Содержание
Введение
. Аграрный вопрос и земельные отношения накануне революции
. Аграрное законодательство периода революции
.1 Секвестр земель делинквентов и церковных земель
.2 Отмена рыцарского держания
Библиография
Введение
К началу революции Англия была еще в основном аграрной страной. Феодальные производственные отношения находились в явном противоречии с характером производительных сил. В сельском хозяйстве феодальная форма землевладения продолжала тормозить дальнейшее развитие хозяйства по капиталистическому пути.
В поземельных отношениях, в аграрном строе, с господствующими в нем феодальными формами землевладения, мешавшими буржуазному развитию деревни, заключались наиболее острые социальные противоречия предреволюционной Англии.
С конца XV в. в сельском хозяйстве Англии происходили крупные изменения, открывавшие путь к быстрому преобразованию его на капиталистической основе. Однако старые феодальные формы землевладения, старый строй поземельных отношений, сохраняющие еще большую силу, связывали буржуазное перерождение деревни, тормозили замену феодального способа производства новым, капиталистическим, что вызывало нарастание противоречий, разрешить которые могла лишь революция.
Интересы дальнейшего развития капиталистического уклада хозяйства пришли в острое противоречие с существующим в стране феодально- абсолютистским строем, этот конфликт получил свое многогранное отражение во всех сферах английской жизни еще в конце XVI в.
В силу этого аграрный вопрос играл важнейшую роль, как в подготовке революции, так и в решении ее основных задач. Характер и пути разрешения аграрного вопроса определяли направление социально-экономического развития Англии и в послереволюционную эпоху.
Историографический и источниковедческий обзор.
Аграрная история Англии является одной из наиболее плодотворно разрабатываемых в советской историографии проблем всеобщей истории. Общепризнанный вклад в ее изучение внесли М. А. Барг, С. И. Архангельский, В. М. Лавровский, В. Ф. Семенов, М.В. Винокурова, В.А. Косминский и А.Я. Левицкий.
М. А. Барг поставил проблему о наличии в Английской революции двух аграрных программ, буржуазно-дворянской и крестьянско-плебейской, увидев в этом стержень политической и социальной борьбы в революционном лагере 1640-х годов. Он выявил незавершенный характер буржуазного аграрного переворота, который создал юридические условия для окончательного вытеснения крестьянства из сельскохозяйственного производства страны.
С. И. Архангельский исследовал проблему земельных сдвигов в ходе Английской буржуазной революции XVII в., подойдя к ее решению через изучение аграрного законодательства революции. Он вплотную подошел также к решению вопроса о той роли, которую сыграло английское крестьянство в революционных событиях 40-50-х годов XVII в.
Большая заслуга в разработке вопросов социально-экономической истории Англия конца XVI - начала XIX вв. принадлежит В. М. Лавровскому. Он рассматривал тему аграрного развития Англии, экспроприацию английского крестьянства и образование на этой основе крупного капиталистического поместья.
Вопросы о предпосылках, последствиях ранних огораживаний, юридической и социальной принадлежности сгоняемых с земли крестьян рассматривал В. Ф. Семенов. Он интерпретировал огораживания как насильственное разрушение манориальными лордами традиционных поземельных распорядков английской деревни.
Винокурова Н.В. рассматривала такие проблемы аграрной истории Англии как эволюция земельных отношений в XVI-XVIII вв., огораживания, экспроприация копигольдеров, движения ренты. Она старалась учитывать связь аграрно-исторических процессов с общим процессом генезиса капитализма.
Исследователи английской буржуазной революции Косминский Е.А. и Левицкий А.Я. привнесли значительный вклад в изучение аграрного вопроса. Они рассматривали изменение земельных отношений в ходе революции и аграрное законодательство и положение различных слоев крестьянства.
Зарубежные исследователи особенное внимание уделяли вопросам об общем ходе огораживаний и размере территории Англии, которая была им подвергнута.
Источниковедческая база изучения аграрного вопроса в английской буржуазной революции также достаточно широка. Все источники можно разделить на несколько типов - аграрное законодательство, мемуары и воспоминания, памфлеты и программы. Наиболее обширной группой является именно аграрное законодательство. Оно включает в себя акты и ордонансы парламента, постановления палаты общин и палаты лордов, нереализованные парламентские проекты, билли и протоколы заседаний обеих палат парламента. Мемуарные источники достаточно субъективны и односторонни. В памфлетах и программах содержатся проекты аграрных преобразований, предлагаются решения вопросов о феодальных правах на землю, положению крестьянства, регулирования земельных рент.
В целом, историография и источники позволяют провести достаточно полное исследование аграрного вопроса в английской революции и получить представление об «английском пути» развития сельского хозяйства.
аграрный английский революция законодательство
1. Аграрный вопрос и земельные отношения накануне революции
Для начала, мы считаем, необходимым рассмотреть тот аграрный строй и те земельные отношения, которые уже существовали в Англии к моменту революции, то есть в начале XVII века. Барг М.В. полагал, что особенность социально-экономического развития Англии в этот период заключалась в том, что наиболее интенсивная капиталистическая перестройка средневекового способа производства началась в деревне раньше, чем в городе, и протекала радикальнее всего в земледелии. Именно тем обстоятельством, что английская деревня рано стала рассадником крупного производства, рассчитанного на массовый сбыт, объясняется, почему ни одна страна не достигла такой степени развития капитализма и концентрации производства в сельском хозяйстве. О степени интенсивности вторжения капитала в земледелие можно судить, прежде всего, по тому, какое огромное количество земель к моменту революции переходит в руки людей, не связанных с земледелием и распространение крупной капиталистической аренды (лизгольда). Формально основой феодального строя в Англии оставалась феодальная собственность на землю, предполагающее так называемое «рыцарское держание», а фактически земля уже находилась в собственности джентри и буржуазии, которые требовали освобождения ее от оков этой феодальной собственности. В свою очередь, абсолютизм встал на путь прямо противоположный - восстановления системы рыцарского землевладения с целью финансовых вымогательств.
Такая позиция короля неизбежно сталкивалась не только с желаниями джентри и буржуазии, но и с интересами преобладающей части английского населения - йоменри. Иоменри - крестьянство как класс в эпоху переходную от феодализма к капитализму. Фригольдеры, копигольдеры и лизгольдеры - таков его состав с точки зрения юридической. Надельные крестьяне и безземельные (коттеры) - таков его состав с точки зрения социально- имущественной. Фригольд был свободным держанием на общем праве, то есть наиболее близкой к частной собственности формой английского землевладения; копигольд, в отличие от него, был несвободным держанием на обычном праве манора, наиболее полно отражающим феодальную собственность на землю.
Дворяне, ставшие на путь «буржуазного использования земли», теперь претендовали на земли, которые долгое время обрабатывались основной частью йоменри - копигольдерами, смотревших на нее, как на свою собственность. Между ними неминуемо должна была разгореться борьба за землю. Основными видами борьбы лендлордов против крестьянского землевладения были огораживания - процесс насильственной экспроприации крестьянской общины и монополизации земельной собственности в руках крупных землевладельцев с целью выжить обычных держателей с земли, и повышение, или «улучшение», рент держателей.
Таким образом, английское крестьянство еще до революции оказалось под двойным ударом: с одной стороны этот класс усиленно разрушался под нажимом дворянства в лице манориальных лордов, с другой стороны, его разрушали губительные для мелкой собственности вообще, и на этой ступени ее развития в особенности, капиталистические отношения.
2. Аграрное законодательство периода революции
С началом революции противоречия между различными слоями населения по аграрному вопросу перешли на новый уровень. Острые противоречия внутри парламентского лагеря между новым дворянством и сражавшимся под их руководством крестьянством проявились во всей полноте, когда лицом к лицу столкнулись две программы решения аграрного вопроса - буржуазно-дворянская и крестьянско-плебейская.
Суть первой заключалась в стремлении буржуазии и джентри получить всю землю в частную собственность. Вся деятельность буржуазно- дворянского лагеря в революции была не чем иным, как фронтальным наступлением на традиционное право крестьянского землевладения. Но именно эта программа реализовывалась парламентом Англии.
Вторая была представлена программами левеллеров и диггеров, которые считали собственность основой конституции. В из аграрных программах были требования превращения копигольда во фригольд, то есть полную крестьянскую собственность и возвращение крестьянам огороженных земель, что и являлось заветным желанием крестьянской массы.
Советские исследователи, в частности В.Ф. Семенов, считали, что уничтожение феодальных рент оказалось бы мощным экономическим стимулом массовой «фермеризации» крестьянской деревни. Более того, от судьбы копигольда, от того, будет ли он превращен во фригольд, то есть в свободное держание, защищенное общим правом страны, зависела судьба крестьянского землевладения в целом. Анализируя данную ситуацию, современный исследователь Бацер М.И. пришел к выводу, что в случае благоприятного исхода экономическая конкуренция между фермерами и джентри, исключающая использование внеэкономических методов, неизбежно привела бы к нехватке рабочих рук и, следовательно, к повышению материального статуса беднейших слоев деревни. Крупной же собственности лендлордов ничего не угрожало даже со стороны диггеров, занимавших пустоши и афишировавших мирный характер своей агитации.
И, хотя борьба на почве аграрного вопроса достигла своего апогея лишь после казни короля и установления республики, тем не менее, начало ей было положено еще в первой половине 40-х годов, когда буржуазия и новое дворянство приступили к осуществлению своей аграрной программы, лежавшей в основе аграрного законодательства Долгого парламента(1640 - 1653 гг.).
В аграрной политике Долгого парламента прослеживается два основных направления. Первое - это секвестр земель делинквентов и церковных земель, второе - односторонняя отмена рыцарского держания. Оба эти направление аграрной политики рассматривались советскими историками Косминским Е.А. и Левицким А.Я. Другой исследователь, Архангельский С.И., в свои работах по аграрному законодательству особое внимание уделял именно секвестру земель делинквентов и церковных земель.
2.1 Секвестр земель делинквентов и церковных земель
Долгий парламент, власть в котором переходила к буржуазии и ее союзнику - новому дворянству, испытывая нужду в денежных средствах, встал на путь секвестра земельных владений своих противников, получивших прозвище делинквентов. Важно заметить, что секвестр не был новшеством Долгого парламента. Он и раньше был одним из источников государственного дохода.
Секвестр не сразу стал общим мероприятием, сначала его применяли лишь к отдельным лицам и отдельным местностям. Уже в постановлении от 5 сентября 1642 г. бремя расходов на ведение парламентом гражданской войны с королем возлагалось на ее виновников - делинквентов. За этим последовал принятый обеими палатами Долгого парламента 27 марта 1643 г. ордонанс, содержащий распоряжения о секвестре владений духовных лиц, которые подняли оружие против парламента и прямо или косвенно поддерживали короля. За первым основным ордонансом о секвестре владений делинквентов последовали дополнительные ордонансы (от 18 августа 1643 г., от 25 мая 1644 г.), разъяснявшие и уточнявшие первый.
Когда весной 1648 г. вспыхнула вторая гражданская война, Долгий парламент применил секвестр к владениям тех дворян, которые приняли в ней участие. Ордонанс 13 июня 1648 г., прежде всего, установил, чьи владения подлежали новому секвестру.
После того, как секвестр земельных владений делинквентов был проведен, оказалось, что рационально использовать секвестрованный фонд очень трудно. В июле 1644 г. палата общин постановила составить перечень пригодных для продажи владений, с проектом их оценки. Проект продажи секвестрованных владений нашел горячую поддержку среди купечества, рассчитывавшего вложит свои деньги в землю. Но палата лордов отклонила проект нижней палаты, и получение необходимых средств шло путем наложения композиций (штрафов) на делинквентов. Если наложенная на делинквента композиция выплачивалась, делинквент получал амнистию, и ему возвращалось его имущество.
Архангельскй С.И., занимавшийся исследованием этого вопроса и изучавший источники установил, что вопрос о предоставлении делинквентам амнистии за уплату ими композиций занимал видное место и в переговорах Долгого парламента с королем.
Широко применявшаяся практика композиций нашла себе законодательное оформление в ордонансе 8 февраля 1647 г., определявшем состав и права «Комитета по композициям».
Итак, практика композиций из временной меры обратилась в постоянную и служила восполнением той пустоты в бюджете, которая образовалась из-за отсутствия общего указа о распродаже секвестрованных владений.
Ордонансом от 27 марта 1643 г. секвестр простирался и на владения высших духовных лиц, если они принимали участие в войне с парламентом или оказывали помощь его врагам. 17 ноября 1646 г. был издан ордонанс о продаже епископских земель. Он выделял непосредственных держателей епископской земли, предоставляя им право преимущественной покупки в течение 30 дней после составления описи владения,
Таким образом, и эти, отнятые у англиканской церкви земли были недоступны мелким держателям - крестьянам. Покупатели церковных земель получали все права и привилегии прежних владельцев, наследовали порядки и обычаи вплоть до судебных прав, вытекающих из манориалыюго строя. Покупателями этих земель были дворяне, лондонская и провинциальная буржуазия, офицеры армии.
Не многим отличалось аграрное законодательство при Республике. Крайняя нужда в средствах побудила правительство индепендентской республики пойти на ту меру, на которую не пошли пресвитериане, стоящие ранее у власти,- на продажу значительного числа секвестрованных владений роялистской аристократии, дворянства и других представителей роялистского лагеря. Соответствующий законодательный акт был принят в палате общие 17 июля 1651 г., но никакого общего принципа о праве республики продавать секвестрованные земли сторонников короля он не устанавливал. В двух последних актах 1652 г. отсутствовал пункт о предоставлении преимущественного права покупки непосредственному держателю в течение 30 дней.
Секвестр земель, сопровождался ли он продажей земли или возвращением земли прежнему владельцу после уплаты композиции, вел к развитию аренды. Новыми арендаторами были растущая английская буржуазия и новое дворянство.
Таким образом, на землях аристократии и дворянства, подлежавших действию закона о секвестре, в начале 50-х годов XVII в. интересы рядового держателя, копигольдера или лизгольдера сталкивались или с интересами нового собственника, или нового арендатора земли, пришедшего па смену прежнему владельцу, или с интересами вернувшегося в свое старое поместье владельца, уплатившего композицию и старавшегося возместить себе понесенный ущерб.
Во всех трех случаях положение широких масс держателей земли становилось весьма тяжелым. Новый собственник и новый арендатор, обычно снимавший землю за повышенную ренту, были обладателями денежного капитала. Вкладывая его в землю или сельскохозяйственное предприятие, они стремились сделать их наиболее доходными, а этой цели можно было достичь соответствующим повышением платежей, взимаемых с непосредственных держателей. Замена держателей, плативших низкие ренты, другими согласными платить более высокие ренты была обычной у владельцев земли после восстановления их прав на землю.
Особое положение в истории аграрного законодательства революции занимали акты, относившиеся к коронным землям. Уже в 1643 г. ордонанс от 21 сентября устанавливал секвестр доходов короля. 16 июля 1649 г., был издан акт о продаже земель, принадлежащих низложенной династии Стюартов.
В отличие от актов о продаже секвестрованных владений епископов, деканов и капитулов, а также светских делинквентов, акт 16 июля 1649 г. не предусматривал ни проверки прав держателя, ни аннулирования арендных договоров, заключенных на длительные сроки.
Коронные земли переходили к людям трех категорий: 1) к непосредственным держателям земель короны, 2) к основным кредиторам и 3) в прочим покупателям, владевшим так называемыми «обязательствами».
Основные земельные законы английской буржуазной революции были изданы Долгим парламентом. После разгона «охвостья» Долгого парламента Кромвелем, в апреле 1653 г., законодательная власть перешла к собранию представителей религиозных индепендентских общин, вошедших в историю под названием Малого, или Бербонского, парламента. Малый парламент должен был разрешить важнейшие социальные вопросы, выдвинутые ходом буржуазной революции, среди которых аграрный вопрос занимал, как и прежде, центральное место.
Среди важнейших проектов, связанных с реформой гражданского права, обсуждавшихся в Малом парламенте, находился и проект отмены десятины. Левеллеры включили пункт об отмене десятины во все редакции «Народного соглашения» 1048-1049 гг. Однако дворяне, имевшие права на десятину, и часть буржуазии, приобретавшая эти нрава, были заинтересованы в сохранении десятины. В Малом парламенте вопрос об отмене десятины подвергся длительному обсуждению, по все же десятина не была отменена.
В Малом парламенте был поставлен, но не был разрешен также и другой весьма важный вопрос, относящийся к реформе гражданского права, главным содержанием которого оставались земельные отношения. Суть проблемы заключалось в том. Что в Англии наряду с общим правом продолжало действовать обычное манориальное право - крепостных людей не было, но крепостное право не было отменено законом.
Тем не менее, Малый парламент продолжил курс Долгого парламента и спор шел не о принципах и основах, на которых надо было построить новое гражданское право, а о необходимости частичных поправок к старому феодальному праву, выгодных и полезных для формирующегося нового, буржуазного слоя землевладельцев, которые оказывались правопреемниками феодальных землевладельцев и но собирались рубить под корень весь строй феодальных отношений в деревне.
История аграрного законодательства 40 -50 годов XVII в. показывает, что все основные законы, касавшиеся земли, были уже изданы к моменту установления протектората. Оба конституционных акта протектората - первая конституция «Орудие управления» от 16 декабря 1653 г. и вторая конституция, известная под именем «Покорнейшей петиции и совета», от 25 мая 1057 г., содержали в себе статьи, подтверждавшие всю силу изданных уже актов и ордонансов о продаже или другом распоряжении землями, рентами и недвижимостью союзников короля.
В эпоху революции продолжались огораживания общинных земель. Буржуазная революция нанесла тяжелый и решающий удар общинному землевладению в Англии. Разрешение вопросов, связанных с разделом общинных земель, предоставлялось самим огораживателям на местах.
.2 Отмена рыцарского держания
Вопрос об односторонней отмене в ходе революции феодальной формы землевладения, феодальных поземельных отношений имеет важное значение для понимания судеб английского крестьянства.
Рыцарское держание - основной и наиболее массовый тип господского феодального держания земли в Англии - было правовой основой землевладения феодалов в целом. На этом праве держало землю большинство светских землевладельцев страны. Как отмечает Барг М.А., несмотря на то, что значительная доля земельной площади к началу XVII в. оказалась в руках «новых лендлордов», приобретших ее за «чистое золото» и поэтому считавших ее своей «благоприобретенной» собственностью, абсолютное большинство владений манориальных лордов страны являлось сточки зрения господствовавшего в стране феодального права именно рыцарским держанием, обязанным верховному лорду, в большинстве случаев королю, рядом повинностей и весьма ограниченным в праве распоряжения.
Хотя основная обязанность держания на рыцарском праве - военная служба королю, так же как и заменявший ее платеж - щитовые деньги, ушла в область предания, все еще требовалось оказывать королю так называемые субсидии, размер которых не был фиксированным. При наследовании рыцарского держания сюзерен мог потребовать рельеф (выкуп), который в случае наследования крупных владения нередко становился предметом финансовых вымогательств. Непосредственные же держатели земли от короля кроме рельефа должны были при вступлении в наследство внести особый платеж, который равнялся полному годичному доходу с унаследованной земли. Однако наибольшее возмущение и протесты в рядах нового дворянства вызывала сохранявшаяся в силе средневековая система «опека малолетних наследников», до совершеннолетия которых лорд - попечитель имел право бесконтрольно управлять их имуществом. Помимо этого, владельцы рыцарских феодов были чрезвычайно стеснены и в праве распоряжаться своим держанием. Феод не только не мог передаваться по завещанию, но и при жизни для отчуждения его требовалось согласие лорда. Таковы были основные правовые условия рыцарского держания.
Беспарламентское правление Карла I привело к тому, что разрешение вопроса об отмене рыцарского держания оттянулось вплоть до революции.
С началом гражданской войны вопрос о рыцарском держании снова оказался в центре внимания парламента. Эта реформа рассматривалась как одна из наиболее важных в ряду тех требований, которых парламентская Англия теперь добивалась с оружием в руках.
Первым шагом палаты общин в этом направлении было создание комитета (14 апреля 1643 г.), которому было поручено подготовить билль об освобождении от опеки «наследников таких лиц, которые будут убиты в войне, сражаясь на стороне парламента», а также подготовить декларацию, касающуюся всего вопроса об опеке в целом. Таким образом, на первых порах освобождение от опеки рассматривалось парламентом как наиболее действенное поощрение сторонников парламента.
В то же время парламент пытался использовать феодальные права короны и стоявшую на страже их палату по делам опеки для выкачивания денежных средств, в которых он сильно нуждался. 24 июля 1643 г. палатой общин было принято постановление о назначении комитета для подготовки ордонанса об отмене держаний и уничтожения палаты опеки при условии компенсации короля фиксированным годовым доходом, равным сумме доходов, приносимых вышеуказанной палатой.
Окончательная победа над королем при Незби, с одной стороны, и почти полная безрезультатность использования феодальных прав короны для бюджета парламента - с другой, ускорили развязку.
февраля 1646 г. давно обсуждавшийся ордонанс был окончательно принят. Общины постановили, что вся система опеки вместе с контролирующей ее палатой уничтожается: все держания, основанные на омаже (т. е. рыцарское держание), все файны, захваты, композиции при отчуждении, как и все другие связанные с ними обязательства, отменяются.
Историческое значение вотума 24 февраля заключается в том, что буржуазия и новое дворянство в революции, использовав победу народных масс над королем, «присвоили себе современное право частной собственности на поместья, на которые они имели лишь феодальное право». Иначе говоря, превратив средневековую феодальную собственность по существу в единоличную буржуазную собственность, они тем самым лишили в законодательном порядке массу английского крестьянства легальных прав на землю, на которую последнее имело такое же феодальное право, как и лорды. С первого взгляда положение копигольдеров ничуть не менялось, они остались «обычными» держателями. Но именно это обстоятельство и оказалось роковым для их землевладения, ибо, в то время как их лорды были признаны полноправными собственниками земли, владельческие права копигольдеров оказались непризнанными, что было равносильно их легальной экспроприации.
Вотумом 24 февраля была в значительной мере решена судьба крестьянского землевладения в Англии, и решена не в его пользу. Его исчезновение в экономических условиях послереволюционной жизни было уже только вопросом времени. В этом вотуме всего ярче сказался консервативный характер английской революции. В новых условиях сохранение копигольда означало по существу легальную экспроприацию преобладающей части английского крестьянства.
Библиография
Источники:
1.Постановление палаты лордов о выработке законопроекта об отчуждении епископских земель, 5 сентября 1645 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946. ( С. 225).
2.Ордонанс об упразднении архиепископов и епископов и о передаче их земель на нужды государства, 9 октября 1646 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946. ( С. 226).
3.Ордонанс об использовании земель епископов для нужд государства, 17 ноября 1646 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946.(С. 228).
4.Акт о продаже Приходских маноров и церковных земель, ранее принадлежавших архиепископам, епископам, деканам и капитулам, 16 октября 1650 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. (С. 235).
5.Акт о продажи владений, маноров и земель, ранее принадлежавших бывшему королю, королеве и наследному принцу, 16 июля 1649 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946.(С. 239).
6.Постановление палаты общин о возложении расходов по ведению гражданской войны на сторонников короля, 5 сентября 1642 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946.(С. 243).
7.Постановление палаты общин об издании ордонанса о продаже недвижимостей сторонников короля, 15 ноября 1645 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946.(С. 244).
8.Армия требует продажи имений злоумышленников (делинквентов). 20 ноября 1648 г. [Из мемуаров Уайтлока]. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946. (С. 244).
9.Акт о продаже некоторых земель и имений, конфискованных республикой за измену, 16 июля 1651 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946. (С. 245).
10.Проект билля об огораживаниях. [Из протокола заседания палаты общин], 19 декабря 1656 г. // Законодательство английской революции 1640- 1660 гг. М.,1946. (С. 250).
11.Билль об ограничении платы за допуск, 3 октября 1656 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946. (С. 251).
12.Ордонанс о надлежащем платеже десятины и др. сборов, 8 ноября 1644 г. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946. (С. 252).
13.Проект малого парламента об упразднении десятины. // Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946. (С. 253).
Литература:
1.Английская буржуазная революция XVII в. // Под. Ред. Е.А. Косминского, А.Я. Левицкого. Т. I, М., 1954.
2.Архангельский С.И. Аграрное законодательство великой Английской революции (1643-1648). М., 1935.
3.Барг М.А. Лавровский В.М. Английская буржуазная революция XVII в. М., 1958.
4.Бацер М.И. Левеллеры против Кромвеля (1647-1649). // Новая и новейшая история. - 2002. - № 3.
5.Винокурова М.В. Нерешенные проблемы аграрной истории Англии XVI-XVIII вв. // Новая и новейшая история. - 1985. - № 1.
6.Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М.,1946.
7.Семенов В.Ф. Великая английская революция. // Пакуль Н.М., Семенов В.Ф. Ранние буржуазные революции. М., 1931.