Содержание
Введение
Глава 1. Опыт модернизации Турции в XIX - XX вв
1.1Низам-и Джедид и реформы Махмуда II
1.2Танзимат
.3Модернизационный процесс XX века
Глава 2. Политическая модернизация Турции в 2000-2013гг
.1 Причины прихода к власти ПСР
.2 Современная политическая и партийная система Турции
Глава 3. Экономическая модернизация Турции в 2000-2013гг.
.1 Кризисные явления на рубеже XXI века
.2 Развитие экономики Турции на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Модернизация - обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Историческое значение - макропроцесс перехода традиционного общества к модерному, от аграрного - к индустриальному, то есть модернизация как перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.
Модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных черт, который часто рассматриваются как отдельные процессы экономической и политической модернизации.
Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу развития рационального управления производством.
Модернизация стала фактором создания экономических форм и институтов, способствующих развитию и доминированию товарно-денежных отношений в производстве, потреблении и принуждении к труду, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков. Использование достижений науки в бизнесе способствовало научно-технической революции и превращению науки в одну из важных производственных сил. Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.
Политическая модернизация предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений.
Политическая модернизация началась с появления в Европе первых национальных централизованных государств. Углубление политической модернизации привело установлению конституционного строя, парламентской форме правления, внедрения принципа разделения властей, становления политических партий и движений, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии.
Актуальность темы исследования. Понятие «модернизация» многоаспектно, оно охватывает изменения в экономической и политической системах. Экономическая модернизация предполагает инновационное развитие, качественное улучшение социальных и экономических показателей, рост благосостояния населения. Политическая модернизация наиболее остро ставит перед обществом вопросы сосуществования элементов традиции и необходимости ускоренного обновления. Слабые элементы отмирают, выживают сильнейшие, приспосабливаясь к жестким требованиям времени, трансформируясь и приобретая новые формы.
Турция, являясь мусульманской страной, с 1923 года стала развиваться в рамках светского государства и начала модернизацию своей жизни, избрав курс на европеизацию.
К настоящему времени Турции удалось превратиться в одну из наиболее развитых стран мусульманского мира, к тому же она тесно связана c европейским рынком и стремится стать полноправным членом ЕС. В этой связи особенно актуальным является анализ особенностей модернизации Турции на разных этапах ее развития.
Актуальность такого анализа особенно возросла после 2002 года, когда к власти в Турции пришла партия исламистского типа.
Процесс демократизации в начале XXI века в Турции открыл возможность прихода к власти партии справедливости и развития "Ак партиясы" во главе с Эрдоганом. Успешное сочетание светскости и умеренной формы политического Ислама на принципах демократии обеспечили устойчивость экономического и политического развития Турции, модернизации политической модели, эффективности в борьбе с коррупцией.
Синтез европейской культуры и исламской в Турции позволяет ей выступать мостом между исламским миром и Западом в целом, а также витриной непосредственно для стран Центральной Азии с сохраняющимися сильными светскими устоями власти и растущей религиозностью населения, неизбежными процессами демократизации региона. В этой части страны Центральной Азии также имеют больше схожесть с Турцией, а это, принадлежность большинства населения к суннитской ветви Ислама, языковая общность, специфика государственного устройства, основанного на принципах светскости, демократии.
Естественно страны Запада понимают, что дальнейшее сохранение светского характера политических моделей в ЦА возможно в перспективе через обеспечение плавного переход на "турецкую" модель для стран Центральной Азии. На опыте Турции, Кыргызстан постепенно проходит кризисный период и вполне прижившаяся новая политическая модель будет поддерживаться и стимулироваться Западом.
Объектом исследования являются особенности модернизационных процессов в Турции.
Методом исследования данной работы является сравнительно-сопоставительный анализ модернизационных процессов древности и нынешнего времени.
Основной целью данной работы является анализ и оценка модернизационных процессов в политике и экономике Турции, изучение того, как отсталая страна, «больной человек Европы», символ взяточничества и косности, пытающаяся выбраться из паутины прошлого путем слепого копирования западных рецептов, вдруг становится символом исламского независимого Востока и каким образом всего за несколько десятков лет Турции удалось стремительно ворваться в двадцатку ведущих экономик мира и сейчас уде серьезно строить планы на прорыв в десятку.
Данная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на два и/или три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Опыт модернизации Турции в XIX - XX вв
1.1Низам-и Джедид и реформы Махмуда II
На рубеже XIX - XX веков Османская империя являлась одной из очень немногих стран Востока, которые не были в колониальной зависимости от Запада. Большинство ее соседей, в том числе и многие бывшие провинции, уже находились под властью Великобритании, Франции или России, в то время как на огромных пространствах Западной Азии по-прежнему царил султан-халиф, глава всех мусульман-суннитов мира, от Индонезии до Балкан. Правда, положению империи вряд ли можно позавидовать. Военные поражения и неспособность системы ответить на вызовы времени поставили элиту страны перед выбором возможных путей модернизации.
Османская империя в XIX веке столкнулась с той же проблемой, что и большинство стран Востока: с несоответствием традиционного образа жизни, который изначально считался единственным верным и подходящим уровню и темпам развития современного западного общества. Для Османской империи превосходство Запада оказалось наиболее наглядным. Соседние страны, сами еще вчера пребывавшие в объятиях традиции, громили европейским оружием некогда грозные турецкие армии и отнимали у империи огромные пространства. Еще вчера бывшие живым воплощением христианской добродетели и смирения славянские народы восприняли идеалы Французской революции и стали создавать свои национальные государства. Традиционные методы реакции уже оказались недейственными, а новые - европейские кардинально расходились с основными принципами существования государства как такового.
Ряд традиционных общественных институтов, законодательных и моральных норм прямо противоречили возможной модернизации. В первую очередь это касается традиционной концепции частной собственности, которая для мусульманина не является священной или неотъемлемой. Земля вообще не может являться объектом купли-продажи и вся принадлежит богу, а право распоряжения ею - султану-халифу. Это обстоятельство никак не могло способствовать развитию предпринимательства, накоплению капитала и модернизации экономики. Фактически единственным источником материальных благ являлось государство как источник заказов и распределитель материальных ценностей и привилегий. Товарное производство было сосредоточено в городах и находилось, как правило, в рамках цеховой структуры, во главе которой стоял наследственный духовный авторитет. В его ведении находилась не только организация производственного процесса, но и забота о духовном кормлении работников. Разумеется, такая структура была крайне консервативной и не выдержала конкуренции с европейскими фабричными товарами в XIX веке.
К тому же, в этот период в Османской империи едва ли не половину населения составляли евреи, греки, армяне. Фактически вся экономическая структура находилась в их руках. Формировался класс компрадорской буржуазии. Османская империя находилась в самом плачевном состоянии.
Угроза полного распада и гибели Османской империи породила поиски путей к восстановлению былой мощи империи, к созданию централизованного феодально-абсолютистского государства.
В конце XVIII века государство, потерпев поражения в войнах с Российской империей, начинает проведение реформ. Реформированием государства занимались султаны Селим III (1789-1807) и Махмуд II (1808-1839).
В 1791 году Селим III поручил своим подданным предоставить письменные предложения по реформированию государства. Всего поступило 17, а по другим данным 22 докладные записки о реформах. На основании этих предложений было принято решение начать преобразования. Проведение военной реформы было важнейшей, но не единственной целью реформаторов. Реформы Селима III получили название «низам-и джадид», что означает «новая система».
Первый указ не отменял полностью военно-ленную систему, а лишь отбирал у тех ленников, которые отказывались нести военную службу. Кроме того, предполагалось создание нового пехотного корпуса, обученного французами, совершенствование военного флота. Для решения поставленных задач планировалось реорганизовать государственный аппарат, упорядочить финансы, построить предприятия мануфактурного типа, обслуживающие нужды армии. «Новая система» не затрагивала основ существующего строя, она должна была его только обновить, укрепить. Правительство стремилось добиться реального контроля над провинциями. Селим III издал специальный указ, определяющий порядок назначения губернаторов и их обязанности. Считается, что главной целью реформаторов было создание феодально-абсолютистского государства.
Нам кажется термин «абсолютизм» применительно к Османской Турции можно употреблять только с оговорками. Ведь в классическом варианте европейский абсолютизм уничтожал существующие сословные учреждения, средневековые вольности и свободы. То есть права и привилегии городов и сословий, которых в деспотических государствах Азии никогда и не было. Конечно, реформаторы считали укрепление государственности своей важнейшей задачей. Однако Порту времен Селима III и Махмуда II вряд ли можно считать абсолютистской державой, ибо часть ее окраин давно не подчинялись центральной власти.
Реформы Селима III при благоприятных условиях могли привести к прогрессу в экономике и военном деле. Однако обстановка в стране была сложной, правительство не имело поддержки в среде народа. Реформы были выгодны в первую очередь государству. Крестьянство Порты в результате реформ получило только одно - повышение налогов. Города Империи оставались приверженцами традиционных устоев: ремесленники забиты, купцы рассчитывали только на себя. Наиболее предприимчивые из них принадлежали к нетурецким национальностям, им не было дела до укрепления турецкой государственности. Против реформ выступили янычары. Дело в том, что созданные султаном регулярные части выгодно отличались от янычар дисциплиной, военной подготовкой. В дальнейшем они должны были заменить янычарский корпус. Против централизаторских планов султана выступили крупные беи Анатолии, Румелии и других областей.
Реформам препятствовали неблагоприятные внешние условия: вторжение Наполеона в Египет (1798) и война с Россией (1806). Наполеон Бонапарт вначале заявил, что целью его похода является восстановление порядка в Египте. Он намерен наказать мамлюкских беев за неповиновение султану. Селим III объявил войну Франции и послал в Египет албанского офицера Мухаммеда Али. В 1805 году Мухаммед Али был провозглашен правителем североафриканской провинции. И хотя султан, сохраняя лицо, присвоил ему титул паши, Турция утратила власть над Египтом.
В 1806 году французы спровоцировали конфликт Порты с Россией. Началась очередная русско-турецкая война (1806-1812). Она закончилась победой России. По Бухарестскому миру Россия получила Бессарабию и ряд районов Закавказья. Подтверждалось право России на покровительство Молдавии и Валахии. Порта обязалась предоставить автономию Сербии. В 1810 году Абхазия добровольно вошла в состав России. Эти события, а также выступления янычар, привели к приостановке реформ. Поэтому трудно определить степень их воздействия на социально-экономическую ситуацию в стране. турция модернизация политический экономика
В 1807 году улемами и янычарами был организован мятеж, который положил конец и реформам, и правлению Селима III. Султан был свергнут, затем убит. Новый султан Мустафа IV стал заложником янычар и улемов.
Через год (1808) Мустафа-паша Байрактар возобновил реформы. Реформаторам удалось посадить на престол Махмуда II. Однако новый янычарский мятеж сорвал и эти планы, отбросив Турцию назад к средневековью. Махмуд II остался жив благодаря тому, что он был последним потомком рода Османидов. Интересно, что два сподвижника Байрактара Ахмед-эфенди и Рамиз-эфенди в 1809 году бежали в Россию и стали политическими эмигрантами.
Махмуд II (1808-1839) не сразу продолжил реформы. Участь Селима III стала для молодого правителя сдерживающим фактором. Лишь в 1812 году султан решился на преобразования. Толчком послужили успехи египетского паши Мухаммеда Али. Мухаммед Али сумел не только укрепить свою власть в Египте, организовать сильную армию, но и покончить с мамлюками (египетскими янычарами). В первые годы своего правления Махмуд II действовал традиционными восточными методами: он физически уничтожал сепаратистки настроенных правителей отдельных областей.
В 1822-1826 гг. создалась благоприятная обстановка для продолжения реформ. Янычары не смогли подавить восстание в Греции; малоазиатские и румелийские правители отказались подчиняться султану и не участвовали в подавлении восстания. Махмуд II обратился за помощью к египетскому паше Мухаммеду Али. Он уже помогал Порте в Аравии (1811-1818гг.), когда в ходе войны было разгромлено государство ваххабитов. В 1824 году египетские войска высадились на Крите и в Мореи, где жестоко расправились с восставшими греками. Однако египетский паша вел себя независимо. Султан понимал, что для сохранения государства нужно опираться на собственные силы. Он обратился за помощью к духовенству и получил его поддержку в деле создания регулярной армии. Это вызвало очередной мятеж янычар. В июне 1826 году восставшие янычары были окружены в Стамбуле новыми регулярными войсками и расстреляны из пушек. Махмуд II говорил, что он копирует расправу Петра I над мятежными стрельцами. В результате этих действий султана десятки тысяч янычар погибло, их трупы были выброшены в Босфор и Мраморное море. После разгрома янычарского корпуса сопротивление реформам было ослаблено. Султан смог продолжить начатые преобразования. Цель оставалась прежней - укрепление Империи.
В 1826 году Махмуд II издает указ о создании регулярной армии. Однако его исполнение было приостановлено серьезными внешнеполитическими проблемами Турции. В 1827 году было подписано англо-франко-русское соглашение, предусматривающее автономию Греции, в этом же году объединенный флот трех держав уничтожил египетский флот в Наваринской бухте. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. закончилась полным поражением Турции. Адрианопольский мир (1829) обязал Порту предоставить автономию Сербии и Греции. Россия сохраняла право на участии в судьбах Молдавии и Валахии. Положение Махмуда II было критическим. В 1830 году Турция утратила Алжир, он становится французской колонией. В 1833 году с помощью России был преодолен «египетский кризис». По соглашению с султаном Мухаммед Али сохранял власть над Египтом, Сирией с Палестиной и Киликией, однако он вывел войска из Анатолии и формально признал сюзеренитет султана. Необходимо было форсировать проведение реформ.
Только через восемь лет после разгрома янычарского корпуса была ликвидирована военно-ленная система (1834). Тимары и зиаметы, то есть земли, которые выдавались за несение военной службы, были присоединены к государственному фонду. Примерно 60% бывших конников потеряли свои земли. Часть ленников (30%) сумела превратить свои держания в земельную собственность, то есть в чифтлики. Однако это не привело к развитию капитализма в турецкой деревне, так как земли бывших ленников обрабатывались крестьянами-издольщиками. Условия аренды становились все более жесткими. В этом же году страна разделялась по территориальному признаку на области и округа. Но административная реформа проводилась лишь в тех областях, где султана поддерживали турецкие беи и паши. На Египет с его владениями в арабских странах Азии реформа не распространялась.
В 1836 году была унифицирована таможенная система, отменена государственная монополия на покупку пшеницы и шерсти. В 1836-1837 гг. создано министерство иностранных дел; изданы указы, регламентирующие внешность чиновников и турецкой верхушки.
По словам одного современника, «пестрые восточные одежды уступили место европейским темным кафтанам, узким панталонам, чалму заменила феска, размеры бороды уменьшились. Молодое поколение высшего турецкого общества затараторило по-французски, картавя и жеманясь; лакированные ботинки заступили место желтых туфель; босые ноги богатых женщин оделись в тонкие, хорошо натянутые чулки, и даже некоторые талии, кажется, уже сжимаются корсетами. Развелись европейские экипажи на лежачих рессорах».
Реформы Махмуда II были продолжением реформ Селима III. Объективно они способствовали развитию рыночных отношений, но не затронули традиционную социально-политическую основу Империи, сохраняли господство турок над покоренными народами. Следует заметить, что если по сравнению с Европой реформаторы опоздали, то в самой Порте реформы и особенно их прозападная направленность вызвали возмущение правоверных мусульман.
1.2 Танзимат
Реформы султана Махмуда II явились важным этапом в процессе «европеизации» Османской империи, ее экономического и культурного прогресса. Их логическим и естественным продолжением стали начавшиеся на рубеже 30 - 40-х годов XIX века реформаторские мероприятия, вошедшие в историю Турции под названием Танзимат.
Реформы Танзимата касались прежде всего отношения государственно-бюрократического аппарата к иностранцам и местным немусульманам, которые, как правило, выступали посредниками между турками и европейцами. Христианам и иудеям предлагалась идеологическая концепция османизма, призванная уравнять в правах всех подданных империи вне зависимости от религиозной принадлежности. Это был серьезный шаг по направлению к европеизации государственной системы. Такие реформы способствовали дальнейшему расколу политической элиты на консерваторов и модернистов, а также проникновению в страну европейского капитала и закреплению за Османской империей статуса периферии.
Ограниченность преобразований 20 - 30-х годов была понятна и наиболее дальновидным представителям правящей верхушки Османской империи. Их взгляды выражали члены двух высших государственных советов - Консультативной Ассамблеи и Высшего совета юридических предписаний, которые были созданы в 1838 году из лиц, принадлежавших к высшей столичной бюрократии и знакомых с европейскими порядками.
Главную роль в организации их деятельности играл Мустафа Решид-паша (1800-1858), пользовавшийся доверием султана Махмуда II. Он был представителем новой прослойки османской бюрократии, которая все глубже осознавала необходимость проведения реформ ради спасения и упрочения империи. В формировании его личности и взглядов особую роль сыграло пребывание в середине 1830-х годов в Европе в качестве турецкого посланника в Париже, а затем посла в Лондоне, где он много внимания уделял изучению государственного устройства и политической жизни европейских стран. Под его руководством был разработан план новых реформ, призванных укрепить центральную власть, предотвратить развитие национально-освободительного движения на Балканах и ослабить зависимость Порты от европейских держав путем приспособления существующего строя к нормам западноевропейской жизни. Данные реформаторские мероприятия вошли в историю Турции под названием Танзимат. Эти реформы можно условно разделить на два этапа: первый этап - 1839-1853 гг. и второй этап - 1856-1870 гг.
Первый этап (1839-1853 гг.)
Принципы нового административного и правового уклада были провозглашены в Гюльханейском хатт-и-шерифе (манифесте) 3 ноября 1839 года. Это был первый документ правительственной политики, принципы которого подразумевали отказ от феодальных привилегий, гражданского неравенства и правового произвола. Объявление манифеста превратилось в Стамбуле в народный праздник, инициированный, правда, властями.
Недалеко от дворца были сооружены трибуны, на которых расположилась столичная знать, высшее мусульманское духовенство, главы немусульманских общин, представители городских цехов, иностранные дипломаты. За трибунами были размещены войска, которым предстало приветствовать столь важное событие. Султан Абдул Меджид наблюдал за торжествами из окна дворца.
Реформаторы отнюдь не чурались традиций. Вначале придворный астролог оповестил о наступлении благоприятной для чтения акта минуты. Затем Решид-паша огласил текст написанного им султанского указа, провозглашавшего гарантии безопасности жизни, чести и имущества всех без различия вероисповедания подданных султана, справедливое взимание налогов и податей, ликвидацию откупной системы судопроизводства, наведение порядка в наборе рекрутов. Церемония закончилась традиционной молитвой имама, вознесшего к Аллаху просьбу о помощи в намеченных преобразованиях, и артиллерийским салютом.
За Гюльханейским рескриптом последовала целая серия реформ, несколько изменивших порядки в империи. В период Танзимата постепенно начали приобретать европейские черты многих правительственные ведомства.
После обнародования хата реформаторы приступили к практическому проведению его в жизнь. При осуществлении идей султанского указа 1839 года, Мустафа Решид-паша столкнулся с ожесточенным сопротивлением противников реформы, прежде всего улемов и высших чиновников, наживавшихся на взяточничестве и злоупотреблениях. Активное противодействие реакционеров привело к тому, что реформы Танзимата проводились непоследовательно. Борьба между сторонниками и противниками реформ была настолько острой, что весной 1841 года дело даже дошло до отставки Решид-паши. Но Англия и Франция по дипломатическим каналам довели до сведения султана желание держав видеть продолженной политику реформ. В октябре 1845 года Решид-паше был возвращен пост министра иностранных дел, а в сентябре 1846 года он был назначен великим везиром, и проведение реформ продолжилось.
Много внимания уделялось инициаторами Гюльханейского акта реализации его положения о неприкосновенности жизни, имущества и чести всех подданных. Упадок Османского государства был связан, говорилось в хатт-и-шерифе, с нарушением «божественных законов», а возможное обновление - с осуществлением новых законов, которые должны по-новому определить отношение властей и граждан в государстве. Впервые в мусульманско-восточной традиции здесь была выражена идея гражданского равенства и обеспечения естественных прав человека. Важнейшими из естественных прав провозглашались гарантия безопасности жизни, охрана чести и достоинства всех подданных империи, неприкосновенность и охрана имущества, обеспечения справедливого способа взимания налогов, ликвидация откупной системы. Подразумевалось, что права касаются всех, без различия вероисповеданий и национальной принадлежности. В обеспечение прав гарантировался правильный суд, с предварительным расследованием и процессуальными правами. Особо декларирована была свобода собственности, то есть каждый будет владеть своим имуществом, и распоряжаться им с полной свободой, не встречая ни с чьей стороны препятствий.
Таким образом, в 1840 году было принято уголовное уложение, выработан коммерческий кодекс, учреждены Государственный совет и провинциальные консультативные советы - меджлисы из представителей мусульманской и немусульманских общин. Все эти меры способствовали известному ограничению произвола и беззаконий в действиях администрации, уменьшению случаев конфискации имущества, применение пыток на допросах и смертных казней.
Стремясь оздоровить экономику страны, Мустафа Решид-паша обратился к пересмотру налоговой системы. Были отменены чрезвычайные налоги, барщина, упорядочено взимание подушного налога немусульман - джизьи. Вместе с тем попытка Порты упразднить откупную систему, разорительную для народного хозяйства и очень выгодную для обогащения откупщиков за счет налогоплательщиков, окончилась неудачей. Та же участь постигла проекты организации металлообрабатывающих, текстильных и бумажных предприятий в районе Стамбула, в Измире и Бурсе, мероприятий по улучшению состояния сельского хозяйства, попытка оздоровить финансы за счет создания государственного банка и устойчивой денежной системы. Ничего не было предпринято для обеспечения протекции местного производства от конкуренции дешевых иностранных товаров.
Более удачно осуществлялась военная реформа. Первые преобразования были проведены в 1843 году. Отменялась пожизненная служба рекрутов. Срок действительной службы в армии сокращен с 15 до 5-7 лет. Кроме основной армии были созданы иррегулярные и вспомогательные войска.
В 1845-1854 гг. последовало издание ряда законов, регулировавших вопросы землевладения и судопроизводства.
Что касается судебно-правовых реформ - основным направлением модернизации юстиции и права стало вытеснение шариатских судов и права из сферы юстиции. Высшей судебной инстанцией стал Верховный суд. Начала действовать сеть специальных коммерческих судов, а в 1850 году был принят и Коммерческий кодекс, подготовленный на основе аналогичного французского. В 1854 году правительство создало специальные суды для разбора уголовных дел между мусульманами и немусульманами.
Мустафа Решид-паша предпринял ряд шагов для распространения системы светского образования. По его инициативе создавались начальные и средние школы, педагогические и иные училища. Эти нововведения вызвали особое недовольство духовенства, не поддержали реформаторов и западные державы. В результате, прогресс в области просвещения оказался небольшим, светских школ было создано мало, из-за нехватки средств и преподавательских кадров не удалась попытка открыть университет.
Но, реформы эпохи Танзимата не коснулись системы политической власти: султан по-прежнему сохранял за собой номинально всю полноту государственной власти.
В своей деятельности реформаторы постоянно наталкивались на ожесточенное сопротивление феодально-клерикальных кругов. В 1848 году Решиду вновь пришлось на несколько месяцев покинуть пост великого визиря. Реальные последствия реформ этого периода оказались ограниченными. Безрезультатны были также меры, направленные против лихоимства и коррупции чиновничьего аппарата. Не удалось осуществить и отмену системы откупа налогов. Был лишь принят ряд постановлений, которые должны были обеспечить ликвидацию произвола местной администрации при сборе налогов.
Первый этап Танзимата был временем наиболее интенсивных преобразований в административном и государственном управлении, в сфере экономики и культуры. Объективно все эти меры способствовали расчистке путей для буржуазного развития страны, разложению традиционных институтов в деревне и городе, более широкому внедрению достижений европейской цивилизации. Однако они осуществлялись во имя спасения империи представителями ее правящей верхушки и потому привели лишь к частичным изменениям в существовавших порядках. Сами реформаторы не получили широкой поддержки в обществе, ибо их начинания не сопровождались заметным улучшением жизни народных масс, не изменилось кардинальным образом и положение угнетенных немусульманских народов
Дальнейшее развитие реформаторского движения приостановила Крымская война, которая длилась до 1856 года и сыгравшая большую роль в исторических судьбах империи.
Второй этап Танзимата (1856-1870 гг.)
На втором этапе Танзимата была сделана попытка создать новое гражданское уложение. Однако систематизировано было только обязательственное право, свод которого был обнародован в 1869 - 1876 гг. Многие институты, присущие новым финансовым и торговым отношениям, в Государственном Кодексе развития не получили.
После Крымской войны все население Османской империи было недовольно своим чрезвычайно плохим материальным положением. Сокращение налоговых поступлений, финансовое закабаление Османской империи европейскими державами, подъем национально-освободительного движения угнетенных народов, острая необходимость восстановления армии, почти полностью уничтоженной во время войны, также являлись факторами, требовавшими продолжения преобразований. В этих условиях правящие круги Османской империи сделали еще одну попытку обеспечить развитие экономики и культуры с помощью реформ.
Отправным пунктом нового этапа Танзимата стал указ 1856 года, в котором вновь была провозглашена гарантия равных прав османских подданных всех вероисповеданий, а также объявлено о намерении Порты провести ряд экономических реформ, в частности ликвидировать злоупотребления при сборе налогов. Важнейшим новшеством указа 1856 года было провозглашение полного равенства мусульман и немусульман, включая политические, личные и имущественные права. Иностранцы получили право на недвижимость в империи, уравнивались в налоговом отношении. Немусульман можно было впредь принимать на государственную службу, однако они так же равно должны были подлежать воинской повинности. Указ вновь подтвердил основные положения хатт-и-шерифа 1839 года об охране гражданских прав. В связи с этим была предусмотрена дальнейшая реорганизация юстиции, тюрем, полное упразднение следственных пыток. Судебная реформа предполагала и создание новых уголовного и творческого кодексов. В местных делах следовало провести реформу провинциальных советов, предоставить им свободу высказывания. Реорганизация государственного хозяйства предполагала создание банков, установление правильного бюджета, благоустройство путей сообщения.
Новый указ был представлен как продукт Высшего совета по реформам. Однако, как отмечает А.Д. Новичев, на деле его авторами в большей степени были послы Англии, Франции и Австрии. С турецкой стороны в составлении указа приняли участие два видных государственных деятеля эпохи Танзимата - Али-паша и Фуад-паша. Они были сподвижниками Решид-паши, а после его кончины неоднократно занимали посты великого визиря и министра иностранных дел. Али и Фуад были сторонниками умеренных реформ администрации, юстиции и просвещения.
Али-паша и Фуад-паша рассматривали реформы, как механизм, который откроет Османской империи путь к прогрессу и приблизит ее по уровню развития к западным странам. Они считали, что еще большее значение реформы будут иметь для внутренней политики страны, так как приведут к угасанию национально-освободительные движения славянских народов, избавят страну от иностранного вмешательства и угрозы расчленения.
В 1858 году был издан закон о земле, положения которого закрепляли результаты процесса ликвидации тимарной системы землевладения. Порта расширила права наследования земельных владений.
В 1860 году был осуществлен ряд мероприятий, направленных на централизацию власти. Закон о вилайетах, принятый в ноябре 1864 года, предусматривал строгое соблюдение принципа централизации власти, жесткий контроль Порты над деятельностью провинциальных властей. Были созданы совещательные органы при губернаторах провинций - меджлисы. В 1860-1870 гг. появились муниципалитеты.
В 1868 году был учрежден Государственный совет, основной функцией которого являлась разработка государственных законов и важнейших правительственных постановлений. Также были созданы новые министерства - юстиции, просвещения, общественных работ по делам вакфов. После Крымской войны начались новые реформы в армии, которая реорганизовывалась по французскому образцу.
В тот период Порта осуществила ряд мероприятий, которые препятствовали развитию промышленности в Османской империи. В 1861-1862 гг. были подписаны с рядом европейских держав договоры, которые предоставляли им право свободного ввоза и вывоза товаров. Таким образом, реформы в области экономики, по мнению Ю.А. Петросяна, были в целом весьма ограниченными и малорезультативными.
Продолжались реформы в области просвещения и культуры. «Органический закон о всеобщем образовании», изданный в 1869 году, свидетельствовал о сдвигах, происходивших в развитии светских школ, открытии ряда новых гражданских средних учебных заведений.
Таким образом, рассматривая реформы второго периода Танзимата, можно отметить высокие заслуги и достижения Али-паши и Фуад-паши в деле осуществления преобразований, выложенных в указе 1856 года.
Одной из главных задач реформаторов было сохранение целостности империи. По мнению, И.Л. Фадеевой, сущность реформ Танзимата состояла в том, что у османского правящего класса не было возможности сохранить государственную целостность без союза с европейским капитализмом, что и пытались сделать реформаторы той эпохи.
Несмотря на ограниченные во многих отношениях результаты, кодификация турецкого права в эпоху Танзимата имела большое значение именно для общей государственной модернизации: он закрепляла секуляризацию юстиции, практически вытесняла религиозное право из многих сфер регулирования правовых отношений.
Реформы Танзимата пришлись на период безусловного возобладания стремлений конституционализма. И это предопределило политическую эволюцию реформ в направлении конституционной монархии. Важную роль здесь сыграло и политическое давление европейских государств, особенно в условиях очередного балканского кризиса и последовавшей затем войны с Россией.
1.3 Модернизационный процесс XX века
Поражение в Первой мировой войне Германии, на стороне которой воевала Османская империя, военные неудачи, недовольства в стране, и, наконец, капитуляция Турции в ноябре 1918 года - все это не лучшим образом сказывалось на обстановку страны в целом. Встал вопрос о том, какой быть послевоенной Турции. В эти трудные дни решение этого вопроса взял на себя сам турецкий народ во главе с новыми лидерами, главной целью которого была независимость всей Турции.
В начале 1919 года турецкие власти были весьма ощутимо ограничены войсками Антанты, оккупировавшими ряд территорий империи и контролировавшими проливы. В мае 1919 года Греция оккупировала Измир и прилегающие территории. Турецкая армия была демобилизована, и встал вопрос о расчленении страны западными державами, что вызвало сопротивление различных политических сил. Стали возникать партизанские отряды, общества защиты прав турецкого населения, которыми руководили представители интеллигенции и офицеры.
В 1919 году сначала в июле в Эрзуруме, а затем в сентябре в Сивасе состоялись конгрессы этих обществ. На них был избран Представительный комитет во главе с генералом Кемаль-пашой. Конгрессы призвали страну к борьбе за независимость, а султана - к созданию нового кабинета министров. В октябре был созван вновь избранный парламент, принявший «Национальный обет» - Декларацию независимости Турции, содержащую пункты об уничтожении привилегий всех держав на территории страны. В ответ в марте 1920 года войска союзников оккупировали Стамбул и разогнали парламент. Новое султанское правительство официально выступило против Представительного комитета.
Эти события вызвали бурю негодований по всей стране. На волне национально - патриотического подъема в апреле 1920 года в Анкаре был избран новый меджлис - Великое Национальное собрание Турции, в состав которого вошли и бежавшие из Стамбула члены разогнанного парламента. Председателем собрания стал Мустафа Кемаль-паша, позже названный Ататюрком. Он провозгласил ВНСТ единственной законной властью в Турции.
С приходом Ататюрка к власти, Турция в 20-30-е годы XX века вступила на путь обновления. В стране были проведены важнейшие буржуазные реформы: установление республиканского строя, ликвидация халифата, упразднение шариатских судов, отмена ашара, реформа алфавита. В 1924 г. принята конституция Турецкой республики. Эти реформы во многом предопределили дальнейшее развитие Турецкого государства. Но возникает вопрос: можно ли называть перемены в Турции в 20-30-е годы модернизацией страны? Если да, то как эта модернизация соотносилась с идеологией кемализма и в чем эта связь проявлялась?
Для начала необходимо рассмотреть сам термин «модернизация» и выяснить его понимание Мустафой Кемалем Ататюрком, главным инициатором проведения реформ. Важно отметить, что Мустафа Кемаль опирался на мысли и идеи Зии Гек Алпа, турецкого социолога, бывшего в свое время идеологом младотурецкого движения, а в период Ататюрка фактически создателем принципов кемализма.
Итак, модернизация - это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Необходимо выяснить таково ли было понимание этого термина в Турции, в частности Ататюрком.
Мустафа Кемаль подчеркивал в интервью газете «Матэн» в 1922 году, что «турецкая демократия, хотя и следовала по пути, начатом Французской революцией, развивалась со своими, присущими ей особенностями. Ибо каждый народ осуществляет свою реформацию согласно требованиям и закономерностям, соответствующим собственному обществу, согласно внутренней обстановке и положению, согласно требованиям времени».
Для Турции, которая еще в начале века была средневековой Османской империей с властью султана и сословным строем, идеалом современного общества, несомненно, являлась Европа и европейское общество. Если рассматривать реформы в Турции, в частности в сферах культуры и быта, религии, то можно говорить об их проевропейской направленности. А так как модернизация - это усовершенствование, отвечающее современным требованиям, то процессы европеизации, проходившие в Турецкой республике, и можно назвать модернизацией.
Несмотря на некоторую самобытность преобразований в Турции, все же видится некая корреляция идей Ататюрка с Великой Французской революцией. Несомненно, Ататюрк понимал, что процессы модернизации в Европе развернулись в полной мере лишь после провозглашения Декларации 1789 года. Признание общественных прав и свобод и послужило отправной точкой развития Европы, поэтому первым серьезным шагом на пути к модернизации страны, предпринятым Кемалем, было принятие конституции 1924 году. Этот документ включал 105 статей. В статье 70 устанавливались такие публичные права и свободы, характерные для буржуазного права, как право и свобода договора, передвижения, трудовой деятельности, приобретения и владения.
Далее необходимо перейти к рассмотрению собственно кемализма и роли в нем модернизации.
Определение термина «кемализм» в разных научных исследованиях звучит по-разному, однако в большей части работ кемализм рассматривается как система принципов. Основные принципы кемализма были зафиксированы в Конституции Турецкой республики, во 2-й статье. В дальнейшем, в 1931 году, на III конгрессе НРП, они превратились в шесть принципов существования и деятельности правящей Народно-республиканской партии. Она была провозглашена республиканской, национальной, народной, этатистской, светской и революционной. Под каждым принципом подразумевалось определенное теоретическое положение.
Так, «республиканизм» означал, что партия отстаивает республиканскую форму правления в стране. «Национализм» предполагал, прежде всего, отстаивание национальных интересов, «народность» - защиту прав всех членов «бесклассового» общества, «этатизм» - активное вмешательство государства в экономику, чтобы ускорить ее развитие, укрепить экономическую самостоятельность, поднять благосостояние нации. Принцип «светскость» означал отделение церкви от государства борьбу с реакцией, использовавшей религиозные чувства верующих. «Революционность» предполагала верность идеям революции, поддержание жизнеспособности существующего общества.
Исходя из этих положений, можно сказать, что идеи модернизации и обновления страны лежали в основе идеологии кемализма.
Рассмотрим основные принципы кемализма, а также процессы модернизации, проводившейся посредством этих принципов. Такими являются лаицизм (принцип светскости), народность, этатизм, национализм. Что касается принципов республиканизма и революционности, то они не играли важной роли как в системе кемализма, так и в развитии государства. Они, скорее, были некой оболочкой для облегчения понимания народными массами всей системы принципов.
Лаицизм использовался для практических мероприятий по сокращению сферы действия ислама. Также он воспринимался как главное средство обеспечения модернизации страны, потому как сложившийся в странах мусульманского Востока тип культуры, в котором доминировало религиозное осознание мира, сильно отличался от более открытой культурной концепции Запада, что в конечном итоге привело к культурной изоляции и застою мусульманских народов. Мусульмане не имели другой классической культуры, кроме той, которая была сформирована исламом, у них не было культурных образцов, которые могли бы послужить основой для гуманистического воспитания личности.
В новых условиях существования национального государства, используя национализм как главное средство политической мобилизации всех социальных страт на осуществление модернизации, кемалисты должны были освободить национализм от всякого влияния религии, ислама, который, безусловно, становился препятствием на пути интеграции по всем линиям с Западом.
Кемалисты считали «национализацию» религии важнейшим этапом реформирования общества. Мустафа Кемаль также считал необходимым перевод Корана на турецкий язык. Он также выдвинул и проводил с 1924 г. радикальную политику лаицизма. Эта политика свела к нулю влияние религии на государство и в значительной степени сократила ее общественную роль.
В 1925 году совет министров постановил закрыть текке (дервишские обители) и тюрбе (усыпальницы), а также запретить ношение фески и других средневековых головных уборов и одежды и ввести европейские головные уборы и одежду. В 1926 году Великое национальное собрание Турции приняло гражданский кодекс (№ 743). В марте того же года он принял закон об упразднении шариатских (религиозных) судов и ввел светское судопроизводство, а также утвердил уголовный кодекс (разработанный на основе итальянского).
В 1928 году ВНСТ исключило из конституции некоторые статьи, противоречащие требованиям лаицизма, в том числе и фразу, что государственной религией Турции является ислам.
Переход на метрическую систему мер по закону № 1782 от 26 марта 1931 году также явился некоторым отходом от исламских традиций и может рассматриваться как мероприятие на пути к лаицизму.
В 1934 году ВНСТ приняло закон о введении фамилий. Прежде турки имели лишь имена. Этот закон упразднял также титулы и старые формы обращения: паша, бей, эфенди. 24 ноября 1934 года Мустафа Кемаль-паша получил от ВНСТ фамилию Ататюрк (Отец турок»). Согласно другому закону, принятому меджлисом 17 декабря 1934 года, фамилию Ататюрк, кроме Мустафы Кемаля-паши, никто не имел права носить. Введение фамилий облегчало осуществление гражданского делопроизводства, устраняло путаницу с одинаковыми именами.
В начале декабря 1934 года меджлис принял закон о предоставлении женщинам права избирать и быть избранными в меджлис. Тем самым турецкие женщины формально были уравнены в правах с мужчинами. В результате этих изменений на выборах в ВНСТ в феврале 1935 года было избрано 17 женщин (из 399 депутатов).
Во всех этих постановлениях и законах четко прослеживается идея европеизации страны. В результате политики лаицизма в 20-30-е годы были созданы предпосылки образования светского государства.
Следующим этапом должна была стать консолидация турецкой нации, так как современное государство должно создаваться на национальной основе.
В понимании кемалистов турецкий национализм был тесно связан с понятием турецкого национального государства и воспринимался исключительно в связке: нация - государство. Идеи пантюркизма, «Великого Турана», были объявлены неприемлемыми и опасными. Принцип национализма должен был осуществляться исключительно в рамках национального государства. Акцент в идеологии национализма ставился именно на укреплении общенационального самосознания турок, консолидации турецкого, культурного пространства.
Реализация принципа национализма вылилась в политической практике в создание национального турецкого государства и языка.
Был издан декрет, что на территории Турецкой республики арабский алфавит будет заменен турецким на латинской основе; будет разработана новая грамматика турецкого языка, основанная на этом алфавите; организована комиссия по составлению алфавита и грамматики и дан пятнадцатилетний срок для окончательного перехода на турецкий шрифт.
Стала проводиться постепенная, но неуклонная замена «османского» языка турецким во всех областях государственной деятельности и общественной жизни. Более того, сам турецкий язык был подвергнут «чистке» от многих арабских и персидских слов; вместо них вводились древние тюркские слова из старинных текстов - орхонских, уйгурских - или же искусственно создавались новые, на основе тюркских корней. Это движение возглавил сам Кемаль Ататюрк. По его инициативе было создано Турецкое лингвистическое общество, ставшее научным центром изучения и совершенствования турецкого языка. В результате возник, по сути, новый турецкий язык, резко отличающийся даже от языка 20-х - начала 30-х годов, в котором арабизмы и персизмы составляли до половины лексики. Новый язык усиленно внедряли в народное образование, высшую школу. На нем были написаны школьные и вузовские учебники. Радиовещание, большинство журналистов перешли на новый язык. Окончательно закрепила его в качестве общенационального турецкая литература, сделавшая большие успехи в 30-40-е годы, когда возник и развился турецкий критический реализм.
Государственные учреждения должны были перейти на новый алфавит с 1 октября 1928 года, что заставляло чиновников усиленно заниматься; это многим из них не нравилось. Такое же постановление входило в силу с 1 ноября 1928 года и для прессы.
Еще одна проблема была связана с засильем иностранных школ в светском образовании Турции. Для самостоятельного национального государства такое положение дел было крайне недопустимым, и в середине 20-х годов начинают создаваться турецкие школы, появляются свои учебники, внедряется национальное воспитание учащихся.
Далее кемалисты и лично Мустафа Кемаль самое серьезное внимание уделили принципу народности. Характеризуя ВНСТ, при создании партии Мустафа Кемаль постоянно делал упор на принципе народности, больше говоря уже не о суверенитете нации, а о суверенитете народа и его единственном представителе - ВНСТ.
На примере этих принципов видно, что в Турции в 20-30-е гг. активно проходили процессы модернизации. Однако перестройка системы ценностей, идеалов не сводилась лишь к усвоению западных идей. Это было намного более сложное явление, при котором происходило переосмысление этих идеалов с учетом особенностей и духовных потребностей турецкого общества того времени.
При всех декорациях вестернизировавшегося общества власть Мустафы Кемаля в тех условиях могла сохраниться и направить страну в русло реформ только как диктатура. Огромный авторитет в армии в известной мере защищал его от нападок оппозиции, открытой и тайной вражды. В борьбе с отжившими традициями, предрассудками народа он мог позволить себе то, что не смог бы никто другой.
Истоки реформ и идеи переходного общества следует искать во взглядах Ататюрка на общество и государство. Взгляды Ататюрка основывались на идее о периоде «детства» общества, когда заранее данная ему, обществу, власть «воспитывает» его, прибегая при этом в случае необходимости к жестким методам воспитания. То есть период жесткой власти исторически неизбежен на определенной начальной стадии развития общества.
Таким образом, можно сказать, что идеология кемализма была знаменем и теоретическим обоснованием обновления страны и указанием пути ее модернизации. Однако путь Турции к современному европейскому обществу оказался длительным и тернистым, по сути дела, не завершенным и сегодня.
Глава II. Политическая модернизация Турции в 2000 - 2013 гг
.1 Причины прихода к власти Партии справедливости и развития
Ататюрк создал Народную (позже Народно-республиканскую) партию (НРП), которая долгое время оставалась единственной. В 1920-е годы ряд буржуазных деятелей стремились создать политические партии, что противоречило Конституции страны. Однако к ним сразу примкнули многочисленные противники Ататюрка, в том числе террористы и заговорщики, поэтому все проекты были закрыты.
По окончании войны, в 1945 году официально разрешено формирование политических партий, не запрещенное основным законом. Лидирующие позиции начинает занимать Демократическая партия (ДП), выступившая с либеральной и религиозной критикой в адрес НРП. Базой ДП являлось крестьянство, составляющее большинство населения страны и не разделявшее строгий лаицизм НРП. ДП находилась у власти с 1950 по 1960 год, и она заложила основы турецкой демократии. Партии удалось обеспечить вхождение Турции в политическую и экономическую систему Запада, экономический рост и поддержку значительных масс населения. Однако результатом либеральных преобразований стали социальное расслоение и утрата элитой своих позиций, что и послужило причиной мены власти насильственным путем. НРП так и не смогла сформировать достойную оппозицию ДП.
В 1965 году, после передачи власти от военных к гражданским властям и проведения свободных выборов, к власти приходит наследница ДП - Партия Справедливости (ПС), также стоящая на либеральных позициях.
В начале 1970 - х годов НРП удается выработать новую политическую программу. Однако она не смогла удержать власть и с 1977 по 1980 год делила министерские портфели с либеральной ПС и поддерживающими ее партиями исламистов и националистов.
На выборах 1983 года победила Партия Отечества. На фоне разгорающегося конфликта с курдами в стране растут националистические настроения. В политике преобладает популизм, основанный на пантюркистской, европоцентристской и антикурдской риторике. В этот период Турция была приведена в состояние социального хаоса. Известные политические лидеры не внушали доверия, требовалась принципиально новая политическая сила, способная дать идеи радикального обновления общества. Такой силой Партия Справедливости и Развития (ПСР), пришедшая к власти в 2002 году.
Партия справедливости и развития пришла к власти в результате победы на выборах 3 ноября 2002 года. В парламентских выборах приняли участие 18 политических партий, однако только две из них сумели пройти в Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ): сформированная чуть более чем за год до выборов ПСР и Народно-республиканская партия (НРП).
В соответствии с результатами выборов ПСР получила в меджлисе 366 мест из 550-ти и право на формирование однопартийного правительства. Успех Партии справедливости и развития был достигнут в условиях судебного преследования и давления со стороны армии. Избиратели выбрали ПСР как альтернативу действующим партиям, успевшим дискредитировать себя. С точки зрения места в политическом спектре, политологи охарактеризовали ПСР как умеренную исламистскую партию правого толка.
Во внутренней политике под предлогом вступления Турции в Евросоюз происходили значительные перемены.
Постепенно были ликвидированы суды государственной безопасности, приговоры которых не подлежали обжалованию. 143-я статья Конституции, регламентирующая их работу, была отменена. Введена процедура обжалования судебного приговора в Европейском суде по правам человека, если его положения противоречат европейским правовым конвенциям. В статье 90-й закреплен приоритет их актов над местным законодательством. Парламент Турции отменил чрезвычайное положение в ряде вилайетов на юго-востоке страны, исключил из Закона о борьбе с терроризмом статью 8, предусматривавшую тюремное заключение за пропаганду, наносящую ущерб целостности государства.
Демократические реформы сделали возможными изменения в законах об общественных организациях, фондах, а также о средствах массовой информации. Важным аспектом закона о СМИ является положение об их праве не оглашать источники своей информации. Частным и государственным каналам разрешено вещание на языках этнических меньшинств. Частные учебные заведения могут включать в свои учебные программы курсы по изучению этих языков. Анкара придерживается моратория на смертную казнь, значительно расширен гражданский контроль над вооруженными силами, которые на протяжении последних десятилетий были главной политической силой страны.
Выполняя требования ЕС по демократизации государственного аппарата, ПСР ограничила полномочия военных, в том числе и в Совете национальной безопасности (СНБ).
сентября 2010 года в Турции прошел конституционный референдум. На всенародное голосование был вынесен пакет поправок в Конституцию Турции, разработанный правящей ПСР. Конституционная реформа предусматривает изменение 24 статей Конституции, принятой 7 ноября 1982 года.
Большое внимание было уделено системе правосудия: возможность проведения суда над военнослужащими передана гражданским инстанциям; состав Высшего совета судей и прокуроров Турции расширен с 7 до 21 члена за счет введения в него представителей меджлиса и местных судебных инстанций. Изменению также подвергся состав Конституционного суда: согласно поправкам, число его членов возросло с 11 до 17.
Конституционная реформа подразумевала также гарантию ряда новых прав и свобод, в том числе: признания за чиновниками права на забастовки, смягчения запрета на выезд за границу для предпринимателей, имеющих задолженность по уплате налогов; защиты женщин и детей от насилия; создания института омбудсмена.
ПСР сумела добиться положительной динамики в развитии экономики. ВВП Турции составляет 748 миллиардов долларов. Ежегодный рост составляет в среднем 7-10%. Важным направлением ее торгово-экономических связей стал Ближний Восток, товарооборот со странами которого увеличился на 53%. По темпам роста объема экспорта - 33% в год - Турция занимает пятое место в мире. Доля страны в мировой торговле превысила 1%. За время пребывания ПСР у власти Турция превратилась в один из крупнейших туристических центров мира.
Вместе с тем в Турции сохраняются такие негативные факторы, как значительные внешняя и внутренняя задолженности, высокий уровень безработицы (около 10%).
Партия справедливости и развития предпринимает шаги по решению курдского вопроса. В Турции с 1 января 2009 года начал вещание первый государственный курдский телеканал - TRT-9. Тем не менее, на юго-востоке страны до сих пор проводятся военные операции, направленные против сепаратистского курдского движения.
июня 2011 года на парламентских выборах в Турции, Партия справедливости и развития вновь одержала победу, набрав 49,91% голосов избирателей. Популярность ПСР неуклонно растет: на выборах 2002 года партия получила 34,28% голосов, в 2007 году - 46,58%. Нынешняя победа позволит партии занять в новом парламенте 326 депутатских мест, что дает ей возможность снова сформировать однопартийное правительство и продолжить прежний курс.
2.2 Современная политическая и партийная система Турции
Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ) - турецкий парламент (меджлис) является высшим органом законодательной власти страны.
Согласно турецкой конституции 1982 года ВНСТ состоит из одной палаты, члены которой, в соответствии с утвержденными на общенародном референдуме в октябре 2007 года поправками, избираются на четыре года путем всеобщих одноступенчатых выборов (ранее парламентарии избирались на пять лет).
По поправкам к конституции 1995 года, число депутатов, избираемых в ВНСТ, было увеличено и составляет 550. Голосование проводится в избирательных округах, в целом соответствующих административному делению Турции (81 провинция). Подсчет голосов и распределение депутатских мест осуществляются по особой системе, сочетающей принципы пропорционального представительства с элементами мажоритарной системы.
Решение о проведении досрочных выборов может приниматься парламентом или президентом. Промежуточные выборы на вакантные места в парламенте могут проводиться один раз в течение срока полномочий ВНСТ.
По конституции, «депутатом может быть каждый турок, достигший возраста 25 лет» за исключением лиц, не имеющих начального образования или ограниченных в правах, в том числе лиц, «имеющих судимость за участие в идеологических или анархистских действиях». Не могут быть кандидатами и избираться депутатами, если не выйдут в отставку, судьи и прокуроры, преподаватели высших учебных заведений, лица, находящиеся на государственной или военной службе.
По конституции ВНСТ «принадлежит законодательная компетенция от имени турецкой нации», означающая право издавать, изменять и отменять законы, контролировать правительство и министров, наделять Совет министров компетенцией принимать по определенным вопросам постановления, имеющие силу закона, рассматривать и принимать проекты законов о бюджете и его исполнении, принимать решения об эмиссии денег и объявлении войны, ратифицировать международные договоры, принимать решения о приведении в исполнение вынесенных судами и окончательно утвержденных смертных приговоров.
До октября 2007 года ВНСТ обладало полномочиями избирать президента Турецкой Республики из числа депутатов парламента или других лиц, отвечающих критериям, необходимым для избрания депутатом. Таким образом 28 августа 2007 года был избран нынешний президент Турецкой Республики Абдуллах Гюль, выдвинутый правящей Партией справедливости и развития. В соответствии с принятыми в октябре 2007 года поправками в конституцию президент избирается общенародным голосованием сроком на 5 лет с возможностью повторного переизбрания.
Правом законодательной инициативы обладают правительство и депутаты ВНСТ. Отклоненные законопроекты не могут вновь выноситься на рассмотрение парламента ранее, чем по прошествии одного года. Принятые ВНСТ законы публикуются президентом.
Рабочие органы турецкого парламента - Президиум, Консультативный совет, постоянные комиссии.
Президиум ВНСТ избирается из числа депутатов дважды в течение срока полномочий парламента одного созыва - первоначально сроком на 2 года, затем - на 3 года. Президиум состоит из председателя ВНСТ, четырех заместителей, а также членов - секретарей и административных распорядителей. Президиум формируется с участием всех представленных в парламенте партий, с учетом численности их парламентских фракций.
Председатель ВНСТ и его заместители не принимают участия в деятельности политических партий, членами которых являются, не участвуют в работе парламентских партийных групп. Председатель ВНСТ и тот из его заместителей, который председательствует на заседании, не могут участвовать в голосовании.
Председатель ВНСТ - второе лицо в турецкой государственной иерархии. Он замещает президента страны и осуществляет его функции в случаях временного оставления президентом своих обязанностей или освобождения поста президента вплоть до избрания нового главы государства.
Комиссии ВНСТ создаются «для изучения соответствия букве и духу конституции вносимых на рассмотрение парламента законопроектов и предложений». Численный состав комиссий утверждается на заседании парламента на основе предложений Консультативного совета ВНСТ. Количество членов в составе комиссий, избираемых от той или иной партийной группы, определяется председателем ВНСТ пропорционально численности партийных групп. Свои партийные группы в парламенте могут создавать партии, имеющие не менее двадцати депутатов.
Административными вопросами ВНСТ занимается Генеральный секретариат.
Парламентарии Турции участвуют в работе Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Совета Европы, Североатлантической ассамблеи, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества.
ВНСТ располагает значительной самостоятельностью в своей внешнеполитической деятельности (межпарламентские связи, в т.ч. в рамках международных организаций, международных комитетов, групп дружбы и т.д.). Вместе с тем МИД Турции достаточно «плотно» координирует этот аспект работы ВНСТ, так или иначе, участвуя в проработке практически всех внешнеполитических шагов турецкого парламента.
В последних парламентских выборах, состоявшихся 12 июня 2011 года, участвовало 15 партий, при этом изначально заявки поступили от 27 политических партий. Кресла в турецком парламенте из участвовавших 15-ти партий получили только 6 партий: Партия справедливости и развития (Р.Т.Эрдоган), Народно-республиканская партия (К.Кылычдароглу), Партия национального действия (Д.Бахчели), курдская Партия мира и демократии (С.Демирташ, Г.Кышанак) образованная в 2008 году, независимые депутаты ( и партия KADEP. Председатель ВНСТ с июля 2011 года - Джемиль Чичек.
Электорат ПСР - большая часть страны, НРП - Фракия, запад Турции (Средиземноморское побережье), иль Эрзинджан (центральная Анатолия), ПНД - Ван, территории на границе с Арменией, ПМД и независимые депутаты - юго-восток Турции (с преимущественно курдским населением).
О Партии справедливости и развития уже было упомянуто. Ниже дан краткий обзор остальных партий Турции.
Народно-республиканская партия - старейшая из ныне существующих в Турции партий, созданная в 1923 г. Мустафой Кемалем Ататюрком.
В 1927 году были декларированы 4 основных принципа НРП: «Республиканство», «Народность», «Национализм» и «Лаицизм». В 1935 году к партийным принципам добавились также «Государственность» и «Революционность». 6 стрел на эмблеме символизируют эти принципы.
Принципы «свободы, равенства, взаимопомощи, преимущества труда, демократизации в совокупности и эффективностью с развитием» занимают важную позицию в политике НРП.
Партия националистического действия - программа партии носит название «Прямиком в будущее». В предисловии партия в качестве своей основной цели видит формирование сильной и большой страны под своим единоличным руководством. Подобно ПСР, эта партия ставит амбициозные цели в экономике. Однако ПНД идет дальше и выражает намерение к 2023 году сделать Турцию «мировым лидером» во всех смыслах.
Среди основных принципов, на которых основывается данная партия, согласно ее программе, можно назвать национализм (повышение турецкого национального самосознания); демократия и верховенство закона, прав и свобод личности; свобода совести и вероисповедания (так понимается светскость); единство и целостность турецкого народа.
Партия мира и демократии - важно отметить, что у данной партии 2 председателя, одним из которых является женщина - Гюльтан Кышанак. Сопредседатели партии в разное время избирались в ВНСТ от Хаккяри, Диярбакыра и Шиирта (курдские или).
Среди приоритетных направлений деятельности этой партии: принятие новой конституции; снятие запрета на формирование партийных блоков; мирное решение курдского вопроса, в том числе закрепление в конституции их прав наравне с правами турецкого населения страны, обеспечение полной свободы курдским СМИ, курдского языка (в том числе в учебных заведениях); защита прав женщин; популяризация политики устойчивого экологического развития.
KADEP - программа партии определяет ее как «плюралистическая участническая светская либеральная социально-демократическая партия масс». Из всех вышеперечисленных партий эта имеет наиболее краткую программу. Первая задача, указанная в программе KADEP, - справедливое, мирное решение курдского вопроса в соответствии с международными договорами и документами ООН. Решением вопроса партия считает создание на территории Турции федерации.
Также партия поддерживает и намерена ускорять процесс вступления Турции в ЕС. Среди других задач - принятие новой конституции, создание системы «Большого контроля» за демократией и правовой системой (Büyük Gözalt? Projesi).
Глава III. Экономическая модернизация Турции 2000 - 2013 гг
.1 Кризисные явления в турецкой экономике на рубеже XXI века
В Османской империи XIX века не сложилось внутренних условий для развития капиталистических отношений. Развитию экономики не уделялось должного внимания, в результате чего возникло отставание от ведущих стран Запада и от России. В стране практически не существовало промышленности и даже предпосылок для ее создания, а сельское хозяйство продолжало развиваться медленно, хотя и приспосабливалось к товарному производству.
С 1853 по 1875 год, всего за четверть века, правительство набрало такое количество кредитных обязательств у западных банков, что в 1881 году значительная часть финансов государства попала под контроль «Управления Оттоманского государственного долга». Оттоманский имперский банк фактически имел полномочия министерства финансов, координируя работу монетного двора, налоговые поступления и систематические выплаты кредиторам, обладая правом «вето» в бюджетной комиссии.
Фактически правительство империи утратило свою финансовую независимость. С 1881 года принято начинать отсчет полуколониального периода существования империи. Немаловажную роль в этом процессе играли капитуляции. Они были предоставлены всем великим державам и направлены на превращение Османской империи в объект экономической экспансии со стороны промышленно развитых стран, в периферию мировой экономической системы. Капитуляции не только тормозили развитие промышленности и предпринимательства в стране, но и углубляли межэтнические противоречия. Торговлей в Турции занимались в основном немусульмане - греки, армяне, евреи, арабы-христиане Леванта. Посольства и консульства великих держав развернули торговлю паспортами среди этих слоев населения, в результате чего те смогли пользоваться торговыми привилегиями иностранных купцов.
Османская империя стала частью единой развивающейся мировой экономической системы, в которую ей суждено было войти на правах поставщика сырья и транспортной артерии между Европой, Азией и Россией. Однако, в отличие от подавляющего большинства стран Азии и Африки, Османской империи удалось отстоять свою независимость, которая была закреплена в результате национально-освободительной войны 1919-1923 годов. Причиной этого были, прежде всего, противоречия между мировыми державами, каждая из которых не могла позволить конкурентам единоличное обладание столь важной территориальной и экономической единицей. Но из пожаров Первой мировой войны и национально-освободительной войны Турция вышла со значительно ослабленной экономикой. Создание новой национальной экономической системы шло под эгидой этатизма - ведущей роли государственного капитала. Мировой экономический кризис окончательно направил турецкую экономику на путь этатизма и принудительной индустриализации.
Под руководством Ататюрка, благодаря целевым льготным кредитам со стороны дружественных стран, Турция достигла больших успехов в индустриализации: в 1927-1939 годах удалось поднять промышленное производство в 5,7 раза. Турецкая экономическая система может быть смело поставлена на второе место по уровню этатизма после СССР. Не только промышленность, но и торговля, и финансовая сфера развивались под контролем государства посредством ГЭО (Государственных экономических организаций), которые являлись основными юридическими лицами и экономическими игроками. Управляющие кадры ГЭО были тесно связаны с бюрократией Народно-республиканской партии, которая превратилась в основного поставщика кадров для политической и экономической элиты. В годы Второй мировой войны турецкая экономика совершила значительный рывок вперед. В первую очередь это было обусловлено искусной политикой нейтралитета: в результате экономического сотрудничества с Великобританией и особенно с Германией внешнеторговый баланс в 1939-1945 годах был в пользу Турции. Всего за этот период стране удалось заработать четверть миллиарда долларов чистой прибыли,14 ставшими серьезным вложением в растущую экономику. В послевоенную эпоху страна входила с оформленной политической и экономической элитой, тесно связанной с НРП, но желающей больших экономических свобод. Война дала заработать на поставках армии и экономическим партнерам за границей, и большому числу турецких бизнесменов, которых уже не устраивал этатизм властей. Именно новая экономическая элита встала во главе политических и экономических преобразований в Турции после Второй мировой войны.
Ускорение в 60-70-е годы процессов модернизации в Турции (после принятия ее в ассоциированные члены ЕС) шло в рамках моделей, характерных для «смешанной экономики». В Турцию начинают активно привлекаться прямые частные инвестиции, благодаря чему в стране создаются новые отрасли промышленности - автомобильная, металлургия, нефтехимия. И уже в 1973году объем ВВП на душу населения составил 3753долл. Ускорение темпов экономической модернизации при сохраняющейся высокой роли государства в экономике, особенно государственного сектора, вызывало нарушение сложившихся социально-политических структур. В стране это привело к политическим потрясениям, а вслед за ними к изменениям экономических моделей. После этого Турция приступила к кардинальному изменению своей экономической стратегии, начав внедрение рыночных принципов, а импортозамещающая модель сменилась на экспорториентированную.
В 2000-е годы Турция в целом завершила переходный к рыночной экономике период. Наиболее уязвимым местом в экономике оставалась финансовая сфера, которая и стала основной причиной кризисов конца 2000года, кризиса 2001-2002гг.
В 2001 году Турция пережила финансово-экономический кризис - самый тяжелый за последние два десятилетия развития в условиях экономической либерализации. Ее валовый национальный продукт в твердых ценах сократился на 9,5%. Спад пережили практически все отрасли и сферы экономики. Добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности уменьшилась на 8,1%, в добывающей - на 8,8%, в сельском хозяйстве - на 6,5%; сокращение в сфере услуг составило 6,1%, в том числе во внутренней торговле - 9,4%.
В 2002 году экономический рост был восстановлен - ВНП вырос на 7,1% - и продолжался в последующие годы довольно высокими, хотя и неравномерными темпами: в 2003 г. - 5,9%, в 2004 г. - 9,9%, в 2005 г. он по оценке составил около 5% вместо ожидаемых 7%. Сказалась неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке и особенно рост цен на нефть, потребности в которой Турция более чем на 90% обеспечивает импортом. Основными западными кредиторами Турции являются МВФ и Всемирный банк, а также все больше отдельные страны и фонды Евросоюза. Общий объем кредитов, полученных Турцией за первые пять лет текущего века из этих источников, превышает 30 млрд. долл.
Гиперинфляция постоянно сдерживала поступление в Турцию прямых иностранных инвестиций, несмотря на все меры, предпринимавшиеся для их привлечения. Одним из свидетельств этого служит тот факт, что из кумулятивной суммы заявленных в период с 1981 по 2003 годы иностранных инвестиций в 35 млрд. долларов, фактически в страну поступило лишь около 16 млрд. долларов. Инфляционная обстановка, связанная с ней крайняя дороговизна кредита в последние десятилетия стали одной из причин растущего вывоза турецкого капитала за рубеж - в основном в страны Евросоюза. Общая сумма турецких зарубежных инвестиций на конец 2004 год оценивалась в 7 млрд. долларов С 2002 года в Турции наблюдается снижение темпа инфляции.
Именно после этих последних кризисов Турция, даже после прихода к власти исламской партии, наиболее активно стала проводить экономический курс в рамках рыночных концепций и с целью интеграции в мировую экономику и ЕС. Стремление достичь экономических критериев, необходимых для вступления в члены ЕС, широкое использование кредитов и прямых иностранных инвестиций, стали факторами, способствовавшими ускорению темпов развития.
3.2 Развитие экономики Турции на современном этапе
Главным фактором, позволившим Турции достаточно быстро справиться с кризисом, стала массированная помощь Запада, который придает большое значение поддержанию стабильности своего важного военно-политического и торгово-экономического партнера в ближневосточном регионе и использует переживаемые им трудности для решения своих стратегических задач. В экономике - это осуществление мер, направленных на ускорение рыночной трансформации и модернизации, интеграции в мировое хозяйство, сближение с экономикой Евросоюза, полным членом которого Турция готовится стать.
Основными западными кредиторами Турции являются МВФ и Всемирный банк, а также все больше отдельные страны и фонды Евросоюза. Общий объем кредитов, полученных Турцией за первые пять лет текущего века из этих источников, превышает 30 млрд. долл. Значительная часть этих средств была направлена на погашение текущей внешней задолженности, часть была использована на поддержку турецкого бюджета, включая инвестиционное финансирование инфраструктурных проектов. Частный сектор также воспользовался внешней поддержкой и смог привлечь заемные средства с международных денежных рынков, получить кредиты зарубежных банков.
Все это позволило Турции существенно поднять импорт оборудования, сырья и полуфабрикатов, в которых остро нуждалась экономика и в первую очередь - промышленность. Под влиянием возросшего внутреннего и экспортного спроса наиболее динамичное развитие получили новые отрасли с участием иностранного капитала - производство бытовой техники, электроники, автотранспортных средств и некоторых других изделий, тогда как в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности производство поддерживалось на ранее достигнутом уровне или под влиянием конъюнктурных факторов, в первую очередь роста цен на нефть и другое импортное сырье, продолжало сокращаться. В ряде случаев это было результатом конкуренции импортных промышленных, в том числе потребительских товаров, поступление которых в страну в последние годы с включением Турции в таможенный союз ЕС и отменой всех прежних ограничений заметно возрастает. В 2004 году их доля в турецком импорте достигла 12%.
Особое внимание в последние годы уделяется мобилизации потенциальных источников внутренних финансовых ресурсов. Повышена эффективность налоговой системы; приватизация госсектора, начатая еще во второй половине 80-х годов, наконец вступила в решающую стадию и приносит растущий доход государству.
На погашение основных сумм и выплату процентов по внешнему долгу Турция затрачивает в среднем 15 и более млрд. долл. ежегодно. Постоянно испытывая трудности с выполнением своих долговых обязательств, она вынуждена прибегать к рефинансированию долгов и привлечению в этих целях новых кредитов.
Стабилизация экономики, понижения темпов инфляции сопровождаются ростом интереса к Турции со стороны зарубежных инвесторов, оживлением притока не только прямых, но и портфельных инвестиций, причем уже не только в качестве «горячих денег», поступающих со спекулятивными целями, но и для вложения в акции турецких предприятий, в первую очередь подлежащих приватизации, и банков. Активность иностранных инвесторов заметна и на Стамбульской фондовой бирже, где они в последнее время становятся основными покупателями акций турецких компаний. Иностранный частный капитал превращается во все более важный фактор развития и модернизации турецкой экономики, выступая не только как носитель современных технологий, технических новаций, но и производственной и маркетинговой культуры. На конец 2004 года в Турции имелась 2461 иностранная компания со 100%-м капиталом, и 634 компании участвовали в совместных предприятиях. Большинство иностранных компаний действовало в сфере услуг - 2226, в промышленности - 591, в других отраслях - 27812. Свыше 70% всех прямых иностранных инвестиций имеют происхождением страны Евросоюза. Среди других стран наиболее значительны инвестиции компаний США и Японии.
Расширение участия частного иностранного капитала в турецкой промышленности, как правило, сопровождается повышением производительности труда, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, значительная ее часть предназначена для экспорта. Характерным примером может служить автомобилестроение, где производство ведется при участии целого ряда известных мировых компаний: в 2004 г. производство автотранспортных средств (половина из них - легковые автомобили) составило 862 тыс., из которых 523 тыс. (61%) было экспортировано.
Оздоровлению экономики, ее росту способствует осуществляемое в последние годы укрепление правовой и институциональной среды, которое проводится по образцам ЕС и в соответствии с маастрихтскими критериями. Большое внимание уделяется, в частности, оздоровлению и реструктуризации национальной банковской системы, серьезно пострадавшей в результате кризисов в 1998 и 2001 годах, которая включает слияние банков и укрепление их капитала, в том числе, и за счет привлечения иностранных акционеров, ликвидацию маломощных банков, другие меры, направленные на укрепление надежности и конкурентоспособности банковской отрасли, повышение ее роли в финансировании реальной экономики. Этому способствует и снижение процентных ставок на кредиты, происходящее в результате снижения инфляции. Среди мер по стабилизации турецкой экономики следует упомянуть о деноминации турецкой лиры, которая была осуществлена Центральным банком Турции 1 января 2005 г. после тщательной подготовки. Эта мера была вызвана непомерным разбуханием денежной массы в обращении, перманентным обесценением турецкой денежной единицы. С 1 января 2005 г. стоимость новой турецкой лиры была приравнена к 1 миллиону старых лир, соответственно произошло изменение ее валютного курса. Деноминация способствовала упорядочению денежного обращения Турции, облегчению расчетов по внутренним и внешним операциям.
Развитие отраслей хозяйства с учетом их естественных преимуществ, вытекающих из географического положения и природного потенциала страны, находит свое проявление в развитии индустрии туризма. За последнее десятилетие мощности этой отрасли удвоились, а приносимые ею валютные доходы в 2005 г. достигли 15,3 млрд. долларов. По доходам от туризма Турция с 2001 году опережает Грецию; ее целью является вхождение в пятерку стран - мировых лидеров туристического бизнеса.
Выполнению всех наметок, которые предполагают продолжение динамичного развития страны, в то время помешали некоторые внешние факторы и в первую очередь - сохранение нынешнего высокого уровня и тем более продолжение роста мировых цен на нефть. В Турции признается, что для уменьшения нефтяной зависимости ей необходимо срочно заняться развитием альтернативных источников энергии, которыми страна обладает (солнечная, ветряная, геотермальная), начать строительство АЭС. Отрицательные последствия для турецкой экономики может иметь обострение обстановки на Ближнем Востоке, перерастание существующей напряженности в военные конфликты. Но и при благоприятной внутренней и внешней конъюнктуре Турция в текущем десятилетии сохранит макроэкономическую неустойчивость, финансовую и технологическую зависимость от Запада. В то же время, оставаясь его экономической периферией, Турция продолжит использование своего геостратегического положения, привлекательности своего растущего рынка и транзитного потенциала, связанного с доставкой на мировой рынок углеводородного и иного сырья из Евразии, для ускорения роста, повышения своей роли на региональном и глобальном уровнях.
На сегодняшний день Турции удалось превратиться в одну из наиболее развитых стран мусульманского мира, в то же время она тесно связана с европейским рынком, также характеризуется значительной долей частного сектора и преобладанием рыночных отношений. Правительство Тайыпа Эрдогана продолжает курс на либерализацию экономики, приватизируя государственные концерны и открывая доступ на внутренний рынок для иностранных инвесторов.
Заключение
Опыт модернизации экономики Турции на разных этапах социально-экономического развития свидетельствует об особенностях, выявленных в процессе данной работы. С момента становления Турецкой Республики (в 1923 г.) модель социально-экономического развития страны постоянно менялась под влиянием внутренних и внешних факторов. На современном этапе развития Турции удалось обеспечить себе значительный экономический рост, несмотря на различные кризисы.
Первые попытки модернизации предпринимались еще во времена Османской империи, когда к середине XIX в. ее отсталость от Европы выявилась наиболее отчетливо. Трансформация традиционного османского общества рассматривалась, прежде всего, как адаптация к европейским нормам хозяйствования. Реформы Селима III и Махмуда II положили начало, а Танзимат продолжил формирование правовой базы для вестернизации. Однако процесс внедрения европейских достижений в политическую и социально-экономическую структуры османского халифата тормозился из-за влияния религиозных норм и структур.
С 1923 г. Турецкая Республика, конституционно ограничив религиозное влияние и провозгласив себя светским государством, за основу экономического развития взяла курс на европеизацию. В реализации этого стратегического курса можно выделить несколько этапов, отличавшихся подходами к модернизации. В течение первого периода современной экономической истории Турции (1923-1929 гг.) правительство сделало ставку на потенциал частного национального предпринимателя, создав адекватную европейским нормам правовую базу и оказывая частному сектору государственную поддержку. С началом Великой депрессии экономическая политика правительства трансформировалась в жесткий контроль экономики со стороны государства, в так называемую политику «этатизма». Опиравшийся на традиционную для османского общества модель активного вмешательства государства в экономику, он был положительно воспринят большинством населения Турции. Во всех отраслях экономики были созданы крупные государственные экономические организации, ставшие фактически монопольными государственными объединениями. Мощный государственный сектор, созданный в 1930-1940-е гг., регулировал практически всю экономическую жизнь страны, благодаря этому был дан мощный толчок модернизации страны. Этатизм оказался в этот период наиболее эффективной для Турции экономической политикой, позволившей в значительной мере обеспечить устойчивые темпы роста, заложить основы индустриализации, создать национальную инфраструктуру. Турция была одной из первых стран, применившая для развития своей экономики планирование и советский опыт индустриализации. За период этатизма (включая 1940-е гг.) сформировался и стал укреплять свои позиции частный капитал, чему способствовала и переориентация после окончания Второй мировой войны внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Турции в сторону Запада.
Немаловажную роль в модернизации экономики играли и внешнеэкономические факторы. Экспортоориентированная модель развития вызвала качественные изменения во внутреннем производстве, повысила долю высокотехнологических отраслей в структуре экспорта и импорта страны. В страну хлынули иностранные инвестиции, которые привнесли значительный эффект в процесс модернизации экономики.
Процесс модернизации в Турции не завершен. В настоящее время внешние факторы модернизации продолжают уступать внутренней потребности в ней. Для Турции таким внешним фактором является проблема вступления в ЕС. Если даже попытки Турции вступить в ЕС не увенчаются успехом, усилится влияние исламских норм на экономическую политику, расширятся связи с исламскими странами, на наш взгляд, Турция вряд ли откажется от курса на вестернизацию, приведшего к одному из самых удачных результатов в исламском мире.
Пока же можно констатировать, что в ХХ веке Турция смогла преодолеть тяжелое имперское наследие прошлого и провести радикальную модернизацию по европейскому образцу. В начале XXI века Турция смогла выработать собственную модернизационную стратегию, основанную на органичном синтезе западного опыта и собственных традиций. Пока эта стратегия дает уникальные результаты, запечатленные в экономических показателях и росте политического и культурного влияния страны за рубежом. Для России опыт Турции может оказаться весьма полезным и в силу близости путей исторического развития наших тран, общих корнях и проблемах постимперского развития.
Список использованной литературы
1.Гельман В. Пути модернизации, траектории, развилки, тупики. СПб, 2010
2.Иванов С.М. Османская империя в мировой экономической системе. СПб. 2005
.Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. М. 1991
.Миллер А.Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М.1983
.Новичев А.Д. История Турции. Новое время. Л.1978
.Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. М. 1990
.Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М.1983
.Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк: очерк жизни и деятельности. М. 1995
.Рыбаков Р.Б. История Востока. Т.4. Восток в новое время. М.2005
.Советский энциклопедический словарь. М. 1982
. Сотниченко Александр. Особенности модернизации. СПб. 2010
. Фадеева И.А. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи. М. 1985
.Фадеева И.А. Концепция власти на Ближнем Востоке. М. 1993
.Шеремет В.И. Османская империя и Западная Европа XIX века. М. 1986
15.Gökhan Kimsesizcan // Istanbul Ticaret gazetesi
.Deniz Sipahi // Istanbul Ticaret gazetesi
17.Yenel S?söy // H?rriyet gazetesi
18.Yalc?n Bayer // H?rriyet gazetesi
19.Mehmet G?ndem // Milliyet gazetesi
20.Ertu?rul ?zkök // Milliyet gazetesi
21.www.turtsia.ru
22.www.yerkramar.org
23.www.ensonhaber.com/hurriyet-gazetesi.com
24.www.idmedina.ru
25.www.hse.ru