Влияние католической церкви на политическую мысль Испании в XX веке


КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ ИСПАНИИ В XX ВЕКЕ


Cодержание


Введение

Глава I. Институт католической церкви в политической истории Испании XX века

Глава II. Роль идеологов католицизма в политической мысли Испании в XX веке

.1 Правый католицизм

.2 Социальный католицизм

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы исследования обусловливается тем, что религия играла и играет важную роль в жизни общества. Религиозное сознание имеет определенный вес при выборе вариантов политического поведения, как отдельными лицами, так и различными группами людей.

ХХ век в мировой истории является веком отхода от религии, веком агностицизма и неверия, что связано в первую очередь с распространением идеологии марксизма. Однако, волна равнодушия к религии в наименьшей степени затронула католиков, что имеет подтверждение в статистических данных: доля католиков выросла с 16,6% в 1900 г. до 17,3% в 2000 г., а абсолютная численность католиков в мире за столетие увеличилась почти в 4 раза.

Католицизм, в отличие от всех других конфессий, представляет собой крупную религиозно-политическую и идеологическую силу с мощным пропагандистским аппаратом. Испания, в свою очередь, является опорой католического мира. Таким образом, католическая церковь в Испании в ХХ веке, фактически находясь у власти, являлась мощным регулятором политической жизни общества.

Стоит отметить, что ХХ век в истории Испании - век значительных перемен. Распад политической системы либерально-монархического государства под напором демократического движения в 1917-1923 годах, попытка военно-монархической диктатуры генерала Примо де Ривера, не увенчавшаяся успехом, буржуазное реформаторство Республики, потопленное в гражданской войне, установление франкизма - этапы, через которые в исторически короткий срок прошла Испания, встав, в итоге на путь демократизации. Именно в ХХ веке, боясь потерять свои позиции во власти, католическая церковь начинает свою активную деятельность в политической и общественной жизни Испании.

Целью проведенного нами исследования - является анализ роли Католической церкви в политической жизни Испании в ХХ веке, с учетом уникального характера влияния католической церкви на внутреннюю и внешнюю политику государства в тот период времени. Для достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие задачи:

1.Рассмотреть взаимоотношения католической церкви и испанского государства в ХХ веке;

2.Определить основные идейные течения католицизма;

.Проанализировать роль идеологов католицизма в политической мысли Испании в ХХ веке.

Объектом курсового исследования являются взаимоотношения Католической церкви и Испанского государства в ХХ веке. Предметом исследования является роль католической церкви в политической жизни испанского общества в ХХ веке.

Степень научной разработанности темы. Тема исследования достаточно разработана и освящена в работах как российских, так и зарубежных ученых. Среди работ, изученных нами в процессе исследования, особо следует выделить следующие: «Испанский католицизм XX века» Л.В. Пономаревой, «Испания XX века» Х.Гарсия, «Католическая церковь современной Испании » З.Б.Буниной.

Методы исследования. При написании исследования мы использовали аналитический, исторический, сравнительный, описательный методы, а также метод изучения монографий и статей.

Структура работы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой изучения данной темы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава I. Институт католической церкви в политической истории Испании XX века


В исторической литературе, посвященной Испании давно определилась точка зрения на церковь и духовенство как на опору испанского общественно-политического строя. Вопрос о духовенстве и отношениях церкви и государства является одним из важных моментов испанской внутриполитической жизни XX века.

В начале XX века католицизм был единственным официально поддерживаемым вероисповеданием, а все остальные конфессии имели статус допустимых, что было закреплено в Конституции 1876 года. Это положение имело негативные последствия. Произошло разделение испанского общества на два идеологических лагеря: представители первого видели главную общественную проблему в самой церкви и ее доктрине. Их основные усилия были направлены на установление контроля над религиозными орденами, которые имели значительное влияние в образовательной сфере, и сократить их количество. «Республиканцы, анархисты, социалисты, масоны и сторонники Института свободного образования были едины в своем желании сократить или свести на нет ведущую роль церкви в области образования, что виделось необходимым условием модернизации страны». Представители второго видели основную проблему в том, что люди возлагают на церковь вину за упадок страны.

В 1923 году в результате военного переворота к власти пришел Мигель Примо де Ривера. В этот период церковь занимала значительное место в жизни испанского общества. Церковь была союзницей режима и в известной степени находилась у власти. Испания была единственным государством, на которое Ватикан мог распространять свое непосредственное влияние. Церковь опасалась демократизации народных масс, которые начинали переходить на антиклерикальные позиции. В связи с этим, главной целью церкви становится распространение своей «социальной политики» и создание своих организаций (кооперативов, профсоюзов, касс взаимопомощи) для борьбы против классовых профсоюзов. Таким образом, церковь стремилась взять под свой контроль рабочее движение. Важно отметить, что в период военной диктатуры генерала Примо де Ривера «религиозный вопрос перешел в область межпартийной борьбы и стал причиной раскола между большими династическими партиями - либералов и консерваторов. Первые поддерживали меры, направленные на снижение влияния церкви на общество, а вторые пытались затормозить, аннулировать или задержать принятие соответствующих законов и защищали церковь. <…> католицизм стал ассоциироваться с консерватизмом …», а Испания в первой трети XX века являлась оплотом консерватизма. Военная диктатура просуществовала до 1930 года: значительный экономический спад вынудил генерала Мигеля Примо де Ривера уйти в отставку.

В обществе усиливались антимонархические настроения. Венгерский посол в Ватикане Дьерде Барца в донесении, составленном на основании своей беседы с государственным секретарем кардиналом Пачелли, в феврале 1931 года писал: «По мнению кардинала, испанский народ в общем настроен монархически и привязан к личности довольно популярного короля Альфонса. Но, с другой стороны, антидинастическая Республиканская партия развивает такую бурную агитацию против трона, что трудно предвидеть последствия этого революционного движения». Ватикан высказывал свои опасения по поводу свержения испанского короля, так как вместе с его свержением « с карты Европы исчезла бы великая историческая католическая держава».

В результате начавшейся в 1931 году буржуазно-демократической революции в Испании монархия была свергнута. 14 апреля 1931 года в Испании был провозглашен режим Второй республики. Первым президентом республики стал консервативный либерал Нисето Алькалла Самора, а премьер-министром - радикальный либерал Мануэль Асанья. Правительство начало широкую антиклерикальную деятельность. 15 октября 1931 года кортесы утвердили 26 статью проекта конституции об отделении церкви от государства, роспуске ордена иезуитов, конфискации его имущества и о запрещении заниматься церковным учреждениям промышленной и торговой деятельностью. Одновременно статья обязывала церковь принять эти решения. Стоит отметить, что в прошлом Ватикан повсюду сопротивлялся отделению церкви от государства. В Испании, где церковь имела сильные позиции как в области экономики, так и в области политики и культуры, Ватикан всегда ожесточенно боролся за сохранение этих привилегий. Таким образом, центральным вопросом взаимоотношений Ватикана и новой Испанской республики стал вопрос об исполнении утвержденных кортесами статей конституции, а также о возможности достижения компромисса. Проводились переговоры, но компромисс достигнут не был. И 9 декабря 1931 года была принята Конституция Испанской республики. В 26 статье третьей части говорилось о том, что государство не окажет никакой поддержки церкви. После официального опубликования 10 декабря текста конституции отношения между духовенством и республикой стали еще более напряженными и враждебными.

«Новый поворот в религиозном вопросе наступил летом 1933 года после того, как 2 июня правительство приняло проект закона о конфискации имущества всех монашеских орденов. Во второй главе закона указывалось, что официальными представителями монашеского ордена могут быть только испанцы. Но настоящим переворотом явились 11-18 статьи закона, которые провозглашали национализацию имущества монашеских орденов» Также монашеским орденам запрещалось заниматься всякой политической деятельностью. Решения, предусматривающие роспуск орденов вызвали сильное сопротивление духовенства. Отношения между Ватиканом и испанским правительством стали чрезмерно напряженными.

В ходе политического развития Ватикан и испанское духовенство начали выдвигать на первый план более правые силы. В 1933 году была основана католическая партия - Испанская конфедерация автономных правых, CEDA. «Девизом партии было: религия, отечество, семья, порядок, собственность»

Выборы 1933 года привели к укреплению правых, в результате чего крупнейшей силой парламента стала католическая CEDA. В парламенте усилился авторитет «католической народной партии», руководимой Хилеем Роблесом. Укрепление правых сил способствовало улучшению положения церкви. Но в консервативных кругах существовало противоречие, которое тормозило восстановление прежних позиций и привилегий церкви. Это «противоречие между стремлением крайне правых кругов к полной реставрации монархии и намерением центра придерживаться лояльной политики по отношению к Республике». Это противоречие мешало быстрой реставрации позиций церкви.

В феврале 1936 года партии социал-демократической, левореспубликанской и коммунистической ориентации, в том числе и Коммунистическая партия Испании, образовали Народный фронт, который одержал победу на выборах в кортесы. Результат выборов вызвал разочарование в высших сферах Ватикана. «Монархисты и находившийся здесь (в Ватикане) экс-король Испании настолько надеялись на победу правых, что уже поговаривали о предстоящем возвращении короля на испанскую землю. Исход выборов означал большое разочарование и удар для церкви, ибо после свержения монархии очень скоро события вновь вошли в нормальное русло, так что церковь могла рассчитывать на дальнейшее продолжение этого процесса». Положение церкви после выборов в Испании были далеко не устойчивым. «…после победы на выборах Народного фронта антиклерикальная программа стала проводиться намного энергичнее, чем раньше».

Весной 1936 года ситуация в стране обострилась. Страна разделилась на два лагеря: с одной стороны сторонники Народного фронта, с другой - сторонники Национального блока. Открытую поддержку националистам оказывала католическая церковь. Противоборство правых и левых сил «вылилось» на улицы испанских городов. Начались поджоги церквей, причем занимались этим как республиканцы, так и националисты, с целью обвинить противоположную сторону либо в провоцировании мятежа, либо в безбожии. В испанском обществе царила паника, охватившая различные слои населения. Их главным требованием являлось восстановление порядка в стране. Так как республиканский строй ставил под угрозу корпоративные интересы высшего армейского командования, в их среде назревал антиправительственный заговор. Так, испанская реакция, во главе с генералом Франко, в июле 1936 года подняла военно-фашистский мятеж против республиканского правительства. Это положило начало гражданской войне в Испании. Следует отметить, что высшее руководство испанской католической церкви не принимало участия в антиправительственном заговоре, но весной 1937 года, Ватикан официально признал правительство Франко и послал в зону мятежников в качестве папского легата монсеньора Антониутти, известного своими профашистскими взглядами. В 1938 году в Бургос прибыл первый нунций («постоянный дипломатический представитель римского папы в государствах, с которыми папа поддерживает официальные дипломатические отношения») Ватикана. «Борьба франкистов против республики в клерикальных кругах получила наименование «национального крестового похода». Это выражение, впервые употребленное епископами Мухика и Олаэчеа в пастырском послании верующим от 6 августа 1936 года, в дальнейшем получило широкое распространение во франкистском лексиконе». Таким образом, зародившийся во время гражданской войны франкизм был тесно связан с католицизмом. Религиозный вопрос в период гражданской войны являлся ключевым, так как присущий республиканцам яростный антиклерикализм был направлен на то, чтобы окончательно уничтожить испанский католицизм, а восставшие представили войну не только как «национальный крестовый поход», но и как «конечный катарсис в полуторавековой борьбе за «религиозный вопрос» - и за этим катарсисом должно было последовать воцарение католической Испании».

апреля 1939 года Ф.Франко торжественно объявил, что война окончена. Папа Пий XII в «Послании испанскому народу», переданному по радио, выразил полную поддержку франкистскому режиму, который только что установился в Испании.

Опорами франкистского режима являлись армия, репрессивные органы и созданная в 1937 году фашистская партия «Испанская фаланга». «Характерными чертами режима Франко были: антикоммунизм, большая роль Католической Церкви и католических моральных принципов и норм в общественной и культурной жизни, монархизм, корпоративизм, авторитарность власти, отрицание либеральной демократии, сочетание традиционных консервативных ценностей с праворадикальными методами…». 9 августа 1939 года было сформировано новое правительство, в состав которого вошли представители высшего командного состава армии, несколько карлистов («представители клерикально-абсолютистского политического течения в Испании, опирающегося на реакционное духовенство, титулованную знать, верхушку армии») и клерикалов. 7 июня 1941 года между Испанией и Ватиканом было заключено соглашение о назначении епископов, согласно которому нунций согласовывал с правительством Испании список из шести кандидатов, папа выбирал из них трех, а затем Франко выбирал из трех одного. Ф.Франко, совмещавший посты главы государства, правительства и главнокомандующего Вооруженными силами, официально именовался «божьей милостью каудильо Испании, ответственный перед Богом и историей».

Поражение во Второй мировой войне гитлеровской Германии поставило под угрозу существование диктаторского режима Ф. Франко. В связи с этим Франко приступил к разработке стратегического курса, призванного создать видимость такого развития страны, которое смогло бы обеспечить Испании место в мировом, а особенно в европейском сообществе. Франко взял курс на расширение и укрепление политических контактов с церковью, который был рассчитан, во-первых, на достижение внутриполитической стабилизации режима за счет повышения политического веса церкви в государстве на правительственном уровне (в июле 1945 года было сформировано новое правительство с ведущей ролью клерикальных кругов), во-вторых, на прорыв внешнеполитической изоляции, для чего в 40-х годах были начаты усиленные переговоры с Ватиканом о заключении конкордата с Испанией.

августа 1953 года конкордат был заключен. Согласно конкордату «гарантировался статус орденов, религиозных ассоциаций и их имущества (ст.4); церковные строения, резиденции священнослужителей, помещения церковных университетов, семинарий и религиозных орденов освобождались от налогообложения (ст.20); обеспечивалась государственная дотация (ст.18-19); рассматривался вопрос о церковных средствах формирования общественного мнения (ст. 29)». Таким образом, конкордат провозгласил государственную протекцию церкви. Католицизм стал официальной религией. «По меткому определению Хосе Чао Рего, автора книги «Церковь во времена франкизма», этот этап франкистской политики войдет в историю как католический».

Частичное совпадение социальных установок испанского фашизма и социальной доктрины католической церкви, скрепленных конкордатом, было обусловлено их общим стремлением ликвидировать классовую борьбу, воплотив в жизнь систему взглядов, которая отвечала бы социально-политическим потребностям разных общественных сил и групп, объединенных принадлежностью к «великой испанской нации» и католической религии. Таким образом, формирование церковью религиозного сознания испанцев являлось для франкизма важнейшим средством реализации программы «национального послевоенного возрождения».

Тесное сотрудничество Франко и церкви способствовало изменению расстановки сил на политической арене Испании. К началу 50-х годов Испанская фаланга теряет свое преимущество в правительстве, в состав которого вводятся видные деятели из так называемого центра пропагандистов «Католического действия».

Франко возложил на церковь право воздействовать средствами ее массовой информации на рабочий класс. В 1946-1948 годах церковью создается целая сеть светских католических организаций трудящихся. Целью этих организаций являлась евангелизация рабочих. Известный испанский исследователь Руис Рико отмечал, что для этих организаций «служение Евангелию все более приобретало характер служения земным делам. Таким образом, для членов этих организаций понятие «классового» было неотделимо от понятия «религиозного» содержания и, наоборот…» В верности этим идеалам франкизм и высшие круги церковной иерархии усмотрели скрытое стремление трудящихся к классовой автономии. Интересно отметить, что реакция правящих кругов церкви на новые черты в деятельности светских организаций трудящихся, например, установление международных контактов с христианским профсоюзным центром Франции и Международной федерацией христианских профсоюзов , привела к увеличению числа официальных противников социальной политики правительства.

В конце 40-х - начале 50-х годов внутри церкви произошел раскол на два течения: одно - следующее «константиновой» традиции, другое - апокалипсическое, или пророческое; одно стало составной частью структуры власти, другое выступало сторонником гуманизации общества. Первоначально конфликт между этими течениями ограничивался средой студенческой молодежи, где наблюдался процесс осознания необходимости критики идеологии национал-католицизма. Логическим продолжением этого стала критика прогрессивными католиками отдельных сторон социально-экономической политики диктатуры.

В 1954 году епископ Эррера выступил с критикой системы «вертикальных профсоюзов», заявив о необходимости свободы ассоциаций трудящихся и легальных профсоюзов католической ориентации. Епископ Канарских островов в пастырском послании (1954 г.) отмечал факт несоответствия существующей в Испании профсоюзной системы предписаниям социальной доктрины церкви. Официальный орган «Католического действия» - журнал «Экклесия» выступил с требованием проведения в жизнь более справедливого закона о печати. Ряд католических деятелей прямо высказывались против идеологии испанского фашизма и его стремлении по-своему использовать церковь в решении социальных вопросов.

В 1956 году в Испании прошли крупные забастовки трудящихся Страны Басков, Наварры, Каталонии. «Террористические основания режима расшатывались; испанское общество «теряло страх»…».

В целях сохранения своего политического контроля над всеми сферами жизни страны, Франко включил в систему государственного управления технократов из светской католической организации «Опус деи» (Божье дело). «Опус деи», образованная еще в 1928 году, имела многолетний опыт оппозиционной политики по отношению к Республике, представляя тогда в социальной деятельности полную противоположность другим светским католическим организациям, в особенности такой крупной, как «Католическое действие». Появление на политической арене «Опус деи» обусловливалось и самим составом этой организации, в которой, согласно уставу, право членства имели лица всех профессий. Фактически, в нее вошли многие влиятельные представители бизнеса, науки и культуры (влияние «Опус деи» просматривалось во многих сферах: среди ученых и профессоров, в издательском деле, государственном аппарате, в промышленных и банковских кругах. Опусдеисты занимали сильные позиции в Высшем совете научных исследований. Под влиянием «Опус деи» находилось 25% испанской профессуры. Опусдеисты фактически контролировали «Народный банк»). Определенные симпатии к «Опус деи» стал проявлять министр Л. Карреро Бланко, ближайший сподвижник Ф.Франко, игравший заметную роль в политической жизни страны.

Новый кабинет министров стремился к укреплению режима путем его определенной модернизации. Политика опусдеистов в определенной степени была направлена на продление союза франкизма и церкви, так как основной идей учения отца Эскривы де Балагера (основателя «Опус деи») сводилась к вопросу совершенствования человека, наделенного «христианским сознанием» и «образцово выполняющего свои трудовые обязанности». Эти положения устраивали и церковь и франкизм.

В конце 50-х - начале 60-х годов набирал силу процесс дехристианизации масс, начинавших осознавать всю порочность связей церкви с франкизмом. Официальный испанский католицизм был обеспокоен, во-первых, усилением репрессий по отношению к любым проявлениям оппозиционных выступлений, в которых участвовали и католики, во-вторых, падением престижа франкизма в глазах трудящихся масс, а следовательно и престижа церкви, которая его поддерживала. Учитывая это, высшая церковная иерархия Испании начинает менять свои позиции в отношении фашистских форм социального устройства.

Постепенно в католической церкви Испании складывается два конфликтных течения: с одной стороны, трудящиеся - католики, члены светских католических организаций, низший клир, с другой - большинство представителей высшего духовенства, непосредственно связанные с режимом и его политическими институтами. В этом противоборстве брала верх тенденция «обновления» католической церкви.

В 1958 году папа Иоанн XXIII в обращении к испанцам по случаю Международного дня эмигранта фактически осудил провозглашенный фашистами о время гражданской войны «крестовый поход против коммунизма». Он назвал вооруженный мятеж фашистов против Испанской республики «достойной сожаления гражданской войной».

Таким образом, рушился союз католической церкви с диктатурой Франко.

В Испании католицизм переживал кризис одной из причин которого являлось заметное падение уровня религиозного сознания верующих, в связи с развитием рабочего класса. В условиях острой классовой борьбы углублялись процессы атеизации масс, усиливался процесс обесценивания религии, ослабления ее традиционного воздействия на верующих.

Католическая церковь в лице высших церковных сановников делала все возможное, чтобы противодействовать развитию кризисных тенденций в собственном лоне. Суть этих действий отражает католическое «обновление», начатое папой Иоанном XXIII и одобренное в ходе II Ватиканского собора (1962 - 1965 гг.).

«Открывая собор 11 октября 1962 г., Иоанн XXIII заявил, что целью Собора является обновление Церкви и её разумная реорганизация, чтобы Церковь могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу. Папа также высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала открытая миру Церковь. Задачей Собора было не отвергать и не осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы».

К концу 60-х - началу 70-х годов отношения между церковью и франкистским государством обострились. Одним из конфликтных вопросов являлся вопрос о пересмотре конкордата, заключенного между Испанией и Ватиканом в 1953 году. Святой престол понимал, что старый конкордат не только лишает испанскую церковь свободы принятия решений, но и может лишить ее поддержки рядовых священников и мирян. Кроме того, Ватикан не хотел, чтобы в будущем его связывали с решениями и действиями Франко.

В 1967 году появляется новая энциклика «Популорум прогрессио». В ней говорилось о том, что церковная и политическая власть являются суверенными каждая в своей сфере. Таким образом, Папа делал еще один шаг в направлении светских, демократических принципов отделения церкви от государства.

В 1969 году в Риме начались переговоры между посольством Испании в Ватикане и представителями Римской курии о возможностях замены старого конкордата новым договором. Проект нового конкордата предполагал, прежде всего, отделение церкви от государства. Франко отказался пересматривать конкордат.

В сентябре 1971 года состоялась первая в истории Испании ассамблея священников и епископов, где большинство из 250 присутствующих высказалось за отделение церкви от государства. В апреле 1972 года пленарная ассамблея испанского епископата приняла документ «Церковь и политический порядок», в котором критиковалась политика франкистского режима. Документ был прочитан верующим в церквах по всей стране.

Тактика католической церкви в области либерализации франкистского режима сводилась к разрешению национального кризиса в Испании по такому пути, следуя которому можно было бы, с одной стороны, избежать проведения коренных социальных преобразований, а с другой - сохранить свое влияние среди трудящихся масс, настроенных и антифранкистски, и антиклерикально.

В январе 1973 года, когда конфликт между церковью и государством достиг своего апогея, был опубликован документ «Церковь и политическое сообщество». В этом документе «епископы потребовали создания политического пространства для социального плюрализма и обвинили режим в том, что он не смог институционно обеспечить возможность участия граждан в управлении страной…».

апреля 1975 года, в год смерти Ф.Франко, испанские прелаты подписали коллективное пастырское послание «Примирение в церкви и в обществе». Примирение требовало демократизации и признания гражданских прав, а также юридического признания регионального разнообразия Испании и права на политический плюрализм.

Согласно закону, принятому в 1947 году, Испания провозглашалась монархией, но только после смерти Ф.Франко должно было произойти установление королевской власти в Испании. В 1969 году Франко назначил наследником престола Хуана Карлоса де Бурбона.

В начале 1976 года испанский король Хуан Карлос отказался от права назначать епископов. В июле 1976 года был пересмотрен конкордат 1953 года, между Испанским правительством и Ватиканом было подписано новое соглашение, согласно которому восстанавливалось право церкви самостоятельно назначать епископов, уменьшался объем государственных субсидий, а также предусматривался постепенный переход к налогообложению не используемой для религиозных целей собственности Церкви. В принятой в 1978 году Конституции закреплен принцип отделения церкви от государства: «Никакая религия не может быть государственной. Органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими конфессиями» (Ст.16 п.3).

В процессе постепенного перехода Испании к демократии Католическая церковь заняла позицию нейтралитета. Таким образом, церковь предотвратила опасность появления нового «религиозного вопроса».

Проанализировав политическую и общественную деятельность Католической церкви, ее взаимоотношения с Испанским государством в XX веке, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в период с начала XX века до установления и укрепления диктатуры Ф.Франко, вопреки всякого рода внутренним спорам, разногласиям, иерархи Католической церкви в Испании совершенно явно проводили политику, враждебную делу демократии и прогресса. Среди духовенства не было такого течения, которое поняло и почувствовало, что интересы испанского народа, так же как и католических масс требуют структурных реформ. Ватикан и испанское духовенство были глухи по отношению к этим потребностям и использовали свое могущество в интересах восстановления отжившего прошлого.

. Во-вторых, в связи с развернувшимся в 60-х годах XX века в Испании масштабным рабочим движением, набирала темпы дехристианизация масс. Режим Франко давал первые трещины. Католическая церковь стремилась к прекращению сотрудничества с режимом и установления ряда свобод. Но при этом церковь, отстаивая позиции «умеренной свободы», стремилась создать свое самостоятельное, сильное политическое движение, способное, в перспективе неизбежного банкротства франкизма, предъявить права на руководящую роль в испанском обществе. И только после смерти Франко и начала постепенного перехода Испании к демократии церковь заняла нейтральную позицию, что являлось частью ее продуманной политики. Несмотря на формальное отделение церкви от государства, ее финансирование продолжалось. Таким образом, сохранялось определенное преимущество католицизма перед другими конфессиями.

Следует отметить, что Католическая церковь оказывала значительное влияние на формирование общественно-политической мысли испанского общества в XX веке. Определенное место в этом процессе стоит отвести идеологам католицизма, роль которых мы рассмотрим в следующем разделе.

католический церковь испания

Глава II. Роль идеологов католицизма в политической мысли Испании в XX веке


В политической мысли испанского католицизма ХХ века можно выделить два идеологических течения: традиционное (правое) и социальное.

Представители правого католицизма основное внимание уделяли идее о «службе» современному миру, который «в погоне за материальными ценностями отстал в восприятии религиозно-нравственных начал». Они выступали принципиальными сторонниками монархии и возвеличивали испанскую идею (доктрина испанидад). Можно сказать, что «Традиционалисты» были настроены на волну противостояния. Социальные же католики были настроены на волну «адаптации»: без этого они не видели возможности по-настоящему воздействовать на формирование общественного мнения в стране.


.1 Правый католицизм


Одним из крупнейших идеологов испанского традиционного католицизма является Рамиро де Маэсту (1834-1936) - испанский литературный критик, журналист, философ. Он начал свою общественно-политическую карьеру в рядах либеральных критиков режима Реставрации (ранний Маэсту), но позже отрекся от своего раннего творчества и стал теоретиком авторитаризма и политическим теологом . Мы рассмотрим его позднее творчество.

В позднем творчестве Маэсту уделял большое внимание социально-политической истории своего времени, формулировал принципы правой католической политики, был сторонником сильного государства.

Маэсту был членом комиссии по пересмотру конституции 1876 года, которая должна была создать юридическую базу «нового общественного порядка» и восстановить испанскую монархию.

Поддерживая диктатуру Примо де Ривера как необходимый момент в борьбе с демократическими силами страны, Маэсту определяет ее как временный, переходный этап к восстановлению в Испании монархии с такой системой правления, которая позволит просвещенному меньшинству разрешить испанскую проблему, то есть провести необходимые реформы, сдержать революционные притязания масс. Маэсту отвергает право рабочих на забастовку, считая возможным достижение желаемых результатов путем мирных переговоров с предпринимателями.

Маэсту был ярым противником революции, противопоставляя ее социальному реформированию. Он выступал за необходимость усовершенствования капитализма, за защиту существующих «ценностей» от возможной революции. По его мнению, государство и капитализм в Испании должны существовать, опираясь друг на друга, только объединенные усилия могут спасти страну от революции. Развивавшееся в 1927-1929 годах республиканское движение, происходившая поляризация общественных сил заострила в сознании Маэсту идею гармонического развития. Необходимым условием которого он видел «глубокое соединение дела Испании и дела католической религии», так как миссия церкви - создание «гармонического единства» в обществе и, государстве (в этом «тайна их силы и стабильности»).Таким образом, Маэсту видел в религии, католицизме как универсальном принципе, призванном объединить испанскую нацию в единое целое, в соединение традиции и прогресса необходимый противовес революционной альтернативе. «Испания должна вернуться к теологии, чтобы не повторить историю России», - провозглашает он в одной из своих статей.

В политическом плане Маэсту высказывался за единую национальную партию, создание постоянной контрреволюционной организации, призванной обеспечить единство нации. Таким образом, идеи о государстве, корпоративизме во взглядах Маэсту носят ярко выраженный антидемократический характер.

Идеологическая близость традиционализма Маэсту и фашизма в условиях нарастания фашистской опасности в Испании давала основание республиканской стороне объявлять Маэсту представителем фашистской интеллигенции. Но Маэсту в ряде публичных заявлений отрицал свою принадлежность к фашистскому движению. В этом отношении интересно его интервью в марте 1933 газете «Импарсиаль»: «Я отвергаю «священный национальный эгоизм» Муссолини, расовые предрассудки Гитлера, общую их экзальтацию перед государством. Мой идеал - небольшой государственный аппарат, с ограниченным бюджетом, независимым во всех отношениях. В фашизме мне нравится его решимость покончить с классовой борьбой, естественно, на основе социальной справедливости. Считаете ли вы, что наши правые достаточно подготовлены к этой социальной справедливости? Они должны понять, что это единственный способ привлечения масс. И первое, что они должны сделать, - ограничить произвол и сепаратизм».

Маэсту неоднократно обосновывал и повторял мысль о недостаточной идейной вооруженности «консервативных классов». Он обвинял традиционалистов в том, что они были малосведущими в идеологии социалистов и либералов, а в интеллектуальных спорах занимали исключительно оборонительную позицию.

Значительное место в рассуждениях Маэсту занимает тема «двух Испаний», которую он развил в труде «Защита испанидад». Маэсту придал образам «двух Испаний» религиозно-политический смысл и исключительность. «Испания подобна дубу, обвитому плющом», - писал Маэсту. Плющ заслоняет дерево и порою кажется им самим, но он внутренне бессилен. Маэсту утверждал, что корни революции в Испании надо искать, начиная с XVIII века в заимствовании из-за границы чуждых идей. «Она исходит не из нашего бытия, а из того, чем мы не являемся».

Таким образом, Маэсту внес огромный вклад в идеологию испанского правового движения. Его взгляды широко использовались в период диктатуры Ф.Франко. «Маэсту - пророк и учитель новой Испании», - писал про него Е.Вегас Латапие .


.2 Социальный католицизм


Выдающаяся роль в становлении и развитии испанского социального католицизма принадлежат Анхелю Эррере Ориа (1886-1968).

Анхель Эррера Ориа возглавил движение за переход от «романтического» правого католицизма к активному социальному католицизму.

В сочинении «Политическое мышление» Анхель Эррера отмечал, что «нет страсти хуже, чем страсть политическая», имея в виду, что церковь имеет определенное влияние в сфере политики потому, что ее прямой функцией является подавления дурных страстей. Далее он пишет о том, что смешение факторов религиозного и политического порядка «приносит с собой зло как для политики, так и для церкви. Но различие не есть отделение», и политика должна подчинить себя в духовной сфере религии.

Областью разработки для Анхеля Эрреры являлась теория о «смешанном политическом режиме». В работе «Политические режимы и формы правления» он разграничил «идею режима» и «идею правления». Понятие «режима» имеет «историческое и человеческое содержание», а понятие «правление» является универсальным, так как его высший смысл заключается в единении и порядке.

Анхель Эррера выделял три формы политических режимов: монархия, аристократия и демократия, отмечая, что все они несовершенны. Смешанный режим, включающий в себя элементы все трех режимов является, по его мнению, наилучшим. В нем монархические элементы представляют тенденцию единения, аристократические гарантируют компетентность правления, а демократические обеспечивают свободу народа, приверженность режиму и внутреннее благополучие. «При лучшем режиме в обществе нет рабов и нет подданных: есть граждане».

В рамках теории смешанного режима Анхель Эррера отмечает особую роль аристократии. Он ставит проблему о «современности» аристократии в политическом и социальном смысле. Он отмечает, приобретая эгоистические интересы, аристократия вырождается в олигархию. В связи с чем, он вводит понятие «истинной аристократии», которая должна исходить из следующих секторов социальной жизни: «духовенство, люди науки и знания, предприниматели и землевладельцы, аристократия труда на всех ее уровнях, представители исторической знати, принимающие на себя бремя своего наследия, институт прессы - свободной, лояльной и ответственной - и, наконец, те, кого можно назвать аристократией администрации и политики».

Демократия, в понимании социальных католиков, не означает, что источником власти является народ. «Католики, выступая за демократию, не стремятся к образованию демократического режима, основанного на либерально-демократической концепции народовластия».

В социальной доктрине католицизма были изложены рекомендации по таким темам, как предприятие, собственность, социальна роль государства.

Центральное место в социальном учении католицизма отводилось теме собственности. Основными принципами «теологии богатств» были: не отрицание права частной собственности и индивидуалистская, нелиберальная теория в отношении ее; не должно быть ограничений в использовании права собственности; более справедливое распределение богатств, для того, чтобы избежать контраста между богатыми и бедными; умеренное вмешательство государства.

Анхель Эррера предлагал провести социальную реформу в области отношений между «трудом и предприятием». Сущность этой реформы заключалась в следующем: во-первых, справедливая заработная плата, во-вторых, участие в прибылях предприятия, в-третьих, справедливое распределение национального дохода (социальное страхование и налог на ренту).

Проблематика социальных реформ переходила у Анхеля Эррера в рассмотрение проблемы социального воспитания, так как успех социальных реформ, про его мнению, напрямую зависел от образованности общества. Анхель Эррера отмечал, что «испанское общество нуждается в новом социальном сознании». Он выделяет два пути социального воспитания испанского общества. Первый обеспечивался священниками, второй - журналистами. Священникам необходимо было знание «социальной теологии». Они должны были изучить экономику, социологию и пройти курс права. Журналистам же вверялось множество задач: социальная историко-философская, религиозная ориентация читателей; отбор текущей информации; противостояние секуляризованной прессе. Таким образом, Анхель Эррера стремился к формированию квалифицированных групп, состоящих из людей персонализирующих идеи, так называемой «истинной аристократии», с целью распространения идей социального католицизма.

Идеи социального католицизма отличаются от идей традиционного своей новизной и прогрессивным взглядом на реальность. Это направление в католицизме благодаря мощному пропагандистскому аппарату пользовалось поддержкой значительного большинства испанского общества.

Заключение


Проанализировав влияние политической и общественной деятельности католической церкви на политическую мысль Испании в ХХ веке, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, преследуя изначально свои антигуманистические, антидемократические цели, стремясь сохранить властное положение в Испанском обществе, церковь умело воздействовала на формирование общественного мнения, используя свой мощный пропагандистский аппарат.

Во-вторых, социальная функция, идеология и политика католической церкви со второй половины ХХ века определялись потребностями консервации и упрочения основных устоев капиталистического общества.
Защита основных устоев капитализма проводилась под маской защиты интересов религии, высших христианских ценностей, естественного закона. При этом пускалась в ход социальная демагогия; широко распространялись иллюзии о возможности «христианизации» капитализма и его «оздоровления», которым все еще верили политически отсталые слои трудящихся (часть пролетариата, промежуточные прослойки, мелкая буржуазия).
Развернувшееся в 60-х годах рабочее движение снизило «на нет» позиции церкви. Этот момент являлся переломным. Католическая церковь, под угрозой потерять контроль над редеющей паствой (прихожанами) была вынуждена встать на путь «обновления» своей политики и идеологии. Суть важнейших изменений социальной политики католической церкви сводилась к тому, что церковь санкционировала те уступки трудящимся, которые уже были приняты в развитых капиталистических странах и которые достигнуты трудящимися в напряженных классовых боях. Таким образом, борьба за сохранение своего влияния в массах являлась для католической церкви проблемой номер один. «Великий скандал нашего времени» (так назвал папа Пий XI углубляющийся разрыв между трудящимися и церковью) католицизм стремился преодолеть любыми мерами.

Список использованной литературы


1.Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Яндекс словари: [информ.сервер] - 2001 г. Режим доступа: #"justify">2.Бунина З.Б. Из истории сотрудничества коммунистов и католиков Испании (40-е - первая половина 70-х годов) // Проблемы испанской истории: сборник статей / отв.ред С.П.Пожарская. - М.: Наука, 1984. - 286 с.

.Бунина З.Б. Католическая церковь современной Испании (60-е - первая половина 70-х годов) // Проблемы испанской истории: сборник статей / отв.ред С.П.Пожарская - М.: Наука, 1979. - 342 с.

.Висенс Х. Записки по истории франкистского режима // Проблемы испанской истории: сборник статей / отв.ред. С.П.Пожарская - М.: Наука, 1979. - 342 с.

.Второй Ватиканский собор [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия: [информ.сервер.] - Режим доступа: #"justify">.Гарсия Х. Испания XX века. - М.: Академия наук СССР, 1967. - 247 с.

.Гражданская война в Испании (1936-1939) [Электронный ресурс] / История Испании // Интернет - портал по истории и генеалогии: [информ.сервер] - 2010 г. - 11 сентября. Режим доступа: #"justify">8.Емниц Я. К вопросу о политике Ватикана в Испании (1931-1936 гг.) // Социально-экономические проблемы истории Испании: сборник статей / отв.ред И.М. Майский - М.: Институт истории, 1965. - 447 с.

.Испания в период авторитарного режима Франсиско Франко (1939-1975) [Электронный ресурс] / История Испании // Интернет - портал по истории и генеалогии: [информ.сервер] - 2010 г. - 16 сентября. Режим доступа: #"justify">.Испания, 1918-1972. Исторический очерк / под ред. И.М.Майского. - М.: Наука, 1975. - 250 с.

.Конституции государств Европы в 3 т. Т2 / под ред. Л.А.Окунькова. - М.: Норма, 2001. - 840 с.

.Кулешова В.В. Проблема Испании в политической публицистике Рамиро де Маэсту 1896-1936 годов (из истории испанской консервативной общественно-политической мысли) // Проблемы испанской истории: сборник статей / отв.ред С.П.Пожарская - М.: Наука,1979. - 342 с.

13.Модернизм в католицизме [Электронный ресурс] // Католицизм / Папы Римские [информ.сервер]. - Режим доступа: <http://www.the-pope.ru/katolicheskaya-tscerkov/katolitscizm/modernizm-v-katolitscizme.html,свободный>.

.Пономарева Л.В. «Опус деи» в Испании 50-х - 60-х годов // Проблемы испанской истории: сборник статей / отв.ред С.П.Пожарская - М.: Наука, 1975. - 262с.

.Пономарева Л.В. Анхель Эррера Ориа как идеолог испанского социального католицизма // Проблемы испанской истории: сборник статей / отв.ред. С.П.Пожарская - М.: Наука,1987. - 307 с.

.Пономарева Л.В. Испанский католицизм XX века. - М.: Наука,1989. - 288с.

.Пономарева Л.В. Поздний Маэсту // Проблемы испанской истории: сборник статей / отв.ред С.П.Пожарская - М.: Наука,1984. - 286 с.

.Протасенко С.В. Идеология франкизма: при Франко и после [Электронный ресурс] / С.В. Протасенко // ПОЛИТЭКС 2008 - №1. Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/409/30/, свободный.

.Санчес С.М. Испанская католическая церковь и постфранксистская демократизация / С.М. Санчес, Р.Э. Ромеро // Новое литературное обозрение. - 2009. - №100. - С.837

.Тульский М. Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет [Электронный ресурс] / Независимая газета [информ.сервер.] - Режим доступа: <http://www.ng.ru/ideas/2001-01-23/8_religiya.html>, свободный


Теги: Влияние католической церкви на политическую мысль Испании в XX веке  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 33038
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Влияние католической церкви на политическую мысль Испании в XX веке
Назад