структуре дворца Миноса все-таки прослеживается. В центральной части дворца имеется большой прямоугольный двор, вымощенный крупными гипсовыми плитами. Судя по всему, он использовался для религиозных, культовых целей, а не для хозяйственных потребностей. Все остальные помещения были связаны с центральным двором и входили в состав кносского дворцового комплекса. С запада и востока от центрального двора располагались крылья дворца с лестницами, достигавшими высоты четвертого этажа, залами, комнатами, внутренними двориками, коридорами и световыми колодцами.

Следует учитывать, что Кносский дворец не один раз приходилось восстанавливать и перестраивать из-за мощных землетрясений, которые случаются на Крите примерно каждые пятьдесят лет. Новые помещения пристраивались к старым, отдельные постройки объединялись в единый жилой массив, который группировался вокруг центрального двора, образовывались длинные ряды-анфилады из "нанизанных" друг на друга комнат и кладовых.

Установлено, что Кносский дворец был оснащен системой водоснабжения и канализацией. Археологами были обнаружены каменные желоба, по которым нечистоты выводились за пределы дворца, и водопроводы, благодаря которым был постоянный доступ к питьевой воде. Канализацией и водопроводом оборудовались роскошные ванные комнаты. Любопытно и наличие во дворце Кносса хорошо продуманной системы вентиляции и освещения. Здание было насквозь прорезано специальными световыми колодцами, которые снабжали светом и воздухом нижние этажи дворца. "Проводниками" света и воздуха также были открытые веранды и большие окна.

Большую часть нижнего этажа Кносского дворца занимали кладовые, в них хранились съестные припасы. В западной части здания находился коридор, по обе стороны от которого вплотную друг к другу располагались узкие вытянутые камеры с огромными сосудами, сделанными из глины - пифосами. Эти западные склады могли вмещать 420 пифосов общей емкостью в 246 тыс. л зерна, вина или оливкового масла. В них могли храниться и другие продукты. Всех этих запасов продовольствия жителям дворца хватало на долгие годы.

Вышеприведенные факты позволяют составить представление о масштабности дворцового хозяйства в Кноссе. Хозяйства других новых дворцов Крита также отличались высоким уровнем функционирования и впечатляющими размерами сосредоточенных в них богатств. Так, в Маллии кладовые различной конфигурации и вместимости занимали как минимум третью часть от общей площади дворца. В дворцовых кладовых Като Закро хранились огромные запасы импортного дорогостоящего сырья. Слоновые бивни и минойские таланты (бронзовые слитки в виде растянутой шкуры быка) были обнаружены в западном крыле дворца.

Развалины Кносского дворца таили в себе множество произведений искусства и художественного ремесла. Найденные археологами, они позволяют судить об уровне развития минойского искусства. Среди находок можно выделить замечательные расписные вазы, которые украшались красочными изображениями морских животных (например, осьминогов), ритоны - священные каменные сосуды в виде головы быка, статуэтки из фаянса, правдоподобно и выразительно изображающие людей и животных, золотые перстни, резные печати из драгоценных камней и другие ювелирные изделия, отличающиеся необычайным уровнем технического совершенства и красотой художественного решения.

Любопытна минойская настенная живопись, служившая украшением для внутренних покоев, коридоров и портиков дворца. На фресках критяне изображали морских животных, птиц, растения, а также обитателей дворца. Эти фрески позволяют понять, какова была одежда людей, живших в Кносском дворце в эпоху дворцовой цивилизации. Одежда мужчин была простой, часто она могла представлять собой только набедренную повязку Но некоторые из них, видимо, наиболее знатные, носили на голове красивый убор из перьев птиц, а на шее и руках - золотые браслеты и ожерелья. Женщины надевали туго затянутые корсеты и огромные юбки, которые были похожи на колокол и имели множество оборок. Кроме того, те же фрески дают информацию о ритуальных церемониях, которые проводились на так называемой "сценической площадке Кносса". Эта площадка служила местом действия для различного рода торжественных процессий, культовых обрядов, танцев, спортивных игр, кулачных боев и других зрелищных действий. Одни люди, изображенные на фресках "коридора процессий", торжественно шествуют, неся на вытянутых руках священные сосуды, предназначенные для возлияния богам, другие принимают участие в ритуальном танце вокруг священного дерева. Фрески Кносского дворца обладают рядом особенностей, отличающими их от других фресок подобного жанра: высокое колористическое мастерство, обостренное чувство художников, создавших их, и совершенно выдающееся искусство в передаче движения людей и животных.

Упомянутая выше "сценическая площадка Кносса" могла вмещать до 800-900 зрителей. Предназначавшаяся для обслуживания культовых празднеств и обрядов отдельных родов и руководящей части общинного населения, она по праву может считаться самым ранним в истории театром. На ней проводились такие театрально-зрелищные действия, как инсценировка "церемонии брака", культовый танец "Минотавр", земледельческая процессия молотильщиков и гончаров, процессия, связанная с заупокойным культом и другие.

Важным религиозным ритуалом, связанным с главнейшим минойским культом бога-быка, была так называемая минойская тавромахия, или игры с быками. Некоторые фрески в Кносском дворце изображают впечатляющие сцены сопряженных со смертельным риском состязаний человека и разъяренного быка. Участвующий в обряде тавромахии совершал прыжки через несущегося прямо на него свирепого животного и даже проделывал серию прыжков на его спине и рогах. Игры с быками на Крите были коллективными, в них участвовали, как мужчины, так и женщины, но на ранней ступени развития критского общества в тавромахии, скорее всего, могли участвовать только женщины, так как в то время еще слишком сильным было влияние матриархата. Бык играл большую роль в производственно-хозяйственной деятельности критян, он являлся священным символом плодородия. Изображение бычьих богов как символа божественного быка можно было встретить практически в каждом святилище минойцев. Кроме того, он наносился на крыши дворцов в качестве апотропея - защитника от зла.

На остров Крит часто обрушивались стихийные бедствия. Помимо землетрясений, порой бывавшими чудовищно разрушительными, критяне страдали от частых морских штормов и засухи, обрекавшей на жестокий голод и ужасные эпидемии. Минойцы обращались с молитвами к различным богам и богиням, которые могли спасти от губительных сил природы, надеясь пробудить их милосердие. Одной из центральных фигур минойского сонма богов была Великая Богиня - "владычица", известная под именем Кибела. Она почиталась как божество плодородия и считалась великой матерью всех людей, животных и растений. Критская Великая Богиня являлась олицетворением женственности и материнства, символом вечного обновления природы и мощи Земли.

Виновником землетрясений минойцы считали владыку моря, великого Колебателя Земли - Посейдона. Море и земная твердь содрогались от ударов его трезубца. Критяне стремились смилостивить разгневанного бога, несущего им кару за их грехи, и приносили ему обильные жертвы, в том числе и человеческие. Вполне возможно, что упоминавшиеся выше священные игры с быком также могли служить для предотвращения землетрясений.

Археологи нашли в развалинах Кносского дворца огромное количество разнообразной культовой утвари: статуэтки, изображавшие Великую Богиню, священные символы бога-быка, такие, как ритон в форме головы быка и двусторонние церемониальные топоры-лабрисы, некоторые из которых были выше человеческого роста (возможно, само слово "лабиринт" произошло от названия этого предмета, являвшегося в том числе символом царской власти), а также алтари и столы для жертвоприношений. Многие помещения во дворце использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний. К ним относятся крипты - тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам. Сама архитектура дворца, такая необычная и своеобразная, была насквозь пронизана сложной религиозной символикой. Это утверждение справедливо и для настенной живописи, и для других произведений минойского дворцового искусства. Все это свидетельствует о об огромном значении религии в жизни минойцев. Она откладывала отпечаток практически на все стороны деятельности критского общества. Сами дворцы, по сути, были своеобразными храмами. Царь, владыка Кносса, одновременно исполнял функцию верховного жреца, а его супруга, царица, стояла во главе жриц культа Великой Богини. Таким образом, критский царь был теократом, то есть монархом, соединяющим в своих руках светскую и духовную власть. О существовании на Крите царя-жреца говорят большие залы с колоннами и пилястрами, располагавшиеся на каждом этаже дворца. Дело в том, что в одном из таких залов, существовавшего в западном крыле Кносского дворца, находился трон и культовый символ власти - лабрис, а также скамья, предназначавшаяся для придворной знати. Прежде чем вступить в тронный зал, нужно было совершить ритуальное омовение (для этой цели в вестибюле перед входом в зал стояла порфировая чаша) и только после этого можно было предстать перед священным ликом царя. Важно отметить, что не было найдено ни одного изображения царя-жреца Кносса. Это связано именно с фактором "неприкосновенности" владыки Крита, лицезреть которого было не позволено простому смертному.

Могущество Крита, хранимого Великой Богиней, в большой степени произрастало из процветающей торговли, как посреднической, так и товарами собственного производства, которая все больше становилась ориентированной на страны Малой Азии и материковую Грецию. В таких условиях выгодное географическое положение Кносса способствовало его выдвижению на центральные позиции. Он играл ведущую роль в прибрежной меновой торговле, о чем свидетельствует начавшееся в конце XVII в. до н.э. строительство сети дорог на Крите, которые образовывали связь между всеми критскими дворцами и сходились в Кноссе. Таким образом, Крит стал централизованным государством, великой морской державой, объединенным под властью Кносского царя.

В XVI в. до н.э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в бассейне Эгейского моря. Господство Крита на море позволило ему включиться в транзитную посредническую торговлю. Критские торговые фактории создаются на Родосе, Самосе и Милете.

Корабли минойцев, ходившие под парусами и на веслах, отличались маневренностью и высокой скоростью передвижения. На этих быстроходных суднах обитателям Крита удавалось добираться до берегов Сицилии, Южной Италии и даже Пиренейского полуострова. В этот период они вступают в тесные торговые отношения с Египтом и Сирией. Связи с Сирией имели важное значение в контексте торговли металлами. Минойцы активно экспортировали шерсть, ткань, керамику, ремесленные изделия. Без сомнения, Крит был сильнейшей морской державой на всем восточном Средиземноморье, "владычицей морей" той эпохи.

Расцвет сельского хозяйства, ремесла и, как следствие, торговли на Крите в период новых дворцов обусловлен развитием централизованного дворцового хозяйства. Прибавочный продукт, поступавший во дворцы от зависимого, эксплуатируемого населения, создал условия для становления и дальнейшего подъема богатой минойской культуры. Однако этот расцвет культуры был ограничен пределами роскошных критских дворцов. Экономическое и культурное развитие поселений, формировавшихся вокруг дворцов, было очень низкого уровня и безнадежно отсталым по сравнению с теми же дворцами.

Типичным примером рядового поселения городского типа, в котором концентрировалось ремесло, может служить Гурния, расположенная на побережье Мирабелло, в северо-восточной части Крита. Это поселение занимало небольшую площадь в 1,5 га. Оно состояло из нескольких десятков домов небольших размеров с крайне примитивной конструкцией. Дома строились очень компактно и группировались в отдельные кварталы. Данная застройка была конгломератного типа, дома внутри кварталов ставились вплотную друг к другу. Жители поселения занимались сельским хозяйством, кузнечным и гончарным ремеслом, рыболовством, торговлей и облагались различными натуральными и трудовыми повинностями. В Гурнии существовала резиденция наместника с большими складскими помещениями. Знать, располагавшаяся в господском доме, собирала поставки сельскохозяйственной и ремесленной продукции, производимой местным подвластным населением, а затем отсылала их во дворец. Из других подобных поселений можно отметить деревню крестьян и ремесленников, в центре которой находился минойский особняк Ватипетрос, а также небольшой рыбацкий поселок на острове Псейра, в котором также имелся господский дом.

После 1500 г. до н.э. в культуре Крита наблюдаются признаки упадка. Причины этого следует искать в узком экономическом базисе критского производства. В его основе лежали отрасли сельского хозяйства (земледелие, скотоводство) и рыболовство. На острове Крит было невозможно поливное земледелие с высоким уровнем урожайности, и потому количество пригодных для обработки земель было невелико. Прибавочный продукт, создаваемый критянами, в основном шел на обеспечение обитателей дворцов. Это приводило к постепенному обнищанию сельского населения, которое усугублялось с возрастанием дворцового населения. На Крите разводилось огромное количество овец и коз, активная торговля их шерстью и шкурами обеспечивала дворцам постоянный и довольно весомый доход. Но для такого масштабного разведения этих животных требовалась большая площадь земли, которая могла обрабатываться земледельцами. К концу новодворцового периода дворцовое хозяйство постепенно становится все более децентрализованным в связи с увеличением числа господских домов в эксплуатируемых поселениях - придворная знать обладала всей полнотой власти в сфере сбора и распределения прибавочного продукта, предназначавшегося для дворцовых хозяйств, и уже могла владеть частной собственностью, созданной на основе сельскохозяйственного и ремесленного производства.

Совокупность всех этих причин привела к постепенному и неотвратимому упадку минойской цивилизации. Но в середине XV в. до н.э. этот объективный процесс был ускорен в разы - на Крит обрушило всю свою разрушительную силу одно из величайших стихийных бедствий в истории человечества. На острове Тира, расположенном в 110 км к северу от Крита, произошло грандиозное извержение вулкана Санторин. Именно это событие, по мнению греческого археолога Спиридона Маринатоса, стало причиной гибели критских дворцов и поселений. Извержение было настолько мощным, что центральная часть острова ушла под воду. Возможно, что затонувший остров Фера стал прообразом легендарной Атлантиды, описанной в диалогах Платона. Атлантида представляла собой остров, который "превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые", и на нем возникло "удивительное по величине и могуществу царство" Извержение вулкана вызвало огромное цунами, его волны докатились до Крита и обрушились на северное побережье острова. Подводные толчки привели к землетрясениям, которые довершили катастрофу вместе с выброшенным вулканическим пеплом. После этого на опустошенную критскую землю с территории материковой Греции вторгаются греки-ахейцы и покоряют оставшееся в живых немногочисленное и деморализованное местное население.

В период новых дворцов произошло объединение Крита под властью правителя Кносса, была создана великая критская морская держава. Эта эпоха была временем наивысшего расцвета критской государственности и культуры. Но объективные причины, связанные с процессами, протекавшими в социально-экономических отношениях дворцов и сельских поселений, привели к упадку Крита, который усугубился природной катастрофой и довершился ахейским завоеванием.

Заключение


Первые государственные образования на острове Крит возникли в конце III тысячелетия до н.э. Они объединяли несколько общин с одним административным центром, который одновременно был средоточием религиозного культа. Таким центром являлся дворец. Дальнейшее развитие этих небольших образований привело к созданию крупного территориального государства, объединявшего не только весь Крит, но и ряд островов южной части Эгейского моря и восточных прибрежных областей Балканского полуострова. Вся эта обширная территория входила в состав морской державы Миноса, легендарного критского царя, чей дворец, согласно греческим преданиям, представлял собой запутанный Лабиринт, в котором жил ужасный Минотавр.

Освоение моря играло огромную роль в развитии дворцовых цивилизаций Крита. Во II тыс. до н.э. создается критская морская держава, устанавливаются морские торговые контакты с Египтом, Сирией и другими странами.

Сохранившиеся вещественные памятники ремесла и искусства позволяют составить представление о высоком уровне развития минойской культуры. Вазы стиля Камарес, ритоны, лабрисы, дворцовая настенная живопись - все это поражает оригинальностью художественного замысла, великолепием, богатством красок, техническим совершенством изготовления.

Религия имела большое значения для минойцев. В милосердии морского владыки Посейдона они искали спасения от землетрясений и штормов, плодородие земли было даром Великий Богини-Матери. Священные тавромахии, религиозно-театральные процессии и представления, обожествляемая фигура царя - таковы основные особенности минойских религиозных верований.

Теократическая монархия критских царей принимала минимальное участие в организации производства. Сельские общины, группировавшиеся вокруг дворцов, жили в условиях примитивного быта и были лишь объектом их насильственной эксплуатации. Это противоречие дворцом с обширным царским хозяйством и эксплуатируемыми общинами определило внутреннюю слабость критского государства, стало причиной его упадка.

Гибель минойской цивилизации в результате природной катастрофы и последовавшего за ней ахейского вторжения ознаменовало собой конец великой эпохи в истории Древнего Мира. Колыбель европейской цивилизации, на протяжении нескольких веков определявшая развитие Эгейского мира, канула в пучину времени.

Список использованных источников и литературы


Электронные источники:

.Аристотель. Политика. II.

#"justify">4.Гомер. Илиада. Пер.В. Вересаева

<#"justify">5.Гомер. Одиссея. Пер.В.А. Жуковского.

#"justify">6.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.

<#"justify">7.Павсаний. Описание Эллады.

#"justify">8.Платон. Диалоги.

#"justify">9.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тесей и Ромул.

#"justify">10.Страбон. География.

#"justify">11.Фукидид. История.

#"justify">1.А.Н. Дальский. Театрально-зрелищные действия на Крите и в Микенах во II тыс. до н.э. - М., 1937, 235 с.

2.Б.Л. Богаевский. Крит и Микены. - Изд. "Всемирная литература", 1924, 260 с.

.Ю.В. Андреев. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III - начало I тыс. до н.э.). - СПБ, 2002, 862 с.

.История Древней Греции/ Под редакцией В.И. Кузищина. - 3-е изд., М., 2003, 399 С.

.Е.Г. Рабинович. Богиня-мать // Мифы народов мира. - Том 1. - М., 1980, 654 С.

.М.К. Дэбни. Формирование государства на доисторическом Крите // Вестник древней истории. - 1994. - № 3. - 288 С.

.Энциклопедия для детей. Том 31. Древние цивилизации/ ред. коллегия: М. Аксенова, Д. Володихин, И. Стрикалов и др. - М., 2007. - 524 С.

.Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2000. - 544 С.


Теги: Дворцовые цивилизации Крита в III—II тыс. до н.э.  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 27440
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Дворцовые цивилизации Крита в III—II тыс. до н.э.
Назад