Августовский путч

Введение


Истории известно множество примеров того, как великие империи свое существование оканчивали делением на мелкие части, где образовывались самостоятельные государства, не связанные больше между собой. Советский Союз является одним из таких примеров.

Распад Советского Союза - это событие, которое в истории относится к числу глобальных, повлиявших на весь мир. После распада Советского Союза в новейшей истории началась новая веха - была создана новая политическая карта мира, а также изменилась судьба многих миллионов людей. Именно осмысление и анализ этого масштабного события является целью данной работы. Августовские события 1991 года, последовавший за этим распад СССР, образование СНГ - это череда событий, ознаменовавшая исторический этап развития мировой цивилизации.

Вряд ли в ближайшее время тема августовского путча и последующего распада Советского Союза утратит свое значение. Описанные события свежи еще в памяти людской, а пережившие распад Советского Союза имеют свое мнение относительно различных его аспектов. Все это вызывает необходимость полного и всестороннего изучения данного вопроса с целью составления объективной, полной, и, в то же время беспристрастной картины произошедшего.

Целью настоящего исследования является рассмотрение вопросов августовского переворота 1991 г., распада СССР и последовавшего образования Союза Независимых Государств (СНГ).

Задачи настоящего исследования предопределены поставленной целью и заключаются:

в изучении вопроса и анализа событий, связанных с августовским переворотом 1991 г.;

в рассмотрении и анализе вопросов распада Советского Союза и создания на постсоветском пространстве СНГ.

1. Августовский переворот 1991 г.

политический переворот постсоветский

1991 год стал последним годом в истории Советского Союза. Августовский ГКЧП явился катализатором того, что почти все бывшие союзные республики, а также несколько автономий вне России (ставшие позже непризнанными государствами, заявили о своей независимости.

марта 1991 г. состоялся Всесоюзный референдум, на котором обсуждался вопрос о сохранении Советского Союза в качестве обновленной федерации равноправных суверенных республик. На референдум было вынесено пять вопросов. На проведение всесоюзного референдума органы государственной власти отреагировали по-разному. Ряд республик (Латвия, Литва, Эстония и др.) не поддержали его проведение, в связи с чем, предпринимались попытки его бойкотировать, а взамен провести плебисциты, опросы. В референдуме участие приняли 80% граждан Советского Союза. При этом, за сохранение обновленного Союза высказалось 76,43%.

По итогам референдума был разработан проект заключения договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого должно было состояться 20 августа 1991 года. Но Государственный комитет по чрезвычайному положению 18-21 августа осуществил неудачную попытку насильственного отражения М.С. Горбачева от власти, чем сорвал подписание Союзного договора.

Августовские события 1991 г., которые в историю сошли как (Августовский путч, августовский переворот и т.п.), по сути, явились попыткой антиконституционного переворота, который был предпринят консервативным сталинско-брежневским крылом руководства Советского Союза и КПСС. В период с 19 по 21 августа 1991 г. власть в стране перешла к Государственному Комитету по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в состав которого вошли: О.Д. Бакланова, В.А. Крючкова, В.С. Павлова, Б.В. Пуго, В.А. Стародубцева, А.И. Тизякова и Г.И. Янаева. Фактически ГКЧП был образован из первых государственных и должностных лиц, которые выступили против реформ перестройки, проводимых Президентом СССР М.С. Горбачевым. Члены ГКЧП выступили против преобразования Советского Союза в Союз Суверенных государств, который, по сути, становился конфедерацией.

К этому времени в РСФСР силу набирают демократы, которые под руководством Б.Н. Ельцина, не только отказались подчиняться ГКЧП, но и объявив их действия антиконституционными, фактически вступили в противостояние. С 22 по 20 августа 1991 г. бывшие члены ГКЧП, распущенного к этому времени, а также лица, активно им содействовавшие им, сначала были арестованы, но в 1992-1993 гг. отпущены под подписку о невыезде. Примечательным является тот факт, что Военной коллегией Верховного Суда РФ 11 августа 1994 г. в отношении одного из участников ГКЧП (отказавшегося от амнистии 1994 г.) был вынесен оправдательный приговор. Речь идет о Валентине Варенникове.

На сегодняшний день относительно событий августа 1991 г. среди исследователей нет единой точки зрения, поскольку сами члены ГКЧП говорят о непосредственной заинтересованности в этом Президента СССР М.С. Горбачева. Так, по воспоминаниям Г. Янаева, документы ГКЧП были разработаны по непосредственному поручению М. Горбачева. Аналогичные высказывания содержатся и в воспоминаниях последнего председателя Верховного Совета СССР А. Лукьянова. Да и сам бывший президент СССР, спустя 20 лет заявил, что о планах ГКЧП знал заранее. Справедливости ради, стоит отметить, что в сентябре 1991 г. на следствии по данному делу он говорил совершенно иное - прямо противоположное.

В первом своём воззвании ГКЧП оценивал общие настроения в стране как весьма скептические по отношению к новому политическому курсу на демонтаж сильно централизованной федеративной структуры управления страной и государственного регулирования экономики; порицал негативные явления, которые новый курс, по мнению составителей, вызвал к жизни, как то спекуляцию и теневую экономику; провозглашал, что «развитие страны не может строиться на падении жизненного уровня населения» и обещал жёсткое наведение порядка в стране и решение основных экономических проблем, не упоминая, правда, о конкретных мерах.

ГКЧП поддержал председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов.

По распоряжению Д. Язова, Министра обороны СССР, в Москву были введены войска и боевая техника, а по распоряжению В. Крючкова, Председателя КГБ СССР, загородную дачу Б. Ельцина в Архангельском, окружило спецподразделение «Альфа».

Сам Б. Ельцин находился в Белом Доме и от сотрудничества с ГКЧП отказался. Мало того, он принимает решение об оказании противодействия, назвав действия ГКЧП антиконституционными. К зданию Белого Дома ГКЧП были направлены танковые войска. Армия заняла ключевые позиции на улицах города, но под психическом воздействием демонстрантов, сторонников Б. Ельцина, не получая решительных приказов, в ней происходит разложение и братание с демонстрантами. Войска стали переходить на сторону демонстрантов. Ельцин вышел к своим сторонникам и на одном из танков публично зачитал обращение.

Ночью 20 августа в столице произошли первые столкновения между защитниками Белого Дома и армией. Утром 21 августа Д. Язов отдает приказ вывести войска из Москвы и всем частям отправиться по местам постоянной дислокации.

Около 16:00 Президиум Верховного Совета СССР, под председательством глав палат союзного парламента, принял постановление, в котором объявил незаконным фактическое отстранение президента от исполнения его обязанностей и потребовал от вице-президента отмены указов и основанных на них постановлений о чрезвычайном положении как юридически недействительных с момента их подписания.

августа в 00.04 часа М. Горбачев в сопровождении Руцкого и Силаева возвращается из Фороса в Москву. Все члены ГКЧП по постановлению Генерального прокурора РСФСР В. Степанкова были арестованы.


2. Распад Советского Союза


Именно после распада Советского Союза сформировалось ближнее зарубежье России. На встрече в Беловежской Пуще (респ. Беларусь) лидеры России, Белоруссии и Украины (Б. Ельцин, С. Шушкевич и Л. Кравчук) 8 декабря 1991 г. констатировали фактический распад СССР. Одновременно ими было подписано соглашение о создание новой государственной структуры - Содружества Независимых Государств (СНГ). Постепенно к СНГ присоединились все союзные республики, за исключением стран Прибалтики - Литвы, Латвии и Эстонии.

Сам распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой не только кардинально изменившей всю систему международных отношений, но и оказавшей сильную психологическую травму миллионам людей, живших некогда в многонациональном государстве.

Распад государства привел к разрыву не только дружеских, но и семейных связей. В то же время, перед многими встал вопрос или даже проблема относительно выбора гражданства. До настоящего времени не утихают споры о том, был ли развал Советского Союза предопределен исторически или все же в тот момент руководством страны была упущена возможность сохранения страны в реформированном виде.

Практически все республики бывшего Советского Союза в своей истории не имели опыта и традиций государственного строительства. Этим, в частности, были обусловлены многие проблемы, и, в частности, по решению серьезных межнациональных конфликтов. Во времена Советского Союза границы между союзными республиками, зачастую проводились произвольно, без учета реального расселения народов и исторических обстоятельств. Кроме того, в рамках политики «подтягивания окраин», проводившейся в ходе индустриализации экономики первых пятилеток и промышленного строительства послевоенного периода производилось массовое переселение народа различных национальностей из центральных районов страны в союзные республики. Большинство из постсоветских республик, по сути, стали многонациональными образованиями.

После обретения независимости, практически во всех постсоветских государствах, стали формироваться моноэтнические государства титульных наций. Как сепаратизм стали рассматриваться любые попытки введения федеральных отношений. Армения и Азербайджан в Закавказье из-за Нагорного Карабаха, в начале 90-х гг. вели кровопролитную войну, территория которого является спорной для этих республик, но где преимущественно проживают армяне. Не менее острым конфликт является и в Грузии. Приняв конституцию, не предусматривающую никаких прав автономий, Грузия вступила в вооруженный конфликт с Абхазией и Южной Осетией. Аналогичная ситуация сложилась и в Молдове (конфликт с Приднестровьем), где конфликт был обусловлен нежеланием кишиневских властей создать реальное федеративное государство.

Относительно причин распада Советского Союза среди историков, в настоящее время, нет единой точки зрения. Среди таких причин называются:

некомпетентность руководства страны, эгоистичное желание лидеров союзных республик избавиться от контроля со стороны центральных властей [Развал СССР: преступление без срока давности]; деградация властных элит, старение высшего чиновничьего аппарата;

центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

глубокие внутренние кризисы и конфликты, в том числе национальные: Нагорно-карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, Грузино-южноосетинский конфликт, Грузино-абхазский конфликт;

диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 г., но экономических возможностей выполнить его уже не было);

инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее достаточно слабую, сырьевую экономику СССР и др.

Распад Советского Союза происходил на фоне как экономического, так и внешнеэкономического кризисов. О начале экономического кризиса в СССР официальные власти впервые объявили в 1989 г., когда рост экономики сменился ее падением.

Хронический товарный дефицит, в период 1989-91 гг. доходит до своего максимума. Это явилось глобальной проблемой экономики, в результате чего из свободной продажи исчезли практически все основные товары. Практически во всех регионах страны было введено нормирование снабжение населения в форме талонов.

В 1991 году в стране смертность превысила рождаемость, и в стране разразился демографический кризис.

Не лучшим образом складывалась ситуация и во внешнеполитической деятельности. Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран повлек за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов. Все это приводит к фактическому коллапсу советской сферы влияния в тех странах и регионах мира, которая сложилась по итогам Второй мировой войны.

февраля 1990 г. ЦК КПСС было объявлено об ослаблении монополии на власть. Первые конкурентные выборы прошли в течение нескольких недель. В парламентах союзных республик большинство мест получили националисты и либералы.

В течение 1990-91 гг. произошел так называемый «парад суверенитетов». В ходе него все союзные, а также многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете. Именно в декларациях были оспорен приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что породило начало «войны законов».

Ими также были предприняты действия, направленные на контроль местной экономики. Сразу же обозначилось нежелание выплаты налогов в союзный бюджет. Данные конфликты способствовали разрыву многих экономических связей, что и без того, ухудшило экономическое положение в Советском Союзе.

Нахичеванская АССР стала первой территорией Советского Союза, которая объявила в январе 1990 г., в ответ на бакинские события, о независимости. О независимости до августовского путча также объявили две союзные республики - Грузия и Литва. Была высказана идея о создании нового союза (CCГ), но от этой идеи отказались и заявили о переходе к независимости - Армения, Молдавия, Латвия и Эстония. Кроме того, о независимости заявил и Татарстан.


3. Образование СНГ


Разумеется, бывшие советские республики не могли в один день стать полностью отдельными государствами. Получив на бумаге полную самостоятельность и независимость, они в дополнение имели и без того кризисную экономику, все связи в которой были налажены под нужды единого государства. Разрыв этих связей означал бы необходимость создания экономики каждой страны с фактического нуля. К тому же и общественное сознание было ориентировано на единство, а международные интересы требовали от молодых государств срочно искать союзников. Так что на территории бывшего Советского Союза сразу образовалось сначала СНГ, а потом и множество других союзов.

Образование Содружества Независимых Государств.

После подписания Беловежского соглашения было основано новая межгосударственная структура - Содружество Независимых Государств. Изначально в нее вошли Россия, Украина и Беларусь, однако планировалось вступление всех бывших советских республик.

декабря 1991 г. в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой были указаны цели и принципы СНГ. В частности, в ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».

Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования Советского Союза с образованием СНГ.

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 г. в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 г. когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.

Таким образом, мы видим, что многолетнее совместное существование территорий СССР не прошло даром - до сих пор они остаются сильно интегрированными, с многоуровневыми экономическими, политическими и социальными связями.


Заключение


В данной работе автором был рассмотрен вопрос августовского путча 1991 г. и последовавшие за этим события, связанные с распадом Советского Союза и образованием самостоятельных государств на постсоветском пространстве, образованием Содружества Независимых Государств.

Подытожив изложенный в работе материал, можно привести ряд обобщающих постулатов:

Прежде всего, бесспорным является тот факт, что распаду Советского Союза способствовали причины как внутреннего, так и внешнего фактора, и достоверно сказать, был ли распад государства неизбежным, достоверно сказать нельзя.

Все события и этапы распада Советского Союза логически соответствуют его причинам. Они выстраиваются в четкую взаимосвязанную систему, в которой можно распознать выгоды, планы и чаяния ее участников.

Внезапное прекращение существования такой сверхдержавы как Советский Союз потрясло весь мир. Фактически, с политической карты исчезла сверхдержава, огромная не только по территории, но и по политическому влиянию на весь мир, огромная и по своей военной силе. Распад великой державы оказал оглушительное влияние на мировую геополитику и экономику.


Список использованной литературы


1.Баталов Э. Перестройка и судьба России. // ОНС., Э. Баталов 2005 - №2;

2.Васильева О.В. Республики во время путча // Путч. Хроника тревожных дней. О.В. Васильевa - Москва: Прогресс, 1991. - 457 с.

.Жиделев В.А. Трансформация государственной власти в России в период с 1985 по 2000 годы: диссертация… кандидата юридических наук: 12.00.01 / Жиделев В.А. [Место защиты: Нижегор. акад. МВД России] Нижний Новгород, 2007. - 223 c.

.Лигачёв Е.К. Кто развалил СССР?. - СПб., 1999. - 324 с.

.Лукьяненков С.С. - Актуальные проблемы новейшей истории России - Армавир, 2000. - 653 с.

.Медведев Р.А. Советский Союз. Последний год жизни / Р.А. Медведев - Москва: АСТ, 2002. - 640 с.

.Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989-2000) // К истории падения сверхдержавы - М: Вече, 2002. - 480 с.

.Орлов А.В. Последние годы существования СССР (1985-1991) // История России с древнейших времен до наших дней/ Орлов А.В., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т. - М.: Проспект, 2007. - 592 с.

.Хасбулатов Р. Распад СССР не был неизбежным // Правда., 1992 - 326 с.


Теги: Августовский путч  Реферат  История
Просмотров: 42527
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Августовский путч
Назад